Научная статья на тему 'Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков'

Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2037
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ПОДРОСТКИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / IMPEDED COMMUNICATION / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES / TEENAGERS / TEMPERAMENT / SOCIAL ERGICITY / SOCIAL PLASTICITY / SOCIAL TEMPO / SOCIAL EMOTIONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье рассматриваются коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков, доказывается влияние социальной эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности на возникновение разнообразных коммуникативных трудностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temperament communicative properties as teenagers'' impeded communication factor

Communicative properties of temperament as a factor hindered communicating of adolescents are discussed in the article, the impact of social ergicity, tempo and emotion on the occurrence of a variety of communication difficulties of teenagers is proved.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков»

УДК 159.9:316:6

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

samohvalova@kmtn.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*

В статье рассматриваются коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков, доказывается влияние социальной эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности на возникновение разнообразных коммуникативных трудностей подростков.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, подростки, темперамент, социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность.

В современном обществе мы, к сожалению, все чаще сталкиваемся с проблемой затрудненного общения подростков. Затрудненное общение рассматривается нами как процесс нарушенного межличностного взаимодействия, препятствующий эффективному решению задач общения; сопряженный с возникновением субъективных переживаний; непониманием партнерами друг друга; негативными изменениями в межличностных отношениях; актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния [4].

Характерным атрибутом затрудненного общения являются коммуникативные трудности - различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъек-та(ов) общения, требующие от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление. В ситуации затрудненного общения подросток либо сам испытывает коммуникативные трудности (негативные субъективные переживания, неуверенность в себе, застенчивость, страх буллинга, вербальные трудности и др.); либо создает коммуникативные трудности для своих партнеров по общению, демонстрируя деструктивные модели поведения, неадекватные коммуникативные действия, неконгру-энтность, неумение слушать и вести диалог и др.

В настоящее время психологическая помощь детям, испытывающим различные коммуникативные трудности, в основном носит ситуативный, симптоматический характер, т.е. направлена на снятие актуального психоэмоционального напряжения, обучение техникам эффективного общения, способам разрешения конфликтов и т.д. Однако при организации психокоррекционной и развивающей работы чаще всего не учитываются индивидуально-типологические свойства ребенка, особенности его темперамента. А ведь именно от темперамента человека, как показывают исследования Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына и др., зависят такие характеристики жизнедеятельности как скорость возникновения психических процессов; пластичность и устойчивость психических явлений; легкость их смены и переключения;

темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов; направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия и интроверсия), эмоциональность (чувствительность) [1; 5].

Следовательно, в коммуникативной ситуации темпераментом подростка обусловлены скорость и точность социальной перцепции, быстрота обдумывания коммуникативных действий, способность концентрировать и удерживать внимание на собеседнике; коммуникативная гибкость; легкость смены коммуникативных ролей и переключения с монолога на диалог; темп и ритм коммуникативной деятельности; сила и вариативность эмоций, динамика коммуникативной активности (быстрота реакции на изменяющиеся условия общения, активность в преодолении возникающих трудностей); направленность ребенка на себя или на других в ситуации взаимодействия; чувствительность к партнеру и к собственным переживаниям, характер и сила эмоциональных реакций.

В.М. Русалов рассматривает темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональной системы человека в понимании П.К. Анохина: афферентный синтез соответствует эргичности; блок программирования - пластичности; блок исполнения - темпу; обратная связь - эмоциональной чувствительности. Причем, по мнению ученого, каждое измерение состоит из двух подизмерений: объективно ориентированного (предметно-деятельностного) и субъективно ориентированного (коммуникативного). Исходя из этого, выделяются предметные свойства темперамента и коммуникативные.

Коммуникативными свойствами темперамента В.М. Русалов считает такие свойства, как:

- социальная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность;

- социальная пластичность - степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию ком-

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

муникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта;

- социальный темп - скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.);

- социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей [2].

Исследуя затрудненное общение подростка, мы пытались выяснить, являются ли коммуникативные свойства темперамента фактором, обусловливающим возникновение специфических коммуникативных трудностей.

В исследовании приняли участие 36 подростков, 19 девочек и 17 мальчиков, в возрасте 13-14 лет, учащиеся 7 классов МОУ СОШ № 5 г. Костромы.

Методический дизайн исследования включал «Опросник структуры темперамента» В.М. Руса-лова (Д-ОСТ, детский вариант), позволяющий выявлять уровень развития предметно-деятельностных (предметная эргичность, пластичность, темп, эмоциональность) и коммуникативных свойств темперамента подростка (социальная эргич-ность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность); авторскую методи-

ку экспертной оценки коммуникативного развития ребенка, определяющую уровень развития коммуникативных качеств подростка и его актуальные коммуникативные трудности - базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные (в качестве экспертов выступали психологи и педагоги, хорошо знающие подростка и имеющие возможность систематического наблюдения за характером его коммуникативных действий в общении со сверстниками и взрослыми в процессе учебной и вне-учебной деятельности) [3]; контент-анализ сочинений по фотографии «Подросток, которому трудно общаться с людьми», где детям предлагалась фотография незнакомого сверстника (мальчика или девочки соответственно), глядя на которую они должны были подумать и объяснить, почему этому подростку трудно общаться со сверстниками или взрослыми.

Статистический анализ полученных эмпирических данных позволил установить значимые взаимосвязи свойств темперамента детей с их коммуникативными качествами; определить зоны риска, обусловливающие вероятность возникновения определенных коммуникативных трудностей подростка (в таблице 1 представлены лишь результаты, касающиеся коммуникативных свойств темперамента (по В.М. Русалову) - социальной эргичнос-

Таблица1

Значимые взаимосвязи между коммуникативными свойствами темперамента и коммуникативными качествами подростков (по результатам корреляционного анализа Спирмена, п = 36)

Коммуникативные качества подростка Коммуникативные свойства темперамента

Социальная эргичность Социальная пластичность Социальный темп Социальная эмоциональность

Контактность 0,61** 0,41*

Отзывчивость - 0,47* 0,57**

Умение сотрудничать 0,44* 0,64**

Г отовность оказать и принять помощь 0,56** 0,61**

Эмпатийность - 0,53** - 0,43* 0,62**

Умение планировать общение - 0,58** - 0,53**

Коммуникативная адекватность - 0,60** - 0,45*

Инициативность 0,56** 0,43*

Самоконтроль - 0,63** - 0,49*

Умение урегулировать конфликт - 0,47*

Миролюбивость - 0,42*

Умение убеждать 0,45*

Владение коммуникативными средствами 0,54** 0,62**

Самоанализ общения 0,46* - 0,63**

Умение признавать ошибки - 0,66** 0,54**

Умение исправлять ошибки 0,47* 0,49*

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

ти, социальной пластичности, социального темпа и социальной эмоциональности).

Полученные результаты позволяют утверждать, что свойства темперамента, с одной стороны, благоприятствуют развитию определенных коммуникативных качеств ребенка, с другой стороны, обусловливают риск возникновения специфических коммуникативных трудностей:

1. Высокий уровень социальной эргичности подростка, характеризующийся общительностью, жаждой освоения социальных форм деятельности, стремлением к лидерству, к занятию высокого социального статуса, значимо связан с развитием контактности, готовности сотрудничать со сверстниками, коммуникативной инициативности и высоким уровнем самоконтроля в общении. Соответственно, низкие значения по шкале «социальная эргичность» связаны с замкнутостью, нежеланием идти на контакт, социальной пассивностью, страхом сотрудничества, снижением самоконтроля в общении.

Вместе с тем, высокий уровень социальной эр-гичности затрудняет эмпатийность и коммуникативное планирование подростка, поскольку он более ориентирован на эффектную самопрезентацию и успех в общении, чем на понимание чувств партнера и детальное продумывание стратегии своего поведения. Кроме того, высокие притязания на лидерство влекут трудности разрешения конфликта: дети, столкнувшись с противоречиями, не умеют уступать, слышать других, согласовывать действия; с трудом признают собственные ошибки, поскольку это расценивается ими как слабость, как неэффективность социальных контактов.

2. Высокая социальная пластичность, характеризующаяся легкостью переключения в изменяющихся коммуникативных условиях, гибкостью в общении, склонностью к разнообразию коммуникативных программ, значимо связана с контактностью, готовностью принимать и оказывать помощь партнеру, умением оказывать влияние на собеседников с помощью убеждения, подбирать адекватные, уместные вербальные и невербальные коммуникативные средства, готовностью апробировать в коммуникативной ситуации различные средства, пока не достигнет поставленной цели, вовремя осознавать и исправлять допущенные в коммуникации ошибки, что позволяет подростку быстро преодолевать возникающие коммуникативные трудности. Низкие значения по шкале «социальная пластичность» связаны с трудностями в подборе форм и средств социального взаимодействия; низким уровнем готовности к вступлению в социальные контакты, косностью установок в межличностных отношениях, монотонностью и однообразием социальных связей, ориентацией на шаблонное, стереотипное коммуникативное поведение.

Выявленные отрицательные взаимосвязи социальной пластичности с умением планировать общение, с самоконтролем и миролюбивостью, доказывают, что подросток из-за своей мобильности, коммуникативной импульсивности, быстрой пере-ключаемости от одного человека к другому, от одной ситуации к другой, непоследовательности, спонтанности, может испытывать трудности целе-полагания и планирования; трудности самоконтроля и регламентации собственных высказываний; трудности регуляции деструктивных эмоций, которые приводят к вспыльчивости, спонтанной агрессии, эмоциональным вспышкам.

3. Социальный темп, определяющий скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения, положительно связан с умением сотрудничать, принимать и оказывать помощь в общении, инициативностью и владением коммуникативными средствами. Высокие значения по данному свойству темперамента обусловливают быстрый темп речи, возможность легко объяснить партнеру общую задачу, быстрый подбор коммуникативных средств, вариативность способов знакомства, ведения разговора и легкость его завершения. Низкие же значения по данному параметру вызывают речевую медлительность, трудности вербализации собственного мнения, снижение мотивации к сотрудничеству, к контактам из-за частых сомнений, неуверенности в собственных коммуникативных возможностях.

Высокий социальный темп ребенка, чрезмерная, асинхронная речевая активность, динамичность коммуникативного поведения могут приводить к поверхностности контактов, затруднять развитие отзывчивости, эмпатийности, вызывать излишнюю суетливость, хаотичность, коммуникативную неадекатность.

4. Социальная эмоциональность, отражающая степень эмоциональности подростка в общении и его чувствительности к результатам общения, положительно связана с отзывчивостью, эмпатий-ностью, умением признавать собственные ошибки и исправлять их в последующих коммуникациях. Высокий уровень социальной эмоциональности делает ребенка чутким, внимательным, тонко чувствующим эмоциональные состояния других, испытывающим чувства вины, стыда за доставленные неприятности, высказанные грубые слова и т.д., готовым откликаться на просьбы и при необходимости перестраивать свои планы. Низкие значения по данной шкале обусловливают нечувствительность, черствость по отношению к партнеру, неготовность реагировать на критику и оценки собеседников, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, возникновение чувства самодостаточности в ситуации общения.

Более того, высокая социальная эмоциональность, чрезмерная чувствительность к неудачам

Таблица 2

Примеры высказываний подростков с разной степенью выраженности коммуникативных свойств темперамента о причинах затрудненного общения (по результатам контент-анализа сочинений)

Коммуникативные свойства темперамента Примеры высказываний детей о причинах затрудненного общения

Дети с высоким значением по шкале (9-12 баллов) Дети с низким значением по шкале (3-4 балла)

Социальная эргичность п = 9 «сильно надоедливый», «очень шумный», «лезет, куда не надо», «задается слишком», «любит выпендриваться», «конфликтный», «считает себя самой умной», «ему на других наплевать» п = 5 «не хочет говорить», «боится других», «тихоня», «ему не интересно», «любит все делать в одиночку», «ему с другими скучно», «зубрилка», «ботаник»

Социальная пластичность п = 11 «не понятно, чего она хочет», «подстраивается всегда под других», «подлиза», «ругается часто», «клоун», «нервная» п = 8 «стесняется», «нерешительный», «не знает, как лучше объяснить», «вялая», «тихая», «медленно говорит», «тихо говорит», «долго думает», «все, что ни скажет - не в тему»

Социальный темп п = 8 «тараторит - ничего не поймешь», «говорит непонятно», «дерганая какая-то», «говорит быстрее, чем думает», «суетится много», «слова проглатывает» п = 4 «заикается», «говорит неясно», «говорит медленно», «нудный очень», «тормозит», «смеются над ним»

Социальная эмоциональность п = 10 «смеется все время», «за всех переживает», «боится, что его не поймут», «волнуется», «сильно жалостливая» п = 7 «не дружит ни с кем», «нет, ему не трудно общаться», «он умнее других», «ему не интересно»

общения, может затруднять самоконтроль и самоанализ собственных коммуникативных действий подростка, вызывая коммуникативную неадекватность, связанную либо с излишней фиксацией на интересах собеседника, либо с ощущением собственной неуверенности и страхом быть неуспешным в коммуникации.

Выявленные тенденции подтверждаются и результатами контент-анализа сочинений подростков, в которых они предполагали, почему их сверстникам, изображенным на фотографиях, может быть трудно общаться с людьми (табл. 2).

Проецирование подростками собственных коммуникативных трудностей на «сверстника-незна-комца» показывает, что

- высокие значения социальной эргичности связаны с гиперактивностью, хаотичностью коммуникативных действий, конфликтностью, демонстративностью, трудностями эмпатии; низкие - с замкнутостью, вялостью, апатией, снижением коммуникативной активности;

- высокий уровень социальной пластичности может вызывать трудности самовыражения, самоконтроля, отстаивания собственной позиции, планирования и прогнозирования результатов общения; низкий - трудности перестройки коммуникативных программ, сотрудничества и согласования стратегий поведения;

- высокий социальный темп обусловливает вербальные, экстралингвистические и просодические трудности, трудности целеполагания и самоконтроля в общении; низкие значения связаны с речевой медлительностью, трудностями спонтанного самовыражения;

- высокие значения социальной эмоциональности связаны с тревожностью, чрезмерной чувствительностью к партнеру, болезненным отношением к собственным неудачам в общении, отказом от собственных интересов; низкие значения - с эмоциональной холодностью, безразличием к партнеру, чрезмерной самоуверенностью.

Наблюдения за коммуникативными проявлениями подростков показали, что наиболее часто субъектами затрудненного общения становятся те подростки, у которых наблюдается асинхронное, неравномерное развитие коммуникативных свойств темперамента (например, высокие значения социальной эргичности сочетаются с низкими значениями социальной пластичности; высокие значения социальной эмоциональности с низкими значениями социального темпа и пластичности и т.д.). Приведем примеры.

Никита, 13 лет. Высокая социальная эргич-ность (10 баллов) проявляется в стремлении к многочисленным контактам, повышенной инициативности, лидерских притязаниях, желании

понравиться партнеру, ориентации на социаль-но-одобряемые формы общения. Однако низкий уровень развития социальной пластичности (3 балла) и скорости (4 балла) не позволяет ему быть успешным в инициируемых коммуникативных ситуациях, поскольку мальчик испытывает трудности в подборе адекватных средств воздействия, тратит много времени на «вхождение» и обдумывание ситуации (цена ошибки для него слишком высока!), чрезмерно использует в речи слова-приветствия, слова-обращения, слова-размышления, часто повторяется, подолгу молчит, затягивая коммуникативный процесс и лишая его динамичности. Высокая социальная эмоциональность (11 баллов) обусловливает чрезмерную чувствительность к собственным неудачам в общении, «застревание» на собственных негативных переживаниях, что порождает неуверенность и зажатость в новых коммуникативных ситуациях. Таким образом, практически любая ситуация общения, которую Никита вновь и вновь инициирует, становится для него ситуацией затрудненной, требующей немалых усилий для преодоления субъективных переживаний; самообладания и стремления противостоять чувствам собственной неуверенности и некомпетентности.

Света, 13 лет: высокий социальный темп (11 баллов), проявляющийся в болтливости, очень быстрой речи девочки, хаотичных невербальных проявлениях; в сочетании с высокой социальной пластичностью (10 баллов), приводят к несобранности, к непоследовательности, к неумению довести начатую коммуникацию до конца, сделав соответствующие выводы, к бесцельному переключению от одной коммуникативной ситуации к другой от одного партнера к другому. Учителя про Свету говорят: «как стихийное бедствие», «много шума из ничего», «непоследовательная», «нецельная», «как стрекоза». При этом низкий уровень социальной эмоциональности (3 балла) приводит к трудностям эмпатии, нечувствительности к потребностям и проблемам других людей, трудностям осознания собственной коммуникативной неадекватности, непринятию критики и эмоциональной невозмутимости девочки. Следствием этих противоречивых тенденций коммуникативного поведения девочки является нежелание сверстников общаться со Светой, восприятии ее в роли шута.

Все описанные тенденции подтверждаются данными регрессионного анализа, установившего что

- социальная эргичность является предиктором возникновения базовых (в = 0,37; р = 0,03) и содержательных (в = 0,41; р = 0,04) коммуникативных трудностей;

- социальная пластичность (в = 0,35; р = 0,02) и социальный темп (в = 0,49; р = 0,006) обусловливают инструментальные коммуникативные трудности подростка;

- социальная эмоциональность (в = 0,49; р = 0,01) влияет на возникновение рефлексивных коммуникативных трудностей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Коммуникативные свойства темперамента являются фактором затрудненного общения подростка, обусловливая возникновение специфических коммуникативных трудностей (субъективно переживаемых или объективно затрудняющих процесс межличностного общения);

2. Асинхронное, неравномерное развитие коммуникативных свойств темперамента повышает риск возникновения ситуаций затрудненного общения и детерминирует самовосприятие подростка в качестве субъекта затрудненного общения.

Библиографический список

1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. -256 с.

2. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.

3. СамохваловаА.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011.

4. Самохвалова А.Г. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 19. - № 1. - С. 39-45.

5. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: МПСИ МОДЭК, 2009. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.