Научная статья на тему 'Становление импровизационной способности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в разных условиях обучения'

Становление импровизационной способности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в разных условиях обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРОВИЗАЦИЯ / ИМПРОВИЗИРОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ К ГРАФИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / IMPROVISATION / THE PROCESS OF IMPROVISATION / THE ABILITY OF GRAPHIC IMPROVISATION / LEARNING AT THE ART LESSONS / JUNIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Валерия Олеговна

В статье рассматривается актуальность развития импровизационной способности в детском возрасте, особенно в период начального обучения, отмечаются возможности учебно-изобразительной деятельности учащихся на уроках ИЗО для проведения работы по данному направлению и предлагаются некоторые пути ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a Spontaneous and Nonstandard Response to an Unexpected Situation during Art Lessons in Schoolchildren of 7-10 Years of Age in Different Conditions of Training

The paper stresses the importance of developing improvisation abilities at an early age, the possibility to inspire the children to imaginative activities and suggests a number of techniques to achieve the desired effect.

Текст научной работы на тему «Становление импровизационной способности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в разных условиях обучения»

В. О. Родионова

СТАНОВЛЕНИЕ ИМПРОВИЗАцИОННОй СПОСОБНОСТИ у детей младшего школьного ВОЗРАСТА на уроках изобразительного искусства в разных условиях обучения

Проблему изучения импровизационной способности как одной из общих творческих способностей личности ставит само наше время. В условиях ускоряющегося процесса развития различных сторон общества, увеличения числа источников получения информации человеку необходимо уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации, изменения окружающей действительности.

Анализ научных работ (Н.В. Адфельдт, Г.З. Апресян, Е. Билькис, С. Н. Бирюков, А. Н. Веселовский, Л. П. Гроссман, Г. Н. Коган, М. А. Сапонов, И. М. Ямпольский и др.) показывает, что способность к импровизации можно определить как системное образование, комплекс таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают быстрый, самостоятельный поиск оригинального решения без подготовки — предварительного осмысления внезапно возникшей проблемы.

В исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов (Б. Г. Ананьев, А. Бине, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, M. F. Carlin, J. L. Langhlin, R. D. Saniga и др.) подчеркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. Таким образом, целенаправленное развитие у ребенка импровизационной способности возможно и целесообразно начинать на самых ранних этапах становления: в период раннего детства и в дошкольном возрасте в процессе игры, а затем в учебной деятельности младшего школьника. Известным является тот факт, что уже дошкольник успешно импровизирует (Л. С. Выготский). Ценность младшего школьного возраста для развития способности к импровизации заключается в том, что к этому моменту складываются реальные предпосылки, обусловливающие успешное протекание импровизации: желание импровизировать1, достаточная информированность, сензитивность данного периода для становления творческих способностей, раскрытия индивидуальных особенностей2.

Благодаря разнообразию предметов учебной программы в общеобразовательной начальной школе становится реальным развитие у детей импровизационной способности в самых разных сферах. Большие возможности для этого предоставляют уроки изобразительного искусства. Творчество учащихся на уроках ИЗО не ограничивается рисованием с натуры. Многие задания направлены на выполнение изображений по представлению, требующих импровизации, т. е. быстрого, самостоятельного создания оригинальных образов без предварительной подготовки. Выполнение большинства заданий на уроках ИЗО основано на использовании полученного опыта для нахождения творческих решений. Процесс создания изображения связан с использованием привлекательных для ребенка материалов, получением новых технических эффектов, побуждающих к дальнейшему

© В. О. Родионова, 2008

экспериментированию. На уроках ИЗО учащиеся имеют возможность импровизировать, овладевая различными видами художественной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и пр.) при выполнении учебных заданий на практической части урока, специальных упражнений — в течение или конце занятия, беседуя с учителем на различные темы по изобразительному искусству.

Импровизацию, выполненную на бумаге при помощи различных художественных материалов: графитных и цветных карандашей, мелков (пастели), акварельных, гуашевых красок и пр. — мы предлагаем назвать графической импровизацией.

Опыт изучения психолого-педагогической литературы показывает, что характерные особенности импровизирования представлены в основном на примере периода зрелости (О. А. Авсиян, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, С. М. Мальцев, Н. В. Рождественская, Б. М. Рунин, Л. А. Сабурова, В. Н.Харькин и др.). По отношению к младшему школьному возрасту данная проблема является мало разработанной: известен лишь небольшой ряд работ, посвященных ее рассмотрению (Г. И. Вергелес, С. В. Пирогова, А. И. Раев, Е. В. Румянцева). Роль в становлении личности ребенка, структура, механизмы развития импровизационной способности, факторы, позитивно влияющие на ее проявление в процессе обучения, практически не изучены, что оставляет этот вопрос открытым для исследования.

Согласно положению о взаимосвязи деятельности и способностей3, способность к импровизации проявляется и развивается в импровизационной деятельности и обладает чертами, характерными для импровизирования.

Любая деятельность представляет собой единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов4. Импровизация рассматривается психологами (В. А. Кан-Калик, С. М. Мальцев, В. Н. Харькин, Б. М. Рунин и др.) как разновидность творчества — быстрое, неподготовленное (без предшествующего обдумывания конкретной задачи) перекомбинирование накопленного опыта в новые сочетания. Исходя из этого, в качестве содержательного компонента импровизирования мы выделяем единство интуитивных и логических элементов — интуиции, представлений, понятий, суждений, теорий, которыми располагает импровизирующий субъект, отражающих объективно существующие особенности, связи и тенденции развития явлений окружающей реальности. Изучение научных работ по вопросам творчества, импровизации позволило определить операционный компонент импровизирования: общие — интеллектуальные — умения5, к которым, очевидно, можно отнести следующие: видеть многообразие признаков объектов действительности; устанавливать связи, зависимости, сходства и различия между предметами объективной реальности; комбинировать разные способы решений. Данные умения, направленные на быстрое преобразование уже известного, получение необычного решения в заданной ситуации, на наш взгляд, должны обеспечить успешное импровизирование в самых разнообразных сферах. К другим операционным элементам импровизации, по-видимому, следует отнести те, которые необходимы для продуктивного импровизирования в каждом конкретном случае, в рамках определенного вида деятельности. По отношению к графической импровизации на уроках ИЗО такими элементами, вероятно, являются специальные — изобразительные — умения: создавать композицию; передавать пространство, форму, пропорции, объем, фактуру изображаемого; выполнять рисунок в цвете; пользоваться художественными материалами и инструментами. Мотивационный компонент импровизации проявляется достаточно многопланово. Для импровизирования характерны мотивы, присущие любой познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Р. С. Вайсман, Л. К. Золотых, А. К. Маркова, Т. А. Платонова, Г. С. Сухобская и др.), и специфические: потребность в экспериментировании, поиске

лучшего решения, творческой самореализации личности, разрешении противоречия между нежелательным настоящим и желаемым будущим. Импровизация сама может быть источником мотивации — столкновение с неожиданными результатами, оригинальными приемами работы, использование ранее не опробованного материала открывают свежие способы исполнения, иные методы, побуждая к созиданию6. Теория о соотношении деятельности и способностей раскрывает необходимость учитывать единство всех обозначенных выше компонентов импровизации в ходе изучения импровизационной способности.

В процессе изучения способности к графической импровизации мы более подробно останавливаемся на операционном компоненте импровизирования — входящих в его состав общих (интеллектуальных) и специальных (изобразительных) умениях, что определяет основные направления исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе изучалась способность к импровизации при выполнении детьми тематических рисунков в цвете. Методики подготовлены с учетом специфики импровизирования, данных, представленных в учебнометодической литературе и полученных в результате предварительного эксперимента. Работа с учащимися проводилась фронтально, на практической части занятий по изобразительному искусству. Условия выполнения и уровень сложности заданий были одинаковыми. Перед испытуемыми ставилась задача создать графическую импровизацию, т. е. очень быстро, за короткий отрезок времени нарисовать изображение на заданную тему по памяти и представлению. Темы выбирались с учетом того, что они не обсуждались на предыдущих уроках и предлагались неожиданно. Для анализа результатов использовались следующие показатели:

1) скорость (время выполнения); 2) завершенность (соответствие теме, выразительность);

3) оригинальность (отличие от показываемых учителем образцов, фрагментов мультфильмов, иллюстраций книг и пр., отсутствие аналогов изображения среди других рисунков в классе);

4) самостоятельность (мера внешней помощи).

Второй этап. С целью проверки выдвинутой гипотезы мы исследовали общие — интеллектуальные — умения младших школьников: 1) видеть многообразие признаков объектов действительности; 2) устанавливать связи, зависимости, сходство и различия между предметами реальности; 3) комбинировать разные способы решений. Обследование испытуемых проводилось преимущественно индивидуально, на внеучебном материале, и лишь работа по выполнению некоторых заданий осуществлялась фронтально, на уроках ИЗО. Методики составлены на основе анализа психолого-методической литературы (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Л. Ф. Тихомирова и др.). Все задания предполагали работу учащихся с наглядно-образным материалом: комплектами рисунков тех или иных объектов на карточках и альбомных листах бумаги. Испытуемым необходимо было рассмотреть изображения предметов и, увидев разнообразные их признаки, объединить в группы, найти общее и различное, соотнести фрагменты графической работы и собрать картинку, дорисовать различными способами изначально заданные в формате листа фигуры и объединить полученные образы в единой композиции рисунка. Время решения поставленных задач строго ограничивалось. Показателем проявления первых двух из перечисленных выше умений был объем правильно выполненной работы (количество верных решений из возможных). Проследить особенности владения учащимися третьим из изучаемых умений позволили показатели: 1) степень различия между предлагаемыми решениями (изображениями, полученными путем дорисовывания стимульных элементов, заданных на альбомном листе-заготовке); 2) наличие взаимосвязи между ними в графической работе.

На третьем этапе эксперимента исследовались специальные — изобразительные — умения младших школьников в процессе рисования на уроках ИЗО. Испытуемые выполняли серию заданий, подготовленных на основе изученной учебно-методической литературы (Н. В. Гросул, Е. И. Коротеева, Н. Н. Михайлова, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т Ф. Терещенко, Т Я Шпикалова, А. В. Щербаков и др.). Работа с учащимися осуществлялась фронтально. Первые два задания направлены на рисование с натуры, три других — на тематическое рисование по памяти и представлению. Время выполнения каждого задания — практическая часть урока: 20-25 минут. Для анализа результатов был выделен ряд показателей. Так, для изучения умения создавать композицию рисунка использовались следующие показатели: 1) характер размещения деталей на плоскости листа; 2) наличие композиционного центра, его выраженность; для исследования умения передавать форму, пропорции, объем и пространство изображаемого — 1) соотношение между размерами нарисованных элементов; 2) светотеневая моделировка формы; 3) расположение линии горизонта и пересечения плоскостей; для изучения умения выполнять работу в цвете — 1) количество оттенков; 2) наличие темных и светлых цветовых пятен; 3) чередование теплых и холодных оттенков; для исследования умения пользоваться художественными материалами и инструментами — 1) особенности проведения линий, выполнения штриховки, красочных мазков; 2) мера разведения красок водой.

Проведение эксперимента по всем описанным направлениям позволило проанализировать динамику развития у детей способности к графической импровизации в изобразительной сфере в разных условиях обучения, влияние дополнительного художественного образования на ее становление, взаимосвязь данной способности с общими и специальными умениями.

На основе полученных данных были составлены уровневые характеристики проявления изучаемых общих и специальных умений, импровизационной способности испытуемых. В каждом конкретном случае определены три уровня: низкий, средний и высокий (табл. 1, 2 и 3). Низкий уровень присваивался ученикам, демонстрировавшим согласно выделенным в работе критериям низкие результаты решения задач (выполнение менее У объема работы — установлено менее половины признаков, их связей, зависимостей и т. д.; значительные нарушения и недоработки; минимальная скорость; низкая степень оригинальности и самостоятельности) в подавляющем количестве соответствующих экспериментальных заданий. Средний уровень наблюдался у испытуемых, для которых были характерны средние результаты решения поставленных задач (проделана половина или большая часть работы, однако не полный ее объем; небольшие ошибки, некоторые недоработки; средняя скорость и т. д.) при выполнении большинства заданий. К высокому уровню отнесены испытуемые, показавшие высокие результаты решения предложенных им задач (выполнение всего объема работы; отсутствие ошибок; высокая скорость и пр.) в преобладающем количестве заданий.

Анализ экспериментальных материалов показал, что у 7-8-летних детей в разных условиях обучения — в общеобразовательной и художественной школах наблюдается сходный характер проявления интеллектуальных и изобразительных умений, импровизационной способности (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что возможности учащихся указанного возраста в общеобразовательной и художественной школах с точки зрения владения исследуемыми умениями и способностью еще достаточно ограничены: около У учеников оказались на низком уровне (43-57 %), такое же или еще меньшее количество испытуемых (39-50 %) — на среднем, и очень небольшое число детей (3-10 %) — на высоком.

Таблица 11

Уровни проявления интеллектуальных, изобразительных умений, способности к графической импровизации у учащихся 7-8 лет в разных условиях обучения

Предмет исследования Класс / возраст Учебное заведение Уровни

низкий средний высокий

Количество учащихся, в % Средний балл Средний ранг Количество учащихся, в % Средний балл Средний ранг -а ов в в 5 * £ і 3 і о Средний балл Средний ранг

Интеллектуаль -ные умения 1 кл. (7-8 лет) СОШ 51 18 54,29 44 25 52,24 5 39 6,50

ДХШ 43 19 65,68 47 26 62,41 10 40 11,00

P 0,067 0,084 0,083

Изобразительные умения 1 кл (7-8 лет) СОШ 54 23 57,63 39 31 41,39 7 51 8,72

ДХШ 46 25 69,21 45 35 63,16 9 52 11,95

P 0,073 0 0,214

Способность к импровизации 1 кл (7-8 лет) СОШ 57 27 48,35 40 36 50,48 3 44 3,63

ДХШ 45 29 83,84 50 37 62,17 5 47 6,75

p 0 0,058 0,095

Примечания к таблицам 1-5:

1) СОШ — средняя общеобразовательная школа, ДХШ — детская художественная школа;

2) средний балл (среднее арифметическое) выражает качественное распределение изучаемого признака в среднем на указанный процент испытуемых; чем выше средний балл, тем выше качество проявления рассматриваемого признака;

3) средний ранг — показатель рангового распределения качественных характеристик изучаемого признака по выборке испытуемых; соотношение средних рангов двух сравниваемых выборок позволяет выявить меру различия между особенностями проявления рассматриваемого признака в данных выборках; чем больше различие между средними рангами, тем более значимым оказывается различие;

4) р — уровень значимости различий; здесь и далее более темным шрифтом выделены значения p, соответствующие статистически значимым различиям, когдаp < 0,05; чем меньше значениеp, тем больше различие (критерий Ц-Манна-Уитни).

Сравнение данных, полученных в различных учебных условиях, свидетельствует, что в каждом случае среди 7-8-летних учеников ДХШ меньше детей оказалось на низком уровне, и больше — на среднем и высоком. Однако по большинству из трех выделенных уровней нет статистически значимых различий (см. значения p по низкому, среднему и высокому уровням в таблице 1, выявленные при изучении общих умений — 0,067; 0,084; 0,083; при исследовании специальных умений — 0,073; 0; 0,214; при изучении способности к импровизации — 0; 0,058; 0,095).

Отсутствие существенной разницы в выполнении заданий испытуемыми в начале первого года обучения изобразительному искусству в школах разного типа приводит к выводу

о том, что уровень проявления рассматриваемых умений и способностей обусловлен не только наличием природных предпосылок к художественному творчеству, но и их развитием в процессе овладения учебно-изобразительной деятельностью.

Подробный анализ экспериментальных материалов показал, что наиболее сложными для 7-8-летних учащихся двух школ (СОШ и ДХШ) оказались задания, связанные с необходимостью проявить интеллектуальные умения. Самыми простыми для первоклассников СОШ явились задачи, требующие владения изобразительными умениями, а для их ровесников в ДХШ — направленные на импровизирование.

Из числа общих умений у учеников 7-8 лет обычной и специализированной школ менее успешно проявилось такое, как «комбинировать разные способы решений», и лучше других — «видеть многообразие признаков объектов окружающего мира».

Изучение специальных умений у 7-8-летних испытуемых в СОШ и ДХШ от более низких к наиболее высоким результатам показывает, что в первую очередь затруднения вызвало выполнение работы в цвете; далее — использование красок, воды, кисти, карандаша; потом — передача пропорций, объема, формы изображаемого; и успешнее других изобразительных умений проявилось умение выстраивать композицию.

В процессе импровизирования для учеников двух типов школ на начальном этапе обучения наиболее трудной явилась задача создавать оригинальные образы и их сочетания, менее сложной — завершить импровизацию, а самой простой — выполнять рисунки быстро.

Далее в работе выявляется возрастная динамика развития интеллектуальных и изобразительных умений, способности к графической импровизации у младших школьников в разных условиях обучения изобразительному искусству.

Как видно из таблиц 2, 3 и 4, к концу начального обучения (от 1 к 3 классу) в обычной школе существенно уменьшается количество испытуемых на низком уровне и увеличивается — на среднем и высоком. При этом по каждому уровню возрастает средний балл, т. е. повышается качество выполнения заданий. По всем уровням, либо по большей части из трех выделенных, получены статистически значимые различия (см. значения p в таблицах 2-4).

Положительные изменения в проявлении интеллектуальных и изобразительных умений, импровизационной способности обусловлены, по-видимому, развитием познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и др., возникновением и дальнейшим развитием внутреннего плана действий, рефлексии, произвольной регуляции поведения и деятельности. Овладение учебной деятельностью по разным дисциплинам способствует накоплению знаний, выработке умений и навыков, необходимых для грамотных и творческих решений. К 9-10 годам происходят быстрый рост и физическое развитие детей, расширение координации движений, крупной и мелкой моторики руки: учащиеся все лучше обращаются с письменными, рисовальными принадлежностями, движения их становятся более точными, быстрыми, аккуратными, что также может оказывать влияние на проявление исследуемых умений и способностей.

В специализированной художественной школе, так же как и в общеобразовательной, наблюдается четкая возрастная динамика становления изучаемых умений и способности. Обращаясь к таблицам 2, 3 и 4, мы видим, что от 7-8 к 9-10 годам среди учащихся ДХШ сокращается число испытуемых на низком уровне и возрастает — на среднем и высоком. По каждому уровню повышается качество выполнения заданий (увеличивается средний балл), и по большей части из всех выделенных уровней получены статистически значимые различия (см. значенияp в таблицах 2-4).

232

дхш гаоэ Учебное заведение

9-10 лет 7-8 лет 3 кл. (9-10 лет) 1 кл. (7-8 лет) Класс / возраст

- 4^- о\ и> 4^- ^/\ 4^- Количество учащихся, %

© о о ы 00 Ы о о о Ы Ы и> Средний балл НИЗКИЙ

52,89 32,54 66,46 47,81 Средний ранг

о\ 4^- и> Количество

учащихся, %

о 40 и> о и> и> Средний балл :редний Уровни

00 о ^/\ р\ ы 70,29 45,31 Средний ранг

ы О \1 Количество учащихся, % и

0,360 ^/\ и> ^/\ ю 0,944 ^/\ ю Средний балл о о

20,04 16,55 Оч 00 11,39 Средний ранг

У

и>

Возрастная динамика развития специальных — изобразительных — умений

дхш гаоэ Учебное заведение

9-10 лет 7-8 лет 3 кл. (9-10 лет) 1 кл. (7-8 лет) Класс / возраст

о ^3 4^ и> О ю Количество учащихся, % НИЗКИЙ Уровни

ы 40 ы о 00 Средний балл

57,21 30,53 65,83 44,17 Средний ранг

о 4/\ 4^- \| 0,002 4/» Ы 4^ 4х Количество учащихся, % средний

ы 40 Ы ы Ы Средний балл

79,90 46,49 69,34 4/» О О Средний ранг

о ы 00 О 0,047 04 4Л Количество учащихся, % высокий

4^ и> 4^- О 4^ и> 40 Средний балл

28,19 11,79 15,10 00 ^3 Средний ранг

Ьо

Возрастная динамика развития общих — интеллектуальных — умений

Таблица 4

Возрастная динамика развития способности к графической импровизации

Учебное заведение Класс / возраст Уровни

низкий средний высокий

Количество учащихся, % Средний балл Средний ранг Количество учащихся, % Средний балл Средний ранг Количество учащихся, % Средний балл Средний ранг

СОШ 1 кл.(7-8 лет) 57 27 43,72 40 36 45,32 3 44 2,50

3 кл.(9-10 лет) 34 30 79,45 57 39 72,74 9 50 10,00

Р 0 0 0,004

ДХШ 7-8 лет 45 29 28,88 50 37 42,50 5 47 3,75

9-10 лет 16 34 65,45 73 44 101,73 11 52 13,39

Р 0 0 0,001

Вместе с тем, сравнительный анализ полученных данных позволил прийти к выводу, что у детей, получающих помимо основного специальное, художественное образование, исследуемые нами общие и специальные умения, способность к графической импровизации развиваются успешнее.

В отличие от третьеклассников СОШ, среди 9-10-летних учеников ДХШ значительно меньше испытуемых продемонстрировали низкий уровень проявления указанных умений и способности, и больше — средний и высокий (табл. 5). При этом в каждом случае по всем обозначенным уровням (низкому, среднему и высокому) выявлены статистически значимые различия, о чем свидетельствуют значенияр: 0; 0; 0,004 — при изучении общих умений; 0; 0; 0,015 — при исследовании специальных умений; 0; 0; 0,004 — при изучении способности к импровизации.

Такой экспериментальный результат объясняется, с нашей точки зрения, индивидуальными особенностями самих детей, с раннего возраста обучающихся в ДХШ (мотивацией, природными предпосылками к выполнению изобразительной деятельности, повышенным интересом и активностью, склонностью к рисованию, поиску и реализации творческих решений) и условиями обучения в специализированной школе. В ДХШ с самых первых этапов овладения учебно-изобразительной деятельностью создаются предпосылки к более успешному развитию задатков в художественной сфере. Процесс выполнения изображений с натуры, по памяти и представлению основан на видении многообразия предметов, явлений окружающего мира, определении главных и второстепенных признаков, сравнении, комбинировании их друг с другом, установлении связей, зависимостей, общего и различного, сочетании разных способов решения поставленных задач в единой композиции работы. Грамотное выражение в рисунке задуманного обеспечивает комплекс специальных умений, направленных на компоновку, передачу формы, цвета и пр. В ДХШ ученикам предлагаются большие объем и разнообразие теоретического материала, практической работы, специальных заданий, требующих моментальных и новых решений. В результате более систематично и часто проявляются

Таблица 5

уровни проявления интеллектуальных, изобразительных умений, способности к графической импровизации у учащихся 9-10 лет в разных условиях обучения

Предмет исследования Класс / возраст <и Я н е д е в а « е о В е £ Уровни

низкий средний высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество учащихся, % Средний балл Средний ранг Количество учащихся, % Средний балл Средний ранг о ¿5? в, 0 * сс 1 Я * и оа * 14 Средний балл Средний ранг

Интеллек- туальные умения 3 кл (9-10 лет) СОШ 32 20 24,44 52 26 52,09 16 41 19,85

дхш 17 21 43,50 55 29 82,01 28 43 32,66

Р 0 0 0,004

Изобра- зительные умения 3 кл (9-10 лет) СОШ 34 26 24,15 56 35 62,46 10 52 13,38

дхш 11 28 41,54 68 39 90,79 21 53 23,31

Р 0 0 0,009

Способность к импровизации 3 кл (9-10 лет) СОШ 34 30 23,17 57 39 52,20 9 50 8,27

дхш 16 34 49,00 73 44 105,58 11 52 16,71

Р 0 0 0,004

рассматриваемые нами интеллектуальные и изобразительные умения, быстрее вырабатываются навыки, обеспечивающие скорость в работе, качество исполнения, эффективнее развивается творческий потенциал, мотивация к созданию оригинальных продуктов деятельности.

Детальный анализ динамики становления изучаемых умений и способности свидетельствует, что в условиях обучения в СОШ и ДХШ, прежде всего, развиваются интеллектуальные умения и импровизационная способность (здесь выявлена наибольшая разница, свидетельствующая о более высокой скорости развития: см. значенияр в таблицах 2, 3 и 4). Тем не менее, из таблиц 2-4 видно (см. количественные и качественные данные), что для учеников 9-10 лет в обычной и специализированной школах самыми сложными остаются задачи, требующие владения общими умениями, в то время как задания, направленные на проявления импровизационной способности, становятся наиболее простыми. Возможно, это связано с возрастными особенностями, изначальными возможностями детей с точки зрения становления рассматриваемых умений и способности. Так, на первых этапах обучения (в 7-8-летнем возрасте) у учеников разных школ хуже изобразительных умений и импровизационной способности проявились интеллектуальные умения, и, несмотря на то что скорость развития последних в одной и другой школах является более высокой, результаты по эффективности их проявления у учащихся к 9-10 годам оказались ниже.

Среди интеллектуальных умений на первом месте по скорости развития и успешности проявления у детей к концу начального обучения в общеобразовательной школе оказалось умение видеть многообразие признаков объектов окружающего мира, на втором — устанавливать

связи, зависимости, сходство, различия между признаками предметов, на третьем — комбинировать разные способы решений. В детской художественной школе к 9-10-летнему возрасту у учащихся быстрее развиваются и эффективнее проявляются умения: комбинировать разные способы решений и устанавливать связи, зависимости, общие и различные признаки предметов.

Из числа специальных умений в условиях СОШ и ДХШ к 9-10 годам у детей быстрее других развивается умение работать с цветом; затем — передать перспективу, пропорции, объем, форму и композицию изображаемого; и медленнее остальных — пользоваться художественными материалами и инструментами. При этом наибольшие затруднения у учеников одной и другой школы вызвало правильное использование красок, воды, кисти и карандаша, менее трудным явилось построение композиции рисунка; затем — изображение формы, пропорций, объема т. д.; и самой простой была задача выполнить работу в цвете.

Исследование способности к графической импровизации показало, что к 9-10-летнему возрасту у учащихся разных школ в первую очередь развиваются оригинальность и самостоятельность импровизирования, а затем умение завершить графическую работу и скорость рисования. Прежде всего, сложной для учеников СОШ и ДХШ оказалась задача создать оригинальные образы; далее — сделать это самостоятельно; потом — завершить импровизацию; и наиболее простой — рисовать быстро.

Математико-статистическая обработка полученных данных подтвердила наличие взаимосвязей между импровизационной способностью в процессе тематического рисования на занятиях по ИЗО и общими и специальными умениями младших школьников.

Во всех четырех выборках испытуемых выявлены значительные и сильные прямые корреляционные зависимости между способностью к графической импровизации (такими ее показателями, как завершенность, оригинальность, самостоятельность) и интеллектуальными, а также изобразительными умениями (см. схемы 1 и 2). Анализ проводился исходя из уровневых характеристик каждого испытуемого по показателям изучаемой способности, общим и специальным умениям. Сила связей определялась по следующей градации величин коэффициента корреляции: г < 0,3 — слабая; 0,3 < г < 0,5 — умеренная; 0,5 < г < 0,7 — значительная; г > 0,7 — сильная.

На схемах 1 и 2 прослеживается возрастная динамика выявленных зависимостей, а также особое влияние на эти связи условий дополнительного (художественного) образования: у 7-8 и у 9-10-летних учеников ДХШ они являются более тесными, чем у их ровесников в СОШ.

У учеников разных школ (СОШ и ДХШ) разного возраста (7-8 и 9-10 лет) импровизационная способность несколько теснее связана с общими умениями, чем со специальными.

Подробный анализ установленных взаимосвязей, представленный в работе, показал, что самой тесной является связь указанной способности (таких ее показателей, как завершенность, оригинальность, самостоятельность) с умениями видеть многообразие признаков объектов окружающего мира и находить зависимости, сходства, различия между предметами реальности, и немного меньше — с умением комбинировать разные способы решений.

Из числа специальных умений у первоклассников СОШ наиболее значительной оказалась связь способности к графической импровизации с умением пользоваться художественными материалами и инструментами, затем — с умением компоновать, далее — передавать пропорции, форму, объем предметов и выполнять работу в цвете.

У третьеклассников СОШ с импровизационной способностью сильнее связано умение выполнять рисунок в цвете, потом — работать графитным карандашом, красками, кистью и передавать форму объектов, выстраивать композицию изображения.

В ДХШ у учащихся 7-8 лет способность к импровизации теснее взаимосвязана с процессом формообразования, использованием графических материалов, затем — с компоновкой и передачей цвета.

У 9-10-летних учеников ДХШ импровизационная способность в процессе рисования в первую очередь связана с мерой освоения способов работы графитным карандашом, акварельными (гуашевыми) красками, далее — умением передавать объем, пропорции, пространство, форму изображаемого и умениями компоновать и выполнять работу в цвете.

Средняя общеобразовательная школа (СОШ)

Детская художественная школа (ДХШ)

1 класс

7-8 лет

0,82

интеллектуальные умения

3 класс

9-10 лет

0,89

Схема 1. Взаимосвязь способности к графической импровизации с общими умениями

Средняя общеобразовательная школа (СОШ)

Детская художественная школа (ДхШ)

1 класс

7-8 лет

0,72

-0,14/ 0,66 /0,69 /0,68 изобразительные умения

0,79

3 класс

9-10 лет

1 И 2 3 И 4

-0,11/ 0,73 /0,74 ^0/75 изобразительные умения

-0,32 / 0,75 /0,63 /0,76 изобразительные умения

Схема 2. Связь способности к графической импровизации со специальными умениями

Примечание к схемам 1 и 2: значок обозначает способность к импровизации; окружности с цифрами — показатели импровизационной способности: 1 — скорость; 2 — завершенность;

3 — оригинальность; 4 — самостоятельность;------- положительная (прямая) корреляционная

связь;----- отрицательная (обратная) взаимосвязь; более темными линиями выделены сильные

корреляционные связи.

В процессе изучения факторов, способствующих успешности импровизирования при выполнении рисунка, определенный интерес у нас вызвал вопрос о влиянии каждого из показателей импровизационной способности на проявление других ее показателей, а также на общий уровень развития данной способности. Для проведения анализа в этом направлении были установлены корреляционные связи, представленные на схеме 3.

Схема 3. Взаимосвязи между показателями способности к графической импровизации и общим

уровнем ее проявления

Примечание: значок обозначает способность к импровизации; окружности с цифрами — показатели импровизационной способности: 1 — скорость; 2 — завершенность; 3 — оригинальность; 4 — самостоятельность;------------положительная (прямая) корреляционная связь;

---------отрицательная (обратная) взаимосвязь; более темными линиями выделены значительные

и сильные связи

Согласно полученным данным (см. схему 3), во всех четырех выборках испытуемых общий уровень развития способности к графической импровизации на занятиях по ИЗО наиболее тесно связан с самостоятельностью выполнения рисунка и его завершенностью, далее — с оригинальностью изображаемых образов, и затем — со скоростью рисования.

Неожиданным для нас оказалось выявление обратной связи скорости импровизирования не только со всеми общими и специальными умениями, но и с завершенностью, оригинальностью и самостоятельностью графической импровизации (см. схемы 1, 2 и 3). Независимо от возраста и условий обучения, чем лучше результаты проявления общих и специальных умений, продуктивнее импровизация, тем больше времени потребовалось на ее исполнение, и наоборот. Очевидно, это связано с тем, что у детей, которые в период начального обучения обладают еще очень небольшим опытом одновременно самостоятельного, быстрого и качественного рисования на уроках ИЗО, недостаточно сформированы автоматизированные компоненты указанных умений. По-видимому, в условиях графической импровизации, являющейся для младших школьников нестандартной учебной ситуацией, происходит активизация сознательного интеллектуального контроля в умениях, что обеспечивает возможность и эффективность импровизирования, но требует более продолжительного времени на его реализацию.

За счет дальнейшего развития обозначенных умений, выработки соответствующих навыков, неравномерность в их проявлении, продуктивности графической импровизации и ее скорости, возможно, уменьшится, что интересно проанализировать, продолжив исследование.

Анализ взаимосвязей между другими показателями импровизационной способности позволил увидеть следующее. В каждой из четырех выборок испытуемых выявляются положительные значительные и сильные связи завершенности графической импровизации с самостоятельностью ее выполнения (см. схему 3). У 7-8-летних учеников ДХШ и учащихся одной и другой школы к 9-10 годам появляется значительная прямая взаимосвязь оригинальности с самостоятельностью импровизирования. Наряду с этим, у детей 9-10 лет, дополнительно посещающих ДХШ, образуется значительная прямая связь оригинальности с завершенностью графической импровизации. При этом у учащихся ДХШ 7-8 и 9-10 лет значения коэффициентов корреляции по большинству из указанных связей оказываются выше, чем у их сверстников из общеобразовательной школы. Следовательно, возможность обойтись без внешней помощи в процессе рисования способствует поиску индивидуального подхода к выполнению задания, нахождению новых и уникальных решений, выразительной передаче задуманного. Ученики художественной школы чаще сталкиваются с проблемой создания оригинальных образов, завершенных рисунков, что, в свою очередь, требует проявления большей самостоятельности, развивающейся при выполнении многочисленных графических работ в условиях оказания минимальной помощи или полного ее отсутствия.

Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые нами гипотезы и сделать следующие выводы.

В младшем школьном возрасте у детей в разных условиях обучения изобразительному искусству выявлена возрастная динамика развития импровизационной способности в процессе рисования. Ученики 7-8 лет общеобразовательной и специализированной (художественной) школ демонстрируют преимущественно низкий уровень развития данной способности. К 9-10 годам у учащихся указанных школ статистически достоверно возрастают и становятся преобладающими высокие результаты импровизирования: повышаются скорость, степени самостоятельности, завершенности и оригинальности графической импровизации.

К концу младшего школьного возраста способность к графической импровизации успешнее развивается у детей, которые помимо основного начального образования получают дополнительное — художественное. Импровизации 9-10-летних учеников ДХШ отличаются более быстрым, самостоятельным, завершенным исполнением, включают больше новых, редко встречающихся образов и их сочетаний, что обусловлено возможностями детей в изобразительной сфере: мотивацией, задатками, активностью, интересами, склонностями и пр., а также спецификой условий обучения в ДХШ: регулярностью, систематичностью занятий, характером заданий, объемом практической работы и т. д.

Уровень развития способности к графической импровизации у младших школьников тесно коррелирует с мерой владения интеллектуальными умениями (видеть многообразие признаков объектов действительности; устанавливать между ними связи, зависимости, сходства и различия; комбинировать разные способы решений) и изобразительными умениями (создавать композицию рисунка; передавать форму, пропорции, объем, пространство и материальность изображаемого; выполнять работу в цвете; пользоваться художественными материалами и инструментами).

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что графическая импровизация на занятиях по ИЗО, прежде всего, обеспечивается возможностью найти среди множества признаков именно те, которые соответствуют заданной теме, позволяют решить задачу, соотнести данные признаки, увидеть общее, различное между ними и, соединив их разными способами, получить оригинальные образы. Затем, для того, чтобы быстро и грамотно выразить полученное решение в рисунке — практически осуществить импровизацию, необходимо применить приемы создания графической работы, проявить изобразительные умения.

Несмотря на интенсивное становление способности к графической импровизации, к концу начального обучения в общеобразовательной и художественной школах выделяются группы учащихся, демонстрирующих низкий уровень импровизирования. Возможно, это связано с тем, что необходимость быть импровизатором остается все еще мало востребованной в учебно-изобразительной деятельности на уроках ИЗО. Недостаточное развитие импровизационной способности может стать тормозом в решении различных учебных и творческих задач. Следовательно, в условиях двух разных школ в процессе обучения изобразительному искусству требуется проведение целенаправленной психолого-педагогической работы, ориентированной на становление способности к графической импровизации, с учетом факторов, оказывающих позитивное влияние на ее проявление.

Согласно результатам проведенного исследования в работе даются некоторые рекомендации:

1) обучать импровизации через включение ее элементов в практическую часть урока по разным дисциплинам начальной школы и через обсуждение, предусматривающее изучение структуры импровизирования (групповое составление задач, анализ результата и т. п.). В начальной школе, по-видимому, целесообразно использовать первый путь, когда в течение нескольких свободных минут на практической части урока, в начале или конце занятия создаются ситуации, требующие самостоятельного и быстрого решения неожиданно возникшей проблемы, а последующая оценка предлагаемых вариантов позволяет выявить наиболее продуктивные из них;

2) в процессе целенаправленного развития способности к графической импровизации в младшем школьном возрасте, независимо от условий обучения, предлагать задания, направленные на развитие указанных выше интеллектуальных и изобразительных умений, получение

нового результата без внешней помощи, выработку быстроты реакции в условиях, требующих моментального решения, поощряя и выделяя самостоятельные и одновременно необычные рисунки, выполненные с минимальной скоростью; прежде всего, развивать умения видеть разнообразные признаки предметов объективной реальности, находить в них общее, различное, связи, зависимости, затем — комбинировать разные способы решений, и далее — комплекс изобразительных умений; дальнейшее овладение этими умениями с последующей выработкой соответствующих автоматизированных элементов — навыков — позволит, очевидно, одновременно повысить продуктивность импровизации и увеличить скорость ее выполнения в учебно-изобразительной деятельности;

3) привлекать внимание к учебной импровизации учителей, которые вправе на основе утвержденных программ разрабатывать свои авторские задания по импровизированию, что будет способствовать творческому развитию учащихся, становлению у них импровизационной способности.

1 Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.

2ДаниловаЕ. Е. Младший школьный возраст // Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998. С. 200-280.

3 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

5 Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.

6 Авсиян О. А. Импровизация // Юный художник. 1998. № 8. С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.