Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Zamyatina Antonina

Статья посвящена сущности исследования адаптационного потенциала и психологического благополучия. Автор представляет теоретический анализ современных взглядов на адаптационный потенциал, рассматривает основные взгляды на проблему психологического благополучия и описывает результаты проведенного эмпирического исследования взаимосвязи компонентов адаптационного потенциала личности и уровней психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

страдающих БА, с учётом индивидуальных особенностей функционирования их нервной системы.

Заключение. Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что телесно-ориентированное психокоррекционное воздействие играет существенную роль в восстановительном лечении БА, повышает эффективность стандартных методов терапии, способствует более адекватному поведению больных вне стационара и улучшает качество их жизни. Вышеизложенное свидетельствуют о позитивном влиянии указанного воздействия у больных БА на течение патологического процесса, что является рекомендацией для включения его в комплексную терапию данного заболевания.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. Juniper, E.F., O'Byrne, P.M., Guyatt, G.H., Ferrie, P.J., King, D.R. (1999) "Development and validation of a questionnaire to measure asthma control", Eur. Respir. J. 14. P. 902 - 907.

2. Moes-Wyjtowicz, A., Wyjtowicz, P., Postek, M., Domagala-Kulawik, J. (2012) "Asthma as a psychosomatic disorder: the causes, scale of the problem, and the association with alexithymia and disease control", Pneumonol. Alergol. Pol. 80(1). P. 13 - 19.

3. Александер, Ф. (2009) Психосоматическая медицина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 320 с.

4. Карвасарский, Б.Д. (Ред.) (2011) Клиническая психология. Под ред.. СПб.: Питер, 864 с.

5. Малкина-Пых, И.Г. (2009) Психосоматика. М.: Эксмо, 1024 с.

6. Сандомирский, М.Е. (2007) Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство. М.: Независимая фирма «Класс», 592 с.

7. Смык, А.В, Маркова, Е.В., Вотчин, И.С. (2013) Психофизиологические аспекты бронхиальной астмы: подходы к психокоррекции: монография. Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т, НИИ клинической иммунологии СО РАМН. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 86 с.

8. Смык, А.В., Маркова, Е.В. (2013) "Оригинальный метод коррекции алекситимии при психосоматической патологии на основе телесно-ориентированного воздействия", Современные исследования социальных проблем. 1(13). С. 169 - 173.

9. Чучалин, А.Г. (Ред.) (2007) Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. М.: Издательский дом «Атмосфера», 104 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация

Статья посвящена сущности исследования адаптационного потенциала и психологического благополучия. Автор представляет теоретический анализ современных взглядов на адаптационный потенциал, рассматривает основные взгляды на проблему психологического благополучия и описывает результаты проведенного эмпирического исследования взаимосвязи компонентов адаптационного потенциала личности и уровней психологического благополучия.

Ключевые слова

адаптационный потенциал, психологическое благополучие

Автор

Антонина Александровна Замятина

аспирантка Астраханский государственный университет Астрахань, Россия zamyatinaAA@yandex. ш

Жизнь в современном мире - это время ускоренного ритма жизни. Высокий темп жизни, модернизация и реформировании всех сфер жизнедеятельности человека приводит к тому, что человек испытывает большие трудности в адаптации, следствием чего является

повышение психоэмоциональной напряженности, проявление симптомов депрессии, неврозов, тревоги, и в целом личностной неудовлетворенности и неуверенности в завтрашнем дне. Все эти изменения, безусловно, оставляют свой отпечаток не только на здоровье человека, но и на его деятельности. На данный момент в научных исследованиях все чаще поднимается проблема выраженности у современного человека адаптационного синдрома (Посохова С.Т.), который затрагивает все сферы личности, его мировоззренческие позиции и идеалы. В связи с этим, на наш взгляд, важным исследовательским направлением в современной психологии является изучение феномена адаптационного потенциала в аспекте психологического благополучия личности.

В настоящее время невероятна обширна панорама возникших психологических воззрений на феномен адаптационного потенциала (Посохова С.Т., Добряк С.Ю., А.Г. Маклаков, В.А. Кулганов, А.М. Богомолов, И.И. Ашмарин, Н.Л. Коновалова и другие). При большом разнообразии подходов, авторы сходятся во мнении, что понятие «адаптационный потенциал» следует рассматривать как интегральное образование, содержащее совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях. При этом отмечается, что адаптационный потенциал - не врожденное качество, оно формируется в деятельности и каждый человек с помощью определенных усилий может способствовать изменению показателей собственного адаптационного потенциала.

Одним из ведущих современных исследователей проблематики адаптационного потенциала является С.Т. Посохова. Согласно ей, адаптационный потенциал целесообразнее представить как интегральное образование, систематизирующее социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Как указывает автор, в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. Необходимо отметить, что в современных научных исследованиях многие авторы придерживаются четырехкомпонентной составляющей адаптационного потенциала личности, предложенной С.Т. Посоховой: биопластический, биографический, психический, личностно-регулятивный (Посохова, 2001). В рамках нашего исследования именно такая структура становится фундаментом для понимания взаимосвязи адаптационного потенциала с уровнем психологического благополучия.

В свою очередь, Богомолов А.М. также предлагает рассматривать понятие «адаптационный потенциал» прежде всего как интегральное понятие. Он указывает, что оно включает специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). В своих работах А.М. Богомолов обосновывает необходимость выделения шестикомпонентной структуры адаптационного потенциала: энергетического, когнитивного, инструментального, творческого, мотивационного, коммуникативного, которые являются составляющими уровневой структуры адаптационного потенциала. Важной мыслью данного автора является то, что потенциал адаптации не ограничивается только наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности, адаптационный потенциал обеспечивает «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой (Богомолов, 2008).

По мнению С.Ю. Добряк, понятие «адаптационный потенциал» рассматривается в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации (Добряк, 2004).

Следует обратить внимание на особенности адаптационного потенциала как интегрирующей характеристики психического здоровья, отмеченные Н.Л. Коноваловой. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений (Коновалова, 2000).

В понимании И.И. Ашмарина адаптационный потенциал - это актуализация адаптационных возможностей, что является необходимым условием устойчивого человеческого развития (Авдеева, Ашмарин, Степанова, 1997).

В работах И.А. Коротковой, В.А. Кулганова, Л.С. Шенберг адаптационный потенциал рассматривается как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды (Кулганов, Шенберг, Короткова, 2005).

Научный аспект изучения проблемы психологического благополучия представлен в работах Н. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф, А.В. Ворониной, Т.Д. Шевеленковой, Фесенко П.П., Идобаевой О.А. и др. В настоящее время активно проводятся эмпирические исследования изучения психологического благополучия. При этом следует отметить неоднородность исследований, в которых производится операционализация и определение содержания психологического благополучия, содержательно разный состав компонентов и показателей, неоднозначность понимания уровневых характеристик психологического благополучия.

Теоретический анализ содержания данного понятия позволяет констатировать, что нет общепринятого понимания термина «психологическое благополучие личности», несмотря на чрезвычайно вариативные взгляды ученых. С данным термином часто соотносят такие понятия как: «психологическое здоровье», «внутренняя картина здоровья, болезни», «эмоциональный комфорт», «качество жизни», «субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью» и пр.

Впервые термин «психологическое благополучие» появляется в работе Н. Брэдбурна «Структура психологического благополучия». В этой работе данный термин описывается как своеобразный баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта -позитивного и негативного. По мнению автора, позитивный аффект выражается в накопленных событиях на основе положительного эмоционального реагирования (радость, удовольствие, энтузиазм и т.д.), а негативный аффект суммируется благодаря событиям, которые нас могут огорчать, расстраивать, заставлять переживать. Таким образом, разница между этими противоположно направленными самоощущениями (позитивными и негативными) является показателем психологического благополучия и отражает общее самоощущение удовлетворенности жизнью. В результате своих исследований в 1969 г. Брэдбурн Н. разрабатывает методику изучения различных аспектов психологического благополучия «The affect balance scalc» (Bradburn, 1969).

В рамках развития позитивной психологии, примерно с середины XX века, исследователи рассматривают психологическое благополучие личности как показатель ее позитивного функционирования. Наибольший интерес для данной области исследований представлял позитивный функционал человека. На базе движения «Человеческий Потенциал» (Эсаленский институт, США) появляется новый подход к пониманию психологического благополучия, который основывается на идеях гуманистической и экзистенциальной психологии.

На данный момент, одним из наиболее полных подходов к психологическому благополучию, выраженный в многоуровневой модели, является подход А.В. Ворониной. В ее понимании, психологическое благополучие - это системное качество личности, формирующееся в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. Оно проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей (Воронина, 2002).

Представители отечественной школы психологии Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко понимают психологическое благополучие как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности (Шевеленкова, Фесенко, 2005).

Необходимо отметить, что в своих исследованиях Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко опираются на теорию психологического благополучия американской исследовательницы К. Рифф, которая представляет шестикомпонентную структуру психологического благополучия: позитивное отношение к себе и своей жизни (самопринятие); отношения с другими, пронизанные заботой и доверием (позитивные отношения с окружающими); способность выполнять требования повседневной жизни (компетентность, управление окружающей средой); наличие целей и занятий, придающих жизни смысл (цель в жизни); чувство

непрекращающегося развития и самореализации (личностный рост); способность следовать собственным утверждениям (автономия). При этом автор уточняет, что каждый из шести компонентов может достигать разной степени выраженности, тем самым определяя его уникальную структуру и его интегральный показатель (Ryff, Keyes, 1995).

Вслед за Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью.

Таким образом, проанализировав различные подходы, мы считаем, что состояние адаптационного потенциала личности связано с уровневыми показателями психологического благополучия. С целью подтверждения данной гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 60 студентов разных специальностей ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» в возрасте от 17 до 23 лет. В соответствии с выбранными нами теоретическими подходами были использованы следующие методики:

1) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (Маклаков А.Г.), (далее «МЛО»);

2) Методика «Шкала психологического благополучия» (К.Рифф, адаптация Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П.), (далее «ШПБ»);

3) Аппаратно-программный комплекс «БИОТЕСТ» (далее «АПК БИОТЕСТ»).

Обработка результатов исследования была проведена с использованием математико-

статистических методов обработки данных, включающих в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова, коэффициента корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. Для выявления взаимосвязи показателей адаптационного потенциала и психологического благополучия в юношеском возрасте мы использовали корреляционный анализ.

Анализируя общий уровень адаптационного потенциала, мы разбили всех испытуемых на несколько групп: в первую группу вошли испытуемые с хорошими адаптационными способностями, таких выявлено всего лишь 6% из общего числа выборки. Такие студенты достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Вторая группа представлена испытуемыми со средним уровнем адаптационного потенциала, а именно группа удовлетворительной адаптации, которая составляет 10 % от выборки. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, склонны к асоциальным срывам, проявлению агрессии и конфликтности, большинство из них обладают признаками различных акцентуаций. Третью группу составили те, у кого уровневые показатели адаптационного потенциала характеризуются как сниженные, таких выявлено 84%, лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, низкой нервно-психической устойчивостью, имеют склонность к проявлению нервно-психических срывов, конфликты.

С целью достоверной регистрации показателей адаптационных возможностей исследуемой выборки в нашем исследовании мы использовали АПК «Биотест». Данный комплекс обеспечивает самостоятельную регистрацию фотоплетизмограммы и кардиоритмограммы частоты сердечных сокращений и на основе анализа полученных данных формирует заключение о балансе механизмов расхода и восстановления энергии в организме, адаптационных возможностях организма, состоянии механизмов регуляции физиологических функций организма и выдает диаграмму, отражающую наполненность энергетических меридианов функциональных систем организма.

В результате проведенного обследования было выявлено, что у большинства студентов адаптационные возможности избыточны, что говорит о значительном дисбалансе расхода жизненных сил, о возможном нарушении вегетативных (относящихся к работе внутренних органов) функций организма, данной категории лиц рекомендовано срочное восстановление баланса расхода энергии. Сниженные адаптационные возможности отмечены у 13% испытуемых, наблюдается тенденция к синдрому хронической усталости. У 4% студентов диагностировано значительное снижение адаптационных возможностей организма,

фиксируется сильная вялость без физической и интеллектуальной нагрузки, постоянная усталость. Данное состояние сопровождается снижением творческого потенциала и трудоспособности. В силу этого, время и ресурсы, необходимые для восстановления при заболеваниях, значительно увеличиваются, организм недостаточно способен реагировать и бороться с болезнью. При наличии таких показателей адаптационных возможностей стоит острая необходимость восстановить «жизненные силы», а также пересмотреть режим труда, отдыха и обратить внимание на свое питание.

Полученные нами результаты по АПК «Биотест» подтверждают данные о том, что больше половины выборки испытуемых имеют сниженные показатели состояния адаптационного потенциала.

Анализ полученных результатов по методике «Шкала психологического благополучия» показал, что высоким уровнем психологического благополучия обладают лишь 2% выборки, таким студентам свойственно проявление заботы о других, они поддерживают доверительные отношения с окружающими, обладают способностью сопереживать, имеют цель в жизни, в целом позитивно относятся к себе, проявляют независимость и самостоятельность, открыты новому опыту.

Средний уровень психологического благополучия был выявлен у 75% испытуемых, им свойственно желание самообразовываться, утвердиться в жизни, студенты имеют цель в жизни, проявляют доброжелательность и способны к эмпатии.

Низкие показатели психологического благополучия были диагностированы у 23% выборки испытуемых, у студентов наблюдается ограниченное количество доверительных отношений с окружающими, сложность в открытии новых отношений, трудность в проявлении теплоты и заботы. Зачастую такие люди испытывают зависимость от мнения окружающих, полагаются на мнение других в принятии важных решений, лишены чувства контроля над происходящим, не имеют интереса к жизни, имеют мало целей и намерений, недовольны собой.

С целью определения взаимосвязи компонентов адаптационного потенциала с уровнем психологического благополучия, мы произвели расчет коэффициента корреляции Пирсона. Корреляционный анализ показал значимую положительную (прямую) связь компонентов адаптационного потенциала (при уровне значимости р<0,001) с такими показателями психологического благополучия как положительные отношения с другими (г=0,46), управление окружением (г=0,51), самопринятие (г=0,61), цель в жизни (г=0,41), автономия (г=0,41), баланс аффекта (г=0,47). Уровневые показатели психологического благополучия имеют положительную корреляционную связь с такими компонентами адаптационного потенциала как коммуникативный потенциал (г=0,61 р<0,001) и поведенческая регуляция (г=0,58 р<0,001). На основании полученных данных, стоит обратить внимание на значимые корреляции между общим показателем адаптационного потенциала и общим индексом психологического благополучия (г = 0,57, при р<0,001).

Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют говорить о взаимосвязи показателей адаптационного потенциала и психологического благополучия у лиц юношеского возраста.

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости создания программы психологической поддержки студентов с целью расширения адаптационных возможностей личности и повышения уровня психологического благополучия.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. Bradburn, N. (1969) The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co, 320 p.

2. Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995) "The structure of psychological well-being revisited", Journal of Personality and Social Psychology. -№ 69. Р. 719-727.

3. Авдеева, Н. Н., Ашмарин, И. И., Степанова, Г. Б. (1997) "Человеческий потенциал России: факторы риска", Человек. № 1. С. 47-49.

4. Богомолов, А. М. (2008) "Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа", Психологическая наука и образование. №1. С. 67-73.

5. Воронина, А. В. (2002) Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 220 с.

6. Добряк, С. Ю. (2004) Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. ... канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 202 с.

7. Коновалова, Н. Л. (2000) Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников, Санкт-Петербург: СПбГУ, 232 с.

8. Кулганов, В. А., Шенберг, Л. С., Короткова, И. А. (2005) "Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи", Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005», Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. Санкт-Петербург, С. 578580.

9. Посохова, С. Т. (2001) Психология адаптирующейся личности: монография, Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 240 с.

10. Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. (2005) "Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования)", Психологическая диагностика. №3. С. 95-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.