Научная статья на тему 'Становление суверенности личности подростка в условиях гражданско-патриотического воспитания'

Становление суверенности личности подростка в условиях гражданско-патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOVEREIGNTY OF THE INDIVIDUAL / ADOLESCENCE / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Викдорова Наталья Александровна, Морозова Ирина Станиславовна, Морозов Евгений Владимирович

Статья посвящена проблеме становления суверенности личности подростка в условиях гражданско-патриотического воспитания. Проанализированы теоретические подходы к проблеме суверенности в психолого-педагогических исследованиях, определены особенности проявления суверенности в подростковом возрасте. Дана характеристика понятию «гражданско-патриотическое воспитание», определены возможности проектной деятельности как средства гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающего становление суверенности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Викдорова Наталья Александровна, Морозова Ирина Станиславовна, Морозов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF THE SOVEREIGNTY OF THE INDIVIDUAL ADOLESCENT IN TERMS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION

The article is devoted to the problems of formation of the sovereignty of the individual adolescent in terms of civil and Patriotic education. The theoretical approaches to the problem of sovereignty in psycho-pedagogical studies, the characteristics of the manifestation of sovereignty in adolescence are being analyzed. The sovereignty of a teenager is defined as a dynamic quality, increasing as it passes through the normative age and personal crises and correlated with indicators of mental wellbeing. The authors suggest the characteristic of the concept of civil-Patriotic education, the function, form and means of implementation. The also identify opportunities for project activities as a means of civil and Patriotic education, ensuring the formation of the sovereignty of a teenager.

Текст научной работы на тему «Становление суверенности личности подростка в условиях гражданско-патриотического воспитания»

news/1079-v-rossii-budet-razvivatsya-patrioticheskij-turizm.html (дата обращения: 31.10.20l6).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122. - URL: http:// base.garant.ru/1584972/#friends (дата обращения: 31.10.2016).

6. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (19171983 гг.) : учеб. пособие. - М. : ЦРИБ «Турист», 1985. - С. 4.

7. Патриотический туризм в России ожил накануне 23 февраля [Электронный ресурс]. — URL: http://sobesednik.ru/ turizm/201 50219-patrioticheskiy-turizm-v-rossii-ozhil-nakanune-23-fevralya (дата обращения: 31.10.2016).

8. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.1 1.2014 г. № 2 403-р. — URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70713498/#review (дата обращения: 31.10.2016).

УДК/UDC 37.035.6-053.6 Н. А. Викдорова, И. С. Морозова, Е. В. Морозов

N. Vikdorova, I. Morozova, E. Morozov

СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE ESTABLISHMENT OF THE SOVEREIGNTY OF THE INDIVIDUAL ADOLESCENT IN TERMS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION

Статья посвящена проблеме становления суверенности личности подростка в условиях граж-данско-патриотического воспитания. Проанализированы теоретические подходы к проблеме суверенности в психолого-педагогических исследованиях, определены особенности проявления суверенности в подростковом возрасте. Дана характеристика понятию «гражданско-патриоти-ческое воспитание», определены возможности проектной деятельности как средства граждан-ско-патриотического воспитания, обеспечивающего становление суверенности подростка.

The article is devoted to the problems of formation of the sovereignty of the individual adolescent in terms of civil and Patriotic education. The theoretical approaches to the problem of sovereignty in psycho-pedagogical studies, the characteristics of the manifestation of sovereignty in adolescence are being analyzed. The sovereignty of a teenager is defined as a dynamic quality, increasing as it passes through the normative age and personal crises and correlated with indicators of mental well-being. The authors suggest the characteristic of the concept of civil-Patriotic education, the function, form and means of implementation. The also identify opportunities for project activities as a means of civil and Patriotic education, ensuring the formation of the sovereignty of a teenager.

Ключевые слова: суверенность личности, подростковый возраст, гражданско-патриоти-ческое воспитание, проектная деятельность.

Keywords: the sovereignty of the individual, adolescence, civil-Patriotic education, project activities.

Одна из наиболее актуальных на постне-классическом этапе развития психологической науки тема исследований суверенизации личности человека поднимает вопросы становления человека на протяжении его жизненного пути в рамках собственной способности контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство.

Центральная задача деятельности специалистов по сопровождению детей на различных этапах онтогенеза реализуется в направлениях оптимизации вхождения детей в социальную среду, их социализации. Социализация как процесс вхождения человека в мир человеческих отношений, культуры лежит в основе становления суверенности личности. Под суверенностью понимается динамическое качество, возрастающее по мере прохождения через возрастные и нормативные личностные кризисы и коррелирующее с общими показателями душевного благополучия [9]. Обеспечение условий для становления суверенности осуществляется через систему воспитания: эстетического, нравственного, трудового, граждан-ско-патриотического и т. д.

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценност-

ные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Именно благодаря созданным условиям, суверенность будет проявляться в активном освоении и присвоении человеком социальных норм, правил, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Несмотря на обширный опыт научного изучения суверенности, можно констатировать недостаток интегративной и системной позиций в области ее теоретического осмысления и использования результатов эмпирических исследований в образовательной практике.

В науке выделены и операционализиро-ваны понятия «суверенность» (А. Р. Гайнанова, С. К. Нартова-Бочавер), «суверенизация личности» (В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева), «личностная автономия» (Г Олпорт, А. С. Соренсон, А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), «приватность» (И. Альтман, Дж. Боулби, Е. Грин-сберг и др.), «личностная дистанция» (Н. Браун, Д. Дафф, К. Левин, А. Б. Колосов, Вольфе, А. Кпра, А. Ф. Уэстин, Е. Шиле и др.).

Современные исследователи связывают психологическую суверенность с самодетерминацией личности и способностью субъекта к целеполаганию (О. Е. Дергачева, Э. Деси, О. А. Карабанова, Д. А. Леонтьев, Н. Н. Поскребышева, Р. Райн, Е. В. Селезнева и др.).

Феномен суверенности изучен в рамках социально-психологического анализа проявления процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения (О. Г Беленко), депривированности жизненного пространства личности (Н. А. Кондратова, О. В. Пополитова).

Суверенность исследована в качестве фактора, способствующего развитию ценностно-смыслового пространства личности (Н. В. Буравцова). Суверенность человека раскрывается как самополагание (Д. Ю. Дорофеев), способность контролировать границы своей эмпирической личности в разных областях психологического пространства (С. К. Нарто-ва-Бочавер).

В теории психологических систем суверенность выступает результатом суверенизации как процесса постепенного обретения «способности к самоосуществлению, творческому самоконструированию» (Э. В. Галажин-ский, В. Е. Клочко). Суверенизация как процесс, совпадающий с возрастным развитием,

эмпирически проанализирован как механизм становления человека в его способности и возможности самостоятельно и устойчиво развиваться в неустойчивых обстоятельствах жизни. Однако в условиях современной парадигмы рассмотрения человека как самоорганизующейся системы актуализируются проблемы обеспечения условий уравновешивания внутренней активности и внешних воздействий, выражаемых в различных формах и средствах воспитания.

Становление психологической суверенности — это процесс развития суверенности личности в онтогенезе на протяжении всего жизненного пути и с учетом поставленных возрастных задач. Согласно данным многочисленных исследований, мы считаем возможным утверждать, что подростковый возраст является важным этапом формирования суверенности ценностей, которые сохраняются до конца жизни, также высоких показателей по комплексному самоутверждению (завоевание и сохранение личной автономии).

Многие психологи подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания и суверенности личности (И. С. Кон, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). Этот период характеризуется появлением сознательного «Я», возникновением рефлексии, осознанием своих мотивов, наличием моральных конфликтов и нравственной самооценки, интимизацией внутренней жизни.

На этапе взросления ребенка происходит рост его независимости от взрослого, что в свою очередь говорит об увеличении его степени суверенности. При этом происходит внутреннее становление его собственного многомерного мира, опирающееся на ценностно-смысловые ориентиры. Как отмечено в трудах В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцевой, «постепенно происходит перераспределение функций и ролей в совмещенной психологической системе, становление которой начинается с симбиотического события и оканчивается равноправным взаимодействием двух суверенных личностей. В этом мы и видим суть процесса суверенизации, итогом которой является способность человека к самоорганизации» [5].

В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации. При невозможности обрести психологическую суверенность отмечаются

регрессии, связанные с ригидной фиксацией одного или нескольких языков средового самовыражения, что проявляется в психосоматических расстройствах, территориальной экспансии в поведении, фетишизме, ритуализации и сверхконтроле над временными характеристиками поведения, межличностных патологиях, внушаемости или склонности к внедрению «сверхценных» идей.

Кумулятивный характер становления суверенности проявляется в том, что опыт автономного поведения в одной ситуации, обобщаясь, переносится на стратегии поведения в других ситуациях. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности, так сказать, низшего порядка, к развитию большей степени сложности — более высокого порядка.

Таким образом, можно сказать, что суверенность является тем самым необходимым условием развития человека как личности, которое помогает ему поддерживать свое психологическое здоровье и преодолевать жизненные трудности, возникающие на любом этапе кризисного развития. Под развитой личностью подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей. Личностью человек становится по мере того, как он начинает отдавать себе отчет в том, что и для чего он делает, и может руководить своими действиями.

Исходя из исследований М. С. Егоровой, Ю. В. Живаевой, А. Л. Журавлева, Р. Заззо, Д. Б. Иркина, М. А. Ишкова, Н. А. Кондратовой, М. Д. Ктениду, Т. В. Пивненко, Ю. М. Плюсиной, Т. К. Хозяиновой, О. А. Шамшиковой и других, можно констатировать, что уровень суверенности зависит от типа обстановки социальной ситуации развития, в которой ребенок воспитывался в детстве. Суверенность является результатом становления человека в совмещенной психологической системе (В. Е. Клоч-ко), проявлением опыта самоорганизации и саморегуляции человека (В. И. Моросанова, И. О. Логинова, И. С. Морозова и др.).

Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, в условиях которых происходит ее развитие, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сказано, что гражданское и патриотическое воспитание является составной частью общего вос-

питательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [6].

В современных исследованиях по граж-данско-патриотическому воспитанию (Е. П. Бе-лозерцев, А. В. Беляев, М. В. Богуславский, А. Н. Вырщиков, К. С. Гаджиев, О. С. Газман, Ф. Б. Горелик, И. А. Ильин, В. А. Кобылянский, К. М. Никонов, Г И. Школьник и др.) рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности гражданского воспитания, доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России [3].

В педагогической теории и практике учебных заведений накоплен определенный опыт решения разноаспектных вопросов патриотического воспитания и целостного представления гражданско-патриотического воспитания молодежи, который находит отражение в работах таких современных ученых, как А. С. Ахие-зер, А. К. Быков, И. И. Валеев, В. В. Дьяченко, Г. В. Здерева, В. И. Лутовинов и др.

Согласно позиции А. Г Горельцева, основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной ответственно относиться к своим обязанностям и к своим действиям, умело пользоваться правами гражданина России, понимать сложные задачи, которые стоят перед обществом в период становления российской государственности, горячо и преданно любить свою Родину [4].

В рамках деятельности образовательных организаций успешно решаются задачи формирования у учащихся ценностного отношения к патриотизму, интереса к родному языку, к традициям, обычаям и культурному наследию своего народа, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту интересов Отечества; к своему духовному и физическому здоровью.

Следует согласиться с мнением В. В. Гладких, согласно которому общими функциями гражданско-патриотического воспитания молодежи являются: социализация, индивидуализация, развивающая, информационно-просветительная, коммуникативная, куль-туротворческая функции. К специальным

функциям относятся: оптимальное и интенсивное вхождение молодого человека в мир культуры; формирование личности, ориентированной на межкультурные диалог и сотрудничество; воспитание человека на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций [2].

Основными формами реализации граж-данско-патриотического воспитания являются проведение клубных занятий, пропаганда вопросов военно-патриотического, гражданского, исторического направлений через СМИ, организация и участие в мероприятиях, исследовательских работах, сотрудничество с музеями, встречи с интересными людьми.

В качестве основы наших исследований мы использовали точку зрения Г Х. Ахметшиной, которая предлагает модель патриотического воспитания учащейся молодежи [1], включающую: текущие и перспективные задачи воспитательной деятельности; научно обоснованное планирование; содержание патриотического воспитания; организационно-педагогические условия обеспечения патриотического воспитания в рамках целенаправленной образовательной политики (институциональное и информационное обеспечение, утверждение патриотизма в качестве одной из важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи; создание нормативно-правовых основ патриотического воспитания; разработку научно-теоретических основ патриотического воспитания; научно-методическое обеспечение).

Для становления психологической суверенности особое значение приобретает деятельность взрослого (учителя, педагога, родителя), компонентами которой являются: це-леполагание ^ планирование ^ мотивация ^ совместная деятельность ^ рефлексия ^ коррекция, а также деятельность учащейся молодежи, в которой выделены следующие элементы: усвоение опыта познавательной деятельности ^ усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений ^ усвоение действенно-практического опыта.

Выполняя свои функции, педагоги образовательных организаций обеспечивают создание творческой среды, в которой подросток, используя свои внутренние и внешние ресурсы, может выстроить индивидуальную траекторию собственного развития, креативно и социально грамотно подойти к решению проблем и удовлетворению потребности в самовыражении и самореализации.

Особую роль в становлении суверенности играют групповые и коллективные проекты, которые позволяют создать творческую среду для эффективного кооперативного и конкурентного взаимодействия, где каждый, учитывая свои индивидуальные возможности, выбирает предпочтительный объем и направление работы, генерирует идеи, согласовывает свои индивидуальные цели с коллективными.

Однако не каждая коллективная проектная деятельность имеет одинаковое значение в становлении суверенности подростка, а только та, которая связывает людей, дает ценные для социума результаты, способствует познанию личностью мира, себя в нем, выводит в круг общественных интересов (А. Г Ковалев, А. А. Бодалев). Таким образом, для проектной деятельности подростков наиболее обоснованными являются социально значимые цели.

Социально значимый проект направлен на разрешение социальной проблемы и, как следствие, обусловливает позитивное изменение социальной действительности и личности подростка как члена общества. Особенностью такого проекта являются осознание проектантами не только своих потребностей, но и социума или отдельных его представителей, преобразующая деятельность во благо общества в конкретных исторических и социальных условиях.

Осознание подростками своего вклада в общее социально значимое дело, эмоциональное отношение к нему, свобода самовыражения, тактика взаимодействия способствовали формированию потребности заниматься социально значимой деятельностью и далее, меняя социальную действительность к лучшему.

Таким образом, в качестве возможностей гражданско-патриотического воспитания можно выделить следующие условия становления суверенности подростка:

— наличие творческой среды;

— наличие осознанной социально значимой проектной деятельности;

— обогащение опыта результативного взаимодействия с социальным окружением.

Следует отметить, что на каждой стадии становления суверенности личности происходит увеличение ее за счет расширения психологического пространства: формирования тесной идентичности, освоения личной территории и т. д. Ребенок определяет границы своего психологического пространства, определяя для себя «чужие», «чужое». В процессе парт-

нерского взаимодействия ребенок расширяет эти границы, не занимая при этом чужого пространства, а последовательно договариваясь с другими участниками.

Разработанная С. К. Нартовой-Бочавер концепция психологической суверенности определяет личностную суверенность как состояние границ психологического пространства, являющихся инструментом равноправного взаимодействия с миром и селекции внешних влияний, обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность человека. Пространство с целостными границами определяется как суверенное (т. к. его обладатель может поддерживать свою личностную автономию), а пространство с нарушенными — как депривированное [9]. Среди условий, влияющих на целостность границ психологического пространства подростка, необходимо отметить отношения между ним и взрослыми, которые в свою очередь зависят от стиля воспитания в семье, стиля педагогической деятельности учителя, а также умения взрослых уважать право их ребенка на приватность [8]. Надо сказать, что в подростковом возрасте ребенок испытывает не только необходимость в приватности своих межличностных отношений, но и в увеличении дистанции их осуществления.

По определению И. Альтмана, приватность обозначена как центральный регуляторный процесс, при помощи которого человек или группа делает себя более или менее доступной, или открытой для других; это избирательный контроль доступности человеческого «Я», выбор человека быть в контакте и вне контакта с другими. Это способ установления межличностных границ, которые, как клеточная мембрана, открывают и закрывают человека для общения [8].

Становление психологической дистантно-сти личности заключается в осмысленном отделении личностного «Я» от «Я» другого, выраженного в строительстве «себя как субъекта».

Из определений приватности и психологической дистантности следует, что становление психологической суверенности личности сопровождается наличием этих двух процессов.

Т. В. Брагина рассматривает стили воспитания в семье в рамках приватности и психологической дистантности и отмечает родительскую позицию как характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяет шесть типов позиций: чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и деть-

ми, эмоционально уравновешенное отношение к детям, излишнюю концентрацию внимания на детях, доминирование по отношению к детям, позицию независимого руководства родителей, излишнюю уступчивость по отношению к детям [7].

В качестве альтернативы действий взрослых, осуществляющих воспитательные воздействия по отношению к обособляющемуся подростку, мы считаем возможным предложить использование модели предоставления возможности реализовывать автономный путь развития личности ребенка, основанный на свободе и ответственности. Взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, сохраняя эмоциональное принятие, устойчивое положительное самоощущение, опору на внутренние ценностные критерии в ситуации принятия решения, ощущение своей личной ответственности за результаты своих действий.

1. Храпаль Л. Р., Ахметшина Г. Х., Замалетдинова З. И. Формирование гражданской идентичности обучающихся в поликультурном образовательном пространстве школы и вуза // Review of European Studies. — 2014. — Vol. 7. — № 5.

2. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-дея-тельностный подход : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Тамбов, 2011. — С. 17.

3. Гладких В. В. Педагогическое проектирование и моделирование гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной информационной среде вуза // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. — 2011. — Вып. 6 (98).

4. Горельцев А. Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2007.

5. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Суверенность личности как основание психологического здоровья // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002.

6. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков : пособие для психологов и педагогов. — М. : ВЛАДОС, 2008. — С. 5-23.

7. Морозова И. С., Белогай К. Н., Борисенко Ю. В. Психология семейных отношений : учеб. пособие. — Кемерово, 2012. — С. 122.

8. Морозова И. С., Викдорова Н. А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 1-1 (61). — С. 137.

9. Морозова И. С., Викдорова Н. А. Становление суверенности личности в связи с возрастными кризисами развития // Педагогика, психология и образование: состояние и перспективы эволюции в России и за рубежом : сб. материалов Междунар. науч. конф. / под ред. О. С. Зайцева. — М., 2013. — С. 57-60.

10. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб. : Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.