Научная статья на тему 'Психологические аспекты адаптивных систем образования'

Психологические аспекты адаптивных систем образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTIVE SYSTEMS / EDUCATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носков Евгений Алексеевич

В статье рассмотрены психологические аспекты адаптации, на основе которых могут быть определены подходы к построению адаптивных систем образования взрослых. Обоснованы положения о приспособлении социально-образовательной среды к личности обучаемого и активном включении субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку индивидуального образовательного маршрута, зависимости адаптационных процессов от психологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of adaptive education systems

He article considers some psychological aspects of adaptation and the approaches to the construction of adult education adaptive systems can be defined basing on the mentioned aspects. The author substantiates the provisions of the social and educational environment adaptation to the trainee’s personality and the active inclusion of an educational activity subject into the design and development of the individual educational route; the article also covers adaptation processes dependence on the individual’s psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты адаптивных систем образования»

УДК 37 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30.104

Е. А. Носков,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены психологические аспекты адаптации, на основе которых могут быть определены подходы к построению адаптивных систем образования взрослых. Обоснованы положения о приспособлении социально-образовательной среды к личности обучаемого и активном включении субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку индивидуального образовательного маршрута, зависимости адаптационных процессов от психологических особенностей личности.

Ключевые слова: адаптивные системы, образование, адаптация.

Введение. Нельзя отрицать, что успешность адаптации человека к новым условиям зависит от его личностных психологических особенностей, от индивидуального сочетания психологических черт личности, другими словами, характера индивида. Поскольку адаптация всегда связана с преодолением внешних или внутренних трудностей, важную роль в этом процессе играют психологические волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, выдержка, терпение.

Очевидно, что если говорить об адаптации человека к видам деятельности, то на первый план должно выступать его отношение к труду, т. е. ответственность, настойчивость, инициативность. При адаптации индивида к новому коллективу, обществу наиболее важными могут оказаться такие черты личности, в которых проявляется отношение к людям: доброта, терпимость, общительность, а также к самому себе: самооценка, скромность, уверенность в себе, требовательность к себе.

Отсюда возникает необходимость учёта психологических характеристик человека как существа общественного.

Анализ существующей проблемы. Рассмотрение социально-философских оснований адаптации позволило нам выделить такие существенные её характеристики, как приспособление личности к социальным нормам, согласование требований с учётом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Рассмотрим психологические аспекты адаптации.

В психологическом словаре под адаптацией понимается «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды... Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальт-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности процесса адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида» [2].

Адаптацию можно рассматривать с позиций адаптивной образовательной системы, т. к. её особенности позволяют наиболее полно и глубоко внедрить её в педагогический процесс. Исходя из понимания адаптации как приспособления системы к реальным внешним условиям, Т. И. Шамо-ва [7] под адаптивной системой подразумевает «систему, обладающую способностью к приспособлению». Важным аспектом адаптации является приспособление к условиям своей внутренней среды, определяемое отношениями участников педагогического процесса между собой и к школе. В данном случае категория «отношение» рассматривается как связь субъекта с другими субъектами и объектами окружающего мира, избирательно установленная им и проявляющая себя в трёх формах: поведении, суждениях и эмоциях. Таким образом, адаптивный педагогический процесс должен «приспосабливаться» к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника.

В нашем исследовании под адаптацией, исходя из вышеизложенного, мы будем понимать приспособление, основная функция которого, на наш взгляд, состоит в обеспечении соответствия общественно регламентируемого поведения и деятельности человека внутренней структуре его

личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента, характера человека). Психологический аспект адаптации выражается в зависимости адаптационных процессов от психологических особенностей личности.

Анализ психологических исследований [1, 3, 4] показал, что особенности общения человека с окружающими людьми в значительной степени определяются темпераментом человека, которым, в частности, определяется темп его психических реакций. Ведь от скорости психических реакций зависит то, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям.

По мнению профессора В. И. Подобеда, способность легко и быстро приспосабливаться к внешним воздействиям называется пластичностью, противоположное качество носит название ригидности (от лат. rigidus - оцепенелый). Ригидный человек с трудом меняет привычки и взгляды. Очевидно, пластичный человек должен быстрее и легче адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, чем ригидный [5].

Он считает, что от темперамента человека в значительной степени зависит устойчивость к адаптации, т. е. степень её прочности и длительности сохранения. В этом отношении характерно различие в установлении социальных контактов и приспособлении к новой обстановке у индивидов сангвинического и флегматического темпераментов. Сангвиник, как правило, легко входит в общество незнакомых людей, а новая необычная обстановка влияет на него положительно. Флегматик предпочитает находиться в привычной обстановке, а новые контакты устанавливает с трудом. Однако сангвинику свойственны изменчивость и непостоянство в отношении к людям, а его чрезмерная общительность может вызывать раздражение.

Поэтому уровень адаптации, т. е. степень её глубины, у сангвиника может оказаться низким, в связи с чем невысока и устойчивость результата адаптации - степень прочности и длительность сохранения адаптированности. При низком темпе адаптации флегматик в конечном итоге оказывается в высокой степени адаптированным, а его дезадаптация маловероятна [5].

На основании изложенного мы полагаем, что при управлении адаптационными процессами учёт индивидуальных особенностей в значительной степени может определять успех адаптации -темп, уровень, устойчивость. В связи с этим знание психологических особенностей взрослых обучающихся в значительной степени определяет успех работы с ними.

Нельзя отрицать тот факт, что кроме характера и темперамента на адаптацию может значительно влиять эмоциональное состояние субъекта адаптации.

Известно, что, в отличие от чувств, эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Если ситуация воспринимается как желательная, то возникает положительная эмоция, если она воспринимается как нежелательная,то возникает отрицательная.

Когда человек попадает в незнакомую обстановку, он сталкивается с ситуациями, которые могут субъективно восприниматься им либо как соответствующие ожиданиям, либо как худшие по сравнению с ожидаемыми, либо как приятная неожиданность.

По мнению психолога Ю. Н. Кулюткина, для способности к адаптации существенна степень эмоциональной устойчивости личности, т. е. зависимость поведения от эмоциональных ситуаций. Мы согласны с его утверждением, что эмоциональное состояние человека или настроение является одним из показателей адаптированности к новым условиям: «Настроение зависит от разных причин: самочувствия, результатов действия, взаимоотношений с людьми, но в новых условиях, по отношению к которым происходит адаптация, оно в значительной степени определяется эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная впечатлительность при отсутствии эмоциональной устойчивости (зрелости) может привести к состоянию безнадёжности (отчаянию) даже тогда, когда сама ситуация таковой не является. Возникновение и переживание неприятностей зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов: оценки человеком ситуации, уверенности или неуверенности в своих силах и способностях и т. п.» [5, с. 28].

Далее учёный определяет условия, которые должны быть обеспечены независимо от психологических особенностей субъекта адаптации:

- понимание субъектом новизны и особенностей условий его жизни и деятельности и предъявляемых к нему требований;

- наличие мотивов, побуждающих субъекта изменять своё поведение в соответствии с новой обстановкой;

- наличие минимума знаний и умений, необходимых для ориентации в новой обстановке и выработки адекватного ей поведения;

- соответствие целей и результатов деятельности личности интересам общества, коллектива, группы [5, с. 44].

Рассматривая структуру адаптационных процессов, исследователи различают несколько стадий адаптации, среди которых мы выделяем семь основных:

- психологическая переориентация - осознание необходимости приспособительных действий, появление устойчивой ориентации на изменение поведения в соответствии с изменением среды;

- содержательная переориентация (возникновение понимания сущности отличия новых условий от прежних, получение достаточной информации об изменениях обстановки и вытекающих из этого требованиях);

- первичная (пробная) адаптация (приспособление к новым условиям и ситуациям на основе старого опыта);

- самооценка действий (оценка своих достижений и поведения с точки зрения соответствия новым требованиям);

- накопление нового опыта на основе корректировки деятельности;

- закрепление и развитие положительных элементов деятельности и устранение отрицательных сторон;

- расширение сферы применения нового опыта на другие виды деятельности (новые ситуации) [6].

Вывод. Проведённый нами анализ современного понимания адаптации в аспекте психологических характеристик человека позволит нам рассматривать адаптивные системы образования как социально-ориентированные, обучающие и развивающие модели целенаправленных процессов взаимодействия педагога, обучаемых, источников информации, основным качеством которых является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

Таким образом, адаптивные системы образования включают в себя двуединый процесс, состоящий из приспособления социально-образовательной среды к личности обучаемого и активного включения субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку индивидуального образовательного маршрута.

Библиографический список

1. Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - № 3. - С. 259-263.

2. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов н/Д.: Феникс. - 1998.

3. Карабутина Т. В. Понимание социально-психологической адаптации на современном этапе развития отечественной психологии / Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития : сб. статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 210-211.

4. Колесников К.А. Понятия социализации и адаптации в современной психологии / Advances in Science and Technology : сб. статей VIII Международной научно-практической конференции ; под ред. В. Б. Соловьева. - 2017. - С. 281-282.

5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 44 с.

6. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. - В 4-х тт, 12 кн. / под ред. д-ра пед. наук. И. Подобеда. - СПб.: ИОВ РАО, 2000-2001.

7. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 384 с.

E. A. Noskov, Candidate of Military Sciences, Federal Education and Science Supervision Agency, Moscow city 16, K-51, GSP-4 Sadovaya-Suharevskaya St., Moscow, 127994, Russian Federation

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTIVE EDUCATION SYSTEMS

The article considers some psychological aspects of adaptation and the approaches to the construction of adult education adaptive systems can be defined basing on the mentioned aspects. The author substantiates the provisions of the social and educational environment adaptation to the trainee's personality and the active inclusion of an educational activity subject into the design and development of the individual educational route; the article also covers adaptation processes dependence on the individual's psychological characteristics.

Keywords: adaptive systems, education, adaptation.

References

1. Grigoryeva M. V. The conceptual apparatus of the psychology of personality adaptation. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2014. V. 3. no. 3. рр. 259-263.

2. Karpenko L. A., Petrovskiy A. V., Yaroshevskiy M. G. Kratkiypsikhologicheskiy slovaf [Brief psychological dictionary]. Rostov na Donu. Feniks Publ. 1998.

3. Karabutina Т. V. Understanding socio-psychological adaptation at the present stage of national psychology development. Nauka v sovremennom obshchestve: zakonomernosti I tendentsii razvitiya: Sb. statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chastyakh. 2017. рр. 210-211.

4. Kolesnikov K. A. Concepts of socialization and adaptation in modern psychology. Advances in Science and Technology: Sb. statey VIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2017. pp. 281-282.

5. Kulyutkin Yu. N. Psikhologiya obucheniya vzroslykh. [Psychology of adult learning]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1985. 44 p.

6. Obrazovaniye vzroslykh na rubezhe vekov: voprosy metodologii, teorii I praktiki. [Adult education at the turn of the century: issues of methodology, theory and practice]. In 4 vols, 12 books. Ed. Dr. ped. sciences. I. Podobeda. St. Petersburg: IAO RAO Publ., 2000-2001.

7. Shamova T. I., Davydenko T. M. Upravleniye obrazovatel'nym protsessom v adaptivnoy shkole [Management of the educational process in the adaptive school]. Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ., 2001. 384p.

Поступила в редакцию 4.09.2017 © Е. А. Носков, 2017

Автор статьи: Евгений Алексеевич Носков, кандидат военных наук, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 16, К-51, ГСП-4.

Рецензенты:

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

Е. В. Хохлова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.