3. Бочарникова Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № 8.
4. Жулина Е.В., Архипова М.В. К вопросу о развитии просодики / Е.В. Жулина, М.В. Архипова. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 102-108.
5. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
6. Ларина Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Ларина Е.А. - Екатеринбург, 2007. - 250 с.
7. Чепурина И.В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики / И.В. Чепурина // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. Науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 69-72.
8. Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 3-5 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / С.Ю. Шерстобитова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 240 с.
9. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О.И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2013. - 74 с.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент Данилова Таисия Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); студентка Храмеева Татьяна Викторовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К АДЮЛЬТЕРУ У КРЫМСКИХ ТАТАР:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В публикации описываются результаты психологического исследования субъективного отношения к адюльтеру у мужчин и женщин крымскотатарской национальности. Осуществляется интерпретация полученных психодиагностических материалов по методике Тематического Апперцептивного Теста. Представлены данные о психологических различиях в специфике отношения к измене у мужчин и женщин крымскотатарской национальности.
Ключевые слова: адюльтер, проекция, субъективное отношение, ревность, сознание.
Annotation. The publication describes the results of a psychological study of the subjective attitude towards adultery in men and women of Crimean Tatar nationality. The interpretation of the obtained psychodiagnostic materials by the method of the Thematic Apperceptive Test is carried out. The data on psychological differences in the specificity of attitudes towards treason in men and women of Crimean Tatar nationality are presented.
Keywords: adultery, projection, subjective attitude, jealousy, consciousness.
Введение. Психологическое исследование проблемы измены как междисциплинарного и кросскультурного феномена, зачастую выступающего переломным и кризисным моментом функционирования супружеских и семейных отношений, привлекает к себе внимание представителей из различных областей знания. Это, прежде всего, аспекты данного феномена из мифологии, философии, психологии, литературы, а также, медицины, социологии и т. д. Пристальный интерес исследователей к данной интересующей всех проблеме не случаен, так как проблема переживания человеком «факта предательства» (как часто именуют адюльтер) никогда не теряла своей актуальности. Ее практическая значимость для психологии очевидна, так как обусловлена самой человеческой жизнью, спецификой межличностных отношений, в частности отношений между самыми близкими людьми - супругами. Злободневность обусловлена тем, что измена, лишая субъекта, которому изменили, лишает его внутренней опоры на другого, и негативно влияя на «Я» - концепцию «потерпевшего», актуализирует наиболее чувствительные сферы его психической и личностной организации. Переживание последствий измены иногда приводит мужчин и женщин к глубинному переосмыслению собственных ценностей и смыслов. Зачастую приоткрывает иллюзии не только в отношении семейной жизни, но и вскрывает скрытые проблемы, касающиеся многих важнейших характеристик человеческого существования. В особенности данная проблематика значима для современных практических психологов-консультантов, клинических психологов, психотерапевтов и психиатров.
В психологической литературе, несмотря на имеющиеся сведения [1; 2; 7] редко можно встретить информацию относительно описания психологических различий в отношении к данной проблеме у представителей разных этносов.
Последнее наиболее актуально именно сейчас, в начале двадцать первого столетия, когда многие проблемы ранее свойственные только представителям рафинированных, цивилизованных государств (европейских развитых стран) уже стали проявляться повсеместно и успели приобрести свой неповторимый этно-национальный и соответственно этому культурно-психологический оттенок. Адюльтер, быстро ставший социальным паллиативом в лишившихся духовной защиты Европе и Америке 60-70-х годов, в данное время становится существенной проблемой в странах традиционно религиозных [3].
В научной литературе довольно подробно описаны (в минимальном объеме) психологические реакции человека на ситуацию измены, ее возможные исходы (З. Фрейд, М. Кляйн, и другие глубинные психологи) [4; 8], зависимость переживания от различных переменных: личностных особенностей, установок, психических состояний, и.т.д. Однако мало информации необходимой для решения практических аспектов,
например, в плане оказания психологической помощи супругам в контексте этнических, этнокультурных и этно-психологических аспектов этого феномена.
Процесс переживания психической травмы (каковой в большинстве случаев и становится измена) во многом обусловлен семантикой (значением) субъективно и, как правило, неосознанно наделяемой самим субъектом переживающим измену. В структуре же этого субъективно переживаемого значения (значения для себя по А.Н. Леонтьеву [5; 6] содержаться и «коллективные смыслы» представляющие этнопсихологический компонент. Он выражается в определенных мотивах, установках и других переменных, детерминация которых имеет этнонациональный психологический характер. Одна и та же ситуация может иметь различное значение для людей представляющих различную религиозную конфессию, различные этнокультурные особенности и традиции.
Таким образом, несмотря на некоторое внимание, уделяемое межличностным отношениям мужчины и женщины, в настоящее время наименее изученной остается проблема этнического и этнокультурно-психологического параметров адюльтера как феномена.
Все вышеописанное обусловило проведение эмпирического исследования предметными сферами, которого явились психологические особенности отношения к адюльтеру у представителей крымскотатарской национальности.
Соответственно целью было выявление и описание специфики отношения к адюльтеру у крымских татар.
В процессе проведения исследования, на одном из этапов которого применялась методика «Тематического апперцептивного теста» Г. Мюррея (использовались отдельные рисунки) была выдвинута для эмпирической проверки следующая гипотеза: отношение к адюльтеру у мужчин крымскотатарской национальности опосредовано самим фактом (поведенческий аспект) измены, а у женщин - субъективными переживаниями (эмоционально-чувственный аспект) сопровождающими данное событие в отношениях между мужчиной и женщиной.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняло участие 46 человек (в возрасте от 22 до 30лет), 23 мужчины и 23 женщины. Опыт супружеской измены имеют 28 респондентов, у 18 опыт измены отсутствует. Дифференциация выборок осуществлялась по этническому признаку. Специального дополнительного интервьюирования по анализу причин супружеской измены мы не проводили, однако часть испытуемых, в ходе проведения эксперимента спонтанно высказывалась о том, какие факторы её обуславливают и к каким последствиям это может привести. Исследование проводилось на базе психологического центра «Ориенс» (г. Симферополь).
В качестве одного из исследовательских приемов использовался, как отмечалось ранее, известный проективный метод ТАТ. Испытуемым предлагались отдельные картинки методики, специально отобранные авторами в соответствии с предметом и задачам исследования. Результаты селекции соответственно были одобренные экспертами (участвовали в таком качестве 5 докторов психологических наук и 10 кандидатов психологических наук). Далее каждым испытуемым индивидуально проводился ТАТ: на стол изображением вниз выкладывались картины, затем, в определенной последовательности таблицы показывались испытуемому. Использовалось по 10 картин. Работа начиналась с предъявления инструкции: «Я буду показывать Вам картины. Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составьте рассказик, сюжет, историю, Вы скажите, что по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше, что будет после, что чувствуют и думают люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства рассуждения, воспоминания, мысли.
Анализируя результаты ТАТ нужно отметить, что женщины чаще всего идентифицировали себя с персонажами картин по полу, возрасту и др. параметрам, что является условием эффективности проекции.
У 30% испытуемых проявляется гипертрофированное проявление измены в виде агрессии по отношению к лидирующему положению мужчин в обществе, т.к. женское стремление к власти, успеху, самостоятельности, манипуляции мужчинами (20%) подавлено, либо не реализовано в полной мере. Типичные высказывания: «Он чувствует власть над ней, но это не поможет ему добиться своего» 6GF, «Он не умеет общаться, пользуется положением, считает, что все должны ему подчиняться» 6GF, «Она одинока из-за него, нужно его проучить» 3GF. Преобладающей категориальной единицей в проективной методике является «стремление к превосходству». Понятия «желание нравиться», «стать известной», «самоуверенность», «успех и власть», «стремление к лидерству» встречаются практически у всех (90% испытуемых). В тоже время мы наблюдаем высокий отрицательный показатель единицы «уверенность в себе». 80% женщин указывают на неуверенность, слабость, безысходность, страх, отчаяние. Эти понятия используют в рассказах, отображающих межличностные отношения мужчин и женщин: 6GF, 10, 13MF, 4; и в таблицах, выявляющих стремление к профессиональному росту: 2, 12GF.
Самый высокий отрицательный показатель был обнаружен по, условно названной нами категориальной единице «социальный стереотип». Эта категория включает в себя высказывания: «жить, как меня учили я не хочу» - картинка 2, «ей хочется чего-то другого, но она должна так делать, потому что так заведено» -картинка 2, «она не хочет жить так, как мама, она будет профессионалом», «она не хочет быть просто домохозяйкой и растить детей, как делают большинство женщин» 12GF, «все должны видеть в ней королеву».
Эти данные свидетельствуют о том, что женщины стремятся к доминирующему положению в обществе, росту карьеры, достижению успехов в профессиональной деятельности. Но культурно исторически сложившийся в обществе стереотип жены-домохозяйки, оказывает влияние на их мировосприятие и образ жизни. Выявлено, что испытуемые стремятся разрушить сложившийся стереотип «мужчины-лидера» и «кормилец семьи». Сложившийся шаблон поведения, отношений мешает женщине самореализоваться: с одной стороны покладистая, заботливая хранительница «домашнего очага» - залог счастья, но роль лишь домохозяйки не устраивает ее. С другой - стремление к реализации своих способностей и возможностей в профессиональной сфере, быть наравне или превосходить мужчину.
Можно предположить, что в этом возрасте измена возникает в результате разочарованностью брачной жизнью, женщины боятся быть ненужной, отвергнуто, значительная часть браков «держится» на общей заботе о детях, общей жилой площади, имуществе и т.д. У женщин актуализируется потребность в нежности, ласке, заботе. Об этом свидетельствуют высокие положительные показатели по понятию «любовь». А как
отмечал В.А. Сысенко «Если подобные потребности не удовлетворяются, то сексуальность женщины резко снижается, а в большинстве случаев теряет для нее всякий смысл» [7, с. 113]. О вышеперечисленном свидетельствуют данные ТАТ «Скорее всего он, изменил ей, она отвергнута и беззащитна» 13FM, «Она чувствует себя брошенной, чужой, но ему она не нужна. Возможно, у него появилась новая женщина». Известно, что любовь, проявляется в момент ускользания другого человека, когда вновь «возникают» чувства к человеку, которого «теряют», с которым расстаются «...любовь возникает вслед за изменой [10, с. 34]. Если же человек осознает, что он никому не нужен, то ему грозит, так называемая «экзистенциональная диссоциация» собственной личности. Бессознательное соперничество с отцом за единоличное обладание матерью, как источника тепла, заботы, ласки являлось предпосылкой развития чувства измены у женщин. Мать для испытуемых - олицетворение мудрости-40%, человек, которому они доверяют, который понимает, верит в них, может утешить, простить, дать совет-95%: «Мать гордиться дочкой», «Девочка ищет поддержку у матери» 7GF. В рассказах испытуемые указывают на то, что их семья относилась к патриархальному типу -«отец принимал важное решение» 2, «Мать всегда слушала отца и делала так, как скажет он» 12GF. Это свидетельствует о том, что женщины с ранних лет наблюдали главенствующую роль отца в семье, его доминирующее положение: «родители прививали ей навыки подчинения и послушания».
Отметим так же, что развитию «комплекса неполноценности» ( в соответствием с опредлением А.Адлера) у наших испытуемых способствовало соперничество с братьями (30%) и сестрами (60%).
Это немаловажная предпосылка развития измены, сюжеты по таблицам 7GF, 9GF, 18GF, 12GF явно вскрывают тему соперничества.
Например, рассказ одной испытуемой, у которой есть младшая сестра: «Ее заставляют взять новорожденную на руки, для нее это кажется пыткой» 9GF, «та, которая бежит - решительная, лидер. Она победит. Девушка за деревом не хочет этого, желает быть на ее месте, испытывает те же чувства - хочет быть главной» 18GF, «она старше - независима, преуспевающий художник, вторая- младшая, завидует».
У женщин прослеживается явное соперничество с младшими детьми в семье (30%), как результат нежелания оставлять привилегированное положение в семье единственного ребенка. Женщины в рассказах часто употребляют такие синонимичные понятия, связанные с братьями, как сильный, взрослый, независимый, самостоятельный. «Он работящий - мать гордится им» - картинка 2, «Брат помогает матери, она думает, что если бы она была взрослее, у нее бы тоже все получилось» 2, «Конечно, ведь он мужчина и сам вправе решать, что ему делать».
Если более зрелые женщины имеют жизненный опыт потерь, обид, разлук, которые связаны с предательством близкого человека, горечью утраты, разочарованием, то более молодые имеют меньше негативных переживаний по этому поводу из-за недостаточного жизненного опыта. В большинстве случаев женщины довольно эмоционально составляли рассказы по картинкам, не нарушая основных требований инструкции. У 30% испытуемых в ряде рассказов отсутствовало повествование о прошлом персонажа, что свидетельствует о бессознательном использовании такой психологической защиты, как вытеснение негативных событий, переживаний прошлого опыта. Об этом свидетельствуют такие высказывания: «она не доверяет ему, так как раньше с ней случилось подобное» 10GF, «они встретились вновь, после разлуки, после серьезной ссоры, связанной с его изменой» 18GF, «она плачет, ее уже когда-то предали и это вновь произошло». Таблицы, связанные с воспоминанием негативного прошлого опыта: предательство, конфликт, обман, потеря близкого, расставание - вызывали у испытуемых грусть и агрессивные реакции.
Классический треугольник соперница, измена, измена широко представлены в разных жанрах литературы, кино, живописи. Это не могло не интроецироваться нашими испытуемыми, измена, как кризис недоверия и веры в отношениях побуждает к возникновению образа соперницы в сознании испытуемых: «зачем он врет, ведь он изменил ей не впервые» 13FM. В связи с этим отсутствует полнота личностного удовлетворения в процессе обладания, из-за утраты уверенности в партнере. В связи с недоверием, «боязнью потерять супруга», возникает реальная или мнимая угроза, как реакция распада отношений в ситуации соперничества. Угроза основывается на предположениях, вызванных охлаждением чувств в партнере: «жаль, что он не любит ее, ведь она молода, свежа» (4) или противоречивым, подозрительным поведением партнера, отсутствие в партнере информации о характере отношений «он что-то скрывает от нее, не открывается ей до конца» (4). Это подтверждается такими типичными высказываниями испытуемых по таблицам 4, 6ВМ, 13МР как: «Мне не нравится, когда кто-то смотрит, говорит или делает что-то еще по отношению к тому, что принадлежит мне», «только я имею право на этого человека».
Анализируя сюжеты испытуемых по картинам 2, 6ВМ, которые изображают отношения матерью и сына, мы выявили, что у испытуемых довольно зависимые отношения с матерью. Мужчины описывают их как добрых, заботящихся, понимающих. Зависимых от матери (по данным беседы - 30% мужчин - они так же, что являются единственными детьми в семье. В свою очередь, отец для испытуемых является авторитетом, «наставником», «учителем», мужчины описывают их как сильных, уверенных в себе «отец главный, он обеспечивает семью, кормит и одевает их» (иллюстрация 12ВМ). В тоже время прослеживается и негативное восприятие отца, как человека, который «поучает», «навязывает свою точку зрения». Утверждения: «начальник игнорирует его» - 7ВМ, «более опытный поучает молодого», «старший ставит точку в этом разговоре, и молодой, задумавшись, принимает его точку зрения».
В рассказах испытуемых прослеживается стремление к материнской любви, заботе, единоличному обладанию ее вниманием и теплом, а контакты матери с отцом расцениваются, как угроза потери «желанного объекта»: «они не поделили мать» 7ВМ, «напоминает предстоящую разлуку», «сын переживает разлуку, ему не хочется уходить, но так будет лучше» 6ВМ.
Неуверенность испытуемых в себе, в своих чувствах и поведении, прослеживается и в отношении с противоположным полом - с женщинами, а также в реализации своих профессиональных способностей: «у него есть способности, сила и желание, но он не может сделать этого, что-то его волнует» 17ВМ, «она любит власть, а он не такой» 4, «может это любовь, но он боится открыть ее» картинка 4.
70% испытуемых придумывая рассказы к таблицам, основанным на выявление детско-родительских отношений - иллюстрации 2ВМ, 6ВМ, 7ВМ, 12ВМ, придерживались оценочных и мемориальных комментариев: «она уверенна, что во всем разбирается лучше, чем муж» - иллюстрация 2.
В картинах, отображающих отношения мужчин и женщин, 50% испытуемых приписывают персонажу негативные черты, таким образом, создавая антигероя, не желая признавать наличие этих черт у себя: «Он честолюбив, самоуверен, способен на все, лишь бы проучить его» 7ВМ.
Основываясь на антиидентификации испытуемых можно предположить, что они бессознательно используют такую психологическую защиту, как вытеснение - нежелание осознавать, принимать наличие у себя определенных качеств личности, черт характера, по их мнению, деструктивно влияют на взаимоотношения между людьми. У 30% испытуемых в ряде рассказов отсутствует повествование о прошлом, что также свидетельствует о преобладающем механизме защиты - вытеснение. Испытуемые вытесняют, возможно, то, что напоминает им о негативных события, переживаниях, связанных с прошлым: «Он в ярости, решил уйти от нее, так как оно предала его» 8ВМ.
Обобщая полученные данные, отметим, что они соответствуют тому, что еще К.Г. Юнг в знаменитой программной статье «Брак как психологическое отношение» [8], постулировал: для супругов (в особенности молодых) фундаментальный принцип регуляции отношений в браке - по преимуществу, влечения. Категории, относимые к нравственным, этическим и духовным могут регулировать взаимоотношения только у психологически высокоразвитых (в аспекте сформированности индивидуального сознания) супругов. Последнее скорее происходит в современных семьях реже, чем чаще. Обязательства в психологическом плане способны выполнять только молодые люди с дифференцированным и развитым внутренним миром (субъективной психической реальностью). Последний должен иметь место быть в принципе. Иначе выполнение ответственных в нравственном и духовном, этическом и даже социальном аспекте обязанностей будет целиком регулироваться внешними факторами. Это мода и другие коллективные и малоосознаваемые тенденции транслируемые СМИ. Таким образом, отношение к адюльтеру (супружеской измене) для современных молодых людей, супругов крымскотатарской национальности - это во-многом не внутренняя прерогатива веления собственной души, а всего лишь бессознательное отражение общественных взглядов незрелой в психологическом плане личностью.
Выводы. Полученные результаты проведённого экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Учитывая вышеперечисленные результаты можно отметить, что такие причины возникновения измены у женщин как соперничество между членами семьи за право обладания какой-либо ценностью, желаемым объектом, за привилегированное положение в семье, можно отнести и к женщинам в возрасте 2535 лет.
2. Тезаурус супружеской измены в сознании молодых мужчин представлен, в первую очередь, категориями ревности, новизны ощущений, секса, обиды и предательства.
3. Результаты эмпирического исследования представлений об адюльтере позволяют констатировать наличие фактора культурных стереотипов, детерминирующих мотивацию адюльтера как поступка.
Литература:
1. Данилова Т.Н. Между Любовью и Ненавистью: психосемантическое исследование тезауруса ревности. / Т.Н. Данилова - Журнал практикующего психолога, №12, 2006. - Киев, С. 90-100
2. Данилова Т.Н. Опыт применения судьбоаналитической концепции Л. Сонди при исследовании личности ревнивых женщин. Т.Н. Данилова - Журнал практикующего психолога, №13, 2007. - Киев, С. 118-126
3. Гендер и общество в истории / под ред. Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович. - С.Пб.: Алетейя, 2007. - 696 с. - (Серия «Гендерные исследования»)
4. Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. / Ж. Лакан Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения). М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос», 1998. - 432 с.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д.А. Леонтьев 2-е, испр.изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко Учеб. Пособие. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - 400 с.
7. Сысоенко В.А. Устойчивость брака. / В.А. Сысоенко М.: Финансы и статистика, 1981. - 199 с.
8. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. -336 с. - (История психологии в памятниках)
Психология
УДК 159 ББК Ю.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Мохова Светлана Юрьевна
Забайкальский государственный университет (г. Чита) магистр, психолог Дорниченко Виктория Викторовна
Центр психологических услуг «Пси-Фактор» (г. Чита)
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Исследование было направлено на изучение интеллектуальных показателей у подростков, находящихся в различно насыщенной информационной среде. Исследователи предположили, что имеются особенности в интеллектуальных показателях подростков. Данные исследования позволили провести корреляционный анализ, и по полученным коэффициентам корреляции авторы выявили особенное в показателях, диагностирующих интеллектуальные процессы.
Ключевые слова: Интеллект, интеллектуальные показатели, интеллектуальная лабильность, уровень умственного развития, интеллектуальный потенциал, познавательные процессы, информационные технологии.
Annоtation. The study was aimed at the research of intellectual indicators of teenagers in different saturated information environment. The researchers suggested, there are features in the intellectual indicators of teenagers.