Научная статья на тему 'Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации'

Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1124
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE / A COPING STRATEGY / PROFESSIONALIZATION / NORMATIVE CRISIS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Анна Геннадьевна

В статье приводится результаты исследования моделей защитного поведения психологов на этапах профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства. На основании результатов исследования определено влияние моделей защитного поведения на специфику прохождения специалистом психологом нормативных кризисов профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Person’s Psychological Protection and Professional Formation Crisis in the Course of Professionalization

The article represents the research results of psychologists’ defensive behaviour models at the stages of professional adaptation, primary and secondary professionalization and professional skills. On these grounds the influence of defensive behaviour models on a specific character of the expert psychologist going through the normative crisis of the professional development is described.

Текст научной работы на тему «Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации»

УДК 159.922

А. Г. Петрова

Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления

в процессе профессионализации

В статье приводится результаты исследования моделей защитного поведения психологов на этапах профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства. На основании результатов исследования определено влияние моделей защитного поведения на специфику прохождения специалистом психологом нормативных кризисов профессионального становления.

Ключевые слова: психологическая защита, механизмы психологической защиты, копинг стратегии, профессионализация, нормативные кризисы профессионального становления.

А. G. Petrova

A Person's Psychological Protection and Professional Formation Crisis in the Course of Professionalization

The article represents the research results of psychologists' defensive behaviour models at the stages of professional adaptation, primary and secondary professionalization and professional skills. On these grounds the influence of defensive behaviour models on a specific character of the expert psychologist going through the normative crisis of the professional development is described.

Key words: psychological defense, mechanisms of psychological defense, a coping strategy, professionalization, normative crisis of professional development.

Исследование кризисов профессионального становления личности неразрывно связано с изучением процесса профессионализации в целом [1]. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, изменениями способов выполнения деятельности (Л. И. Анцыферова, Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.). Проблема кризисов профессионального становления широко представлена в зарубежной и отечественной литературе: описаны нормативные кризисы, выделены фазы кризисов, сформулированы конструктивные и неконструктивные способы выхода из кризиса (Э. Ф. Зеер, Ю. П. Поваренков, В. Е. Орел, Э. Э. Сыманюк, Н. С. Пряжников, Г. Шихи, Б. Ливехуд и др.). Как правило, в данных работах объяснительным конструктом возникновения кризисов является противоречие между возникающими профессиональными потребностями и реальной профессиональной ситуацией. Однако остается открытым вопрос о природе и механизмах формирования конструктивных и деструк-

тивных способов выхода из кризисов профессионального развития. Основываясь на том, что психологическая защита встроена в структуру личности профессионала [6], выполняет функцию регулятора как деятельности, так и процесса формирования личности профессионала, можно предположить, что психологическая защита также влияет на преодоление профессиональных кризисов.

Цель работы заключалась в исследовании особенностей системы психологической защиты как мощной регуляционной системы на различных этапах профессионализации у специалистов психологов и в выявлении характерных для различных этапов профессионализации комплексов защитного поведения, способствующих конструктивному и (или) деструктивному выходу из профессиональных кризисов. В качестве этапов профессионального развития выделены: этап профессиональной адаптации (стаж от 0 до 5 лет), этап первичной профессионализации (стаж от 5 до 10 лет), этап вторичной профессионализации (стаж от 10 до 20 лет), этап мастерства (стаж от 20 лет и более). [1] Объект исследования - специалисты-психологи, находящиеся на различных этапах профессионального развития.

© Петрова А. Г., 2011

Предмет исследования - специфика системы психологической защиты личности у специалистов-психологов на различных этапах профессионального развития. Общая эмпирическая гипотеза исследования состояла в предположении существования специфических моделей защитного поведения специалиста-психолога на различных этапах профессионального развития.

Эмпирическое исследование специфики психологической защиты в процессе профессионализации осуществлялось посредством следующего диагностического комплекса: методика измерения уровня рефлексивности личности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой, оригинальная методика на диагностику психологических механизмов защиты, опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман); пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста), опросник «Самоактуализаци-онный тест», диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой (Н. П. Фе-тискин). Для обработки эмпирических данных применялся пакет корреляционного анализа программы 81а1а8йса 6.0. Выборка составила 240 специалистов психологов со стажем от года до 30 лет, возраст респондентов - от 21 до 56 лет. На основании проведенного корреляционного исследования выявлены положительные и отрицательные корреляционные связи между механизмами психологической защиты и коппинг стратегиями на уровне значимости 0,001. На основе анализа данных для каждого этапа профессионального развития были описаны специфические особенности защитного поведения.

1. Этап профессиональной адаптации. Защитное поведение на данном этапе представлено четырьмя моделями: «Эмоциональной» (образована защитными механизмами смещение, компенсация, рационализация и регрессия), «Изоляционной» (образована копинг стратегиями - избегание, отвлечение, социальное отвлечение, и механизмом вытеснение), «Креативной» (образована защитными механизмами сублимация и отрицание), «Проекционной» (образована защитным механизмом - проекцией).

Переживание кризиса профессиональных экс-пектаций выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Существуют два варианта разрешения кризиса: конструктивный - активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобре-

тению опыта работы; деструктивный - увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное выполнение профессиональных функций. Анализ поведенческих проявлений выявленных моделей защитного поведения показал, что в основе каждого из вариантов выхода из кризиса лежит определенная модель защитного поведения. Основываясь на результатах исследования, можно утверждать, что «Эмоциональная модель» защитного поведения обеспечивает конструктивный выход из кризиса профессиональных экспектаций, так как только у данной модели выявлена корреляционная связь с критерием эффективности деятельности (параметр «Удовлетворенность трудом») [4], которая свидетельствует о благоприятном прохождении кризиса. Соответственно, активизация «Изоляционной» и «Проекционной» моделей защитного поведения специалиста-психолога могут стать основой неконструктивного выхода из профессионального кризиса, а именно - уход из профессии, избегание ответственности, недобросовестное выполнение обязанностей, оправдываемое перекладыванием ответственности на других. «Креативная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.

2. Этап первичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение» и «Избегание» и личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость» («Регрессивная» модель); модель, включающая механизмы «Рационализация», «Формирование реакции», «Сублимация», «Вытеснение» («Реакционная» модель); модель, включающая механизмы «Отрицание» и «Компенсация» («Компенсационная» модель).

На основе анализа моделей защитного поведения, характерного для данного этапа, были выявлены стратегии как препятствующие конструктивному прохождению кризиса профессионального роста, характерного для данного периода, так и способствующие успешному разрешению данного кризиса. «Компенсационная» модель защитного поведения, ориентированная на отрицание тревожащей информации и поиск способов компенсации вне профессиональной деятельности, в силу отсутствия связи с параметрами эффективности деятельности способствует реализации непродуктивных способов решения конфликта, а именно компенсация профессио-

Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации

нального роста досуговыми видами деятельности. «Реакционная» модель актуализируется не осознано, в ее состав входят механизмы онтогенетически более поздние и когнитивно сложные, способствующие применению нестандартных решений в сложных ситуациях [3]. Таким образом, данная модель является адаптационной основой для реализации ответственных задач на высоком профессиональном уровне. «Регрессивная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.

3. Этап вторичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: модель, включающая механизмы «Регрессия», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», и личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость» («Эмоционально-регрессионная» модель); модель, включающая механизмы «Формирование реакции», «Отрицание», «Проекция», «Рационализация», копинг стратегии: «Решение задачи», «Избегание», «Отвлечение», «Социальное отвлечение», личностную характеристику «Самоконтроль» («Рациональная» модель); модель, включающая механизмы «Сублимация», «Вытеснение», «Компенсация» («Коммуникационная» модель).

«Эмоционально-регрессионная» модель поведения предполагает сознательное проявление эмоциональных реакций, инфантилизацию поведения с целью переноса ответственности, инициативы на партнера. «Рациональная» модель защитного поведения объединяет в себе многочисленные защитные механизмы, а также копинг стратегии, обеспечивая поливариативное поведение в сложных ситуациях. Эта модель актуальна и в повседневной жизни специалиста психолога, так как при ее реализации одним из вариантов снятия напряжения является переключение на иные сферы жизни (отвлечение), а также активизация социальных контактов. Особенностью модели является ориентация на активное решение вопросов в тревожащей ситуации, что создает основу для самовыражения и самоактуализации, и в конечном итоге благоприятно отражается на эффективности профессиональной деятельности. «Коммуникационная модель» действует как модель-антагонист по отношению к «Эмоционально-регрессионной». Проявление «Коммуникационной» модели способствует реализации поливариативных стратегий в процессе коммуникации.

На основе анализа моделей защитного поведения установлено, что «Коммуникационная» и

«Рациональная» модель создают основу для конструктивного прохождения кризиса профессиональной карьеры, так как способствует сохранению позитивной «Я-концепции», а также создает предпосылки для творческой реализации, что является необходимым для перехода на новую стадию - стадию мастерства. Реализация «Эмоционально-регрессионной» модели может привести к непродуктивным способам выхода из кризиса (увольнение, уход из профессии и т. д.).

4. Этап мастерства. Защитное поведение на данном этапе представлено двумя моделями: «Поливариативная» модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», «Сублимация», «Вытеснение», «Отрицание», «Рационализация», «Формирование реакции», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение», «Решение задачи», «Избегание», личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость»; модель, образованная защитным механизмом «Компенсация» - «Компенсирующее поведение».

Внутри «Поливариативной» модели на основании обратных корреляционных связей между параметрами можно выделить два защитных комплекса. Один из них представлен защитными механизмами «Проекция», «Рационализация», «Формирование реакции», «Регрессия», «Вытеснение», «Смещение», «Сублимация», копингом «Решение задачи» и личностной характеристикой «Эмоциональная устойчивость». Действие этого комплекса в большей мере не осознается субъектом и направлено на решение внутренних личностных конфликтов. Особенностью периода мастерства является активное участие рефлексивных процессов в осуществление профессиональной деятельности, что проявляется в постоянном анализе субъектом своего состояния, мо-тивационной направленности, который выявляет нежелательные аспекты личности и поведения профессионала. Таким образом, включение бессознательных форм защит способствует сохранению благоприятного образа «Я». Второй комплекс данной модели представлен защитным механизмам «Отрицание» и копинг-стратегиями «Отвлечение», «Социальное отвлечение» и «Избегание». Благоприятный образ «Я» поддерживается за счет либо игнорирования противоречащей ему информации, либо избегания подобных ситуаций [5]. Описанные комплексы имеют антагонистический принцип работы. «Поливариативная» модель обеспечивает регуляционную функцию всей системы профессионально важ-

ных качеств психолога на этапе профессионального мастерства и обеспечивает конструктивное решение профессионального кризиса социально-профессиональной самоактуализации, так как способствует поиску творческих решений и самовыражению.

Модели, образованная защитным механизмом «Компенсация» - «Компенсирующее поведение». В ходе исследования не выявлено связей этого механизма ни с одним параметром блоков ПВК и критериями эффективности профессиональной деятельности. На основании этого можно сделать вывод о реализации защитного поведения вне профессиональной деятельности. Этап мастерства, как правило, связан с завершением профессиональной деятельности. Следовательно, актуализация данного механизма, его автономная работа, указывает на поиск специалистом форм активности, заменяющих профессиональную деятельность. Модель защитного поведения «Компенсирующее поведение» является основой для благополучного разрешения одного из профессиональных кризисов данного этапа - «Кризис утраты работы».

Таким образом, анализ регуляционных блоков профессионально важных качеств на различных этапах профессионального развития специали-

стов психологов позволил выявить специфические модели защитного поведения, а также оценить характер их участия в прохождении нормативных кризисов профессионального становления.

Библиографический список:

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал - 1997. -Т. 18. - № 6. - С. 35-44.

2. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. - 2002. - № 4 (32). - С. 194-203.

3. Киршбаум, Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита [Текст] / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. - М. : Смысл, 2000. - 181 с.

4. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е. С. Романова. - СПб. : Речь, 2002. - 416 с.

6. Субботина, Л. Ю. Психология защитного поведения [Текст] : моногр. / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : ЯрГУ, 2006. - 220 с.

Психологическая защита личности и кризисы профессионального становления в процессе профессионализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.