Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИМ РОДИТЕЛЯМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИМ РОДИТЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА / ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENTAL RELATION / COMPONENTS OF THE PARENTAL RELATION / ADOPTED CHILD / RECEPTION PARENTS / BIOLOGICAL PARENTS OF THE ADOPTED CHILD / RELATION CHANGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова М. Ю.

В данной статье произведен анализ научной психологической литературы по проблеме родительского отношения; рассмотрены различные подходы к разработке понятия «родительское отношение» В.Н. Мясищева, Р.В. Овчаровой, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.А. Бодалева, В.В. Столина; выделены компоненты родительского отношения приемных родителей к приемному ребенку посредством изменения отношения к его биологическим родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of change of the relation of reception parents to the adopted child and his biological parents

In this article the analysis of the scientific psychological literature on a problem of the parental relation is given; various approaches to the development of the concept «parental relation» of V.N. Myasishchev, R.V. Ovcharova, E.G. Eydemiller, V.V. Yustitsky, A.A. Bodalev, V.V. Stolin are considered; components of the parental relation of reception parents to the adopted child by means of change of the relation to his biological parents are allocated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИМ РОДИТЕЛЯМ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Доронин, Д. Ю. Религиозное знание в общеобразовательных школах / Д. Ю. Доронин // Роль религии в жизни современного российского общества : сб. статей междунар. науч.-практ. конф., Арзамас, 2009. —

Н. Новгород : Изд-во НИЦ Поволжья «Нижегородское религиоведческое общество», 2010. — 302 с.

2. Дробовцева, С. В. Формы и методы передачи знаний в духовных традициях / С. В. Дробовцева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Сер. «Социальные науки». — 2007. — № 3 (8). — С. 179—185.

3. Козлов, В. В. Фундаментальнове ядро общего образования / В. В. Козлов, А. М. Кондаков. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 59 с. — (Стандарты второго поколения).

4. Левицкий, С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли : в 2 т. / С. А. Левицкий. — Т. 1. — Франкфурт-на-Майне : Посев, 1968. — 198 с.

5. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 3—14.

6. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. — М., 1995. — 336 с.

7. Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКИМ РОДИТЕЛЯМ

М. Ю. ЛОБАНОВА,

старший преподаватель кафедры психологии НИРО, аспирант НИРО marina__lobanova @mail.ru

В данной статье произведен анализ научной психологической литературы по проблеме родительского отношения; рассмотрены различные подходы к разработке понятия «родительское отношение» В. Н. Мя-сищева, Р. В. Овчаровой, Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, А. А. Бодалева, В. В. Столина; выделены компоненты родительского отношения приемных родителей к приемному ребенку посредством изменения отношения к его биологическим родителям.

In this article the analysis of the scientific psychological literature on a problem of the parental relation is given; various approaches to the development of the concept «parental relation» of V. N. Myasishchev, R. V. Ovcharova, E.G. Eydemiller, V.V.Yustitsky, A.A.Bodalev, V. V. Stolin are considered; components of the parental relation of reception parents to the adopted child by means of change of the relation to his biological parents are allocated.

Ключевые слова: родительское отношение, компоненты родительского отношения, приемный ребенок, приемные родители, биологические родители приемного ребенка, изменение отношения

Key words: parental relation, components of the parental relation, adopted child, reception parents, biological parents of the adopted child, relation change

В последние двадцать лет положение детей в России заметно ухудшилось, наблюдается значительный рост детей, которые остались без попечения родителей, то есть социальных сирот, являющихся фактическими сиротами при живых родителях.

В связи с многочисленными отказами со стороны приемных родителей от приемных детей встает вопрос не только об обязательной диагностике кандидатов в приемные родители, но и об организации целенаправленной работы по изменению их отношения к приемному ребенку и его биологическим родителям, так как в нашем обществе существует предвзятое мнение о родителях ребенка-сироты, определяющее многие стереотипы восприятия приемных родителей.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий в рамках системного подхода признают семью как единое целое, в единстве семейных взаимосвязей, социального и биологического. Рассматривая феномен роди-тельства с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаимосвязи с семейной системой [15; 16].

Как полагает И. С. Кон, на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община [6]. Позже в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати широко распространился институт воспитательства — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпадали полностью. Родительское поведение различалось не только от сословия к сословию, но и от семьи к семье. В XV—XVI веках заметно возрастают требовательность и строгость к детям. Как отмечает И. С. Кон, теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова о родительских обязанностях. Вплоть

до середины XVIII века родительские чувства занимают незначительное место в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX века детоцен-трическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [6]. В последние двадцать лет положение детей в России заметно ухудшилось, наблюдается значительный рост детей, которые остались без попечения родителей, то есть социальных сирот, являющихся фактическими сиротами при живых родителях. Это вызывает необходимость реабилитации и теоретического переосмысления родительства.

Описывая феномен родительства, Р. В. Ов-чарова выделяет ряд характерных черт: его детерминированность, многогранность, многоплановость, динамичность и др. Она полагает, что «феномен родительства системно детерминирован, то есть представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи». Под многогранностью феномена ро-дительства Р. В. Овчарова понимает возможность его рассмотрения на двух уровнях: «и как сложную комплексную структуру индивида, и как надындивидуальное целое» [9, с. 3]. При этом каждый уровень одновременно является этапом формирования родительства. По ее мнению, многоплановость этого феномена связана со сложной структурой его организации. Она выделяет несколько планов презентации данного феномена: индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины; единство их ценностных ориента-ций, родительских позиций, чувств и т. д.; взаимосвязь родительства как с родительскими семьями, так и с обществом как системой.

На процесс формирования родитель-ства также влияет ряд факторов, которые

«иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — уровень общества, мезоуровень — уровень родительской семьи, микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности» [9, с. 3]. Р. В. Овчарова подчеркивает, что феномен родительства представляет собой «явление динамическое, включающее процесс становления и развития» [9, с. 3].

Очевидно, что отношение родителей к детям в обычных семьях несколько иное, чем в приемных. В биологических (кровных) семьях дети и родители связаны друг с другом кровным родством, и ни одному родителю, согласно российской культурной традиции, не придет в голову мысль отказаться от ребенка из-за несложившихся с ним отношений. Приемная семья состоит из принимающей семьи с ее нерешенными проблемами и приемного ребенка с его незавершенными отношениями с кровной семьей. Попытаемся понять, что представляет собой отношение приемных родителей к приемным детям, рассмотрев психологические понятия «отношение», «родительское отношение», «родительство».

Понятие «отношение» является базовой психологической категорией. Психологический смысл отношения, по В. Н. Мя-сищеву [8], состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Отношения личности, ее потребности, интересы, склонности — это результат того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности в предметной деятельности и при взаимодействии с другими людьми. Отношение находит конкретное воплощение в любых контактах, то есть во взаимодействиях человека с человеком, с материальными и идеальными вещами и явлениями, эмоционально окра-

шивает любые связи индивида с внешним миром. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. Отношение возникает там, где есть субъект и объект отношения.

Категория отношения может рассматриваться как готовность к определенному взаимодействию, как реально действующая связь в рамках «субъект — объект», «субъект — субъект». Субъект-субъектные отношения включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и к самому себе, — самоотношение.

Система отношений определяет характер переживаний личности, поведенческих реакций на внешние воздействия, особенности восприятия действительности. Все составляющие психической организации человека связаны с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче.

На основе изложенного материала можно сказать, что отношение одной личности к другой представляет собой некий результат их взаимодействия, характеризующийся особенностями восприятия одной личности по отношению к другой, переживаний и поведенческих реакций во время этого взаимодействия, а также отношение к себе как участнику этого взаимодействия (самоотношение). Отношение — это индикатор потребностей и мотивов личности.

Отношение родителя к ребенку — сложное образование, оно основано на взаимодействии родителя и ребенка и включает в себя комплекс чувств, установок, поведенческих реакций. Родительское отношение может изменяться. Так, А. А. Бо-далев и В. В. Столин [12] рассматривают его как относительно устойчивое явление, содержание которого включает в себя амбивалентные элементы эмоционально-

Приемная семья состоит из принимающей семьи с ее нерешенными проблемами и приемного ребенка с его незавершенными отношениями с кровной семьей.

ценностного отношения, которое может изменяться в определенных пределах.

По В. Н. Мясищеву [8], каждый психологический факт в той или иной степени включает три компонента — познавательный, поведенческий и эмоциональный. Выпадение каких-либо звеньев в этой структуре придает психической деятельности патологический характер.

По мнению А. Я. Варги, в структуре родительского отношения, являющегося многомерным образованием, выделяются четыре образующих:

3 интегральное принятие или отвержение ребенка;

3 межличностная дистанция (симбиоз);

3 формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация);

3 социальная желательность поведения [2].

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонентов. Также она выделяет четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

3 принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

3 отвергающее с явлениями инфанти-лизации, которое характеризуется тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодоб-ряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

3 симбиотическое отношение, которое характеризуется наличием симбиотиче-ских тенденций в общении с ребенком и гиперопекой;

3 симбиотически-авторитарное, которое отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля [3].

Несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение может изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий.

Несмотря на относительную устойчивость, родительское отношение может изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий. По мнению А. С. Спиваковской, содержание родительского отношения противоречиво и амбивалентно, так как «в нем сосуществуют в различной пропорции противоположные элементы эмоционально-ценностного отношения» [13, с. 149]. Родительское отношение — это многомерное образование, включающее в себя три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, то есть степень близости к ребенку; форму и направление контроля за поведением ребенка.

Все три компонента родительского отношения (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) имеют равное значение для выработки определенного типа или стиля воспитания, и между ними существует тесная взаимосвязь.

Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, в формах контроля, в воспитании взаимоотношениями и лежит в основе сложившегося у родителя стиля воспитания ребенка в семье. При этом когнитивный (представления) и эмоцио-нальный (отношение) компоненты составляют внутреннюю основу определенного типа родительского воспитания, который внешне проявляется в воспитательных воздействиях и способах обращения родителей с ребенком (поведенческий компонент).

3 Когнитивный компонент родительского отношения — установки и ожидания родителя в отношении приемного ребенка и самого процесса создания замещающей семьи, за которым, как правило, кроются осознанные и неосознанные мотивы родителей, а также представления родителей об особенностях развития детей, выросших в неблагополучной семейной обстановке и/или в условиях государственных учреждений, об их потребностях, интересах и о способах взаимодействия с такими детьми.

3 Эмоциональный компонент родительского отношения проявляется в эмоциональном принятии или непринятии ребенка, также обусловливается реагированием на его потребности.

Эмоциональное принятие является основой для формирования взаимной привязанности, а отвержение проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителей и ребенка, в нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Таким образом, эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку не одномерно. В. В. Столин выделяет три оси эмоционально-ценностного отношения: симпатию / антипатию, уважение / неуважение, близость / отдаленность [12]. По мнению Р. В. Овчаровой, отвержение ребенка родителем может быть связано с необоснованными родительскими ожиданиями относительно способностей ребенка, с непониманием его особенностей. Причиной отвержения ребенка также могут быть неразвитость родительских чувств, непринятие в детстве собственными родителями, незапланированность появления ребенка и др. [9; 12]. Эмоциональным компонентом родительского отношения в приемной семье являются общий эмоциональный фон замещающей семьи, чувства, связанные с семьей и приемным ребенком, уровень принятия ребенка и эмоциональной близости с ним, самооценка замещающих родителей.

3 Поведенческий компонент родительского отношения представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, систему воздействий на ребенка, типы контроля. Рассматривая поведенческий аспект родительского отношения, исследователи чаще всего выделяют такие факторы, как доминирование / под-

чинение, зависимость / независимость, сотрудничество / конкуренцию.

В приемной семье поведенческий компонент родительского отношения приемных родителей реализуется через совокупность приемов и методов взаимодействия с приемным ребенком, через умение взаимодействовать с приемным ребенком в соответствии с его потребностями и особенностями развития, а также грамотно выстраивать родительскую тактику.

Как отмечает В. Н. Ослон, отношение приемных родителей к приемным детям является положительным, если установки и ожидания в отношении приемного ребенка являются адекватными; чувства, связанные с семьей и приемным ребенком, позитивные; родитель адекватно воспринимает поведение приемного ребенка, способен к выражению и вербализации его эмоциональных переживаний, а также принимает и регулирует различные, в том числе негативные, эмоциональные реакции, способен к «контейнированию» тревоги, обладает позитивной самооценкой [11].

Многие специалисты среди проблем, характерных для приемных родителей, отмечают чувство бессилия; частые апелляции к «плохой наследственности» для объяснения имеющихся у ребенка поведенческих и эмоциональных проблем; противоречия между официальной историей ребенка и той, которую приемные родители придумали для ребенка и соседей, родственников; переживание родителями чувства вины и состояния стресса, возникающие из-за необходимости соответствовать определенным ожиданиям.

Обобщая опыт консультирования, можно отметить тот факт, что при стрессе людям свойственно негативное отношение к маргинальным группам. В приемной семье при стрессе, связанном с принятием

Эмоциональное принятие является основой для формирования взаимной привязанности, а отвержение проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителей и ребенка, в нечувствительности родителя к потребностям ребенка.

новых ролей, и адаптации ребенка к семейной системе и приемной семьи к приемному ребенку у приемных родителей увеличивается неприязненное отношение к биологическим родителям приемного ребенка как к лицам, совершившим не-одобряемое обществом поведение (отказ от ребенка). При этом неприязнь по механизму генерализации распространяется на приемного ребенка («Яблоко от яблони недалеко падает!»), и он на уровне восприятия инкапсулируется из основной семейной системы, автоматически объединяясь со своими биологическими родителями. Таким образом, приемный родитель начинает борьбу своей семейной системы с семейной системой биологических родителей и, следовательно, с самим приемным ребенком.

На когнитивном уровне приемный родитель опирается на множественные мифы о плохой наследственности приемного ребенка, на эмоциональном — испытывает бессилие и иррациональные страхи, а на поведенческом оправдываются окрик и рукоприкладство.

Мы предлагаем проводить подготовку специалистов по сопровождению приемной семьи. По нашему мнению, в рамках непрерывного образования специалистов (психологов, социальных педагогов, воспитателей) по сопровождению приемной семьи необходимо проводить занятия с приемными родителями по изменению отношения к биологическим родителям приемного ребенка. Изменение отношения к ним следует проводить согласно следующей логике:

3 на когнитивном уровне посредством когнитивной проработки проблемы формируются готовность приемных родителей отказаться от мешающих стереотипов поведения, нейтральная позиция («Не судите, да не судимы будете!»), понимание многообразия и неоднозначности явлений

Приемный родитель начинает борьбу своей семейной системы с семейной системой биологических родителей и, следовательно, с самим приемным ребенком.

жизни (если бы биологические родители не отказались от своего ребенка, то он сейчас не жил с приемными родителями);

3 на эмоциональном уровне достигается активное проживание эмоции и эмоциональных травм (бесплодие, неудачи в браке, травма отделения собственных взрослых детей и т. д.). Труднее всего прорабатываются смерть собственного ребенка и травмы, полученные приемными родителями в детстве при насилии в их родительской семье;

3 на поведенческом уровне, согласно Б. Хеллингеру [14], необходимо обучить приемных родителей разделять эмоциональное чудо дарования жизни биологическими родителями (сами приемные родители этого сделать не могут) и личность биологических родителей (с пьющей мамой ребенок общаться не должен, так как это неполезно для его развития, но уважать ее как человека, подарившего жизнь, обязан). Для разрешения когнитивного диссонанса он предлагает использовать фразы: «Поклон тебе, мама (папа), за то, что ты дал (дала) мне жизнь! Все остальное я сделаю сам!» Мы рекомендуем приемным родителям не говорить о биологических родителях приемного ребенка плохо, так как они дали ему жизнь, а на поведенческом уровне так проявили свою любовь. И этот факт необходимо уважать.

Проведение занятий с приемными родителями таким образом позволяет разрешить диссонанс в истории ребенка и способствует бесконфликтному возникновению фигуры вторичной привязанности, что избавит приемного ребенка от чувства вины и ощущения предательства собственной семейной системы.

Для формирования родительского отношения Р. В. Овчарова выделяет следующие опоры этого компонента:

3 формирование навыков общения родителей в семье;

3 развитие уважения к личности ребенка;

3 осознание восприятия разных типов родительского отношения с точки зрения ребенка [9].

Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровнях. На субъективно-личностном уровне родительство представляет каждый родитель. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает в себя обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

В замещающих семьях показателем осознанного родительства являются их совместные для супругов принятие решения в воспитании приемного ребенка, прохождение Школы приемных родителей и в случае проблем — посещение семейных консультаций. Во многих замещающих семьях родительство развито только на личностном уровне, что, конечно, осложняет процесс воспитания приемных детей. В основном инициатива воспитывать приемного ребенка принадлежит женщине, и в дальнейшем его воспитанием и заботой о нем занимается именно она.

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, в периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства). Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях и распределении ответственности и обязанностей. До момента появления в семье ребенка согласование представлений происходит на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом и планирования будущего. С его появлением согласование представлений получает «второе рождение», когда теория реализуется на практике.

Исходя из этого становится ясным, что подготовку потенциальных приемных родителей преимущественно нужно про-

водить в форме тренинга, в условиях которого полученные знания отрабатываются на практике. Осознанное родительство формируется, а значит, подлежат формированию все его компоненты, в том числе родительское отношение. Это особо значимо для замещающей семьи, так как процесс становления приемного родительства весьма труден и сложен и требует помощи специалистов.

Р. В. Овчарова определяет тип родительского отношения как систему отношений личности родителя к воспитанию детей, отличающуюся доминированием одной или нескольких образующих. Это понятие синонимично понятию «родительская позиция». По ее мнению, адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности ребенка и родителей, самореализации в родительстве. Ее ведущими мотивами являются сохранение отношений с ребенком и другим родителем, помощь, сотрудничество. Главная ценность — личность. Родительская установка может быть выражена формулой: «Вместе мы можем и должны...» Воспитательная практика семьи характеризуется позитивным настроем [9].

Уважение к чувствам приемного ребенка, к его биологическим родителям, к его судьбе как выбору является необходимым условием помощи приемным детям. Только понимание контекста предыдущей жизни ребенка (когнитивный компонент), эмоциональное отреагирова-ние (эмоциональный компонент), принятие факта, что у приемного ребенка есть биологические родители, позволяют выработать адекватную позицию приемного родителя по отношению к приемному ребенку. Приемный родитель в адекватной родительской позиции перестает стремиться стать суперродителем, «победить» биологических родителей приемного ребенка, а начинает занимать роль посредника между миром и ребенком, помогая

Осознанное родительство формируется, а значит, подлежат формированию все его компоненты, в том числе родительское отношение.

ему эффективно адаптироваться в социуме и не давая полностью разорвать связь семейной системы с его биологическими родителями. Б. Хеллингер утверждает, что важно дать место всем в семейной системе, никого не исключая и не изолируя [14].

Таким образом, лишь профессиональный подход в подготовке и переподготовке специалистов по работе с приемной семьей в рамках непрерывного образования обеспечивает освоение психологами, социальными педагогами и воспитателями технологий их сопровождения. В настоящее время в рамках кафедры психологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» при поддержке департаментов социальной защиты населения

и образования администрации Нижнего Новгорода разработана и апробирована программа подготовки специалистов по сопровождению приемной семьи, по которой на курсах профессиональной переподготовки проходят обучение социальные педагоги, психологи, работники детских домов и социальных центров. За 2011 год кафедрой психологии были проведены курсы «Социально-педагогическая работа по профилактике и помощи в случаях насилия над детьми» (18 часов, обучено 107 человек), «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в учреждениях соцзащиты» (28 часов, обучено 33 человека), «Организация и методика работы в Школе приемных родителей» (36 часов, обучено 38 человек).

ЛИТЕРАТУРА _

1. Варга, Д. Радости родительских забот / Д. Варга. — М., 1983. — 199 с.

2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. — СПб., 2001.

3. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения / А. Я. Варга. — М., 1986. — 206 с.

4. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 47—57.

5. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. — М. : Наука, 1988. —270 с.

6. Кон, И. С. Этнография родительства / И. С. Кон. — М., 2000.

7. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. — Пг., 1921.

8. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М. ; Воронеж, 1995. — 356 с.

9. Овчарова, Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р. В. Овчарова. — М., 1996. — 142 с.

10. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М., 2001.

11. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. — М. : Генезис, 2006. — 368 с.

12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.

13. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. — М., 2000.

14. Хеллингер, Б. Порядки помощи / Б. Хеллингер. — СПб. : Питер, 2005. — 286 с.

15. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстиц-кис. — СПб., 1999.

16. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. — Л., 1990.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕСЕННЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. Г. КОЛЬЦОВСКАЯ, соискатель кафедры управления дошкольным образованием НИРО kolso1979@mail.ru

Статья посвящена актуальной задаче музыкального воспитания дошкольников — развитию песенной импровизации как одного из видов детского музыкального творчества. Одним из эффективных средств развития песенной импровизации является театрализованная деятельность, результатом которой выступает детский музыкальный спектакль. В нем ребенок импровизирует партии героев в заданной игровой ситуации. Выбирая данную форму организации, автором учитывается интерес детей к этому жанру и доступность детскому восприятию.

The article deals with the actual problem of preschool children's musical education — development of a song improvisation as a form of children's musical creative work. One of the most effective means of the development of a song improvisation is the theatrical activity, the result of which is a children's musical performance. Taking part in these performances a child improvises characters' parties according to a given game. By choosing this form of organization, the author is taken into consideration the interest of the children to this genre and the availability of their perception.

Ключевые слова: импровизация, песенное творчество, виды песенной импровизации, театрализованная деятельность, детский музыжальныш спектакль

Key words: improvisation, song creative work, types of song improvisation, theatrical activity, children's musical performance

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Развитые интегративные качества ребенка являются итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для проявления творчества дошкольнику необходимо овладеть комплексом интегра-тивных качеств, таких как:

3 любознательность, активность (любит экспериментировать);

3 эмоциональная отзывчивость (сопереживает персонажам сказок, эмоционально реагирует на музыкальные произведения);

3 владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (адекватно использует вербальные и невербальные средства);

3 способность управлять своим поведением и планировать свои действия;

3 умение решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (может предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе, мелодии и т. д.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.