Таким образом, в общем виде по данным исследования могут быть сделаны следующие выводы. Статистическое большинство исследуемых (13 человек) включены в группы риска, что свидетельствует о том, что эти лица находятся в состоянии достаточно выраженного эмоционального напряжения, которое пока не перерастает ни в один из видов дезадаптации (за исключением незначительного количества случаев с психосоматическими заболеваниями в относительно компенсированном варианте), если периоды напряженной работы чередуются со своевременной релаксацией и переживанием позитивных эмоций. В тех случаях, когда периодическая эмоциональная разгрузка не осуществляется, это отражается на нервно-психическом состоянии и самочувствии и может перейти в такие заболевания, как гипертония, язвенная болезнь, стенокардия и другие психосоматические расстройства.
У группы “гармоничных” личностей, наряду с высокой поисковой активностью, большим уровнем побуждения к достижению цели, чувством соперничества и другими “лидерскими” чертами, отмечались известная тревожность из-за боязни неудачи, эмпатий-ность, склонность к рефлексии, избегание ответственных решений, чувствительность к критическим замечаниям. Следовательно, сте-нические реакции и установка на доминирование уравновешивались тормозными реакциями и хорошим самоконтролем. Такое сочетание силы и гибкости, по-видимому, является оптимальным для руководителя.
Исследование стиля руководства показало, что 23 руководителя склонны к непоследовательному стилю управления, когда позиция руководителя в стороне от коллектива, ситуация в коллективе находится вне его контроля, управленческие решения трудно прогнозируются. Для 8 исследуемых характерен демократический стиль, для 3 — авторитарный.
Исследование общих способностей показало присутствие низкого уровня развития логики, способности к обобщению у 3 человек, у 8 он соответствует уровню младшего школьника. Наблюдается определенная взаимосвязь между недостаточно высоким уровнем представленности отдельных компонентов развития интеллектуальной сферы и непоследовательным стилем руководства. В данном случае можно прогнозировать не вполне благоприятный социально-психологический климат в коллективе, невысокую эффек-
86
тивность деятельности подразделения в целом.
Интересными для анализа и прогноза являются факты взаимосвязи между “неблагоприятным” по психологическим критериям руководителем и некоторыми негативными проявлениями: высокий процент лиц с низкими адаптивными резервами, находящимися в состоянии, близком к срыву; алкоголизация; нарушения служебной дисциплины и др.
Следовательно, тщательный отбор кандидатов на руководящие посты совместно с психологами подразделений ОВД позволит избежать негативных последствий осуществления деятельности руководителями, не соответствующими по психологическим критериям требованиям, предъявляемым к должности, повысить результативность службы отдельных сотрудников и всего подразделения.
Психологические
аспекты
невербального
поведения
допрашиваемого
Старший научный сотрудник А.С.Добророднов
ВНИИ МВД России, г.Москва
В настоящее время при подготовке сотрудников органов внутренних дел значительное внимание уделяется вопросам психологии общения, что дает возможность получить информацию, позволяющую составить психологический портрет допрашиваемого и определить особенности его эмоционального реагирования. Процесс общения между сотрудником правоохранительных органов и допрашиваемым нередко принимает односторонний характер вследствие нежелания давать показания. Мотивы субъектов общения при этом бывают противоположными: один стремится получить при этом как можно больше информации, другой — скрыть ее, дать ложные сведения. Существенно осложняет процесс общения и то обстоятельство, что допрашиваемые (будь то свидетели, потерпевший или подозреваемый) находятся в состоянии ситуационного стресса.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, М1 (7)
Для проведения продуктивного допроса рекомендуется обратить внимание на следующие обстоятельства:
- определить заранее место, где будут сниматься показания;
- начинать допрос с нейтральной бытовой темы;
~ создавать чувство взаимных интересов в общении;
- выслушивать собеседника внимательно и сочувственно;
- при необходимости стремиться помочь субъекту общения в припоминании событий.
- обращать внимание на противоречия в показаниях;
~ наблюдать за появлением признаков, указывающих на ложь;
- учитывать возрастные, этнические, культурологические и иные особенности допрашиваемого.
Необходимо выдерживать условия, способствующие продуктивному общению. Желательно, чтобы во время допроса велась аудио- или видеозапись, соответствующая техника при этом не должна “бросаться в глаза”.
Наиболее удобным взаиморасположением общающихся считается позиция не напротив, а по диагонали. Это позволяет допрашивающему незаметно наблюдать за поведением собеседника.
Большую информационную значимость в плане диагностики характерологических свойств субъекта имеют его анатомические особенности, в частности, своеобразие телосложения и черты лица. Важным компонентом физического облика являются осанка и типичные позы. Осанка, придающая общий вид фигуре, зависит от привычного положения корпуса и головы. Она может быть прямой, сутулой, сгорбленной, вялой, бодрой. Поза человека сигнализирует о состоянии человека, о некоторых устойчивых особенностях личности. Известно, что люди способны распознать в позе человека согласие, сомнение, ожидание, печаль, удивление и т.п. Именно с помощью поз относительно окружающих создается мысленный барьер, определяющий ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация
свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.
Для оперативных работников практическое значение имеет распознавание следующих поз:
1. “Критическая” поза, основой которой является жест “подпирания щеки указательным пальцем”, средний палец прикрывает рот, большой палец лежит под подбородком, другая рука лежит на коленях или поперек тела. Ноги собеседника могут быть скрещены. Эта невербальная информация означает несогласие с позицией собеседника и его предложением.
2. “Защитная” поза характеризуется скрещенными на груди руками в положении стоя или сидя. Она свидетельствует о подсознательном желании допрашиваемого защитить себя от “непрошенных вопросов и предложений”.
3. “Враждебная поза” имеет место в тех случаях, когда собеседник сидит, наклонив голову вперед, наблюдая происходящее исподлобья (иногда может упираться обеими руками в бока). Ответа на поставленный вопрос в данной ситуации можно не дождаться. Разговор не станет доверительным до тех пор, пока субъект не изменит позу. Приемлемый выход из этого положения — сменить тему разговора или выбрать иное время для общения.
Весьма продуктивным источником информации, характеризующей внутренние качества человека, является его лицо. Физиогномика как наука, систематизировавшая эти знания, зародилась еще в древнем Китае, но, несмотря на многие противоречия и недостатки, не утратила своего значения и сегодня. Данные, полученные в этой области исследований, используются в психологии управления, профориентационной работе, в частности, при подборе работников на различные должности в правоохранительных органах.
Основным принципом физиогномики при анализе лица человека является постулат о балансе, пропорциях частей лица и их соотношении с общим телосложением субъекта. “Хорошим” считается лицо, части которого сбалансированы и пропорциональны между собой.
8 7
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
Весьма важные информационные аспекты свойственны выражению глаз, взгляду человека. В некоторых зарубежных работах отмечается, что люди — носители европейской культуры — в разговоре смотрят друг на друга от 30% до 60% времени общения. Установлено, что обычно собеседники больше склонны к зрительному контакту в то время, когда они слушают, а не говорят. Как правило, человек отводит глаза также тогда, когда задает вопросы, от которых он чувствует себя неудобно, отрицает вину. С другой стороны, в ситуации нарастания агрессивности, озлобленности, необходимости защиты контакты глаз общающихся резко возрастают, взгляд приобретает напряженный, силовой характер.
В целом “язык взгляда” очень разнообразен. Полностью открытые глаза указывают на высокую восприимчивость чувств и рассудка. Прикрытые, “занавешенные” глаза являются зачастую признаками инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сосредоточенное пристальное наблюдение, либо (в сочетании с боковым взглядом) — коварство, хитрость.
Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрируют интерес, доверие, открытость, готовность к добросовестному взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз свидетельствует об отсутствии искренности, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу (при склоненной голове) говорит о чувстве превосходства, высокомерии, презрении, в то же время за уклоняющимся взглядом обычно скрываются неуверенность, робость, а нередко и чувство вины.
Существенным элементом невербальной коммуникации является жест, под которым понимается движение рук или кистей рук. Жест при общении не только сопровождает речь, но и выражает отношение человека к событию, лицу, предмету. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-либо качестве допрашиваемого человека, его темпераменте. По мнению ряда исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания. Н.И.Смирнова на ос-
нове сопоставительного анализа выразительных движений русских и англичан предлагает следующую классификацию жестов:
I группа — коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (приветствия и прощания, угрозы, подзывающие, запрещающие, оскорбительные телодвижения и др.).
II группа — описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста не имеют смысла.
III группа — модальные жесты. Это истинные выразительные движения, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям и явлениям окружающей среды (одобрение, неудовольствие, иронию и пр.).
Однако для правильной интерпретации информационной значимости выразительных движений необходимо учитывать весь комплекс сопутствующих жестов и поз, а также их последовательность.
С учетом специфики профессиональной деятельности оперативных работников важно охарактеризовать жесты, свидетельствующие об откровенных, правдивых высказываниях допрашиваемого, жесты при лживых, недостоверных сообщениях и жесты, отражающие различные эмоциональные состояния.
1. “Правдивые” жесты рук. Лучший способ узнать, откровенен ли собеседник — понаблюдать за положением его ладоней в момент разговора. Когда субъект полностью откровенен, он протягивают одну или обе ладони партнеру, как бы говоря: “Я буду с вами полностью откровенен”. Как и другие жесты, это полностью бессознательное движение указывает на то, что собеседник в данный момент правдив. Если же его открытые ладони вдруг окажутся за спиной или в карманах, то это свидетельствует о появлении повода скрыть правду. В то же время необходимо знать, что открытые ладони допрашиваемого могут поощрять и собеседника на большую доверчивость и откровенность.
2. Жесты, свидетельствующие об обмане:
а) наиболее значимыми, свидетельствующими о лживых показаниях являются движения, связанные с прикосновением рук к лицу. При попытке обмана маленький ребенок прикрывает рот рукой, как бы пытаясь
88
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
остановить лживые слова. У взрослого человека этот жест рудиментировался: иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но его значение остается тем же. Чтобы замаскировать этот жест, некоторые люди пытаются притворно покашливать, прикрывая рот рукой. Если собеседник прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, это означает, что он чувствует вашу ложь;
б) замаскированным и утонченным вариантом предыдущего жеста является прикосновение к носу. Это могут быть несколько легких прикосновений к ямочке под носом или одно быстрое, почти незаметное прикосновение. И первый и второй жесты могут использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего;
в) жест “потирание века” связан с желанием говорящего неправду скрыться от обмана, избежать взгляда человека, которому он сообщает ложные сведения. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь серьезная, то и отворачивают взгляд в сторону, смотрят в пол. Женщины проделывают это движение деликатно, проводя пальцем под глазом, отводя глаза в сторону, или смотрят в потолок;
г) жест “потирание уха” вызван стремлением слушающего избавиться от слышимых слов, символически прикрыть ухо рукой. Вариантами этого движения могут быть потирание ушной раковины, сверление в ухе, потягивание мочки или сгибание уха. Это говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.
3. Жесты, отражающие различные эмоциональные состояния человека:
а) “закладывание рук за голову” — это движение характерно для “всезнаек”, уверенных в себе людей, испытывающих чувство превосходства над другими;
б) “стартовая поза” - совокупность движений, выражающих намерение человека закончить разговор или встречу. При этом обе руки кладутся на колени или на подлокотник кресла, туловище наклоняется вперед, одна нога может быть подогнута под стул, мышцы ног напрягаются. При появлении этих признаков лучше прекратить общение либо попытаться “расслабить” собеседника сменой темы разговора;
в) “прикрытые веки” — жест “самоизоляции”, подсознательное движение, символизирующее попытку устранить собеседника из своего поля зрения. Свидетельствует о том, что субъект общения стал неинтересен. Иногда сочетается с откинутой назад головой, обозначая некое превосходство, и с долгим взглядом, известным как “взгляд свысока”.
Повседневная деятельность сотрудников правоохранительных органов представляет собой уникальный опыт общения с представителями различных категорий населения, обладателями большого разнообразия характеров. Умение вовремя получить необходимую информацию от субъектов формального общения в интересах решаемых задач — важнейшее профессиональное качество оперативного работника. При этом эффективность действий часто зависит не только от собственного объема знаний и опыта, но и от умения своевременно получить необходимую консультацию или практическую помощь от соответствующего специалиста.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)
89