Научная статья на тему 'Психологическая стимуляция «боевого духа» сотрудников ОВД для действий в экстремальных условиях'

Психологическая стимуляция «боевого духа» сотрудников ОВД для действий в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая стимуляция «боевого духа» сотрудников ОВД для действий в экстремальных условиях»

социально-психологической защиты сотрудников и их семей в дальнейшем;

— психологическая реабилитация сотрудников после участия в специальных операциях, связанных с экстремальными условиями.

Таким образом, для обеспечения профессиональной надежности сотрудников ОВД необходимо комплексное решение задач психологической подготовки личного состава к действиям в экстремальных условиях.

Литература

1. Совершенствование деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях: Сб. научн. тр. НИИ МВД России. — М., 1992.

2. Методические рекомендации по психологическому изучению кандидатов в муниципальную милицию ГУВД г. Москвы. — М.: МВД России, 1994.

3. Човдырова Г.С. Некоторые критерии психологической готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях //Проблемы деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. — М., 1995.

Психологическая стимуляция «боевого духа» сотрудников ОВД для действий в экстремальных условиях

Канд. мед. наукГ.С.Човдырова ВНИИ МВД России

После Октябрьской революции духовным воспитанием сотрудников органов внутренних дел стали заниматься политические и партийные органы. Такие науки, как психология, педагогика, правоведение, с их челове-коведческих позиций были вытеснены голой идеологией и лозунгами. Тем не менее существовала система вложения в человека определенной суммы понятий: «родина», «отечество», «патриотизм», «воинский долг», «товарищество», «порядочность», «честь», которые срабатывали в нужный момент на подсознательном уровне. В настоящее время ситуация изменилась, ликвидированы политорганы, но сотрудники ОВД не сумели пока переоценить те ценности, которым поклонялись, не знают, как избежать духовной девальвации.

Имеющие грубо материалистическое сознание сотрудники ОВД оказались оторванными от духовных накоплений, собранных народами в течение многих веков и зафиксированных в различных философских, религиозных и эзотерических системах знаний (2).

Проблемы Чечни, пограничный конфликт в Таджикистане, события в Приднестровье, разгул политического терроризма, организованной преступности, коррупция на фоне именно духовного кризиса, опустошенности, морального разложения, утраты нравственных принципов, убеждений, идеалов являются вдвойне стрессогенными и оказы- ч вают сильное воздействие на психологическое и физическое состояние сотрудников ОВД. Выполняя задачи, поставленные в условиях экстремальности, они первыми сталкиваются с прямой опасностью для жизни, особенно сотрудники внутренних войск, СОБР, ОМОН. В состоянии сложнейшего психоэмоционального стресса происходит борьба между чувством долга, преданностью Родине и чувством самосохранения, желанием жить.

Из выдающихся полководцев Наполеон лучше других понимал значение «морального» состояния войск, говоря, что один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия. «Те, кто держатся за жизнь, умирают, а те, кто не боятся смерти, живут. Все решает дух. Постигните дух, овладейте им, и Вы поймете, что есть в Вас нечто превыше жизни и смерти — то, что в воде не тонет и в огне не горит» (1).

В данной работе, называя «моральное» состояние «духовным», мы не относим его к религиозности, а используем его в философском смысле и ставим знак равенства между этими понятиями и понятиями «духовность» и «боевой дух».

Опрос сотрудников подразделений ОВД Москвы показал, что многие по-разному понимают слово «духовность». Одни сотрудники (25%) вкладывали в это слово некий религиозный смысл, вторые — (10%) говорили об общем развитии человека, третьи (60%) — о таких категориях морального духа человека, как идеалы, принципы, убеждения и нормы поведения. И только 5% опрошенных упомянули слова «Родина», «долг», «честь», «любовь к людям». Многие считали, что не время сейчас говорить о духовности, есть более важные проблемы.

Трудности задачи повышения боевого духа сотрудников ОВД при их участии в боевых действиях, например в Чечне, обусловлены ситуацией, когда сотрудники вынуждены участвовать в войне против своего народа и на своей территории. Это приводит к отсутствию инициативы, творчества и к деморализации внутренних войск и ОМОН во всех эшелонах, создает крайнюю экстремаль-

ность ситуации, когда командир не может сформулировать, почему необходимо быть морально готовым к безусловному выполнению поставленной задачи — борьбе со своими соотечественниками — и во имя каких ценностей это делается. Это особенно ярко показали события в селе Первомайском. Подобные ситуации способствуют потере чувства социальной значимости и престижности службы сотрудников МВД — как внутренних войск, милиции, так и всего личного состава.

В первую очередь теряют духовное равновесие те, кто непосредственно оказываются в зоне военных конфликтов или стихийных бедствий. Постоянный страх за свою жизнь и будущее своих детей или близких приводит этих людей к тяжелым нервным срывам. «Посттравматический синдром» — так звучит диагноз состояния участников экстремальных ситуаций. Первыми с этой болезнью столкнулись американские психиатры после окончания войны во Вьетнаме. Вернувшиеся с полей сражений и побывавшие в плену солдаты вскоре оказались в психиатрических клиниках. В России впервые синдром зафиксирован во время войны в Афганистане, недавно этот посттравматический синдром зафиксирован в Чечне. Пострадавших мучают чувство вины за содеянное, кошмарные сны, постоянные размышления о случившемся, и, как результат, — попытки совершить самоубийство или агрессивные действия.

В настоящее время психиатры относят к Последствиям участия в военных событиях нарушение адаптации к мирным условиям жизни сотрудников МВД и МО. Многие после службы выбирают себе профессии, связанные с риском: в лучшем случае — охрану, в худшем — рэкет и другие виды противоправного поведения. Как видим, духовно-психологическая подготовка личного состава ОВД должна зависеть не только от воспитательной работы, но и от системы воздействия на сознание, подсознание, психическое и физическое развитие сотрудников МВД.

Раньше в центре внимания психологов и медиков находилось только функциональное состояние организма человека. Даже легкое упоминание об экстрафизических возможностях человека (на примере йоги) считалось эксцентричным. Постепенно отношение к этому вопросу меняется, появился научный термин «психофизическое воздействие», признающий взаимосвязь мозга и тела.

Новая наука парапсихология помогла раскрыть огромные, поистине неисчерпаемые возможности головного мозга. А главное, что

эти возможности можно использовать в своих интересах, в целях укрепления духа и самосовершенствования.

Однако преодоление естественной человеческой эмоции не удается просто так, путем рассуждений, для этого нужны длительные тренировки, духовные и физические, и, конечно, непосредственное поднятие духа перед выходом сотрудников на ответственные и сложные операции.

Любые методики, направленные на физическое и духовное самосовершенствование, необходимо начинать с релаксационных мер. Нами проведено обследование группы сотрудников ОВД, участвовавших в боевых операциях в Чечне, всего 100 человек в возрасте от 21 до 30 лет, с которыми проводились занятия релаксационного тренинга из двух частей: предварительного расслабления в течение 10-15 минут; затем внушения в бодрствующем состоянии. Испытуемому предлагалось представить себя мертвым, и хотя это кажется на первый взгляд легко, но «эго» — «я» каждого человека отказывается принять подобную мысль: можно представить себя в бессознательном состоянии, раненым, уснувшим, но не мертвым. Затем — представить свое «я» проходящим испытание огнем, водой, воздухом, пулей и вышедшим затем невредимым. Внушается, что любая стихия или пуля может воздействовать только на физическую оболочку, но не на «я» (такое мысленное упражнение дает постоянное ощущение силы, смелости). Внушается, что «я» стоит над телом, побеждает стихию или врага, при этом рекомендуется повторять: «Мое «я» вечно и не может быть уничтожено», представить себя непобедимым, недоступным злу и другим вредным влияниям. Таким образом, постепенно приобретаются мощь, сила, уверенность и спокойствие, способность без страха смотреть в лицо надвигающимся событиям, подняться над неприятностями и преодолевать их беспрепятственно. При этом испытуемым напоминается, сколько счастья и радости испытают от этого окружающие, близкие и те, кого он оградит от несчастий.

Показатели функционального психофизического состояния (уровень тревоги по Спилбергеру-Ханину, интенсивность внимания, объем памяти, эмоциональная устойчивость состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы в покое) определялись до начала занятий после 2,5 и 5 месяцев ежедневных 30-минутных занятий. После 2,5 месяцев наметилась тенденция к повышению эффективности занятий. Значение показате-

лей (в сторону улучшения) статистически значимо (р < 0,01) отличалось при сравнении результатов до начала занятий и через 5 месяцев.

Таким образом, улучшение психофизического состояния сотрудников ОВД после проведенных занятий позволяет сделать вывод об улучшении адаптационного резерва, способного преодолеть страх смерти, повышении общей стрессоустойчивости организма, а следовательно, создании предпосылок для поднятия «боевого духа» сотрудников при функционировании в экстремальных условиях.

Нарушение духовного и физического равновесия сотрудников МВД, функционирующих в экстремальных условиях, без определенной целенаправленной профилактики этих состояний, может плохо сказаться на результатах деятельности различных спецподразде-лений ОВД.

Таким образом, необходимость создания благоприятных условий для реализации и развития духовного потенциала сотрудников МВД не вызывает сомнения и требует дальнейших научных разработок, исследований, наблюдений и выводов.

Литература

1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-тради-ции воинских искусств. — М., 1990.

2. файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. — М., 1993.

Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности

Канд. пед. наук, доцент А. Н.Двоегпазов Тарский филиал ОмГПУ

Перемены, происходящие в нашем обществе, прекращение существования тоталитарного государства требуют переосмысления социальной политики и обновления социально-психологических подходов к организации всей человеческой деятельности. Кризис во всех сферах жизни порождает напряженность и социальную дезорганизацию. В связи с резким расслоением общества возросло и число агрессивных проявлений как на межличностном, так и на межэтническом уровнях (1; 2; 10; и др.). Современные общественные реалии приводят людей, особенно молодых, к разочарованию, скептицизму, нигилизму. Во многих научных исследованиях отмечалось,

что наиболее значимыми социально-психологическими характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают установки и ценностные ориентации, являющие собой систему внутренней регуляции поведения (4; 12; и др.).

Утрата высоких идеалов и целей, благородных стремлений приводит к расчетливости, жестокости, эгоизму. Утилитарные и низменные желания становятся определяющими на фоне асоциального поведения. Явственно прослеживается падение культурного уровня общества и его меркантилизация, что свидетельствует об утрате духовных ориентиров.

Понятие «духовность» часто употреблялось в различных партийных и правительственных постановлениях советского периода (7; 8; 9; и др.). Ссылку на «духовность» как высшее свойство или качество личности можно увидеть в различных научных, учебно-педагогических, справочных, философских и других источниках (3; 6; 11; 13; и др.). Однако наиболее употребимым словом, имеющим мировоззренческое и ориентирующее значение, оно стало в последнее время. Ввиду этого дефиниции был придан строго фиксированный терминологический смысл. «Духовность

— специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животному, ни моделирующим действия человека машинам... проявление «человеческого в человеке», возвышающее его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлексией» (11,87-88). Духовные потребности не даются с рождением как рефлексы и инстинкты, но они могут и должны быть приобретены личностью в ходе ее развития. По этому поводу однажды и прозвучали слова:

«Должно вам родиться свыше» (5, Иоанн 3:7).

Рождение свыше — это и есть духовное рождение человека, с новым «поколением» сознания, существенно и качественно отличным от «Гомо сапиенс». Новый этап в жизни личности — во имя ближнего — и наступает после такого рождения. Деятельность человека с духовным сознанием на порядок выше обычных людей, отчего и выглядит зачастую парадоксальной. Примером этому служат подвиги святых. Наше бытие наполнено соблазнами, за которыми не всегда сразу видны подстерегающие опасности. Это опасности, главным образом, морального плана. В погоне за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.