УДК 796.92
Психологические аспекты подготовки спортсменов с использованием инноваций в спортивном инвентаре
Максимова Е.Ф.1, Герасимов Н.П.2*
'Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID:0009-0000-5967-7145, maksimova.elena.00@Ькт Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического
университета им. А. Н. Туполева-КАИ Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-2932-5891, [email protected]*
Аннотация: Психологическая подготовка (1111) спортсменов, также как физическая подготовка (ФП), техническая подготовка (ТХП) и тактическая подготовка (ТП), является неотъемлемым компонентом спортивной подготовки и играет очень большую роль в достижении высокого соревновательного результата. Применение инноваций в спортивной подготовке влечет за собой изменения не только в физической, технической, тактической подготовке, но и в психологической подготовке и в психическом состоянии спортсменов. При этом все компоненты спортивной подготовки: физическая, техническая, тактическая, психологическая -соответствуют особенностям использования инновации в спортивной подготовке. Цель исследования - выявить влияние спортивной подготовки с использованием инноваций в спортивном инвентаре на психическое состояние и мотивационно-ценностное отношение к занятиям спортом. Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы. Результаты. Проведен анализ научно-исследовательских работ, в которых спортивная подготовка проводилась с использованием инновации в спортивном инвентаре и оборудовании. Во всех рассмотренных нами научных работах доказано положительное влияние применения инноваций в спортивном инвентаре на психическое состояние испытуемых. Проведенный нами анализ показал: во всех рассмотренных нами исследованиях в той или иной мере уделялось внимание на психологический аспект при данных условиях спортивной подготовки. При этом, в части рассмотренных нами научных работ, при доказанности положительной динамики психического состояния в ходе эксперимента, недостаточно представлено содержание психологической подготовки. В одной из рассмотренных нами исследовательских работ представлены все применяемые средства психологической подготовки студентов-лыжников в подготовительный и соревновательный периоды спортивной подготовки. Выделены факторы, наиболее всего влияющие на формирование устойчивой потребности студента-лыжника в совершенствовании спортивного результата и определяющие его личностный рост. Приведены показатели нервно-психической устойчивости, личностной и ситуативной тревожности, наличие сформированности мотивационно-ценностного отношения к достижению спортивного результата студентов-лыжников. Заключение. В результате анализа исследовательских работ в области спортивной подготовки с использованием инноваций с спортивном инвентаре и оборудовании, выявлено положительное влияние используемых инноваций на психическое состочние и мотивационно-ценностное отношение, при соответствующей особенностям используемой инновации содержании психологической подготовки.
Ключевые слова: студенты-лыжники, лыжная подготовка, фторопластовая скользящая
поверхность, психологическая подготовка, психическое состояние, нервно-психическая устойчивость, мотивационно-ценностное отношение, спорт, спортивный результат,
эффективное скольжение, соревновательный период.
Для цитирования: Максимова Е.Ф., Герасимов Н.П.* Психологические аспекты подготовки спортсменов с использованием инноваций в спортивном инвентаре. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .
Psychological aspects of athletes' training using innovations in sports equipment
Elena F. Maksimova1, Nikolay P. Gerasimov2*,
1Naberezhninskiy branch of TISBI Management University
Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0009-0000-5967-7145, [email protected] 2Naberezhnye Chelny branch of A.N. Tupolev National Research Technical University
Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-2932-5891, [email protected]*
Abstract: Psychological preparation (PP) of athletes, as well as physical preparation (PP), technical preparation (TP) and tactical training (TP), is an integral component of sports training and plays a very important role in achieving high competitive results. The use of innovations in sports training entails changes not only in physical, technical, tactical training, but also in psychological training and in the mental state of athletes. At the same time, all components of sports training: physical, technical, tactical, psychological - correspond to the peculiarities of using innovation in sports training. The purpose of the research - to identify the influence of sports training using innovations in sports equipment on the content of psychological preparation, including mental state and motivational-value attitude towards sports. Methods and organization of the research. Analysis and generalization of scientific and methodological literature. Results. An analysis of research works in which sports training was carried out using innovations in sports equipment and equipment was carried out. All the scientific works we reviewed have proven the positive impact of the use of innovations in sports equipment on the mental state of the subjects. Our analysis showed: in all the studies we reviewed, attention was paid to one degree or another to the psychological aspect under the given conditions of sports training. At the same time, in some of the scientific works we reviewed, while the positive dynamics of the mental state during the experiment were proven, the content of psychological preparation is not sufficiently represented. One of the research works we reviewed presents all the used means of psychological preparation of student skiers during the preparatory and competitive periods of sports training. The factors that most influence the formation of a student skier's sustainable need to improve sports results and determine his personal growth are identified. The indicators of neuropsychic stability, personal and situational anxiety, the presence of a well-formed motivational and value-based attitude to achieving sports results among student skiers are presented. Conclusion. As a result of the analysis of research works in the field of sports training using innovations with sports equipment and equipment, the positive impact of the used innovations on mental state and motivational-value attitude was revealed, with the content of psychological training corresponding to the characteristics of the innovation used.
Keywords: students-skiers, ski-training, fluoroplastic sliding surface, psychological training, mental state, neuropsychic stability, motivational and value attitude, sport, sports performance, effective gliding, competitive period.
For citation: Elena F. Maksimova, Nikolay P. Gerasimov*. Psychological aspects of athletes' training using innovations in sports equipment. Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(2): .
Введение
Учебно-тренировочный процесс спортивной подготовки в разных видах спорта состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки:
- Физическая подготовка (ФП), направленная на совершенствование основных физических качеств и их эффективного переноса на развитие основных двигательных действий спортсмена для данного вида спортивной деятельности, а также совершенствование функциональных возможностей организма, повышение уровня работоспособности и достижения совокупного кумулятивного эффекта;
- Техническая подготовка (ТХП), включает процесс изучения техники двигательных действий и его непрерывное совершенствование, а также освоение умений и навыков на высоком техническом уровне и их постоянное улучшение до высокой степени совершенства на основе учета индивидуальных особенностей студента-лыжника;
- Тактическая подготовка (ТП), направлена на точное выполнение продуманного конструктивного плана специализированных действий, на основе высокого уровня физической и технической подготовленности, а также степени морально-волевой готовности;
- Психологическая подготовка (ПП), раскрывает сущность нервно-психической устойчивости, личной и ситуативной оптимальной тревожности, а также совершенствование психологических качеств, функций и способностей, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.
Психологическая подготовка спортсменов, также как техническая, тактическая, физическая подготовка, является составляющей частью спортивной подготовки, играет важную роль в обеспечении высокого соревновательного результата. Психологическая подготовка (ПП) сопровождает все этапы тренировочных периодов.
Применение инноваций в спортивной подготовке влечет за собой изменения не только в физической, технической, тактической подготовке, но и в психологической подготовке и в психическом состоянии спортсменов.
Материалы и методы
Анализ и обобщение научно-мпетодической литературы.
В целях выявления влияния применения инноваций в спортивном инвентаре на психическое состояние и мотивационно-ценностное отношение к занятиям спортом у занимающихся мы провели анализ ряда научных исследовательских работ в области спортивной подготовки с применением инноваций в спортивном инвентаре и оборудовании.
Результаты и обсуждение
Работа Афоньшина В. Е. (2018) посвящена технической подготовке юных футболистов с применением интерактивного тренажерного комплекса.
Автором был создан интерактивный тренажерный комплекс (ИТК), моделирующий
полимедийную пространственно-временную среду для управления двигательными действиями юных футболистов в виде технических приемов ведения мяча и обводки с изменением скорости и направления перемещения [1]. Были разработаны тренировочные упражнения с применением созданного интерактивного тренажерного комплекса, методика обучения технике ведения мяча и обводки с применением этих упражнений.
На этапе начальной подготовки, которому соответствовал возраст участников, учитывается приоритетность обучения основам техники футбола. Исходя от этого, 50% от общего объема времени авторы отвели на освоение технических приемов, на тактическую подготовку -10%, на общую физическую подготовку -15%, на специальную физическую подготовку - 5 %, на участие в соревнованиях - 5% времени, 15% бюджета времени было отведено на интегральную подготовку, в которую входила и психологическая подготовка участников эксперимента [1].
Проверка эффективности применения данной методики с применением ИТК показала, что использование ИТК обеспечивает существенное повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.
Исследование влияния использования данного интерактивного тренажерного комплекса (ИТК) на психическое состояние, и изменение психического состояния участников эксперимента в ходе педагогического эксперимента автором отдельно не в работе не показаны. Но нет сомнений, что при общем «обеспечении существенного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса использованием ИТК», изменение психического состояния участников в ходе педагогического эксперимента было и имело положительный характер.
В работе Блинкова В.Е. (2018) рассматривается применение инноваций в спортивном оборудовании при подготовке гимнастов. При разработке технического устройства, учитывалось соответствие биомеханических параметров выполнения упражнения в естественных и искусственно созданных условиях, облегчающих освоение двигательных навыков и снижающих уровень психологической тревожности спортсменов [2].
Автором была разработана методика обучения сложным гимнастическим упражнениям на перекладине с фазой полета с использованием данного технического устройства.
Получены положительные результаты применения данной инновации в спортивном оборудовании, доказана эффективность разработанной авторской методики обучения сложным гимнастическим упражнениям на перекладине с использованием технического устройства [2].
При проведении исследования проводилось изучение психологического состояния спортсменов.
В начале эксперимента, было проведено тестирование уровня ситуативной тревожности спортсменов по методике Ч.Д. Спилбергера, адаптированной Ю.Л. Ханиным.
На данном этапе при анализе результатов исследования ситуативной тревожности перед выполнением сложных упражнений было выявлено, что у 75% гимнастов - высокий уровень состояния тревожности, у 10% - средний уровень, у 15% - низкий уровень тревожности.
Высокое состояние тревожности у спортсменов выражается чувством страха и неуверенностью в своих силах. Низкая тревожность - в пониженном чувстве ответственности за выполнение двигательных действий.
Известно, что более предпочтительной для успешного решения поставленных задач в спорте является средний уровень тревожности.
При окончании эксперимента, для изучения особенностей психологического состояния гимнастов в период обучения сложным гимнастическим упражнениям с использованием технического устройства было проведено повторное обследование гимнастов.
Результаты исследования ситуативной тревожности у спортсменов на данном этапе показали, что все гимнасты экспериментальной группы перешли в группу средней тревожности
Ф <0,01).
В контрольной группе, где гимнасты не использовали техническое устройство, преобладал высокий уровень ситуативной тревожности ^ >0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента в аспекте психологической подготовки подтвердили эффективность разработанной авторской методики обучения сложным гимнастическим упражнениям на перекладине с использованием технического устройства на улучшение психического состояния спортсменов и формировании состояния психологической готовности к выполнению сложных упражнений [2].
В исследовательской работе Герасимова Н.П. (2023) рассматривается использование лыж с фторопластовой скользящей поверхностью в лыжной подготовке студентов спортивной учебной группы.
Психологическая подготовка спортсменов-лыжников, также как техническая, тактическая, физическая подготовка, является составляющей частью спортивной подготовки, играет важную роль в обеспечении высокого соревновательного результата. Психологическая подготовка (ПП) сопровождает все этапы тренировочных периодов.
Физическая подготовка, техническая подготовки и тактическая подготовка тесно взаимосвязаны с психологической подготовкой студентов-лыжников и являются условием для необходимой результативности ее на всех этапах и периодах тренировочного и соревновательного процессов.
Психологическая подготовка состояла в совершенствовании следующих психофизических качеств: нервно-психическая устойчивость, личностная и ситуативная тревожность, достигаемые при сформированности потребностно-мотивационной сферы спортсменов, что обеспечивалось
спецификой разработанной методики технической и тактической подготовки студентов-лыжников в нефизкультурном вузе [3, 4, 5, 6].
В подготовительный период психологическая подготовка студентов-лыжников включает в себя психолого-педагогические и психологические средства.
Психолого-педагогические средства в этот период: двигательные, направляющие и убеждающие. Названные двигательные, направляющие и убеждающие средства психолого-педагогической подготовки способствуют также созданию и сохранению должной мотивации к личностному спортивному росту, анализу собственных результатов и более осознанному отношению к занятию спортом. Средства психологической (преимущественно психологической) подготовки в этот период: суггестивные (внушающие) и ментальные (воздействие словом и образом) [7, 8, 13, ].
В соревновательный период из психофизиологических средств с целью достижения сосредоточенности, активности, уверенности и оптимального боевого состояния применяются: дыхательные упражнения, массаж (предстартовый возбуждающий массаж); разминка. Использование лыж со фторопластовой скользящей поверхностью в ЭГ во время разминки также придает лыжникам ЭГ дополнительную уверенность. По своему содержанию относящиеся к психологическим (преимущественно психологическим) средствам, в соревновательный период используются: суггестивные (внушающие) и ментальные (воздействие словом и образом). Применение этих психологических средств в соревновательный период направлено на достижение сосредоточенности, активности, удовлетворенности, уверенности в психическом состоянии [3, 5, 6,14]. В соревновательный период для совершенствованию самообладания в различных ситуациях, повышению уровня нервно-психическойустойчивости, снижению личностной и ситуативной тревожности использовались контрольный и соревновательный методы тренировок
Для формирования убеждений о преимуществах лыж со скользящей поверхностью из фторопласта, в ЭГ большое внимание уделялось теоретическим познаниям студентов-лыжников. На основе сопоставительныого анализа современных материалов, пригодных для создания скользящей поверхности беговых лыж известно, что использование фторопласта обеспечивает наименьший коэффициент трения при скольжении. Низкий коэффициент трения фторопластаа обеспечивает эффективное скольжение беговых лыж. К тому же, за счет низкого коэффициента трения, фторопластовая скользящая поверхность лыж обладает ярко выраженным повышением мгновенного ускорения в начальной фазе скольжения в процессе выполнения лыжником лыжного хода [3, 9, 10, 11, 15]
В работе приведены результаты исследований у лыжников уровней нервно-психической устойчивости, личностной и ситуативной тревожности за время эксперимента.
В экспериментальной группе за три года высокий уровень нервно-психической устойчивости повысился на11,4%, средний уровень на 8,6%. Низкий уровень снизился на 20%.
Уровень личностной тревожности в экспериментальной группе на начало эксперимента был высокий, в конце эксперимента преобладать стал умеренный (оптимальный) уровень(Р<0,05).
Изменение ситуативной тревожности за три года в экспериментальной группе также имеет положительную динамику и является статистически значимой (Р<0,05).
Оценка Мотивационно-ценностного отношения студентов к достижению высокого спортивного результата» проводилась путем опроса.
Для этого автором были выделены факторы, наиболее воздействующие на формирование устойчивой потребности у студентов-лыжников в совершенствовании спортивного результата и определяющие их личностный рост.
В таблице1 представлен разработанный опросник для определения факторов мотиваций к занятиям лыжным спортом у студентов-лыжников.
Таблица 1
Опросник «Определение факторов мотиваций к занятиям лыжным спортом у студентов-
лыжников»
№ п/п Исследуемые факторы Выбор фактора (из предложенного перечня выбрать один из факторов, наиболее привлекательный для Вас и поставить «+», против остальных проставить «х»
1 Соперничество (этические взаимоотношения с соперником за превосходство в спортивном результате)
2 Спортивная форма и здоровье (поддержание физической формы и здоровья)
3 Труд на пределе возможностей (готовность сделать все возможное для достижения высокого результата)
4 Патриотизм (любовь к вузу, республике (области), преданность им, гордость за их настоящее, стремление защищать интересы вуза)
5 Слава (желание стать значимым в обществе)
6 Индивидуальный рост (индивидуальные достижения, систематический прогресс в результате)
7 Любовь к спорту (любовь к выбранному виду спорта, потребность в самосовершенствовании)
На формирующем этапе эксперимента была достигнут должный уровень сформированности потребностно-мотивационной сферы. В мотивационно-ценностном отношении студенты экспериментальных группы стали больше уденлять внимание
индивидуальному росту своих достижений, работе по совершенствованию техники двигательных действий и морально-волевым качествам.
Проведенные исследования позволили автору работы сделает вывод:
В результате проведенного исследования в области психологической подготовки студентов лыжников, соответствующей особенностям использования лыж со фторопластовой скользящей поверхностью в спортивной подготовке, у студентов-лыжников экспериментальной группы статистически значимо (Р<0,05) улучшились параметры психического состояния: показатели нервно-психической устойчивости порвысились, а личностная и ситуативная тревожность снизились до уровня «оптимальной боевой готовности».
В мотивационно-ценностном отношении студенты экспериментальных группы стали больше уденлять внимание индивидуальному росту своих достижений, работе по совершенствованию техники двигательных действий и морально-волевым качествам [3].
Заключение
В результате проведенного нами анализа исследовательских работ в области спортивной подготовки с использованием инноваций с спортивном инвентаре и оборудовании, во всех работах выявлено положительное влияние используемых инноваций на психическое состояние и мотивационно-ценностное отношение, при соответствующей особенностям используемой инновации содержании психологической подготовки.
При доказанности положительных изменений психического состояния спортсменов в ходе педагогического эксперимента, не во всех исследовательских работах представлен психологический аспект подготовки при данных условиях спортивной подготовки.
Список литературы
1. Герасимов Н. П. Методика подготовки спортсменов-лыжников в непрофильном вузе с использованием беговых лыж с повышенными эксплуатационными характеристиками . Международный научно-исследовательский журнал. 2016; 5(47): 13-15.
2. Гибадуллин М.Р.,. Афанасьев В.А., Ибрагимов Р.Р., Ишмухаметова Н.Ф., ильин С.Н. Факторы демотивации лыжников-гонщиков детско-юношеских спортивных школ . Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 15-19.
3. Волков А. С. Система подготовки высококвалифицированного лыжника-гонщика в период его тренировочной деятельности на этапе спортивной специализации . Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 118-123. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123.
4. Латушкина Е. Н., Степанова О. Н., Загородникова А. Ю. Структура и содержание самостоятельных занятий двигательной активностью «Бег на лыжах» с лицами трудоспособного возраста . Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 157-165. DOI 10.14526/2070-4798-2023-18-2-157165.
5. Веселкина Т.Е., Оборин А.В., Цуриков А.И., Кружнов А.А. Сравнительная характеристика двигательной активности и профиля физической подготовленности студентов транспортного вуза . Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 174-180. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-174180
6. Богослов Е.А., Герасимов Н.П., Данилаев М.П., Михайлов С.А., Польский Ю.Е. Экспериментальные исследования эффективности скользящей поверхности лыж из фторопласта . Экстремальная деятельность человека: научно-методический журнал. 2015; 2(35): 70-75.
7 Герасимов Н. П. Повышение эффективности скольжения беговых лыж посредством использования фторопластовой скользящей поверхности. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014; 6: 5-9.
8. Bogoslov E., Gerasimov N., Danilaev M., Mikhailov S., Polsky Y., Bogomolova O. Efficiency of Teflon Sliding Surface. International Journal of Sports Science. 2013; 3(6): 224-228.
9. Gerasimov N. Ski sliding surface quality analysis and sliding quality improvement methods. Theory and Practice of Physical Culture. 2016; 11: 69-70.
10. Кокшаров Е. В. , Гареев Д. Р. , Могилевская Т. Е. , Башмаков Э. Ю. Мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством спортивных приложений, современных электронных средств срочной информации .Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 187-192. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-187-192.
11. Пугачев И. Ю., Родичкин П. В. Инновационная дефиниция «мультивыносливость игровая» в системе профессиональной и спортивной подготовки инженера. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 98-106.
12. Соколова И. В. Использование инновационных технологий в спорте . Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 273-279.
References
1. Gerasimov N.P. Methods of training athletes-skiers in a non-core university using crosscountry skis with increased performance characteristics. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016; 5(47): 13-15 [In Russ.].
2. Marat R. Gibadullin, Vladislav A. Afanasev, Renat R. Ibragimov, Nailya F. Ishmuhametova, Sergey N. Ilyin. Factors of demotivation of children's and youth sports schools ski-racers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 15-19 [In Russ., In Engl.].
3. Aleksandr S. Volkov. The system of training a highly qualified ski racer during his training activity at the stage of sports specialization. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 118-123. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-118-123 [In Russ., In Engl.].
4. Elena N. Latushkina, Olga N. Stepanova, Anastasiya Yu. Zagorodnikova. Structure and content of independent motor activity classes «Cross-country skiing» with people of working age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 157-165. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2157-165 [In Russ., In Engl.]
5. Tatyana E. Veselkina, Aleksandr V. Oborin, Aleksandr I. Tsurikov, Aleksandr A. Kruzhnov. Comparative characteristics of motor activity and physical fitness profile of transport university students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 174-180. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2174-180 [In Russ., In Engl.].
6.Bogoslov E.A., Gerasimov N.P., Danilaev M.P., Mikhailov S.A., Polsky Yu.E. Experimental studies of the sliding surface effectiveness of skis made of fluoroplast. Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka: nauchno-metodicheskijzhurnal. 2015; 2(35): 70-75 [In Russ.].
7. Gerasimov N.P. Improving the efficiency of sliding cross-country skis through the use of a fluoroplastic sliding surface. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2014; 6: 5-9 [In Russ.].
8. Bogoslov, E., Gerasimov, N., Danilaev, M., Mikhailov, S., Polsky, Y., Bogomolova O. Efficiency of Teflon Sliding Surface. International Journal of Sports Science. 2013; 3(6): 224-228.
9. Gerasimov N. Ski sliding surface quality analysis and sliding quality improvement methods. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2016; 11: 69-70 [In Russ., In Engl.].
10. Evgeniy V. Koksharov, Dmitriy R. Gareev, Tatyana E. Mogilevskaya, Eduard Yu. Bashmakov. Motivation for regular physical education and sports through sports applications, modern electronic means of urgent information. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 187-192. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-187-192 [In Russ., In Engl.].
11. Igor Yu. Pugachev, Pavel V. Rodichkin. Innovative Definition of "Multi-Endurance Game" in the System of Professional and Sports Training of an Engineer. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 98-106 [In Russ., In Engl.]
12. Inna V. Sokolova. Iinnovative technologies use in sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 273-279 [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 20.05.2024
Макисомва Елена Францевна - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: [email protected]
Герасимов Николай Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, 423814, Россия, г. Набережные Челны, ул. Королева, дом 1, e-mail: gernikos@,mail.ru