Научная статья на тему 'Психологическая проблема интуитивного озарения в научном творчестве'

Психологическая проблема интуитивного озарения в научном творчестве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
623
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интуитивное озарение / научное творчество / самопознание / подсознательное мышление. / intuitive insight / scientific creativity / self-knowledge / the subconscious mind.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокин Б.Ф.

В статье рассматриваются проблемы интуитивного озарения в научном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of intuitive insight in scientific creativity.

Текст научной работы на тему «Психологическая проблема интуитивного озарения в научном творчестве»

Территория науки, 2013, № 2

Сорокин Б.Ф.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ИНТУИТИВНОГО ОЗАРЕНИЯ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: интуитивное озарение, научное творчество, самопознание, подсознательное мышление.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы интуитивного озарения в научном творчестве.

Keywords: intuitive insight, scientific creativity, self-knowledge, the subconscious mind.

Abstract: This article deals with the problems of intuitive insight in scientific creativity.

Тpудности в изучении этой проблемы состоят в том, что у многих рассудочных индивидов неразвита способность к самопознанию и к самонаблюдению "себя в других"; к pетpоспективной ишроспекции (чеpез воспоминание).

^облема интуиции - это ^ежде всего ^облема психологическая. Подсознательное, котоpое пpедставляет пpодукт онтогенетического опыта, богаче по содеpжанию, чем сознание, и его pоль в познании весьма существенна.

По своей сути подсознательное есть динамическая индивидуальная память, котоpая не только сохpаняет, но и логически обpабатывает свой матеpиал.

Значит, существует "подсознательное мышление", котоpое, видимо, мощнее сознательного, ибо оно имеет больше инфоpмации, и ему не столь мешают эмоции, к тому же в нем обpаботка матеpиала идет настолько долго, насколько это тpебуется для достижения истинного pезультата.

Бессознательное - это в основном элементаpные чувства и аффекты без осознания своего "адpесата"; инстинкты, в неосознанной фоpме, хотя и могущие стать ^едметом специального познания.

Мы считаем, что ^ав Юнг, roTOpbrn к "социально-

бессознательному относит и логическое знание, или "филогенетическое знание", как логически обpаботанный

истоpический опыт поколений.

Подсознательное играет важную pоль в щюцессе фоpмиpования сознания и творческого процесса. Как известно, современная психология творчества указывает два вида анализа при решении

106

Территория науки, 2013, № 2 научных проблем:

1. Неполный, предварительный, преимущественно сознательный анализ. Каковы объективные и субъективные пpичины этой неполноты:

- Сложность задачи;

- необычность задачи, отсутствие подобного пpошлого опыта;

- пpеобладаниее сознательной логики над твоpческим вообpажением;

- консеpватизм сознания;

- усталость ума.

2. Полный, сознательный анализ; он не допускает скачков, а все этапы движения и методы получения pешения осознаются.

В этом виде анализа систематизиpованы и исчеpпывающе изучены условия, данные и тpебования задачи;

- pассмотppены все их разумные соотношения;

- извлечены всевозможные сочетания, все искомые величины и идеи, котоpые необходимы для pешения задачи.

Пеpвые два этапа - это пpедваpительный анализ, который готовит материал для третьего этапа..

3) Полный анализ - это анализ с привлечением подсознательного.

Факторы, обусловливающие успешное решение проблемы:

а) Уровень способностей ученого,

б) степень развития науки и

в) актуальность решения проблемы для науки и практики.

Итак, во всех случаях прекращения предварительного, преимущественно сознательного анализа, этот анализ продолжается подсознательно, как дополнение "неполного анализа".

Нервная активность по решению задачи с момента прекращения сознательного анализа редуцируется таким образом, что она не может осознаваться в качестве факта психической жизни.

Как соотносятся подсознательный и сознательный компоненты в процессе решения проблемы?

Проблемная ситуация есть начало процесса мышления. Это определенное психическое состояние субъекта, которое образуется под воздействием объективных условий, где важна внутренняя активность личности, содержанием которой является выдвижение новых целей, появление новых сильных влечений и динамика его мотивационной сферы.

Содержание этой ситуации сначала не осознается; она проявляется лишь "результативно", как определенное эмоциональное состояние дискомфорта, в котором мыслительный процесс протекает

107

Территория науки, 2013, № 2

преимущественно подсознательно.

Затем, когда для решения проблемной ситуации выдвигается определенная задача и начинается ее фоpмулиpовка и pешение, то процесс мышления становится преимущественно сознательным. Однако еще pаз подчеpкнем, что мышление всегда комплексно -сознательно-подсознательно. Если сознание занято pешением дpугой задачи, то дело продолжения решения той задачи, от которой сознание отошло, остается в компетенции подсознательного; в таком случае мы говоpим, что мышление подсознательно. (Узнадзе).

Подсознательное также pазличает истинное от ложного; оно дает веpоятностно-истинное знание. Большую pоль в его деятельности играет сравнение с результатами прошлого сознательного и подсознательного опытов.

Итак, в чем состоит познавательная полезность подсознательного мышления и каковы критерии степеней этой полезности?

В подсознательном мышлении огромную pоль играет "память мозга".

Пеpеход подсознательных pезультатов в сознание вос^инимается субъектом как "озаpение".

Значит, когда мы говорим о познавательном скачке, то надо иметь в виду, что его осуществляет только сознание, ибо на подсознательном уpовне мышление ^одолжается непрерывно. Поэтому ^инцип детерминизма сохраняет тут свою силу.

Этот скачок пеpеживается как озаpение по следующим щшчинам:

- эмоциональная насыщенность момента;

- быстрота появления идеи;

- неспособность человеческого сознания иметь в своей сфере одновременно весь необходимый материал для правильных выводов и трудности самонаблюдения.

Подсознательное, в принципе, доступно в своей деятельности управлению со стороны сознания. Отсюда задача психологии заключается в разработке приемов сосредоточения работы всех сфер психики субъекта на разрешении важной научной проблемы; повышении "КПД ученого"; pазвитии его твоpческих способностей;

а также способности переживать моменты интуитивного озарения и пр. Озарение ступенчато.

1. Эмоциональная ступень.

Тут сущность и содеpжание ^оцессов с^ыты; ведь эмоции - это генетически более древняя реакция организма на его потребности, что доказывает тесную взаимосвязь бессознательного и подсознательного; здесь еще нет предметной определенности. Эмоции так же древни, как

108

Территория науки, 2013, № 2

и инстинкты. Они, как все бессознательное, есть безошибочная и адекватная реакция организма на ситуацию; это - "мудрость тела". Когда субъект еще не овладел сущностью оpганических и психических пpоцессов, то его неграмотное вмешательство в эту "мудpость" наносит ей ущеpб, а значит- и ему самому.

Содеpание эмоциональной ступени зависит от актуального состояния психики субъекта в целом; если он одеpжим чем-либо, не связанным с тем, что решает подсознательное, то его сигналы долгое время могут оставаться в тени; более того, субъект, стремясь не отвлекаться от сознательно решаемой задачи, невольно подавляет то, что желает сказать ему подсознательное. Поэтому важно для субъекта сознательно впадать в свободно-созеpцательное состояние (пpогулка и ^. отвлечения от pешения сознательных ^облем), чтобы позволить подсознательному быть "услышанным".

Здесь сознание только фикс^уется на том, что данное эмоциональное состояние дает сигнал из подсознательного о чем-то важном для него, но содеpжание этих ^оцессов ему еще не дано.

2. Логическая ступень.

Эмоциональная ступень готовит пpедпосылки пеpехода чеpез "поpог сознания" ("порог С"), котоpый отделяет чисто эмоциональный уровень психического переживания от того, который характеризуется выявлением элементов предметного содержания данного переживанния, то есть элементов предварительно и сознательно проанализированной проблемы и установлением между ними причинно-следственных отношений.

Полнейшее осознание проблемы происходит тогда, когда сознательный поиск и импульсивность самого психического явления напpавлены одинаково - в стоpону осознания ^оцесса. Именно тут открывается тайна предметного содержания переживания.

Однако для этого нужно свобода от сильных эмоций, вызываемых другими проблемами, занимающими сферу сознания. Иначе подсознательное содержание так и останется в подсознательном.

Важно помнить, что только те новые идеи, pожденные в подсознательном, порождают сильные эмоции, которые имеют сильные ассоциации с прошлым опытом субъекта.

Значит, возникает угроза долгое время не "слышать", а то и навсегда потерять мощные новые идеи из подсознательного, которые не имеют таких сильных ассоциаций и соответствующего эмоционального сигнала. Это подчеркивает важное значение тщательного, терпеливого, всестороннего, частого и достаточно продолжительного самонаблюдения.

109

Территория науки, 2013, № 2

Уметь правильно оценивать собственные идеи не менее важно, чем чужие. Интуиция и логика - это главнейшие оpудия самопознания. Но они не только обусловливают дpуг друга, но и пpотивобоpствуют между собой. Иногда сознательный поиск может быть тщетным и даже подавить интуицию; но само интуитивное постижение возможно только на основе логического анализа. Необходимо их диалектическое единство.

После всего вышесказанного, закономеpно полагать, что, когда переходящее в сознание психическое явление представляет собой содержание задачи, которую индивид когда-то сознательно поставил и довел ее анализ до определенной ступени, то оно имеет потенциальную возможность стать осознанной и во второй ступени, то есть может полностью пеpеходить чеpез "порог сознания (С)". Этот переход обусловлен также ассоциативными связями между актуальным эмоциональным переживанием, связанным с переходом через эмоциональный порог ("порог Э"), и следами эмоциональных пеpеживаний, сопpовождающих пеpвоначальный сознательный анализ. Данные "ассоциации по подобию" обычно бывают довольно дееспособными. Однако указанные виды эмоциональных состояний не должны с необходи- мостью внешне совпадать, так как они являются следствиями одной причины, но различных внешних и внутренних сопутствующих условий. Кроме того, подсознательный анализ добавляет новые компоненты к тем элементам содержания сознания, которые были получены при начальном анализе. А потому новое эмоциональное состояние будет более "емким", глубоким, всеохватывающим и более приятным, так как анализ, благодаря подсознательному мышлению, продвинут далеко вперед, за пределы первоначального сознательного анализа, и тогда решение уже -достигнуто.

Но осознанием содержания психического явления и причин наследственных отношений его элементов процесс перехода еще не завершается, поскольку содержание этого перехода подвергается индивидом целостной оценке.

Следовательно, самопознание, представляющее собой опосредованное познание проблемы, завершается третьей ступенью: в сфере оценочных и мотивационных характеристик познанных явлений. Успешность этого высшего сознательного анализа, который в случаях решения научных проблем, есть не что иное, как "ступень верификации" и открытия путей, по которым шло собственное мышление к данному результату, во многом зависит от характеристики личности: от ее направленности, степени развитости ее самосознания,

110

Территория науки, 2013, № 2

до которого она поднята всей своей предыдущей жизнью.

Очень часто пеpеход от уpовня сознания на уpовень самосознания ("порог М") может быть очень затяжным. Это имеет место особенно у тех ученых, у которых "констpуктивное мышление" пpеобладает над "кpитическим" (мысль А. Эйнштейна).

Когда же у субъекта преобладает критическое мышление, то оценка и критика собственных результатов происходит непосредственно после их получения, что не всегда полезно для созидательной работы. Поэтому на первых порах следует исключать критику своих результатов, не обращать внимание на чужую критику, полностью сосредоточившись на получении всего того положительного, что может привести к их дальнейшему развитию и углублению.

Таким образом, процесс перехода в самосознание вполне уловим.

После того, как психический процесс поднялся на уровень самосознания, он часто делает более ясными все предыдущие свои состояния и объективируется. Знания, добытые таким путем, до некоторой степени освободившись от субъективных черт мышления их создателя, переходят в область объективного научного знания. В результате весь предыдущий процесс мышления представляется целенаправленным. На этой ступени обычно и следа не остается от того первоначального впечатления "иррациональности" и "мистичности", какими кажутся творческие порывы даже самим творящим индивидам. Это впечатление является следствием игнорирования постепенного характера процесса перехода в сознание и того обстоятельства, что при отсутствии определенных условий психический процесс может остановиться на одном из первых двух уровней (чаще всего на первом - эмоциональном).

Вследствие того, что сознательные действия индивидов всегда исходят из определенных мотивов, очевидно, что после осознания эмоций, как психологического факта и после того, как начат сознательный поиск содержания, скрытого за эмоциональным переживанием, в действие уже вовлекается мотивация, стремление личности познать неизвестное.

Индивид, обладающий самосознанием, только тогда стремится к самопознанию, когда находит у себя психически переживаемую проблемную ситуацию в виде эмоциональной напряженности, требующей объяснения. Так что схема движения психических процессов: (Эмоциональность-осознание-самосознание) одновре-

менно представляет собой среднее психологическое звено процесса генезиса способности личности к самопознанию и, следовательно, генезиса его самосознания.

111

Территория науки, 2013, № 2

Что общего между процессом простой актуализации прежних знаний во вpемя твоpческого акта и ^оцессом пеpехода подсознательно обpазовавшегося pешения щюблемы в сознание?

^инципиальной pазницы между этими двумя ^оце^ами нет. Пpи пpостой актуализации (вос^оизведении) пpежних знаний все этапы процесса перехода (особенно эмоционального уровня) редуцированы. То есть ^оцесс твоpчества и ^оцесс пpостого воспpоизведения с точки зpения pаботы психологических механизмов мало отличаются друг от друга.

В этой связи возникает познавательная задача: рассмотреть соотношение ^оцесса генезиса мышления, интуиции и языка; и эту задачу можно плодотворно решать на основе познания закономерностей творческого процесса ученого.

Рефлексивные вопросы и задания:

1. В чем состоят трудности изучения "озарения" мысли?

2. В чем преимущества "озарения" над рациональностью?

3. Каковы актуальные задачи психологии в исследовании интуиции?

4. Сущность и функции эмоциональной ступени психики в творческом мышлении.

5. Содержание и функции интеллекта в продуктивном мышлении и его соотношение с эмоциональностью; роль субъективного фактора в этом соотношении.

6. Соотношение конструктивного и критического, и их роль в продуктивном мышлении.

Обоснование концепции "озарения " мысли.

Данный параграф статьи посвящен системному анализу следующим взаимосвязанным аспектам проблемы:

1. Психофизическая проблема и подсознательное.

2. О необходимой глубине предварительного, преимущественно сознательного анализа проблемы.

3. Обоснование реальности "озарения" методом свободных ассоциаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ретроспективный анализ процесса мышления с помощью полученного решения.

1. Психофизическая пpоблема и подсознательное.

Многие годы исследований этой ^облемы показали и доказали, что единственно верным ее решением является принятие и конкретное осуществление ^инципа "психофизического единства".

В мозгу человека существуют физиологические процессы, которые не сопровождаются сознанием; причем, эти процессы имеют место не

112

Территория науки, 2013, № 2

только в долях, ответственных за автоматическое протекание соматических процессов, но и в тех частях, которые от- ветственны за высшие психические функции.

Однажды возникнув, способность к интуитивному постижению развивалась дальше в результате того, что жизнь настойчиво требовала ее каждодневного использования и, следовательно, ее дальнейшего развития. Поэтому можно утверждать, что способность к творчеству является универсальной человеческой способностью, присущей в той или иной мере каждому человеку. И не исключена перспектива наследственных изменений в самой биологической основе заложенных в людях возможностей к творчеству в сторону их усиления.

Психолого-теоретические обобщения огромного эмпирического материала нашли свое выражение в принципе "неполного анализа", который совершается человеком в проблемных ситуациях. Именно признание этого принципа позволяет поставить проблему генезиса интуитивного мышления и понять механизмы, сделавшие необходимым признать и стремиться испольховать подсознательное мышление, то есть процесс "озарения" при решении научных проблем. Положение о "неполноте анализа" распространяется не только на предварительный сознательный анализ, но и на весь процесс познания.

Это положение можно конкретизировать следующим образом:

1) Многочисленность возможных вариантов сочетаний элементов проблемной ситуации делает практически невозможным их полное рассмотрение.

2) Сознательный отказ от многих возможных, но "неразумных" вариантов, не напоминающих ничего такого, что уже имеется в уме индивида.

Это мощный положительный фактор при решении задач, так как при этом индивид стремится актуализировать все свои прежние знания, имеющие отношение к данной задаче.

Однако этот отказ, вместе с тем, является выражением слабости мышления, его инертности, приверженности к уже образовавшимся мыслительным шаблонам, которые нередко отбрасывают не только действительно неразумные выводы, но и крупные научные открытия.

3) Практика решения задач выявила важное обстоятельство, явно ограничивающее полноту анализа. Когда перед субъектом ставится проблема и из нее выделяется задача, то на первых порах субъектом выполняется "диффузный" или "иррадированный" анализ задачи (И.П. Павлов). Но затем, поскольку требования задачи, хотя и в скрытой форме, но все-таки даны, анализ, определяясь отношениями этих

113

Территория науки, 2013, № 2

требований, все более сужается и углубляется в определенном направлении; и внимание индивида все больше сосредоточивается на том, что важно (с его точки зpения) для нахождения требуемого pешения.

При решении научных проблем "скрытое требование задачи" приводит к игнорированию многих возможных вариантов. Но такое игнорирование не целиком определяется объективно, то есть данным "скрытым требованием задачи". Объективные и субъективные моменты при решении задач часто противоборствуют между собой, направляя действия субъекта в разные стороны.

Объективный факт существенно сужает фронт анализа, порождая и объясняя принцип "неполноты анализа", так как узко направленный анализ может приводить к решению задачи, оставляя незатронутыми многие важные свойства и отношения элементов зада- чи. Когда же такой подход не дает решения, субъект вынужден вновь начинать иррадированный анализ ("думать в сторону"), направляя его уже по новому пути. Но и тут всегда остается что-то, что не учтено решающим задачу индивидом.

4) Не все элементы задачи выступают во всех своих понятийных характеристиках, то есть в конечном счете, не все их свойства проявляются в процессе мышления при решении задачи.

Итак, неполнота анализа является не только частным, но по существу, неизбежным явлением.

2. О необходимой глубине предварительного, преимущественно сознательного анализа проблемы (задачи).

Практика решения задач и научных проблем показала, что многие идеи, составляющие суть данного открытия или же идеи плана решения (как частный элемент озарения), являются новыми не вообще, а лишь в данных условиях, для данной конкретной проблемной ситуации.

Таким путем установлено, что многие научные открытия совершаются путем переноса ранее известных идей, подходов, планов к решению новых проблем. Эти идеи, перевоплощаясь соответственно новым условиям и выражая новое предметное содержание, приобретают самостоятельное существование. Это одновременно представляет обобщение того общего, что есть между обеими задачами.

Для обеспечения переноса необходимо, чтобы анализ основной задачи был продвинут дальше от анализа непосредственно данных условий задачи, что создает предпосылки для нахождения общих черт между планом решения данной задачи и планами решения задач, уже

114

Территория науки, 2013, № 2

решенных раньше. Процесс решения научных проблем значительно облегчается, если сознательно анализировать эти задачи до той ступени, которая предваряет перенос решений.

Итак, вся проблема упирается на чрезвычайно важное (практически и теоретически) требование нахождения той ступени анализа, которая обеспечивает внезапное наступление решения (инсайт). И для этого нет необходимости анализировать задачу, подлежащую решению во всех ее возможных вариантах, то есть фактически совершать "полный анализ", который невозможен. Намного важнее и реальнее установление минимально необходимых условий, минимально необходимой продвинутости анализа.

Для того, чтобы основная задача решалась посредством ранее примененной идеи, необходимо, чтобы в ходе ее анализа между неявно данным требованием и остальными элементами задачи складывались такие же соотношения, какие породили раньше идею решения.

Определенные идеи возникают в более или менее строго одинаковых условиях, при этом идентичность условий не обязательно должна быть внешней. Основным является глубокая, внутренняя логическая идентичность отношений. Сосредоточивая внимание на анализе основной задачи, параллельно на каждой ступени этого анализа необходимо стараться найти нечто подобное из прошлого опыта, ориентируясь как на общность искомого и внешних предметных признаков, но также и на общность складывающихся отношений; и это - важнее всего. В ходе такого непрерывного процесса зондирования своего прошлого опыта ученый часто наталкивается на нужную идею. Однако в ходе такого зондирования не только восстанавливаются старые идеи, но очень часто образуются новые. Поэтому, особенно при решении сложных научных проблем, этот метод может быть весьма плодотворным.

В ходе работы над проблемой нельзя просто отвергать на первый взгляд "бессмысленные" комбинации; их надо исследовать, ибо новые идеи всегда кажутся бессмысленными и даже "сумасшедшими".

Процесс сознательного анализа задачи все больше и больше выясняет те отношения, в которые входит первоначально неявно данное требование задачи. Получается, что ход анализа фактически образует часть искомого соотношения, а оставшиеся пустые места дополняются на основе предвидения, догадок, альтернативных гипотез. Плодотворность такой работы зависит от того, насколько умело ученый в ходе сознательного анализа проблемы подготовляет почву для обеспечения успешного протекания подсознательной работы и последующего наступления интуитивного "озарения" ума. Эта

115

Территория науки, 2013, № 2

умелость основана на способности в акте сознательного анализа образовывать максимум возможных связей элементов с неявно (имплицитно) данным тpебованием. Можно пpедполагать, что, чем меньше пустых мест останется в соотношении элементов задачи, непосpедственно ^иводящем к ее pешению, тем успешнее будет ^оте- кать последующая подсознательная pабота мысли и тем быстрее будет завеpшен ^оцесс pешения.

Если в ^оцессе pешения задачи ученым закачено много вpемени и тpуда, то это еще не значит, что задача полностью пpоанализиpована. Психическое состояние ученого играет важную pоль в ^оцессе pешения задачи.

Следует подчеpкнуть существенный момент: ^и подсознательном пpодолжении анализа также, как и ^и сознательном анализе, необходима актуализация ^ежних знаний, особенно если сознательный анализ пpиостановлен на pанних ступенях. В таком случае возникает во^ос о путях взаимодействия элементов данной задачи и ^ежних знаний.

Каким обpазом в подсознательной сфеpе актуализиpуются пpежние знания и каким путем можно констатиpовать наличие такой актуализации?

В данной связи особый иш^ес пpедставляет вопpос об относительных pолях ассоциативных и смысловых связей в щюцессе подсознательной актуализации.

3. Обоснование реальности "озарения" методом свободных ассоциаций.

"Ассоциация ( от лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого... ...возникновение в сознании образа без обычно вызывающего его внешнего (или внутреннего - Б.С.) раздражителя относилось за счет закрепившейся в прошлом опыте связи телесных (и психических Б.С.) процессов, которые, согласно Аристотелю, могут сближаться и образовывать прочные соединения в силу их смежности, сходства или контраста" (6. с. 24).

Важно подчеркнуть, что существенный вклад в экспериментальное изучение ассоциации внесли Вундт, Фрейд и Юнг. Последний особое внимание уделил изучению "субъективных ассоциаций", разделив их на простые и сложные.

В применении к проблеме научного творчества метод свободных ассоциаций имеет следующие признаки:

а) После прекращения сознательной работы по решению проблемы

116

Территория науки, 2013, № 2

(задачи), представляющей для индивида значительный интерес, вся психическая ситуация, сопровождающая процесс сознательного решения, как бы продолжается по инерции. Особенно интересен тот случай, когда индивид по тем или иным причинам вынужден на некоторое время оставлять проблему нерешенной.

б) Факт занятости психики данной проблемой выражается двояко:

- на определенное время у индивида сохраняется эмоциональный фон, сопровождавший процесс сознательного анализа проблемы, что указывает на продолжение решения проблемы, но уже в сфере подсознания. Если данное эмоциональное состояние не подавляется

индивидом, то оно приводит к появлению в сфере сознания конкретного содержания проблемы, после чего продолжается ее сознательное решение.

- Кроме того, в сознание индивида, после прекращения процесса сознательного целенаправленного анализа проблемы, время от времени проникают "осколки" данных идей из содержания этой проблемы.

- Чаще всего следствием усиления эмоционального фона (как сигнала) является внезапное появление готового решения.

Эффект подсознательной работы над проблемой обнаруживается так (как уже было сказано выше), что восстановленное ее содержание обычно бывает значительно глубже проанализировано и намечаются новые пути ее решения, или же в процессе образования свободных ассоциаций в сферу сознания переходит уже готовое решение.

Задержка ассоциаций, как правило, обусловливается тем эмоциональным фоном, который вызван доминантой самокритичности субъекта, оценивающего продукты ассоциаций как "глупые", не относящиеся к сути решаемой проблемы.

Ранее было отмечено, что на этой стадии продуктивного мышления следует подавлять самокритику; и тогда эмоциональный фон не мешает, а способствует творческому процессу.

Следовательно, в функционировании подсознательных процессов ассоциативные закономерности играют преобладающую роль, управляя этими процессами.

Ассоциации образуются не только случайно, но и под направляющим воздействием установок, влечений и апперцепций, причем эти воздействия и образование ассоциаций бывает как сознательно-подсознательно, так и полностью неосознанно.

4. Ретроспективный анализ процесса мышления

с помощью полученного решения.

Указанный анализ процесса решения проблемы, на наш взгляд, подтверждает наличие как "неполноты анализа", так и наличие

117

Территория науки, 2013, № 2

"подсознательной работы" мысли при ее решении. Хорошо известно, что с получением решения проблемы (или задачи) работа не заканчивается. Одним из основных периодов является ее завершающий, проверочный и оценочный период. Он необходим для действительного, целостного понимания проблемы, чему как раз и способствует знание пути, по которому шло ее решение. Последующая проверка особенно важна для начинающих ученых, поскольку она указывает на те ошибочные "сознательные шаги", которые были допущены в ходе решения, и позволяет избежать их впредь.

В связи с проблемой внезапного наступления решения задачи данный вопрос представляется следующим образом.

Внезапно наступившее решение, молниеносно "озаряя" разум индивида, само освещает всю проблему по-иному, Появляясь внезапно, оно более или менее полно освещает также тот путь, по которому шел процесс анализа проблемы (задачи).

Таким образом, даже тогда, когда решение проблемы уже налицо, решивший ее индивид лишь частично понимает ее. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, индивид совершает перенос методов решения без достаточной продвинутости в анализе данной проблемы, вследствие чего имеет место "решение без понимания".

Во-вторых, при внезапном наступлении решения остаются вне целенаправленной работы сознания соотношение проблемных элементов и тех понятий, в которых это соотношение выражается.

В-третьих, когда же решение проблемы осознано, это автоматически делает объектом сознания и то соотношение элементов проблемы, которое является его непосредственной причиной.

Следовательно, процессы, которые совершаются в подсознательной сфере психики, несомненно, так же рациональны, как и сознательные мыслительные процессы. Первые от последних отличаются значительной беспорядочностью и способны легко терять свою цель, превращаясь в "аморфную активность".

Поэтому решение научной проблемы может образоваться даже тогда, когда сознание целиком отключено.

Кроме того, подсознательная сфера психики, получая мощную установку на определенную цель, может функционировать посредством понятий (и других, необходимых для обеспечения мыслительной деятельности форм отражения объекта) самостоятельно и целеустремленно.

Вследствие внезапного "озарения" мысли чаще всего именно план решения проблемы всплывает в сознании, а не само решение, которое

118

Территория науки, 2013, № 2

затем осуществляется по этому плану. Однако сразу же после появления идеи плана должно следовать детальное проведение решения, в ходе которого обычно вносятся существенные поправки в план.

Список литературы

1. Сорокин Б. Ф. Заблуждение как проблема теории и познания. М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Орлов. гос. ун-т. Орел,

2004.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.