ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ
Доктор мед. наук Г. С. Човдырова, главный научный сотрудник, научный сотрудник .Л. В. Рассыпина
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России г. Москва Патопсихология выросла из недр психологии и в своем развитии не может не учитывать закономерностей развития и структуры психики в норме, в то же время ей приходится, как области клинической психологии, изучать проблемы, связанные с клинической психиатрией. Безусловно, патопсихология получила свое развитие на базе клинической психиатрии, и достижения патопсихологической науки получают свое практическое применение в клинической медицине. Особенно велико прикладное значение патопсихологии в области невропатологии и психиатрии. Не будет преувеличением сказать, что в формировании теории клинической патопсихологии приняли участие знаменитые психиатры и невропатологи России С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев, А.И.Сербский, Г.И.Россолимо, А.Н.Бернштайн, В.А.Гиляровский и др. Будучи проводниками передовых идей психологической науки, они считали, что без знания психологии нельзя изучать психиатрию, и таким образом избавили психологию от голого эмпиризма и спекулятивных наукообразных построений. Это содружество наук поддерживалось такими выдающимися психологами, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн и др.
В настоящее время, когда жизнь человека все более связывается со сверхнапряженными условиями функционирования, особое значение приобретает такое направление в психологии, как экстремальная патопсихология (ЭП). Она относится к области клинической психологии, которая испытывает на себе влияние другой, граничащей с ней, науки — психиатрии. Формирование патопсихологии как науки прослеживается в работах С.Я.Рубинштейна (3), Б.В.Зей-гарника (2) и др.
Л.М.Балабанова (1) считает, что отсутствие общего представления о природе нормы и патологии не позволяет найти единого решения проблем, поднимаемых в патопсихологии.
В данной работе мы ставим знак равенства между понятиями «клиническая психология» и «патопсихология», так как понятие «клиника» почти всегда связано с понятием развития отклонений от нормы.
Предметом ЭП являются изучение закономерностей патологического изменения психики и свойств личности, пережившей психическую травму в процессе экстремальной деятельности или в других стрессо-генных жизненных ситуациях, а также психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция стрессовых расстройств клинико-психологическими методами.
Объектом исследования ЭП является деятельность личности, функционирующей в экстремальных условиях, пережившей психическую травму при тех или иных стрессогенных жизненных обстоятельствах.
Практические задачи, стоящие перед экстремальной патопсихологией, разнообразны и усложняются по мерс становления и развития ЭП как науки. Учет сдвигов в психическом состоянии личности, изменений мотиваций поведения, интеллекта, работоспособности после психической травмы становится необходимым в психологии,психиатрии и неврологии, педагогике и др.
В настоящее время задачи патопсихологов не исчерпываются поиском критериев психодиагностики и психопрофилактики, необходима также большая психокоррекционная работа. Это особенно остро чувствуется в настоящее время в госпиталях МВД, где лечатся раненые.
Подготовка грамотных психологов-клиницистов в настоящее время является актуальной для системы МВД проблемой, изучение и разрешение которой диктуется требованиями практики. В последние годы, по данным ГУК МВД России, в ОВД работают около 2000 практических психологов, причем каждый четвертый из них (24%) состоит в должности до одного года, а у каждого второго (47%) стаж психологической работы в органах внутренних от одного до трех-четырех лет.
Предварительное изучение направлений, связанных непосредственно с психологическим обеспечением деятельности личного состава, выявило ряд проблем, над решением которых нужно работать медикам и клиническим психологам.
Во-первых, это развитие нервно-психических нарушений как следствие повышения ежедневной напряженности и экстремальности профессиональной деятельности личного состава МВД. Об этом свидетельствуют стрессовые реакции и расстройства и то, что 7% сотрудников из числа уходящих в отставку по болезни увольняются в связи с психическим заболеванием.
Во-вторых, суицидальное поведение, в результате которого уходят из жизни в разные годы от 200 до 400 сотрудников ОВД.
В-третьих, профессиональный травматизм, в результате которого ежегодно погибают до 300 сотрудников и вдвое больше подвергаются ранениям (в 2000 г. 735 человек были ранены в мирных условиях, погибли — 299).
В-четвертых, тенденция к снижению морально-нравственного уровня (рост преступности среди личного состава, алкоголизация и употребление наркотиков); в 2000 г. за нарушения законности привлечены к ответственности 10059 сотрудников. Появилась целая серия уголовно наказуемых деяний сотрудников ОВД, которые стали называть «чеченским синдромом». И это только часть проблем, связанных с личным составом и лежащих на поверхности.
Каждое из выделенных выше направлений деструктивного поведения сотрудников подразделений требует выявления и углубленного изучения конкретных причин и механизмов роста негативных показа-
телей для разработки эффективных программ медико-психологической реабилитации.
Действительно, актуальность изучения и разрешения этих проблем обусловлена происходящими в последние годы в стране чрезвычайными обстоятельствами социально-политического и криминального характера, в которых постоянно задействованы военнослужащие ВВ и сотрудники ОВД. Опыт медико-психологического сопровождения боевых действий в Чеченской Республике показывает, что сотрудники органов внутренних дел, принимающие участие в контртеррористической операции, подвергаются воздействию комплекса экстраординарных психотравмиру-ющих факторов.
В мировой практике такие последствия, приводящие к стрессогенным боевым потерям, принято называть посттравматическим стрессовым расстройством (ГТТСР). В настоящее время количество самоубийц в США среди ветеранов вьетнамской войны уже в 3 раза превышает число погибших во время боевых действий. Подобных проявлений можно ожидать и в России, если не будут проводиться профилактические реабилитационные мероприятия.
А для успешной реабилитационной работы с лицами, возвращающимися из «горячих точек», необходимы хорошо владеющие психокоррекционными методами реабилитации психологи-клиницисты. В настоящее время не только в МВД, но и в других министерствах и ведомствах психологов необходимо обучать не только проведению психодиагностики актуального психического состояния при стрессовых расстройствах, но и умению оказывать неотложную психологическую помощь.Однако это нелегкая задача — обучение психологов экспресс-диагностике в экстремальных условиях.
Эта сложность в системе органов внутренних дел сопряжена с необходимостью обучения людей, не имеющих психологического образования и клинического опыта обращения с людьми, пережившими психическую травму, а также недостаточностью доступной учебной литературы.
Нами разработана концепция обнаружения развития стрессовых расстройств и проведения медико-психологической реабилитации сотрудников ОВД. Она основана на исследованиях, которые велись в период 1994 - 2000 гг. на базе отряда милиции особого назначения (ОМОН) и (СОБР) ГУВД г. Москвы, в/ч 3729 внутренних войск Московского гарнизона, ОМОН ГУВД г. Воронежа.
Были изучены 1660 сотрудников ОМОН и военнослужащих внутренних войск МВД России, воевавших в Чечне от трех до шести месяцев. Ведущим методом исследования был метод непосредственного наблюдения за практической деятельностью бойцов и их поведенческими реакциями.
При проведении исследований использовались дополнительные методы объективизации (методики СМИЛ, СМОЛ, Люшера, ПДТ, тест Кэттелла, тест САН, ПФР) и психофизиологические методы.
Положив в основу сведения из научных источников и проанализировав различные условия несения службы личного состава МВД, в процессе исследо-
вания мы разработали классификацию стрессогенных факторов (4).
Пребывание в Чечне сотрудников и военнослужащих по призыву было условно разделено на периоды: первый этап — доэкстремальный, первые 3-6 месяцев, второй этап — экстремальные условия, самый длительный (в зависимости от срока пребывания) — от 6 месяцев до 1 года в данном наблюдении; третий этап постэкстремальный, 3-8 месяцев после возвращения из Чечни (6).
Для всех изученных групп было характерно нарастание психопатологических показателей дезадаптации в первом и третьем этапах нахождения в экстремальных условиях. В эти периоды установлен высокий уровень ситуативной тревожности и рост ауто-агрессии,гетероагрессии, дезертирство, психические нарушения, соматические нарушения, употребление наркотиков и алкоголя (5).
Самым сложным и неблагополучным является третий этап, связанный с развитием третьей стадии стресса, когда внутренние резервы организма у многих бойцов и военнослужащих близки к полному истощению, и на этом фоне идет развитие ПТСР. При целенаправленном обследовании бойцов ОМОН через 6-8-12 месяцев после возвращения из Чечни у 17 % были обнаружено посттравматическое стрессовое расстройство (6).
Выделенные выше этапы позволили разработать в дальнейшем задачи каждого этапа с выделением клинико-психопатологических синдромов. Это, на наш взгляд, позволит обеспечить адекватное построение медико-психологических и других программ реабилитации сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ в дальнейшем.
1. Первый, доэкстремальный этап — проведение первичной психопрофилактики функциональных нарушений; ведущий клинико-психологический синдром этапа: формирование и нарастание тревоги.
Основные задачи клинико-психологической подготовки на первом этапе реабилитации:
— психологическое тестирование и отбор (выявление лиц с высоким уровнем тревоги, функциональными и психосоматическими расстройствами);
— психологическая подготовка (проведение тренингов с целью уменьшения тревоги и повышения стрессоустойчивости);
— психологическая оценка стрессоустойчивости в результате комплексной подготовки (психофизической, боевой, огневой и тактико-специальной) совместно с воспитателями и медиками.
2. Второй — экстремальный этап — вторичная психопрофилактика возможных осложнений в виде болезней с последующей адаптацией к экстремальным условиям при длительном пребывании в этих условиях; ведущий клинико-психологический синдром: нарастание тревоги и страха с развитием острых стрессовых реакций — (ОСР).
Основные задачи клинико-психологической помощи на втором этапе:
— оказание скорой и неотложной психологической помощи — при развитии острых стрессовых реакций (снятие тревоги и страха) совместно с медиками;
— проведение скрининговых исследований по психологическому изучению личного состава с прогнозированием боеспособности подразделений;
— выявление лиц с функциональными и патологическими расстройствами при совместной работе медиков и психологов для решения вопроса об эвакуации в целях оказания специализированной помощи;
— психокоррекция и психопрофилактика в процессе адаптации к условиям экстремальности;
— психологическая подготовка к демобилизации (несению службы в мирных условиях).
3. Третий — постэкстремальный этап — профилактика инвалидности; ведущий клинико-психологи-ческий синдром: психофизическое истощение и формирование ПТСР.
Осуществление основных задач клинико-психо-логической помощи на этом этапе проходит в три периода:
— период отдыха и восстановления работоспособности стационарно (три-четыре недели), в данный период подбираются и применяются наиболее адекватные психологические методы и способы психокоррекции; далее в домашних условиях — амбулаторно;
— реадаптация к мирным условиям службы проходит под наблюдением психолога подразделения, который решает вопрос о несении службы: в прежнем режиме, с переменой условий труда на более спокойный режим; на более подвижный режим;
— период окончательной медико-психологической диагностики состояния и восстановления (2-3 месяца):
а) выявление возможных психосоматических нарушений и психофизического истощения, лечение ПТСР и других осложнений;
б) составление психокоррекционной программы наблюдения «группы риска», профилактика вторичных и отставленных осложнений стресса;
в) определение степени психической компенсации для решении вопроса о возможности ношения оружия и перевода на более легкую работу и инвалидность;
д) подбор конкретных адекватных методов психокоррекции индивидуально или в группе.
Проведенные исследования позволили наметить три направления: первичной, вторичной психопрофилактики и повышения стрессоустойчивости.
Психопрофилактические возможности рассмотренных направлений (4) (социально-правовового, духовно-психологического, психокоррекционного) достаточно широки и могут дополняться по мере дальнейшего изучения особенностей этих направлений.
На основе этих исследований в ВИПК МВД России разработан и включен в процесс обучения практических психологов МВД России краткий учебный
курс экстремальной патопсихологии, который включает следующие темы:
1. Клинико-психопатологические проявления стресса у личного состава МВД России в экстремальных условиях и стрессогенные факторы среды. Классификация стрессовых расстройств по МКБ-10 и стрессогенных факторов среды. Лекция, семинар, практическое занятие— 12 часов.
2. Клинические проявления стрессовых расстройств у сотрудников ОВД и их распознавание. Медико-психологическое консультирование и экспертиза.
Лекция-семинар — практическое занятие с ролевыми играми — 12 часов.
3. Медико-социальная реабилитация личного состава МВД России, выполняющего оперативно-слу-жебные задачи в экстремальных условиях. Лекция, семинар, практическое занятие — 6 часов.
4. Методики психопрофилактики. 18 часов. Практическое занятие.
В заключение следует отметить, что все этапы медико-психологической реабилитации лиц с психическими травмами предусматривают комплексное воздействие специалистов. Однако клинических психологов необходимо обучить работе, присущей именно их квалификации, которую не могут выполнять другие специалисты. Например, надо уметь провести психологический отбор с психодиагностикой актуального психического состояния, психологическое консультирование и психокоррекцию адекватными состоянию, специальными методиками. Именно эта особенность подготовки обусловливает их незаменимость как высококвалифицированных специалистов-клиницистов, понимающих цели и задачи экстремальной патопсихологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: (Вопросы определения нормы и отклонений). — Д.: Сталкер, 1998.— 432 с.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 252 с.
3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии.— М., 1970.
4. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 1998.— 156 с.
5. Човдырова Г.С. Личность в условиях социальной изоляции: Проблемы адаптации и повышение стрессоу-стойчивсти. — М.: Права человека, 2000. — 228 с.
6. Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом, и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД России в экстремальных условиях: Автореф. дис... докт. мед. наук. — М., 2000.