Научная статья на тему 'Психологические аспекты конфликтного поведения в среде студентов медицинского университета'

Психологические аспекты конфликтного поведения в среде студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ТИПЫ АГРЕССИИ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольшевская Н.С.

Представлены результаты исследования индивидуально-психологических характеристик студентов медицинского университета. Выявлено их влияние на поведение в конфликтных ситуациях, типы агрессивных реакций, выбор стилей межличностных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты конфликтного поведения в среде студентов медицинского университета»

данные свидетельствуют о клинически значимом преимуществе применения модифицированного варианта краниоцеребральной гипотермии, что потверждается результатами психодиагностического исследования и ускореным уменьшением интенсивности суицидальных мыслей, тревоги и ощущения страха.

Ключевые слова: краниоцеребральная гипотермия, суицидальное поведение, депрессивные расстройства, лечение.

TREATMENT oF THE DEpRESSivE DISoRDERS wiTH SuiCIDAL BEHAviouR BY

modified craniocerebral hypothermia

R. V. Lakynskyi

SI «Institute of neurology, psychiatry and narcology of NAMS of Ukraine»

Resume. The article informs about the method of treatment of depressions with a suicidality using by the modified craniocerebral hypothermia (with the step changes of temperature condition during a session). The data demonstrates clinically meaningful advantage of application of the method, according to results of psychodyagnostic investigation and decreasing of intensity of suicidal ideas, enxiety and fear.

Key words: ^an^e^tea! hypothermia, suicidal behaviour, depressed disorders, treatment.

УДК 159.9

психологические аспекты конфликтного поведения в среде студентов медицинского университета

Н. С. Ольшевская Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского

Резюме. Представлены результаты исследования индивидуально-психологических характеристик студентов медицинского университета. Выявлено их влияние на поведение в конфликтных ситуациях, типы агрессивных реакций, выбор стилей межличностных взаимоотношений.

Ключевые слова: конфликт, типы агрессии, стратегии поведения, стили межличностных взаимоотношений.

Социальные конфликты неизбежны в любом обществе, поскольку являются необходимым условием общественного развития. Усложнение социальной структуры, появление несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов создают источники для потенциальных конфликтов. Вместе с тем в сложной социальной системе существуют механизмы успешного урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества состоит в том, чтобы не допустить или максимально снизить негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем [1-5]. В условиях развития профессионально-ориентированной системы учебно-воспитательной работы в медицинском ВУЗе, ее четкой направленности на квалификационные требования к выпускникам очевидной является необходимость учета педагогами высшей школы личностных особенностей студентов. Развертывание профессионально-ориентированной системы учебно-воспитательной работы в медицинском ВУЗе, ее четкая направленность на квалификационные требования к выпускникам, показывает, что эффективность обучения во многом зависит от меры учета педагогами высшей школы личностных особенностей студентов. В связи с этим особое значение представляет детальное изучение таких личностных особенностей как эмпатийность, личностная тревожность, конфликтность и агрессивность [6].

Конфликтное поведение является результатом внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, самооценкой и оценкой группы, требованиями группы и собственными установками, то есть выступает

как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды [2, 4].

Поведение человека в конфликтной ситуации, выбор определенного стиля поведения во многом зависит от характеристик темперамента. Являясь центральным образованием психодинамической организации человека, темперамент наиболее устойчив и постоянен по сравнению с другими психическими особенностями человека. Он включает в себе целый комплекс особенностей личности, проявляющихся в процессе социального взаимодействия, и особенно ярко в конфликтных ситуациях [1, 5-7]. Традиционная психофизиологическая оценка темперамента (В. М. Русалов) включает четыре компонента: «эргичность», «пластичность», «темп» и «эмоциональность» [8].

В процессе обучения студент взаимодействует с участниками группы, имеющими собственные уникальные индивидуально-психологические особенности: характеристики темперамента, коммуникативность, склонность к агрессивному поведению. В условиях социума, в котором каждая личность проявляет индивидуальный репертуар поведения, столкновение различных убеждений неизбежно [9, 10]. Однако вопросы взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности студента с поведением в конфликтной ситуации, проявлениями агрессии и построением моделей межличностных взаимоотношений недостаточно изучены. В связи с этим целью данного исследования явилось изучение обусловленности стратегий конфликтного поведения, типов агрессивных реакций и стилей межличностных взаимоотношений характеристиками темперамента.

материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты 4 курса Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского в составе 86 человек (39 юношей и 47 девушек). Средний возраст респондентов составил 20,6±2,1 лет; группа представлена славянским и тюркским этносами.

Для исследования были применены следующие методы:

1. Клинико-психологическое интервьюирование.

2. Психологические методики: опросник В. М. Русалова для выявления структуры темперамента; тест К. Томаса на определение стратегии поведения в конфликтной ситуации; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (в адаптации А. К. Осницкого); методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [11]. Указанные методики обладают высокой ретестовой надежностью и валидностью.

3. Методы математической обработки: корреляционный анализ по методу Спирмену с использованием пакета программ «Statistica 6».

Результаты и их обсуждение. В результате проведенного тестирования с использованием опросника В. М. Русалова выявлено, что все показатели темперамента респондентов находились в пределах средних значений. Среди них наиболее выраженными явились: «социальная эргичность» (8,39±2,7), «темп» (8,28±2,82) и «социальный темп» (8,0±2,01). В конфликтной ситуации чаще встречаются стратегии «компромисс» (7,85±2,03) и «сотрудничество» (7,0±1,64), реже (3,72±1,94) - «приспособление» (методика К. Томаса). Среди агрессивных видов реакций (методика А. Басса и А. Дарки) преобладают косвенная (68,1±18,67) и вербальная (66,51±19,37), в наименьшей степени представлена реакция обиды (47,53±23,53). Респонденты преимущественно выбирали авторитарный (6,83±2,62) и альтруистический (6.48±3,07) типы межличностных взаимоотношений, реже - зависимую модель (4.71±1,7), (тест Т. Лири).

Так как темперамент является центральным образованием психодинамичекой организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, например, уровень агрессивности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Корреляционный анализ позволил выявить статистически значимую (р<0,05) положительную взаимосвязь «социального темпа» со стратегией «сотрудничество» (г=0,29), (табл. 1) и отрицательные корреляции показателей «темп» и «социальный темп» со стратегией «приспособление» (г= -0,23, г= -0,31; р<0,05). Высокие скоростные характеристики психических актов в процессе общения определяют предпочтение стратегии «сотрудничество»; участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. С увеличением скорости выполнения отдельных операций, быстроты предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности значительно реже отдается предпочтение стратегии принесения в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Статистически значимыми явились взаимосвязи особенностей темперамента с различными видами агрессии (А. Басс, А. Дарки). Так, значение показателя «темп» положительно коррелирует с выраженностью физической агрессии (г=0,28; р<0,05), то есть, увеличение скорости выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении деятельности может приводить к использованию физический силы против другого лица. Показатели «социальная пластичность» и «эмоциональность» позитивно взаимосвязаны с уровнем вербальной агрессии (г=0,2б, г=0,31; р<0,05).

Таблица 1

Обусловленность стратегий поведения в конфликтной ситуации характеристиками темперамента

1. 2. 3. 4. 5. б. 7. 8.

Соперничество г 0,10 -0,07 0,13 0,17 0,20 0,03 0,02 -0,01

Р 0,34 0,50 0,24 0,11 0,07 0,78 0,87 0,93

Сотрудничество г 0,15 0,19 0,13 0,10 0,17 0,29 0,10 0,03

Р 0,15 0,08 0,22 0,3б 0,11 0,008 0,37 0,79

Компромисс г -0,07 0,14 -0,12 0,01 -0,03 -0,0б 0,02 -0,13

р 0,51 0,19 0,2б 0,91 0,7б 0,58 0,89 0,25

Избегание г -0,21 0,02 -0,17 -0,1б -0,20 0,07 -0,17 -0,10

р 0,05 0,87 0,13 0,15 0,0б 0,54 0,12 0,35

Приспособление г 0,01 -0,09 -0,05 -0,1б -0,23 -0,31 0,03 0,09

р 0,94 0,43 0,б4 0,15 0,04 0,004 0,7б 0,43

Примечание. Здесь и далее: 1 - предметная эргичность; 2 - социальная эргичность; 3 - пластичность; 4 - социальная пластичность; 5 - темп; 6 -социальный темп; 7 - эмоциональность; 8 - социальная эмоциональность; г - значение коэффициента корреляции; р - уровень значимости.

То есть, чем легче в процессе общения реализуется переключение с одного человека на другого, и чем больше склонность к разнообразию коммуникативных программ, тем чаще осуществляется проявление негативных чувств посредством формы (крик) и содержания словесных ответов (угрозы).

Обращает на себя внимание, что среди анализируемых характеристик темперамента, «эмоциональность» коррелирует со всеми агрессивными реакциями, исключая физическую агрессию. Отмечены положительные связи с косвенной агрессией, негативизмом, раздражением, подозрительностью, обидой, чувством вины (аутоагрессией) (г=0,22, г=0,31, г=0,42, г=0,30, г=0,41, г=0,47; р<0,05), индексами агрессивности и враждебности (г=0,25, г=0,40; р<0,05).

Обращает на себя внимание факт наличия взаимосвязи показателя «эмоциональность» со всеми агрессивными реакциями: с косвенной агрессией, негативизмом, раздражением, подозрительностью, обидой, чувством вины (аутоагрессией) (г=0,22, г=0,31, г=0,42, г=0,30, г=0,41, г=0,47; р<0,05), индексами агрессивности и враждебности (г=0,25, г=0,40; р<0,05)., Исключением явилось отсутствие значимой корреляции с физической агрессией.

Таким образом, выраженная эмоциональная чувствительность к расхождению между желаемым и действительным, восприимчивость к неудачам в учебной деятельности приводит к агрессии, направленной на окружающих людей, готовности реализовать негативные чувства при малейшем возбуждении. Студентам медицинского университета с высокими значениями показателя «эмоциональность» также характерны оппозиционная манера в поведении, зависть и неприязнь к окружающим в связи с реальными или надуманными обидами и недоверием. Это сопровождается угрызениями совести, связанными с критикой в свой адрес (реакция аутоагрессии, чувство вины). Показатель «социальная эмоциональность» (чувствительность к неудачам в общении, оценкам окружающих людей) так же, как и «эмоциональность» позитивно коррелирует со степенью раздражения, обиды, чувства вины и индекса враждебности (г=0,38, г=0,2б, г=0,55, г=0,25; р<0,05). К этому ряду близки взаимосвязи «социальной пластичности» с уровнем вербальной агрессии, подозрительности, обиды, индекса враждебности (г=0,2б, г=0,24, г=0,31, г=0,31; р<0,05). Между показателями «социальный темп» и «чувство вины» наблюдалась обратная взаимосвязь (г= -0,25; р<0,05). Можно предположить, что эта отрицательная корреляция объясняется смещением агрессивных тенденций на себя, возникающих как следствие чувства вины, что и обусловливает неразговорчивость, вербальную замедленность (рис. 1).

Не менее интересными явились корреляции между особенностями темперамента и ряда стилей межличностных взаимоотношений (тест Т. Лири).

Предметная эргичность

Социальная эргичность

Пластичность

Социальная пластичность

Темп

Социальный темп

Эмоциональность

Социальная эмоциональность

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражение

Подозрительность

Обида

Чувство вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Рис. 1. Статистически значимые взаимосвязи характеристик темперамента (опросник В. м. Русалова) и форм агрессии (методика А. Басса и А. дарки)

—► - положительная корреляция;

---->•- отрицательная корреляция.

Статистически значимыми явились связи особенностей темперамента и ряда стилей межличностных взаимоотношений (Т. Лири). Так, отмечается прямая связь показателя «социальная эргичность» с независимо-доминирующим и обратная - с недоверчиво-скептическим стилями (г=0,29, г= -0,37; р<0,05) (табл. 2). Общительным, вовлеченным в социальную деятельность студентам медицинского университета (с высоким уровнем потребности в социальных контактах, жаждой освоения социальных форм деятельности, стремлением к лидерству) характерна активность, проявляющаяся выбором независимо-доминирующего типа отношения к окружающим и избеганием недоверчиво-скептической модели поведения. Показатель «пластичность» отрицательно коррелирует с покорно-застенчивым стилем (г= -0,27; р<0,05), а «социальная пластичность» положительно взаимосвязана с независимо-доминирующей моделью взаимоотношений (г=0,30. р<0,05). Таким образом, склонность к разнообразию коммуникативных программ обусловливает предпочтение независимо-доминирующего стиля и отказ от подчиняемой модели межличностных взаимоотношений. Высокие значения «скоростных» характеристик темперамента также определяют выбор доминирующих моделей поведения. Это проявлялось во взаимосвязи показателя «темп» с авторитарным, независимо-доминирующим и агрессивным стилями (г=0,32, г=0,54, г=0,24; р<0,05). «Социальный темп» также положительно связан с независимо-доминирующим стилем межличностных взаимоотношений (г=0,29; р<0,05) и отрицательно - с покорно-застенчивой моделью (г= -0,30, р<0,05). Выявлены негативные связи показателей «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» с независимо-доминирующим (г= -0,26, г= -0,45; р<0,05) и положительные - с недоверчиво-скептическим стилями (г=0,39, г= -0,37; р<0,05) межличностных взаимоотношений. Зафиксирована прямая корреляция «социальной эмоциональности» с покорно-за-

стенчивым стилем и обратная с - авторитарным типом межличностных взаимоотношений (г=0,26, г= -0,34; р<0,05). Указанные факты свидетельствуют о редком выборе эгоистичной и авторитарной модели межличностных взаимоотношений чувствительными к неудачам, в том числе в социальной сфере, студентами. Им в большей степени характерны подозрительность, обидчивость, робость, готовность подчиняться окружающим.

Таблица 2

Обусловленность стилей межличностных взаимоотношений характеристиками темперамента

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Авторитарный г 0,09 0,13 0,18 0,08 0,32 0,21 -0,14 -0,34

Р 0,40 0,23 0,10 0,45 0,003 0,06 0,20 0,001

Независимо-доминирующий г 0,11 0,29 0,15 0,30 0,54 0,29 -0,26 -0,45

Р 0,30 0,007 0,18 0,005 0,000 0,007 0,02 0,000

Агрессивный г -0,16 -0,08 0,18 0,18 0,24 0,20 0,09 -0,02

Р 0,14 0,47 0,10 0,11 0,03 0,06 0,41 0,89

Недоверчиво-скептический г -0,01 -0,37 0,02 0,00 -0,02 -0,10 0,39 0,37

Р 0,93 0,000 0,84 0,99 0,86 0,37 0,000 0,000

Покорно-застенчивый г -0,17 -0,15 -0,27 -0,19 -0,37 -0,30 0,16 0,26

Р 0,11 0,18 0,01 0,07 0,001 0,001 0,13 0,02

Зависимый г 0,03 -0,07 -0,14 -0,12 -0,30 -0,27 0,25 0,20

Р 0,76 0,55 0,21 0,26 0,01 0,01 0,02 0,07

Сотрудничающий г 0,13 0,05 0,17 -0,07 -0,07 -0,11 -0,03 -0,15

Р 0,22 0,64 0,11 0,54 0,54 0,33 0,78 0,17

Альтруистический г 0,21 0,07 0,24 0,03 0,18 0,08 -0,09 -0,20

Р 0,06 0,51 0,03 0,81 0,09 0,45 0,42 0,06

Примечания. Обозначения такие же, как в табл. 1.

Показатели, оцениваемые с помощью используемых методик, находятся в пределах средних значений, что говорит об отсутствии деструктивных последствий конфликтов в среде студентов медицинского университета. В тоже время, своевременная оценка указанных характеристик и их взаимосвязей несет как прогностический, так и профилактический характер.

Выводы:

1. Студентам медицинского университета характерны следующие психологические особенности: высокие значения показателей «социальная эргичность», «темп», и «социальный темп»; ведущие стратегии поведения в конфликтной ситуации - «компромисс» и «сотрудничество», редко - «приспособление»; преобладают косвенная и вербальная агрессивные реакции; в большей степени характерны авторитарный и альтруистический стили межличностных взаимоотношений.

2. Выбор студентами стратегии «сотрудничество» и отказ от стратегии «приспособлении» обусловлены скоростными («темп», «социальный темп») характеристиками темперамента.

3. «Эмоциональность» является наиболее информативной характеристикой темперамента в отношении проявления агрессивных реакций. Ее уровень коррелирует со всеми видами агрессивного поведения, исключая физическую агрессию. Последняя, в свою очередь, обусловливает характеристика «темп».

4. Отмечено положительное влияние показателей «социальная эргичность», «социальная пластичность», «темп» и «социальный темп» на частоту выбора независимо-доминирующего стиля межличностных взаимоотношений; «эмоциональность» и «социальная эмоциональность», напротив, обусловливают отказ от этой модели взаимоотношений в пользу недоверчиво-скептического и покорно-застенчивого стилей. Скоростные характеристики темперамента и «пластичность», напротив, предрасполагают к отказу от подчиняемой модели межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина.- СПб.: Питер, 2000.- 464 с.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев.- СПб.: Питер, 1997.- 656 с.

3. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии / В. И. Журавлев.- М.: Российское педагогическое агентство, 1995.- 357 с.

4. Лаврова Л. Г. Взаимосвязь стратегий поведений в конфликтной ситуации, типов межличностных отношений и психических состояний в профессиональной деятельности врачей / Л. Г. Лаврова // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология.- 2009.- № 7.- С. 22-32.

5. Медична психолопя: [Пщручник] / 1.Д. Стрша, I. С. Вггенко - Дншропетровськ.- 2008.- 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зайцева В. М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / - Смоленск, 2004.

7. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С. Л. Соловьева.- М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.- б71 с.

8. Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. бб-75.

9. Ольшевская Н. С. Влияние личностных и социально-демографических характеристик на уровень агрессивности, стратегии решения конфликтных ситуаций и стили межличностных взаимоотношений в среде студентов медицинского университета / Н. С. Ольшевская // Таврический медико-биологический вестник.- 2010.- Т. 13, № 3 (51).

10. Ольшевская Н. С. Особенности проявления конфликтного поведения студентами факультетов медицинского университета университета / Н. С. Ольшевская // Таврический журнал психиатрии.-2010.- Т 14, № 1 (50) - С. б2-бб.

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский.- Самара: Бахрах-М, 200б.- 480 с.

ПСИХОЛОГ1ЧН1 АСПЕКТИ КОНФЛ1КТНО1 ПОВЕД1НКИ В СЕРЕДОВИШД СТУДЕНТ1В

МЕДИЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ

Н. С. Ольшевська

Резюме. Представлено результата дослдження шдивщуально-психолопчних характеристик студент1в медичного университету. Виявлено !х вплив на поведшку в конфлштних

ситуацях, типи агресивних реакцш, виб1р стил1в мгжособових взаемостосуншв.

Ключовi слова: конфлшт, типи агреси, стратеги поведшки, стил мгжособових

взаемостосуншв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.