Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Литература

1. Гигиенические критерии состояния окружающей среды: принципы оценки опасности для здоровья потомства, связанной с воздействием химических веществ во время беременности//Бюл. МРПТХВ. — Т. 7, № 1.— С. 14.

2. Доброкачественное водоснабжение и основная санитария: Всемирная ассамблея здравоохранения. Сессия 38-я: Резолюции и решения, приложения. — Женева, 1986, —С. 159—160.

3. Дым, образующийся при сжигании биологических видов топлива, угрожает здоровью миллионов люден // Хроника ВОЗ. — 1986.— Т. 40, № 1, —С. 40.

4. Каталог МРПТХВ//Здоровье мира. — 1984. — № 8— 9—С. 15.

5. Кислые осадки и здоровье людей//Хроника ВОЗ.— 1985. —Т. 39, № 1, —С. 24.

6. Кислые осадки и окружающая среда // Бюл. МРПТХВ. — 1982. — Т. 5, № 2. — С. 48.

7. Конинг Г. У. де, Смир К. Р., Ласт Дж. М. // Бюл. ВОЗ,—1985. —Т. 63, № 1, —С. 10—25.

8. Консультативный комитет Программы // Бюл. МРПТХВ,—1982, —Т. 5, № 2. — С. 14—15.

9. Ленгрен Р. //Здоровье мира,—1984.—№ 8—9. — С. 28-29.

10. Международное десятилетне питьевого водоснабжения и санитарии//Хроника ВОЗ. — 1986. — Т. 40, № 1,— С. 35—36.

11. Международная программа по безопасности химических веществ//Там же.— 1984. — Т. 38, № 3.— С. 14—15.

12. Международная программа по безопасности химических веществ//Там же.— 1986.— Т. 40, № 3. — С. 12.

13. Международный семинар по изучению иммунной системы как мишени токсического действия // Бюл. МРПТХВ —1985.— Т. 7, № 2. — С. 12—13.

14. Мерсье М., Дрейпер М. // Здоровье мира.— 1984. — № 8—9. — С. 4—6.

15. Оздоровление окружающей среды: Всемирная ассамблея здравоохранения: Сессия, 38-я: Протоколы комитетов. — Женева, 1986. —С. 91 — 103; 112—127.

16. Сидоренко Г. И.// Гиг. и сан,—1982. — № 5. — С. 4—8.

17. Состояние окружающей среды и развитие // Хроника ВОЗ,—1986. —Т. 40, № 2.— С. 15—16.

18. Токсикометрия химических веществ, загрязняющих окружающую среду. — М., 1986.

19. Ученые Средиземноморья обсуждают вопросы контроля за загрязнением продуктами отхода промышленности //Жури, гиг., эпидемиол. (Прага). — 1986. — Т. 30, № 3, —С. 360-361.

20. Environmental Health Criteria 54: Ammonia. Published under the joint sponsorship of the United Nations Environment Programme, the International Labour Organization, and WHO (International Programme on Chemical Safety —IPCS). —Geneva, 1986//Хроника ВОЗ.— 1986, —Т. 40, № 6, —С. 36.

21. Environmental Health Criteria 60: Principles and methods for the assessment of neurotoxicity associated with exposure to chemicals. Published under the joint sponsorship of the United Nations Environment Programme, the International Labour Organization, and WHO (International Programme on Chemical Safety — IPSC). —Geneva, 1986//Ibid. — N 7. — C. 40—41.

22. Estimating human exposure to air pollutants, published under the joint sponsorship of the United Nations Environment Programme and the World Health Organization. — Geneva, 1982. //Ibid. — 1983. — T. 37, N 6.— C. 27—28.

23. Evaluation of certain food additives and contaminants. Twenty-seventh report of the Joint FAO/WHO Experte Committee on Food Additives. — Geneva, 1983 (WHO Technical Report Series, N 696) // Ibid. — 1984. — T. 38, N 3. — C. 52.

24. Evaluation of certain food additives and contaminants. Twenty-eighth report of the Joint FAO/WHO Expert Committee on Food Additives. — Geneva, 1S84. (WHO Technical Report Series, N 710).//Ibid. — 1985. — T. 39, N 1, —C. 32.

25. Indoor air quality research: report on a WHO Meeting. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1986 (EURO Reports aijd Studies. N 103)//Ibid.— 1986, —T. 40, N 6, —C. 38.

26. Nations Environment Programme, the International Labour Organization, WHO, and on behalf of the Commission of the European Communities (International Programme on Chemical Safety-IPCS) Commission of the European Communities — CEC). — Geneva, 1986.// Ibid. - N 6,- C. 36.

27. Principles for evaluating health risk from chemicals during infancy and early childhood: the need for a special approach. — Geneva, 1986 (Environmental Health Criteria, N 59).//Бюл. ВОЗ,—1987. — Т. 65, № 1, —С. 100.

28. Schaefer М. // Хроника ВОЗ. — 1986. — Т. 40, № 2.— С. 7—12.

Поступила 24.04.38

УДК 614:374

Л. В. Лебедева

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения, Москва

Контент-анализ (анализ содержания) — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации [3]. В исследованиях по санитарному просвещению метод контент-анализа может быть применен для изучения содержания различных санитарно-просветительных материалов — брошюр, статей, памяток, буклетов, плакатов, кинофильмов, текстов лекций, бесед и др.

Существенной чертой метода контент-анализа, является то, что, применяя его, исследователь проводит изучение содержания всей совокупности текстов по какой-то определенной проблеме, а не содержания отдельно взятого текста. Такой метод позволяет проанализировать весь массив информации по той или иной проблеме, провести комплексную оценку всех элементов структуры содержания.

В основе указанной модели контент-анализа лежит социологическая концепция Б. А. Груши-на и А. Н. Алексеева [1, 2]. Контент-аналитический подход к изучению содержания информации в соответствии с этой концепцией опирается на представление о тексте как составной части процесса массовой коммуникации. Медико-гигиенические материалы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний являются частью общегосударственной массово-коммуникационной работы по пропаганде социалистического образа жизни, одна из составляющих которого — здоровый образ жизни. Медико-гигиеническая информация, воспринимаемая людьми из различных текстов, складывается (или должна складываться) в их сознании в стройную систему сведений.

Содержание информации при контент-анализе понимается как совокупность определенных элементов (затронутых в материалах конкретных вопросов, тематики, проблематики), отражающих структуру содержания, посредством которой раскрывается модель сложных систем «Здоровье», «Здоровый образ жизни» и отдельных аспектов этих систем (например, «Двигательная активность», «Профилактика алкоголизма» и т. п.), предлагаемых населению. Таким образом, содержание информации может рассматриваться как разновидность опосредованного социального опыта, сопоставленного с социальным опытом аудитории воздействия и сложившимися у нее установками по отношению к сохранению и укреплению здоровья. Поэтому необходимой предпосылкой оценки как содержания самой системы пропаганды здорозого образа жизни, так и эффективности ее функционирования является тщательный, возможно более полный и систематизированный анализ всего массива информации по определенной проблеме, что может быть осуществлено методом контент-анализа.

Однако весьма часто воздействие санитарно-просветительных материалов рассматривается с учетом чисто коммуникативных функций (убедительность, доступность, выразительность, эмоциональность и др.)- Аудитория воздействия при таком подходе рассматривается как пассивный субъект восприятия. В большей или меньшей мере в ней хотят возбудить интерес, повысить внимание к информации, облегчить восприятие и т. п. При этом не всегда учитывается, во-первых, что каждый конкретный материал воспринимается аудиторией не изолированно, а в связи со всей ранее полученной информацией. Во-вторых, не учитывается, что аудитория характеризуется определенной предкоммуникационной установкой на восприятие, которая отражает уровень знаний по рассматриваемой проблеме, потребность в получении информации, благоприятную (или неблагоприятную) для ее принятия оценку излагаемых автором фактов и аргумен-

тов, определенную оценку источника информации. Метод контент-анализа может быть применен и в тех случаях, когда нужно не только выявить особенности содержания материалов по определенной проблеме, но и произвести сопоставление содержания с социальным опытом аудитории воздействия (имеющимися у нее знаниями, интересами, потребностями в информации и т. п.).

Метод контент-анализа, как указывают исследователи, может быть использован при достаточно большом количестве исследуемого материала, при количестве материала, достаточном для суммарных оценок; при необходимости с , высокой степенью точности сопоставить однопо-рядковые данные, при условии достаточной частоты проявления изучаемых характеристик [3].

Процедура контент-анализа связана с разра- а боткой и описанием категориального аппарата исследования (качественный этап) и переводом качественной информации в количественные ка- М тегории (количественный этап). При этом исследование проходит несколько этапов: 1) определение цели и задач исследования; 2) разработку категориального аппарата исследования, соответствующего его цели и задачам; определение единиц анализа и счета (например, анализ содержания по тематике, авторской принадлежности, способу выражения содержания и т. п.) — качественный этап контент-анализа; 3) проведение исследований по переводу качественных категорий в количественные (например, подсчет частоты встречаемости отдельных тем в исследуемом массиве информации, выявление потребностей аудитории в информации по отдельным темам ит. п.) — количественный этап контент-анализа; 4) обработку полученных данных и их интерпретацию на базе теории, послужившей ос- ¿ новой для разработки категориального аппарата.

Примером применения метода контент-анализа в санитарном просвещении может служить проведенное нами исследование с целью выявления оптимальной направленности содержания материалов антиалкогольной пропаганды как составной части пропаганды здорового образа жизни. Задача исследования заключалась в выявлении потребностей в антиалкогольной информации различных групп учащейся и работающей молодежи и группы-эталона — лиц, не употребляющих спиртное.

Материалом для разработки категориального аппарата исследования послужили более 100 текстов антиалкогольной пропаганды (брошюры, памятки, буклеты, плакаты). В каждом из текстов регистрировали определенные смысловые элементы. Единицей регистрации смысловых ^ элементов выбрано суждение, представляющее собой законченную мысль, безразлично в каком отрезке текста она выражена (в одном предложении или нескольких, или даже части пред-

ложения). При выделении суждений как категорий контент-анализа сделана ориентировка на семантику (смысл) высказывания. На способ выражения (является ли суждение информационным, теоретическим, оценочным, содержит ли оно призыв, пример, цитату) внимание не обращалось. Так, например, к категории «Признаки алкоголизма как заболевания» в равной мере относились следующие суждения: «Необходимость пить рюмку за рюмкой до полного беспамятства, полная потеря самоконтроля — один из ярких признаков алкоголизма» или «Тяжелый запой уральского купца, хронического алкоголика рисует Мамин-Сибиряк в романе „Хлеб"»: «Он сидел на кровати с посиневшим лицом и страшно выкаченными глазами». Однако следует отметить,' что второе из приведенных суждений отражает еще один аспект антиалкогольной пропаганды — влияние пьянства на внешность, что также учитывалось при контент-анализе.

В процессе качественного этапа контент-анализа выделен ряд смысловых категорий (см. таблицу).

Каждая из основных тем в свою очередь состояла из отдельных вопросов, раскрывающих тему. Так, например, тема «Влияние пьянства и алкоголизма на семью» содержала следующие конкретные вопросы: психические переживания детьми картин пьянства в семье, утрата пьющими чувства долга перед семьей и детьми, ухудшение материального положения в семьях пьющих, распад семьи.

Целью количественного этапа контент-анализа было выявить информационные потребности населения (какие вопросы и темы антиалкогольной пропаганды наиболее интересны и важны для различных групп учащейся и работающей молодежи). Единицей регистрации служила балльная (по 7-балльной системе) оценка каждой из выделенных содержательных категорий. Результаты исследования позволили установить уровень информированности различных групп населения по каждому из выделенных вопросов, выявить тематику антиалкогольной пропаганды, которая наиболее актуальна для различных групп молодежи в связи с высокой потребностью в информации по этим темам, а также тематику антиалкогольной пропаганды, которую необходимо более активно отражать в материалах, в связи с тем что она получает высокую оценку у группы-эталона (лиц, не употребляющих алкоголь) и низкую оценку у испытуемых.

Изучение информационных потребностей с применением метода контент-анализа более продуктивно, чем с применением анкетных вопросов, во-первых, потому, что позволило наиболее полно и систематнзированно изучить потребности населения в содержании антиалкогольной информации. При использовании в анкете прямого вопроса было бы трудно получить доста-

Категории, выделенные при контент-анализе материалов по антиалкогольной пропаганде

Основные аспекты антиалкогольной пропаганды

Причины употребления алкоголя: медико-биологические личностные

социалыю-группо-вые

культурно-исторические нормы, традиции, предрассудки

Последствия употребления алкоголя: медицинские

личностные

социально-групповые

культур но-пстори-ческие нормы, трад иции, предрассудки Меры борьбы с употреблением алкоголя:

здравоохранительные

личностные

социально-групповые

культурно-нстори-ческие нормы, традиции

Основная тематика антиалкогольной пропаганды

Механизмы привыкания организма к алкоголю Наследственность Эмоциональная неустойчивость личности (в стрессовых ситуациях, слабость самоконтроля) Улучшение эмоционального самочувствия, большая контактность при опьянении Втягивание в пьянство под влиянием друзей и сверстников Втягивание в пьянство под влиянием родителей и других взрослых

Традиции употребления алкоголя Предрассудки о- полезности алкоголя

Позитивное отношение к выпивкам

Влияние алкоголя на соматическое здоровье, психику, половую функцию, потомство Алкогольный травматизм Снижение самооценки, изменение характера, деградация личности пьющих

Особенности влияния алкоголя на детей и подростков, женщин Влияние пьянства и алкоголизма

на семью, труд Изменение общественного статуса пьющего (потеря уважения и доверия в коллективе, среди друзей, в семье) Правонарушения под влиянием

алкоголя Появление нежелательной оценки употребления алкоголя (некритической, сочувственной, юмористической)

Информация о лечении пьющих

и алкоголиков Санитарно-просветнтельная работа

Воспитание самоконтроля, воли,

культуры досуга Воспитание традиций нетерпимого отношения к употреблению алкоголя Общественно-административные

меры борьбы с пьющими Правовые меры борьбы с пьянством

Развитие навыков общения без-, алкоголя, воспитание традиций трезвости как нормы жизни

точно полную картину в связи с трудностью самостоятельной формулировки ответа и дефицитом времени, отводимого на заполнение анкеты. Во-вторых, как уже говорилось, метод контент-

анализа дает возможность сопоставить одиопо-рядковые данные. Логическим продолжением проведенных исследований было изучение частоты отражения выделенных содержательных категорий в публикациях по антиалкогольной пропаганде в ряде массовых журналов («Здоровье», «Работница», «Крестьянка», «Семья и школа» и др.) за определенный период времени (изучались публикации с 1981 по 1987 г.). Сопоставление результатов частотного анализа содержания публикаций по профилактике пьянства и алкоголизма с потребностями основных адресных групп читателей этих журналов показало степень удовлетворения информационных потребностей читателей и позволило определить оптимальную направленность содержания антиалкогольной информации с учетом запросов читателей.

Приведенный выше пример использования метода контент-анализа, безусловно, отражает лишь одну из возможностей его применения в исследованиях по санитарному просвещению. Весьма перспективным является его использование для установления направленности содержания материалов по различным аспектам здорового образа жизни.

Контент-анализ может служить также для определения предпочтительных для населения методов и форм предъявления медико-гигиенической информации. В этом случае категории кон-

тент-анализа должны охватывать всю совокупность таких методов и форм. Контент-анализ позволяет определить и предпочтительный источник получения информации, оценку авторитетности коммуникатора.

Весьма существенно, что контент-анализ имеет своим непосредственным объектом не анализ содержания отдельных сообщений, а анализ потока информации по определенной проблеме, в которой опосредованно отражается социальный опыт аудитории воздействия.

Контент-аналитический подход к исследованию медико-гигиенической информации имеет большую практическую значимость, так как он дает возможность совершенствовать содержание и форму предъявления материалов медико-гигиенической пропаганды, основываясь на эмпирических данных, полученных от предполагаемой аудитории воздействия, и тем самым прогнозировать пропагандистское воздействие этих материалов.

Литература

1. Алексеев А. П., Дудченко В. С.// Социологические проблемы семьи и молодежи. — Л., 1972. — С. 128— 134.

2. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. — М., 1967.

3. Ядов В. Я. Методология и процедура социологических исследований. — Тарту, 1968.

Поступила 28.08.87

УДК 614:378.661

В. Г. Андреева, Р. А. Кондратьева, Г. В. Селюжицкий,А. Н. Славина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Перестройка здравоохранения, повышение его роли в жизни советского общества предъявляют новые требования к подготовке врачей-гигиенистов.

В течение последних двух лет в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте кафедрой педагогики и психологии совместно с деканатом санитарно-гигиенического факультета проведено изучение процесса формирования личности студентов данного факультета с целью его оптимизации. Основные задачи настоящего исследования были следующие:

1) выявление типичных недостатков в работе врачей-гигиенистов и причин, обусловивших их;

2) определение профессионально важных качеств (ПВК) личности врача-гигиениста; 3) изучение динамики представлений студентов о ПВК, а также изменений самооценок студентов на разных этапах обучения в вузе; 4) оценка возможностей совершенствования процесса адап-

тации к ооучению в вузе на младших курсах санитарно-гигиенического факультета.

Для исследования были привлечены 150 врачей-гигиенистов с более чем 10-летним стажем работы, с которыми проведено анкетирование с целью выявления типичных ошибок, затем с помощью метода ранжирования были определены ПВК (участникам опроса предлагалось расположить по степени важности для их профессиональной деятельности различные психологические качества и умения).

Проведен также опрос 220 студентов I и VI курсов санитарно-гигиенического факультета по той же методике ранжирования. У этих же студентов определяли экстраверсию и эмоциональную устойчивость по методике Г. Ю. Айзенка

[1], лабильность мышления по методике В. Т. Козловой [3], волевые качества по стилю учебной деятельности по методике Н. С. Копейной

[2], а также изучали адекватность самооценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.