работу, при этом 10% осужденных из экспериментальной группы хотят «купить квартиру и освободиться», тогда как осужденные контрольной группы отмечают желание «завести любовницу» и иные не совсем реалистичные желания. Осужденные впервые более реалистичны в желаниях, целях и планах, нежели неоднократно осужденные.
Выводы. Осужденные, впервые отбывающие наказание в виде лишения свободы в большей степени готовы вернуться в общество и вести правопослушный образ жизни, тогда как неоднократно осужденные склонны воспринимать сам процесс жизни как скучный, эмоционально бедный и бессмысленный, они более негативно настроены по отношению к своему будущему, к построению планов и постановке целей. У неоднократно осужденных в связи с имеющимся опытом пребывания в местах лишения свободы наблюдается низкий уровень сформированности образа возможного будущего, наличие неустойчивых и противоречивых жизненных и профессиональных ценностей, отсутствие четко поставленных жизненных целей, неадекватный уровень притязаний.
У впервые осужденных к лишению свободы был выявлен средний уровень сформированности образа возможного будущего. Это может говорить о наличии четко поставленных жизненных целей, но незнании этапов их достижения; устойчивых, но противоречивых жизненных и профессиональных ценностей; представлении о внешних и внутренних условиях достижения собственных целей, но незнании способов преодоления препятствий. У впервые осужденных к лишению свободы наблюдается положительное отношение к своему будущему, вместе с тем, они чувствуют неудовлетворенность настоящим, живут воспоминаниями о прошлом. Они готовы строить жизненные планы, но для них может быть характерна неуверенность в своих силах и возможности реализации планов в условиях исправительного учреждения и после освобождения. Осужденные впервые более социально зрелые и заинтересованные в социально-полезных связях и счастливой жизни в будущем. Впервые осужденные к лишению свободы ориентированы на досрочное освобождение, у них наблюдаются реалистичные представления о жизни после освобождения, они ставят цели, строят жизненные планы для достижения поставленных целей, не теряют надежды на лучшее будущее и верят в возможности самореализации на свободе.
Зная жизненные смыслы, цели и перспективы осужденных, сотрудники исправительных учреждений могут прогнозировать их психологическую готовность к освобождению и адаптацию в условиях свободы, а также целенаправленно оказывать осужденным психологическую помощь в критических ситуациях.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Астафьева, И.Н. Критерии типологий жизненных планов / И.Н. Астафьева // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7. - № 4. - С. 73-76.
3. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. -С. 262-276.
4. Деев, В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста / В.Г. Деев. - Рязань: Науч.-исслед. и ред.-изд. отд., 1978. - 78 с.
5. Миллер, Дж. Программы и структура поведения / Дж. Миллер, Б. Галантер, К. Прибрам. - Москва: Центр НЛП-тренинга, 2000. - 228 с.
6. Молоткова, Е.А. Жизненные планы личности при смене профессии: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Молоткова Елена Алексеевна. - Ростов-на-Дону, 1997. - 250 с.
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ
ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация. Студенты первого курса только начинают свой путь профессионального развития. Безусловно, он определен современными социально-экономическими тенденциями. Погружение в профессию постепенно меняет профиль личности, соотнося его с требованиями деятельности. Эта профессиональная деятельность в свою очередь меняет окружающий мир. Статья посвящена исследованию представлений студентов о направлениях такого изменения мира профессий и личности профессионала, которые ожидают наше общество в недалеком будущем и к которым им самим нужно быть готовым. Методом исследования выступил анализ продуктов деятельности студентов. Материалом для анализа - разработанные студентами информационные профессиограммы для профессий, которые будут востребованы в будущем. На основе анализа полученных данных выявлены тенденции развития мира профессий в следующих аспектах: продукт профессиональной деятельности, специфика познавательной деятельности, особенности умений и опыта успешных представителей профессии, особенности исполнительно-двигательных проявлений и эмоционально-волевых процессов, особенности характера и направленности личности, особенности саморегуляции, возможности проявления креативности и противопоказания к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессия, мир профессий, профессиональная деятельность, личность профессионала, профессиограмма.
Annоtation. First-year students are just beginning their professional development path. Of course, it is determined by modern socio-economic trends. Immersion in the profession gradually changes the personality profile, correlating it with the requirements of the activity. This professional activity changes the world around us. The article is devoted to the study of students' ideas about the directions of such a change in the world of professions and the personality of a professional, which our society expects in the near future and for which they themselves need to be prepared. The research method was the analysis of the products of students' activities. The material for the analysis is information occupational charts developed by students for professions that will be in demand in the future. Based on the analysis of the obtained data, the trends in the development of the world of professions in the following aspects are revealed: the product of professional activity, the specifics of cognitive activity, the features of the skills and experience of successful representatives of the profession, the features of executive-motor manifestations and emotional-volitional processes, the features of the character and orientation of the personality, the features of self-regulation, the possibilities of creativity and contraindications to professional activity.
Key words: profession, world of professions, professional activity, professional personality, professionogram.
Введение. Современный мир профессий чрезвычайно широк и разнообразен. Настолько, что уже сложно подсчитать, сколько же профессий он включает в себя на сегодняшний день. По данным российского проекта «Цифровая модель рынка труда», ведущего мониторинг актуальных профессий, специальностей и должностей, на начало июня 2022 года зафиксировано 251271 уникальных наименований среди вакансий РФ [6]. Конечно, далеко не каждая уникальная вакансия -это отдельная профессия, но их общая цифра впечатляет. И, несмотря на существующее разнообразие, профессиональный мир продолжает развиваться и изменяться, гибко реагируя на перемены общественного устройства, производственных и информационных технологий. И с каждым годом эта трансформация мира профессий лишь ускоряется. Она находит свое отражение как в государственной социально-экономической и образовательной политике, так и в справочных изданиях, посвященных проблемам профориентации [5, 4, 1]. Так, в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года», приоритетное развитие получат такие сферы экономики, как обрабатывающие производства, строительство, транспорт, операции с недвижимым имуществом, деятельность профессиональная, научная и техническая [4]. А согласно заявленным критериям участия в программе Министерства высшего образования и науки РФ «Приоритет-2030», к программе допускаются российские вузы, в которых «доля студентов, зачисленных на первый курс на обучение по специальностям и направлениям подготовки высшего образования творческой направленности в общем количестве первокурсников - не менее 60%» [5].
Пересмотр требований к направлениям и содержанию профессиональной деятельности неизбежно влечет за собой и изменения требований к личности самого специалиста-профессионала, эту деятельность осуществляющего. В отечественной психологии труда и психологии профессий накоплен большой опыт изучения проблем профессионального развития и становления личности (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Т.В. Кудрявцев и др.), профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.Г. Щедровицкий и др.), профессионального здоровья и долголетия (А.Г. Маклаков, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Э.Э. Сыманюк и др.), выделения критериев профессионализма, профессиональной самореализации и достижения профессионального «акмэ» (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Коростылева и др.) и количество исследований, посвященных данной проблематике, продолжает расти.
Студенты высших и средних профессиональных учебных заведений с одной стороны подвержены влиянию окружающих их социально-экономических процессов, они живут в них, с другой - получая профессию, углубленно знакомясь с ее содержанием и спецификой, выстраивают собственную траекторию личностно-профессионального развития и жизненного пути. Выбранные ими личностно-профессиональные ориентиры, в свою очередь, однажды начинают определять жизнедеятельность общества, в котором они живут и трудятся.
Все вышеперечисленные тенденции подтверждают актуальность проводимого нами исследования.
Изложение основного материала статьи. В качестве метода исследования был выбран анализ продуктов деятельности. Исходным материалом для анализа послужило творческое задание для студентов 1 курса ОмГПУ направления подготовки «Профессиональное обучение (Экономика и управление)», изучающих дисциплину «Психология профессий»: разработать информационную профессиограмму для профессии, которой пока не существует, но которая, по мнению студентов, появится и будет востребована в ближайшем будущем - к 2050-му году. Задание выполнялось в рамках внеаудиторной индивидуальной самостоятельной работы. Также оно носило соревновательный характер, мотивирующий на сохранение в тайне от однокурсников придуманной профессии до момента оглашения результатов на учебном занятии. Для унифицирования и сопоставимости результатов исследования студентам было предложено воспользоваться схемой информационного профессиографирования, предлагаемой Е.М. Ивановой [2, С. 244-245]. Данная схема составлена на основе структурных компонентов профессионализма, выделенных Е.А. Климовым [3, С. 387-389].
В результате выполнения данного творческого задания было получено 26 профессиограмм профессий будущего. Вот список этих профессий:
- Talent-manager, или эксперт по поиску и развитию талантов;
- Космический экскурсовод;
- Врач-нейробиолог, занимающийся моментальным развитием мозга человека;
- Тренер творческих состояний;
- Хирург по увеличению памяти человека;
- Архитектор метавселенной;
- Кибер-следователь;
- Медиа-полицейский;
- Эксперт по подбору индивидуального отдыха;
- ГМО-инженер;
- Специалист по созданию человеческих органов;
- Past-manager («Менеджер по прошлому»);
- Чипер;
- «Извлекатель снов»;
- Специалист по интеграции культурного наследия в городскую среду;
- Специалист по имплантам мозга;
- Специалист по созданию искусственных продуктов питания;
- Биопрограммист в области редактирования человеческого генома;
- Специалист по связям с инопланетными существами;
- Телехирург;
- Адвокат по робоэтике;
- Проводник сафари во времени;
- Акушер человеческого инкубатора;
- Инженер по 3D-печати продуктов питания;
- Проектировщик виртуальных миров;
- Разработчик киберпротезов и имплантов.
Для анализа полученных творческих продуктов деятельности воспользуемся предложенной схемой информационного профессиографирования. Уточним, что во всех пунктах профессиограммы студентам не предлагался готовый перечень ответов, они должны были сформулировать его абсолютно самостоятельно, применительно к придуманной профессии.
1. В чем состоит продукт профессиональной деятельности. По своему содержанию полученные ответы можно разделить только на три группы:
А) «Усовершенствование человека» (многопроцентно-развитый мозг и, как следствие, новые способности; увеличенный объем памяти и отформатированные участки мозга, отвечающие за тяжелые воспоминания; внутренние
органы, кости и соединительные ткани, пригодные для трансплантации; своевременное отслеживание показателей здоровья человека; изобретение и совершенствование нейроинтерфейсов, обеспечение удобства и безопасности их использования; геном, созданный из клеток родителей и удовлетворяющий всем пожеланиям родителей; проведение хирургических операций дистанционно с помощью интернета; бионический протез, заменяющий отсутствующий орган или конечность) -30,8% от всех ответов.
Б) «Создание максимально комфортных и безопасных условий жизнедеятельности для человека» (выявленные с помощью сканирования мозга или «считывания волн» таланты и способности; безопасность и комфорт клиента; безопасность клиента в киберпространстве; подбор способа времяпрепровождения в выходные дни; «победа над голодом» в развивающихся странах; обретение гармонии через воссоздание приятных воспоминаний и погружение в них; извлечение информации из снов - как для пользы клиента, так и по требованию социальных институтов; искусственно созданные безопасные продукты питания, обогащенные всеми необходимыми человеку витаминами и микроэлементами; успешная коммуникация и взаимодействие между человечеством и представителями других планет; юридическая помощь в робоэтических вопросах гражданам, предприятиям и роботам; экономия жизненного времени на вынашивании беременности и отказ от изменений в привычном образе жизни) - 50% от всех ответов.
В) «Новые и необычные ощущения и впечатления, развлечения» (космическое путешествие - открытие для себя нового мира; макеты виртуальных зданий; воссоздание комплекса различных культурных памятников, создающих вместе «музей под открытым небом»; дизайн-проект виртуального мира заказчика; сафари в историческом прошлом) - 19,2% всех ответов.
2. Особенности познавательной деятельности. В качестве областей научного знания - востребованных источников познавательной деятельности - были названы (перечисляются здесь в порядке убывания): биология и нейробиология (предложили 46,2% респондентов); информатика и программирование (42,3%); психология (38,5%); химия (30,8%); физика (26,9%); физиология и анатомия, этика (23,1%); медицина (19,2%); право, математика (15,4%); география, история, архитектура, генетика, инженерные технологии (11,5%); искусствоведение, эстетика, экология, графический дизайн (7,7%). Единичные упоминания (по 3,85%) получили такие области знаний, как астрономия, радиотехника, педагогика, геология, палеонтология, менеджмент, экономика и маркетинг. В этой связи примечателен тот факт, что области знаний, первостепенные для собственной будущей профессиональной деятельности респондентов - педагогика, экономика и менеджмент - упомянуты всего один раз (!).
Что же касается свойств познавательных процессов человека, то здесь наиболее востребованными окажутся (по количеству упоминаний респондентами): высокая концентрация (50%) и устойчивость внимания (26,9%); большой объем долговременной памяти (46,2%); развитое абстрактно-логическое мышление, особенно его аналитическая функция (34,7%), в равной степени развитое теоретическое и практическое мышление (26,9%), самостоятельность, гибкость и критичность мышления (19,2%); высокий уровень развития пространственного воображения (23,1%).
3. Особенности умений и опыта успешных представителей профессии. Профессионал будущего, по мнению студентов, должен отличаться следующими признаками (в порядке убывания): коммуникабельность (предложили 26,9% респондентов); стрессоустойчивость и способность достигать качественный результат в работе, который определяет клиент (23,1%); организованность и клиентцентрированность (19,2%); креативность (15,4%); навыки публичных выступлений, а также навыки работы со специальными ресурсами и программами, системное мышление и интерес к исследовательской деятельности, отсутствие страхов в профессиональной деятельности (11,5%); навыки командной работы, умение управлять людьми и собой, готовность изучать новое и сложное, эмпатия и умение добиться расположения клиента (7,7%). Остальные многочисленные признаки носили единичный характер упоминания.
4. Особенности исполнительно-двигательных проявлений. В будущем специалисту потребуется, прежде всего, скоординированность движений, их точность и аккуратность - это отметили 46,2% респондентов. Специалист будет вести малоподвижный профессиональный образ жизни, ему особо не потребуется физическая активность (30,8%). Зато потребуется усидчивость (23,1%), предельная собранность и осторожность, а также скорость реакции (по 15,4%). Также специалисту будет необходимо задействовать мелкую моторику; соблюдать последовательность движений; его движения, позы, мимика и жесты должны вызывать доверие клиента; в целом серьезная нагрузка ожидает его опорно-двигательный аппарат и зрение (по 7,75%).
5. Особенности эмоционально-волевых процессов. Необходимость эмоциональной устойчивости и уравновешенности отметили 38,5% респондентов; сдержанности и высокого уровня эмоционального интеллекта, приоритета рациональности над эмоциями - по 30,8%; эмпатии и способности к сопереживанию - 11,5%; способности выдерживать длительную самостоятельную индивидуальную работу в условиях ограниченного контакта с коллегами; неутомимость - 7,7%; чувства юмора - также 7,7%. По 3,85% получили ответы «вообще не допускать эмоционально-экспрессивных проявлений в профессиональном общении», «пониженный уровень тревожности», «проявлять эстетические чувства в работе», а также «способность пребывать в течение длительного времени в атмосфере, насыщенной адреналином».
6. Особенности отношений личности к себе, другим, деятельности и т.п. Прежде всего специалиста будущего будет отличать высокая степень ответственности за порученное ему дело, добросовестность исполнения; внимание к человеку, вежливость и тактичность (по 61,5% респондентов). На втором по значимости месте - любовь и уважение к человеку, заинтересованность в нем; также важна внимательность к процессу своей работы, в том числе и к мелочам (42,3%). Далее идут доброжелательность (34,6%); уверенность в себе и общительность (30,8); наблюдательность и аккуратность (26,9%); целеустремленность (23,1%); честность и объективность, оптимизм и жизнерадостность, организованность (19,2%); активная жизненная и гражданская позиция, самокритичность, пунктуальность, настойчивость (15,4%); справедливость, терпеливость, смелость и решительность (7,7%). Отмеченные студентами особенности характера профессионала будущего во многом перекликаются с описанным выше портретом успешного в профессии человека (пункт 3 профессиограммы) - его клиентцентрированностью, стремлением получить качественный результат в работе, отсутствием страхов в профессиональной деятельности и т.д.
7. Особенности направленности личности. Данный пункт профессиограммы помогает увидеть, что же движет профессионалом, почему он проявляет все вышеперечисленные особенности характера, эмоционально-волевой и познавательной сферы и т.п. В качестве приоритетных «движущих сил» будут выступать, по мнению нынешних первокурсников, стремление помочь человеку - удовлетворить его потребности, с которыми он обратился к специалисту (42,3%); собственное стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и познанию нового (38,5%). Гораздо менее значимыми будут профессиональный и карьерный рост, а также социальное уважение, признание среди коллег и родственников (19,2%); стремление быть полезным обществу в целом и любовь к своей профессии (15,4%). Интересно, что еще менее значимыми «движущими силами» будут выступать профессиональные убеждения, в том числе о пользе предоставляемых продуктов/услуг, - важно «сделать человека счастливее», «подарить ему покой», «эмоции благодарности у клиента» (11,5%). Таким образом, еще раз подчеркивается приоритет клиентцентрированности в профессиональной деятельности. Но, как видим, эта клиентцентрированность больше отражает задачу достижения эмоционального комфорта и
отклика конкретного клиента, чем итоговую социальную значимость и полезность предоставляемых продуктов/услуг для общества в целом. А это, в свою очередь, дает эмоциональный комфорт (как через положительные эмоции клиента, так и через свои собственные положительные впечатления и переживания от познания нового и интересного) и безопасность самому специалисту. Напомним, что любовь к своей профессии как мотив профессиональной деятельности отметили лишь 4 человека из 26, а профессиональные убеждения как мотив - 3 человека из 26.
8. Особенности креативности. Учитывая все вышеперечисленные требования к содержанию профессиональной деятельности и личности специалиста креативность будет проявляться, прежде всего, в подборе новых средств, методов и методик достижения поставленной цели (34,6%); самостоятельном и быстром реагировании в непредвиденной профессиональной ситуации (11,5%); в уникальности продукта труда, при создании которого максимально учитываются особенности каждого клиента (также 11,5%). Остальные ответы носили единичный характер.
9. Особенности саморегуляции. В профессиях будущего человеку потребуется задействовать такие аспекты саморегуляции как: регуляция своего времени, чтобы все успевать (26,9%); развитие навыков стрессоустойчивости (23,1%); осознание значимости выполнения своих профессиональных обязанностей для жизни конкретного клиента (также 23,1%); регуляция своих слов и поступков (11,5%); эмоциональный и волевой самоконтроль, умение воспринимать неудачи как стимул к дальнейшему саморазвитию (по 7,7%).
10. Противопоказания к выбору профессии данного типа. Среди всевозможных противопоказаний студенты -первокурсники чаще всего называли безответственность и недостатки физического здоровья (отметили 30,8% респондентов); нервно-психические заболевания (26,9%); стремление получать исключительно материальную выгоду от профессиональной деятельности (23,1%); неумение общаться и работать с людьми, эмоциональную неустойчивость и неуверенность в своих силах и возможностях (19,2%); агрессивность поведения, невнимательность к мелочам и незаинтересованность в своей профессии (15,4%); отсутствие креативности и некомпетентность в предмете своего труда (11,5%); низкий уровень развития пространственного воображения и низкий уровень концентрации внимания (7,7%); остальные ответы носили единичный характер.
Выводы. Проанализировав содержание профессиограмм, разработанных студентами - первокурсниками для тех профессий, которые, как они считают, окажутся востребованными в недалеком будущем, можно смоделировать собирательный образ как мира профессий, так и будущего образа жизни человечества в целом. Так, основными потребностями человека будут выступать: комфортная и безопасная среда жизнедеятельности; возможности быстрого, комфортного, не требующего собственных усилий, а осуществляемого лишь на основе точных и аккуратных внешних воздействий, преобразования как физического состояния человека, так и его психических функций и свойств; новые яркие впечатления и ощущения, получаемые из самых разнообразных пространственно-временных реальных и виртуальных источников. Для удовлетворения этих потребностей приоритетными областями познания станут естественно-научные дисциплины, а также информатика и программирование. Поэтому специалисту-профессионалу будущего потребуются высокая концентрация внимания, большой объем долговременной памяти, аналитический ум, баланс теоретического и практического мышления, высокий уровень развития пространственного воображения. В целом, у специалиста будет малоподвижный образ профессиональной жизни, но требующий от него предельной собранности, четкой последовательности действий и контроля безопасности относительно клиента в исполнительно-двигательных проявлениях. В эмоционально-волевой сфере должны будут преобладать с одной стороны уравновешенность и сдержанность в своих собственных проявлениях, а с другой - максимальное внимание к эмоциям и чувствам клиента, эмпатия. Будет цениться добросовестное исполнение своих профессиональных функций на рабочем месте, а также уважительное и внимательное отношение к клиенту, учет индивидуальных особенностей его потребностей и желаний. В качестве основополагающих «движущих сил» в профессиональной деятельности будут выступать стремление помочь человеку удовлетворить его потребности, с которыми он обратился к специалисту, а также собственное стремление к саморазвитию и познанию нового, в том числе иногда и в ущерб социальной полезности предоставляемого продукта/услуги как для самого клиента, так и для общества в целом. Осуществление профессиональной деятельности потребует развитой креативности, проявляющейся прежде всего в подборе новых средств и способов достижения поставленной цели. Главным приоритетом во всех без исключения аспектах профессиональной деятельности будет выступать клиентцентрированность.
Литература:
1. Атлас новых профессий: сайт. - 2022. - URL: https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 4.06.2022)
2. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
4. Российская Федерация. Документы стратегического планирования. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года: [одобрен на заседании Правительства РФ 22.11.2018)]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf (дата обращения 4.06.2022)
5. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»: URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения 4.06.2022)
6. Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда: сайт. - 2022. - URL: https://crcg.ru/skolko-vsego-professiy-v-mire/ (дата обращения 4.06.2022)
Психология
УДК 159.99
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Шишина Елена Александровна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки Иващенко Юрий Владимирович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); начальник кафедры физической подготовки Ким Вадим Олегович
Уфимский юридический институт МВД России (г. Уфа)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
Аннотация. В статье рассмотрена психологическая составляющая реализации «Цветных революций». Охарактеризовано поведение личности, как участника толпы. Рассмотрены изменения, происходящие в душевной составляющей человека, интеллектуальное уравнивание индивида с другими участниками толпы. Описаны психологические характеристики толпы, качества и особенности личности, приобретаемые в толпе, идея о стадных и массовых инстинктах человека. Рассмотрен феномен «коллективная душа».
Ключевые слова: цветная революция, психология личности, психология толпы, «коллективная душа».
Annоtation. The article considers the psychological component of the implementation of the "Color Revolutions". The behavior of the individual as a member of the crowd is characterized. The changes taking place in the spiritual component of a person, the intellectual equalization of the individual with other members of the crowd are considered. The psychological characteristics of the crowd, the qualities and personality traits acquired in the crowd, the idea of herd and mass human instincts are described. The phenomenon of "collective soul" is considered.
Key words: color revolution, personality psychology, crowd psychology, "collective soul".
Введение. Борьба за мировое господство на современном этапе развития общества реализуется различными способами, в том числе, посредством создания иностранными государствами неправительственных организаций и расширение их деятельности на территории других государств. В своей деятельности указанные организации используют методы поддержки и стимулирования деструктивной деятельности отдельных групп населения страны. Деятельность указанных организаций направлена на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, попытки осуществления посягательств на единство и территориальную целостность Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, путем распространения экстремистской идеологии и радикализма в обществе.
Современное государство подстерегает большое количество угроз национальной безопасности. Особую популярность сегодня приобрело инспирирование «цветных революций» путем наращивания социальных противоречий, разжигания внутригосударственного конфликта, выраженного в несанкционированных уличных акциях протеста.
Изложение основного материала статьи. «Цветные революции» выступают одним из способов оказания влияния на государство, с целью свержения нелояльной действующей власти и смены общественного строя. Отличительной особенностью данного сценария смены власти является декларируемое отсутствие применения физических средств воздействия. Указанные революции всегда начинаются с мирных и безоружных протестов или митингов. В случае, когда не удается добиться относительно мирными протестами поставленных целей, установка на неиспользование насилия может быть изменена, что повлечёт массовые беспорядки с применением насилия и столкновения с органами власти и правопорядка.
Под термином «Цветные революции» исследователи, как правило, рассматривают массовый протест и смену власти в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии, 2004 и 2013-2014 в Украине, в 2005 г. в Киргизии, события так называемой «Арабской вёсны» с декабря 2010 года по декабрь 2012 года. К этому ряду причисляют и проявления социального протеста в странах бывшего Советского блока, которые не привели к смене власти: 2008 г. в Армении, 2010 г. и 2011-2013 г. в России, а также акции протеста в Беларуси в 2020, попытка Степной Революции в Казахстане 2022 [10].
Точного определения термина "цветная революция" нет.
Это название связано с использование ленточек определённого цвета во время каких событий в той или иной стране. Их привязывали к сумкам и рюкзакам, к зеркалам на автомобилях, стараясь тем самым показать, что они поддерживают "революционеров". Ряд событий получил свои названия от цветов. Например события в Киргизии в 2005 году получили название "Тюльпановая революция", а события в Грузии в 2003 году вошли в историю как "Революция роз".
Дарение цветов «силовикам», задействованным в охране общественного порядка во время проведения указанных событий, имеет своей целью подчеркнуть ненасильственную направленность мероприятия для освещения в средствах массовой информации. Данные действия являлись сдерживающим фактором в применении силовых методов для подавления протестов.
Сценарий «цветных революций» показал свою эффективность по всему миру:
- «Бархатные революции» в странах Варшавского договора.
- «Бульдозерная революция» в Югославии.
- «Революция роз» в Грузии.
- «Оранжевая революция» и «Евромайдан» на Украине.
- «Васильковая революция» в Белоруссии.
- «Болотная революция» в России и иные случаи реализации данного проекта.
Каждая последующая «цветная революция» проходит с учетом допущенных ошибок и просчетов, а также, в зависимости национальных особенностей государства. Используются ряда стратегий, методик и технологий «мягкой силы» или «умной силы».
Основоположником борьбы с «тиранией и диктатурой» путем применения «мягкой силы» или «умной силы» является американский общественный деятель Джин Шарп. Проведя ряд фундаментальных исследований на тему: «Ненасильственные методы свержения режимов», «От диктатуры к демократии», «Политика ненасильственных действий», ученый смог максимально детально подготовить практическую инструкцию и пособие по свержению «антидемократических» режимов. Первоосновой стало учение, разработанное Махатмой Ганди, с последующим его усовершенствованием и универсализацией.