Научная статья на тему 'Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности'

Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности»

лей (в сторону улучшения) статистически значимо (р < 0,01) отличалось при сравнении результатов до начала занятий и через 5 месяцев.

Таким образом, улучшение психофизического состояния сотрудников ОВД после проведенных занятий позволяет сделать вывод об улучшении адаптационного резерва, способного преодолеть страх смерти, повышении общей стрессоустойчивости организма, а следовательно, создании предпосылок для поднятия «боевого духа» сотрудников при функционировании в экстремальных условиях.

Нарушение духовного и физического равновесия сотрудников МВД, функционирующих в экстремальных условиях, без определенной целенаправленной профилактики этих состояний, может плохо сказаться на результатах деятельности различных спецподразде-лений ОВД.

Таким образом, необходимость создания благоприятных условий для реализации и развития духовного потенциала сотрудников МВД не вызывает сомнения и требует дальнейших научных разработок, исследований, наблюдений и выводов.

Литература

1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-тради-ции воинских искусств. — М., 1990.

2. файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. — М., 1993.

Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности

Канд. лед. наук, доцент А. Н.Двоегпазов Тарский филиал ОмГПУ

Перемены, происходящие в нашем обществе, прекращение существования тоталитарного государства требуют переосмысления социальной политики и обновления социально-психологических подходов к организации всей человеческой деятельности. Кризис во всех сферах жизни порождает напряженность и социальную дезорганизацию. В связи с резким расслоением общества возросло и число агрессивных проявлений как на межличностном, так и на межэтническом уровнях (1; 2; 10; и др.). Современные общественные реалии приводят людей, особенно молодых, к разочарованию, скептицизму, нигилизму. Во многих научных исследованиях отмечалось,

что наиболее значимыми социально-психологическими характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают установки и ценностные ориентации, являющие собой систему внутренней регуляции поведения (4; 12; и др.).

Утрата высоких идеалов и целей, благородных стремлений приводит к расчетливости, жестокости, эгоизму. Утилитарные и низменные желания становятся определяющими на фоне асоциального поведения. Явственно прослеживается падение культурного уровня общества и его меркантилизация, что свидетельствует об утрате духовных ориентиров.

Понятие «духовность» часто употреблялось в различных партийных и правительственных постановлениях советского периода (7; 8; 9; и др.). Ссылку на «духовность» как высшее свойство или качество личности можно увидеть в различных научных, учебно-педагогических, справочных, философских и других источниках (3; 6; 11; 13; и др.). Однако наиболее употребимым словом, имеющим мировоззренческое и ориентирующее значение, оно стало в последнее время. Ввиду этого дефиниции был придан строго фиксированный терминологический смысл. «Духовность

— специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животному, ни моделирующим действия человека машинам... проявление «человеческого в человеке», возвышающее его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлексией» (11,87-88). Духовные потребности не даются с рождением как рефлексы и инстинкты, но они могут и должны быть приобретены личностью в ходе ее развития. По этому поводу однажды и прозвучали слова:

«Должно вам родиться свыше» (5, Иоанн 3:7).

Рождение свыше — это и есть духовное рождение человека, с новым «поколением» сознания, существенно и качественно отличным от «Гомо сапиенс». Новый этап в жизни личности — во имя ближнего — и наступает после такого рождения. Деятельность человека с духовным сознанием на порядок выше обычных людей, отчего и выглядит зачастую парадоксальной. Примером этому служат подвиги святых. Наше бытие наполнено соблазнами, за которыми не всегда сразу видны подстерегающие опасности. Это опасности, главным образом, морального плана. В погоне за

материальными или психическими удовлетворениями утрачиваются границы допустимого и контроль над собой. Уголовные, военные и другие формы преступлений являются прекрасной иллюстрацией утраты самоконтроля и самоограничений людей.

Духовность — это свойство, которое дано только человеку, и оно не воспроизводится органической природой. Ведь если природа дала это свойство человеку, то его получил бы минеральный, растительный и животный мир, более древние, чем человек. Добровольно регулировать свои отношения, основанные на ключевом праве духовности — прощать, уступать, миловать, жертвовать, любить, преодолевая рациональность и природный закон самосохранения, могут лишь люди. В связи с отсутствием соблазнов, а значит и возможностью их преодоления у животных нет ни целей, ни морали. Они не могут освободиться от природных детерминант. Человек имеет такую возможность благодаря духовности. Однако быть духовным наполовину нельзя. Отсюда и всякое действие как внешнее проявление духовности в человеке либо морально, а значит, духовно, либо аморально и бездуховно.

Для общества трудно переоценить значение духовности. Бескорыстные отношения как между людьми, так и между народами, странами рождают добрососедские и дружеские отношения, ведущие к миру и согласию. В политике нередко бескорыстная мотивация поступка переплетается с трезвым расчетом и корыстным национально-эгоистическим интересом. Всякое пристрастное или лицемерное действие со стороны или в адрес личности, государства аморальны, а значит, бездуховны. Человек должен жить во имя другого человека, но без обмана и крови. Социалистическая нравственность не смогла сформировать законопослушную, саморегулирующуюся личность человека, о чем свидетельствует разгул преступности практически на всех уровнях общественной пирамиды. Обманутая и бездуховная личность, видя и понимая свое положение, рождает ненависть и сопротивление со своей стороны, поступая по закону природы — самосохранение во имя выживания, пускаясь во все тяжкие. С подобными проявлениями, особенно после августа 1991 г., приходится сталкиваться ежедневно и повсеместно. Разрушение старых психосоциальных механизмов связи личности с обществом привело к утрате системы ценностных ориентаций и представлений, оставшихся от несосто-явшейся идеологии.

О законопослушном поведении личности можно говорить лишь в том случае* если она при помощи общества или без таковой, что все же возможно, восстановит в себе ценностные ориентации, не основанные на рациональной рефлексии. Это позволит устранить предпреступные основания внутри самой личности. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед обществом России, — это понять, что духовность — это новое «поколение» сознания человека, которое необходимо пробудить и формировать, начиная с детских лет. Духовное оздоровление должно осуществляться не за счет усиления карательных мер, а путем просвещения общества, ориентированного на самореализацию внутренних резервов и личностного потенциала каждого индивида.

Литература

1. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. — Ставрополь, 1993. — 222 с.

2. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. — Ставрополь, 1994. — 88 с.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.

5. Библия. — М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1990.

6. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций.

— М.: Прометей, 1993. — 528 с.

7. Материалы XXVI съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981. — 223 с.

8. Материалы XXVII съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1986. — 325 с.

9. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы //Сборник документов и материалов.

— М., 1984. — С.24-47.

10. Сикевич З.В. Этносоциология: (Национальные отношения и межнациональные конфликты). — СПб, 1994. — 160 с.

11. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1989.

12. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — Тбилиси, 1966. — 451 с.

13. философский словарь /Под ред. И.Т.фролова. — М.: Политиздат, 4-е изд., 1981. —С. 105-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.