Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ»

переоценить значение совершенствования существующих и поиска новых организационно-методических и научно-методических форм антиалкогольной пропаганды как непременного условия культивирования здорового образа жизни. Как показывают наблюдения и опыт, повышение эффективности лекционной работы может достигаться несколькими путями. Прежде всего это комплексирование, единство действий всех заинтересованных служб и организаций, целенаправленность лекционной пропаганды с учетом социального профиля аудитории. При этом большие аудитории, рассчитанные прежде всего на охват слушателей антиалкогольной пропагандой, нецелесообразны; более приемлемы лекции-диалоги в небольших аудиториях, приближенных к индивидуальным формам работы. Доверительность и искренность авторитетного врачебного слова, отсутствие назидательности и императивности тона, простота общения с рабочими, подростками, аргументированность позиции врача гарантируют не только доступность, но и большую действенность слова. Вполне очевидно, что особую общественно-социальную и медико-биологическую значимость пропаганда трезвого образа жизни имеет в молодежной аудитории, среди женского контингента, поскольку именно здесь чаще всего встречаются пагубные последствия злоупоребления алкоголем как социального зла. Лектор-врач должен сам являться для аудитории носителем здорового образа жизни, поскольку профессия врача и употребление алкоголя несовместимы. Только в этом случае пропагандист может рассчитывать на доверие, поднять на основе этого социальную важность самой проблемы и через перестройку психологии, мышления слушателей добиваться ее разрешения, активизации человеческого фактора в целом. Аргументами лектора являются жизненно правдивые факты, твердость нравственной позиции, смелость в постановке острых, принципиальных вопросов, умение выслушивать аудиторию, завоевывать ее

доверие, заставить слушателей соразмышлять. Врач-пропагандист не только морально устойчив,^ он профессионально грамотен, научно эрудирован, он всегда в поиске. Только в этом случае лекция приобретает значимость публичного урока и взаимовоспитания. Конечным результатом работы пропагандиста трезвого образа жизни является не количество прочитанных лекций, а число лиц, отказавшихся от спиртного.

Повышение эффективности пропаганды здорового образа жизни среди населения требует совершенствования системы подготовки лекторов. В этих целях нами пересмотрена тематика лекций для врачей разных специальностей, проведены квалификационная аттестация лекторов и областной конкурс на лучшую лекцию по пропаганде здорового образа жизни, организованы совместно с областным Домом санитарного просвещения кустовые семинары по вопросам совершенствования лекторского мастерства с привлечением ученых медицинского института; практикуется тиражирование лучших лекций для массового использования врачами-пропагандистами.^ Учитывая сложность, важность и динамичность пропаганды здорового образа жизни среди населения, необходимость обмена опытом в поисках оптимальных решений, публикация мнений лекторов-пропагандистов по данной многоплановой проблеме целесообразна на страницах журнала.

Литература

1.3а трезвый образ жизни.//Коммунист. — 1987. — № П. —С. 33-47.

2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм. — М., 1983.

3. Гиг. и сан, — 1987, —№ 7. — С. 93—94.

4. Попов В. Ф. // Там же. — С. 4—6.

5. Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». — М., 1985.

6. Постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС по преодолению пьянства и алкоголизма и активизации этой работы». — М., 1987.

7. Углов Ф. Г. В плену иллюзий. — Минск, 1986.

Поступила 23.03.88 ^ &/

УДК 613.816:378.661

Р. 3. Поташшок, С. И. Коваль, Т. А. Ляшенко (Луцк)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ

Сложность современных методов борьбы с вредными привычками (алкоголизмом, наркоманией и др.) выдвигает на первый план вопросы повышения качества подготовки будущего учителя по вопросам гигиены обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни.

Повышение роли школы в жизни советского

общества предъявляет новые требования к профессиональному мастерству, нравственному облику и организации работы учителя.

Учитель — носитель самого передового коммунистического мировоззрения, и ему должны быть присущи высокая идейная убежденность, чувство долга перед социалистическим обществом, со-

¿знание социальной значимости своей профессии, фк В вопросах гигиенического воспитания детей и подростков роль органов просвещения должна быть существенно повышена, а система антиалкогольной подготовки учителя нуждается в расширении и углублении [3].

В Луцком педагогическом институте подготовка будущего учителя к осуществлению антиалкогольной работы в школе и семье направлена на осознание студентами основных социальных задач общества, ведущей роли педагогических кадров в воспитании подрастающего поколения, на глубокое осмысление положения о том, что перестройка работы вуза, школы и борьба за здоровый образ жизни — нераздельны. Учитель не может оставаться в стороне от развернувшейся в стране борьбы за трезвый образ жизни.

Системой антиалкогольной подготовки учителя 5 предусмотрено решение трех целевых задач: 1) формирование антиалкогольного мировоззрения студентов; 2) подготовка студента—будущего семьянина с антиалкогольными установками; 3) подготовка будущего учителя к практической работе с учащимися и их родителями в школе и семье.

Антиалкогольная работа со студентами проводится дифференцированно с учетом специфики факультетов. Используются аудиторные и внеаудиторные формы работы.

Теоретическая подготовка студентов осуществляется на всех факультетах, однако профессионально близко антиалкогольное направление для специальности 2107 (учитель биологии и географин) и 2114 (учитель физического воспитания).

^ Формирование антиалкогольного мировоззре-иия студентов предусмотрено при чтении лекционных курсов, проведении лабораторных и практических занятий, приеме зачетов и экзаменов по учебным программам «Анатомия человека», «Общая физиология человека и животных», «Возрастная физиология и школьная гигиена», «Гигиена школьная и физических упражнений».

С учетом преемственности изучаемых дисциплин в учебном процессе уделяется внимание разъяснению социальной опасности пьянства и вреда, который наносит алкоголь здоровью человека и его потомства. Акцентируется внимание на спутниках пьянства: аморальном поведении, венерических заболеваниях, половой распущенности, сексуальных правонарушениях. Перед будущими учителями раскрывается сущность алкого-

ля как наркотического яда, исподволь разрушающего здоровье человека и оказывающего негативное влияние практически на все органы и физиологические системы, сокращающего продолжительность жизни и увеличивающего смертность; разъясняется положение о потере под влиянием алкоголя многих социально-полезных качеств, сложившихся ранее благодаря усилиям семьи, школы, системы воспитания.

Большие возможности для антиалкогольного воспитания студентов предоставляет изучение таких тем, как рост и развитие детского организма, возрастная физиология и гигиена нервной системы, анализаторов, желез внутренней секреции, органов дыхания, пищеварения, кровообращения, а также обмен веществ и энергии, гигиена питания и др.

При изучении методики антиалкогольной работы с подростками внимание будущих педагогов заостряется на мотивах, побуждающих молодежь употреблять алкоголь, подчеркивается особо вредное воздействие алкоголя на растущий организм подростка; более быстрое, чем у взрослых, привыкание его к алкоголю; развивающиеся стойкие изменения в крови, стенках кровеносных сосудов головного мозга. Учителю очень важно знать об отрицательном влиянии алкоголя на развитие интеллекта, возникающие под влиянием алкоголя нарушения психики, снижение умственной работоспособности и ухудшение показателей успеваемости школьников [1].

Для решения задачи формирования антиалкогольных установок у студента — будущего семьянина— в студенческой аудитории подчеркивается, что алкоголь — яд для человеческого зародыша. Зародышевые клетки, пришедшие в состояние деградации вследствие алкогольной интоксикации, несут в себе реальную угрозу дегенерации потомства, развития алкогольного синдрома плода [2]. При раскрытии влияния алкоголя на гормональную систему указывается, что среди алкогольных напитков наиболее токсичными для беременных женщин служат продукты кустарного производства (самогон и др.), заостряется внимание студенческой молодежи на том, что универсальным средством профилактики алкогольного синдрома плода является трезвый образ жизни [4].

Сотни тысяч людей, начав с невинной рюмки, втягиваются в трясину пьянства. Следствием этого является ежегодное рождение в стране де-

сятков тысяч детей с врожденными аномалиями.

Воспитывая юношей и девушек, мы стремимся укоренить в их сознании понятие о том, что нет миссии более ответственной и радостной, чем быть отцом и матерью здорового ребенка Благополучие детей, как и их беды, тесно связаны с семьей. Снижение воспитательной и защитной роли семьи — причина и следствие наших социальных, экономических и демографических потерь, детских драм.

Для соединения теории с практикой повседневной жизни используются такие формы учебно-воспитательной работы со студентами, как проведение занятий на базе дома ребенка для сирот и полусирот, а также на базе специализированной школы для детей с задержкой психического развития. На таких занятиях наряду с формированием практических навыков работы с детьми преследуется цель развить чувство необходимой сопричастности учителя к борьбе с алкоголизмом и осуществить психолого-педагогическую подготовку его к антиалкогольной работе.

В доме ребенка Луцка воспитывается 70 детей, 15 % из них составляют дети-сироты, не имеющие родителей, остальные — сироты при живых «родителях». 95 % родителей злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни. С каждым годом в доме ребенка возрастает число детей, оставленных родителями.

Общаясь с детьми, студенты воочию убеждаются в том, что различные уродства, дефекты, задержка физического и психического развития детей — это украденное пьющими родителями детство и юность, счастье полноценной жизни.

В спецшколе для детей с задержкой психического развития обучается 217 учащихся. Классы укомплектованы учащимися, не усвоившими программу первого года обучения в массовой школе. По заключению медико-педагогической комиссии, эти дети как упорно не успевающие после одного года обучения определены в спецшколу для коррекциоиного обучения с целью предупреждения школьной неуспеваемости, а также тех отрицательных психологических последствий, которые она неизбежно влечет за собой.

Среди различных причин задержки психического развития у 30 % детей таковой является алкоголизм родителей. Эти учащиеся отличаются повышенной замкнутостью, плаксивы, крайне медленно усваивают учебный материал; у них слабо развиты мышление и речь, отсутствует интерес к учебной деятельности, затруднены внимание, сосредоточенность. Такие учащиеся нуждаются в особом психологическом подходе, а кор-рекционное обучение их должно сочетаться с ле-чебно-оздоровитехьными мероприятиями.

Первая в жизни встреча будущего педагога с детьми, жизнь которых искалечена родителями, анализ трудностей их воспитания, осознание перспектив инвалидности, трудностей будущей жизни оставляют глубокое впечатление.

При последующем обсуждении занятий выяснилось, что, по мнению студентов, среди различных форм противоалкогольного обучения и воспитания живой контакт с детьми оказывает наиболее сильное психологическое воздействие на формирование убеждений пропагандистов трезвого образа жизни.

Ежегодно около 80 % выпускников Луцкого педагогического института приступают к выполнению своего профессионального долга в сельских школах. В условиях роста очагов самогоноварения возрастает роль учителя сельской школы в проведении антиалкогольной работы не только в школе, но и в семье.

В процессе подготовки студентов к этому разделу воспитательной работы ориентируем их на уяснение положения о том, что санитарно-про-светительная работа с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья ребенка, определение характера и форм работы, осуществляемой с семьей ребенка, должны проводиться с учетом ее социально-гигиенической характеристики, образа жизни, факторов риска, действующих на уровне семьи. От устоев семьи, от правильного воспитания детей зависит формирование у ребенка многих гигиенических и поведенческих привычек, которые влияют на его здоровье.

Подготовка студентов к работе по гигиеническому воспитанию родителей, имеющих детей школьного возраста, ведется в направлении повышения роли семьи в формировании здорового образа жизни ребенка, приобщения его к занятиям физической культурой и спортом, создания в семье здорового трезвого быта, борьбы с вредными привычками (курение, употребление алкогольных напитков).

Среди внеаудиторных форм работы практикуется проведение устных журналов, тематических вечеров с участием медицинских работников наркологического и кожно-венерологического диспансеров, консультации «Брак и семья», организуются встречи с работниками правоохранительных органов. Вечера строятся на анализе конкретного местного материала. Популярны фильмы «Дорога к падению», «Цветы на асфальте», созданные на местном материале любительской киностудией «Свитязь».

Студенты III—IV курсов участвуют в оформлении научно-методических стендов, санитарных бюллетеней, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях, готовят тексты лекций на антиалкогольные темы. Во время педагогической практики в школе они выступают перед учащимися, родителями, проводят беседы в семьях.

В условиях педагогического вуза по вопросам антиалкогольной подготовки будущих учителей необходимы коррекция учебных программ, а также расширение и углубление межпредметных связей при изучении психолого-педагогических

предметов и дисциплин анатомо-физиолого-гиги-/ енического цикла.

^Литература

1. Галина И. В. Алкоголь и дети. — М., 1985.

2. Копыт Н. Я-, Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. — М., 1986.

3. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года // Правда— 1987.— 27 ноября.

4. Тимошенко Л. В., Скакун Н. П., Скакун Г. К. Алкогольный синдром плода. — Киев, 1987.

Поступила 10.03 88

Методы исследован и»

УДК 614.72:615.285.71-074:543.544

JJ. П. Щербаков, Г. А. Разиев, В. В. Курпель

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛ О Р А ЦЕТ И Л ХЛ О Р ИДА В ВОЗДУХЕ

Хлорацетилхлорид (ХАХ), применяемый при синтезе гебицидов, относится к классу высоко ^ реакционноспособных соединений, и прямой га-зохроматографический анализ его в воздухе затруднителен.

ХАХ бурно разлагается с водой с образованием монохлоруксусной кислоты [1]. Для анализа ХАХ в воздухе рабочей_зоны (ОБУВ 0,25 мг/м3) рекомендован фотометрический метод, основанный на разложении его в пиридиновом растворе до монохлоруксусной кислоты и определении последней по реакции образования дианилида глу-таконового альдегида. Однако определению мешают хлорпроизводные метана, этана и ацетона, а также хлораль и его гидрат [5].

Экспресс-метод колориметрического анализа хлорангидридов органических кислот в воздухе ■обладает высокой селективностью, но низкой чувствительностью [3].

Для повышения селективности и чувствительности метода анализа ХАХ в воздухе в присутст-4ц вии монохлоруксусной кислоты представлялось целесообразным применить реакционную газовую хроматографию с предварительным переводом ХАХ в более стабильное соединение [2].

В настоящей работе предложены методы га-зохроматографического определения ХАХ в воздухе с использованием отечественных хроматографов марки «Цвет» с пламенно-ионизационным детектором (предел обнаружения ХАХ 0,13 мг/м3) и ЛХМ-80 с детектором по захвату электронов (предел обнаружения ХАХ 0,01 мг/м3). В первом методе используется реакция взаимодействия ХАХ с этиловым спиртом.

Для обеспечения необходимой чувствительности определения ХАХ была принята следующая схема анализа: реакция с этиловым спиртом, экстракция продукта реакции, его концентрирование в поглотительной колонке и хроматографи-

ческий анализ вещества. Анализ осуществляли при следующих условиях: стеклянная колонка (длиной 2 м с внутренним диаметром 3 мм) заполнена силанизированным ОМСБ хроматоном М-А\У, содержащим 15 % полиметилфенилсилок-санового масла (ПМФСМ), температура термостата колонок 100°С, испарителя 130°С, расход гелия 40 мл/мин, водорода 30 мл/мин, воздуха 250 мл/мин, объем пробы 5 мкл. Шкала усилителя 50-Ю-12. Время удерживания этилового эфира монохлоруксусной кислоты (ЭЭМХУК)1 1 мин 30 с, предел обнаружения Ю-7 г.

Предварительно выход реакции ХАХ со спиртом определяли из сравнения концентраций ЭЭМХУК, образованного из ХАХ и контрольных растворов этого эфира в этаноле. Для этого были приготовлены растворы ХАХ и ЭЭМХУК в этаноле следующих концентраций: 0,2 2 и 20 мг/мл.

В результате хроматографического анализа растворов было обнаружено полное равенство высот пиков, соответствующих ЭЭМХУК в обеих пробах, т. е. реакция ХАХ со спиртом протекает полностью. Эту реакцию проводили в барботере, заполненном этиловым спиртом, через который в течение 30 мин пропускали исследуемый воздух, содержащий ХАХ. Скорость барботирования 0,6 л/мин, общий объем пропускаемой смеси 18 л. Спирт заливали в 3 последовательно соединенных поглотительных прибора по 4 мл в каждый.

Установлено, что при содержании ХАХ в воздухе до 50 мг/м3 поглощение последнего происходит практически в первых двух поглотительных приборах. Отношение количества ЭЭМХУК, образовавшегося в каждом приборе, к его общему количеству составляло 0,87, 0,11 и 0,02 соответственно для первого, второго и третьего прибора.

Препарат синтезирован Е. И. Нестеровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.