Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТАЖ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Кубанов Ахмат Рашидович, Алиева Анжелла Муратова

В статье рассмотрены основные психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел стажем службы. Выделены спецефические особенности, связанные со стажем профессиональной деятельности, описан комплекс личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающий психологичекую устойчивость и профессиональную безопасность в условиях риска для жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семенова Файзура Ореловна, Кубанов Ахмат Рашидович, Алиева Анжелла Муратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STABILITY AS A PROFESSIONAL QUALITY OF AN EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS

The article deals with the main psychological characteristics of the personality of an employee of the internal affairs bodies with service experience. The specific features associated with the experience of professional activity are highlighted, the complex of personal qualities of employees of the internal affairs bodies is described, which ensures professional safety in conditions of risk to life.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

6. Ларченко Н.А. Буллинг - причины, формы, профилактика: методический материал [Электронный ресурс]. Волгоград, 2015. - 23 с. Режим доступа: http://docplayer.ru/27581035-Bulling-prichinyformy-profilaktika.html

7. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ. - 2011. №6 (108). - С. 151-154.

8. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 30 с.

9. Усынина Т.П. Характеристика самоотношения в подростковом возрасте // Научно-издательский центр «Открытое знание». - 2019. - С. 195-201.

Психология

УДК 159.99

доктор психологических наук, профессор Семенова Файзура Ореловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); аспирант 4 года обучения факультета психологии и социальной работы Кубанов Ахмат Рашидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Алиева Анжелла Муратова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассмотрены основные психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел стажем службы. Выделены спецефические особенности, связанные со стажем профессиональной деятельности, описан комплекс личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающий психологичекую устойчивость и профессиональную безопасность в условиях риска для жизни.

Ключевые слова: сотрудник органа внутренних дел, личностные качества, стаж службы, профессиональная безопастность.

Annotation. The article deals with the main psychological characteristics of the personality of an employee of the internal affairs bodies with service experience. The specific features associated with the experience of professional activity are highlighted, the complex of personal qualities of employees of the internal affairs bodies is described, which ensures professional safety in conditions of risk to life.

Keywords: employee of the internal affairs body, personal qualities, length of service, professional safety.

Введение. В современных условиях реформирования правоохранительной системы РФ возникает проблема ревизии системы кадровой политики в целом и оптимизации системы психологического сопровождения и поддержки процесса прохождения службы сотрудниками полиции. Все это требует исследования психологических качеств, связанных с успешностью адаптации личности к условиям правоохранительной деятельности, личностных особенностей в зависимости от стажа профессиональной деятельности, так как учет индивидуально-психологических характеристик и особенностей профессионализации позволяет не только оптимизировать процесс комплектования, но и прогнозировать успешность вхождения специалиста в профессиональную деятельность.

Изложение основного материала статьи. Под воздействием профессионального труда, в пространстве профессионального взаимодействия личность активно развивается, меняются личностные особенности и качества[6]. В зависимости от стажа работы у субъекта профессиональной деятельности одни качества (личностные и профессиональные) меняются сильнее, другие менее подвержены воздействию извне.

Исходя из специфики профессии у сотрудников ОВД в зависимости от срока службы наиболее подвержено трансформациям и изменениям «психологическая устойчивость» и «личная профессиональная безопасность». Личностная профессиональная безопасность рассматривается как формирование установки на выживание, как готовность и склонность сотрудника органов внутренних дел к целенаправленной, надежной и направленной на самозащиту формы осуществления профессиональной деятельности. Ее реализация зависит от личностных качеств субъекта профессиональной деятельности, от сформированности исполнительской деятельности [7].

Личностная профессиональная безопасность включает три компонента: познавательный (осознание реальности возникновения опасных ситуаций в профессиональной деятельности и знания тактики безопасного поведения в процессе реализации профессиональных задач), эмоционально-оценочный (внутренний настрой на безопасные формы поведения) и поведенческий (готовность к выбору и реализации стратегии безопасного поведения в профессиональной деятельности).

Формирование устойчивой установки на выживание у сотрудников органов внутренних дел предусматривает одновременное формирование готовности к адекватному и мотивированному риску, преодолению чувства страха, а также развитие способности к прогнозированию и бдительности в поведении. Страх может иметь парализующий эффект на волевые процессы, провоцируя хаотичные действия [3]. Он может проявляться в разных формах - от опасений, страха, испуга до ужаса, что приводит к потере целеустремленности в поведении, доминирующего стремление скрыться от источника опасности.

Страх базируется на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер , поэтому только признав его нормальной реакцией на опасную ситуацию, можно научиться управлять им. Страх проявляется как неосознанная реакция [2]. Соответственно, чем дольше работает человек в органах, тем успешнее он справляется с чувством страха. Постепенно человек избавляется от чувства страха перед самой

возможностью бояться (настоящая храбрость проявляется у людей, которые легко признают свой страх, что позволяет им эффективно действовать в реальных условиях опасности). Кроме того, вероятность верных действий существует при условии четкого осознания опасности и планирования адекватных мер по решению ситуации.

В органах внутренних дел с личным составом проводится систематическая работа по развитию силы духа, учат управлять чувством страха. Всему этому способствует воспитание и овладение специальными психотехническими приемами управления страхом [11. Обеспечению профессиональной безопасности в условиях риска для жизни способствуют наличие комплекса личностных качеств, среди которых ученые, которые проводили теоретические и практические исследования выделяют: четкое осознание целей профессиональной деятельности (знать ради чего рисковать жизнью); профессиональная подготовленность (знание и умение эффективно действовать в ситуациях экстремального характера);устойчивость к воздействию стрессовых факторов (наличие необходимых психофизиологических свойств, сформирована профессионально-психологическая готовность к действиям в критических ситуациях);уверенность в себе при решении профессиональной задачи;уверенность в надежности снаряжения, технических средств, т.е. техническое сопровождение профессиональной деятельности; решительность (способность быстро принимать верное решение);эффективность в действиях, способность к антиципации (предвосхищения) результата своих действий; эмоциональная устойчивость: способность регулировать собственное психоэмоциональное состояние в экстремальных ситуациях;способность к командному взаимодействию, эффективным согласованным действиям в условиях выполнения задач группового характера; готовность к оправданному риску [4, 51.

Характерным для экстремальных ситуаций часто бывает неверное «дозирование» своих усилий. Так, специалисты по огневой подготовке отмечают феномен «конвульсивной хватки» оружия, которая возникает при применении огнестрельного оружия. Этот феномен выражается в очень прочном удержании пистолета и нажима на спусковой крючок с трудом, что приводит к возникновению интенсивного тремора и резкого движения рук при нажатии на спусковой крючок [81.

Происходит ослабление волевых процессов. Становится сложнее выполнять деятельность, требующая задействования эмоциональных, умственных или физических резервов. Так, в деятельности сотрудников органов внутренних дел значительное количество ложных вызовов в течение дежурства в начале дежурства вызывает состояние мобилизационной готовности, а в конце дежурства приводит в раздраженное состояние и снижает бдительность [91. Также может наблюдаться снижение значимости ценностных ориентаций. Моральные и материальные ценности, которые были ранее значительными, кажутся ненужными, цели, которые вдохновляли, - малозначимым или ложными.

Длительный стресс, который сопровождает профессиональную деятельность сотрудников ОВД может усилить готовность подчиняться внешним указаниям, склонность согласовывать свои действия с директивной информацией, которая может приводить к пассивности. Особенно опасным является реализация указанного феномена в формах повышенной агрессивности или преувеличения опасности, может обусловить ситуацию неадекватного применения сотрудниками органов внутренних дел средств принуждения при выполнении профессиональных задач.

Теряются творческая способность, адекватное понимание того, что происходит; поведение становится шаблонным и не полностью соответствует обстоятельствам. При росте интенсивности действия стрессовых факторов начинают появляться ошибки даже в отработанных умениях и навыках; результативность деятельности быстро уменьшается. Может также развиваться склонность к неприятию любых изменений (новых указаний руководителя, просьбы партнера, изменений в оперативной информации). В результате в стрессовых, критических условиях сотрудник органов внутренних дел бессознательно может игнорировать определенную информацию. Важно формировать актуальные компетенции, соотносящиеся с реальными запросами практики у будущих и действующих сотрудников ОВД [10].

Такие явления могут возникают в деятельности молодых сотрудников, а также в коллективах и в недостаточно подготовленных группах. Однако, кроме негативного влияния экстремально-психологические факторы осуществляют и положительное влияние на психику бойца, при условии достаточного уровня его нравственной и профессионально-психологической подготовленности.

Так, в подразделениях с высоким уровнем подготовленности наблюдаются положительный морально-психологический климат, оптимистический настрой, взаимоотношения построены в соответствии с профессиональными интересами, наблюдается взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимная поддержка, проявляется чтение профессиональных традиций и др. [4].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с риском для жизни, осуществляется в напряженных, сложных и быстро меняющихся условиях, поэтому важное значение приобретает наличие сформированной психологической устойчивости бойцов к стрессовым факторам в условиях выполнения профессиональных задач.

Психологическая устойчивость является комплексной характеристикой, синтезом отдельных качеств и способностей, позволяющих личности противостоять неблагоприятным психологическим обстоятельствам при решении профессиональных задач и не снижать работоспособность под их влиянием. Она поддерживается внутренними и внешними ресурсами (факторами) [41.

Среди внутренних или личностных факторов, обуславливающих психологическую устойчивость рассматривают, в первую очередь, сознание, то есть понимание и ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения, отсутствие иррациональных идей и жизненных принципов, установку на возможность распоряжаться собственной жизнью, веру в возможность достижения поставленных целей и тому подобное. Также развита волевая саморегуляция, способность к преодолению трудностей, устойчивость групповых ролей, стабильный и достаточно высокий статус в социуме. К внутренним ресурсам относится и самооценка, которая выражается в адекватном отношении к себе, согласованности Я-реального и Я-идеального, уверенность в себе и чувстве независимости.

В качестве внешних факторов психологической устойчивости выступают факторы социальной среды, поддерживающие уровень самооценки личности, способствующие его самореализации, сохраняющие адаптивный потенциал и энергетические ресурсы. Это может быть помощь и поддержка со стороны социального окружения, близких и друзей, коллег по работе.

В тех случаях, когда факторы социальной среды поддерживают достаточно высокую самооценку, адаптивный потенциал и энергетические ресурсы организма, способствуют самоактуализации. Все, выше перечисленное, способствует более высокому уровню психологической устойчивости, надежности и работоспособности полицейского. Если же социальные факторы действуют негативно, то снижаются адаптивные возможности и энергетический потенциал, ограничивают самореализацию, лишают эмоциональной поддержки, тогда они снижают психологическую устойчивость, вызывающих возникновение состояний дезадаптации.

Профессиональная адаптация тесно связана со всеми уровнями психологической устойчивости, требуя для этого поддержание психологического гомеостаза и целенаправленного поведения (психический уровень адаптации) [6].

Следует также отметить, что профессиональная адаптация сотрудника органов внутренних дел так же определяется стрессовым характером правоохранительной деятельности. Стрессовые ситуации обусловлены экстремальным и напряженным характером самой правоохранительной деятельности и, в частности, связанные с динамичностью развития событий, необходимостью быстрого принятия решений, особенно в случаях повышенной ответственности за правовые последствия принятого решения, режимом и характером деятельности, которые в совокупности происходят на фоне активного противоборства криминогенной среды.

Авторитет сотрудников ОВД и доверие населения к ним как важнейшему элементу социальной структуры, прежде всего, зависят от уровня профессионализма людей, которые занимаются правоохранительной деятельностью. Тот факт, что профессионализм предполагает наличие особой совокупности знаний, умений и навыков, не вызывает сомнения, что сотрудники ОВД постоянно работают над собой. Но не меньшее значение имеет наличие личностных качеств, обеспечивающих соответствие работника характеру и условиям трудовой деятельности, с учетом соответствия сотрудников определенным психофизиологическим параметрам, владение определенным набором знаний и умений, наличия в структуре личности диспозиционных образований, отвечающих специфике работы, необходимых деловых и личностных качеств.

Выполнение служебных обязанностей сотрудников ОВД сопровождают стрессогенные, экстремальные условия: специфические требования к времени работы и реакции, доминирование эмоций отрицательного знака, повышенная личная ответственность, чрезмерная социализированность профессии и т.д. [5].

Связь между эффективностью выполнения деятельности, в которой необходимо проявлять значительный уровень психомоторных качеств, и личностными чертами субъекта сложный и неоднозначный. С одной стороны, эффективность реализации профессиональных задач определяет наличие определенных психомоторных качеств, с другой такой прогноз нельзя назвать точным, поскольку коррелируется личностными свойствами индивида. Сформировать базовые личностные компетентности сотрудников ОВД -это первоочередная задача их первичной подготовки.

Агрессивность как черта характера сотрудников ОВД, с одной стороны, определяет целеустремленность и настойчивость в достижении определенной полномочиями цели. В субъект-субъектной форме социального взаимодействия служебные обязанности сотрудников ОВД требуют личностной готовности отстаивание законных интересов граждан и государства на позициях активной конкуренции. В то же время речь идет только о контролируемых личностью проявления, позволяющие активизировать и организовать деятельность сотрудников ОВД.

Выводы. Итак, психологическая устойчивость являясь профессионально значимым качеством сотрудника органов внутренних дел отражает психофизиологические, психологические, социально-психологические и профессиональные качества, сформированность которой позволяет им избегать конфликтного погружения в правоохранительную деятельность.

Литература:

1. Вахнина В.В., Бугров П.П. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел // Академическая мысль. - 2020. - № 1 (10). - С. 114-118.

2. Китова Д.А., Семенова Ф.О. Феномен сознания как предмет психологического анализа // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 4. - С. 49-54.

3. Лавренко А.В. Проблема копинг-поведения сотрудников полиции при несении службы в условиях профессионального стресса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. -№ 4 (33). С. 339-342.

4. Миронова Е.Н., Кравченко М.А. Моральная и психологическая подготовка полицейских. -Ставрополь, 2020.

5. Русецкая Д.В., Лебедев И.Б. Исследование типов личности сотрудников органов внутренних дел с негативными психологическими состояниями // Прикладная психология и педагогика. - 2020. - Т. 5. - № 3. -С. 122-133.

6. Семенова Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.О. Семенова. - СПб: Копи-Р Групп, 2010. - 324 с.

7. Семенова Ф.О., Узденова А.М. Особенности психологической структуры исполнительской деятельности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 12. - С. 108-114.

8. Урусов З.Х. Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2 (43). - С. 72-79.

9. Эбзеев М.М., Семенова Ф.О. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 174-178.

10. Эбзеев М.М. Формирование компетентностей как стратегическая задача образования в современных условиях // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 5-1. - С. 83-88.

Психология

УДК 159.922

доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Георгиевская Яна Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

: К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье раскрывается теоретическое обоснование связи социального интеллекта и готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показаны предпосылки формирования социального интеллекта у студентов-психологов, связанные с психологическими особенностями их профессиональной деятельности. Представлены теоретические подходы к пониманию предметной специфики профессиональной деятельности психолога, выделены параметры этой деятельности, связанные с социально-эмоциональной её сферой (эмоциональная устойчивость, компетентность в профессиональном общении, развитое самосознание, способность к познанию себя и другого, профессионально-важные качества и ценности). Описано обоснование связи между социальным интеллектом и готовностью к профессиональной деятельности у студентов-психологов. Показана сущность психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности с учётом фактора социального интеллекта для ценностно-мотивационного, когнитивно-гностического, эмоционально-волевого, креативного и функционально-деятельностного компонентов готовности.

Ключевые слова: студент-психолог, социальный интеллект, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности, компоненты психологической готовности.

Annotation. The article reveals the theoretical basis of the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The prerequisites for the formation of social intelligence in psychology students, related to the psychological characteristics of their professional activities, are shown. The article presents theoretical approaches to understanding the subject specifics of the professional activity of a psychologist, highlights the parameters of this activity related to its socio-emotional sphere (emotional stability, competence in professional communication, developed self-awareness, the ability to know oneself and others, professionally important qualities and values). The article describes the rationale for the relationship between social intelligence and readiness for professional activity in psychology students. The essence of psychological readiness of psychology students for professional activity is shown, taking into account the factor of social intelligence for the value-motivational, cognitive-gnostic, emotional-volitional, creative and functional-activity components of readiness.

Keywords: psychology students, social intelligence, professional activity, readiness for professional activity, components of psychological readiness.

Введение. Проблема формирования готовности специалиста в области психологии к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе связана с тем, что специфика современного рынка труда определяется нехваткой квалифицированных психологов в производственной и социальной сфере, несмотря на то, что каждый год высшие учебные заведения выпускают значительное число специалистов-психологов.

Неготовность к профессиональной деятельности часто связывается с искажённой мотивацией обучения (не приобретение знаний, а получение диплома), слабой представленностью практического обучения как системы (преемственность и взаимное предметное пересечение практик, семинаров, лабораторных занятий, самостоятельной подготовки), недостаточностью акцентов на формирование и развитие метакомпетенций, отражающих содержание будущей профессиональной деятельности, что для психолога связано с познанием других людей, предвидение последствий поведения, понимание переживаний другого, управление ситуациями межличностного взаимодействия (А.А. Буянов, О.А. Куприна, Л.В. Лежнина и др. [2; 6; 7]).

В этом смысле социальный интеллект приобретает особенное значение как профессионально-важное качество и специфическая особенность для деятельности будущего психолога, обусловливая его готовность к этой деятельности, поскольку представляет собой в общем случае способность, основанную на социально-психологическом знании и опыте в области межличностного взаимодействия, в правильном распознавании социального контекста ситуации, в ориентировании в ней, в правильной интерпретации особенностей поведения и личности людей и др. (А.Е. Клочкова, А.С. Лукьянов, Л.Э. Филатова и др. [4; 8; 10]).

Изложение основного материала статьи. Психологическая профессия накладывает особые требования к будущему специалисту. В самом общем смысле особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и выраженное эмоционально-личностное индивидуальное развитие.

В исследовании О.А. Ашихминой, посвященном проблеме изучения развития эмоциональной устойчивости как профессионально-важного качества психолога, автор исходил из понимания значимости изучения эмоциональной устойчивости и её динамики на разных этапах профессиогенеза в силу эмоциогенности профессии психолога. Автор связывает эмоциональную устойчивость с умением успешно преодолевать трудности профессиональной деятельности и относит этот феномен к профессионально-важным качествам для профессии психолога. Интересно, что О.А. Ашихминой подчёркивается роль рефлексии в реализации функциональности эмоциональной устойчивости, представленной тем самым в контексте изучения феномена социального и эмоционального интеллекта [1].

Л.А. Филатова ставит главной характеристикой для формирования в процессе обучения будущих психологов компетентность в профессиональном общении и подчёркивает, что она является базисной компетентностью, позволяющей решать профессиональные задачи, возникающие в реальной практической деятельности психолога, и состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного и операционального [10].

Анализ исследований, направленных на выявление актуальных и потенциальных возможностей студентов-психологов к овладению учебно-профессиональной деятельностью, проведённый Н.Л. Росиной, показал, что общая тенденция изменений сводится к качественному и количественному усложнению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.