Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ / «КОЛЛЕКТИВНАЯ ДУША»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишина Елена Александровна, Иващенко Юрий Владимирович, Ким Вадим Олегович

В статье рассмотрена психологическая составляющая реализации «Цветных революций». Охарактеризовано поведение личности, как участника толпы. Рассмотрены изменения, происходящие в душевной составляющей человека, интеллектуальное уравнивание индивида с другими участниками толпы. Описаны психологические характеристики толпы, качества и особенности личности, приобретаемые в толпе, идея о стадных и массовых инстинктах человека. Рассмотрен феномен «коллективная душа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишина Елена Александровна, Иващенко Юрий Владимирович, Ким Вадим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SCENARIO OF "COLOR REVOLUTIONS"

The article considers the psychological component of the implementation of the "Color Revolutions". The behavior of the individual as a member of the crowd is characterized. The changes taking place in the spiritual component of a person, the intellectual equalization of the individual with other members of the crowd are considered. The psychological characteristics of the crowd, the qualities and personality traits acquired in the crowd, the idea of herd and mass human instincts are described. The phenomenon of "collective soul" is considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»»

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Шишина Елена Александровна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки Иващенко Юрий Владимирович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); начальник кафедры физической подготовки Ким Вадим Олегович

Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»

Аннотация. В статье рассмотрена психологическая составляющая реализации «Цветных революций». Охарактеризовано поведение личности, как участника толпы. Рассмотрены изменения, происходящие в душевной составляющей человека, интеллектуальное уравнивание индивида с другими участниками толпы. Описаны психологические характеристики толпы, качества и особенности личности, приобретаемые в толпе, идея о стадных и массовых инстинктах человека. Рассмотрен феномен «коллективная душа».

Ключевые слова: цветная революция, психология личности, психология толпы, «коллективная душа».

Annоtation. The article considers the psychological component of the implementation of the "Color Revolutions". The behavior of the individual as a member of the crowd is characterized. The changes taking place in the spiritual component of a person, the intellectual equalization of the individual with other members of the crowd are considered. The psychological characteristics of the crowd, the qualities and personality traits acquired in the crowd, the idea of herd and mass human instincts are described. The phenomenon of "collective soul" is considered.

Key words: color revolution, personality psychology, crowd psychology, "collective soul".

Введение. Борьба за мировое господство на современном этапе развития общества реализуется различными способами, в том числе, посредством создания иностранными государствами неправительственных организаций и расширение их деятельности на территории других государств. В своей деятельности указанные организации используют методы поддержки и стимулирования деструктивной деятельности отдельных групп населения страны. Деятельность указанных организаций направлена на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, попытки осуществления посягательств на единство и территориальную целостность Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, путем распространения экстремистской идеологии и радикализма в обществе.

Современное государство подстерегает большое количество угроз национальной безопасности. Особую популярность сегодня приобрело инспирирование «цветных революций» путем наращивания социальных противоречий, разжигания внутригосударственного конфликта, выраженного в несанкционированных уличных акциях протеста.

Изложение основного материала статьи. «Цветные революции» выступают одним из способов оказания влияния на государство, с целью свержения нелояльной действующей власти и смены общественного строя. Отличительной особенностью данного сценария смены власти является декларируемое отсутствие применения физических средств воздействия. Указанные революции всегда начинаются с мирных и безоружных протестов или митингов. В случае, когда не удается добиться относительно мирными протестами поставленных целей, установка на неиспользование насилия может быть изменена, что повлечёт массовые беспорядки с применением насилия и столкновения с органами власти и правопорядка.

Под термином «Цветные революции» исследователи, как правило, рассматривают массовый протест и смену власти в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии, 2004 и 2013-2014 в Украине, в 2005 г. в Киргизии, события так называемой «Арабской вёсны» с декабря 2010 года по декабрь 2012 года. К этому ряду причисляют и проявления социального протеста в странах бывшего Советского блока, которые не привели к смене власти: 2008 г. в Армении, 2010 г. и 2011-2013 г. в России, а также акции протеста в Беларуси в 2020, попытка Степной Революции в Казахстане 2022 [10].

Точного определения термина "цветная революция" нет.

Это название связано с использование ленточек определённого цвета во время каких событий в той или иной стране. Их привязывали к сумкам и рюкзакам, к зеркалам на автомобилях, стараясь тем самым показать, что они поддерживают "революционеров". Ряд событий получил свои названия от цветов. Например события в Киргизии в 2005 году получили название "Тюльпановая революция", а события в Грузии в 2003 году вошли в историю как "Революция роз".

Дарение цветов «силовикам», задействованным в охране общественного порядка во время проведения указанных событий, имеет своей целью подчеркнуть ненасильственную направленность мероприятия для освещения в средствах массовой информации. Данные действия являлись сдерживающим фактором в применении силовых методов для подавления протестов.

Сценарий «цветных революций» показал свою эффективность по всему миру:

- «Бархатные революции» в странах Варшавского договора.

- «Бульдозерная революция» в Югославии.

- «Революция роз» в Грузии.

- «Оранжевая революция» и «Евромайдан» на Украине.

- «Васильковая революция» в Белоруссии.

- «Болотная революция» в России и иные случаи реализации данного проекта.

Каждая последующая «цветная революция» проходит с учетом допущенных ошибок и просчетов, а также, в зависимости национальных особенностей государства. Используются ряда стратегий, методик и технологий «мягкой силы» или «умной силы».

Основоположником борьбы с «тиранией и диктатурой» путем применения «мягкой силы» или «умной силы» является американский общественный деятель Джин Шарп. Проведя ряд фундаментальных исследований на тему: «Ненасильственные методы свержения режимов», «От диктатуры к демократии», «Политика ненасильственных действий», ученый смог максимально детально подготовить практическую инструкцию и пособие по свержению «антидемократических» режимов. Первоосновой стало учение, разработанное Махатмой Ганди, с последующим его усовершенствованием и универсализацией.

Основой сценария является американская идея о возможности экспорта демократических институтов и ценностей в зарубежные страны [5].

В своих трудах Джин Шарп утверждал необходимость активно-наступательных действий бескомпромиссного политического характера по отношению к действующей власти. Им были обозначены 198 методов ненасильственной политической борьбы. Наибольшая эффективность достигается выбором не одного метода, а комбинацией из приведённых методов, учитывая их гибкость и применимость в конкретных обстоятельствах. Основными орудиями ненасильственной борьбы, в условиях современного государства, являются компьютеры, телевидение, радио, доступ к сети Интернет и иные каналы распространения информации [4].

В XX веке, на основании теоретического фундамента, созданного Джином Шарпом, был сформулирован детальный сценарий, с помощью которого был реализован ряд государственных переворотов в зарубежных странах. За последние 20 лет подготовка, организация и проведение «цветных революций» на европейском и азиатском континенте продемонстрировала свою эффективность и практичность.

Выяснить причины успеха реализации данного сценария можно благодаря изучению движущей силы данного движения, а именно, личности её участников. Они, в свою очередь, являются ядром и обязательными субъектами в реализации сценария «цветных революций».

Изучение поведения личности и толпы занимало особое место в развитии психологии. Зарубежные психологи, такие как З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Берг посвятили свои труды изучению психологии конкретной личности, как объекта изучения. В свою очередь, Г. Лебон, В. Троттер, Г. Тард, Э. Канетти были исследователями психологии толпы, элементами которой являлись личности.

Необходимо уделить особое внимание личности участника «цветных революций». Активное участие человека в массовых мероприятиях неизбежно ведёт, хоть и на короткий срок, к изменению его сознания.

Большую роль в изучении сознания человека сыграл австрийский психолог Зигмунд Фрейд, который утверждал, что личность человека состоит из постоянной смены сознательного и бессознательного состояния. В условиях толпы подавление бессознательности прекращается, повышается эмоциональная восприимчивость, человек действует на основании инстинктов, а не разума. Фрейд описывает это как регрессию психики в толпе [6].

Развивая учение о взаимоотношениях личности и толпы, Фрейд вводит понятие идентификация, обозначающее чувство общности и привязанности в отношении окружающих людей. Фрейд так же отмечал изменения, происходящие в душевной составляющей человека, а именно интеллектуальное уравнивание человека с другими участниками толпы [6].

Сторонник психоанализа Альфред Адлер сформулировал теорию о неразделимости личности и общества. В своих трудах Адлер выделял социальную природу личности, а также необходимость взаимосвязи человека с социумом.

Австрийский психолог утверждал, что человек выступает частью социальной системы, в силу чего природу и суть человека возможно понять и изучить лишь через призму социальных отношений. Человек, по своей природе, имеет тенденцию к сотрудничеству с окружающими его людьми. В результате сотрудничества и взаимодействия с обществом, у человека возникают личные убеждения, взгляды, интересы, в соответствии с которыми у человека формируются индивидуальные особенности, определяющие поведение человека.

Жизнь человека выступает в качестве непрерывного процесса самосовершенствования. Люди находятся в вечном стремлении к поставленным задачам и целям, которые достигаются различными путями и способами, что обусловлено его индивидуальными особенностями. В процессе стремления к достижению поставленной цели человек находит своё место в жизни и обществе.

Согласно теории Адлера, поведение человека неразрывно связано с его стилем жизни, который выражается в совокупности черт, привычек и поведения, которые формируют индивидуальность [1]. Помимо этого, влияние на стиль жизни оказывают концепции неполноценности и компенсации. Местом реализации данных концепций является непосредственно жизнь человека: в раннем возрасте человек не обладает должными навыками и умениями, что заставляет его это компенсировать, посредством целенаправленного развития и совершенствования.

Эрих Фромм, в своей теории личности, придерживался социально-ориентированных тенденций. Это подтверждается тем, что социальное окружение в его теории является не только условием, но и основным фактором в развитии личности.

Основываясь на теории Адлера и Фромма можно выделить некое отличие. Фромм, под социальной средой, понимает не только семью и близких, но и весь социальный строй, существующий на момент развития личности.

В основе теории личности Фромма лежат две концепции, утверждающие, что основными детерминантами развития личности являются врождённые бессознательные потребности, которые находятся в постоянном противоборстве. К ним относятся: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность принуждает человека к контакту с обществом, стремится к взаимоотношениям с другими участниками социума. Вторая - к изоляции от общества и освобождение от влияния или давления со стороны окружающих. Данные потребности выступают основаниями для возникновения внутренних противоречий и конфликтов, что вызвано попыткой человека их совместно реализовать. Сами же попытки совмещения данных потребностей, по словам Фромма, являются двигателями развития не только человека, но и всего общества в целом.

Теория Фромма гласит, что бессознательные чувства, которые возникают в процессе общения личности с окружающими, являются источником развития.

Более тщательное изучение личности человека может быть достигнуто анализом его внутренней картины мира. Картина мира представляет собой отображение в сознании человека окружающего мира и действительности, способное быть изученным благодаря рефлексии [5]. На основании данного утверждения можно сделать вывод о том, что картина мира представляет собой результат высшей нервной деятельности человека.

Портрет личности - результат её социального и культурного развития. В силу значительного влияния социума на развитие личности, большую роль приобретают ценности, являющиеся ориентиром развития на конкретном этапе. Формируются вероятные мотивы и причины осуществления противоправных действий для отстаивания/достижения таких ценностей. Мотивами могут выступать материальные блага, идеологические ориентиры, радикальные религиозные идеи, стремление в достижении властных полномочий. Последнее является одним из древнейших и основных мотивов, присущих практически каждому преступнику. Данный мотив находится на подсознательном уровне и служит для компенсации личных недостатков и неполноценности.

При реализации сценариев «цветных революций» недостаточно изучение личности в отдельности, так как при объединении людей в группы, формируются иные качества и особенности, которые играют значительную роль.

Одним из основоположников учения об изменении состояния человека в толпе является французский социальный психолог Г. Лебон. Именно он первым обратил внимание на особенности изменения сознания человека в толпе. Он утверждал, что одного факта нахождения человека в месте множества людей недостаточно для того, чтобы её участники

стали позиционировать друг друга как участники одного целого, единого. Для образования толпы, согласно утверждениям Лебона, необходимы следующие признаки:

- тознательность индивидуальной личности сменяется коллективной, бессознательной. Из такой коллективной бессознательности составляется душа толпы [4];

- личность, обладающая индивидуальными интеллектуальными способностями, исчезает, всё становится однородным и подобным;

- в условиях доминирования единого коллективного сознания возникает единое направление, ориентир, к определённой деятельности.

Превращения скопления людей в толпу достаточно для того, чтобы сформировалась коллективная душа, под влиянием которой её участники начинают ощущать одни эмоции, чувства и мысли, что является невозможным при разрозненности данного объединения. Исходя из указанных тезисов, Г. Лебон обосновал психологический закон духовного единства толпы. Согласно указанного закона создается коллективная душа, характер которой является временным, происходит исчезновение сознательной личности, которая заменяется однородной массой людей, думающих и действующих однообразно.

Ученые-психологи, для продвижения определенных идей и достижения поставленных целей, заложили в основу «цветных революций» идею о стадных и массовых инстинктах человека [11]. Организаторы и координаторы таких мероприятий, путем применения ряда психологических приемов, создают единый дух и цель толпы, манипулируя человеческой массой в своих целях.

Систематизировав известные характеристики толпы можно выделить ряд элементов, дающих повод думать её участникам, что совершаемые неправомерные действия осуществляются во имя достижения благих, необходимых обществу целей и возможность избежания преследования законом:

- наличие ролевой дифференциации среди участников;

- общая потребность в руководителе;

- анонимность участников;

- основной источник информации - домыслы и слухи;

- деиндивидуализация;

- близкий социальный и эмоциональный контакт между участниками.

По мнению советского и российского философа и психолога Бориса Дмитриевича Парыгина, существует три понятия «общности»:

- общность как духовная солидарность людей;

- общность как взаимопонимание людей;

- общность как чувство «мы».

На основании последнего понятия возникает социально-психологический критерий дихотомического деления общества на «свои» и «чужие». Возникает социальная категоризация, предполагающая способ познания посредством классификации и типизации окружающего общества. Такая категоризация возникает в силу межгруппового взаимодействия, результатом которого является самоопределение человека и осознание принадлежности его к определённой группе с последующим формированием групповой идентичности.

Выводы. Необходимо отметить, что содержанием коллективного сознания являются биологические инстинкты, которые направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Инстинкты начинают управлять человеком в момент его непосредственного нахождения в толпе. Сама толпа выступает катализатором возникновения взаимообмена эмоциями, чувствами и инстинктами, возникающими между людьми, происходит «стирание» индивидуальности.

По мнению К.В. Злоказова, толпа, участвующая в массовых беспорядках является иерархической структурой, организованной и деструктивно направленной социально-психологической общностью людей. Их организованность и иерархичность характеризуется распределением функций, наличием целей и осознанием условий всего процесса, а также наличие руководителей и подчинённых. Содействие в организованности обеспечивается каналами коммуникации и процедурами взаимодействия внутри социальной общности. Деструктивность масс выражается в разрушении, присвоении чужого имущества, противодействии органам правопорядка.

В условиях современного российского государства, толпа, как субъект массовых беспорядков, уже не является случайной, спонтанной, или неорганизованной общностью людей. Толпа имеет и поддерживает определённую иерархию, долговременный и устойчивый характер, приобретает всё более технологичную форму, лишь имитируя свою стихийность.

Знание психологических особенностей поведения отдельного индивида в толпе, структуры и элементов организации и координации этого «стихийного» явления, позволит разрабатывать и внедрять методы противодействия «Цветным революциям», а следовательно, сохранить государственность и целостность нашей страны, решать все социальные проблемы исключительно в рамках не только законодательных норм, но и в рамках норм морали и устоявшихся традиций. Раскрытие в молодежной среде рассмотренных процессов вовлечения в участие в «цветных революциях» позволит уберечь молодое поколение от совершения необдуманных поступков, могущих привести к нежелательным последствиям.

Литература:

1. Адлер, А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыплина. - Санкт Петербург: «Академический проект», 2000. - 256 с.

2. Долгова, А.И. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики / А.И. Долгова, А.Я. Гуськов, Е.Г. Чуганов. - М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2019. - 244 с.

3. Кантицкий, О.В. Психология толпы и массовых беспорядков: учеб. пособие / О.В. Кантицкий, А.М. Лафуткин. -Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 173.

4. Лебон, Г. Психология толп // Психология толп / Сост. А.К. Боровиков. - М., 1998. - С. 134.

5. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира / А.А. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная реальность. - М., 1993. - С. 18.

6. Московичи, С. Век толп / С. Московичи // Москва. - 1996. - С. 476.

7. Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара. - 1998. - С. 147.

8. Hale, Н.Е. Democracy or autocracy on the march? The colored revolutions as normal dynamics of patronal presidentialism / Н.Е. Hale // Communist and Post-Communist Studies. - 2006. - Vol. 39. - № 3. - P. 305-329.

9. Helvey, R.L. On Strategic Nonviolent Conflict: Thinking About the Fundamentals / R.L. Helvey. - Boston, 2004. - P. 89.

10.James Dobbins, Raphael S. Cohen, Nathan Chandler, Bryan Frederick, Edward Geist. Extending Russia: Competing from Advantageous Ground (англ.). - RAND Corporation, 2019-04-24.

11. McDougall W. An introduction to social psychology. - London: Methuen and Co., 1908. - 355 p.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Шуткина Жанна Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); заведующий лабораторией специальной психологической подготовки и экспертизы Бурова Екатерина Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); психолог Лобанов Сергей Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация. В настоящее время проблема саморегуляции, стрессоустойчивости и тревожности не теряет актуальности. Условия, в которых протекает жизнедеятельность человека в настоящее время, достаточно часто наполнены стрессогенными факторами и экстремальными ситуациями для психики. Для адаптации к изменяющимся условиям среды, человек имеет набор индивидуально-психологических черт, которые помогают ему в адаптации или, напротив, осложняют ее протекание. Статья направлена на изучение взаимосвязи стрессоустойчивости и тревожности в зависимости от уровня психической саморегуляции студенческой молодежи. Для оценки индивидуальных психологических характеристик студентов, мы рассмотрели уровень психической саморегуляции, личностную тревожность и уровень стрессоустойчивости. Развитие сферы психологической саморегуляции помогает студенту координировать свою деятельность, мысли и психические состояния таким образом, чтобы его учебная деятельность была успешной. Авторами в статье получено, что наиболее низкий уровень стрессоустойчивости и повышенная тревожность наблюдались у испытуемых с низким уровнем психической саморегуляции (r=0,54, при p< 0,05), в группе со средним уровнем психической саморегуляции эти показатели у большинства были на среднем уровне (r= 0,88, при p< 0,05). В группе с высоким уровнем психической саморегуляции наблюдается средний уровень стрессоустойчивости и тревожности (r= 0,47, при p< 0,01).

Ключевые слова: стрессоустойчивость, тревожность, психическая саморегуляция.

Annotation. Currently, the problem of self-regulation, stress tolerance and anxiety does not lose relevance. The conditions in which human life is currently taking place are quite often filled with stressful factors and extreme situations for the psyche. To adapt to changing environmental conditions, a person has a set of individual psychological traits that help him in adaptation or, on the contrary, complicate its course. The article is aimed at studying the relationship between stress resistance and anxiety, depending on the level of mental self-regulation of students. To assess the individual psychological characteristics of students, we examined the level of mental self-regulation, personal anxiety and the level of stress resistance. The development of the sphere of psychological self-regulation helps the student to coordinate his activities, thoughts and mental states in such a way that his educational activity is successful. The authors of the article found that the lowest level of stress tolerance and increased anxiety were observed in subjects with a low level of mental self-regulation (r=0.54, at p< 0.05), in the group with an average level of mental self-regulation, these indicators were at an average level for the majority (r= 0.88, at p< 0.05). In the group with a high level of mental self-regulation, an average level of stress tolerance and anxiety is observed (r= 0.47, with p< 0.01).

Key words: stress resistance, anxiety, mental self-regulation.

Введение. В настоящий момент феномену стресса, а также его последствиям, в научном мире уделяется большое внимание [4, 15, 16]. Это связано с условиями жизни современного человека, где каждый день мы встречаемся с огромным количеством стрессогенных факторов. Современная система образования стремится воспитать в студенте такие качества личности, как самодостаточность, самостоятельность в суждениях, навыки критического мышления, осознанность, однако существует ряд индивидуальных психических особенностей, которые могут оказать существенное влияние на успешность выполнения этой задачи. К таким особенностям можно отнести уровень стрессоустойчивости личности, уровень тревожности и навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Современная наука демонстрирует большой интерес к проблемам тревожности и стрессоустойчивости личности, проявляющийся в многообразии публикаций на эту тематику. Каждый исследователь смотрит на определение понятиячерез призму своего профессионального опыта. С.В. Субботин в своих публикациях выделяет, что под термином «стрессоустойчивость» он прежде всего понимает многообразие его составляющих, таких как психологическая устойчивость к стрессу, стресс резистентность [17].

Б.Х. Варданян рассматривает феномен стрессоустойчивости как взаимодействие всех компонентов психики человека, особенно эмоционального. В своих работах он пишет, что стрессоустойчивость — это такое взаимодействие этих компонентов, которое помогает человеку успешно справляться со стрессом в эмоциогенных ситуациях, что способствует успешности деятельности [5].

По характеру реакций личности на стресс, выделяют 4 вида стрессоустойчивого поведения:

1. Стрессонеустойчивые. Это достаточно консервативные люди, которые не любят перемен в деятельности и жизни. Они достаточно ригидны по отношению к окружающей среде, стараются использовать проверенные формы взаимодействия с миром, категорически не любят их менять. Малоадаптивны, поэтому любое новое событие извне воспринимают как стрестогенный фактор.

2. Стрессотренируемые. В отличие от предыдущей группы, такие люди готовы к изменениям внешней среды, однако такие изменения должны проходить для них максимально мягко и безболезненно. Если изменения стремительные, то личность не успевает адаптироваться к ним и становится раздражительной, переживает стресс. Особенность такого поведения в том, что по мере повторения стрессогенной ситуации, человек все же медленно, но адаптируется к происходящему и со временем перестает реагировать на это как на стрессогенную ситуацию.

3. Стрессотормозные. Отличаются жесткостью и прочностью своих жизненных принципов и идеалов. Однако, несмотря на это к изменениям в жизни и окружающей среде относятся спокойно, но эти изменения не должны быть для них слишком масштабными и разрушительными по отношению к их принципам. В ситуациях, когда стрессогенная ситуация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.