Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема'

Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
776
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / РЕЛИГИОЗНОЕ И СВЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ / RELIGIOUS AND SECULAR CONSCIOUSNESS / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / OUTLOOK / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / INDIVIDUAL / СОЦИАЛЬНОЕ / SOCIAL / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / HARMONIOUS DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

Цель работы: показать авторское понимание духовно-нравственного воспитания и определить его место в гармоничном развитии личности. Методы исследования: теоретический анализ, в частности индуктивный метод, предполагающий рассмотрение изучаемого феномена в движении от частных положений к теоретическим обобщениям. Результаты: анализ научных публикаций и практики воспитания современных учащихся позволили обосновать духовно-нравственное воспитание в контексте приобщения подрастающего поколения к высшей смысложизненной системе ценностей, к наиболее важным и значимым представлениям о выработке соответствующих качеств и формировании духовно-нравственной культуры личности. Научная новизна. В работе представлена трактовка духовно-нравственного воспитания как важнейшего направления деятельности образовательных организаций по формированию духовности и нравственности учащихся в позитивно-добродетельном смысле, как приобщение их к высшим человеческим ценностям. Практическая значимость работы связана с возможностью использования положений и выводов работы в образовательно-воспитательном процессе школы, в установлении субъект-субъектных отношений как механизма формирования духовно-нравственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION - THE URGENT PROBLEM

Work purpose: to show author's understanding of spiritual and moral education and to determine its place in harmonious development of the personality. Research methods: the theoretical analysis, in particular the inductive method assuming consideration of the studied phenomenon in movement from private provisions to theoretical generalization. Results: the analysis of scientific publications and practice of education of modern pupils allowed to prove spiritual and moral education in the context of familiarizing of younger generation with the highest smyslozhiznenny value system, with the most important and the significant ideas of development of the corresponding qualities and forming of spiritual and moral culture of the personality. Scientific novelty. In work the interpretation of spiritual and moral education as most important activity of the educational organizations for forming of spirituality and morality of pupils in a positive and virtuous sense as their familiarizing with the supreme human values is provided. The practical importance of work is connected with a possibility of use of provisions and conclusions of work in educational and educational process of school, in establishment the subject the subject relations as mechanism of forming of the spiritual and moral personality.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема»

УДК 371.487

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

© 2016

Тахохов Борис Александрович, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, заведующий кафедрой педагогики и психологии Северо-Осетинского государственный университет имени К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. Цель работы: показать авторское понимание духовно-нравственного воспитания и определить его место в гармоничном развитии личности. Методы исследования: теоретический анализ, в частности индуктивный метод, предполагающий рассмотрение изучаемого феномена в движении от частных положений к теоретическим обобщениям. Результаты: анализ научных публикаций и практики воспитания современных учащихся позволили обосновать духовно-нравственное воспитание в контексте приобщения подрастающего поколения к высшей смыс-ложизненной системе ценностей, к наиболее важным и значимым представлениям о выработке соответствующих качеств и формировании духовно-нравственной культуры личности. Научная новизна. В работе представлена трактовка духовно-нравственного воспитания как важнейшего направления деятельности образовательных организаций по формированию духовности и нравственности учащихся в позитивно-добродетельном смысле, как приобщение их к высшим человеческим ценностям. Практическая значимость работы связана с возможностью использования положений и выводов работы в образовательно-воспитательном процессе школы, в установлении субъект-субъектных отношений как механизма формирования духовно-нравственной личности.

Ключевые слова: духовность, нравственность, религиозное и светское сознание, поведение, деятельность, мировоззрение, индивидуальное, социальное, диалог, ценностные ориентации, гармоничное развитие, педагогическое сопровождение.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION - THE URGENT PROBLEM

© 2016

Takhokhov Boris Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of psychology and pedagogical faculty, head of the department of pedagogics and psychology North Ossetian state university of K. L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. Work purpose: to show author's understanding of spiritual and moral education and to determine its place in harmonious development of the personality. Research methods: the theoretical analysis, in particular the inductive method assuming consideration of the studied phenomenon in movement from private provisions to theoretical generalization. Results: the analysis of scientific publications and practice of education of modern pupils allowed to prove spiritual and moral education in the context of familiarizing of younger generation with the highest smyslozhiznenny value system, with the most important and the significant ideas of development of the corresponding qualities and forming of spiritual and moral culture of the personality. Scientific novelty. In work the interpretation of spiritual and moral education as most important activity of the educational organizations for forming of spirituality and morality of pupils in a positive and virtuous sense as their familiarizing with the supreme human values is provided. The practical importance of work is connected with a possibility of Yt leqczuse of provisions and conclusions of work in educational and educational process of school, in establishment the subject - the subject relations as mechanism of forming of the spiritual and moral personality.

Keywords: spirituality, morality, religious and secular consciousness, behavior, activity, outlook, individual, social, dialogue, valuable orientations, harmonious development, pedagogical maintenance.

Актуальность постановки вопроса о духовно-нравственном воспитании обусловлена проявлением духовного кризиса в обществе, когда уже в младшем школьном возрасте, по словам русского философа В.В.Зеньковского, «золотой поре духовно-личностного становления»[1,с.32], явно обнаруживаются симптомы меркантелизации ценностной сферы развивающейся личности. Стремление набрать как можно больше баллов на единых государственных экзаменах ведет к явному предпочтению обучения учащихся в ущерб их духовно-нравственному развитию. В связи с этим считаем необходимым привести слова другого отечественного мыслителя И.А.Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развивает и поощряет в человеке «волка» [2,с.102].

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, «школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и думах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков.. .В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом»[3,с.4].

Духовный мир, духовная жизнь - это, во-первых, ценностно осваиваемая человеком объективная действи-

тельность, во-вторых, такое состояние личности, которое ведет ее к самосозиданию, самоопределению, самоидентификации. По Л.С.Выготскому, духовность - это путь к вершине личности[4].. Движение к вершинному человеческому проявлению должно быть с двух сторон: со стороны предметной деятельности, снизу и движением сверху, со стороны духа. Ю.М.Лотман идентифицирует духовный мир личности с восприятием окружающей действительности, созданием своего образа о своем положении в мире[5].

Понятие «духовность» вмещает и веру в Бога и атеизм: в любом случае ценности религии не противоречат ценностям морали. Философ В.А.Лекторский рассуждает о духовности следующим образом: «Общим как для религиозного, так и светского сознания является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смыс-ложизненные ориентиры личности укоренены в системе индивидуальных ценностей»[6,с.21].

Оппозиция «духовность» - «бездуховность» связана со способностью человека выбирать в качестве ориентиров жизни ценности более высокого, достойного уров-ня[7;8]. В советское время синонимом бездуховности было мещанство, характеризующее человека с узкими интересами, думающего только о собственном благополучии, ограниченного в своих проявлениях. В 20-30-е годы прошлого века была целая кампания на уровне государства против мещанства. В.Маяковский, который, пожалуй, больше, чем кто-либо, в своем творчестве высмеял «мурло мещанина», писал об интересах такого человека: «Жена да квартира и счет текущий - вот это отечество, райские кущи». В настоящее время уже ни-

кого не удивляет стремление абсолютного большинства жителей страны к «красивой жизни», где высшим ценностям, духовности мало места: понятие благополучной жизни ассоциируется с материальным достатком человека. Вне всякого сомнения, человек может быть вполне обеспеченным и духовно богатым, тут главное - мера того и другого, а именно: что является «сверхзадачей» человеческой жизни. Великий мудрец О.Хайам так писал о цели жизни: «Ты коварства бегущих небес опасайся. Нет друзей у тебя, а с врагами не знайся. Не надейся на завтра - сегодня живи. Стать самим собой хоть на миг попытайся». Вот это попытка «стать самим собой» и есть то единство сущности человека и его духовного Я, ради которого, собственно, живет человек. Духовное Я не дает человеку спокойной жизни, самодовольства, почивания на лаврах. Доктор Старцев у Чехова стал Ионычем именно по причине утраты своих высоких устремлений, духовных начал, в силу приземленности своих мыслей и поступков.

Применительно к воспитанию «духовность», как правило, употребляется в сочетании со словом «нравственность», которая выступает в качестве поведенческой стороны морали (от лат. тога^ - нравственный). Некоторые авторы считают нравственность одним из условий выживания человечества. Так, философ М.Мамардашвили заметил по поводу высказывания одного героя Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир»: «Человеческий мир спасет не красота, а разумная нравственность»[9,с.46] С точки зрения эволюционной этики, нравственность преимущественно считается результатом отбора и биологической эволюции формирующегося человека, скорректированной влиянием соци-ума[10;11]. Нравственность - квинтэссенция человека, ибо быть нравственным - не просто выносить суждения и поступать на их основе, а выполнять определенный долг, обязательства, которые суть нечто больше, чем простое оценивание. Нравственность - это звено между человеком и обществом, один из социокультурных механизмов, управляющих взаимоотношениями людей в консенсусе личных и общественных интересов[12]. В связи с тем, что нравственность представляет собой способ утверждения социального в индивидуальном, ее можно толковать через механизм перевода всеобщих нормативно-императивных принципов осуществления нравственной практики в достояние личности. Отсюда следует, что нравственность логичнее всего раскрыть как диалогическое единство социального и личностного эффектов

Духовно - нравственное качество человека связано с ценностями, точнее со способностью выбирать такие ценностные ориентиры, которые имеют непреходящее значение. А.С.Пушкин просил спасти его от «духа праздности унылой, любоначалия, змеи сокрытой сей, и празднословия» и оживить в его душе «дух смирения, терпенья, любви и целомудрия». Именно через духовность способен человек реализовать свою индивидуальность и неповторимость, сопоставляя себя, свое мировоззрение с многомерностью и полифоничностью бытия. Можно сказать, что духовность - это характеристика человека соотносить свою повседневную жизнь с идеалом высшего порядка, в котором могут быть ценности, связанные с религией, моралью, искусством, наукой, правом и т.д. Наличие высокой нравственности, справедливости, бескорыстия, совести, способности к самопожертвованию, творческому поиску - все это проявление духовности. Следует отметить, что духовное Я иногда не осознается человеком, но его поведение, деятельность, мировоззрение, речевое общение манифестируют его как человека духовного или бездуховного.

В морали признаками бездуховности являются: жестокость, лицемерие, лесть, равнодушие, навязчивость, трусость, мелочность, морализаторство.

Духовно-нравственное воспитание - это, по сути, формирование у подростка или юноши таких ценностей,

как просвещение, творчество, трудолюбие, ответственность, милосердие, порядочность, уважение к старшим, почитание учителей, преклонение перед родителями, любовь к своим предкам, Родине (См.: у Пушкина: «Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам»).

Духовно-нравственное восприятие окружающей действительности - это активное мироощущение, наличие гражданской позиции, неравнодушие к общественным порокам. Духовно богатый и нравственный человек - это личность, ибо у него, по С.Л.Рубинштейну, «минимум нейтральности, безразличия, равнодушия» и «максимум активности ко всему общественно значимо-му»[13].

Почему так важно духовно-нравственное воспитание?

Во-первых, это самое главное условие выживания людей, ибо из всего выработанного человечеством духовного богатства важнейшим следует считать установку для каждого живущего на земле homo sapiens: относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились; во-вторых, любое творческое проявление личности связано с духовностью, так как оно рождается в результате труда души, преодоления испытаний и искушений, поиска, ошибок, рефлексии, самопознания, соотнесения себя с многомерностью бытия, с полифо-ничностью культурного, научного, образовательного пространства.

Именно гармония духовного и нравственного является необходимой предпосылкой формирования добродетельной личности.

В 70-80-ые гг. прошлого века желательным результатом воспитательного процесса считалась всесторонне и гармонически развитая личность, однако со временем пришло понимание того, что всестороннее развитие может быть в качестве идеала, но трудно достижимо на практике и встала проблема выбора: «или физика или лирика», т.е. организация профильного обучения на старшей ступени школы, означающая прагматический подход в реальной жизни. Гармонически развитая личность - это наличие нравственных качеств в сочетании с определенным уровнем интеллекта и физическим развитием. Собственно говоря, современные образовательные стандарты школы и профессиональных учебных заведений преследуют именно эту цель: единый государственный экзамен в идеале должен свидетельствовать об умственном развитии, воспитательная работа направлена на духовно-нравственную составляющую обучающегося, а возрождение нормативов ГТО и определенный культ спорта должны закладывать основы физического совершенства человека[14;15]. Это своего рода древнегреческая kalokaqathia - гармоническое сочетание внешних и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека. (Ср.немецкое «Kräfte des kennens, konnens, wollens» - умственные, нравственные и волевые силы).

Необходимость духовно-нравственной методологии в процессе взаимодействия с человеком была осознана выдающимися отечественными учеными: А.А.Ухтомским, писавшим о рождении «нового метода» познания человека путем доминанты на конкретное живое лицо, единственное и неповторимое [16], и М.М.Бахтиным, с чьей точки зрения проникнуть во внутренний мир личности нельзя путем безучастного, нейтрального анализа или методом наблюдения за его внутренним миром, так как мир этот таинствен и неизмеримо глубок [17]. Именно это имел в виду Тютчев в стихотворении «Silentium»: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь». Лишь в ходе духовного общения с человеком можно способствовать его свободному раскрытию. Методом понимания сути человека является интерес к духовному миру человека,

когда общение становится спрашиванием и беседой, то есть диалогом, необходимым в любом взаимодействии людей. Именно диалог выделяется в качестве основного метода духовного влияния на другого; он - альфа и омега продуктивного взаимодействия людей, краеугольный камень, связующее звено между субъектами педагогического процесса - педагогами и обучающимися.

Диалог, по мысли Бахтина, - не просто средство, а само бытие человека. «Быть - значит общаться диа-логически...Один голос - минимум жизни, минимум бытия» [17,с.338]. Суть мысли Бахтина состоит в отношении одного сознания к другому сознанию именно как к Другому.

Исследование диалога как эффективного общения предполагает рассмотрение духовного влияния людей друг на друга и внутренний диалог между наличным Я и духовным Я.

Диалог необходим для полноценного развития личности, когда есть взаимопонимание, гармония между тем, кто есть - наличным Я и тем, кто над, выше - духовным Я. Наличное Я раскрывает особенности человека с точки зрения его характера, личностных и психических свойств, темперамента и других многообразных проявлений. Другая сторона личности - это духовное Я, которое представляет собой высшую реальность, можно сказать, непосредственно данное и предзаданное. Известно высказывание Гегеля о том, что только в духе обладает всеобщее как идеал или идея своим всеобщим наличным бытием.

Таким образом, из диалога возникает духовное общение, без которого невозможно понимание индивидуальности человека.

Процесс актуализации в сознании человека образа другого, выступающего в качестве собеседника, по А.В.Петровскому, «отраженной субъектностью», выступает как идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо[18]. Отражаясь в других людях, человек выступает как носитель деятельного начала, способствующего изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. При этом личность раскрывается людям как значимый для них другой источник новых смыслов.

Понятие «отраженной субъектности» реализуется в межличностном влиянии, стимулирующим началом которого выступает актуальный образ значимого другого, возникающий у людей в условиях непосредственного взаимодействия. Здесь возможно направленное влияние, когда индивид желает и добивается соответствующего результата, и ненаправленное влияние, когда субъекту вроде бы безразлично реакция на него другого человека, но тем не менее такая реакция происходит, что обусловливает изменение в другом.

Представление о другом может быть как об идеальном - это в тех случаях, когда индивид под влиянием памяти или воображения приписывает другому определенные положительные качества. Нередки случаи восприятия другого как самого себя, так называемое «претворенное Я». Здесь имеет характер комфортного общения, полного взаимопонимания, взаимопринятия[19].

В духовном взаимодействии людей чрезвычайно важно внимание к собеседнику, состояние которого выражается в сочетании двух равнонаправленных тенденций: по Бахтину, включенность на собеседника с максимальной отрешенностью от себя, своих установок, своего настроения, оценок и т.д. и отстраненность от наличного состояния собеседника, взгляд со стороны, невключенность в него. Обе стороны внимания, противоположные по своей направленности, внутренне неразрывно связаны и предполагают друг друга. Сопереживание человеку помогает проявиться его подлинному лицу, а отстраненность дает возможность оценить человека объективно, непредвзято.

Духовно-нравственный аспект личности состоит из

поведенческого, деятельностного, мировоззренческого и коммуникативного компонентов и более мелких составляющих - свойств, потребностей, Я, эго, суперэго. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредованным и трудно прослеживаемым. Культурные различия, начиная от национальных и кончая присущими ближайшему окружению, придают нравственному облику человека свои специфические оттенки. Наибольшее значение имеют культурная атмосфера семьи, друзья и те референтные личности, которые волею судьбы оказали значительное влияние на человека. Некоторые составляющие духовно-нравственного комплекса обусловлены генетически, например, скромность, самостоятельность, ответственность, упрямство, реактивность. В связи с этим отметим, что указанные личностные характеристики носят более или менее постоянный характер.

Духовно-нравственная характеристика человека имеет уровни ее описания: например, уровень поведения, очевидности - человек таков, каким он представляется, кажется окружающим, собственно, бихевиористский аспект. Но иногда требуется более глубокий анализ поведения и внутренних побуждений человека, которые непосредственно трудно наблюдать. Так, человек в новом для него обществе демонстрирует высокую степень толерантности по отношению к окружающему. Но является ли эта черта его постоянным свойством или это означает его тревожность, неприкаянность или конформизм? Очевидно, что по одному поведению невозможно определить нравственного человека.

Для определения уровня духовно-нравственного воспитания, как правило, применяется сравнение с другими людьми. Говоря о личностном качестве, человек соотносит его с границами проявления этого качества у других людей - от ярко выраженного до еле заметного. Но сравнивать публично, например, одного ученика с другим не рекомендуется. В воспитательных целях возможно сравнение человека с самим собой, или лучшим или худшим: именно при таком сравнении эффект от воспитательного воздействия будет наиболее сильным[12,с.156].

Как распознать духовного человека? Это не то, что он говорит, и не то, каким кажется, а та атмосфера, которую он создает, которая вокруг него образуется. Считается, что искусственно создать атмосферу, не соответствующую его духу, никто не может. В качестве медиаторов при трансформации коллективного - бессознательного в индивидуальное сознание должны выступать духовность, совесть и культура.

Теоретическое осмысление сущности человека для духовно-нравственного воспитания играет определенную роль, но не решающую, ибо, как говорил известный историк С.Соловьев, знать, что такое добро, желать его и делать добро - вещи разные: никто не поверит словам, пока они не подтвердятся в делах благотворения. Квинтэссенция духовно-нравственного воспитания -знание моральных норм и правил, убежденность в их необходимости и стремление их выполнять, т.е. в практической деятельности проявляется духовно-нравственный уровень человека.

О духовно-нравственных качествах человека свидетельствуют: наличие чувства ответственности (за себя, за близких, за свою страну, за того, по Антуану де Сент-Экзюпери, кого приручил,); стремление к самосовершенствованию, бескорыстной любви; постоянное самоуправление, правосознание, патриотизм и гражданственность; приобщенность к мировой и национальной культуре.

Духовно-нравственное развитие - это, прежде всего, расширение индивидуального сознания и личностного роста упорной и кропотливой работой самого человека. Социализация как приобщение человека к социуму должно сопровождаться индивидуализацией социальной жизни. Л.С.Выготский писал о процессах социализации и индивидуализации как встречных путях раз-

вития личности. Усвоение социальных норм необходимо как важное условие жизнедеятельности человека. Однако общество влияет на личность, формирует ее по своим законам и нормам, но человеческая индивидуальность проявляется во многих действиях и поступках и важно, чтобы и его поведение и деятельность, в том числе и речевая, были направлены на благодеяния, создание комфортного морально-психологического климата. С.Л.Рубинштейн так представлял себе духовно богатого и нравственного человека: «Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь»[13,с.385].

Таким образом, резюмируя сказанное, отметим, что духовно-нравственное развитие обучающегося обусловлено интересом к нему, «вчувствованием» в его мысли и переживания, межличностным равноправным, субъект-субъектным взаимодействием с ним в процессе педагогического сопровождения и, как говорил один из величайших личностей человечества Альберт Швейцер, «личный пример - не просто лучший метод духовно-нравственного воспитания, а единственный»[20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

I.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин. 2002. 345 с.

2.Ильин И.А. Наши задачи. В 2-х т. Т.1. Ижевск. 2010. 387 с.

3.Патриарх Кирилл. О духовности образования // Педагогика. 2010. №3. С. 3-12

4.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1992. 352 с.

5.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Таллинн. 2006. 281с.

6.Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 2000. 342 с.

7.Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика, 2008. №9. С. 24-28

8.Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание на уроках математики // Педагогика, 2015. №10. С.54-58.

9.Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: МГУ, 2004. 361 с.

10.Русанова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте // Педагогика, 2009. №2. С.32-38.

II.Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, 2005. №2. С.28-32.

12.Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе. Владикавказ: СОГУ, 2010. 232 с.

13.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Ижевск, 2009. 432 с.

14.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Н. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика, 2009. №4. С.55-64.

15.Арефьев И.П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы // Педагогика, 2012. №7. С.49-54.

16.Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

17.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989. 424 с.

18.Петровскмй А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.

19.Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009. №10. С.36-46.

20.Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1993. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.