УДК 159.9:316:6
Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
samohvalova@kmtn.ru
КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*
В статье рассматриваются коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков, доказывается влияние социальной эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности на возникновение разнообразных коммуникативных трудностей подростков.
Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, подростки, темперамент, социальная эргичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность.
В современном обществе мы, к сожалению, все чаще сталкиваемся с проблемой затрудненного общения подростков. Затрудненное общение рассматривается нами как процесс нарушенного межличностного взаимодействия, препятствующий эффективному решению задач общения; сопряженный с возникновением субъективных переживаний; непониманием партнерами друг друга; негативными изменениями в межличностных отношениях; актуализацией деструктивных моделей взаимовлияния [4].
Характерным атрибутом затрудненного общения являются коммуникативные трудности - различной силы и степени выраженности объективные или субъективно переживаемые препятствия коммуникации, нарушающие внутреннее равновесие субъек-та(ов) общения, требующие от партнеров внутренних усилий, направленных на их преодоление. В ситуации затрудненного общения подросток либо сам испытывает коммуникативные трудности (негативные субъективные переживания, неуверенность в себе, застенчивость, страх буллинга, вербальные трудности и др.); либо создает коммуникативные трудности для своих партнеров по общению, демонстрируя деструктивные модели поведения, неадекватные коммуникативные действия, неконгру-энтность, неумение слушать и вести диалог и др.
В настоящее время психологическая помощь детям, испытывающим различные коммуникативные трудности, в основном носит ситуативный, симптоматический характер, т.е. направлена на снятие актуального психоэмоционального напряжения, обучение техникам эффективного общения, способам разрешения конфликтов и т.д. Однако при организации психокоррекционной и развивающей работы чаще всего не учитываются индивидуально-типологические свойства ребенка, особенности его темперамента. А ведь именно от темперамента человека, как показывают исследования Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына и др., зависят такие характеристики жизнедеятельности как скорость возникновения психических процессов; пластичность и устойчивость психических явлений; легкость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов; направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия и интроверсия), эмоциональность (чувствительность) [1; 5].
Следовательно, в коммуникативной ситуации темпераментом подростка обусловлены скорость и точность социальной перцепции, быстрота обдумывания коммуникативных действий, способность концентрировать и удерживать внимание на собеседнике; коммуникативная гибкость; легкость смены коммуникативных ролей и переключения с монолога на диалог; темп и ритм коммуникативной деятельности; сила и вариативность эмоций, динамика коммуникативной активности (быстрота реакции на изменяющиеся условия общения, активность в преодолении возникающих трудностей); направленность ребенка на себя или на других в ситуации взаимодействия; чувствительность к партнеру и к собственным переживаниям, характер и сила эмоциональных реакций.
В.М. Русалов рассматривает темперамент как систему формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональной системы человека в понимании П.К. Анохина: афферентный синтез соответствует эргичности; блок программирования - пластичности; блок исполнения - темпу; обратная связь - эмоциональной чувствительности. Причем, по мнению ученого, каждое измерение состоит из двух подизмерений: объективно ориентированного (предметно-деятельностного) и субъективно ориентированного (коммуникативного). Исходя из этого, выделяются предметные свойства темперамента и коммуникативные.
Коммуникативными свойствами темперамента В.М. Русалов считает такие свойства, как:
- социальная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность;
- социальная пластичность - степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию ком-
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.
муникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта;
- социальный темп - скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.);
- социальная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей [2].
Исследуя затрудненное общение подростка, мы пытались выяснить, являются ли коммуникативные свойства темперамента фактором, обусловливающим возникновение специфических коммуникативных трудностей.
В исследовании приняли участие 36 подростков, 19 девочек и 17 мальчиков, в возрасте 13-14 лет, учащиеся 7 классов МОУ СОШ № 5 г. Костромы.
Методический дизайн исследования включал «Опросник структуры темперамента» В.М. Руса-лова (Д-ОСТ, детский вариант), позволяющий выявлять уровень развития предметно-деятельностных (предметная эргичность, пластичность, темп, эмоциональность) и коммуникативных свойств темперамента подростка (социальная эргич-ность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность); авторскую методи-
ку экспертной оценки коммуникативного развития ребенка, определяющую уровень развития коммуникативных качеств подростка и его актуальные коммуникативные трудности - базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные (в качестве экспертов выступали психологи и педагоги, хорошо знающие подростка и имеющие возможность систематического наблюдения за характером его коммуникативных действий в общении со сверстниками и взрослыми в процессе учебной и вне-учебной деятельности) [3]; контент-анализ сочинений по фотографии «Подросток, которому трудно общаться с людьми», где детям предлагалась фотография незнакомого сверстника (мальчика или девочки соответственно), глядя на которую они должны были подумать и объяснить, почему этому подростку трудно общаться со сверстниками или взрослыми.
Статистический анализ полученных эмпирических данных позволил установить значимые взаимосвязи свойств темперамента детей с их коммуникативными качествами; определить зоны риска, обусловливающие вероятность возникновения определенных коммуникативных трудностей подростка (в таблице 1 представлены лишь результаты, касающиеся коммуникативных свойств темперамента (по В.М. Русалову) - социальной эргичнос-
Таблица1
Значимые взаимосвязи между коммуникативными свойствами темперамента и коммуникативными качествами подростков (по результатам корреляционного анализа Спирмена, п = 36)
Коммуникативные качества подростка Коммуникативные свойства темперамента
Социальная эргичность Социальная пластичность Социальный темп Социальная эмоциональность
Контактность 0,61** 0,41*
Отзывчивость - 0,47* 0,57**
Умение сотрудничать 0,44* 0,64**
Г отовность оказать и принять помощь 0,56** 0,61**
Эмпатийность - 0,53** - 0,43* 0,62**
Умение планировать общение - 0,58** - 0,53**
Коммуникативная адекватность - 0,60** - 0,45*
Инициативность 0,56** 0,43*
Самоконтроль - 0,63** - 0,49*
Умение урегулировать конфликт - 0,47*
Миролюбивость - 0,42*
Умение убеждать 0,45*
Владение коммуникативными средствами 0,54** 0,62**
Самоанализ общения 0,46* - 0,63**
Умение признавать ошибки - 0,66** 0,54**
Умение исправлять ошибки 0,47* 0,49*
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
ти, социальной пластичности, социального темпа и социальной эмоциональности).
Полученные результаты позволяют утверждать, что свойства темперамента, с одной стороны, благоприятствуют развитию определенных коммуникативных качеств ребенка, с другой стороны, обусловливают риск возникновения специфических коммуникативных трудностей:
1. Высокий уровень социальной эргичности подростка, характеризующийся общительностью, жаждой освоения социальных форм деятельности, стремлением к лидерству, к занятию высокого социального статуса, значимо связан с развитием контактности, готовности сотрудничать со сверстниками, коммуникативной инициативности и высоким уровнем самоконтроля в общении. Соответственно, низкие значения по шкале «социальная эргичность» связаны с замкнутостью, нежеланием идти на контакт, социальной пассивностью, страхом сотрудничества, снижением самоконтроля в общении.
Вместе с тем, высокий уровень социальной эр-гичности затрудняет эмпатийность и коммуникативное планирование подростка, поскольку он более ориентирован на эффектную самопрезентацию и успех в общении, чем на понимание чувств партнера и детальное продумывание стратегии своего поведения. Кроме того, высокие притязания на лидерство влекут трудности разрешения конфликта: дети, столкнувшись с противоречиями, не умеют уступать, слышать других, согласовывать действия; с трудом признают собственные ошибки, поскольку это расценивается ими как слабость, как неэффективность социальных контактов.
2. Высокая социальная пластичность, характеризующаяся легкостью переключения в изменяющихся коммуникативных условиях, гибкостью в общении, склонностью к разнообразию коммуникативных программ, значимо связана с контактностью, готовностью принимать и оказывать помощь партнеру, умением оказывать влияние на собеседников с помощью убеждения, подбирать адекватные, уместные вербальные и невербальные коммуникативные средства, готовностью апробировать в коммуникативной ситуации различные средства, пока не достигнет поставленной цели, вовремя осознавать и исправлять допущенные в коммуникации ошибки, что позволяет подростку быстро преодолевать возникающие коммуникативные трудности. Низкие значения по шкале «социальная пластичность» связаны с трудностями в подборе форм и средств социального взаимодействия; низким уровнем готовности к вступлению в социальные контакты, косностью установок в межличностных отношениях, монотонностью и однообразием социальных связей, ориентацией на шаблонное, стереотипное коммуникативное поведение.
Выявленные отрицательные взаимосвязи социальной пластичности с умением планировать общение, с самоконтролем и миролюбивостью, доказывают, что подросток из-за своей мобильности, коммуникативной импульсивности, быстрой пере-ключаемости от одного человека к другому, от одной ситуации к другой, непоследовательности, спонтанности, может испытывать трудности целе-полагания и планирования; трудности самоконтроля и регламентации собственных высказываний; трудности регуляции деструктивных эмоций, которые приводят к вспыльчивости, спонтанной агрессии, эмоциональным вспышкам.
3. Социальный темп, определяющий скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения, положительно связан с умением сотрудничать, принимать и оказывать помощь в общении, инициативностью и владением коммуникативными средствами. Высокие значения по данному свойству темперамента обусловливают быстрый темп речи, возможность легко объяснить партнеру общую задачу, быстрый подбор коммуникативных средств, вариативность способов знакомства, ведения разговора и легкость его завершения. Низкие же значения по данному параметру вызывают речевую медлительность, трудности вербализации собственного мнения, снижение мотивации к сотрудничеству, к контактам из-за частых сомнений, неуверенности в собственных коммуникативных возможностях.
Высокий социальный темп ребенка, чрезмерная, асинхронная речевая активность, динамичность коммуникативного поведения могут приводить к поверхностности контактов, затруднять развитие отзывчивости, эмпатийности, вызывать излишнюю суетливость, хаотичность, коммуникативную неадекатность.
4. Социальная эмоциональность, отражающая степень эмоциональности подростка в общении и его чувствительности к результатам общения, положительно связана с отзывчивостью, эмпатий-ностью, умением признавать собственные ошибки и исправлять их в последующих коммуникациях. Высокий уровень социальной эмоциональности делает ребенка чутким, внимательным, тонко чувствующим эмоциональные состояния других, испытывающим чувства вины, стыда за доставленные неприятности, высказанные грубые слова и т.д., готовым откликаться на просьбы и при необходимости перестраивать свои планы. Низкие значения по данной шкале обусловливают нечувствительность, черствость по отношению к партнеру, неготовность реагировать на критику и оценки собеседников, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, возникновение чувства самодостаточности в ситуации общения.
Более того, высокая социальная эмоциональность, чрезмерная чувствительность к неудачам
Таблица 2
Примеры высказываний подростков с разной степенью выраженности коммуникативных свойств темперамента о причинах затрудненного общения (по результатам контент-анализа сочинений)
Коммуникативные свойства темперамента Примеры высказываний детей о причинах затрудненного общения
Дети с высоким значением по шкале (9-12 баллов) Дети с низким значением по шкале (3-4 балла)
Социальная эргичность п = 9 «сильно надоедливый», «очень шумный», «лезет, куда не надо», «задается слишком», «любит выпендриваться», «конфликтный», «считает себя самой умной», «ему на других наплевать» п = 5 «не хочет говорить», «боится других», «тихоня», «ему не интересно», «любит все делать в одиночку», «ему с другими скучно», «зубрилка», «ботаник»
Социальная пластичность п = 11 «не понятно, чего она хочет», «подстраивается всегда под других», «подлиза», «ругается часто», «клоун», «нервная» п = 8 «стесняется», «нерешительный», «не знает, как лучше объяснить», «вялая», «тихая», «медленно говорит», «тихо говорит», «долго думает», «все, что ни скажет - не в тему»
Социальный темп п = 8 «тараторит - ничего не поймешь», «говорит непонятно», «дерганая какая-то», «говорит быстрее, чем думает», «суетится много», «слова проглатывает» п = 4 «заикается», «говорит неясно», «говорит медленно», «нудный очень», «тормозит», «смеются над ним»
Социальная эмоциональность п = 10 «смеется все время», «за всех переживает», «боится, что его не поймут», «волнуется», «сильно жалостливая» п = 7 «не дружит ни с кем», «нет, ему не трудно общаться», «он умнее других», «ему не интересно»
общения, может затруднять самоконтроль и самоанализ собственных коммуникативных действий подростка, вызывая коммуникативную неадекватность, связанную либо с излишней фиксацией на интересах собеседника, либо с ощущением собственной неуверенности и страхом быть неуспешным в коммуникации.
Выявленные тенденции подтверждаются и результатами контент-анализа сочинений подростков, в которых они предполагали, почему их сверстникам, изображенным на фотографиях, может быть трудно общаться с людьми (табл. 2).
Проецирование подростками собственных коммуникативных трудностей на «сверстника-незна-комца» показывает, что
- высокие значения социальной эргичности связаны с гиперактивностью, хаотичностью коммуникативных действий, конфликтностью, демонстративностью, трудностями эмпатии; низкие - с замкнутостью, вялостью, апатией, снижением коммуникативной активности;
- высокий уровень социальной пластичности может вызывать трудности самовыражения, самоконтроля, отстаивания собственной позиции, планирования и прогнозирования результатов общения; низкий - трудности перестройки коммуникативных программ, сотрудничества и согласования стратегий поведения;
- высокий социальный темп обусловливает вербальные, экстралингвистические и просодические трудности, трудности целеполагания и самоконтроля в общении; низкие значения связаны с речевой медлительностью, трудностями спонтанного самовыражения;
- высокие значения социальной эмоциональности связаны с тревожностью, чрезмерной чувствительностью к партнеру, болезненным отношением к собственным неудачам в общении, отказом от собственных интересов; низкие значения - с эмоциональной холодностью, безразличием к партнеру, чрезмерной самоуверенностью.
Наблюдения за коммуникативными проявлениями подростков показали, что наиболее часто субъектами затрудненного общения становятся те подростки, у которых наблюдается асинхронное, неравномерное развитие коммуникативных свойств темперамента (например, высокие значения социальной эргичности сочетаются с низкими значениями социальной пластичности; высокие значения социальной эмоциональности с низкими значениями социального темпа и пластичности и т.д.). Приведем примеры.
Никита, 13 лет. Высокая социальная эргич-ность (10 баллов) проявляется в стремлении к многочисленным контактам, повышенной инициативности, лидерских притязаниях, желании
понравиться партнеру, ориентации на социаль-но-одобряемые формы общения. Однако низкий уровень развития социальной пластичности (3 балла) и скорости (4 балла) не позволяет ему быть успешным в инициируемых коммуникативных ситуациях, поскольку мальчик испытывает трудности в подборе адекватных средств воздействия, тратит много времени на «вхождение» и обдумывание ситуации (цена ошибки для него слишком высока!), чрезмерно использует в речи слова-приветствия, слова-обращения, слова-размышления, часто повторяется, подолгу молчит, затягивая коммуникативный процесс и лишая его динамичности. Высокая социальная эмоциональность (11 баллов) обусловливает чрезмерную чувствительность к собственным неудачам в общении, «застревание» на собственных негативных переживаниях, что порождает неуверенность и зажатость в новых коммуникативных ситуациях. Таким образом, практически любая ситуация общения, которую Никита вновь и вновь инициирует, становится для него ситуацией затрудненной, требующей немалых усилий для преодоления субъективных переживаний; самообладания и стремления противостоять чувствам собственной неуверенности и некомпетентности.
Света, 13 лет: высокий социальный темп (11 баллов), проявляющийся в болтливости, очень быстрой речи девочки, хаотичных невербальных проявлениях; в сочетании с высокой социальной пластичностью (10 баллов), приводят к несобранности, к непоследовательности, к неумению довести начатую коммуникацию до конца, сделав соответствующие выводы, к бесцельному переключению от одной коммуникативной ситуации к другой от одного партнера к другому. Учителя про Свету говорят: «как стихийное бедствие», «много шума из ничего», «непоследовательная», «нецельная», «как стрекоза». При этом низкий уровень социальной эмоциональности (3 балла) приводит к трудностям эмпатии, нечувствительности к потребностям и проблемам других людей, трудностям осознания собственной коммуникативной неадекватности, непринятию критики и эмоциональной невозмутимости девочки. Следствием этих противоречивых тенденций коммуникативного поведения девочки является нежелание сверстников общаться со Светой, восприятии ее в роли шута.
Все описанные тенденции подтверждаются данными регрессионного анализа, установившего что
- социальная эргичность является предиктором возникновения базовых (в = 0,37; р = 0,03) и содержательных (в = 0,41; р = 0,04) коммуникативных трудностей;
- социальная пластичность (в = 0,35; р = 0,02) и социальный темп (в = 0,49; р = 0,006) обусловливают инструментальные коммуникативные трудности подростка;
- социальная эмоциональность (в = 0,49; р = 0,01) влияет на возникновение рефлексивных коммуникативных трудностей.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Коммуникативные свойства темперамента являются фактором затрудненного общения подростка, обусловливая возникновение специфических коммуникативных трудностей (субъективно переживаемых или объективно затрудняющих процесс межличностного общения);
2. Асинхронное, неравномерное развитие коммуникативных свойств темперамента повышает риск возникновения ситуаций затрудненного общения и детерминирует самовосприятие подростка в качестве субъекта затрудненного общения.
Библиографический список
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. -256 с.
2. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.
3. СамохваловаА.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011.
4. Самохвалова А.Г. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 19. - № 1. - С. 39-45.
5. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: МПСИ МОДЭК, 2009. - 640 с.