Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ»

гигиенистов и санитарных врачей Азербайджанской ССР, членом Всесоюзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды».

В. Ю. Ахундов многократно избирался депутатом Верховных Советов СССР и Азербайджанской ССР, Бакинского городского Совета,, членом ЦК Компартии Азербайджана, его Бюро, членом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Он был делегатом XXI, XXII, XXIII съездов. КПСС. На XXII и XXIII съездах КПСС

В. 10. Ахундов избирался членом ЦК КПСС.

За многолетнюю плодотворную научную и общественную деятельность, а также за боевые за^ слуги в Великой Отечественной войне Вели Юсуфович награжден многими орденами и медалями Советского Союза.

Светлая память о коммунисте-ленинце, крупном ученом, выдающемся организаторе науки, обаятельном человеке навсегда сохранится в сердцах многих людей, которые имели счастье работать с Вели Юсуфовичем Ахундовым.

Поступила 08.07.88

Гигиенические основы здорового образа

жизни

УДК 613.814/.816:[374:614

О. П. Шепелин, А. Д. Харкевич (Витебск)

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ

Среди факторов, формирующих здоровый образ жизни, особая роль отводится преодолению пьянства и алкоголизма не только потому, что этанол как яд обладает абсолютной биологической несовместимостью с организмом, но и в связи с тем, что пристрастие к спиртному является тотальным блокатором активности человеческого фактора — основы социально-экономической перестройки общества. Как отмечалось в соответствующих постановлениях ЦК КПСС о преодолении пьянства и алкоголизма [5, 6], не может не вызывать серьезной озабоченности то обстоятельство, что проблема пьянства в стране обострилась, профилактическая работа ослабла, снизилась активность антиалкогольной пропаганды [1]. Специальными социологическими исследованиями показано [4], что после выхода постановления ЦК. КПСС лишь 8 % опрошенных прекратили употреблять спиртные напитки, а 15 % продолжают их употреблять в прежнем количестве. Все это свидетельствует о сложности процесса преодоления пьянства, о многоплановости проблемы. На IX съезде Всесоюзного общества «Знание» (1987 г.) обращалось внимание на застойные явления, которые сказались и на лекционной работе, что выражалось в догматизме, пустословии, начетничестве, уходе от острых и сложных проблем жизни, разрыве между словом и делом. В подобных условиях и пропаганда здорового образа жизни не могла в полной мере способствовать перестройке психологии

и мышления слушателей, отличаться правдивостью, аргументированностью, конкретностью. Сформировать твердые антиалкогольные убеждения нельзя наскоком, шумными кампаниями, без упорной, систематической работы в массах.

При решении столь сложной задачи трудно переоценить роль медицинских работников, которые в силу своего профессионального долга призваны быть в первых рядах пропагандистов трезвого образа жизни как основы здоровья, счастья и активной творческой жизни, высокой производительности труда и морального облика советского человека. Врач-гигиенист, как никто другой, в состоянии раскрыть социально-гигиенические, демографические, воспитательные, психологические и медико-биологические аспекты борьбы с «алкогольной травмой» [2, 7].

В пропаганде здорового образа жизни антиалкогольная тематика представляется наиболее актуальной и своевременной, поскольку практически любая лекция на медицинскую тему, раскрывающую, например, вопросы профилактики и лечения соматической патологии, в той или иной мере имеет или должна иметь изначальную связь с проблемой алкоголизма как первопричиной многих человеческих недугов. Актуальность антиалкогольной пропаганды в социальном плане убедительно подтверждается данными статистики, опубликованными в многочисленных источниках литературы различного профиля и указывающими на необходимость борьбы с алкоголиз-

люм как опаснейшим социальным явлением. В Меньшей мере рассматривались методические аспекты решения проблемы.

Исходя из изложенного выше и учитывая необходимость активизации пропаганды здорового образа жизни, дальнейшего совершенствования тематической направленности и повышения качества лекций, в частности по антиалкогольной пропаганде, мы хотели бы высказать ряд соображений по данному вопросу в порядке обмена опытом, основываясь не на теоретической интерпретации проблемы, а на конкретном обобщенном материале критического анализа около 30 лекций, читаемых практическими врачами-пропагандистами населению по указанной тематике и представленных на областной конкурс. При этом мы учли и предложение о более активном участии читателей в публикации материалов по гигиеническим основам здорового образа жизни [3]. Оценивая тематику, методический уровень, форму изложения и глубину содержания лек-_ции, мы старались акцентировать внимание не 1кна положительных сторонах, безусловно, заслуживающих внимания, а на методических недостатках и упущениях в устной лекционной пропаганде, устранение которых может способствовать повышению эффективности лекционной работы врачей-профилактиков, занимающихся пропагандой здорового, трезвого образа жизни.

Прежде всего важна тематическая направлен-; ность лекций по антиалкогольной пропаганде. В нашем случае таких направлений было выбрано пять: «Алкоголь и молодежь», «Трезвость — норма жизни», «Алкоголь и здоровье», «Женский алкоголизм» и «Социально-гигиенические проблемы алкоголизма». Не вызывает сомнения актуальность тематики, требующая от лектора изложения материала на высоком методологическом уровне, прежде всего с точки зрения превращения знаний в убеждения, поскольку, например, воспитывая здоровым подрастающее поко-аление сегодня, мы гарантируем завтрашнее благополучие нашего государства. Раскрывая содержание лекций по теме «Алкоголизм и здоровье», следует избегать опасности клинической детализации, ненужной «просветительности» слушателей в области алкоголизма как болезни, что чревато дилетантскими трактовками сложнейших медико-биологических аспектов действия алкоголя на организм. В данном случае важнее профилактическая направленность лекции. Профилактика женского алкоголизма требует от лектора способности располагать к себе слушателей, подходить к раскрытию темы более доверительно, может быть, более тактично, интимно, памятуя о психологии, особенностях женской аудитории. Не может быть адекватно воспринята и категоричность названий публичных лекций (типа «Алкоголь— убийца детей»), что заключает в себе ненужную аллегоричность, безапелляционность /и вряд ли будет способствовать привлечению

слушателей, настрою аудитории на вдумчивый, серьезный диалог.

Основываясь на конкретных фактах, хотелось привлечь внимание к наиболее типичным методическим недостаткам. Очень часто лекторами недооцениваются форма, композиция лекции. Безусловно, форму не следует рассматривать как самоцель, но она должна находиться в диалектическом единстве с содержанием лекции, помогать раскрытию сущности материала, эмоциональному настрою слушателей. Пренебрегая планом, вступительной частью, достаточным объемом материала, заключением, рекомендациями, лектор, особенно начинающий, рискует потерять логическую нить изложения, снизить аргументированность. Конечно, содержание лекции не должно заполняться «аморфными пустотами», декларативными общими рассуждениями в отрыве от цели и интересов слушателей. Но стремление автора к излишней конкретизации материала невольно придает лекции «тезисный стиль», сухость, прагматичность, инструктивную назидательность без необходимых научно-теоретических обобщений. Опасны элементы формализма в работе с материалом, вследствие чего появляются «серые» лекции, своеобразные «эрзац-заменители».

При анализе содержательности лекции можно отметить две позиции авторов: излишний профессионализм или слишком поверхностное раскрытие темы. В первом случае лекторы многократно апеллируют к сложным, мало понятным аудитории профессиональным терминам, что придает лекции внешнюю наукообразность, затрудняющую концентрацию внимания слушателя на рассматриваемой теме; язык лектора при этом лишается популярности и доступности. Поверхностное раскрытие темы, напротив, чревато опасностью недооценки грамотности современной аудитории, ее стремления к знаниям. Лектор должен оставаться не столько информатором, сколько интересным собеседником. Исходя из важности принципов гласности, критики и самокритики, целесообразно во всех возможных случаях шире использовать местный материал, проверенные факты, придавая лекции деловой конструктивный характер. Важно вместе с аудиторией вести с людьми диалог по поиску решения рассматриваемой в лекции проблемы, приводить конкретные примеры из опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом. По-видимому, следует избегать ложной тактичности и неправильно понятой скромности. Когда лекция читается в знакомый аудитории, следует анализировать судьбы пьющих люден, называть вещи своими именами, нести уроки правды в массы. Естественно, во всех случаях манера поведения, язык лектора должны нести в себе профессиональные принципы этики и деонтологии врача.

В настоящее время, когда в стране действует реальная программа борьбы за трезвость, трудно

переоценить значение совершенствования существующих и поиска новых организационно-методических и научно-методических форм антиалкогольной пропаганды как непременного условия культивирования здорового образа жизни. Как показывают наблюдения и опыт, повышение эффективности лекционной работы может достигаться несколькими путями. Прежде всего это комплексирование, единство действий всех заинтересованных служб и организаций, целенаправленность лекционной пропаганды с учетом социального профиля аудитории. При этом большие аудитории, рассчитанные прежде всего на охват слушателей антиалкогольной пропагандой, нецелесообразны; более приемлемы лекции-диалоги в небольших аудиториях, приближенных к индивидуальным формам работы. Доверительность и искренность авторитетного врачебного слова, отсутствие назидательности и императивности тона, простота общения с рабочими, подростками, аргументированность позиции врача гарантируют не только доступность, но и большую действенность слова. Вполне очевидно, что особую общественно-социальную и медико-биологическую значимость пропаганда трезвого образа жизни имеет в молодежной аудитории, среди женского контингента, поскольку именно здесь чаще всего встречаются пагубные последствия злоупоребления алкоголем как социального зла. Лектор-врач должен сам являться для аудитории носителем здорового образа жизни, поскольку профессия врача и употребление алкоголя несовместимы. Только в этом случае пропагандист может рассчитывать на доверие, поднять на основе этого социальную важность самой проблемы и через перестройку психологии, мышления слушателей добиваться ее разрешения, активизации человеческого фактора в целом. Аргументами лектора являются жизненно правдивые факты, твердость нравственной позиции, смелость в постановке острых, принципиальных вопросов, умение выслушивать аудиторию, завоевывать ее

доверие, заставить слушателей соразмышлять. Врач-пропагандист не только морально устойчив,^ он профессионально грамотен, научно эрудирован, он всегда в поиске. Только в этом случае лекция приобретает значимость публичного урока и взаимовоспитания. Конечным результатом работы пропагандиста трезвого образа жизни является не количество прочитанных лекций, а число лиц, отказавшихся от спиртного.

Повышение эффективности пропаганды здорового образа жизни среди населения требует совершенствования системы подготовки лекторов. В этих целях нами пересмотрена тематика лекций для врачей разных специальностей, проведены квалификационная аттестация лекторов и областной конкурс на лучшую лекцию по пропаганде здорового образа жизни, организованы совместно с областным Домом санитарного просвещения кустовые семинары по вопросам совершенствования лекторского мастерства с привлечением ученых медицинского института; практикуется тиражирование лучших лекций для массового использования врачами-пропагандистами.^ Учитывая сложность, важность и динамичность пропаганды здорового образа жизни среди населения, необходимость обмена опытом в поисках оптимальных решений, публикация мнений лекторов-пропагандистов по данной многоплановой проблеме целесообразна на страницах журнала.

Литература

1.3а трезвый образ жизни.//Коммунист. — 1987. — № П. —С. 33-47.

2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм. — М., 1983.

3. Гиг. и сан, — 1987, —№ 7. — С. 93—94.

4. Попов В. Ф. // Там же. — С. 4—6.

5. Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». — М., 1985.

6. Постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы». — М., 1987.

7. Углов Ф. Г. В плену иллюзий. — Минск, 1986.

Поступила 23.03.88 ^ &/

УДК 613.816:378.661

Р. 3. Поташшок, С. И. Коваль, Т. А. Ляшенко (Луцк)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ

Сложность современных методов борьбы с вредными привычками (алкоголизмом, наркоманией и др.) выдвигает на первый план вопросы повышения качества подготовки будущего учителя по вопросам гигиены обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни.

Повышение роли школы в жизни советского

общества предъявляет новые требования к профессиональному мастерству, нравственному облику и организации работы учителя.

Учитель — носитель самого передового коммунистического мировоззрения, и ему должны быть присущи высокая идейная убежденность, чувство долга перед социалистическим обществом, со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.