ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ
ШАТИЛО Ярослав Сергеевич
кандидат технических наук, доцент, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и Академии военных наук, доцент кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России
ШОРИН Игорь Юрьевич
кандидат юридических наук, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и Академии военных наук, старший преподаватель кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридиче-1 ского института МВД| России
Термины «информационное общество», «информационная культура», «информационные технологии» давно уже вошли в обиход всех слоев общества. Информация в наше время стала одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными видами ресурсов, как нефть, газ и др. Однако не следует забывать, что информация может быть и целью, и оружием.
Во все времена информация, добытая о противнике службами разведки, оказывала существенную помощь при ведении боевых действий, но само понятие «информационная война» появилось лишь в 1970-80-х годах и начало активно упоминаться в прессе после войны в Ираке 1991 года, известной как «Буря в пустыне». А всего через десятилетие информационный аспект ведения боевых действий стал основным в ходе военной кампании NATO против Ирака в 2003 году. Эту войну американцы даже называют «сетевой баталией» (network-centric warfare).
По направленности воздействий информационная борьба в новых войнах подразделяется на два основных вида: информационно-техническую (объект поражения - информационная инфраструктура) и информационно-психологическую (объект поражения - психика противника), то есть в число сфер ведения боевых действий, кроме земли, моря, воздуха и космоса, теперь включается также инфосфера.
В информационно-технической борьбе главными объектами нападения и защиты являются системы управления и связи, телекоммуникационные системы, различные радиоэлектронные средства.
В информационно-психологической борьбе главным объектом нападения и защиты является психика личного состава вооруженных сил, силовых структур, населения противостоящих сторон, системы формирования общественного мнения и принятия решений.
Информационно-психологические методы подразделяются на открытые и скрытые, положительные и негативные (в том числе деструктивные), преследующие явные и скрытые цели.
Скрытые воздействия включают психотронные средства (средства и методы техногенного воздействия на физическое состояние и сознание человека, учитывающие диапазоны частот функционирования отдельных органов и мозга), а также суггестивные (внушение, массовый гипноз) и психотропные (фармакологические средства химико-биологического характера). Сотни видов их сочетаний и представляют собой фактически психофизи-
ческое оружие6. Этот новый вид «нелетального» оружия уже сегодня существенно трансформирует понятия «информационное оружие» и «информационная война» и в корне меняет эти понятия в перспективе. Он может стать одной из главных угроз национальной безопасности нашей страны в XXI веке.
Психотронные средства - это методы и средства техногенного воздействия на человека. К ним относятся [8]:
- средства предъявления неосознанной акустической информации;
- устройства предъявления неосознанной визуальной информации;
- генераторы СВЧ диапазона;
- генераторы специальных излучений, компьютерные технологии и другая техника.
Акустические нижепороговые сигналы изменяют функционирование органов (сердечные сокращения, ритм дыхания и т.д.), при этом проводится амплитудная или спектральная маскировка. Для данных целей используется ультразвук или инфразвук. Слабые (120 дб) инфразвуковые сигналы частотой 16 Гц вызывают тошноту, ухудшение зрения, страх, повышение утомляемости, психологические сдвиги и т.д. При интенсивности 130 дб - расстройство желудочно-кишечного тракта, слуха, вестибулярного аппарата, головную боль, кашель, ухудшение зрения. При интенсивности 180 дб - остановку сердца, повреждение мозга и сердечнососудистой системы. Ультразвуковые колебания с частотой 20 кГц малой интенсивности негативно воздействуют на мыслительные процессы и нервную систему, вызывают головные боли, головокружения, расстройство зрения и дыхания, конвульсии, отключения сознания. Ультразвуковые импульсы могут вызвать остановку сердца, насильственную смерть. Ультразвук используется для угнетения иммунной системы и подавления воли.
Зрительные образы и слова обладают суггестивным воздействием в виде «вклеивания» одиночного суггестивного кадра, который действует на подсознание в потоке зрительной информации. Используется также цветовое воздействие, которое обладает фи-
6 Психофизическое оружие - это совокупность всех возможных методов и средств: технотронных, суггестивных, психотропных, комплексных, скрытого насильственного воздействия на подсознание человека с целью модификации его сознания, поведения и физиологического состояния в нужном для воздействующей стороны направлении.
зиологическим воздействием: зеленый цвет успокаивает, синефиолетовый угнетает, усыпляет, пурпурный вызывает стойкое напряжение и раздражение. Организованные специальным образом цветодинамические воздействия могут явиться эффективным приемом модификации сознания, поведения и физического состояния человека.
Генераторы электромагнитных излучений (ЭМИ) являются одним из самых перспективных средств. ЭМИ большой интенсивности оказывают главным образом тепловое воздействие. Излучения миллиметрового (30-300 ГГц) и сантиметрового (330 ГГц) диапазонов вызывают в основном поверхностные ожоги кожи и глаз, а излучение дециметрового диапазона (0,3-4 ГГц) проникает глубже, поражая внутренние органы. Особую опасность представляют ионизирующие излучения (ИИ), которые не ощущаются органами чувств человека. ИИ обладают накопительным действием и вызывают в тканях, клетках и жидких средах организма образование химически активных свободных радикалов, которые нарушают регенерацию клеток и тканей, изменяют функции регуля-торных систем, иммунной и генной систем организма. При ЭМИ особенно эффективны информационные воздействия малой интенсивности (для СВЧ поля - 10-11 мвт/см2). Эффективность их связывают с возникновением ионных токов и электрических потенциалов на молекулярном уровне. Слабое хаотическое воздействие электромагнитного поля приводит к угнетению интеллектуальной деятельности, что способствует использованию других методов воздействия и открывает широкие возможности для использования электромагнитной суггестии.
На базе генераторов СВЧ созданы различные генераторы специальных излучений (торсионные, лептонные и другие, названные психотронными), действующие на клеточном, молекулярном и атомном уровнях. Совместно с излучающей аппаратурой используются компьютеры с программным обеспечением, которое автоматически подключает аппаратуру заданного диапазона частот.
Суггестивные средства - группа методов и средств суггестивного (информационно-суггестивного) воздействия на подсознание человека в диапазоне мозговых волн: тета-волн 5-7 Гц и альфа-волн 8-13 Гц. Воздействие осуществляется двумя путями - в
обычном и измененном состояниях сознания (ИСС) [8].
В обычном состоянии сознания суггестивное воздействие осуществляется скрытно. Объекту «нужная» информация выдается на фоне других сообщений. Для этого в качестве маскирующей информации используется аудио- или видеоинформация скрытного суггестивного сообщения. Наиболее сложным является нейролингвистическое программирование (НЛП), осуществляемое подбором ключа к подсознанию человека с использованием сенсорных каналов - зрительного, слухового, вкусового, обонятельного. При НЛП происходит программирование центральной нервной системы созданием новых стереотипов мышления, поведения и т.д. НЛП ведется в просоночном состоянии (используются альфа-волны мозга). НЛП дает возможность копирования шаблонов поведения, убеждения, способности одного человека и передачи их в мозг другого, при этом происходит изменение личности.
После введения человека в измененное состояние сознания на подсознание воздействуют альфа- и тета- волны. Для этого используются гипноз и психотренинги. Суггестор внушает суггестируемому нужную формулу поведения при ИСС. Человек превращается в заложника чьей-то воли.
Психотропные средства воздействуют на мозг и центральную нервную систему, изменяя психические, эмоциональные и поведенческие функции человека, оказывая депрессивное или стимулирующее действие. Психотропные вещества делятся на нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, наркотики, гипнотики, психостимуляторы, психоделики. Каждая группа психотропных веществ имеет свои механизмы воздействия. Большинство из них модифицируют сознание, физическое и психическое состояние человека в виде аффектных нарушений. Это депрессии, страхи, тревоги, гнев и злобность, кроме того, двигательные нарушения в виде заторможенности или возбуждения, расстройства восприятия мышления, галлюцинации, изменения темпов мышления, бредовые идеи, изменение личности [8].
Комбинированные методы и средства воздействия отдельных составляющих психофизического оружия на организм человека дают наиболее существенные результаты.
Вопросам психофизического оружия как реальности XXI века посвящены работы
А.В. Манойло, В.Ф. Прокофьева, В.А. Севастьянова, А.И. Петренко, В.Д. Цыганкова и ряда других авторов [см., напр., 4, 7, 8].
Надо отметить, что информационно-техническая и информационно-психологическая борьба тесно взаимосвязаны. Например, деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений может быть достигнуто путем проведения психологических операций, направленных против персонала и лиц, принимающих решения, и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений.
Объектом воздействия чаще всего является массовое сознание, а не индивидуальное. То есть могут учитываться особенности многочисленных групп, но никак не индивидуальные особенности или типы личности.
Например, в Советском Союзе охват всего населения антисоветской пропагандой был затруднен из-за ограниченности выезда за рубеж и подавления западных информационных каналов (глушение радиопередач, ограничение ввоза литературы и т.п.). Но политический курс страны определялся малочисленной элитой, нередко выезжавшей за рубеж и подвергавшейся там целенаправленному воздействию западных спецслужб. Закономерным итогом этого стали инициированные «сверху» реформы, закончившиеся распадом СССР.
Примером использования информационного оружия является применение во время операции США в Ираке его разновидности, корректирующей индивидуальное и массовое сознание, - слух об атипичной пневмонии и связанной с ней смертельной опасности. Нетрудно установить, что эпидемия атипичной пневмонии началась в тот самый момент, когда недовольство общественного мнения (в первую очередь, в самом США, а также в вовлеченных в этот конфликт европейских странах) ходом операции в Ираке достигло своего максимума. Данное информационно-психологическое воздействие было направлено не на общественное мнение в целом, а на каждую личность в отдельности, и мгновенно заставило забыть граждан о происходящем в далеком Ираке - естественно, вирус атипичной пневмонии смертелен (вакцины-то нет!), а жить всем хочется. Мало кто заметил, что, как только дела американцев в Ираке снова наладились, эпидемия атипичной пневмонии мгновенно куда-то исчезла. Кстати, стоит за-
метить, что от так называемой атипичной пневмонии скончалось порядка 1000 человек, в то время как от обычного гриппа в год умирает примерно 100-150 тыс. человек [7].
Еще примеры из этой же области. Сейчас редко кто вспоминает, что причиной начала войны в Ираке, поддержанной многими странами, было будто бы наличие у этой страны оружия массового уничтожения. А наглая бомбардировка суверенной Югославии (опять же одобренная многими державами) началась из-за будто бы проводимого там геноцида мусульманского населения. Потом, конечно, была доказана ложность данных утверждений, но, как говорится, поезд уже ушел.
Основные источники информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:
- государство (в том числе иностранное), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;
- общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации);
- различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, конфессиям, совместному проживанию, проведению досуга и т.д.);
- отдельные личности.
В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
- средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например Internet и т.п.);
- литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и др.);
- искусство (в том числе различные направления массовой культуры и т.п.);
- образование (системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
- воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
- личное общение.
Рассмотрим весьма конспективно сложившуюся в нашей стране ситуацию со средствами информационно-психологического воздействия.
Самым существенным каналом вторжения в сознание остаются средства массовой информации. Ярким примером суггестивного воздействия (внушение, массовый гипноз) на население нашей страны через радио и телевидение является внезапное появление на всесоюзных экранах в 80-х годах прошлого века «целителей» А. Чумака и В. Кашпировс-кого. В кризисных изменениях общества (а тогда был именно такой момент) повышается внушаемость людей, и соответственно возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.
Как известно, примерно 16% населения от рождения восприимчивы к внушению, но из числа остальных те, кто хотя бы раз подвергся гипнотическому внушению, становятся также восприимчивы. Поэтому внимательно слушали потом длинные ни о чем речи М. Горбачева, поддерживали перестройку и другие кампании, приведшие в итоге к развалу страны. В последующем - это хорошо подготовленный электорат для грамотно проведенных предвыборных PR-кампаний. Кстати, по поводу последних. Настоятельно рекомендуем посмотреть фильм Олега Фомина «День выборов».
Широкое внедрение Internet, в том числе и в самые отдаленные уголки нашей страны под эгидой отдельных нацпроектов - это большой прорыв в мировое информационное пространство [5, 6]. Однако не следует забывать, что основной притягательностью «всемирной паутины» является царящая в ней анархия [2], то есть практически бесконтрольное размещение любой информации и доступ к ней. В итоге, не считая порнографии, пособий по терроризму, производству наркотиков и т.п., вы можете прочитать о том, что русские практически не участвовали во Второй мировой войне, или найти «официальный отчет» о неприменении в фашистских контрационных лагерях отравляю-
щих газов и непричастности гитлеровцев к геноциду евреев, и прочую ложную интерпретацию понятий и событий.
К сожалению, читать книги у нас стали катастрофически мало (не имеются в виду творения Марининой, Робски и т.п.). Никто не стоит в очередях за новинкой, не передают из рук в руки самиздат, но зато полный разгул низкопробной продукции киноиндустрии (в основном зарубежной). В это же время многие страны мира сейчас создают у себя системы защиты от информационной агрессии и американской культурной экспансии. Во Франции, к примеру, по телевидению разрешается показывать не более 50% иностранных фильмов, абсолютное большинство которых, как известно, американские.
Наша система образования до последнего времени была непоколебима. Как следствие, высокая котировка наших специалистов за рубежом, изобретения и прорывы в научной области (мы не говорим сейчас о внедрении). Началась реформа системы образования. Хотелось бы надеяться на лучшее, но пока нельзя «без слез» читать учебник по истории, молодежь говорит на непонятном наречии, а в Internet используют вообще «русско-тарабарский» язык. Забила тревогу интеллигенция, пошли публикации в прессе, пусть иногда несколько истеричные [см. напр., 3]. Рукоплещут на концертах М. Задорнову по поводу его «стебаний» о ЕГЭ (а шуты, как известно, совесть королей). А что же Минобр?
Не надо забывать, что информационная война состоит не только из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника, но и одновременного укрепления и защиты собственной информации, информационных систем, инфраструктуры.
До последнего времени у нас практически не существовало ясной государственной позиции по этой проблеме, что, собственно, и стало одной из причин поражения в холодной войне 1946-1991 годов. Только в сентябре 2000 года Президентом РФ была подписана Доктрина информационной безопасности России. В отличие от подхода, обозначенного США, в российской Доктрине на первое место ставится обеспечение информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания [1].
Для реализации основных положений Доктрины и обеспечения информационной безопасности России было создано Управление информационной безопасности в Совете безопасности РФ.
Сегодня в разработке отечественного представления об информационной войне принимают участие Министерство обороны, ФАПСИ, ФСБ а также Управление «Р» МВД, которое проводит расследования преступлений в сфере информационных технологий.
Но этого однозначно недостаточно. По мнению С.Н. Гриняева, и с ним трудно не согласиться, учитывая сложность и специфичность информационного воздействия, для обеспечения безопасности Российской Федерации требуется объединение усилий в научных исследованиях проблем информационной войны, обеспечения информационной безопасности, а также подготовки кадров в области научных исследований и в сфере средств массовой информации. Стране жизненно необходим специальный координационный управляющий орган по контролю за созданием и применением информационного оружия. Необходимо также создание межведомственного Аналитического центра по разработке новейших информационно-психологических технологий. Следует задуматься о формировании мощного государственного холдинга масс-медиа, работающего в тесном контакте со специалистами из Аналитического центра [1].
* * *
1. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. www.agentura.ru/equipment/psih/info/war/.
2. Гурьянов К.В., Шатило Я.С. К вопросу антивирусной защиты в переходном обществе [Текст] // Деятельность милиции и полиции в переходном обществе: Материалы международного научно-практического семинара. - Саратов, 2004. -ISBN 5-74850280-1/
3. Прозоров А., Dohtur Г. Информационная война против России. http://www. inosmi.ru/stories/07/01/05/3499/224906.html.
4. Прокофьев В.Ф. Опасно! Объект атаки - психика и сознание человека. http://www.ecocontrol.iatp.org.ua.
5. Шатило Я.С., Шорин И.Ю. Защита от хакеров: обзор [Текст] // Информационная безопасность и компьютерные технологии в деятельности правоохранительных
органов: Межвузовский сборник. - Саратов, 2003. Вып. 2. - ISBN 5-7485-0237-2.
6. Шатило Я.С., Шорин И.Ю. Еще раз о проблемах информационной безопасности [Текст] // Доклады Академии военных наук. - Саратов, 2005. № 6 (18). - ISSN 1728-2454.
7. Манойло А.В., Петренко А.И. К вопросу об информационно-психологиическом оружии. http://psyfactor.org/lib/psywar22.htm.
8. MAST. Психофизическое оружие/ http://portal-tgma.ru/.