ведение в конфликтных ситуациях, каким образом сотрудник предупреждает либо инициирует конфликты.
Для изучения конфликтности персонала также применяются следующие психологические методики: семантический дифференциал (для определения эмоционально-личного отношения человека к другому человеку), цветовой тест отношений (позволяет определить как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений сотрудника), диагностика межличностных отношений (позволяет понять какова субъективная самооценка обследуемого персонала и внутренняя структура его Я).
Наличие организаторских способностей предупреждает проявление у персонала таких качеств как эмоциональная неустойчивость, раздражительность, невнимательность к коллегам и партнерам. Эти психологические особенности персонала чаще и является личностной причиной возникновения конфликтов.
Организаторские способности обеспечивают адекватное взаимопонимание и эффективное взаимодействие персонала в процессе общения или же выполнения совместной деятельности. Персонал с высоким уровнем организаторских способностей реже вступает в конфликты, умеет предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
УДК 159.98
Габдрахманова З.Ш., к.п.н. Токарева И.Ф. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДИАГНОЗОМ ДЦП
Gabdrakhmanova Z.Sh, MSc in Psychology Tokareva I.F.
(RANEPA, Moscow, Russia)
PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF PARENTS OF
DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
В рамках научного проекта «Исследование психофизиологических детерминант психологической реабилитации родителей детей-инвалидов» нами была проведена серия теоретических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.
С каждым годом количество детей с первичным диагнозом Детский церебральный паралич остается стабильно высоким. В России ежегодно регистрируется до 6000 новых случаев ДЦП, а общее количество детей-инвалидов до 18 лет достигает 250 000. Соответственно, не уменьшается количество родителей, которые переживают такое состояние здоровья своих детей.
С 1980-х годов феномен «особого» родительства начинает изучаться с точки зрения психологической травмы, семейного кризиса и стресса, которые затрагивают всех членов такой семьи. Накопленная информация по проблеме посттравматического стрессового синдрома (PTSD-синдрома) позволила сделать вывод, что подобные нарушения характерны для лиц, перенесших различные катастрофы, аварии и тяжелые психотравмирующие ситуации. В настоящее время тяжелое инвалидизирующее заболевание ребенка расценивается как посттравматический синдром.
В изучении особенностей лиц, перенесших психотравми-рующие события, необходимо исследовать взаимосвязь между их психологическими особенностями и физиологическими проявлениями. Одним из ведущих направлений психологической коррекции мы считаем не только оказание благоприятного психологического воздействия, но и комплекс специально
подобранных физкультурно-оздоровительных упражнений. Сочетание психологического направления и работы с телом (ТОП) мы объединили в комплекс психофизиологической реабилитации.
Данный комплекс состоит из двух составляющих: 1) системы физических упражнений для работы с большими группами мышц тела, выполняемых с регламентированным контролем внимания на определенных участках тела и регуляцией дыхания; 2) релаксационных техник, позволяющих расслабить тело за счет прохождения вниманием подробно по всем его участкам.
Координированное сокращение определенных мышц тела во время выполнения комплекса физических упражнений осуществляется под контролем ЦНС. Чем меньше требуется исправления положения тела после поступления сигналов обратной связи, тем выше эффективность управления телом. Здесь содержится целая психосоматическая проблема: психическая деятельность определяет особенности соматических функций, и в то же время, функциональное улучшение баланса достигается при помощи психической деятельности сосредоточения. При отслеживании телесных ощущений человек получает такой эффект от практики, как измененное состояние сознания, или естественный физиологический транс. В этом физиологическом состоянии мозг начинает работать слаженно и без перевозбуждения, включаются естественные механизмы саморегуляции. Сопровождение данного комплекса физических упражнений удлиненным глубоким выдохом позволяет увеличить степень расслабления, поскольку возбудимость многих нейронов мозга во время процесса выдоха ниже.
Данный комплекс применяется с целью снятия излишнего нервно-эмоционального напряжения как во время нахождения родителей с ребенком в стационаре, так и после выписки домой. Данная программа позволяет сформировать необходимые навыки психосоматической релаксации, которые в будущем могли бы способствовать повышению толерантности к неблагоприятным психологическим воздействиям.
Также следует иметь в виду, что на эффективность психофизиологической реабилитации в значительной мере оказывают влияние мотивационные установки родителей. Насколько они стремятся вернуться к активной жизни, прежней работе, адекватно оценивает себя и отношение к себе окружающих, настолько эффективнее будут реабилитационные мероприятия.
УДК 37.025;37.026;378;159.929;574
Гагарин А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ЭВОЛЮЦИОННАЯ И МЕЖВИДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА1
Gagarin A. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
EVOLUTIONARY AND INTERSPECIFIC PSYCHOLOGY: PROMISING APPLICATION AREAS FOR PRACTICAL PSYCHOLOGIST
1. В основе построения содержания курса лежит экологический подход, отраженный в попытке осмысления роли межвидового взаимодействия животных и человека в эволю-ционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (№ 13-06-00687).
педагогическом аспектах. В качестве «смысловой» составляющей проблемы, мотивирующей учебную деятельность студентов по освоению содержания курса, выступает идея о взаимовыгодных психологических межвидовых взаимодействиях. А его в том, что в процессе его осуществляется включение студентов в соответствующую непрерывную самостоятельную учебно-познавательную активность, в реальное планирование, конструирование и моделирование (на занятиях, и вне аудитории) отдельных элементов профессиональной деятельности психолога-исследователя и психолога-практика. Что в свою очередь приводит студентов к проектированию и реализации индивидуальной стратегии своего личностно-профессионального развития.
2. Смысловой (мотивирующей учебную деятельность) и системообразующей дидактической составляющей активизации процесса самостоятельной учебно-познавательной активности, выступает идея решения психологом профессионально-экологических задач в исследовательской и практической деятельности. В рамках курса актуализируется теоретическая и прикладная значимость таких задач, при этом постепенно «обрастает» самостоятельно полученными студентами фактами и развивается тезис о том, что межвидовая психология как формирующаяся на стыке наук дисциплина, весьма тесно связана с различными сферами практической психологии: психологии животных (зоопсихология), педагогической психологией, клинической психологией, психологией служебной деятельности.
3. Наряду с психологией животных многие десятилетия развиваются такие прикладные направления как энвайронмен-тальная (за рубежом) и экологическая (в России) психология, исследования в области которых направлены на изучение психологических особенностей взаимодействия человека с окружающей его средой, и в частности с конкретными природными объектами. Работая с такой проблематикой, психолог может эффективно применить ее в таких актуальных сферах психологической практики, указанных выше.
4. Зоопсихолог в рамках профессиональной компетентности должен обладать многими специальными и отличными (в силу принципиальности их наличия) от других сфер практической психологии компетенциями (и знаниевыми, и практическими): эколого-биологическими, этологически-ми, физиологическими, а также на высоком уровне сформи-рованности компетенциями личностного порядка, такими как наблюдательность, проницательность, общительность, толерантность, рефлексивность, доброжелательность, уравновешенность, терпение. Компетентный зоопсихолог - специалист, квалификация которого как психолога, эколога и этолога, так и практика отражает его компетентность в аспектах взаимодействия и с человеком, и с животным, способность понять, что не так в «сотрудничестве» того и другого. Очевидно, что важнейшее качество, необходимое для эффективной практической работы зоопсихолога - объективность в оценке поведенческих проявлений животного в межвидовых взаимодействиях с человеком. Сегодня зоопсихолог не только может, но и обязан помочь семье или отдельному человеку: подобрать наиболее подходящее животное, наладить с ним контакт или даже найти «прямой язык» с животными, понять их желания; подсказать, как именно следует заниматься с данным конкретным животным, как воспитать его и себя во взаимодействии с ним; понять, что случилось с животным, если оно вдруг перестало есть; взаимодействовать с брошенными или пережившими трагедию животными, а также с теми представителями друзей наших меньших, у которых нарушена психика.
5. Педагог-психолог - приложение его деятельности не только в психологическом обеспечении образовательного процесса, но и в психологическом консультировании и реабилитации детей и взрослых. Профессионально-экологические
компетенции при этом дадут возможность использовать, например, в гармонизации отношений личности в различных системах социума, средства «природотерапии», имеющие психологически атрибутивный характер, и прежде всего -анималотерапии во взаимодействии с домашними питомцами.
6. Клинический психолог - специалист в сфере, в которой анималотерапия (дельфинотерапия, канистерапия, ипотерапия и др.), практически во всех цивилизованных странах мира, занимает прочное место в цепи реабилитационно-восстано-вительных мероприятий, например у детей с отклонениями в психоневрологическом развитии и с детским церебральным параличом. При этом, реабилитация детей требует согласованной работы специалистов разных направлений: врачей, коррекционных педагогов, психологов, логопедов, кинези-терапевтов и - на втором этапе лечебно-реабилитационной работы - анималотерапевтов.
7. Важен вопрос об использовании животных и в практике психологии служебной деятельности (например, кинологические службы ФСБ, таможни, МЧС, полиции; а также на границе, в аэропортах, в условиях катастроф и т.д.; центры по подготовке морских животных в военных и гражданских целях и т.д.).
8. Предлагаемый курс (и принципиально, содержательно) обладает большим потенциалом для освоения студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных) компетенций. Однако осмысление студентом той или иной актуальной проблематики, тех или иных вопросов эволюционной и межвидовой психологии как междисциплинарного направления может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой подготовки, поэтому важна дидактическая поддержка и сопровождение учебной деятельности, которая постепенно (от первого к заключительному занятию) ведет студентов от хаотичного и интуитивного к системному и рефлексивному ее планированию и саморганизации.
УДК 37.025;37.026;378;572;574
Гагарин А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПСИХОЛОГА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ1
Gagarin A. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
HUMAN ECOLOGY FOR THE PSYCHOLOGIST: PROMISING APPLICATION AREAS1
В основе построения содержания предлагаемого курса лежит средовой подход: а) в отражении четырех случаев2 взаимодействий человека (экологических, психологических, социальных, виртуальных) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной); б) в попытке осмысления роли данных взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но противоречивой в поведенческих проявлениях.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (№ 13-06-00479).
2 Под термином «случай» здесь можно и следует понимать ни что иное, как «.. .цепь недостаточно хорошо познанных причин и следствий» (Философский энциклопедический словарь, 2010). Речь о тех направлениях
и экологии человека, которые актуальны сегодня и представляют интерес в будущем для научного познания (четыре из них и предлагаются нами).