Научная статья на тему 'Особенности проявлений защитно-совладающего поведения у учащихся православной школы'

Особенности проявлений защитно-совладающего поведения у учащихся православной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕСС / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / COPING STRATEGIES / STRESS / BEHAVIOR / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булгакова Дина Александровна

В статье рассмотрены особенности проявления защитно-совпадающего поведения у учащихся в православных школах на примере Иркутской православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Данная статья будет интересна специалистам в области психологии религии, педагогической и медицинской психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булгакова Дина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of defensive and coping-Behavior of orthodox school students

The article describes the peculiarities of defensive and coping behavior among students in Orthodox schools on the example of Nativity of the Blessed Virgin Mary Irkutsk Orthodox girls' school. It can be of use for experts in psychology of religion, educational and medical psychology.

Текст научной работы на тему «Особенности проявлений защитно-совладающего поведения у учащихся православной школы»

ся тем, что данная стратегия является самой неконструктивной и зависит от наличия у наших испытуемых определенного набора личностных качеств.

Литература

1. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 52-59.

2. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У Бау-менна. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.

3. Корытова ГС. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006. - 292 с.

4. Крюкова Т.Л. Несовладающее поведение взрослых и детей, или Парадоксы социально-психологической адаптации в семье // Психология и практика: сб. науч. трудов / отв. ред. В.и. Кашницкий. - Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. Вып. 3- С. 7-14.

5. Мещеряков И.А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования URL:http://fpo.ш/pp/me izich.html

6. Мирзаянова Л.Ф. Адаптивные кризисы, переживаемые студентами в период вхождения в профессиональное образование и педагогическую деятельность // Психология обучения. - 2007. - № 4. - С. 4-18.

7. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

8. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 74-86.

Улезко Елена Николаевна - ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: ulesko3105@rambler.ru

Ulezko Elena Nikolaevna - assistant of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: ulesko3105@rambler.ru

УДК 88.58 Д.А. Бутакова

особенности проявлений защитно-совладающего ПОВЕДЕНИЯ у учащихся православной школы

В статье рассмотрены особенности проявления защитно-совладающего поведения у учащихся в православных школах на примере Иркутской православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Данная статья будет интересна специалистам в области психологии религии, педагогической и медицинской психологии.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, стресс, модели поведения, адаптация.

D.A. Butakova

peculiarities of defensive and coping-behavior of orthodox school students

The article describes the peculiarities of defensive and coping behavior among students in Orthodox schools on the example of Nativity of the Blessed Virgin Mary Irkutsk Orthodox girls’ school. It can be of use for experts in psychology of religion, educational and medical psychology.

Key words: psychological defense, coping strategies, stress, behavior, adaptation.

В современных условиях к адаптивным возможностям психики предъявляются повышенные требования. Увеличивается число стрессовых факторов, к которым можно отнести экономические кризисы и преобразования, агрессивный информационный поток СМИ, падение нравственной культуры общества, трансформацию института семьи, превалирование у подростков компьютерного «общения» над общением со сверстниками и др. Все это может приводить к увеличению дезадаптации, особенно в подростковом возрасте. Для преодоления кризисных или жизненно трудных ситуаций индивид прибегает к защитно-совладающему поведению, которое включает

в себя неосознаваемые защитные механизмы и осознаваемые копинг-стратегии (Е.И. Чехлатый, Н.В. Веселова, 1992). Последние направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, а процессы защиты - на смягчение психического дискомфорта (Б.Д. Кар-васарский). По определению В.А. Ташлыкова, защитные механизмы - это адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохранение от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений [2]. Копинг-поведение С.К. Нартова-Бочавер определяет как индивидуальный способ

взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1].

В 2009 г. нами было проведено исследование, целью которого стал анализ механизмов психологической защиты и совладающего поведения у учащихся Иркутской православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В исследовании приняло 65 учениц, обучающихся с 6 по 10 класс. Для изучения копинг-поведения были применены «Методика для психологической диагностики копинг-механизмов» (Тест Хейма) и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» - SACS (по С. Хобфоллу). Психологические защиты изучались с помощью методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко. Для проведения диагностики создавалась доверительная атмосфера между экспериментатором и группой испытуемых. Психолог проводил работу, направленную на то, чтобы заинтересовать обследуемых в правдивости собственных ответов. Каждый опрашиваемый получал текст опросника и бланк регистрации ответов. Исследователь зачитывал инструкцию, убеждался, что опрашиваемые ее поняли, и при необходимости вносил дополнительные объяснения в порядок работы.

Методика Е. Хейма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Также изучаемые копинг-стратегии разделяются на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Суммарные показатели всех используемых копинг-стратегий девочками свидетельствуют о том, что только треть (33%) из выбираемых копинг-стратегий являются неадаптивными, большая же часть - адаптивные (38 %) и относительно адаптивные (29%). Опишем все вышеуказанные варианты копинг-поведения, характерные для исследуемой группы, суммарные показатели значений по методики представлены на рисунке 1. В целом из всех адаптивных копинг-стратегий эмоциональные используются чаще (у 57 учениц из 65). Примечательно, что 41 ученица (63%) в качестве копинг-стратегии выбирает оптимизм - эмоциональное состояние, которое связанно с уверенностью в наличии выхода из любой, даже самой сложной ситуации. Адаптивные варианты копинг-поведения среди когнитивных копинг-стратегий встречаются также достаточно часто - в 50 случаях. Из них чаще применяется

проблемный анализ и сохранение самообладания

- это те формы поведения, которые направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди поведенческих копинг-стратегий адаптивные чаще всего проявляются в обращении за помощью к людям, способным помочь советом, эту копинг-стратегию выбрало 22 ученицы, что составляет 34% от всех испытуемых.

Конструктивность относительно адаптивных вариантов копинг-поведения зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Самыми часто применяемыми копингами из относительно адаптивных являются поведенческие, а именно компенсация и отвлечение, т.е. стремление к временному отходу от решения проблемы с помощью успокоительных средств: погружение в любимое дело, путешествия, исполнение заветных желаний. Из когнитивных относительно адаптивных копинг-стратегий часто используется религиозность (29% учениц) и относительно часто (22%) - придача смысла, этим формам поведения характерны придание особого смысла преодолению трудностей, вера в Бога, стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Редко используются из относительно адаптивных вариантов копинг-поведения эмоциональные копинг-стратегии. Девочкам мало характерно поведение, направленное на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным реагированием (12%) и передачей ответственности по разрешению трудностей другим лицам (17%).

Что касается неадаптивных вариантов копинг-поведения, то из них чаще всего встречаются эмоциональные, большей частью - подавление эмоций (38%), остальные неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии (покорность, самообвинение, агрессивность) встречаются реже 14%, 11%, 20% соответственно. Неадаптивные когнитивные копинг-стратегии, а именно смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование (пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей), ученицы выбирают относительно редко - 23% (диссимуляция), 20% (игнорирование) и редко - 12% (растерянность), 9% (смирение). Чаще девочки выбирают отступление (32%), которое относится к неадаптивным поведенческим копинг-стратегиям, и относительно редко выбирают активное избегание (20%).

□ П ■ К

□ Э

60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Суммарные показатели значений методики для психологической диагностики копинг-механизмов (Тест Хейма)

* Здесь и далее приняты следующие обозначения: для вариантов копинг-поведения: А - адаптивные, ОА - относительно адаптивные, Н - неадаптивные; для видов копинг-стратегий: К - когнитивный, П - поведенческий, Э -эмоциональный.

Для исследования частоты встречатых: цу (табл. 1) и проранжированы в порядке возрас-

копинг-стратегий данные были занесены в табли- тания

Таблица 1

Суммарные показатели для каждой копинг-стратегии (Тест Хейма)

1* 2 3 4

5 Относительность ОА К

6 Смирение Н К

7 Установка собственной ценности А К

7 Конструктивная активность ОА П

7 Самообвинение Н Э

8 Растерянность Н К

8 Эмоциональная разрядка ОА Э

9 Альтруизм А П

9 Сотрудничество А П

9 Покорность Н Э

11 Пассивная кооперация ОА Э

13 Игнорирование Н К

13 Активное избегание Н П

13 Агрессивность Н Э

14 Придача смысла ОА К

15 Диссимуляция Н К

16 Протест А Э

19 Религиозность ОА К

20 Проблемный анализ А К

21 Отступление Н П

22 Обращение А П

23 Сохранение самообладания А К

24 Компенсация ОА П

25 Отвлечение ОА П

25 Подавление эмоций Н Э

41 Оптимизм А Э

Примечание: * 1 - Кол-во испытуемых, выбравших данную копинг-стратегию, 2 - название копинг-стратегии, 3 - «адаптивность» копинг-стратегии (А - адаптивная, ОА - относительно адаптивная, Н - неадаптивная), 4 - вариант копинг-стратегии (К - когнитивный, П - поведенческий, Э -эмоциональный)

Из таблицы видно, что распространенными (не менее 30% от общего числа испытуемых) копинг-стратегиями являются подавление эмоций, отвлечение, компенсация, сохранение самообладания, обращение, отступление, проблемный анализ. Из них только 2 являются неадаптивными копинг-стратегиями, 2 - относительно адаптивными и 4 - адаптивными.

Суммарные показатели опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» свидетельствуют о том, что изучаемые с помощью данной методики копинг-стратегии распределились примерно одинаково между всеми испытуемыми

и варьируются в диапазоне от 10 до 13%. Для наглядности данные представлены в таблице 2.

Проведем анализ каждой модели поведения по степени выраженности. Итак, уверенные, независимые действия в высокой степени выраженности характерны 15% испытуемым, у большинства она выражена в средней степени - 54%, у трети испытуемых - в низкой (31%). Вступление в совместный контакт проявляется в высокой степени у 23%, в средней - у 40%, в низкой - у 37% испытуемых. Поиск социальной поддержки характеризуется в высокой степени у 48%, в средней

- 28% и низкой - 25%.

Таблица 2

Суммарные показатели опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций»

- SACS (по С. Хобфоллу)

№ Стратегии преодоления Модель поведения (действия) Сумма показателей %

1 Активная Уверенные независимые действия 1254 11

2 Просоциальная Вступление в социальный контакт 1465 13

3 Просоциальная Поиск социальной поддержки 1464 13

4 Пассивная Осторожные действия 1276 11

5 Прямая Импульсивные действия 1200 10

6 Пассивная Избегание 1156 10

7 Непрямая Манипулятивные действия 1257 11

8 Асоциальная Асоциальные действия 1172 10

9 Асоциальная Агрессивные действия 1323 11

□ миролюбие

□ избегание

□ агрессия

Рис. 2. Суммарные показатели значений методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко

Последние две модели поведения образуют просоциальную стратегию преодоления, если обратиться вновь к таблице 2, то можно увидеть, что она занимает несколько большую долю из числа всех стратегий преодоления - 13%. Осторожные действия в средней степени выраженности характерны для большинства (60%), в высокой - 17%, низкой - 23%. Избегание сильно выражено для данной группы испытуемых; высокая степень выраженности у 54% испытуемых, средняя - 31%, низкая - 15%. Осторожные действия и избегания относятся к пассивной стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Импульсивные действия также достаточно характерны для этой группы, у 40% высокая выраженность, у 38% - средняя и у 22% - низкая. А манипулятивные действия выражены в меньшей степени - высокая у 22%, средняя у 42% и низкая у 37%. Асоциальные действия в высокой степени характерны для 34% испытуемых, в средней - для 40% и низкой - для 26%. Агрессивные действия выражены наиболее ярко, высокая степень отмечается у 71% испытуемых, средняя у 18%, низкая у 11%.

Данные методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко показывают, что в целом изучаемые механизмы психологической защиты распределяются между ученицами в относительно равной степени (рис. 2), миролюбие - 28%, избегание - 33%, агрессия - 39 %. Обнаружена тесная прямая зависимость между выраженностью у испытуемых агрессии как механизма психологической защиты и степенью выраженности асоциальных (г=0,61)* и агрессивных (г=0,62) моделей поведения. Данные результаты свидетельствуют о том, что чем чаще неосознанно используется агрессия как механизм психологической защиты,

тем чаще применяются и осознанные асоциальные и агрессивные действия. И наоборот, чем реже прибегает индивид к агрессии неосознанно, тем меньше возможность проявления такого поведения сознательно.

Таким образом, можно сделать вывод, что ученицы гимназии в трудных жизненных ситуациях чаще используют адаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии. Для них из адаптивных стратегий наиболее характерны оптимизм, сохранение самообладания, обращение (за помощью), из относительно адаптивных - относительность, придача смысла, религиозность, из неадаптивных - подавление эмоций и отступление. У учениц преобладают следующие модели поведения: осторожные действия, избегание, асоциальные, агрессивные действия, уверенные независимые действия, поиск социальной поддержки. В большинстве случаев они действуют прямо, а не пытаются манипулировать. Доминирующих механизмов защиты для данной выборки не выявлено.

Данное исследование было проведено в рамках диссертационной работы, в которой предполагается сравнительный анализ защитно-совладающего поведения у учащихся светских и православных школ.

Литература

1. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С.20-30.

2. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: пособие для врачей. - СПб., 1992.

3. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. - Саратов, 2005. - С. 10-18.

Бутакова Дина Александровна - аспирантка кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: but-dina@yandex.ru

Butakova Dina Alexandrovna - post-graduate student of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail:but-dina@yandex.ru

* корреляционный анализ по Пирсону (при p < 0,05)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.