Научная статья на тему 'О некоторых аспектах теоретических основ адаптивных систем образования'

О некоторых аспектах теоретических основ адаптивных систем образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
339
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / PEDAGOGY / EDUCATION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Носков Евгений Алексеевич

Рассматривая понятийный аппарат педагогического феномена «адаптивная система образования», мы выделяем ключевое слово «адаптация», в трактовке которого в работах учёных обнаруживается неопределённость. Рассмотрены наиболее часто употребляемые смыслы термина «адаптация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THEORETICAL FOUNDATIONS OF ADAPTIVE EDUCATION SYSTEMS

Considering the conceptual construct of the pedagogical phenomenon “adaptive education system”, we single out the key word “adaptation” but there is an uncertainty in the word’s interpretation found in the works of different scientists. The most frequently used definitions of the term «adaptation» are described.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах теоретических основ адаптивных систем образования»

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37 DOI 10.17238^1998-5320.2017.29.90

Е. А. Носков,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ АДАПТИВНЫХ

СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривая понятийный аппарат педагогического феномена «адаптивная система образования», мы выделяем ключевое слово «адаптация», в трактовке которого в работах учёных обнаруживается неопределённость. Рассмотрены наиболее часто употребляемые смыслы термина «адаптация».

Ключевые слова: адаптация, педагогика, образование, социальная адаптация.

Введение. Постановка проблемы. В современном мире категория «адаптация», скорее всего, имеет междисциплинарный характер и с полным правом может быть отнесена к межнаучному глоссарию.

Происхождение этого понятия восходит к латинскому аёар1аИо, что буквально означает «прилаживание, приноровление» [7].

Впервые этот термин стал использоваться Х. Аубертом в ХУШ веке для описания способности живого организма приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, в более узком смысле - для обозначения изменения чувствительности органов чувств под влиянием раздражителей. В настоящее время это слово используется в таких отраслях знаний, как кибернетика, менеджмент, педагогика, психология, социология, физиология, экономика, андрагогика.

Несмотря на широкую распространённость в различных науках и частое использование понятия «адаптация», выявление общности его содержания является непростой задачей.

По мнению большинства учёных, в широком понятии «адаптация» без уточняющего понятия, представляет собой трудно воспринимаемую абстракцию, однако это определение очень важно, так как его возможность свидетельствует о единстве всех обозначаемых им объективных реальностей и наличии критериев общности. Основная проблема заключается не в раскрытии содержания, а в его адекватности к большому числу применений в научном мире.

В связи с вышесказанным представляется важным провести анализ понятий «адаптация» и «социальная адаптация».

Результаты и их интерпретация. О сложности определения термина «адаптация» свидетельствует значительное число его дефиниций, представленных в научной и справочной литературе. Приведём краткий перечень наиболее часто употребляемых смыслов понятия «адаптация» в науке:

- вид взаимодействия личности или группы с социальной средой, в процессе которого происходит согласование их взаимных требований с учётом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды (Т. Дорохина [4]);

- взаимодействие личности и социальной среды, при котором происходит идентификация целей и ценностей личности и её социального окружения, отождествление себя с коллективом или социальной группой при одновременном самоопределении личности во всём многообразии её индивидуальных особенностей (И. К. Кряжева [6]);

- один из механизмов социализации, позволяющий личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путём стандартизации повторяющихся ситуаций, что даёт возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамического социального окружения (И. А. Милославова [9]);

- направленное воздействие элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления рассогласования взаимодействий (В. П. Петров [12]).

В педагогической науке понятие «адаптация» определяется как процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, её умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях [10].

По А. И. Новикову, адаптация (лат. приспособление) для педагогики - полифункциональное понятие. Оно обозначает способность человека изменять своё поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Эта способность проявляется в сохранении состояния внутреннего равновесия и успешной выживаемости человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах. Способность к адаптации характеризует пластичность и гибкость человеческой психики, её психологическую, социальную, в том числе и профессиональную мобильность. Адаптация также обозначает способность человека вызывать изменения среды под влиянием своих воздействий. Эта способность проявляется, например, в умении человека убеждать других, побуждать их действовать согласно своим взглядам, умении вести людей за собой, а также менять материальное окружение [10].

Адаптация в педагогике - это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую (адаптация ребёнка к школе, адаптация выпускника профессиональной образовательной организации к производству, адаптация студента к вузу). У обучающихся воспитывают адаптивное поведение, то есть приспособление к новым для них условиям жизни, обитания, обучения. На основе идей адаптации разработана адаптивная теория обучения.

Так, по мнению авторского коллектива под руководством Г. И. Царегородцева, «...понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определённом взаимодействии внутренних и внешних условий их существования» [14]. Мы считаем это определение корректным, так как оно содержит принципиально важное положение о том, что адаптация не обеспечивает существование и развитие системы, а только отражает требования внешних и внутренних условий их взаимодействия.

Необходимо отметить, что в педагогику рассматриваемый термин вошёл сравнительно недавно и использовался первоначально исключительно в смысле облегчения (адаптации) текста для изучающих иностранные языки. Употребление слова «адаптация» в смысле «привыкания» и «приспособления» индивида к условиям жизни и деятельности начало внедряться в педагогический словарь одновременно с разработкой понятия «социальная адаптация».

Понятие «социальная адаптация» является весьма широким и включает в себя разнообразные виды адаптации человека к тем или иным сторонам существования, деятельности, требованиям общества. Безусловно, адаптация возникает при изменении условий жизни и деятельности, требующих изменения в поведении человека. Если социализация индивида происходит с разной степенью интенсивности в течение всей его жизни, то адаптация является временным процессом, вызванным нарушением привычного образа жизни и заключающимся в выработке нового поведения в новых условиях. Требование адаптации может быть вызвано отрывом от привычной среды, началом учебной или трудовой деятельности, изменением условий труда, материальных и бытовых условий, экономической и политической обстановки в стране и т. д. Таким образом, процесс адаптации - процесс временный, хотя в течение своей жизни человеку приходится проходить через него много раз.

История изучений адаптации человека явилась практически зеркальным отражением этапов развития научной мысли. Среди первых учёных, кто обратился к проблеме толкования понятия «адаптация», является английский социофилософ Г. Спенсер. Видя общество как «социальный организм», Спенсер распространил на него законы социальной адаптации [13]. В предлагаемой им «теории равновесия» адаптация понимается как устойчивое уравновешивание организма (индивида) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства, улучшение его функционирования.

Нельзя не отметить, что наиболее системно и последовательно социальный подход к рассмотрению адаптации представлен в трудах выдающихся западных социологов Э. Дюркгейма, М. Вебе-ра, Т. Парсонса и Р. Мертона.

Так, по мнению Э. Дюркгейма, адаптация представляет собой приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. Нормы первичны, «позитивны», в то время как человек и его индивидуальное сознание вторичны. Функционально адаптация человека представляет собой процесс усвоения, «интериоризации существующих норм». Любые отклонения от принятия человеком этих норм являются патологией. Отсутствие норм, их «слабость», множественность, расплывчатость - это патология общества. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм не использовал термин «адаптация», его шкала «норма - патология» полностью идентична понятиям адаптации -дезадаптации, а позитивистское понимание адаптации как принятия и слепого усвоения индивидом условий социальной среды соответствовало прямому приспособлению. Полностью игнорировалась роль личности, а адаптация выступала как процесс, противоположный социальному прогрессу [5].

М. Вебер, рассматривая понятие адаптации через призму философии, считал, что нельзя возражать против социально-нормативной детерминации адаптации человека, но он справедливо полагал, что это не единственный и не всегда самый лучший для человека способ. Если социальные нормы совпадают с интересами человека, то он следует им, если нет, то человек их отвергает. Критерием адаптации является рациональность, эффективность в достижении целей [2]. М. Вебер продемонстрировал единство индивидуального и группового уровней адаптации и вскрыл их естественные противоречия. Он показал, что вариативность норм, моделей поведения, способов достижения целей может побуждать индивида к активным творческим действиям. Не социальные нормы создают адаптацию человека, а человек в процессе собственной адаптации оценивает, видоизменяет, развивает социальные нормы. Таким образом, по М. Веберу, адаптация является не просто способом существования человека, но и одним из механизмов социального прогресса. Взгляды М. Вебера положили начало прагматическому подходу к пониманию адаптации. Однако нельзя не отметить, что индивидуализм целей и стремление к максимальной рациональности их достижений, по мнению учёного, нарушают общественное согласие, противопоставляют интересы индивида общественным.

По мнению другого западного социолога Т. Парсонса, индивидуальный рационализм как главный критерий адаптации ведёт к нестабильности, провоцированию социальных конфликтов, в то время как общественный прогресс - это взаимный компромисс, интеграция. Его концепция «равновесного общества» заключается в «балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды» [11]. Таким образом, по Т. Парсонсу, адаптация - это равновесие и стабилизация, общественное спокойствие, в равной степени полезное как для индивида, так и для социума. Взгляды Т. Парсонса соответствовали наиболее распространённому как в социологии, так и в других науках гомеостати-ческому подходу к пониманию адаптации.

Однако, как показал социолог Р. Мертон, общество не может быть равновесным, так как это несовместимо с диалектикой развития. Он считал, что «социальная структура внутренне противоречива и динамична, она подвергается постоянным трансформациям даже в периоды относительной социальной стабильности. Следовательно, и адаптация человека протекает в условиях нестабильности, противоречий и конфликтов. Институционализированные способы достижения целей не всегда ведут к привычному результату. Анемичность общества вновь переводит адаптацию на индивидуальный уровень - у каждого человека имеется свой собственный путь или способ адаптации, адекватный его нормативной организации» [8]. Р. Мертон также разработал классификацию основных способов индивидуальной адаптации применительно как к постановке целей, так и к их достижению, показав, что адаптация человека индивидуально-типична. По его мнению: «то, что является адаптацией для одного человека, в один момент времени может не являться адаптацией для другого человека или другого момента времени при прочих равных или неравных условиях. Социальные законы, нормы помогают человеку в достижении адаптации и одновременно препятствуют ему в этом» [8]. Адаптация, по Р. Мертону, - это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, ведущее к достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, заведомо лишающее человека такой возможности, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него.

Таким образом, адаптация человека в представлениях выдающихся социологов - это категория «нормативности», «рациональности», «сбалансированности», «индивидуальности».

Отечественные специалисты в области социальной психологии М. Р. Битянова [1], И. А. Георгиева [3], Т. Дорохина [4] и другие связывают процессы социальной адаптации с процессом развития. По их мнению, развитие личности, а также и общества, выступает в качестве одного из косвенных факторов социальной адаптации, который необходимо учитывать наравне с остальными факторами. Очевидно, что

социальная адаптация и развитие личности - это два совершенно различных, хотя и взаимосвязанных процесса, каждый из которых реализуется постепенно, но в то же время, самостоятельно. Возможно, с точки зрения удобства описания и исследования, такое разделение вполне приемлемо, но для понимания сути процесса важно исходить из условности подобного искусственного структурирования.

Однако мы считаем, что социальная адаптация и развитие личности - это единый процесс. В этой связи мы допускаем такие интерпретации данного процесса, как «адаптация - это развитие», «адаптация - это механизм развития», «адаптация - это развитие личности в различных условиях или периодах», «адаптация - это функция развития». Адаптация не только учитывает тенденции развития, способствует развитию, очевидно, что она является развитием или его частью, этапом или ступенью развития. Развитие личности выступает главным критерием, итогом, целью социальной адаптации личности и в социальном и в персональном отношениях. Ни один другой показатель, за исключением, пожалуй, удовлетворённости, не имеет для личности краеугольного значения. Только в развитии может проявиться единство и отличность личности от социума, онто-, фило- и социоге-неза. Основным источником, побудительной причиной социальной адаптации личности является не изменение условий окружающей социальной среды, а непрерывное развитие личности.

Этому заключению можно разумно возразить. Развитие личности, а, следовательно, и адаптация, может не соответствовать, а возможно, противоречить социальным нормам, осуществляться нерациональным способом, причинять человеку страдания, разрушать достигнутый баланс между личностью и обществом. Очевидно, что развитие индивида является главным разрушающим фактором во взаимодействии его с социумом. Заметим, что в биологии адаптация уже давно понимается как развитие, имеется даже специальный термин, объединяющий понятия адаптации и развития, - «адаптациогенез» [14].

На наш взгляд, необходимо упомянуть высказывание выдающегося психолога П. С. Кузнецова об адаптационной функции развития. По его мнению: «Традиционные подходы к содержанию процесса адаптации (гомеостаз, приспособление, включение, взаимодействие, рациональность) фактически не выходят за рамки прямого приспособления личности к условиям социальной среды. Определённые перспективы имеют подходы, интерпретирующие адаптацию как удовлетворённость и как развитие» [7].

Однако, помимо большого числа содержательных подходов к этой проблеме, исторически сформировались ещё два общетеоретических, онтологических системных подхода: это адаптация с позиции общества - социоцентрический подход - и адаптация с позиции личности (индивида, человека) - антропоцентрический подход.

Понятия «антропоцентрический», «эгоцентрический», «индивидоцентрический», «человеко-центрический» в нашем исследовании мы будем использовать как синонимы, так как различия между ними в данном контексте не имеют принципиального значения.

Для человека важны неконкретные проявления условий жизни, а соответствие этих условий имеющимся на данном этапе потребностям, так как адаптация не напрямую связана с уровнем развития человека, она лишь показывает, насколько интенсивно реализуется процесс развития в некоторый момент, поэтому адаптация имеет явно выраженный временной характер развития.

Обобщая сказанное, выделим основное содержательное отличие адаптации личности от её развития: адаптация осуществляется в сугубо личностных интересах, в то время как развитие обеспечивает интересы и цели общества и природы в целом. Адаптация отражает успешность существования самой личности, с её собственной точки зрения, в то время как развитие отражает успешность и полезность функционирования личности с позиции природы, например «биологическое развитие», и общества.

Другими словами - развитие личности, развитие индивида невозможно без адаптации.

Вывод. Изучение социально-философских основ адаптации позволило нам выделить такие существенные её характеристики как приспособление личности к социальным нормам, согласование требований с учётом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды, и, что особенно важно в рамках нашего исследования, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Библиографический список

1. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.

2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избр. произв. - М., 1990. - С. 495-546.

3. Георгиева И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985. - 22 с.

4. Дорохина Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории» // Вопросы экономики. - 1994. - № 6. - С. 132-139.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991. - С. 234-240

6. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1980. - 24 с.

7. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности ; под ред. Р. Х. Тугушева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 73 с.

8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - № 2.

9. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия ; под ред. Б.Ф. Парыгина. - Л., 1973. - Вып. 2. - С. 111-120.

10. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

11. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1971. - С. 301-310.

12. Петров В. П. Философия: курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 120 с.

13. Спенсер Г. Сочинения. - СПб., 1898

14. Философские проблемы теории адаптации ; под ред. Г. И. Царегородцева. - М., 1975.

E. A. Noskov, Сап^а!е of Military Sciences, Federal Education and Science Supervision Agency, Moscow city 16, K-51, GSP-4 Sadovaya-Suharevskaya St., Moscow, 127994, Russian Federation

SOME ASPECTS OF THEORETICAL FOUNDATIONS OF ADAPTIVE EDUCATION SYSTEMS

Considering the conceptual construct of the pedagogical phenomenon "adaptive education system", we single out the key word "adaptation" but there is an uncertainty in the word's interpretation found in the works of different scientists. The most frequently used definitions of the term «adaptation» are described. Keywords: adaptation, pedagogy, education, social adaptation.

References

1. Bitjanova M. R. Social'naja psihologija: nauka, praktika i obraz myslej. [Social psychology]. Moscow : JeKSMO-Press Publ., 2001. 576 p. (In Russ.).

2. Veber M. O nekotoryh kategorijah ponimajushhej sociologii. Izbr. proizv. [Some categories of roblemdsive sociology]. Moscow, 1990. рр. 495-546. (In Russ.).

3. Georgieva I. A. Social'no-psihologicheskie faktory adaptacii lichnosti v kollektive: Avtoref. dis. ...kand.psihol.nauk. [Social and psychological factors of personality adaptation in the team]. Leningrad, 1985. 22 p. (In Russ.).

4. Dorohina T. Social'naja adaptacija specialistov k rynochnoj jekonomike: issledovanie metodom «ustnoj istorii». Voprosyjekonomiki. [Social adaptation of specialists to a market economy: research by the method of "oral history". Issues of economics.]. 1994. no.6. 132-139 pp. (In Russ.).

5. Djurkgejm Je. O razdelenii obshhestvennogo truda. Metod sociologii. [The division of social labor. Method of sociology]. Moscow, 1991. 234-240 pp.

6. Kijazheva I. K. Social'no-psihologicheskie faktory adaptirovannosti lichnosti: Avtoreferat dis...kand.psihol.nauk. [Social and psychological factors of personal adaptation]. Moscow,1980. 24 p. (In Russ.).

7. Kuznecov P. S. Adaptacija kak funkcija razvitija lichnosti. [Adaptation as a function of personality development]. Ed. by. R. H. Tugushev. Saratov, SGU Publ., 1991. 73 p. (In Russ.).

8. Merton R. Social'naja teorija I social'naja struktura. [Social theory and social structure]. Sociologicheskie issledovanija. 1992. no. 2. (In Russ.).

9. Miloslavova I. A. Adaptacija kak social'no-psihologicheskoe javlenie. Social'naja psihologija i filosofija. Ed. by B. F. Parygin. [Adaptation as social and psychological phenomenon]. Leningrad, 1973. Ed. 2.111-120pp. (In Russ.).

10. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. Moscow : Izdatel'skij centr IJeT, 2013. 268 p. (In Russ.).

11. Parsons T. Sistema sovremennyh obshhestv. [The system of the modern societies]. Moscow, 1971. 301-310 pp. (In Russ.).

12. Petrov V. P. Filosofija: kurs lekcij. [Phylosophy]. Moscow : VLADOS Publ., 2012. 120 p. (In Russ.).

13. Spenser G. Sochinenija. [Compositions]. St. Petersburg, 1898. (In Russ.).

14. Filosofskie roblem teorii adaptacii. [Philosophical problems of the adaptation theory]. Ed. by. G. I. Caregorodceva. Moscow, 1975. (In Russ.).

Поступила в редакцию 4.09.2017 © Е. А. Носков, 2017

Автор статьи: Евгений Алексеевич Носков, кандидат военных наук, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 16, К-51, ГСП-4.

Рецензенты:

Е. В. Хохлова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.