Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения мотивационной сферы курсантов морской академии'

Психологические аспекты изучения мотивационной сферы курсантов морской академии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА КУРСАНТОВ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ-МОРЯКОВ / МОТИВ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ / СПЕЦИФИЧНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРЯКОВ / MOTIVATIONAL SCOPE OF CADETS OF THE NAVAL ACADEMY / THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE DYNAMICS OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF CADETS / SEAMEN / CAREER CHOICE MOTIVE / THE SPECIFICITY OF THE SAILORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панина Екатерина Александровна

В статье определяется психологические аспекты изучения мотивационной сферы моряков. Представлены следующие аспекты изучения деятельности моряков: психологический, социальный, религиозный, аспект неблагоприятных психических состояний, экономический, управленческий и мотивационный. Приведены результаты пилотажного исследования мотивационной сферы курсантов Морской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of studying the motivational sphere of Naval Academy cadets

This article defines the psychological aspects of studying the motivational sphere of seamen. The following aspects of the study of seafarers: psychological, social, religious, aspect of the adverse mental states, economic, managerial and motivational. Results of pilot study of motivational sphere of cadets of the Naval Academy.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения мотивационной сферы курсантов морской академии»

психологические аспекты изучения мотивационной сферы курсантов морской академии

Панина Е.А.

В статье определяется психологические аспекты изучения мотивационной сферы моряков. Представлены следующие аспекты изучения деятельности моряков: психологический, социальный, религиозный, аспект неблагоприятных психических состояний, экономический, управленческий и мотивационный. Приведены результаты пилотажного исследования мотивационной сферы курсантов Морской академии.

Ключевые слова: мотивационная сфера курсантов Морской академии, профессиональные мотивы деятельности, динамика мотивационной сферы курсантов-моряков, мотив выбора карьеры, специфичность деятельности моряков.

На сегодняшний день в психологической науке достаточно разработана проблематика мотивации (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), основательно представлена учебная мотивация (В.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Вовчик-Блокитная, Ф.М. Рахматуллина, Н.А. Курдюкова и др.). Однако количество научных исследований, отражающих закономерности изменения мотивации в течении обучения курсантов - будущих моряков высших учебных заведений малочисленно, и они посвящены изучению мотивации учебной деятельности курсантов военных или юридических учебных заведений (И.И. Бринько, И.А. Володарская, К.Э. Комаров, А.С. Марков, В.В. Мелетичев и др.). Уже на этапе обучения в Морской академии деятельность курсантов имеет ряд своих специфических особенностей (несение вахты, отбывание нарядов, обязательное построение и т. д.), обусловленных наличием особенной мотивации. Поэтому изучение и анализ мотивации выбора карьеры моряка именно на этапе обучения представляется актуальной задачей. Для полного представления необходимости анализа мотивационной сферы курсантов морской академии рассмотрим следующие аспекты изучения морской деятельности: психофизиологический, социальный, религиозный, неблагоприятных психических состояний, экономический, управленческий и мотивационный.

Изучение морской деятельности в психофизиологическом аспекте предполагает анализ специфичности влияния окружающих условий работы на организм субъекта. Моряки изучаются как представители профессиональной группы, на которую

воздействует много вредных факторов. Среди важнейших факторов - напряженный режим труда в отрыве от дома, физические и химические влияния, связанные с особенностями среды и работой судового оборудования и механизмов, частая смена климатических зон и часовых поясов (А.М. Войтенко, 1976). В этой связи проводились физиологические исследования моряков в условиях рейса и оценивалась их выносливость и выдержка (А.М. Войтенко, 1976; Н.С. Суханова, 2006). Также были проведены физиологические обследования с целью изучения функций организма моряков и их работоспособности (И.А. Сапов, 1980). Исследования посвящены тестированию моряков на уровень артериального давления в рейсе и его влияние на общее самочувствие (Н.С. Суханова, Е.В. Казакевич, 2006), на наличие ишемической болезни сердца (В.И. Винникова, 1979), на динамику распространенности артериальной гипертонии (Е.В. Казакевич, 2007), а также профилактики распространенных хронических заболеваний и реабилитации у моряков (В.А. Лисобей, 1991; Ю.Н. Бондарь, Н.А. Окатьева, Е.О. Пахомова, О.О. Протункевич, 2000).

В социальном аспекте изучения деятельность моряка изучается в связи его пребывания в течении длительного срока в ограниченном пространстве со своими коллегами. Анализ литературы показал, что необходимость пребывать в ограниченном пространстве и в относительной социальной изоляции во время рейса, негативно сказывается на межличностных отношениях людей. Это влияет на психологическое состояние личности и на атмосферу внутри коллектива. В этом контексте исследуются особенности взаимодействия плавсоставов (С.Е. Семыкин),

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/3 2011 г.

социально-психологические особенности больших морских экипажей (О.А. Истомина, 2007).

Также религиозный аспект изучения деятельности моряка рассматривает духовные позиции субъектов. Находясь в море, встречаясь с природными катаклизмами и непостоянством физико-химической среды, работники флота часто обращаются за поддержкой к религии. Исследование духовной сферы моряков показало наличие в этой сфере религиозного компонента, формирование которого обосновывается исторически сложившейся в России связи флота и Церкви (С.А. Данченко, 2007). Религиозные потребности формируются под влиянием семейных и национальных традиций и развиваются в процессе жизнедеятельности моряка.

В аспекте неблагоприятных состояний деятельность моряка рассматривалась с точки зрения последствий эмоционального стресса (Н.С. Суханова, Е.В. Казакевич, 2006), психолого-акмеологических особенностей сотрудников водного транспорта до и после рейса (С.Е. Семыкин). Результатом исследований явилось то, что профессиональная деятельность работников водного транспорта может вызывать у них стрессовые состояния, высокий уровень тревожности, наличие эмоциональных проблем. Что, в конечном счете, может оказывать влияние на профессиональную деформацию в целом.

Экономический и управленческий аспекты изучения деятельности в море рассматривают объективные предпосылки кризиса, сформировавшегося за последние десять лет (Warsash Maritime Research Centre, 2003; MAIB, 2004). Суть кризиса состоит в наличии большого количества помощников капитанов и матросов и в явной недостаточности управленческого звена: капитанов и старших механиков. Дополнительно мировой финансовый кризис повлиял на снижение зарплат моряков. Профессия моряка на протяжении долгих лет считалась стабильно высокооплачиваемой, в наши дни это утверждение претерпевает изменения, что негативно сказывается на мотивации субъектов работать в море.

Наконец, в мотивационном аспекте изучения деятельности моряка были исследованы психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии (Ю.Ф. Кисляк, 2008); мотивация мужчин, выбравших морскую специальность (Е. Листопад, 2008). В результате определились факторы в качестве мотивации при выборе профессии моряка: экономическая выгода и возможность карьерного роста; эмоциональная привлекательность профессии моряка: интерес к кораблям, к морским путешествиям, морская романтика; престижность профессии; влияние близких людей.

Из всех приведенных аспектов видно, что профессия моряка опасная, экстремальная и непред-

сказуемая, связана с долгими разлуками с близкими людьми, требует высокого уровня подготовленности и квалификации. Зная данные особенности работы в море, молодые люди продолжают выбирать профессию моряка. Между тем, выбирая профессию моряка, субъекты стремятся, таким образом, строить профессиональную и жизненную карьеры. В выборе этой судьбы они реализуют разнокачественные мотивы: жизненные, профессиональные, карьерные. Здесь нужно заметить, что карьера в отличие от профессии - «сознательно выбранный и реализуемый субъектом путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации» [6]. Выбор карьеры - это в различной степени осознанный процесс выработки личностью решения о содержании карьеры, осуществляемый с учетом психологических и непсихологических факторов и актуализируемый под влиянием социально-профессиональной ситуации развитии. На мотивы выбора карьеры влияют такие факторы - «личностные особенности: интересы, личностные типы, ценности работы, уровень способностей, переработка информации, тема жизни, Я-концепция, личностная идентичность, низкая самооценка, тревожность, недостаток профессиональной информации, особенности принятия человеком трудных решений, самоэффективность» [6]. Также следует обратить внимание, что в процессе обучения мотивы выбора карьеры могут менять содержание, осознаваться, переосмысливаться и изменяться, что в итоге отражается на качестве обучения и на желании работать моряком.

Мы проводили пилотажное исследование, направленное на выявление мотивов выбора карьеры у 103 курсантов 1-3 кусов факультета Судовождения и Радиоэлектроники (СВ) и факультета Эксплуатации судовых энергетических установок (ЭСЭУ) Морской академии. Результаты проведенного нами исследования показывают, что содержание мотивов выбора карьеры изменяется от курса к курсу вне зависимости от специализации. По мере профессионального взросления содержание ведущих жизненных, профессиональных мотивов и мотивов выбора карьеры претерпевают изменения на 2 и 3 курсах. Однако наиболее устойчивым декларируемым жизненным мотивом для курсантов независимо от профессиональной специализации и этапа обучения является стремление к материальному достатку. При этом содержание истинного ведущего мотива различно в зависимости от профессиональной специализации. Курсанты СВ стремятся к саморазвитию и поиску истины. Курсанты ЭСЭУ стремятся к получению физиче-

ского и психологического расслабления, не исключая употребления алкогольных и психофармакологических препаратов. Курсанты СВ схожи в стремлении получать деньги за конкретно оговоренные функции, в то время как для курсантов ЭСЭУ важно еще признание их заслуг. Мотивами выбора карьеры для курсантов СВ является реализация их призвания, для курсантов ЭСЭУ - продвижение по службе и выполнение определенной деятельности. Также наше исследование выявило изменение в согласованности жизненных, карьерных и профессиональных мотивов. На первом курсе все мотивы взаимосвязаны. Это свидетельствует о сформированной мотивационной сфере. Далее мы сопоставили результаты исследования особенностей мотивационной сферы курсантов-третьекурсников, которые переходят от теоретического обучения к практической деятельности (результаты этой деятельности непосредственно скажутся на последующей карьерно-профессиональной и жизненной судьбе). В итоге после прохождения практики (2-3 месяца работы матросом) все мотивы рассогласованы. Структура мотивационной сферы курсантов СВ и ЭСЭУ 3 курса не установлена, связи между разнотипными мотивами не выявлены, что может объясняться либо возникновением описанного в психологической литературе кризиса 3 курса, либо изменениями содержания профессиональной деятельности (морская практика).

Учитывая все сложности и особенности данного вида трудовой деятельности, важно установить мотивы выбора карьеры и их динамику на этапах обучения курсантов в Морской академии, что и представляет перспективу нашего дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов Р.Б., Лупачев В.В. Состояние психоэмоциональной сферы у моряков, работающих на судах иностранных фирм // Экология человека. -2009. - № 3. - С. 23-28.

2. Винникова В.И. и др. К вопросу о профилактике ишемической болезни сердца у плавсостава морских судов // Сов. Здравоохранение. - 1989. -№ 4. - С. 34-37.

3. Войтенко А.М. Зависимость заболеваемости моряков от некоторых судовых факторов // Материалы VII Междунар. симп. по морской медицине. - М., 1976.

4. Данченко С.А. Религиозная направленность моряков: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Мор. Гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2007. - 61 с.

5. Джанерьян С.Т., Панина Е.А. Особенности мотивационной сферы курсантов-моряков как основа подготовки конкурентоспособного специалиста // Инновационные технологии профессиональной ориентации и подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 61-64.

6. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2004.

7. Казакевич Е.В. и др. Динамика распространенности артериальной гипертонии у моряков Северного морского пароходства // Морской мед. журн. - 1997. - № 1. - С. 43-45.

8. Кобзев М.В. Связь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладениями и защитными механизмами // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 5. - С. 291-298.

9. Сапов И.А. Солодков А.И. Состояние функций организма и работоспособности моряков. -Л., 1980.

10. Суханова Н.С.. Казакевич Е.В. Психотерапия последствий эмоционального стресса у моряков // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. -С. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.