Научная статья на тему 'Психологическая суверенность при разной временной ориентации личности'

Психологическая суверенность при разной временной ориентации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ / СУВЕРЕНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SOVEREIGNTY / SOVEREIGNIZATION / SELF-FULFILLMENT IN LIFE / TIME PERSPECTIVE OF PERSONALITY / INDIVIDUAL TEMPORAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Я. К.

Исследование посвящено изучению особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации проявления психологической суверенности личности. Основной задачей явилось выделение специфики жизненной трансспективы людей, отличающихся разными стратегиями организации собственной жизни, в том числе взаимосвязь психологической суверенности и направленности временного модуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Я. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF SOVEREIGNTY AT DIFFERENT TIME ORIENTATION OF THE PERSON

Study Investigates the Features of Display Time Prospect at a Different Level Organization Manifestations of the Psychological Sovereignty of the Individual. The Main Objective Was the Separation of Vital Specifics Transspective People are the Different Strategies of the Organization's Own Life, Including the Relationship of Sovereignty and Psychological Orientation Temporal Mode.

Текст научной работы на тему «Психологическая суверенность при разной временной ориентации личности»

Lachinov N.Z.1, Kamilova R.SH.2

'Student, Department of Computer Science and Information Technology; Supervisor Dagestan State University IMPACT OF THE INTERNET ON THE YOUNGER GENERATION

Abstract

This article discusses both positive and negative impact of the Internet on the younger generation.

Keywords: Internet, young people, Impact of the Internet.

Самое важное в достижении какой - либо цели, на сегодняшний день - это, пожалуй, информация. Так и говорят : «Кто владеет информацией - тот владеет миром!» Это достаточно дорогой продукт, особенно если информация является достоверной и своевременной. Существует много различных источников информации, а наиболее распространенным является Интернет.

Сегодня это покажется странным, но изначально Интернет был задуман в годы холодной войны между США и СССР. Американцам просто нужна была сеть, которая пережила бы ядерную войну. И на начальных стадиях разработки даже считалось, что деньги тратятся впустую. Они и представить себе не могли, что дали толчок новому веку: веку информационных технологий и Интернета!

Что такое Интернет для нас сегодня? Ответить на этот вопрос, пожалуй, сможет любой: будь то воспитанник детского сада, или человек преклонного возраста. Для кого-то это время провождения досуга, для одних - работа, для других - полезная информация: каждый найдет там что - то для себя.

Любая информация стала доступной для любого пользователя. Тут много плюсов: весь мир как на ладони, в Интернете есть буквально все. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд? Готово ли общество, к такого рода, свободе? Ведь доступ к Интернету, а значит и ко всей информации есть и у детей и подростков, мышление и мировоззрение которых не сформировано. Следовательно, Интернет оказывает большое воздействие на подрастающее поколение, часто отрицательное.

Частая картина: закомплексованый подросток, не найдя признания и авторитета своей персоне среди сверстников, начинает прятаться в социальных сетях. Все свои мечты и мысли он воплощает на своей странице. Жизнь в сети ему более интересна и нравится больше, чем реальная, так как в сети он реализует себя и становится тем, кем хочет. Ну а в реальной жизни он все более замыкается в себе, становится более зависимым от сети, все его мировоззрение не выходит за рамки сети.

Еще одним минусом, слишком долгого времяпрепровождения в социальных сетях является нарушение речи, правописания, грамотного составления предложений. Подростки становятся глупыми и зомбированными.

Еще более распространенная картина: обычный подросток начинает играть в сети. Конечно, изначально ему кажется, что он все контролирует и в любой момент он бросит это дело, но не все так просто. Времени на игру тратится всё больше, даже не замечая этого, подросток становится зависимым. В игре он чувствует себя всесильным и способным на все - он переносит это и на реальную жизнь. Подросток проявляет агрессию по отношению ко всем. Агрессия становится способом заявить о себе.

И в первом и во втором примерах явно выражено воздействие на психику, что является наиболее опасным в таком возрасте. Это можно назвать не иначе, как программирование мозга. Самым простым примером последствий такого программирования являются случаи в Америке, когда обычные люди, которых можно охарактеризовать только с хорошей стороны, берут оружие и просто убивают, стреляют по толпе. Как ни странно, часто это молодые люди, которые выросли на интернет играх.

Наблюдая за этим, невольно задумываешься: а что дальше?! Ведь эти люди и есть будущее человечества. Неужели нашим детям придётся жить в агрессивном обществе, где каждый за себя, по законам джунглей?!

Неудивительно, но по мнению самих подростков, Интернет влияет на них положительно. Так думают и родители, покупая своему чаду компьютер, за хорошее поведение. Кому родители не обещали компьютер за хорошее поведение?! Это конечно, логично, если учитывать, что чадо будет использовать Интернет в целях повышения грамотности, изначально может так и будет. Но сможет ли подросток не обратить внимания на рекламу, такую яркую и красочную, которая как раз и направлена на такого любопытного пользователя?! Ответ очевиден, и тогда подросток вовлекается во всю эту игру с неизвестным концом.

Литература

1. Кочетов А. Н. Влияние Интернета на развитие общества //Информационное общество. - 1999. - №. 5. - С. 43-48.

Смирнова Я.К.

Аспирантка, Алтайский государственный университет, г. Барнаул ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ ПРИ РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа выполнена в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет " на 2012-2016 годы "Развитие Алтайского государственного университета в целях модернизации экономики и социальной сферы Алтайского края и регионов Сибири, мероприятие "Академическая мобильность" (№ 2013.311.2.60).

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации проявления психологической суверенности личности. Основной задачей явилось выделение специфики жизненной трансспективы людей, отличающихся разными стратегиями организации собственной жизни, в том числе взаимосвязь психологической суверенности и направленности временного модуса.

Ключевые слова: психологическая суверенность, суверенизация, жизненное самоосуществление, временная перспектива личности, временная ориентация личности

Smirnova Y.K.

Postgraduate stuent, Altai State University, Barnaul

PSYCHOLOGY OF SOVEREIGNTY AT DIFFERENT TIME ORIENTATION OF THE PERSON

Abstract

Study Investigates the Features of Display Time Prospect at a Different Level Organization Manifestations of the Psychological Sovereignty of the Individual. The Main Objective Was the Separation of Vital Specifics Transspective People are the Different Strategies of the Organization's Own Life, Including the Relationship of Sovereignty and Psychological Orientation Temporal Mode.

Keywords: psychological sovereignty, sovereignization, self-fulfillment in life, time perspective of personality, individual temporal orientation.

Интенсивность социально-исторических процессов, социальных интеракций предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека, необходимости селекции средовых влияний и усиления способности человека творить независимое, неконформное, аутентичное бытие. При этом, с точки зрения эффективности социального жизнеосуществления, ещё одним не мало важным качеством современного человека оказывается способность к целеполаганию и умение организовывать пространственно-временное пространство жизнедеятельности.

Именно поэтому современные исследователи подчёркивают связь таких актуальных для общества характеристик человека как феномена психологической суверенности личности и категории самодетерминации личности, как проявление способности к целеполаганию (О.Е. Дергачёва, Э. Деси, О.А. Карабанова, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поскребышева, Р. Райн, Е.В Селезнёва) [3, 8].Психологическая суверенность изучена в рамках проявления процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного

101

поведения (О. Г. Беленко) [1], депривированности жизненного пространства личности (Н. А. Кондратова, О. В. Пополитова) [6]. Отдельно исследована суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностносмыслового пространства личности (Н. В. Буравцова) [2]. Показано, что психологическая суверенность взаимосвязана с субъективным благополучием (Е. Н. Панина) [10] и онтологической уверенностью (Н. В. Коптева) [7] личности.

Понятие «суверенная личность» и «суверенизация личности» активно используется в теории психологических систем. Понятие суверенности вводится в ТПС с целью постулирования особой роли коммуникативных процессов, рассматриваемых в качестве одного из основных механизмов «человекообразования» (А.Н. Вахрушева, Э. В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) [4, 5]. Суверенность определяется как возможность самостоятельного выхода в культуру и взаимодействия с ней без посредников, приводящая к усложнению жизненного пространства и самоорганизации. При этом внутренняя суверенизация представляет собой растущую возможность человека к «овладению собой», опираясь на ценностно-смысловые координаты собственного многомерного мира, качество которых обеспечивает и саму степень открытости ребенка в «вещный» мир и мир культуры.

При этом предназначение психологической суверенности проявляется в усилении саморегуляциии человека в процессе жизненного самоосуществления личности.

Понятие «жизненное самоосуществление» является предельно общей категорией, раскрывающейся через понятие самодетерминации - способности выбирать и иметь выбор, возможности учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения для свободы выбора. В свою очередь, самодетерминация проявляется в суверенизации поведения.

Необходимо подчеркнуть, что содержание понятия «жизненное самоосуществление» человека определено в процессуальнодинамическом ключе, позволяющем описать его в контексте таких характеристик, как хронотопичность, континуальность, протяженность «место-времени» и выступают в качестве сущностного проявления жизни человека как психологической системы, развитие которой осуществляется по принципу самоорганизации. Жизненное самоосуществление выступает условием сохранения подвижной устойчивости человека как психологической системы, обеспечивая тем самым возможность реализации проекта жизни во временной перспективе. При этом за процессами жизненного самоосуществления человека обнаруживается пространственновременная развертка реального бытия человека. В результате этого перехода происходит не только дальнейшее развитие возможностей, но и реализация психологической суверенности личности. Психологическую суверенность можно анализировать через состояние психологического пространства и рассматривать как системное качество личности, позволяющее контролировать психологическое пространство по отношению к жизненному пути в целом.

Теоретически и экспериментально подтверждено, что можно выделить специфику жизненной трансспективы людей, отличающихся разными стратегиями организации собственной жизни, в том числе интенциональности временного модуса. Так как психологическая суверенность является индикатором стратегии жизненного осуществления, то можно предположить, что трансспектива развития жизненного мира совпадает с процессом суверенизации человека. Деформация построения трансспектива развития жизненного мира приводит к снижению способности суверенного поведения. При этом наиболее важно, что деформация жизненного пространства, проявляющаяся в нарушении психологической суверенности личности, сопровождается изменением субъективного восприятия времени. Присутствие будущего в настоящем, прогноз оптимальных направлений жизненного осуществления демонстрирует готовность человека удерживать в качестве приоритетных систем поведенческих и деятельностных актов как нормативного, так и сверхнормативного (свободного, инициативного) свойства, наличие рефлексивной позицией человека по отношению к себе, к событиям жизни, являющейся одним из показателей открытости человека в процессах жизненного самоосуществления и реализации суверенного поведения.

Целью исследования стало выявление выявлено влияние отдельных характеристик субъективного переживания времени на проявление суверенности личности.

В ходе исследования были применены следующие психодиагностические методики: опросник «Суверенность

психологического пространства» (С.К. Нартова-Бачавер), опросник временной ориентации (Ф. Зимбардо), семантический дифференциал времени (О.П. Кузнецова).

Эмпирическую базу исследования составили 60 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 30 юношей и 30 девушек.

Для проверки гипотезы о влиянии проявлений временной перспективы на уровневую организацию психологической суверенности личности был применён регрессионный анализ. Были получены уравнения регрессии, позволяющие прогнозировать уровень выраженности суверенности личности в зависимости от характеристики временной ориентации личности. Так же было получено доказательство влияния когнитивной оценки временной перспективы и непосредственно отдельных временных отрезков («прошлое», «настоящее», «будущее») на уровневую организацию проявления психологической суверенности.

Обнаружено, что временная ориентация на негативное прошлое (при р=0,009) и гедонистического настоящего (при р=0,031) приводит к снижению уровня психологической суверенности личности. Можно говорить о том, что если временная структурация самоосуществления личности происходит с позиции направленности травматичности прошлого опыта, ориентаций на прошедшие события, то возможность реализации суверенного поведения снижается из-за размещения мотивационной и целевой направленности не на самоорганизацию и самореализацию в перспективе, а ориентацию на внешние обстоятельства прошлого. Вероятно, при ориентации на негативное прошлое снижается актуализация потребность в контроле самоорганизации психологического пространства, а, следовательно, независимого самопредъявления как способа достижения суверенности. Так же, данная тенденция подтверждает то, что именно суверенное поведение характеризуется оценки среды как подвластной, контролируемой, и, соответственно, управляемой, а значит с низкой выраженностью ориентацией на затруднения в прошлом опыте взаимодействия с ней. Однако, высокая ориентация на гедонистическое настоящее, так же способствует снижению суверенизации психологического пространства. То есть, беззаботное отношение к организации времени, отсутствие заботы о будущем и отказ от предвиденья последствий в пользу удовольствия в настоящем снижает способность к регуляции и самоорганизации суверенного жизнеосуществления. Актуализация суверенного поведения депривируется отсутствием потребности в усилении регуляции взаимодействия со средой, так как мотивационная направленность реализуется в сиюминутном удовлетворении потребности.

Данный факт подтверждается тем, что снижению показателей психологической суверенности будет способствовать высокая структурированность настоящего времени (при р=0,012), а так же активность (при р=0,009) и эмоциональность (при р=0,001) временного отрезка прошлого. Так, преобладание в субъективном восприятии ощущения высокой прогнозируемости, структурированности, подконтрольности событий, а также восприятием окружающего мира как относительно стабильного и безопасного снижает способность суверенно регулировать психологическое пространство. Именно отсутствие ощущения потребности в регуляции средового взаимодействия снижает суверенность личностного самопредъявления. Опять же, излишняя эмоциональная окрашенность и энергичность временного отрезка «прошлого» так же мешает суверенному самопредъявлению

При анализе уровневой организации отдельных измерений психологической суверенности выявлено подтверждение данной тенденции. Так, можно говорить о том, что высокое проявления суверенности территории будет зависеть от низкой ориентации на гедонистическое настоящее (при р=0,001), суверенность привычек от низкой ориентации на негативное прошлое (при р=0,031) и гедонистического настоящего (при р=0,33). Необходимо отметить, что именно суверенность территории и привычек отвечают за

102

такие функции психологической суверенности как возможность контролировать интенсивность социальных контактов, снижения уровня неопределенности среды за счёт разграничения сфер пространственно-временного влияния, разделение прав пользоваться предметным миром во времени, защиту от фрустраций, связанных с незавершённостью действия, обозначение социального статуса через пространственно-временные привилегии. Именно эти два измерения за суверенизацию пространственно-временную суверенизацию психологического пространства и обнаружение зависимостей подтверждает гипотезу о влиянии способа временной организации на возможность суверенного жизнеосуществления.

При помошц Т-критерия, было обнаружено влияние содержательное описания отрезков временной перспективы на показатели выраженности психологической суверенности.

Так респонденты с низкой выраженностью суверенности, в большей степени чем высоко суверенные респонденты, характеризуют настоящее как мгновенное (при р =0,034), стремительное (при р0,004), что отвечает эмоциональной насыщенности гедонистического настоящего. При этом прошлое ими оценивается как печальное (при р=0,000), застывшее (при р=0,053), прерывистое (при р=0,050), ощущаеммое (при р=0,027), что позволяет нам содержательно дополнить временную ориентацию низко суверенных личностей на негативное прошлое.

При этом выявлено, что временная ориентация на такие параметры как величина (при р=0,015) и структура (при р=0,012) прошлого способствуют повышению психологической суверенности личности.

Из анализа данных выявлено, что параметры высокой выраженности активности (при р=0,054), эмоциональности (при р=0,007), величины (при р=0,033) настоящего времени и активности (при р=0,002), эмоциональности (при р=0,005), величины (при р=0,004) и ощущаеммости (при р=0,003) отрезка будущего временной перспективы влияют на увеличение проявление суверенного поведения. То есть, если в настоящем и проекции будущего присутствует субъективная удовлетворённость актуальной жизненной ситуации, преобладание в структуре переживания временной организации положительных эмоций и чувств, яркость и насыщенность этих эмоций, наличие активности, высокого жизненного тонуса к самореализации, ощущение наполненности психической жизни, энергичность, наполненность впечатлениями, то появляется способность к суверенному самопредъявлению. Так же, суверенные личности за счёт высокой оценки «величины» настоящего времени характеризуются ощущением внутренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокировать удовлетворение актуальных потребностей, высоким мотивационным потенциалом, ощущением «пространства» для самореализации, широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром. Не малым важным параметром для возможности реализации суверенного поведения оказывается «ощущаемость» будущего. Суверенность достигается за счёт субъективным восприятием высокой интеллектуальной и эмоциональной вовлеченностью в ожидаемое будущее, высокой чувствительность в восприятии событий жизни как личностно значимых, с ощущением себя активным участником происходящего.

Более того, именно общий показатель субъективного восприятия оценки временного отрезка будущего будет влиять на увеличение проявление суверенного поведения (при р=0,000). Эта тенденция подтверждается выявлением отличий между группой респондентов с высоким и низким уровнем выраженности суверенности при помощи Т-критерия. Именно параметр активности будущего (при р=0,040) будет выше выражен характеризует группу высоко суверенных респондентов.

То есть можем говорить, что суверенной личность становится при наличии рефлексивной позицией человека по отношению к будущим событиям жизни, умению построить мотивационную и целевую направленность в будущее - являющейся одним из показателей открытости человека в процессах жизненного самоосуществления.

Таким образом, в исследование было выявлено влияние отдельных характеристик субъективного переживания времени на проявление суверенности личности.

Обнаружены статистически достоверные различия в содержании субъективного восприятия времени, влияющих на способность выражать психологическую суверенность личности.

В частности, доказано влияние когнитивной оценки временной перспективы и непосредственно отдельных временных отрезков («прошлое», «настоящее», «будущее») на уровневую организацию проявления психологической суверенности.

Подтверждена зависимость выраженности психологической суверенности от характеристики временной ориентации личности.

Литература

1. Беленко, О.Г. Проявление процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения/ О.Г. Беленко// Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 - Барнаул, 2006

2. Буравцова, Н.В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностносмыслового пространства личности / Н.В. Буравцова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - Т. 2. - № 1.

3. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А.Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2008. № 3. С. 91-106

4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005

5. Клочко, В.Е., Краснорядцева, О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. 2001. № 1

6. Кондратова, Н. А. , Пополитова О. В. Суверенность - депривированность жизненного пространства личности подростков и переживание ими страха и тревожности / Н.А. Кондратова, О.В. Пополитова // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: сб. статей / сост. Е. В. Иванов; - -Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Вып. 12., 2010.

7. Коптева, Н.В. Онтологическая уверенность и психологическая суверенность / Н.В. Коптева //Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3.

8. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал. — 2000. — с. 15-25.

9. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008

10. Панина, Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: специальность 19. 00. 01 <Общ. психология, психология личности, история психологии> / Е. Н. Панина - Красноярск, 2006.

Хантуева М.М.

Студентка, Дагестанский государственный университет ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние сети Интернет на психику детей, раскрыто каким образом Интернет формирует личность несовершеннолетних и к каким последствиям может привести интернет-зависимость.

Ключевые слова: Интернет, влияние, дети.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.