Научная статья на тему 'Психологическая реабилитация родителей детей-инвалидов с диагнозом ДЦП'

Психологическая реабилитация родителей детей-инвалидов с диагнозом ДЦП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Габдрахманова З. Ш., Токарева И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая реабилитация родителей детей-инвалидов с диагнозом ДЦП»

ведение в конфликтных ситуациях, каким образом сотрудник предупреждает либо инициирует конфликты.

Для изучения конфликтности персонала также применяются следующие психологические методики: семантический дифференциал (для определения эмоционально-личного отношения человека к другому человеку), цветовой тест отношений (позволяет определить как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений сотрудника), диагностика межличностных отношений (позволяет понять какова субъективная самооценка обследуемого персонала и внутренняя структура его Я).

Наличие организаторских способностей предупреждает проявление у персонала таких качеств как эмоциональная неустойчивость, раздражительность, невнимательность к коллегам и партнерам. Эти психологические особенности персонала чаще и является личностной причиной возникновения конфликтов.

Организаторские способности обеспечивают адекватное взаимопонимание и эффективное взаимодействие персонала в процессе общения или же выполнения совместной деятельности. Персонал с высоким уровнем организаторских способностей реже вступает в конфликты, умеет предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

УДК 159.98

Габдрахманова З.Ш., к.п.н. Токарева И.Ф. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected], [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДИАГНОЗОМ ДЦП

Gabdrakhmanova Z.Sh, MSc in Psychology Tokareva I.F.

(RANEPA, Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF PARENTS OF

DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

В рамках научного проекта «Исследование психофизиологических детерминант психологической реабилитации родителей детей-инвалидов» нами была проведена серия теоретических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.

С каждым годом количество детей с первичным диагнозом Детский церебральный паралич остается стабильно высоким. В России ежегодно регистрируется до 6000 новых случаев ДЦП, а общее количество детей-инвалидов до 18 лет достигает 250 000. Соответственно, не уменьшается количество родителей, которые переживают такое состояние здоровья своих детей.

С 1980-х годов феномен «особого» родительства начинает изучаться с точки зрения психологической травмы, семейного кризиса и стресса, которые затрагивают всех членов такой семьи. Накопленная информация по проблеме посттравматического стрессового синдрома (PTSD-синдрома) позволила сделать вывод, что подобные нарушения характерны для лиц, перенесших различные катастрофы, аварии и тяжелые психотравмирующие ситуации. В настоящее время тяжелое инвалидизирующее заболевание ребенка расценивается как посттравматический синдром.

В изучении особенностей лиц, перенесших психотравми-рующие события, необходимо исследовать взаимосвязь между их психологическими особенностями и физиологическими проявлениями. Одним из ведущих направлений психологической коррекции мы считаем не только оказание благоприятного психологического воздействия, но и комплекс специально

подобранных физкультурно-оздоровительных упражнений. Сочетание психологического направления и работы с телом (ТОП) мы объединили в комплекс психофизиологической реабилитации.

Данный комплекс состоит из двух составляющих: 1) системы физических упражнений для работы с большими группами мышц тела, выполняемых с регламентированным контролем внимания на определенных участках тела и регуляцией дыхания; 2) релаксационных техник, позволяющих расслабить тело за счет прохождения вниманием подробно по всем его участкам.

Координированное сокращение определенных мышц тела во время выполнения комплекса физических упражнений осуществляется под контролем ЦНС. Чем меньше требуется исправления положения тела после поступления сигналов обратной связи, тем выше эффективность управления телом. Здесь содержится целая психосоматическая проблема: психическая деятельность определяет особенности соматических функций, и в то же время, функциональное улучшение баланса достигается при помощи психической деятельности сосредоточения. При отслеживании телесных ощущений человек получает такой эффект от практики, как измененное состояние сознания, или естественный физиологический транс. В этом физиологическом состоянии мозг начинает работать слаженно и без перевозбуждения, включаются естественные механизмы саморегуляции. Сопровождение данного комплекса физических упражнений удлиненным глубоким выдохом позволяет увеличить степень расслабления, поскольку возбудимость многих нейронов мозга во время процесса выдоха ниже.

Данный комплекс применяется с целью снятия излишнего нервно-эмоционального напряжения как во время нахождения родителей с ребенком в стационаре, так и после выписки домой. Данная программа позволяет сформировать необходимые навыки психосоматической релаксации, которые в будущем могли бы способствовать повышению толерантности к неблагоприятным психологическим воздействиям.

Также следует иметь в виду, что на эффективность психофизиологической реабилитации в значительной мере оказывают влияние мотивационные установки родителей. Насколько они стремятся вернуться к активной жизни, прежней работе, адекватно оценивает себя и отношение к себе окружающих, настолько эффективнее будут реабилитационные мероприятия.

УДК 37.025;37.026;378;159.929;574

Гагарин А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

ЭВОЛЮЦИОННАЯ И МЕЖВИДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА1

Gagarin A. V. (RANEPA, Moscow, Russia)

EVOLUTIONARY AND INTERSPECIFIC PSYCHOLOGY: PROMISING APPLICATION AREAS FOR PRACTICAL PSYCHOLOGIST

1. В основе построения содержания курса лежит экологический подход, отраженный в попытке осмысления роли межвидового взаимодействия животных и человека в эволю-ционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (№ 13-06-00687).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.