Научная статья на тему 'Психологические аспекты формирования способности к импровизации в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства'

Психологические аспекты формирования способности к импровизации в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова В. О.

Rodionova V.O. Psychological aspects of developing a spontaneous and nonstandard response to an unexpected situation during arts lessons in schoolchildren of 7-10 years of age. The article stresses the importance of developing such abilities at an early age, the possibility to inspire the children to imaginative activities and suggests a number of techniques to achieve the desired effect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of developing a spontaneous and nonstandard response to an unexpected situation during arts lessons in schoolchildren of 7-10 years of age

Rodionova V.O. Psychological aspects of developing a spontaneous and nonstandard response to an unexpected situation during arts lessons in schoolchildren of 7-10 years of age. The article stresses the importance of developing such abilities at an early age, the possibility to inspire the children to imaginative activities and suggests a number of techniques to achieve the desired effect.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты формирования способности к импровизации в младшем школьном возрасте на уроках изобразительного искусства»

4. Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. М., 2002.

5. Маслоу А. // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 108-117.

6. Большаков В.Ю. Психотренинг. М., 1994

Поступила в редакцию 12.04.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В.О. Родионова

Rodionova V.O. Psychological aspects of developing a spontaneous and nonstandard response to an unexpected situation during arts lessons in schoolchildren of 7-10 years of age. The article stresses the importance of developing such abilities at an early age, the possibility to inspire the children to imaginative activities and suggests a number of techniques to achieve the desired effect.

Проблему формирования импровизационной способности как одной из общих креативных способностей личности ставит само наше время. В условиях ускоряющегося процесса развития различных сторон общества, увеличения числа источников получения информации человеку необходимо уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации, изменения окружающей действительности, что объективно вызывает в личностном росте определенные поведенческие и эмоциональные изменения.

Анализ научных работ (О.А. Авсияна, Е. Билькиса, С.Н. Бирюкова, Л.П. Гроссмана,

В. А. Кан-Калика, С.М. Мальцева, Л. А. Сабуровой, М.А. Сапонова, В.Н. Харькина, И.М. Ямпольского и др.) показывает, что способность к импровизации можно определить как способность, которая позволяет без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей задачи увидеть проблему и быстро, самостоятельно осуществить поиск, применение новых, оригинальных способов достижения намеченной цели.

Во многих исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.И. Ки-реенко, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А. Binet, M.F. Carlin, J.L. Langhlin, R.D. Saniga и др.) подчеркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. Таким образом, целенаправленное

формирование импровизационной способности возможно и целесообразно начать на самых ранних этапах становления: у ребенка в период раннего детства, в дошкольном возрасте, в основном в процессе игры, - и затем продолжить работу в данном направлении с младшим школьником уже в учебной деятельности. Известным является тот факт, что уже дошкольник успешно импровизирует (Л.С. Выготский). Как правило, его импровизация возникает из-за недостаточного развития критичности, отсутствия необходимого опыта и проявляется в игровой деятельности (Г.И. Вергелес, А.И. Раев). Ценность младшего школьного возраста для формирования способности к импровизации заключается в том, что к этому моменту складываются реальные предпосылки, обусловливающие успешное протекание импровизации. Они выражены в желании импровизировать (Л.С. Выготский), в сензитивности данного периода для становления способностей, раскрытия индивидуальных особенностей, а также достаточной информированности (Е.Е. Данилова, Б.М. Теплов).

Многообразие дисциплин в общеобразовательной начальной школе позволяет развивать импровизационную способность у детей в самых разнообразных сферах учебной деятельности: в процессе выполнения заданий по математике, русскому языку, чтению, музыке, трудовому обучению и другим предметам. Приступать к формированию указанной

способности, по-видимому, целесообразно на материале уроков изобразительного искусства, обладающих рядом специфических особенностей.

Во-первых, деятельность учащихся на уроках ИЗО имеет ярко выраженный гностический творческий характер. Многие задания направлены на выполнение изображений по представлению, требующих импровизации, т. е. самостоятельного создания новых, оригинальных образов без предварительной подготовки за ограниченный, короткий отрезок времени.

Во-вторых, практическая работа на уроках ИЗО является особенно доступной для учеников начальных классов. «Изобразительное творчество - самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста» [1]. Е.Е. Данилова указывает, что примерно до 10 лет у ребенка активизируются преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу [2].

В.П. Петрунек и Л.Н. Таран приходят к выводу, что «физиологически младшие школьники - по сути, поголовно все! - «художники» [3]. В отличие от других периодов, в данном возрасте личностная ориентация учащегося определяется направленностью на внешний мир, доминирует наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие реальности. Художественно-образная природа искусства как нельзя лучше отвечают личностным потребностям младшего школьника (В.С. Кузин, Е.О. Яременко) [4]. Ребенку особенно доступны конструктивные, пластические виды изобразительной деятельности, рисование.

В-третьих, как известно, большое значение в осуществлении любой деятельности имеет побуждение, определяющее активность. Мотивация выполнения заданий на уроках ИЗО проявляется у учеников достаточно многопланово. Ее источник - стремление к творческому самовыражению, потребность в успешном решении, поощрении со стороны учителя, а также интерес к динамичному, увлекательному, эмоционально ярко окрашенному процессу создания изображения. Он связан с использованием привлекательных для учащегося красочных художественных материалов, получением но-

вых, необычных технических эффектов, возникающих часто неожиданно и побуждающих к дальнейшему экспериментированию, импровизированию, в процессе которого развивается соответствующая способность.

Любая импровизация и как «стиль», и как «метод» (Б.М. Рунин [5]) осуществления творческой деятельности развития креативных способностей личности предполагает наличие большой подготовительной работы. Импровизация невозможна, с одной стороны, без определенного опыта, с другой - в условиях, сковывающих творческую активность ребенка. Нередко та или иная мысль, идея не может быть воплощена младшим школьником в силу отсутствия у него подготовки, знаний о том, как можно изобразить возникший в сознании образ. Обучение этому детей является задачей учителя.

Для создания предпосылок эффективного развития у учащихся способности к учебной импровизации на уроках ИЗО, вероятно, прежде всего, следует обратить внимание на ряд следующих моментов:

1. Работа разными художественными материалами. Преимущественно на уроках изобразительного искусства младшие школьники выполняют задания графитным карандашом, акварельными или гуашевыми красками, тушью, а также цветными мелками (пастелью) и карандашами. Педагог должен не только демонстрировать приемы работы различными материалами, но и выявить художественные особенности, влияние каждого из них на создание импровизационного изображения.

2. Цвет. Для учеников начальных классов характерно использование в своих работах «чистых» цветов, т. е. тех, которые имеются в их наборах красок, карандашей и пр. Обучение смешивать цвета, получая более естественные и разнообразные оттенки, откроет детям широкие возможности при разработке и построении образа, выражении своего настроения, состояния, отношения с помощью цветовой гаммы. Необычный, новый цвет может послужить импульсом для последующей продуктивной импровизации.

3. Точка, пятно, линия. Работе с данными средствами художественной выразительности посвящено минимальное количество уроков, хотя, используя их, можно показать характер, настроение, отношение. Вла-

дение этими средствами поможет получить удачную импровизацию.

4. Композиция. Важную роль в выполнении импровизации на уроках ИЗО играет освоение учащимися способа создания художественной формы - композиции, т. е. сопоставления, соединения, установления отношений, приведения в равновесие и единство частей того, что должно стать целостным. Существуют определенные принципы и законы построения композиции, с которыми в доступной форме могут быть ознакомлены младшие школьники. Процесс компоновки -творческий процесс, с одной стороны, развивающий воображение и фантазию, а с другой, - требующий их применения, использования элементов импровизации.

Учебная деятельность в начальной школе предоставляет широкие возможности для создания условий и ситуаций, способствующих проявлению и формированию способности детей к импровизации. Обучение импровизированию можно осуществлять через включение элементов импровизации в сам учебный процесс и специальное обсуждение, которое предусматривает изучение вместе с учениками структуры импровизирования (групповое составление задач, требующих импровизации, анализ их решения с точки зрения реального применения).

В начальной школе на уроках ИЗО наиболее целесообразно использовать первый путь, при котором учитель создает такие ситуации, когда решение возникшей проблемы, изображение чего-либо нужно выполнить

быстро, за ограниченный отрезок времени. Последующая оценка результата дает возможность выявить положительные и отрицательные стороны предлагаемых решений, определить более продуктивные из них.

Из общего анализа учебных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной и специализированной - художественной школе, становится очевидным факт практически полного отсутствия внимания к импровизации. Данное обстоятельство может быть исправлено самими преподавателями, которые вправе на основе утвержденных программ вводить элементы импровизирования в процесс работы учащихся на уроках, внеклассных мероприятиях, что будет способствовать формированию импровизационной способности, творческому развитию детей.

1. СтоляровЮ.С., Юсов Б.П., Лейбсон В.И. // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1972. Т. 8. С. 167.

2. Данилова Е.Е. // Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 200-280.

3. ПетрунекВ.П., Таран Л.Н. Младший школьник. М., 1981. С. 65.

4. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. М., 2001.

С. 3-7.

5. Рунин Б.М. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 45-57.

Поступила в редакцию 10.04.2006 г.

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

С.А. Рогова

Rogova S.A. Mechanism for developing the polyphonic ear for music among the children of 4-5 years. Polyphonic ear for music must be developed. It is admitted by all experts of aptitude for music. However, the nature and mechanism of polyphonic ear for music is unknown. In this article, the author publishes the results of original research on developing the polyphonic ear for music among the children of 4-5 years.

Музыкальным способностям посвящены собностей исследователи высказывают еди-многочисленные научные разработки. В от- ное мнение лишь относительно необходимо-ношении полифонических музыкальных спо- сти их развития. Однако относительно сущ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.