Научная статья на тему 'Психосемантический анализ представлений об адюльтере: гендерный аспект'

Психосемантический анализ представлений об адюльтере: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
949
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА / МЕСТЬ / РЕВНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / АРХЕТИП / ADULTERY / REVENGE / JEALOUSY / CONSCIOUSNESS / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Таисия Николаевна

В статье осуществлён психосемантический анализ представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин. По результатам ассоциативного эксперимента авторами выявлена и описана специфика семантических универсалий слова-стимула измена испытуемых женской и мужской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-SEMANTIC ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF ADULTERY: GENDER ASPECT

In article the psychosemantic analysis of ideas of adultery in of young men and women's consciousness is carried out. According to the results of an associative experiment authors revealed and described specifics of semantic universals of a word incentive “treason” of examinees of female and men's group.

Текст научной работы на тему «Психосемантический анализ представлений об адюльтере: гендерный аспект»

14. Dion K. Physical attractiveness and interpersonal attraction / Dion K. Love and attraction. Oxford, 1979. P. 142-165.

15. English H., English A. A comprehensive dictionary of psychological and psychoanalitical terms. — N. Y., 1958.

16. Festinger, L. (1954). A theory of social comparison processes / Festinger L. / Human Relations.No. 7 (2). London.

17. Sigal, H. (1969). Liking for a evaluator as a function of her physical attractiveness and nature of her evaluations / Sigal H., Aronson E. // J. of experimental social psychology. Vol.5. No. 38. pp. 187-195.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Данилова Таисия Николаевна

ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АДЮЛЬТЕРЕ: ГЕНДЕРНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В статье осуществлён психосемантический анализ представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин. По результатам ассоциативного эксперимента авторами выявлена и описана специфика семантических универсалий слова-стимула измена испытуемых женской и мужской группы.

Ключевые слова: супружеская измена, месть, ревность, сознание, архетип.

Annotation. In article the psychosemantic analysis of ideas of adultery in of young men and women's consciousness is carried out. According to the results of an associative experiment authors revealed and described specifics of semantic universals of a word incentive "treason" of examinees of female and men's group.

Keywords: adultery, revenge, jealousy, consciousness, archetype.

Введение. Проблема супружеской измены - одна из наиболее часто встречающихся в практике психологического консультирования и психотерапии. В психологической литературе описаны различные виды адюльтера (супружеской измены) и причины её возникновения. Истоки возникновения измены берут своё начало в детско-родительских отношениях (З.Фрейд, М.Кляйн, О.Фенихель), в неадекватно сформированном социальном чувстве (А.Адлер), в невротической потребности любви (К.Хорни), навязанной «судьбе» (Л.Сонди), в повторяющимся из поколения в поколения жизненном сценарии (Э.Бёрн), в доминировании определённых архетипических фигур коллективного бессознательного (К.Юнг), в некрофильном характере (Э.Фромм).

Однако, несмотря на значительное внимание, уделяемое психологами межличностным отношениям мужчины и женщины, проблема измены в настоящее время, за исключением единичных исследований [3; 6; 11; 15], остаётся мало изученной.

Так, осуществив теоретический анализ данной проблемы, Т.Волкова [3] описывает основные причины супружеской измены:

1. Новая любовь. Как правило, такая причина характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных подобных побуждений.

2. Возмездие. Измена в данном случае - месть за неверность супруга, потребность восстановить чувство уязвлённого самолюбия.

3. Поруганная любовь. Чаще всего встречается в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неудовлётворённой аффилиативной потребности, что, зачастую, побуждает его находить вне семьи способы её удовлетворения.

4. Поиск новых любовных переживаний. Этот тип измен характерен, как правило, для супругов, проживших вместе более 15-20 лет, то есть когда чувства потеряли свою романтическую окраску. Также он встречается в семьях с так называемой гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное.

5. Восполнение. При этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и других ограничений на полноту любви в браке.

6. Тотальный распад семьи. В данном случае измена — фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.

В настоящее время в работах по психосемантике описаны семантические пространства различных психических состояний (восторга, апатии, радости, воодушевления, гнева и др.). В то же время семантическое пространства супружеской измены практически нигде не представлено. В связи с этим объектом данного исследования является сознание молодых мужчин и женщин.

Предметом: специфика представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин.

Цель: выявить и описать специфику конгломерата коннотативных значений образа измены (адюльтера) в сознании молодых мужчин и женщин.

Методологическим базисом данной работы явилась техника субъективного шкалирования. В качестве объектов шкалирования выступали категории, полученные в ходе ассоциативного эксперимента.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняло участие 46 человек (в возрасте от 22 до 30лет), 23 мужчины и 23 женщины. Из них - 30 человек состоят в зарегистрированном браке, 16 - в незарегистрированном. Опыт супружеской измены имеют 28 респондентов, у 18 опыт измены отсутствует. Дифференциация выборок осуществлялась по половому признаку. Специального дополнительного интервьюирования по анализу причин супружеской измены мы не проводили, однако часть испытуемых, в ходе проведения эксперимента спонтанно высказывалась о том, какие факторы её обуславливают и к каким последствиям это может привести.

В качестве основного метода исследования выступал ассоциативный эксперимент как один из наиболее распространённых методов семантического анализа. Применение ассоциативного эксперимента позволяет создавать различные экспериментальные ситуации, заключающиеся в предъявлении испытуемым различных

заданий и вызывающие их вербальные реакции, имеющие неосознанный стереотипный характер. Фактически, ассоциативная техника отражает одновременно и когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями (А.Г. Шмелёв), и систему личностных смыслов испытуемых (В.Ф. Петренко).

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе исследования испытуемым необходимо было дать 7 ассоциаций, которые актуализировались у них в сознании при слове измена (оговаривалось, что имеется в виду супружеская измена). Эксперимент носил ненаправленный характер, однако практически все респонденты давали ассоциации одного грамматического класса (существительные, выражающие состояния или свойства личности). На следующем этапе исследования осуществлялось ранжирование названных испытуемыми слов в порядке частоты их употребления. Ассоциации, проявившиеся только у 1 или 2 респондентов, как правило, носят случайный характер, обусловленный индивидуальными особенностями личности, поэтому дальнейшей обработке они не подвергались.

Были выделены 10 наиболее часто встречающихся ассоциаций, так называемые семантические универсалии стимула (В. Серкин). В дальнейшем мужской и женской группе было предложено по 7 бальной шкале оценить степень сходства данных ассоциаций со словом измена. Таким образом, были составлены матрицы группового сходства, которые в дальнейшем подвергались процедуре факторного и кластерного анализа (компьютерный пакет Статистика 6).

Факторный анализ является удобным средством построения своеобразных «смысловых полей», объединяющих разные переживания измены на основе близости их личностных смыслов в сознании испытуемых.

Ниже представлены результаты кластеризации и факторизации по выборке испытуемых обеих групп, позволяющие выделить и описать специфику смысловых инвариант, определяющих семантику измены в сознании молодых мужчин и женщин.

5,5 5,0 4,5 4,0

о

¡= 3 5

га 3,5

Ü2

Ь 3,0

ф '

га

га

S 2,5 2,0 1,5 1,0

Tree Diagram for 10 Variables Single Linkage Euclidean distances

NOVIZNA REVNOST RAZOCAR_ PREDAT_ SKYKA

SEKS OBIDA BOL RAZLYKA MEST

Дендрограмма результатов кластеризации по женской группе

Таблица 1

Результаты факторного анализа по женской группе

Continue Extraction: Principal components (Marked loadings are , 7 00000)

Variable Factor 1 Factor 2

Месть -0, 281471 -0,870833

Предательство 0,676445 -0,624803

Ревность 0, 937515 0,160040

Боль 0,729470 0,603784

Разлука 0,025462 0,917116

Секс -0, 952010 0,200811

Разочарование 0,935868 0,118024

Новизна -0,881464 0,400625

Обида 0,956877 -0,286168

Скука 0,956877 -0,286168

Expl. Var 6,33888 2,758538

Prp. Totl 633889 25854

5,0 4,5 4,0

О)

£ 3,5 го

ч-»

Q

<0 3,0

та

го

^ 2,5

Tree Diagram for 10 Variables Single Linkage Euclidean distances

2,0 1,5

RAZLYKA OBIDA SKYKA SEKS REVNOST

RAZOCAR PREDAT NOVIZNA BOL MEST

Дендрограмма результатов кластеризации по мужской группе

Таблица 1

Результаты факторного анализа по мужской группе

Continue Extraction: Principal components (Marked loadings are, 7 00000)

Variable Factor 1 Factor 2

Месть -0, 735241 -0,254222

Предательство 0, 76032 -0,245168

Ревность -0,357848 0,642186

Боль -0,36178 0,919709

Разлука 0,484948 -0,544871

Секс -0,614842 -0,575379

Разочарование 0,971862 0,119879

Новизна -0,857537 -0,419644

Обида 0,835998 -0,436135

Скука -0,62104 - 0,539795

Expl. Var 4,252588 2,691106

Prp. Totl 425259 26111

Обсуждение результатов исследования. Таким образом, по каждой выборке испытуемых были получены дендрограммы, содержание которых представлено различными классами сходных семантических объектов (кластерами), выступающими в качестве, так называемых, смысловых инвариант и составляющих основу коннотативных значений образа измены у участников эксперимента. Нами была выявлена и описана структура категоризации семантических признаков анализируемых объектов. Так, на высоких уровнях семантического сходства (в группе молодых женщин) выделено три семантических класса (кластера). В состав первого вошли такие категории как новизна и секс, второй кластер, названный «Формы реакций на измену» включил в себя: обиду, разочарование, боль, ревность. Содержание третьего кластера, названного нами «Основные причины супружеской измены» представлено сочетанием понятий скука и месть. Результаты факторного анализа во многом расширяют представления об измене в сознании молодых женщин. Так, в ходе факторизации было выделено два достаточно независимых факторов (63% и 25% от общего количества дисперсии). Состав первого фактора представлен шкалами: ревность (0,94), боль (0,73), разочарование (0,94), обида (0,96), скука (0,96), секс (-0,95), новизна (-0,88). Как видно из полученных результатов наблюдается обратная корреляция между переживанием измены и причинами её возникновения. Второй фактор вобрал в себя шкалы: месть (-0,87) и разлука (0,917). Возможно, обратная корреляция между данными шкалами объясняется тем, что, когда люди находятся на расстоянии (в разлуке) желание отомстить за причиненные страдания снижается.

Достаточно интересными выглядят результаты, полученные по мужской группе. Как видно из представленной выше дендрограммы, выделилось несколько кластеров с достаточно высоким уровнем

семантического сходства. Так, в состав первого кластера вошли переменные: скука, новизна, секс. Результаты, полученные в ходе факторного анализа, во многом расширяют представления об измене в сознании молодых мужчин. Нами получено два достаточно независимых фактора (42% и 26% от общей дисперсии). Состав первого фактора представлен шкалами месть (-0,74), предательство (0,77), разочарование (0,97), новизна (-0,86), обида (0,84), скука (-0,62).

Именно скука, по мнению известного датского философа С.Кьеркегора, является главной причиной, побуждающей человека к различного рода интригам, любовным играм и другим формам бессмысленного времяпрепровождения. Для таких мужчин, как правило, в измене более всего интересен опыт переживания новых сексуальных ощущений - это всего лишь физическая измена, не имеющая никакого отношения к любви. Э. Фромм, описывая природу такого типа личности, особое внимание уделял её рыночному характеру. Отношения такого мужчины направлены на обладание объектом, женщина же просто используется в качестве атрибута получения нового удовольствия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обида и предательство составляют содержание второго кластера. В данном случае речь идёт уже о реакции мужчин на ситуацию, в которой объектом обмана становятся они сами. Аналогичный кластер можно наблюдать и в женской группе. На наш взгляд, это связано с тем, что независимо от принадлежности к тому или иному полу, переживание измены любимого человека воспринимается как предательство и вызывает у человека сильную обиду.

Состав третьего кластера в мужской группе представлен категориями: боль, ревность, месть. По результатам факторного анализа сочетание переменных ревность (0,64) и боль (0,91) составили содержание второго фактора. Ревность - одна из причин, приводящих мужчину к супружеской неверности, которая может быть расценена как акт возмездия. Как показывают результаты предыдущих исследований [4], именно ревнивые мужчины чаще всего изменяют своим жёнам. А переживаемая ими ревность и упрёки в адрес любимой женщины относительно её неверности не что иное, как проекция собственных желаний и поступков. Измена для такого мужчины - единственный шанс сохранить свою самооценку, зависящую во многом от эмоциональной привязанности к женщине. Оскорблённое самоуважение побуждает к ревности, униженное самолюбие толкает на измену. «...Мужчиной движет беспредельное желание овладеть всеми женщинами и только давление общества препятствует ему поступать согласно его желаниям. Поэтому люди не могут не ревновать друг к другу, и эта взаимная ревность и соперничество будут продолжаться, даже если исчезнут все их социальные и экономические оправдания» [14, с. 248].

Рассматривая любовь по фроммовски - как установку, ориентацию характера личности, можно с уверенность сказать, что сознание современных мужчин и женщин во многом мифологизировано, поскольку в их представлениях любовь, в первую очередь, зависит от свойств и качеств объекта (то есть от того, по отношению к кому переживается это чувство). Однако это не любовь, а симбиотическая привязанность, представленная ревностью, местью, ненавистью, изменой. Достаточно обратиться к высказываниям большинства респондентов, чтобы заметить те идиоматические изменения при описании отношения к близким людям, о которых в своей работе «Иметь или быть?» указывал Э. Фромм. «Некоторые изменения смыслового значения понятия «бытие» и «обладание»...выразилось во все большем использовании для их обозначения существительных и все меньшем - глаголов» [15,с.26]: «Для дома у меня есть жена, для души -любовница», «Любой нормальный мужик должен иметь любовницу», «Что это за мужчина если у него была только одна баба», «Я часто испытываю ненависть к своему мужу».

Желание полностью обладать другим - один из главных механизмов, инициирующих проявление ревности и как следствие - измену. Рассматривая природу желания другого, как главный фактор конституирования субъекта, основоположник французской школы структурного психоанализа Ж.Лакан особое внимание уделяет проблеме соотношения любви и желания. «Целью любви является не удовлетворение, а бытие. Желание быть любимым - это желание захватить, заманить, любящий объект, закабалить его в абсолютной особенности себя самого как объекта» [8, с. 361]. Получается, что в современной культуре дифирамбы, воспевающие всепоглощающую силу любви к Другому, на самом деле дифирамбы в адрес собственной личности, её безграничной власти и могущества над другим человеком.

Не зря в индивидуальной психологи А.Адлера измена - это всегда акт мести порабощённой личности своему поработителю. В данном случае поработитель - это тот, кто обладает властью и ограничивает свободу другого человека. Ярким подтверждением выше изложенного являются ответы тех респондентов, которые имели опыт супружеской измены (то есть сами изменяли). Так, одна из респонденток, молодая женщина 27 лет объясняла мотивы своей измены мужу: «Мой муж - человек властный и в чём-то деспотичный. У него достаточно жёсткая система видения мира, моя жизнь - сплошные ограничения и запреты (необходимо отметить, что супруг на 15 лет старше). Мне не нравится спать с другими мужчинами, но именно в эти моменты я принадлежу себе, а не ему. Я - хорошая жена и мать и заслуживаю уважения к своим желаниям.». Из ответов испытуемых мужской группы (молодой мужчина 29 лет, в браке состоит 4 года): «Жена нужна для семьи (воспитывать ребёнка, создавать «очаг»), любовница - для того, чтобы отводить душу. И вообще, у любого, уважающего себя мужика, должны быть и другие женщины».

Данное высказывание во многом подтверждает сложившееся в нашей культуре стандартные стереотипы, о том, что настоящий мужчина должен обязательно иметь отношения со многими женщинами. Пропагандируемые СМИ, примитивными художественными фильмами, рекламными роликами, эти стереотипы беспрепятственно проникают в сознание молодых людей, формируя представления о браке и семье, о природе «истинных» взаимоотношений мужчины и женщины.

Одним из источников дополнительной информации для объяснения данного феномена, без сомнения, являются работы основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, который развивает проблему поглощенного и поглощающего, указывая на то, что один из супругов обычно быстрее находит себя в браке, чем другой. Брак в интерпретации К.Г. Юнга - это союз более простой и более сложной личности. Более сложная личность поглощает более простую, в результате чего поглощенный находится целиком внутри брака. Он обращен к другому и полностью зависит от него. Поглощающий, в свою очередь, имеет власть над другим партнером. «Пытаясь найти в другом все те тонкости и сложности, которые должны быть противоположностью и дополнением его собственных граней, он разрушает простоту другого» [17, с. 211]. Таким образом, сложный человек «содержит» в себе более простого, но сам не может «содержаться» в последнем. К.Г. Юнг отмечает, что каждый супруг стремится быть в роли как поглощенного, так и

поглощающего. Поэтому в браке более сложная личность создаёт проблемы, пытаясь удовлетворить свою потребность в целостности (в поглощении другим) на стороне.

Возможно, корни данного феномена коренятся в природе коллективного бессознательного современных мужчин и женщин. Образ жены на протяжении многих веков (в дохристианской языческой культуре) был связан с браком и семьей, а образ любовницы - с любовью. «Мир брака патриархален, не свободен, общественен, находится под уздой закона. Мир любви - его перевёрнутое отражение. Он личностен, свободен. Он не обременён ни домашними заботами, ни чувством долга... Вот потому-то мужьям законные жены постылы. Слишком легко обладать теми, кто рядом» [6, с. 24].

Браки в молодом возрасте, по мнению К.Г. Юнга, как правило, находятся под властью бессознательный интенций человека и только в процессе взросления выбор становится более сознательный (осмысленный). Долг, ответственность, честь, выполнение обязательств по отношению к близким - характеристики психологически зрелой личности, способной отрефлексировать последствия супружеской измены. В сознании же молодых людей, как показывают результаты проведённого исследования, данные категории не представлены.

Выводы. Таким образом, проведённое психосемантическое исследование представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин позволило сделать следующие выводы:

1. В качестве основных причин (имеющих сходную семантику) супружеской измены в сознании молодых мужчин и женщин выступают скука и месть.

2. Тезаурус супружеской измены в сознании молодых мужчин представлен, в первую очередь, категориями ревности, новизны ощущений, секса, обиды и предательства.

3. Представления о супружеской измене в сознании молодых женщин связаны с обидой, предательством, разочарованием, болью, ревностью.

4. Проведённое психосемантическое исследование представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин наиболее ярко продемонстировало существование культурных стереотипов, во многом инициирующих возникновение адюльтера.

Литература:

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.

2. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. - 679 с.

3. Волкова Т.Н. Опыт исследования супружеских измен. - Вопросы психологии, №3, 1993

4. Данилова Т.Н. Между Любовью и Ненавистью: психосемантическое исследование тезауруса ревности. - Журнал практикующего психолога, №12, 2006. - Киев, С. 90-100

5. Данилова Т.Н. Опыт применения судьбоаналитической концепции Л.Сонди при исследовании личности ревнивых женщин. - Журнал практикующего психолога, №13, 2007. - Киев, С. 118-126

6. Гендер и общество в истории \ под ред. Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович. - С.Пб.: Алетейя, 2007. - 696 с. - (Серия «Гендерные исследования»)

7. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.

8. Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. Пер. с фр. \ Перевод М.Титовой, А. Черноглазова (Приложения). М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос», 1998. - 432 с.

9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. - 400 с.

11. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. - 400 с.

13. Серкин В.П. Методы психосемантики: учебное пособие - М.: ЭКСМО, 2005. - 267 с.

14. Фромм Э. Душа человека. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 664 с.

15. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Общ. ред. и посл. В.И. Добреньков. - 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

16. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480с., илл.

17. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души \ Пер. с нем.-М.: Канон, 1994. - 336с. -(История психологии в памятниках)

Психология

УДК:159.98

кандидат психологических наук, доцент Дубровина Ольга Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ПРИСВОЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛОМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В работе было изучено отношение персонала к имуществу собственной организации. В исследовании использовался метод неоконченных предложений и метод многомерного шкалирования для определения специфики отношения к организационному имуществу. Нами были выявлены различия в представлениях о имуществе организации и иных видах имущества. Были опрошены 103 человека от 20 до 50 лет (мужчины и женщины), имеющие опыт работы в организациях и имеющие доступ к имуществу организации. Исследование показало, что имущество организации в представлениях персонала выглядит обезличенным, не имеющим владельца, также было выявлено, что имущество организаций чаще подвергается присвоению, в сравнении с другими видами имущества, при этом факт присвоения организационного имущества не интерпретируется как воровство или хищение. Имущество референтной группы, значимых людей меньше подвержено присвоению. Предложены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: присвоение имущества организации, отношение персонала к имуществу организации, психологические аспекты недостач в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.