УДК 159.9
DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА1
Т. В. Ледовская,
ЯГПУ, Ярославль, [email protected], Н. Э. Солынин, ЯГПУ, Ярославль, [email protected]
В науке реализуются преимущественно аналитические подходы к изучению коммуникативных способностей. В исследовании применен системный подход, с опорой на концепцию В. Д. Шадрикова. Представлены результаты разработки теоретической модели психологической структуры коммуникативных способностей (ПСКС). Показано, что ПСКС имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Подобраны и апробированы психодиагностические методики, позволяющие изучить индивидуально-психологические качества, входящие в структуру. Эмпирическое исследование проведено в группах студентов педагогического вуза. Объем выборки — 87 человек.
Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Установлено, что психологическая структура коммуникативных способностей представляет собой целостную психологическую структуру индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении. Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств, составляют коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения), коммуникативные умения (компетентная позиция в общении); эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии); общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность). Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки и установлены ее структурные и компонентные различия.
Ключевые слова: способности; коммуникативные способности; студенты; педагогический вуз; коммуникативная компетентность; структура; коммуникативные умения.
Для цитаты: Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 59-68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05
Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.
E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436
Солынин Никита Эдуардович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.
E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156.
© Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., 2020
UDC 159.9
DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS2
T. V. Ledovskaya,
YSPU, Yaroslavl, [email protected], N. E. Solynin,
YSPU, Yaroslavl, [email protected]
The article substantiates the relevance of the studied problem due to the fact that in science mainly analytical approaches to the study of communicative abilities are implemented. In the study the authors applied a systematic approach laid down by V. D. Shadrikov. The results of the development of a theoretical model of the psychological structure of communicative abilities (PSCA) are presented. It is shown that PSCA has the following components: General abilities (learning ability), personal characteristics (Self-concept, empathy, sociability), and communication skills. Selected and tested psychodiagnostic techniques that allow you to study the individual psychological qualities included in the structure. The empirical study was carried out in groups of students of a pedagogical University. The sample size is 87 people.
Component and structural analysis of communicative abilities of students of pedagogical higher education is carried out. It is established that the psychological structure of communicative abilities is a complete psychological structure of individual psychological qualities that have relationships. The largest number of connections is present between the block of communication skills and the block of personal characteristics, which means that the level of development of sociability, empathy and self-esteem depends on the development of communication skills and abilities, as well as the choice of position in communication.
The internal frame structure, which is the basis for the development and compensation of other qualities that make up communicative skills (factor knowledge of the conduct), communication skills (competent position to communicate); empathy (the emotional channel of empathy, installation, promote empathy); sociability (arginate, stanchest, internality, externality, sociocentricity, comprehension). A comparative analysis of the psychological structure of communicative abilities in students of different training profiles is carried out and its structural and component differences are established.
Keywords: abilities; communicative capacity; students; pedagogical university; communicative competence; structure; communicative skills.
For citation: Ledovskaya T. V., Solynin N. E. Psychological structure of communicative abilities in pedagogical university students // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 2 (34). P. 59-68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05
Ledovskaya Tatyana Vitalevna, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Pedagogical Psychology of the Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia.
E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436
Solynin Nikita Eduardovich, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical Psychology of the Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia.
E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479
2 The research was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of scientific project № 19-29-07156.
Введение
Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата) позволяет сделать вывод о том, что обладание педагогом коммуникативной компетентностью позволяет ему с высокой долей успешности решать профессиональные обязанности, а также эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. В профессиональном стандарте педагога также говорится о том, что педагог должен обладать коммуникативными способностями, он должен осознавать ценность обладания такими способностями, а также использовать их для реализации профессиональных задач.
В современной психологической науке значительное внимание уделяется изучению коммуникативных способностей студентов. Однако большая часть исследований носит аналитический характер, исследуются отдельные компоненты коммуникативных способностей студентов (эмпатия [2; 10], коммуникативные умения [5; 7; 12], коммуникативный контроль [7], мотивация [12]) и их взаимосвязь с организаторскими способностями [1; 3] в различных аспектах. Исследуется лингвокоммуникативная подготовка студентов [8]. Обсуждаются возможности формирования и развития коммуникативных способностей [4; 6; 7].
В современных зарубежных исследованиях, кроме использования системного подхода к исследованию коммуникации [15; 20], популярны иные акценты исследования коммуникативных способностей. Значительное внимание уделяется межгрупповому коммуникационному подходу [17]. Исследуются эмоциональные компоненты общения [11], обсуждаются элементы нормативности общения в разных группах коммуникаторов [19], коммуникативные навыки [21]. Сохраняют актуальность исследования, связанные с изучением особенностей общения мигрантов [16]. Особое место отводится изучению коммуникативных способностей людей с нарушениями и особенностями развития [13; 18]. Одним из новейших направлений
является коммуникация людей с современными технологиями [14].
В данном исследовании реализован системный подход к пониманию коммуникативных способностей. Способности рассматриваются в контексте концепции В. Д. Шадрикова, который определяет их как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические и функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [9: с. 102].
Исходя из этого, цель исследования — определить психологическую структуру коммуникативных способностей (далее — ПСКС) студентов педагогического вуза.
Методика
Методы исследования: исследование оценочной составляющей Я-концепции (методика диагностики самооценки Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн); диагностика уровня эмпатических способностей (методика В. В. Бойко); изучение общительности (тест суждений изучения общительности личности А. И. Крупнова); оценка общих способностей (методика «Краткий отборочный тест» Н. В. Бузина); исследование коммуникативных умений (тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха); оценка уровня развития социального интеллекта (методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена).
Выборку исследования составили студенты педагогического вуза двух профилей подготовки — «Историческое образование» и «Информатика и информационные технологии в образовании» — в количестве 87 человек.
Результаты и их обсуждение
1. Анализ компонентного и структурного состава коммуникативных способностей студентов педагогического вуза.
Для выявления взаимосвязей между изучаемыми характеристиками использован
коэффициент корреляции г-Спирмена. Наглядное изображение взаимосвязей компонентов структуры коммуникативных способностей студентов представлено на рисунке 1.
В результате анализа матрицы интеркорреляции и структурограммы можно сделать вывод о том, что в психологической структуре коммуникативных способностей студентов педагогического вуза присутствуют все выделенные нами индивидуально-психологические качества, т. е. они представляют собой целостную психологическую структуру. В процессе структурно-функционального анализа происходило определение весовых значений структурных компонентов. Процедура предусматривает подсчет числа связей данного качества с другими компонентами коммуникативных способностей с учетом поправочного коэффициента. Средний вес компонента структуры равен 6,1 усл. ед.
В структуре коммуникативных способностей студентов педагогического вуза выделены три группы компонентов:
1) базовые компоненты, имеющие вес выше среднего значения в структуре (являются внутренним каркасом структуры, основой развития и компенсации других качеств): 1 — фактор познания результатов поведения (Е = 11); 25 — компетентная позиция в общении (Е = 8); 6 — эмоциональный канал эмпа-тии (Е = 9); 8 — установки, способствующие эмпатии (Е = 10); 11 — эргичность (Е = 17); 13 — стеничность (Е = 9); 15 — интерналь-ность (Е = 8); 16 — экстернальность (Е = 8); 17 — социоцентричность (Е = 8); 19 — осмысленность (Е = 11);
2) качества, вес которых равен среднему или больше среднего в структуре: 2 — фактор познания классов поведения (Е = 5); 3 — фактор преобразования поведения (Е = 5); 4 — фактор познания систем поведения (Е = 6); 24 — зависимая позиция в общении (Е = 5); 26 — агрессивная позиция в общении (Е = 6); 5 — рациональный канал эмпатии (Е = 5); 7 — интуитивный канал эмпатии (Е = 6); 18 — эгоцентричность (Е = 7); 21— предметность (Е = 5);
3) качества, вес которых в структуре ниже среднего значения: 9 — проникающая способность в эмпатии (Е = 2); 10 — идентификация в эмпатии (Е = 2); 12 — аэргичность
(Е = 4); 14 — астеничность (Е = 2); 20 — осведомленность (Е = 1); 22 — субъективность (Е = 1); 27 — самооценка (Е = 4); 23 — обучаемость (Е = 1).
Считается, что «для структуры в целом значимы все компоненты, независимо от их веса, так как, образуя связь хотя бы с одним компонентом структуры, качество тем самым оказывает опосредованное влияние на структуру в целом»3.
Установлено, что компоненты коммуникативных способностей, выделенные в рамках теоретического анализа проблемы, представляют собой целостную психологическую структуру. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении.
Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств структуры, составляют следующие индивидуально-психологические качества:
- коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения);
- коммуникативные умения (компетентная позиция в общении);
- эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии);
- общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность).
2. Сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей студентов разных профилей подготовки.
а) Анализ достоверности различий в уровне изучаемых компонентов коммуникативных способностей. Исследование значимости различий изучаемых показателей у студентов разных профилей подготовки показало следующие результаты:
- фактор познания результатов поведения (и = 684,5 прир < 0,05);
3 Нижгородцева Н. В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. С. 221.
Рис. 1. Взаимосвязь компонентов психологической структуры коммуникативных способностей
студентов педагогического вуза
Примечание:
I — Блок коммуникативных знаний умений и навыков:
1 — фактор познания результатов поведения; 2 — фактор познания классов поведения; 3 — фактор познания преобразований поведения; 4 — фактор познания систем поведения; 24 — зависимая позиция в общении; 25 — компетентная позиция в общении; 26 — агрессивная позиция в общении.
II — Блок личностных особенностей:
5 — рациональный канал эмпатии; 6 — эмоциональный канал эмпатии;
7 — интуитивный канал эмпатии; 8 — установки, способствующие или препятствующие эмпатии; 9 — проникающая способность в эмпатии; 10 — идентификация; 11 — эргичность; 12 — аэргичность; 13 — стеничность; 14 — астеничность; 15 — интернальность; 16 — экстернальность; 17 — социоцентричность; 18 — эгоцентричность; 19 — осмысленность; 20 — осведомленность; 21 — предметность; 22 — субъективность; 27 — самооценка.
III — Блок общих способностей: 23 — обучаемость.
--положительная связь (р < 0,05); ---— отрицательная связь (р < 0,05);
—— — положительная связь (р < 0,01); - - - — отрицательная связь (р < 0,01); —— — положительная связь (р < 0,001); - - - — отрицательная связь (р < 0,001).
- фактор познания классов поведения (U = 697,5 приp < 0,05);
- фактор познания преобразований поведения (U = 545,5 при p < 0,001);
- уровень развития интуитивного канала эмпатии (U = 690,5 при p < 0,05);
- уровень интернальности (U = 711,5 при p < 0,05);
- уровень субъективности в общительности (U = 697 при p < 0,05);
- уровень обучаемости (U = 639,5 при p < 0,01).
б) Психологическая структура коммуникативных способностей студентов разных профилей подготовки. Анализ матриц интеркорреляций позволил установить, что коммуникативные способности студентов, обучающихся по профилю «Историческое образование», представляют собой целостную психологическую структуру. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении.
Внутренний каркас психологической структуры коммуникативных способностей студентов-историков составляет следующие индивидуально-психологиче ские каче ства: коммуникативные умения (зависимая позиция в общении, компетентная позиция в общении); общительность (эргичность, стеничность, ин-тернальность, социоцентричность, эгоцент-ричность, осмысленность). Данные качества являются основой развития и компенсации других качеств структуры.
В психологической структуре коммуникативных способностей студентов отсутствуют такие индивидуально-психологические качества, как коммуникативные навыки, эмпатия и ее компоненты.
Установлено, что коммуникативные способности студентов, обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании», не представляют собой целостную психологическую структуру. В психологической структуре их коммуникативных способностей отсутствует такое
индивидуально-психологическое каче ство, как общительность и все его компоненты. Полученный результат объясняется тем, что студенты указанного профиля ориентированы на профессии типа «человек - техника». Поэтому, с одной стороны, такой результат является ожидаемым, так как для них важнее наладить конструктивное взаимодействие в рамках использования современных информационных и цифровых технологий. С другой стороны, учитывая то, что данный профиль относится к направлению «Педагогическое образование», снижение изучаемых показателей является индикатором включения этих студентов в тренинговую группу по развитию коммуникативных способностей для дальнейшего эффективного взаимодействия в рамках будущей профессиональной деятельности.
Наибольшее количество связей присутствует в блоке личностных особенностей, а также между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. От уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении.
Внутренний каркас психологической структуры коммуникативных способностей студентов, составляют следующие индивидуально-психологические качества: коммуникативные навыки; коммуникативные умения; эмпатия.
Соотношение базовых компонентов структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки показало, что в обеих группах студентов базовыми являются компоненты «компетентная позиция в общении» и «зависимая позиция в общении». Остальные базовые компоненты у студентов профиля «Историческое образование» относятся к параметру «общительность»: «стеничность», «социоцентричность», «осмысленность», «эргичность», «интерналь-ность», а у студентов профиля «Информатика и информационные технологии в образовании» базовыми являются качества, относящиеся к эмпатии.
На следующем этапе исследования проведен сравнительный анализ компонентного состава и структурных показателей развития
Таблица 1
Основные показатели развития структуры коммуникативных способностей студентов разных профилей подготовки
№ Показатели развития структур Историческое образование Информатика и информационные технологии в образовании
1 Количество компонентов структуры 27 19
2 Общее количество г связей компонентов структуры 56 26
3 Количество сильных г связей (р < 0,01) 29 9
4 Средний вес компонента структуры (Хср.) 7,2 4,4
5 Индекс когерентности структуры (ИКС) 62 30
6 Индекс дивергентности структуры (ИДС) 36 9
7 Индекс организованности структуры (ИОС) 26 21
структуры коммуникативных способностей в изучаемых выборках (табл. 1). Произведен подсчет индексов когерентности структуры (ИКС), дивергентности структуры (ИДС), организованности структуры (ИОС).
Полученный результат позволяет говорить о неравномерности формирования психологической структуры коммуникативных способностей в изучаемых группах. Количество компонентов структуры у студентов, обучающихся по профилю «Историческое образование», больше, чем у студентов, обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании». Это можно объяснить особенностью программ обучения на разных профилях подготовки, особенностью общения студентов друг с другом и с преподавателями во время проведений занятий и в свободное время. Студенты-информатики больше ориентированы на контакт с персональным компьютером, программным обеспечением, мобильными приложениями, нежели на взаимодействие с одногруппниками.
Индекс когерентности (согласованности переменных в корреляционной матрице) у студентов-историков больше. Это значит, что психологическая структура более согласована, так как чем выше вес, тем больше когерентность структуры. Индекс организованности структуры коммуникативных способностей студентов, обучающихся по профилю «Историческое образование», выше, а чем более высоким является показатель ИОС, тем более организованной, сформированной является изучаемая психологическая структура. Следовательно, структура коммуникативных
способностей студентов-историков сформирована и более организована, чем у студен-тов-информатиков.
Таким образом, установлено, что коммуникативные способности студентов разных профилей подготовки представляют собой целостную структуру и имеют свою специфику. У студентов абсолютной гуманитарной направленности структура более «жесткая», более организованная, чем у студентов, обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании». У студентов-информатиков структура коммуникативных способностей находится на стадии формирования.
Выводы
1. Коммуникативные способности студентов педагогического вуза представляет собой целостную психологическую структуру.
2. Коммуникативные способности студентов, обучающихся по профилю «Историческое образование», представляют собой целостную психологическую структуру. Внутренний каркас ПСКС составляют коммуникативные умения и общительность.
3. Не все компоненты коммуникативных способностей студентов, обучающихся по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании», образуют взаимосвязи, т. е. коммуникативные способности этой группы студентов не представляют собой целостную психологическую структуру, а находятся лишь на стадии
формирования. Внутренний каркас ПСКС составляют коммуникативные навыки и умения, эмпатия.
Заключение
Разработана теоретическая модель психологической структуры коммуникативных способностей в русле системного подхода. Показано, что психологическая структура коммуникативных способностей (ПСКС) имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов
педагогического вуза, установлены функциональные взаимосвязи между компонентами. Доказано, что коммуникативные способности студентов педагогического вуза представляют собой целостную психологическую структуру.
Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей студентов разных профилей подготовки. Установлены структурные различия.
Таким образом, в результате исследования удалось доказать, что психологическую основу коммуникативных способностей составляет структура индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Выявлено, что структура коммуникативных способностей имеет свою специфику компонентного и структурного состава у студентов разных профилей подготовки.
Литература
1. Аскерова Г. Г. Взаимосвязь коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности у юношей и девушек // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 72-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24296998
2. Бабенко Ю. А., Деревянко Ю. П. Особенности коммуникативных способностей у студентов с разным уровнем эмпатии // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 563-568. URL: https:// elibrary. ru/item.asp?id=37106422
3. Конокпаева И. С., Ермолаева А. Ю. Коммуникативные и организаторские способности у студентов педвуза // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 123-124. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26142909
4. Лидская Э. В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средо-вых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 1 (25). С. 82-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41359539
5. Приходько О. В., Хващевская Д. И. Исследование коммуникативных способностей студентов — будущих педагогов // Педагогика современности. 2015. № 2 (6). С. 26-30. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25023478
6. Сапегина Т. А. Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № T15. С. 366-370. URL: https://elibraiy.m/item.asp?id=25917944
7. Смирнова П. Ю., Морова Н. С. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 53-55. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26100248
8. Тахохов Б. А., Сикоева М. Т. Совершенствование коммуникативных способностей студентов-психологов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 147- 151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24987342
9. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. М.: Ин-т психологии РАН, 2019. 274 с.
10. Шутова Н. В., Ходыкина О. А. Особенности развития коммуникативных и эмпатийных способностей студентов как компонентов коммуникативной культуры // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. № 1. С. 115-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184142
11. Agostino A. Understanding ironic criticism and empathic praise: The role of emotive communication / A. Agostino et al. // British Journal of Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. Issue 2. P. 186-201. URL: https://doi.org/10.1111/bjdp.12155
12. Anikeyeva J. V., Lozhechkina A. D. Psychological determinants of communication abilities of university students within the framework of implementation of the federal state educational standards // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 39 (3). С. 8-16. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30014626
13. Dhondt A. Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt et al. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. № 3 (33). P. 529-541. URL: https://doi.org/10.1111/jar.12695
14. Evans K. S. Explicating Affordances: A conceptual framework for understanding affordances in communication research / K. S. Evans et al. // Journal of Computer Mediated Communication. 2017. Vol. 22. Issue 1. P. 35-52. URL: https://doi.org/10.1111/jcc4.12180
15. Kittelman S., Calvo Amodio J., Martínez León H. C. A Systems Analysis of Communication: Defining the Nature of and Principles for Communication Within Human Activity Systems // Systems Research and Behavioral Science. 2018. Vol. 35, Issue 5. P. 520-537. URL: https://doi.org/10.1002/sres.2562
16. Lou N. M., Mantou N., Noels K. A. Breaking the vicious cycle of language anxiety: Growth language mindsets improve lower-competence ESL students' social experiences // Contemporary Educational Psychology (In press). 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101847
17. Ma L. I am one of them: Examining crisis communication from an intergroup communication approach // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2019. Vol. 27. Issue 1. P. 50-60. URL: https://doi. org/10.1111/1468-5973.12232
18. Nilsen E. S., Bacso S. A. Cognitive and behavioural predictors of adolescents' communicative perspective-taking and social relationships // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 56. P. 52-63. URL: https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2017.01.004
19. Rothenberger L. T., Auer C., Pratt C. B. Theoretical approaches to normativity in communication research // Communication Theory. 2017. Vol. 27. Issue 2. P. 176-201. URL: https://doi.org/10.1111/ comt.12103
20. Taljaard A., de Beer E. Integrative communication for organisational sustainability — An integrative communication relationship model as communication management tool // Journal of Public Affairs. 2019. Vol. 19. Issue 4. URL: https://doi.org/10.1002/pa.1957
21. Uzundag B. A., Küntay A. C. Children's referential communication skills: The role of cognitive abilities and adult models of speech // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 172. P. 73-95. URL: https://doi.org/10.1016/jjecp.2018.02.009
References
1. Askerova G. G. K. Vzaimosvyaz' kommunikativnyx, organizatorskix sposobnostej i trevozhnosti lichnosti u yunoshej i devushek [The relationship of communication, organizational skills and personality anxiety in boys and girls] // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2015. № 3. P. 72-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24296998
2. Babenko Yu. A, Derevyanko Yu. P. Osobennosti kommunikativnyx sposobnostej u studentov s raz-nym urovnem empatii [Features of communicative abilities in students with different level of empathy] // Science and education: new time. 2019. № 1 (30). P. 563-568. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106422
3. Konokpaeva I. S., Ermolaeva A. Yu. Kommunikativnye i organizatorskie sposobnosti u studentov pedvuza [Communication and organizational skills in students of pedagogical higher school] // Bulletin of the International student scientific Bulletin. 2016. № 5-1. P. 123-124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26142909
4. Lidskaya E. V. Kommunikativnye sposobnosti starsheklassnikov v kontekste sub"ekt-sredovy'x vzaimodejstvij [Communicative abilities of High school students in the context of subject-environment interactions] // Bulletin of the Samara academy for the humanities. Series: Psychology. 2019. № 1 (25). P. 82-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41359539
5. Prikhodko О. V., Khvashchevskaya D. I. Issledovanie kommunikativny x sposobnostej studentov — budushhix pedagogov [Investigation of communicative competence of future teacherspsychologists] // Pedagogics of modernity. 2015. № 2 (6). P. 26-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25023478
6. Sapegina X. А. Pedagogicheskie aspekty' formirovaniya kommunikativny'x sposobnostej u studentov pedagogicheskix vuzov [Pedagogical aspects of communicative abilities formation in students of pedagogical universities] // Concept. 2016. № T15. C. 366-370. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25917944
7. Smirnova P. Yu., Morova N. S. Formirovanie kommunikativnyx sposobnostej v yunosheskom voz-raste [The formation of communicative abilities in young people] // Pedagogical experience: theory, technique, practice. 2016. № 2 (7). С. 53-55. URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=26100248
8. Takhokhov B. А., Sikoeva М. Т. Sovershenstvovanie kommunikativnyx sposobnostej studen-tov-psixologov [Improvement of communication skills in students of psychology] // Bulletin of the North Ossetian state University named after K. L. Khetagurov. 2015. № 3. P. 147-151. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24987342
9. Shadrikov V. D. Sposobnosti i odarennost cheloveka [Abilities and talent in human: monography]. Moscow: Institute of Psychology RAN, 2019. 274 p.
10. Shutova N. V., Khodikina О. А. Osobennosti razvitiya kommunikativny'x i e'mpatijny'x sposobnostej studentov kak komponentov kommunikativnoj kultury' [Peculiarities of development of students' communi-vative and empathic abilities as components of communicative culture] // Current problems and prospects of development of modern psychology. 2016. № 1. P. 115-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184142
11. Agostino A. Understanding ironic criticism and empathic praise: The role of emotive communication / A. Agostino et al. // British Journal of Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. Issue 2. P. 186-201. URL: https://doi.org/10.1111/bjdp.12155
12. Anikeyeva J. V., Lozhechkina A. D. Psychological determinants of communication abilities of university students within the framework of implementation of the federal state educational standards // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 39 (3). С. 8-16. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=30014626
13. Dhondt A. Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt et al. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. № 3 (33). P. 529-541. URL: https://doi.org/10.1111/jar.12695
14. Evans K. S. Explicating Affordances: A conceptual framework for understanding affordances in communication research / K. S. Evans et al. // Journal of Computer Mediated Communication. 2017. Vol. 22. Issue 1. P. 35-52. URL: https://doi.org/10.1111/jcc4.12180
15. Kittelman S., Calvo Amodio J., Martínez León H. C. A Systems Analysis of Communication: Defining the Nature of and Principles for Communication Within Human Activity Systems // Systems Research and Behavioral Science. 2018. Vol. 35, Issue 5. P. 520-537. URL: https://doi.org/10.1002/sres.2562
16. Lou N. M., Mantou N., Noels K. A. Breaking the vicious cycle of language anxiety: Growth language mindsets improve lower-competence ESL students' social experiences // Contemporary Educational Psychology (In press). 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101847
17. Ma L. I am one of them: Examining crisis communication from an intergroup communication approach // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2019. Vol. 27. Issue 1. P. 50-60. URL: https://doi. org/10.1111/1468-5973.12232
18. Nilsen E. S., Bacso S. A. Cognitive and behavioural predictors of adolescents' communicative perspective-taking and social relationships // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 56. P. 52-63. URL: https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2017.01.004
19. Rothenberger L. T., Auer C., Pratt C. B. Theoretical approaches to normativity in communication research // Communication Theory. 2017. Vol. 27. Issue 2. P. 176-201. URL: https://doi.org/10.1111/comt.12103
20. Taljaard A., de Beer E. Integrative communication for organisational sustainability — An integrative communication relationship model as communication management tool // Journal of Public Affairs. 2019. Vol. 19. Issue 4. URL: https://doi.org/10.1002/pa.1957
21. Uzundag B. A., Küntay A. C. Children's referential communication skills: The role of cognitive abilities and adult models of speech // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 172. P. 73-95. URL: https://doi.org/10.1016/jjecp.2018.02.009