Научная статья УДК 159.9
DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_171_180 EDN: STFYNB
Психологическая структура и динамика soft skills у студентов вуза Анна Эдуардовна Цымбалюк1Н, Валерия Олеговна Виноградова2
1 Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1
2Ассистент кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1708-5744 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9865-5125
Аннотация. В статье рассматривается проблема soft skills у студентов вуза. Цель статьи — эмпирически выявить структуру и динамику soft skills на примере студентов. В работе рассматриваются подходы к определению soft skills в отечественной и зарубежной психологической науке. Анализируются понятия «профессионально важные качества» и «деятельностно важные качества». Дается определение soft skills как деятельностно важных качеств, не зависящих от специфики профессиональной деятельности, но влияющих на ее эффективность, связанных с решением общих профессиональных и метапрофессиональных задач. Приводятся результаты эмпирического исследования soft skills у студентов вуза. Рассматривается их количественная динамика: soft skills у студентов изменяются от курса к курсу, что говорит об их неравномерном развитии. Это может быть связано с решением разных задач, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения. Также рассматривается психологическая структура soft skills у студентов разных курсов и ее динамика. Структурная динамика заключается в следующем: происходит снижение интегрированности структуры к третьему курсу и увеличение к четвертому, что может говорить о перестройке структуры soft skills с кризисом на третьем курсе, а также свидетельствовать об оперативности структуры soft skills. Выделена следующая закономерность в изменении структуры soft skills: выкристаллизовываются качества, которые релевантны решению задач профессиональной и метапрофессиональной деятельности.
Ключевые слова: soft skills; психологическая структура soft skills; деятельностно важные качества; профессионально важные качества; студенты
Для цитирования: Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О. Психологическая структура и динамика soft skills у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 171-180. http://dx.doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_171_180. https://elibrary.ru/STFYNB
Original article
Psychological structure and dynamics of soft skills among university students Anna E. Tsymbalyuk1H, Valeriya O. Vinogradova2
1Candidate of psychological sciences, associate professor of department of general and social psychology, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 2Assistant of department of general and social psychology, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1708-5744 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9865-5125
Abstract. The article deals with the problem of soft skills among university students. The purpose of the article is to empirically reveal the structure and dynamics of soft skills on the example of students. The paper discusses approaches to the definition of soft skills in domestic and foreign psychological science. The concepts of professionally important qualities and activity-important qualities are analyzed. The definition of soft skills is given as activity-important qualities that do not depend on the specifics of professional activity, but affect its effectiveness, associated with the
© Цымбалюк А. Э., Виноградова В. О., 2023
solution of common professional and meta-professional tasks. The results of the empirical study of soft skills among university students are presented. Their quantitative dynamics is considered: students' soft skills change from course to course, which indicates their uneven development. This may be due to the solution of various problems that students face in the learning process. The psychological structure of soft skills among students of different courses and its dynamics are also considered. The structural dynamics is as follows: there is a decrease in the integration of the structure by the third year and an increase by the fourth, which may indicate a restructuring of the soft skills structure with a crisis in the third year, as well as indicate the efficiency of the soft skills structure. The following regularity in the change in the structure of soft skills has been identified: qualities that are relevant to solving the problems of professional and metaprofessional activity are crystallized.
Keywords: soft skills; psychological structure of soft skills; activity-important qualities; professionally important qualities; students
For citation: Tsymbalyuk A. E., Vinogradova V O. Psychological structure and dynamics of soft skills among university students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023;(1): 171-180. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_171_180. https://elibrary.ru/STFYNB
Введение
Проблема soft skills исследуется в разных контекстах: в связи с управленческими навыками [Radhakrishnan, 2022], формированием и развитием soft skills [Волкова, 2017; Федорова, 2018; Klaas Stek, 2022], видами soft skills [Chaudhari, 2021], в связи с нарушением развития нервной системы [Venkatesan, 2022], в контексте трудоустройства [Andrews, 2015; Tandon, 2022], в контексте профессионального и карьерного развития [Ивонина, 2017] и т. д.
Вместе с тем в психологической науке присутствует достаточно широкий ряд понятий, описывающих качества личности, которые могут влиять на эффективность деятельности профессионала: профессионально важные качества, метапрофессионально важные качества, дея-тельностно важные качества, soft skills, карьер-но важные качества, учебно важные качества. Некоторые из них изучаются достаточно давно — например, существует большое количество исследований профессионально важных качеств (ПВК). Изучением данного понятия занимались многие исследователи — В. Д. Шадриков, А. В. Карпов. Ю. П. Поваренков, А. К. Маркова, Е. А. Климов, В. А. Бодров и др. А некоторые понятия, например, soft skills, карьерно важные качества, появились сравнительно недавно. В связи с этим возникает вопрос их психологического содержания и показателей для эмпирического изучения.
Цель этой работы состоит в том, чтобы эмпирически выявить структуру и динамику soft skills на примере студентов.
Ранее в одной из наших работ был проведен теоретический анализ психологического содержания soft skills [Цымбалюк, 2019]. В литературе условно можно выделить несколько основных подходов к пониманию soft skills. В первом подходе soft skills рассматриваются как широкое понятие, обозначающее сочетание разных характеристик: совокупность определенных навыков, качеств, эмоционального интеллекта и атрибутов личности [Lippman, 2015; Сальная, 2016; Раиц-кая, 2018; Ивонина, 2017]. Второй подход рассматривает понятие более узко — через навыки: социально-психологические, универсальные, когнитивные, надпрофессиональные, приобретенные [Dewiyani, 2015; Dall'Amico, 2015; Судаков, 2021; Волкова, 2017; Шипилов, 2016]. В третьем подходе soft skills рассматриваются через определение их роли и значения для человека в деятельности [Федорова, 2018; Давидова, 2015].
Также ранее нами было рассмотрено то, как понятие soft skills соотносится с различными отечественными психологическими понятиями (ДВК, ПВК, компетенции, универсальные компетенции). Мы хотели бы несколько подробнее остановиться на некоторых из них, чтобы опера-ционализировать понятие.
Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) — одно из наиболее изученных в отечественной психологии — было введено В. Д. Шадриковым, который рассматривает ПВК как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [Шадриков, 1996]. Он считает, что в качестве ПВК могут выступать общесоматические и нейродинамические
свойства организма, свойства психических процессов, направленность личности и ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и моральные качества.
Анализируя различные подходы к определению ПВК, мы можем выделить следующие особенности: авторы определяют их либо как индивидуальные свойства субъекта деятельности [Карпов, 2013], либо как совокупность психологических и индивидуально-психологических качеств [Бодров, 2001; Ядрышникова, 1987]. При этом все авторы отмечают, что это те качества и свойства, которые связаны с результативными параметрами деятельности [Карпов, 2013], определяют успешность обучения [Бодров, 2001], освоения [Ядрышникова, 1987] и выполнения конкретной профессиональной деятельности [Бодров, 2001; Ядрышникова, 1987].
В качестве ПВК разные авторы отмечают различные общие особенности: мотивы и мотиваци-онную сферу [Маркова, 1996; Поваренков, 2008; Ядрышникова, 1987], способности, одаренность [Ядрышникова, 1987; Маркова, 1996; Поварен-ков, 2008; Климов, 2003], опыт, профессиональный опыт [Поваренков, 2008; Климов, 2003], врожденные психофизиологические особенности индивида [Ядрышникова, 1987], психические процессы и состояния [Маркова, 1996], свойства личности [Поваренков, 2008], сознание [Маркова, 1996], самосознание [Поваренков, 2008].
Таким образом, можно сказать, что в качестве ПВК могут выступать разнообразные конструкты, но деятельность профессионала не ограничивается профессиональной сферой — она также включает адаптацию, профессиональное самоопределение и др., для которых нужны другие качества.
Одно из общих понятий — «деятельностно важные качества» (ДВК) — было введено Ю. П. Поваренковым, который деятельностно важные качества профессионала (ДВКП) определяет как «индивидуальные качества человека, которые влияют на эффективность всего многообразия типов и форм деятельности профессионала» [Поваренков, 2022]. Введение данного понятия он обосновывает тем, что, во-первых, все понятия в психологии, привязанные к профессиональной деятельности, являются частными ви-
дами деятельностно важных качеств профессионала. Во-вторых, данное понятие необходимо для систематизации и классификации всех ДВКП. Таким образом, мы можем утверждать, что soft skills является видом ДВКП.
Для понимания сущности soft skills представляет интерес «задачный» подход, который составляет основу классификации ДВК в зависимости от типов и видов деятельности [Поварен-ков, 2016]. Согласно этому подходу основанием для выделения типов деятельности являются индивидуальные и нормативные задачи, которые решает профессионал. Были обозначены две группы таких задач: профессионально-производственные и задачи карьерного и профессионального становления профессионала. Исходя из этого выделяются два типа деятельности (профессиональная и метапрофессиональная) и в соответствии с этим две группы ДВК (профессионально важные качества и метапрофесси-онально важные качества). Первые влияют на эффективность профессиональной деятельности, вторые — на эффективность метапрофессио-нальных видов деятельности.
Можно сказать, что студенты решают задачи не только учебной деятельности, но и другие задачи: построение карьеры, преодоление профессиональных кризисов, адаптация к учебной и профессиональной деятельности, карьерное планирование, целеполагание и ряд других.
На основе проведенного анализа мы даем следующее определение soft skills — это деятель-ностно важные качества, не зависящие от специфики профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность, связанные с решением общих профессиональных и метапрофессио-нальных задач.
Мы можем говорить, что soft skills включает в себя широкий спектр индивидуально-психологических качеств, способностей и навыков, которые оказывают влияние на эффективность профессиональной и метапрофессиональ-ной деятельности. Наиболее общим для всех этих конструктов является понятие «деятель-ностно важные качества».
Методы и методики исследования
На основе контент-анализа теоретических представлений о видах soft skills и результатах
опроса работодателей [Цымбалюк, 2019] для исследования нами были выбраны следующие soft skills: коммуникативные способности, ответственность, умение управлять своими эмоциями, гибкость, саморегуляция. Для исследования были выбраны следующие методики: Методика определение коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоро-шин), Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ), Уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Также использовался метод экспертных оценок для оценивания предполагаемой успешности студентов в профессиональной деятельности. Помимо этого, в исследовании учитывались такие показатели эффективности деятельности, как академическая успеваемость и успеваемость по практике.
Математические методы обработки данных: описательная статистика (Мх — среднее арифметическое, критерий сравнения U-Манна — Уит-ни, коэффициент корреляции r-Спирмена, метод корреляционных плеяд.
В исследовании использовались методы структурного анализа: оценка интегрированно-сти и дифференцированности структуры, подсчет среднего веса структуры, анализ базовых и ведущих элементов структуры.
Такой показатель, как интегрированность, означает степень включенности отдельных изучаемых компонентов в структуру и подсчитыва-ется как сумма положительных статистически значимых связей каждого компонента данной структуры.
Под дифференцированностью структуры понимается степень отличий элементов структуры друг от друга в их влиянии на функционирование структуры как целого. Данный показатель под-считывается как сумма отрицательных статистически значимых связей каждого компонента структуры.
Средний вес структуры — это значение среднего арифметического веса всех статистически значимо положительно коррелирующих элементов в структуре.
Базовые элементы структуры — элементы, имеющие наибольшее количество статистически значимых положительных корреляций с другими
элементами структуры и больший вес, превышающий средний вес элементов структуры.
Ведущие элементы структуры — это компоненты структуры, имеющие максимальную связь с эффективностью профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие студенты с первого по четвертый курс. Общее количество испытуемых — 123 человека.
Результаты и их обсуждение
1. При анализе количественных изменений была выявлена неравномерная динамика уровня развития soft skills у студентов, которая подтверждается значимыми различиями по U-критерию Манна — Уитни (p < 0,01; p < 0,05). Мы опишем общие тенденции количественных изменений и более подробно остановимся на анализе изменений структуры soft skills.
Была выявлена неравномерная динамика компонентов саморегуляции: уровень развития гибкости у студентов повышается от первого курса (Mx = 5,94) ко второму (Mx = 6,97), затем снижается к третьему курсу (Mx = 6,06) и остается неизменным к четвертому курсу (Mx = 6); оценивание результатов — от первого (Mx = 6,32) к третьему курсу (Mx = 6,52) не изменяется, а к четвертому курсу (Mx = 5,87) начинает снижаться; уровень развития моделирования и программирования остается неизменным от первого (Мхмод = 5,58, Mx^ = 6,62) ко второму курсу (Мхмод = 6,17, Mx^ = 6,72), затем снижается к третьему курсу (Мхмод = 5,3, Mx^ = 5,88) и к четвертому остается неизменным (Мхмод = 5,6, Mx^ = 5,87). Общий уровень саморегуляции у студентов возрастает от первого курса (Mx = 30,45) ко второму (Mx = 32,31) и в дальнейшем остается неизменным.
Была выявлена неравномерная динамика уровня развития коммуникативных склонностей у студентов: возрастание от первого курса (Mx = 8,42) ко второму (Mx = 11,62) с сохранением данного уровня развития до конца обучения (Mx = 11,43).
Общая эмоциональность студентов остается неизменной от первого (Mx = 19,19) к третьему курсу (Mx = 19,73), а к четвертому начинает снижаться (Mx = 17,8).
Можно сказать, что количественные изменения уровня выраженности soft skills имеют различные тенденции, это может свидетельствовать о неравномерности изменения различных аспектов деятельностно важных качеств, а также о том, что данные качества востребованы при решении разнообразных метапрофессиональных
Показатели функционирования психологической ст
задач (адаптация, учебно-профессиональные задачи и др.), которые возникают на разных этапах процесса обучения студентов.
2. Также нами был проведен структурный анализ выявленных корреляционных связей. Анализировались следующие показатели функционирования психологической структуры:
Таблица 1
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Интегрированность 130 64 56 64
Дифференцированность 22 4 0 19
Средний вес структуры 9,31 4,77 3,92 4,08
Базовые элементы структуры* 2, 5, 7,10, 11, 12, 13 3, 4, 5, 10, 11, 12 3, 5, 6, 8, 10, 11 2, 5, 10, 11, 12
Ведущие элементы структуры* - 3, 4 2, 6, 8 1
*Примечание: 1 — отсутствие контроля над эмоциями; 2 — коммуникативные способности; 3 — организаторские способности; 4 — планирование; 5 — моделирование; 6 — программирование; 7 — оценивание результатов; 8 — гибкость; 9 — самостоятельность; 10 — шкала интернальности в области достижений; 11 — шкала интернальности в области неудач; 12 — шкала интернальности в области производственных отношений; 13 — шкала интернальности в области межличностных отношений
Показатели интегрированности и дифферен-цированности структуры уменьшаются к третьему курсу и возрастают к четвертому (Таблица 1). Данная динамика может свидетельствовать, во-первых, о перестройке структуры; во-вторых, о распаде имеющейся изначально структуры soft skills; в-третьих, о формировании новой структуры soft skills к четвертому курсу, соответствующей определенной деятельности, которую будут выполнять студенты после окончания обучения.
Данная перестройка подтверждается анализом базовых элементов структуры. Можно говорить о том, что есть как константные, так и вариативные базовые элементы структуры.
К константным базовым элементам, которые не изменяются от курса к курсу, относятся способность выделять значимые условия достижения целей и в текущей ситуации, и в будущем, способность нести ответственность за собственные достижения и неудачи.
К вариативным базовым элементами относятся коммуникативные и организаторские способности, способность осознанно планировать свою деятельность, способность нести ответственность за организацию своей производственной деятельности, за отношения в коллективе, а также ответственность за построение межличностных отношений с окружающими.
При анализе ведущих элементов структуры видно: если на первом курсе вообще нет связей с эффективностью деятельности, то на втором, третьем и четвертом курсах они уже появляются. Ведущими элементами, связанными с эффективностью деятельности, на втором курсе являются организаторские способности и способность к осознанному планированию деятельности, на третьем — коммуникативные способности, способность выделять значимые условия достижения целей и в текущей ситуации и умение при изменении внешних и внутренних условий перестраивать и корректировать свое поведение и деятельность. К четвертому курсу остается лишь один ведущий элемент — отсутствие контроля над эмоциями.
Появление связей с предполагаемой успешностью деятельности говорит о том, что перестройка идет в сторону того, чтобы структура отвечала задачам профессиональной и метапрофессио-нальной деятельности. И то, что на четвертом курсе остается одна связь с эффективностью деятельности, говорит о более четком понимании важности для будущей профессиональной деятельности.
Обратимся к анализу корреляционных плеяд (Рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов структуры soft skills у студентов
Примечание: 1 — отсутствие контроля над эмоциями; 2 — коммуникативные способности; 3 — организаторские способности; 4 — планирование; 5 — моделирование; 6 — программирование; 7 — оценивание результатов; 8 — гибкость; 9 — самостоятельность; 10 — шкала интернальности в области достижений; 11 — шкала интернальности в области неудач; 12 — шкала интернальности в области производственных отношений; 13 — шкала интернальности в области межличностных отношений; А — академическая успеваемость; П — успеваемость по практике; У — предполагаемая успешность в профессиональной деятельности. Условные обозначения: Значимость корреляционных связей p < 0,05
- p < 0,01
- p < 0,001
----- Отрицательные корреляции
(3 Базовый элемент структуры
Можно сделать вывод о том, что ко второму курсу происходит распад структуры качеств, а к третьему и четвертому начинает формироваться новая структура.
Это также подтверждается базовыми элементами в структуре — происходит уменьшение их количества к четвертому курсу, что может гово-
рить о формировании более четкой структуры soft skills, которая направлена на решение учебных, профессиональных и метапрофессиональ-ных задач.
Ядро структуры soft skills составляют три константных базовых качества — способность выделять значимые условия достижения целей и
в текущей ситуации и в будущем, способность нести ответственность за собственные достижения, а также способность нести ответственность за свои неудачи. Также есть вариативные качества, которые направлены на решение частных задач: коммуникативные и организаторские способности, способность осознанно планировать свою деятельность, способность нести ответственность за организацию своей производственной деятельности, за отношения в коллективе, а также ответственность за построение межличностных отношений с окружающими.
Также на основе полученных результатов мы можем сказать о проявлении некоторых признаков оперативности, под которой понимается способность человека преодолевать неопределенность различных ситуаций, способность изменять свое поведение и настраиваться на успешное решение возникающих перед ним задач [По-варенков, 2019]. На протяжении всего обучения от курса к курсу у студентов формируется структура soft skills, соответствующая решению широкого круга задач учебной, профессиональной и метапрофессиональной деятельности. У некоторых soft skills есть количественный прирост выраженности, но они не играют ведущей роли в структуре качеств. Также есть soft skills, которые являются ведущими в структуре качеств, но количественный рост не происходит. Это является подтверждением того, что происходит перестройка системы качеств, и того, что разные качества по-разному востребованы в процессе обучения.
ДВК напрямую не влияют на успешность учебной деятельности, но могут влиять на успешность других видов деятельности студентов — оптационную, адаптационную деятельность, деятельность, направленную на решение профессиональных кризисов и т. д.
Заключение
1. На основе анализа полученных результатов была выявлена количественная динамика у некоторых soft skills — они изменяются от курса к курсу. Это говорит об их неравномерном развитии и может быть связано с решением разных задач, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения.
2. Также есть изменение структуры soft skills: происходит снижение интегрированности к третьему курсу и увеличение к четвертому. Это может говорить о перестройке структуры soft skills с кризисом на третьем курсе, а также об оперативности развития структуры soft skills.
3. Можно выделить следующую закономерность в изменении структуры soft skills: выкристаллизовываются качества, релевантные решению определенных задач. Это не учебные задачи, так как линейных связей с академической успеваемостью обнаружено не было. Опираясь на результаты нашего исследования, мы полагаем, что они касаются задач метапрофессиональной деятельности.
Мы также можем предположить, что на первом курсе студенты решают задачи адаптации к обучению в университете. В соответствии с этим качества, помогающие в их решении, — это адаптационно важные качества. Адаптация происходит за счет коммуникативных качеств, саморегуляционных качеств и способности нести ответственность за собственные достижения и неудачи, а также в производственных и межличностных отношениях.
На втором курсе происходит оптимизация учебно-академической деятельности, задачи которой начинают решать студенты (также адаптация может переходить в режим функционирования). На первый план на данном этапе обучения выходят саморегуляционные качества. Значимыми также являются организаторские способности и способность нести ответственность за собственные достижения и неудачи, а также в производственных отношениях. Полученные результаты подтверждаются исследованием Ю. П. Поваренкова [Поваренков, 2008].
На третьем курсе происходит перестройка учебной деятельности и в дальнейшем оптимизация качеств для решения профессиональных задач. Качества, выходящие на первый план на данном этапе, — это саморегуляционные (программирование и гибкость) и коммуникативные. Все они связаны с предполагаемой успешностью деятельности студентов. Можно предположить, что на третьем курсе происходит микрокризис при перестройке деятельности от учебной к учебно-профессиональной, также в этот период может начинаться кризис профессионального выбора, что соотносится с результатами теоретических исследований Е. Ф. Зеера [Зеер, 2003].
На четвертом курсе учебная деятельность переходит в учебно-профессиональную. Также на данном этапе студенты проходят через оптацию — начинают думать про дальнейший профессиональный выбор (должность, место работы, прогнозирование своего профессионального пути и т. д.). Здесь мы можем говорить о том, что качества перестают быть учебно важными и становятся оптационно важными и помогают решать задачи профессионального самоопределе-
ния. При этом также можно предположить, что на четвертом курсе студенты проходят через кризис. Качества, которые являются значимыми для решения данных задач, — коммуникативные, саморегуляционные (моделирование), способность нести ответственность за собственные достижения и неудачи, а также в производственных отношениях. Положительная связь между предполагаемой успешностью в профессиональной деятельности и отсутствием контроля над эмоциями, а также отрицательная связь между академической успеваемостью и программированием могут говорить о важности спонтанности, импульсивности и открытости возможностям для решения метапрофессиональных задач на четвертом курсе.
Обобщая все полученные результаты, можно сказать о наличии количественных и структурных изменений soft skills с первого по четвертый курс, которые подчиняются свойствам оперативности и направлены на решение широкого круга профессиональных и метапрофессиональных задач.
Библиографический список
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Москва : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. Волкова М. Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 2 (15). С. 224-226.
3. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soit-skills (дата обращения: 26.11.2022).
4. Зеер Е. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Ивонина А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Науковедение. 2017. Том 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf. (дата обращения: 25.10.2022).
6. Карпов А. В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. Москва : Юрайт, 2013. 350 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Модэк, 2003. 456 с.
8. Лукша П. Атлас новых профессий, 2021. URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 19.09.22).
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание, 1996. 184 с.
10. Поваренков Ю. П. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности / Ю. П. Поваренков, А. Э. Цымбалюк // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 4. С. 608-625.
11. Поваренков Ю. П. Уточненная классификация деятельностно важных качеств профессионала // Психология способностей и одаренности : сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / под науч. ред. проф. В. А. Мазилова. Ярославль : РИО ЯГПУ 2022. С. 64-69.
12. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль : Канцлер, 2008. 400 с.
13. Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к выделению и классификации профессиональных задач личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 127-134.
14. Раицкая Л. К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363.
15. Сальная Л. К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. Новочеркасск : НПИ имени М. И. Платова, 2016. С. 331-334.
16. Федорова, О. В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ» // Образовательные технологии и общество, 2018. Т. 21. № 21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32850659_9944761 0.pdf (дата обращения: 21.10.2022).
17. Цымбалюк А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 120-127.
18. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Москва : Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
19. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 26.09.2022).
20. Ядрышникова Т. Л. Психологические особенности профессионального становления мастера ПТУ // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 37-43.
21. Andrews M. What skills do employers want most? // University World News. 19 June 2015 Issue № 372. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2 0150616130747880 (дата обращения: 19.09.22).
22. Appleby D. C. The soft skills college students need to succeed now and in the future. Transferable skills for success in college and the workplace. URL:
http://www.apa.org/ed/precollege/psn/2017/09/soft-skills.aspx (дата обращения: f9.ff.2022).
23. Chaudhari T. Soft Skills: Types, Characteristics and Importance // Journal of Commerce and Trade (H. Agarwal, Ed.). 2022. 16 (2). Pp. 9-12.
24. Dall'Amico E. Methodological approach for a common framework of Soft skills at work. URL:http://valorize.odl.org/outputs/IO1_Framework_soft _skill_Report.pdf (дата обращения: 14.10.2022).
25. Dewiyan, MJ. S. Improving Students Soft skills using Thinking Process Profile Based on Personality Types // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). Vol. 4. № 3. September 2015. pp. 118-129.
26. KlaasStek. A Soft Skills Experiment in an Industrial Engineering and Management Academic Course: A Demonstration of How to Develop Soft Skills / Klaas-Stek // Training Engineering Students for Modern Technological Advancement, 2022. pp. 20-49.
27. Lippman L. H. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. URL: https://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills 1 .pdf (дата обращения: 20.10.2022).
28. Radhakrishnan C. V. Inventory for Critical Managerial Soft Skills (ICMS) / C. V. Radhakrishnan, K. A. Zakkariya // Development and Standardisation. European Scientific Journal, ESJ, 2022, 18 (31). URL: https://www.researchgate.net/publication/365017496_Inv entory_for_Critical_Managerial_Soft_Skills_ICMS_-_Development_and_Standardisation (дата обращения: 29.11.2022).
29. Tandon A. A study on the role of Soft Skills for Job Assurance / Apoorva Tandon, Puja Rohatgi, Shweta Singh, Sonia Gouri,. Simmi Gurwara, Manish Bhardwaj // International journal of early childhood special education (INT-JECSE). 2022. Vol 14. Issue 05. URL: https://www.researchgate.net/publication/362388868_A_s tudy_on_the_role_of_Soft_Skills_for_Job_Assurance (дата обращения: 15.11.2022).
30. Venkatesan, S. Soft skills in Neurodevelopmental Disorder // Disabilities and Impairments. Vol 36 (2). 2022. pp. 113-124.
Reference list
1. Bodrov V A. Psihologija professional'noj prigodnosti = Psychology of professional suitability. Moskva : PER SJe, 2001. 511 s.
2. Volkova M. Je. Formirovanie soft-skills u studentov pedagogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz = Formation of soft-skills in students of pedagogical specialties: theoretical analysis // Studencheskaja nauka i XXI vek. 2017. № 2 (15). S. 224-226.
3. Davidova V Clushat', govorit' i dogovarivat'sja: chto takoe soft skills i kak ih razvivat' = Listen, talk and agree: what are soft skills and how to develop them. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (data obrashhenija: 26.11.2022).
4. Zeer E. F. Psihologija professij = Psychology of professions : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 2-e izd., pererab., dop. Moskva : Akademicheskij Proekt ; Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2003. 336 s.
5. Ivonina A. I. Sovremennye napravlenija teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravlenija: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov = Modern areas of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in the professional and career development of employees / A. I. Ivonina, O. L. Chulanova, Ju. M. Davletshina // Naukovedenie. 2017. Tom 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf. (data obrashhenija: 25.10.2022).
6. Karpov A. V. Ponjatie professional'no vazhnyh kachestv dejatel'nosti = The concept of professionally important qualities of activity // Psihologija truda. Moskva : Jurajt, 2013. 350 s.
7. Klimov E. A. Psihologija professionala = Psychology of a professional: izbr. psihol. tr. Moskva : Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta; Voronezh : Modjek, 2003. 456 s.
8. Luksha P. Atlas novyh professij = Atlas of new professions 2021. URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (data obrashhenija: 19.09.22).
9. Markova A. K. Psihologija professionalizma = Psychology of professionalism. Moskva : Znanie, 1996. 184 s.
10. Povarenkov Ju. P. Operativnost' razvitija sistemy samoreguljacii professional'noj dejatel'nosti = The efficiency of the development of the system of professional activity self-regulation / Ju. P. Povarenkov, A. Je. Cymbaljuk // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. 2019. T. 16. № 4. S. 608-625.
11. Povarenkov Ju. P. Utochnennaja klassifikacija dejatel'nostno vazhnyh kachestv professionala = Updated classification of professional performance // Psihologija sposobnostej i odarennosti : sbornik statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod nauch. red. prof. V. A. Mazilova. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. S. 64-69.
12. Povarenkov Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti = Problems of psychology of professional formation of personality. Jaroslavl' : Kancler, 2008. 400 s.
13. Povarenkov Ju. P. Sistemogeneticheskij podhod k vydeleniju i klassifikacii professional'nyh zadach lichnosti = Systemogenetic approach to the identification and classification of professional personality problems // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016. № 2. S. 127-134.
14. Raickaja L. K. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta = Soft skills in the representation of teachers and students of Russian universities in the context of world experience / L. K. Raickaja, E. V. Tihonova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2018. T. 15. № 3. S. 350-363.
15. Sal'naja L. K. Soft skills v kompetentnostnoj modeli vypusknika vuza = Soft skills in the competence model of a university graduate // Sbornik statej po materialam III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii prepodavatelej, molodyh uchenyh, aspirantov i studentov vuzov. Novocherkassk : NPI imeni M. I. Platova, 2016. S. 331-334.
16. Fedorova, O. V Formirovanie hard skills, soft skills i digital skills u studentov fakul'teta informacionnyh tehnologij UVO «Universitet upravlenija «TISBI» = Formation of hard skills, soft skills and digital skills among students of the Faculty of Information Technology of TISBI Management University // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. 2018. T. 21. № 21. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32850659_9944761 0.pdf (data obrashhenija: 21.10.2022).
17. Cymbaljuk A. Je. Psihologicheskoe soderzhanie soft skills = Psychological content of soft skills / A. Je. Cymbaljuk, V. O. Vinogradova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 6 (111). S. 120-127.
18. Shadrikov V D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka = Psychology of human activity and ability. Moskva : Izdatel'skaja korporacija «Logos», 1996. 320 s.
19. Shipilov V Perechen' navykov soft-skills i sposoby ih razvitija = List of soft-skills and how to develop them. URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (data obrashhenija: 26.09.2022).
20. Jadryshnikova T. L. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo stanovlenija mastera PTU = Psychological features of the professional formation of a vocational master // Voprosy psihologii. 1987. № 1. S. 37-43.
21. Andrews M. What skills do employers want most? // University World News. 19 June 2015 Issue № 372. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2 0150616130747880 (data obrashhenija: 19.09.22).
22. Appleby D. C. The soft skills college students need to succeed now and in the future. Transferable skills for success in college and the workplace. URL: http://www.apa.org/ed/precollege/psn/2017/09/soft-skills.aspx (data obrashhenija: 19.11.2022).
23. Chaudhari T. Soft Skills: Types, Characteristics and Importance // Journal of Commerce and Trade (H. Agarwal, Ed.). 2022. 16 (2). Pp. 9-12.
24. Dall'Amico E. Methodological approach for a common framework of Soft skills at work. URL:http://valorize.odl.org/outputs/IO1_Framework_soft _skill_Report.pdf (data obrashhenij a: 14.10.2022).
25. Dewiyan, MJ. S. Improving Students Soft skills using Thinking Process Profile Based on Personality Types // International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE). Vol. 4. № 3. September 2015. pp. 118-129.
26. KlaasStek. A Soft Skills Experiment in an Industrial Engineering and Management Academic Course: A Demonstration of How to Develop Soft Skills / KlaasStek // Training Engineering Students for Modern Technological Advancement, 2022. pp. 20-49.
27. Lippman L. H. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. URL: https ://www. childtrends.org/wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills 1 .pdf (data obrashhenija: 20.10.2022).
28. Radhakrishnan C. V Inventory for Critical Managerial Soft Skills (ICMS) / C. V. Radhakrishnan, K. A. Zakkariya // Development and Standardisation. European Scientific Journal, ESJ, 2022, 18 (31). URL: https ://www. researchgate.net/publication/365017496_Inv entory_for_Critical_Managerial_Soft_Skills_ICMS_-_Development_and_Standardisation (data obrashhenija: 29.11.2022).
29. Tandon A. A study on the role of Soft Skills for Job Assurance / Apoorva Tandon, Puja Rohatgi, Shweta Singh, Sonia Gouri,. Simmi Gurwara, Manish Bhardwaj // International journal of early childhood special education (INT-JECSE). 2022. Vol 14. Issue 05. URL: https://www.researchgate.net/publication/362388868_A_s tudy_on_the_role_of_Soft_Skills_for_Job_Assurance (data obrashhenija: 15.11.2022).
30. Venkatesan, S. Soft skills in Neurodevelopmental Disorder // Disabilities and Impairments. Vol 36 (2). 2022. pp. 113-124.
Статья поступила в редакцию 18.11.2022; одобрена после рецензирования 09.12.2022; принята к публикации 19.01.2023.
The article was submitted on 18.11.2022; approved after reviewing 09.12.2022; accepted for publication on 19.01.2023.