Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ'

К ОЦЕНКЕ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Р.З. Позднякова, Г.П. Куликов, Л.В. Лебедева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ»

шет Телеки, — содержит статистические основы нашей науки, в нем показано, какими данными мы располагаем...» 12 Эти данные необходимы, как указывает Телеки, для выяснения дальнейших средств, возможностей развития социальной гигиены. Л. Телеки рассматривает в своей книге различные возрастные группы населения, сопоставляет показатели здоровья городских и сельских жителей, а также данные о смертности мужского и женского населения в Пруссии и Австрии. Он подробно останавливается на разборе недостатков в статистике смертности, критически оценивает деятельность статистиков кассовых больниц, а также пишет о необходимости точного выяснения причин каждого смертного случая с указанием дня смерти.

Известный немецкий социал-гигиенист А. Готт-штейн писал: «...Телеки говорит и лечит глубоко и умело, пользуясь накопленными немецкими и австрийскими материалами и отличным знанием медицинской статистики, социальной статистики и статистики профессиональных заболеваний. Таблицы и графики служат дополнением к тексту. Уже эта первая часть является хорошим введением в статистические методы социальной медицины...» 13

Л. Телеки был членом-учредителем Постоян-

12 Т е 1 е к у L. Vorlesungen über soziale Medizin. Jena, 1914, S. 5.

13 G о 11 s t e i n A. (Charolottenburg) — Deutsche medizinische Wochenschrift, 1915, № 1, S. 5.

ной международной комиссии по промышленной медицине в 1906 г., а в 1951 г. за выдающиеся заслуги был избран пожизненно Почетным членом Международной ассоциации промышленной медицины. В 1952 г. по приглашению министерства здравоохранения Австрии Л. Телеки посетил Вену, был в ФРГ. Он выступал на 2-м съезде промышленных врачей (Вена, 1952 г.) с докладом о вреде инсектицидов для здоровья.

Говоря о деятельности Телеки, нельзя не сказать и о его семье. Его жена (урожденная Гнзе-ла Хофман) была его верной помощницей в работе, всегда сопровождала его в учебных поездках, во многом способствовала его научной деятельности. Обе дочери Л. Телеки работают в области социального страхования в Вене п Лондоне.

Отмечая 60-летний юбилей Л. Телеки, один из его учеников, А. Гетце, говорил: «Телеки смог собрать небольшую, но жадную до работы группу молодежи. Тот Телеки, которого знаем мы — это юный, полный энергии созидания борец, с неукротимой силой преследующий свою цель: помочь бедным и угнетенным, добиться того, чтобы правда восторжествовала...» 14

Телеки умер 20 августа 1957 г. в Нью-Йорке. В г. Гамме в ФРГ одна из улиц названа в честь Людвига Телеки.

Поступила 11.06.86

u Koelsch F. — Das deutsche Gesundheitswesen, 1958, Jg. XIII, № 3, S. 114.

Гигиенические основы здорового образа

жизни

УДК 613.816:[6Н.374](084.122)

Р. 3. Позднякова, Г. П. Куликов, Л. В. Лебедева

К ОЦЕНКЕ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ КИНОФИЛЬМОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения Минздрава СССР, Москва

На современном этапе санитарное просвещение не ограничивается исключительно вопросами гигиенического воспитания, оно стало одним из важнейших видов массовой информации и пропаганды медико-гигиенических знаний по формированию у населения навыков здорового образа жизни. Поэтому санитарное просвещение должно сейчас вооружаться наиболее действенными методами и средствами воздействия па население. В настоящее время широко используются разнообразные формы устной, наглядной, аудиовизуальной пропаганды, среди которых наиболее

убедительными являются санитарпо-просвети-тельные (с/п) кинофильмы. Исследования ряда авторов показали, что даже одноразовое воздействие с/п фильмов вызывает изменения психических функций человека: достоверно изменяются когнитивные, эмоциональные и поведенческие® компоненты социальной установки, повышается уровень знаний по вопросам изучаемой проблемы [3, 4]. Значительные изменения отмечены также в функциональном состоянии человека при просмотре с/п фильмов [5]. Все это указывает на высокую эффективность данного вида пропаган-

ды, и, следовательно, тем большая требовательность должна предъявляться к содержанию и форме подачи информации в с/п фильмах. Необходимо, чтобы в фильмах содержалась аргументированная, доступная пониманию населения медико-гигиеническая информация [6].

Задачей настоящей работы является изучение некоторых социально-психологических аспектов восприятия с/п кинофильмов по антиалкогольной

• тематике.

Исследования были проведены на группе врачей-наркологов (25 человек), которым было показано 14 кинофильмов: «Ловушка», «Этика поведения и здоровье», «Ответственность родителей за здоровье детей», «Начало дня», «Невидимый диагноз», «Вино и сердце», «Алкоголь и работа», «Пьяному не место у станка», «Алкоголь и творчество», «Ответственность», «Алкогольные психозы», «Обрести себя», «Люди, я расту», «Роль семьи в предупреждении пьянства».

В исследованиях использован метод групповой дискуссии. Суть метода заключается в открытом, неформальном обсуждении проблемы (в нашем случае — проблемы эффективности фильмов) под руководством ведущего дискуссию. Посколь-

• ку в социальной психологии малых групп установлено, что оптимальным числом участников групповой дискуссии является 7±2, число врачей-наркологов, участвующих в просмотре и обсуждении фильмов за 1 раз, составляло 7—9, что давало возможность лучше проанализировать качество фильмов. После просмотра каждого фильма участники дискуссии поочередно высказывались по трем направлениям: 1) что в фильме хорошо, удачно, оказывает наибольшее воздействие; 2) что плохо, неудачно, недейственно; 3) что можно рекомендовать для улучшения качества с/п фильмов.

Восприятие с/п фильмов происходит в ситуациях массовой коммуникации, которые есть не что иное, как общение людей по проблемам здо-

• ровья. Целью этого общения является формирование убеждения, направленного на сохранение здоровья как социальной ценности. Существуют различные пути убеждающего воздействия. По своему содержанию информация будет убедительной в том случае, если она содержит точные, объективные, научно обоснованные факты, которые изложены ясно, доходчиво и логически последовательно [7].

Убедительность пропагандистского воздействия по форме предъявления информации достигается множеством способов: наличием эмоцио-

• пального и рационального в сообщении, т. е. когда факты и действия излагаются с использованием различных художественных приемов и выразительных средств [1].

По мнению некоторых авторов [8, 9], убедительной формой подачи информации является информация, основанная на диалогической моде-

ли общения, т. е. общения, при котором существует обратная связь коммуникатора с аудиторией. Всякое убеждение, затрагивающее потребности и интересы людей, воздействует на их чувства. Убедить — значит добиться, чтобы человек согласился с тем, что утверждается, признал правильность предложенных ему тезисов, справедливость доводов, правильность выводов [7]. Такое воздействие есть обращение не только к разуму, но и к чувствам людей. Но следует учитывать, что в процессе убеждающего и внушающего воздействия убеждающее воздействие ввиду ряда особенностей занимает ведущее место в пропаганде медико-гигиенических знаний, особенно в антиалкогольной пропаганде. Убеждающее воздействие приводит к формированию у человека положительной установки, т. е. готовности действовать в соответствии с усвоенными меди-ко-гигиеническими знаниями и на основе уверенности в правильности своих действий.

Исходя из указанных теоретических представлений о коммуникативном процессе, можно предположить, что антиалкогольная пропаганда является одним из видов убеждающей коммуникации, поэтому для повышения эффективности воздействия фильмов по антиалкогольной пропаганде необходимо, чтобы содержание и форма подачи информации в фильмах соответствовали основным требованиям убеждающей коммуникации: 1) сообщение должно содержать новую информацию и аргументированное доказательство вредного воздействия алкоголя на организм человека; 2) предъявляемая антиалкогольная информация должна соответствовать потребностям и интересам населения; 3) всякое убеждающее воздействие должно содержать различные эмоциональные элементы, позволяющие воздействовать на чувства человека; 4) убеждающее воздействие должно побудить человека изменить свое отношение к потреблению алкоголя.

Анализ кинофильмов по антиалкогольной тематике показал, что как по содержанию, так и по форме предъявления информации оии не всегда соответствуют указанным выше основным требованиям убеждающей коммуникации.

В результате просмотра и обсуждения перечисленных выше фильмов была выявлена типичная, повторяющаяся практически во всех фильмах структура их содержания. Она имеет две основные части: 1) отрицательные последствия употребления спиртных напитков; 2) положительные примеры здорового образа жизни.

Выявлено также, что наиболее часто повторяющимися отрицательными эпизодами в фильмах были неприглядные сцены распития спиртных напитков; психические нарушения как следствие употребления спиртного; физиологические последствия алкоголизма; нарушение у пьющих адекватных отношений с окружающими; неблагоприятные последствия для близких и родных больного алкоголизмом.

Анализ и обсуждение с/п фильмов показали, что в них много эпизодов посвящено сценам распития спиртного, по-видимому, с целью вызвать у зрителей негативное отношение к его потреблению. Однако этот режиссерский прием, по мнению опрошенных врачей-наркологов, не является эффективным и не достигает цели, так как сцепы распития, наоборот, побуждают потребность в спиртном, актуализируя скрытую положительную установку на привычную для пыощих обстановку распития спиртных напитков, тем более что сцены распития в ряде случаев сопровождаются хорошо сервированным столом и веселым музыкальным сопровождением. Обращает па себя внимание еще одно обстоятельство, выявленное при обсуждении фильмов и связанное с показом неблагоприятных последствий употребления алкоголя: отсутствует прямая зависимость эффективности воздействия фильма и силы негативных переживаний зрителя от сцен тяжелых последствий алкоголизма. Эффективность воздействия, по-видимому, определяется не столько степенью насыщенности с/п фильмов кадрами, вызывающими сильные негативные эмоции, сколько «близостью» содержания фильма личности зрителя. Эмоционально негативные кадры, часто повторяющиеся в фильме, не всегда могут достичь цели, поставленной коммуникатором, так как в этом случае вступает в действие закон психологической защиты.

В литературе описаны случаи, когда отрицательно эмоциональные эпизоды вызывали негативную реакцию респондентов. Например, в фильмах, посвященных заболеванию десен, наибольший эффект был от показа положительно аргументированных эпизодов (красивые белые зубы), и, наоборот, эпизоды, показывающие заболевание десен, вызвали негативную реакцию респондентов [11. 12].

По данным других авторов [2, 6], антиалкогольные фильмы, включающие эмоционально отрицательные эпизоды, показывающие детей-уродов, родившихся от пыощих родителей, наоборот, оказывали наибольшее воздействие на зрителей, чем фильмы, содержащие положительную информацию. Что же касается положительных примеров, использованных в антиалкогольных фильмах, то анализ полученных результатов показал, что они воспринимаются, как штампы. Дело даже не в их однообразии, а в том, что предлагаемые положительные примеры (как правило, это известные спортсмены, музыканты, балерины, геологи и т. д.) очень далеки от реальной жизни обычного человека, к которому обращается с/п фильм.

Таким образом, в антиалкогольных фильмах, с одной стороны, критикуются и отвергаются элементы нездорового образа жизни, связанные с употреблением алкоголя, с другой, предлагаются положительные примеры здорового образа жизни.

Структуру содержания антиалкогольных фильмов можно представить следующим образом

Критикуемые элементы образа жизни (употребление спиртных напитков)

Предлагаемые положительные примеры здорового образа жизни

Расстояние между этими компонентами структуры содержания в различных с/п фильмах мо- • жет быть вариабельным. Однако несомненно одно— слишком большое или слишком малое различие между отвергаемым и предлагаемым элементами одинаково малоэффективно. В каждом конкретном случае выбор оптимального уровня расхождения указанных компонентов должен проводиться с учетом особенностей аудитории: психологических особенностей личности адресатов, их отношения к употреблению алкоголя, сформированности установок на отказ от алкоголя, отношения к антиалкогольной пропаганде и др. Принцип нахождения наиболее оптимального соотношения критикуемых и предлагаемых элементов образа жизни должен быть единым: необходимо образовать в сознании зрителя когнитивный диссонанс, вызывающий внутренний £ дискомфорт и побуждающий к внутреннему диалогу с героями и авторами фильма. Только в этом случае фильм может заставить зрителя задуматься, встревожиться, даст толчок к пересмотру неправильной точки зрения на потребление спиртных напитков.

Таким образом, проведенные исследования позволяют предположить, что оптимальное соотношение отрицательных и положительных элементов в фильмах является одним из важных требований, обеспечивающих эффективность их воздействия на население.

Другим не менее важным требованием, обеспечивающим эффективность с/п фильмов, является смысловая целостность содержания сообщения. Как показали результаты исследования, ^ большинство из просмотренных фильмов вызывают впечатление нецелостности, раздробленности, мозаичпости. Наиболее целостными по содержанию являются фильмы «Алкогольные психозы», «Вино и сердце», «Этика поведения» и «Ответственность родителей за здоровье детей». Фильм «Вино и сердце» представляет собой целостное развитие одной идеи. В «Ответственности...» целостность достигается сильным доминированием последних кадров, показывающих детей-уродов, вызывающих у зрителя эмоциональный стресс, который, по-вндимому, и является фактором, интегрирующим отдельные впечатле-' ния в единое целое.

По мнению врачей, единство содержания достигается в фильмах «Алкогольные психозы», «Этика поведения». Несмотря на то что фильм «Алкогольные психозы» устарел по форме (очень упрощенно, примитивно говорится, например, о

действии алкоголя на клетки мозга и др.), содержание сообщения сохраняет актуальность. В этом фильме показана судьба реального человека, заболевшего хроническим алкоголизмом и излечившегося от него с помощью врачей и собственной силы воли. В этом случае отдельные смысловые эпизоды существуют не сами по себе, а составляют единое целое. Целостность достигается особым способом интеграции — персонифи-цированностыо передаваемого сообщения. Рассказ от первого лица конкретного человека делает сообщение более «близким» и доверительным для респондентов.

В большинстве просмотренных с/п фильмов отдельные смысловые эпизоды, являющиеся сами по себе правильными, механически объединяются во временной последовательности. Объединяющими факторами являются поясняющий дикторский текст и музыкальное сопровождение.

Еще раз подчеркнем, что любые способы слишком «красивой» подачи информации о нездоровом образе жизни и неправильном поведении (веселое музыкальное сопровождение, показ радостного застолья и модных танцев, звон бокалов и др.), а также назидательность в дикторском тексте не способствуют достижению цели, которую ставят перед собой создатели фильмов: показать пагубность действия алкоголя на психическое и физическое состояние человека, сформировать у него негативные установки на потребление алкоголя. Необходимо также учитывать, что критерий здоровья не является социальной ценностью для молодежи. Поэтому вред алкоголя для здоровья следует раскрывать в связи с другими социально-психологическими аспектами здорового образа жизни.

Предъявляя антиалкогольную информацию, необходимо помнить, что сознание человека, воспринимающего сообщение, не является пассивно запечатлевающим механическим устройством. Воспринимающий информацию человек обладает определенным уровнем информированности о вреде алкоголя, высоким или низким интересом к предъявляемой информации, заинтересованностью в получении определенных медицинских знаний, сформированным или несформирован-иым уровнем готовности к получению информации по проблеме борьбы с алкоголизмом. Поэтому при создании антиалкогольных фильмов требуется не только содержательная ценность сообщения: его актуальность, новизна, — но и аргументированная, альтернативно поданная, документально подтвержденная информация, соот-

ветствующая интересам респондентов и доступная для их понимания.

Результативность антиалкогольной пропаганды достигается ее суровой прямотой. Если раньше оспаривалось мнение, показывать ли в фильмах психически и физически неполноценных детей, обязанных своим несчастьем алкоголизму родителей, то сейчас становится ясным, что «шоковая пропаганда» позволяет победить скептицизм людей, утративших веру или социально глухих к проблеме пьянства и алкоголизма [10].

В фильмах необходимо со всей прямотой, фактами и цифрами показывать физический, психический и экономический ущерб, наносимый пьянством и алкоголизмом самим пьющим, их семьям и государству.

Проведенные исследования показали, что вра-чи-наркологи хорошо знают психологию своих пациентов, их отношение и установку на проблему пьянства и алкоголизма, причины распространенности злоупотребления алкоголем среди различных групп населения. При создании научно-популярных кинофильмов по антиалкогольной пропаганде необходимо шире использовать опыт врачей-наркологов по вопросам пьянства и алкоголизма и чаще привлекать их к созданию средств антиалкогольной пропаганды, в том числе кинофильмов.

Литература

1. Адамов Е. //Полит, самообразование. — 1982. — № 3.— С. 112—116.

2. Лазарус Р. // Эмоциональный стресс: Пер. с англ. — Л., 1970.— С. 178—209.

3. Мещерякова И. А., Докучаева О. И. // Психолого-педа-гогнческие и лингвистические проблемы исследования текста. — Пермь, 1984, —С. 20—21.

4. Мещерякова И. А., Докучаева О. И. // Проблемы планирования и управления подготовкой специалистов в высшей школе. — Рига, 1985. — Ч. 2. — С. 196—198.

5. Позднякова Р. 3., Жигалин Г. С., Журавлева В. В.Ц Гиг. и сан. — 1984. — № 10.— С. 35—38.

6. Позднякова Р. 3., Лебедева Л. В. //Там же.— 1983 — № 7. — С. 36—40.

7. У ледов А. //Полит, самообразование.— 1982. — № 1.— С. 116—124.

8. Хараш А. У. //Вопр. психол. — 1978. — № 4. — С. 25— 30.

9. Хараш А. У.// Там «е. — 1980. — № 3. — С. 20—31.

10. Халин В. // Полит, самообразование.— 1986.—№ 2.— С. 133—137.

11. Jariis Irving L., Festishbachs. // Public. Opinion and Propaganda.— New York, 1956.

12. Leventhal H., Singer R., Jones S. //J. Personality soc. Psychol. — 1965,— Vol. 2, — P. 20—29.

Поступила 22.07.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.