Научная статья на тему 'Арт-факторы развития способностик импровизации в младшем школьном возрасте'

Арт-факторы развития способностик импровизации в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
652
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРОВИЗАЦИЯ / IMPROVISATION / СПОСОБНОСТЬ К ИМПРОВИЗАЦИИ / ABILITY TO IMPROVISE / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АРТ-ФАКТОРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC ACTIVITY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ACTIVITY / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барышева Тамара Александровна, Григорьева Маргарита Владимировна

В статье теоретически и эмпирически обосновывается актуальная проблема развития способности к импровизации в художественной деятельности в младшем школьном возрасте. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии анализируются особенности импровизации как творческого процесса. Формулируется определение понятия «способность к импровизации». Систематизированы арт-факторы специфические особенности художественной деятельности, эвристические (креативогенные) свойства искусства, влияющие на развитие способности к импровизации (интерогенность, вероятностная природа художественного языка, импровизационность, свобода преобразований, вариативность, эмоционально-экспрессивная доминанта и др.). Представлены результаты экспресс-исследования, в котором выявлены некоторые специфические особенности влияния музыкальной, изобразительной, театральной деятельности на различные параметры способности к импровизации в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art-Factors in the Developmentof the Ability to Improvise in Primary School Age

In the article the urgent problem of development the ability to improvise is explained in the context of formation the creative person. The problem of development the ability to improvise is considered in general context of education system reforming as a cutting-edge learning tool. The psychological characteristics of improvisation are analyzed as a creative process. On the basis of generalization of scientific works of foreign and domestic psychology the concept of “ability to improvise” is defined. There is an analysis of specific features of artistic activity, heuristic (creative) characteristics of art that influence on development the ability to improvise (interagency, stochastic nature of the artistic language, improvisation, freedom of transformations, variability, emotionally expressive dominant etc.). There are results of instant testing, that discovered some peculiar features of influence of the different artistic activity (fine art, music, theater) on different ability characteristics to improvise in the primary school age.

Текст научной работы на тему «Арт-факторы развития способностик импровизации в младшем школьном возрасте»

АРТ-ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Т. А. Барышева, М. В. Григорьева*,

Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье теоретически и эмпирически обосновывается актуальная проблема развития способности к импровизации в художественной деятельности в младшем школьном возрасте. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии анализируются особенности импровизации как творческого процесса. Формулируется определение понятия «способность к импровизации». Систематизированы арт-факторы - специфические особенности художественной деятельности, эвристические (креативогенные) свойства искусства, влияющие на развитие способности к импровизации (интерогенность, вероятностная природа художественного языка, импровизационность, свобода преобразований, вариативность, эмоционально-экспрессивная доминанта и др.). Представлены результаты/, экспресс-исследования, в котором выявленыI некоторые специфические особенности влияния музыкальной, изобразительной, театральной деятельности на различные параметры способности к импровизации в младшем школьном возрасте.

40

Ключевые слова: импровизация, способность к импровизации, креативносты, развитие, младший школьник, арт-факторы, художественная деятельносты, музыкальная деятельность.

Summary. In the article the urgent problem of development the ability to improvise is explained in the context of formation the creative person. The problem of development the ability to improvise is considered in general context of education system reforming as a cutting-edge learning tool. The psychological characteristics of improvisation are analyzed as a creative process. On the basis of generalization of scientific works of foreign and domestic psychology the concept of "ability to improvise" is defined. There is an analysis of specific features of artistic activity, heuristic (creative) characteristics of art that influence on development the ability to improvise (interagency, stochastic nature of the artistic language, improvisation, freedom of transformations, variability, emotionally expressive dominant etc.). There are results of instant testing, that discovered some peculiar features of influence of the different artistic activity (fine art, music, theater) on different ability characteristics to improvise in the primary school age.

Keywords: improvisation, ability to improvise, creativity, development, children of primary school, artistic activity, musical activity.

Научный руководитель - профессор, доктор психологических наук Т. А. Барышева.

Импровизация - игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое.

С. Шаталова

Развитие творческих способностей

в целом и импровизационных способностей в частности - одна из актуальных проблем в социуме и в системе образования. Импровизация является необходимым условием для успешной реализации творческого процесса в любой сфере деятельности. Поэтому проблема развития способности к импровизации рассматривается в общем контексте реформирования системы образования как ультрасовременный инструмент обучения.

Способность к импровизации, или импровизационные способности, следует отнести к общим творческим способностям (креативности) человека, которые дополняют специальные творческие способности. Опираясь на работы В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарёва, Д. Гилфорда, Е. П. Торренса, Т. Любарта и др., в которых под креативностью понимается создание нового, необычного, формулируем определение: импровизационные способности - это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность принятия оперативных решений и возможность моментально их реализовать в том или ином действии. Основные признаки проявления способности к импровизации соответствуют основным результативным параметрам общей креативности. Это скорость, беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

Импровизация как творческий процесс характеризуется спонтанностью и внезапностью [1]. И хотя пси-

хологической основой импровизации является интуиция [2], у импровизации есть свои отличительные признаки - реальность во времени и преднамеренный, осознанный характер действий. Моменты замысла, планирования и реализации нового полностью совпадают во времени, где новое обозначает генерацию оригинальных продуктов. Импровизация имеет две важнейшие особенности - это определяющая роль бессознательных процессов (интуиции) в её возникновении и сиюминутность, мгновенность отклика на внешний импульс [3]. В импровизации творческий процесс спрессован и принципиально ограничен фактором случайности [4]. Б. М. Рунин называет это «парадоксом опережения», который может стать фактором поразительных, не предсказуемых для самого автора открытий [5, с. 45-57]. Вслед за этим можно выделить такие функции импровизации, как оперативный поиск средств реализации замысла и импровизационное состояние. Для импровизационного состояния характерна взаимосвязь осознанного и неосознанного, когнитивного и эмоционального компонентов.

Универсальным средством развития способности к импровизации является художественная деятельность. Это предположение выдвигалось многими исследователями (Л. С. Выготский, Дж. Фримен, В. Л. Дранков, Л. П. Гроссман, А. Н. Лук и др.). Об этом свидетельствуют генезис, функции и импро-

42

визационная природа искусства. Импровизация зародилась как одна из первоначальных форм художественного творчества. Пластические, музыкальные, драматические, поэтические (лирика и эпос), фольклорные виды искусства развивались посредством импровизации. В частности, о взаимодействии импровизации и композиторского творчества от Средневековья до современной художественной практики писали А. Алексеев, М. Ара-новский, Л. Глухова, Ю. Глущенко, В. Коваленко, С. Мальцев, А. Муха, Н. Найко, Е. Орлова, В. Харькин, А. Шевель и др. С импровизацией связаны практически все формы народного и профессионального театра. Работы М. А. Чехова, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова выявили ряд особенностей импровизации как составной части эстетики театра, её философии, как вида художественного творчества, которое связано с независимостью и со-творческим началом. В XX веке импровизация стала ответной реакцией на жёсткость и стереотипность. Это был некий призыв к свободе, который возрождает истоки и первоначальные (импровизационные) формы художественного творчества во всех видах искусства.

Художественная деятельность -это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, процесс и результат создания «новой художественной реальности». Художественная деятельность характеризуется теми же чертами, что и любая другая человеческая деятельность, но при этом имеет и свои ярко выраженные особенности. К эвристическим (креативогенным) свойствам искусства и художественной деятель-

ности (арт-факторам), непосредственно связанным с предметом нашего исследования, относятся:

1. Интерогенность. Ряд учёных, таких как Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, относят искусство к интерогенному типу деятельности, то есть к деятельности, направленной на изменение субъекта. Сфера позитивного влияния - весь спектр креативных параметров личности, в том числе и способность к импровизации.

2. Вероятностная природа художественного языка. Креативогенные потенции искусства и художественной деятельности возникают благодаря наличию большого набора выразительных средств, предоставляющих неограниченные возможности для импровизации, варьирования и преобразований.

3. Свобода преобразований, вариативность. Сам процесс творчества в искусстве трактуется как преобразование наблюдений, впечатлений, фактов действительности и создание новой, художественной реальности. В художественно-творческой практике апробированы различные способы (технологии) творческих преобразований, которые используются и в процессе импровизации. В их числе гиперболизация, агглютинация (парадоксальное комбинирование), варьирование, символизация, инверсия (превращение в противоположность), транспонирование в другие условия, концентрация (сгущение), включение случайной, «боковой» информации («скачок в сторону»), конденсация (превращение в качественно другое состояние), ассоциирование и диссоциирование, свёртывание и развёртывание, детализация, перегруппировка элементов (анаграммы), стилизация, контамина-

ция, деформация, реминисценции, метафора, децентрирование и т. д. Освоение и применение разнообразных способов преобразования художественного материала в процессе импровизации позволяет увидеть неочевидное в привычном, открыть новые возможности «соединения материи», неожиданные качества явлений, оригинальные сочетания и в конечном итоге - овладеть универсальными технологиями творческой импровизационной деятельности.

4. Эмоционально-экспрессивная доминанта. В искусстве эмоции как явления психики и эмоциональность как свойство личности занимают особое место. Это определяется спецификой искусства, которое, по словам С. Моэ-ма, является «манифестацией чувств». Эмоциональный мир человека как доминанта содержания художественного творчества смоделирован в искусстве во всём своём богатстве, динамике и многообразии. Искусство - уникальная история, «энциклопедия человеческих отношений». Поэтому экспрессивная эмоциональность может рассматриваться как один из факторов, определяющих перспективу развития способности к импровизации.

5. Коммуникативная направленность. Проблема коммуникативной функции, интенциональности (адресованное™, направленности) художественной формы на художественное общение разрабатывалась многими отечественными исследователями (Б. В. Асафьев, М. М. Бахтин, Ю. Б. Бо-рев, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачёв, В. Я. Пропп, К. С. Станиславский, С. М. Эйзенштейн и др.). Коммуникативная функция получает специфическое отражение в структуре художественного текста и имеет «соб-

ственные средства кодирования», свои приёмы, структуры, синтаксис. Спецификой этих средств является их соотнесённость с общей системой общения, ситуациями коммуникации, психологическими процессами и закономерностями восприятия и создания художественного образа. Художественная коммуникация, в том числе в процессе импровизации, разворачивается как творческое общение, смысл которого - «обратная связь», «эмоционально-смысловое сотворчество».

6. Приоритет индивидуальности. Художественная деятельность лишена фонда жёстких стандартов. Семантика художественного текста многозначна и предполагает свободу интерпретаций и индивидуальных проявлений. Основными критериями оценки результатов художественного творчества являются креативные категории - новизна, оригинальность, уникальность. Импровизация также предполагает свободное проявление творческой индивидуальности.

7. Импровизационность. В психологии и педагогике искусства разграничивают понятия импровизация и им-провизационность. Импровизация рассматривается как многофункциональное явление, которое имеет несколько взаимосвязанных аспектов: художественного, психологического и педагогического. Большинство авторов (М. Скорнякова, Д. Ходгсон и Е. Ри-чардс, К. С. Станиславский и др.) определяют импровизацию как вид спонтанного художественного творчества, суть которого заключается в объединении «здесь и сейчас» процессов рождения замысла и его воплощения. В результате создаётся субъективно-объективно новый продукт. Импровизация может служить инструментом

43

44

художественного эксперимента, средством поиска нового художественного языка. Импровизационность - внутреннее качество художественной деятельности и её результата, универсальная содержательная характеристика, показатель и условие развития творчества в любой сфере искусства, компонент деятельности, придающий ей творческий характер. При этом импро-визационность является условием развития деятельности и выступает мерой её «творческой насыщенности».

Актуальность развития способности к импровизации в художественной деятельности обосновывается и результатами исследований в области психофизиологии. По данным В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман [6], Е. И. Николаевой [7], искусство «заставляет» работать мозг на повышенном эмоциональном фоне и активизирует процессы взаимодействия обоих полушарий. Тем самым оказывается мощное воздействие на ассоциативные поля мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах творчества.

В исследованиях отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, А. Бине, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, Л. С. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) подчёркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. При этом наиболее эффективной сферой развития способности к импровизации считается художественная деятельность. Музыкальная, изобразительная, театральная деятельность, осуществляемая в рамках художественного образования, имеющего в своём арсенале богатейший опыт развития творческого потенциала,

является во многом деятельностью импровизационной.

Импровизация как «эстетизация» случайности в своих элементарных проявлениях (ритмоинтонационное, пластическое воплощение окружающего мира, линеограммы, эксперименты с цветообразами, репликации, художественное конструирование, различные виды моделирования, ритмизация стихов и т. д.) эмоционально привлекательна и доступна всем детям. Помимо этого обучение музыке, изобразительному искусству, театральная деятельность дают сильную интеллектуальную нагрузку, активизируют мотивацион-ную сферу и творческие процессы.

В результате анализа научно-методической литературы возникло предположение о том, что различные виды художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной) специфически влияют на развитие способности к импровизации. В связи с этим представляется актуальным и интересным проследить особенности развития способности к импровизации у младших школьников, углублённо изучающих музыкальное, изобразительное и театральное искусство, а также детей, не занимающихся в системе дополнительного образования.

В эксперименте приняли участие 128 детей. Среди них учащиеся начальных классов, занимающиеся в системе общего начального образования, - 44 человека; учащиеся, занимающиеся в системе дополнительного художественного образования по различным специализациям: музыкальная студия -31, театральная студия - 30 и студия изобразительного искусства - 23.

С помощью различных творческих методик: импровизация по моде-

ли (создание графических импровизаций на тему), свободная импровизация (стимул - точка, линия, пятно), сочинение сказок по цветовым ассоциациям, пластические импровизации, поэтические экспромты и другие - определялся уровень развития способности к импровизации у школьников. В экспериментальную диагностическую программу был также включён тест Е. П. Торренса (ТТСТ), который позволяет изучить наиболее значимые компоненты импровизационной способности, такие как скорость, оригинальность, беглость (количество вариантов), гибкость, тщательная разработанность (детализация). В классическом варианте тест представляет собой набор 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Пер-

вая предназначена для диагностики вербального творческого мышления, вторая - невербального (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления [9].

Результаты творческих импровизационных заданий и субтестов Е. П. Торренса суммировались. Коэффициент достоверности различий проверялся по ^критерию Стьюдента [10] (см. диаграмму).

Приведённые на диаграмме данные демонстрируют разный уровень развития способности к импровизации в различных экспериментальных группах. Первый вывод очевиден: художественная деятельность является фактором развития способности к импровизации в младшем школьном воз-

5 Показатели импровизации в различных группах

4

3,5 3 2,5 2

1,5 1 0,5 0

л* о<? <°г ✓ с/ *

■ Изобразительная студия ■ Музыкальная студия

■ Театральная студия ■ Общеобразовательная школа

45

расте. Об этом свидетельствует сравнительный анализ экспериментальных данных в различных группах. Школьники, не занимающиеся дополнительно художественной деятельностью, имеют более низкие показатели по основным (скорость, вариативность, гибкость, разработанность) компонентам импровизационной способности.

Второй вывод (на уровне тенденции) подтверждает гипотезу о том, что различные виды художественной деятельности специфически влияют на различные компоненты способности к импровизации. Например, в изобразительной деятельности доминантой выступает такой показатель, как гибкость (г = 0,31; р < 0,05), который, вероятно, связан с эффективным использованием детьми различных визуальных стратегий. Группы учащихся музыкальной и театральной студий отличаются динамическими характеристиками способности к импровизации. Ярко выраженными параметрами в данных экспериментальных группах являются скорость (г = 0,33; р < 0,05; г = 0,30; р < 0,05) и 46 беглость (г = 0,35; р < 0,05; г = 0,33; р < 0,05). На уровне тенденции в театральной студии учащиеся превосходят детей других групп и по показателям «оригинальность» (£ = 0,29; р < 0,01) и «детализация» (£ = 0,28, р < 0,01), демонстрируя при этом положительную динамику их развития. Вероятно, в театральной деятельности развитие способности к импровизации происходит комплексно, за счёт интегрированных форм работы. Основной акцент делается на интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка с расширением их художе-

ственного опыта. Это позволяет сделать вывод об эффективности полихудожественного подхода, интегра-тивных форм художественно-творческой деятельности в развитии способности к импровизации.

Заключение

В настоящее время способность к импровизации обретает новую силу в связи с возможностью стимулировать творческую активность и влиять на творческое развитие школьников. Импровизация как вид спонтанного художественного творчества соединяет в себе процессы рождения замысла и реализации, в ней осуществлены «парадокс опережения», функции поиска новых идей, образов, средств воплощения и особое импровизационное состояние.

Несмотря на то что проведённый эксперимент - первый этап исследования и экспериментально-математическое обоснование сделанных выводов - перспектива будущих исследований, на основании экспресс-исследования мы можем отметить, что различные виды художественной деятельности специфически влияют на развитие способности к импровизации в младшем школьном возрасте. Дети учатся быстро реагировать на всё происходящее, обретают уверенность в своих способностях, становятся более открытыми для творчества. Исследование показывает, что образование в области искусства, особенно с использованием полихудожественного подхода, является важным фактором развития креативности детей, в том числе и способности к импровизации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Crossan, M., Cunha, M., Vera, D. & Cunha, J. (2005). Time and organisational improvisation [Text] / M. Crossan, M. Cunha, D. Vera, J. Cunha // Academy of Management Review. - N 30 (1). - P. 129-145.

2. Moorman, C. & Miner, A. (1998). The convergence of planning and execution: Improvisation in new product development [Text] / C. Moorman, A. Miner // Journal of Marketing. - N 62 (3). - P. 1-20.

3. Рождественская, Н. В., Толшин, А. В. Креативность: пути развития и тренинги [Текст] / Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. - СПб. : Речь, 2006. - 320 с.

4. Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. - СПб. : Изд-во СПГУТД, 2006. - 268 с.

5. Рунин, Б. М. О психологии импровизации [Текст] / Б. М. Рунин // Психология процессов художественного творчества : сборник / сост. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. - Л. : Наука,1980. - С. 45-57.

6. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира [Текст] / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - М. : Линка-Пресс, 1998. - 184 с.

7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. -СПб. : Речь, 2006. - 220 с.

8. Харькин, В. Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! [Текст] /

B. Н. Харькин. - М. : Магистр, 1997. -288 с.

9. Барышева, Т. А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребёнка в музейной среде : учеб.-методич. пособие [Текст] / Т. А. Барышева ; науч. ред. Б. А. Столяров ; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». - СПб. : Изд-во ГРМ, 2011. -

C. 79-90.

10. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие [Текст] / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004 - С. 165-166.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.