Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА»

анализа дает возможность сопоставить одиопо-рядковые данные. Логическим продолжением проведенных исследований было изучение частоты отражения выделенных содержательных категорий в публикациях по антиалкогольной пропаганде в ряде массовых журналов («Здоровье», «Работница», «Крестьянка», «Семья и школа» и др.) за определенный период времени (изучались публикации с 1981 по 1987 г.). Сопоставление результатов частотного анализа содержания публикаций по профилактике пьянства и алкоголизма с потребностями основных адресных групп читателей этих журналов показало степень удовлетворения информационных потребностей читателей и позволило определить оптимальную направленность содержания антиалкогольной информации с учетом запросов читателей.

Приведенный выше пример использования метода контент-анализа, безусловно, отражает лишь одну из возможностей его применения в исследованиях по санитарному просвещению. Весьма перспективным является его использование для установления направленности содержания материалов по различным аспектам здорового образа жизни.

Контент-анализ может служить также для определения предпочтительных для населения методов и форм предъявления медико-гигиенической информации. В этом случае категории кон-

тент-анализа должны охватывать всю совокупность таких методов и форм. Контент-анализ позволяет определить и предпочтительный источник получения информации, оценку авторитетности коммуникатора.

Весьма существенно, что контент-анализ имеет своим непосредственным объектом не анализ содержания отдельных сообщений, а анализ потока информации по определенной проблеме, в которой опосредованно отражается социальный опыт аудитории воздействия.

Контент-аиалитический подход к исследованию медико-гигиенической информации имеет большую практическую значимость, так как он дает возможность совершенствовать содержание и форму предъявления материалов медико-гигиенической пропаганды, основываясь на эмпирических данных, полученных от предполагаемой аудитории воздействия, и тем самым прогнозировать пропагандистское воздействие этих материалов.

Литература

1. Алексеев А. П., Дудченко В. С.// Социологические проблемы семьи и молодежи. — Л., 1972. — С. 128— 134.

2. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. — М., 1967.

3. Ядов В. Я. Методология и процедура социологических исследований. — Тарту, 1968.

Поступила 28.08.87

УДК 614:378.661

В. Г. Андреева, Р. А. Кондратьева, Г. В. Селюжицкий,А. Н. Славина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Перестройка здравоохранения, повышение его роли в жизни советского общества предъявляют новые требования к подготовке врачей-гигиенистов.

В течение последних двух лет в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте кафедрой педагогики и психологии совместно с деканатом санитарно-гигиенического факультета проведено изучение процесса формирования личности студентов данного факультета с целью его оптимизации. Основные задачи настоящего исследования были следующие:

1) выявление типичных недостатков в работе врачей-гигиенистов и причин, обусловивших их;

2) определение профессионально важных качеств (ПВК) личности врача-гигиениста; 3) изучение динамики представлений студентов о ПВК, а также изменений самооценок студентов на разных этапах обучения в вузе; 4) оценка возможностей совершенствования процесса адап-

тации к ооучению в вузе на младших курсах санитарно-гигиенического факультета.

Для исследования были привлечены 150 врачей-гигиенистов с более чем 10-летним стажем работы, с которыми проведено анкетирование с целью выявления типичных ошибок, затем с помощью метода ранжирования были определены ПВК (участникам опроса предлагалось расположить по степени важности для их профессиональной деятельности различные психологические качества и умения).

Проведен также опрос 220 студентов I и VI курсов санитарно-гигиенического факультета по той же методике ранжирования. У этих же студентов определяли экстраверсию и эмоциональную устойчивость по методике Г. Ю. Айзенка

[1], лабильность мышления по методике В. Т. Козловой [3], волевые качества по стилю учебной деятельности по методике Н. С. Копейной

[2], а также изучали адекватность самооценки

психологических качеств методом неградуиро-ванных шкал О. М. Аиисимовой [4].

Проанализирован процесс адаптации у 118 первокурсников (выявление групп риска, пси-хологокоррекционная работа). 0, Данные обработаны с использованием корре-ляционного анализа (ранговой и линейной корреляции).

В результате проведенных исследований установлено, что типичными недостатками, свойственными врачам-гигиенистам, являются недостаточное умение анализировать, отстаивать свою точку зрения, недостаточная принципиальность и объективность суждений, уклонение от занятий самообразованием, чрезмерное увлечение инструкциями, недооценка значения гигиенического воспитания населения, а также неумение искать союзников для достижения конечной цели. Таким образом, почти все выявленные ошибки имеют психологическую природу. Особо ^ следует подчеркнуть, что пробелы в профессиональных знаниях и навыках врачами практически не отмечались.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости более целенаправленной психологической подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета, которую в значительной степени может обеспечить психологическая служба вуза. Для этого прежде всего следует построить модель специалиста гигиенического профиля, включающую его личностную характеристику, т. е. перечень основных ПВК. Такой перечень составлен нами по результатам опроса врачей с более чем 10-летним стажем практической работы (табл. 1).

Полученный эталонный ряд ПВК служит ориентиром при проведении воспитательной работы ^ на санитарно-гигиеническом факультете.

На следующем этапе исследования было изучено представление о ПВК у студентов на начальной (1 курс) и заключительной (VI курс) стадиях обучения. Усредненные показатели (т.е. аналогичные проранжированные ряды ПВК) по I и по VI курсу сопоставляли с эталонным рядом, полученным при опросе врачей.

Между «эталонами» врачей и первокурсников корреляции не обнаружено, т. е. к концу первого года обучения в вузе студенты еще не имеют адекватного представления о требованиях к ним, обусловленных их будущей профессией. Между «эталонами» врачей и шестикурсников выявлен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (/■=0,457, /?^0,05), что свидетельствует о знании выпускниками санитарно-гигиени-ческого факультета, существенных особенностей предстоящей деятельности.

Вместе с тем врачи со значительным профессиональным стажем допускают психологические ошибки, которые были отмечены выше. Следовательно, у выпускников, несмотря на знание своей профессии, еще недостаточно развиты

Таблица 1 Профессионально важные качества врача-гигиениста

Ранговое место Качество Средний балл

1-е Широта профессиональных интере-

сов 5,8

2-е Умение отстаивать свою точку зре-

ния 6,4

3-е Стремление достигнуть поставленной

цели 7,7

4-е Способность принять решение в кри-

5-е тических условиях 7,8

Умение дать социальную оценку яв-

лениям 8,7

6-е Осознание общественной ценности

своего труда 9,0

7-е Коммуникативные умения 9,3

8-е Умение выразить свои мысли 10,7

9-е Высокий самоконтроль своих дейст-

вий 10,8

10-е Самообладание при конфликтах 11,0

Примечание. Средний балл — сумма ранговых мест данного качества у всех опрошенных, деленная на число опрошенных.

требуемые психологические умения. Для их выработки необходимы адекватная самооценка сформированное™ ПВК у каждого студента и психологическая работа по развитию недостаточно сформированных и закрепленных качеств.

Нами был проведен анализ самооценки лабильности мышления, эмоциональной стабильности, экстраверсии и волевых качеств, которые служат фундаментом для формирования ПВК, у студентов I и VI курсов. Показателем адекватности самооценки отдельной психологической характеристики являлся коэффициент линейной корреляции (гху) между распределением самооценок и объективных оценок у испытуемых конкретной выборки. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, у первокурсников отмечается адекватность самооценок эмоциональной стабильности и воли, к VI курсу становится также адекватной самооценке экстраверсии, т. е. коммуникативных качеств.

Характерно, что шестикурсники придают большое значение именно коммуникативным качествам в профессиональной деятельности (у них эти качества занимают 4-е ранговое место), и это ведет к более верному осознанию ими уровня своей общительности. Полученные данные позволяют подойти к пониманию механизма становления личности профессионала через формирование правильного представления о наборе ПВК.

Осознавая какое-либо психологическое качество как профессионально важное, человек начинает более адекватно оценивать себя по данному параметру, и, следовательно, создается основа для целенаправленного его развития.

2 Гигиена и санитария 4

- 23 -

ления, высоким нейротизмом, интравертирован-ностью и неадекватной самооценкой. Они были выделены в условную группу риска для индивидуальной психологической работы. В зависимости от характера затруднений с ними проводились занятия по психической саморегуляции, со- ^ циально-психологическому тренингу, коррекции самооценки. В результате этой работы процесс адаптации данных студентов был оптимизирован.

Таким образом, проведенные исследования позволили установить, что значительным резервом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на санитарно-гигиеническом факультете является специальная психологическая подготовка студентов. Выявленные экспертным путем ПВК указывают направления психологической работы. Показана роль формирования верного представления о ПВК и адекватной самооценки у студентов на возможно более ранних стадиях обучения.

На следующем этапе исследования предпола- * гается разработка методов развития необходимых качеств для профессиональной деятельности врача-гигиениста.

Таблица 2 Адекватность самооценок студентов

Психологическое свойство I курс XII VI курс

Лабильность мышления —0,029 0,109

Эмоциональная стабильность 0,568*** 0,513***

Экстраверсия —0,187 0,357**

Воля 0,344* 0,310*

Примечание. Уровень значимости: одна звездочка — 5%, две—1%, три —0,1%.

Важность формирования адекватной самооценки подтверждает также обнаруженная взаимосвязь ее с академической успеваемостью. Корреляционный ранговый анализ Спирмена был выполнен для 52 испытуемых студентов VI курса. Показателем академической успеваемости служил средний балл за 6 лет обучения. Мы получили значимую на 5 % уровне (г=0,378) связь адекватности самооценки и успеваемости. Успешность обучения в вузе, таким образом, связана с правильной оценкой особенностей своей личности по ПВК.

Объектом особого внимания психологической службы вуза является процесс адаптации студентов к обучению в институте, поскольку от того, как пройдет этот этап, в значительной степени зависит формирование личности специалиста.

По результатам психодиагностического обследования первокурсников было установлено, что для 17% студентов процесс адаптации затруднен. Это студенты с низкой лабильностью мыш-

УДК 613.155.3:546.32]-'

При производстве замедлителя подвулканиза-ции циклогексилтиофталимида воздух рабочей зоны может быть загрязнен фталимидом калия, который является исходным продуктом.

Фталимид калия — это кристаллический порошок белого цвета, который не плавится до 250 °С; молекулярная масса 185,2; он хорошо растворим в воде, нерастворим в спиртах, углеводородах, хлорбензоле.

Литература

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.

2. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обо-зова, —Л., 1984.

3. Козлова В. Т. //Вопр. психол. — 1973. — № 4. — С. 24-25.

4. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов / Под ред. Н. Н. Обозова. — М., 1983.

Поступила 29.12.87

В литературе отсутствуют данные по определению малых количеств фталимида калия. При изучении параметров его токсичности нами был разработан метод определения данного вещества в воздухе. г

Количественное определение фталимида калия основано на избирательном светопоглощении растворов фталимида в УФ-области. Исследования показали, что чувствительность метода при

Методы исследования

074:543.544

С. Б. Кравчук, О. В. Щелкунова

СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФТАЛИМИДА КАЛИЯ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

Карагандинский медицинский институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.