Научная статья на тему 'Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах'

Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1188
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / DEMOGRAPHIC SITUATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОН О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / СТАНДАРТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / THE STANDARD OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГАМ / PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR PSYCHOLOGISTS / ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL BASIS / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL SAFETY / LAW OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Алексей Васильевич, Богачев Алексей Михайлович

Статья посвящена изучению социальных и социально-психологических предпосылок, относящихся к сферам демографического развития, социализации детей и молодежи, психологической безопасности граждан и т. д., для совершенствования нормативно-правовой базы оказания психологической и социально-психологической помощи населению в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Изучены мнения экспертов и рассмотрена международная законодательная практика в данной сфере, а также соответствующий опыт г. Москвы и проект Федерального закона РФ № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации». На основании проведенного исследования проблемы представлен анализ разработанного под руководством одного из авторов статьи проекта регионального закона «О государственной системе психологической помощи в Санкт-Петербурге». Представлена развернутая аргументация необходимости принятия данного закона в целях улучшения социально-психологического климата в Санкт-Петербурге в соответствии с концепцией опережающего законотворчества, а также дано обоснование необходимости принятия в нашей стране федерального закона о психологической помощи с учетом опыта Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронцов Алексей Васильевич, Богачев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Protection of Population in Social and Legal Aspects

The article deals with social and socio-psychological preconditions (which refer to the spheres of demographical development, socialization of children and young people, psychological safety of citizens and so on), for the perfection of normative and legal basis of psychological and socio-psychological assistance to the population of Russia on federal and regional levels. The opinions of experts, the international legal practice in this sphere and also the corresponding experience of Moscow and the project of the Federal Law of the Russian Federation «About the psychological assistance to the population of the Russian Federation» are studied. On the basis of the analysis of this problem the analysis of the project of the regional law «About the state system of psychological assistance in Saint-Petersburg», worked out by one of the authors of this article, was presented. Detailed argumentation of the necessity to pass this law in order to improve socio-psychological climate in Saint-Petersburg in correspondence with the conception of the forestalling law creation is presented and also the grounding of the necessity to pass the Federal Law of the Russian Federation about the psychological assistance taking into account the experience of Belorussia is given.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах»

^ Воронцов А. В., Богачев А. М.

§ Психологическая помощь в социальном I и правовом аспектах

ш Воронцов Алексей Васильевич

о Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) ^ И. о. декана факультета социальных наук, заведующий кафедрой социологии ^ Доктор философских наук, профессор О Заслуженный работник высшей школы РФ vorontsov@herzen. spb. ru

Богачев Алексей Михайлович

Психолог-консультант, специалист в области психологии личности и социальных процессов (Санкт-Петербург) amb1976@mail. ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена изучению социальных и социально-психологических предпосылок, относящихся к сферам демографического развития, социализации детей и молодежи, психологической безопасности граждан и т. д., для совершенствования нормативно-правовой базы оказания психологической и социально-психологической помощи населению в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Изучены мнения экспертов и рассмотрена международная законодательная практика в данной сфере, а также соответствующий опыт г. Москвы и проект Федерального закона РФ № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации». На основании проведенного исследования проблемы представлен анализ разработанного под руководством одного из авторов статьи проекта регионального закона «О государственной системе психологической помощи в Санкт-Петербурге». Представлена развернутая аргументация необходимости принятия данного закона в целях улучшения социально-психологического климата в Санкт-Петербурге в соответствии с концепцией опережающего законотворчества, а также дано обоснование необходимости принятия в нашей стране федерального закона о психологической помощи с учетом опыта Республики Беларусь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

социально-психологический климат, управление социальными процессами, социальная защита, стабильность, психологическая помощь, демографическая ситуация, социализация, социально-психологическая безопасность, закон о психологической помощи, система психологической помощи, стандарт психологической помощи, профессиональные требования к психологам, правовая база

Vorontsov A. V., Bogachev A. M. Psychological Protection of Population in Social and Legal Aspects Vorontsov Alexey Vasilyevich

Herzen State Pedagogical university of Russia (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Acting Dean of faculty of Social Sciences

head of the Chair of Sociology

Doctor of Science (Philosophy), professor

honored Worker of higher Education of russia

vorontsov@herzen. spb. ru

Bogachev Alexey Michaylovich

Psychologist, consultant, specialist in personality psychology and psychology of social processes (Saint-Petersburg, russian federation) amb1976@mail. ru

ABSTRACT

The article deals with social and socio-psychological preconditions (which refer to the spheres of demographical development, socialization of children and young people, psychological safety of citizens and so on), for the perfection of normative and legal basis of psychological and socio-psychological assistance to the population of Russia on federal and regional levels. The opinions of experts, the

international legal practice in this sphere and also the corresponding experience of Moscow and the 3

project of the Federal Law of the Russian Federation «About the psychological assistance to the J

population of the Russian Federation» are studied. On the basis of the analysis of this problem the o

analysis of the project of the regional law «About the state system of psychological assistance in Saint- ®

Petersburg», worked out by one of the authors of this article, was presented. Detailed argumentation Q-

of the necessity to pass this law in order to improve socio-psychological climate in Saint-Petersburg ^

in correspondence with the conception of the forestalling law creation is presented and also the ground- m

ing of the necessity to pass the Federal Law of the Russian Federation about the psychological as- o

sistance taking into account the experience of Belorussia is given. ^

KEYWORDS S socially-psychological climate, management of social processes, social protection, stability, psychological support, demographic situation, socialization, socially-psychological safety, law of psychological support, the system of psychological support, the standard of psychological support, professional requirements for psychologists, legal basis

В современном глобальном обществе, управление которым осуществляется прежде всего через сетевые образно-информационные потоки, психологическая помощь, поддержка и защита населения, а также регулирование такой помощи являются не просто чрезвычайно важными и актуальными государственными функциями, но и ключевыми задачами с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

Эту проблему с различных позиций исследуют российские и зарубежные философы, психологи, социологи и представители других социальных наук [2; 6; 7; 9; 11]. Как пишет доцент кафедры психологии КГУКИ Р. Р. Гарифулин: «Есть такие виды безопасности, которые практически не входят в структуру национальной безопасности. Особое место среди них занимает выдвигаемая нами российская психологическая безопасность. <...> именно она на современном этапе развития нашего общества выступает в качестве стержня, обеспечивающего национальную и государственную безопасность государства» [5, с. 3].

В настоящей статье сделана попытка осмысления некоторых теоретических и практических аспектов данной проблемы с конкретными предложениями по совершенствованию федерального и регионального законодательства РФ в области психологической помощи населению и повышения психологической культуры.

В числе основных проблем, от которых, на наш взгляд, зависит решение данных задач, назовем следующие (рассматривая некоторые, критически важные для жизнедеятельности социального организма, области приложения социально-психологической помощи населению и контроля над такой помощью со стороны государства):

• улучшение демографической ситуации и помощь молодым семьям;

• созидательная социализация детей и молодежи;

• защита граждан от манипуляций сознанием, как со стороны индивидуально действующих мошенников и шарлатанов, выдающих себя за психологов, так и со стороны организованных структур, таких как корпорации или сети иностранных агентов, в том числе от «мягкой силы» иных цивилизаций и государств, а также актуализация в обществе созидательных ценностей, соответствующих основам отечественной цивилизации:

В современной России эти, да и многие другие задачи пока не решены. Рассмотрим эти положения подробнее.

1. Демографическая ситуация и помощь молодым семьям. Несмотря на то, что, по данным Министерства труда и социальной защиты1, в России в 2014 г. за-

1 Минтруд: в 2014 г. Россия поставила рекорд рождаемости [Электронный ресурс] // Специальный проект Клопс. ru. URL: http://klops. ru/news/obschestvo/103733-mintrud-v-2014-godu-rossiya-postavila-rekord-rozhdaemosti (дата обращения: 05.02.2015).

з фиксировано существенное повышение рождаемости и некоторый прирост насеем ления (33 тыс. чел.), данная цифра во многом обусловлена миграционными про-0 цессами. Рост численности населения мог бы быть гораздо более высоким, если £ бы не ряд социально-экономических факторов, одним из которых является массо-^ вый отказ от деторождения. Поэтому, как справедливо отмечает Президент РФ ° В. В. Путин, «вопрос создания условий для роста рождаемости, охрана материнства о и детства, укрепление института семьи — это приоритетные социальные задачи д в России»1.

ш Сейчас же, согласно данным академика РАН В. Жукова, в России совершается 3-4 млн абортов ежегодно, и более половины семей распадаются. Академик показывает, что депопуляция коренного населения России остается серьезнейшей угрозой нашему будущему2. Ситуация с этой проблемой является крайне серьезной, что показано одним из соавторов в предыдущих работах [3; 4].

2. Ситуация с созидательной социализацией детей и молодежи. Россия находится на первом месте среди европейских стран по числу детских и подростковых самоубийств3. «Подростковые суициды в России становятся уже тревожной тенденцией. Профессор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РФ А. Иванова отмечает, что если в развитых западных странах от депрессии страдают не более 5% подростков, то в России таких около 20%. Мысли о самоубийстве появляются у 45% российских девушек и у 27% юношей»4. Важно подчеркнуть, что такого рода цифры заставляют говорить не столько о психотических, сколько о специфически психологических причинах данного феномена.

Косвенным свидетельством достоверности приведенной выше информации являются следующие данные, относительно недавно приведенные журналистом И. Власовой в газете «Наша версия»: «Россия лидирует в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. На днях эти ужасающие статистические данные привел Роспотребнадзор. У нас в стране порядка 19-20 случаев самоубийств на каждые 100 тыс. подростков, а это втрое больше среднего показателя юношеских суицидов в мире. Кроме того, в подростковом возрасте на каждый смертельный случай приходится еще до 200 суицидальных попыток. В последние годы количество детских и молодежных суицидов и попыток самоубийств в России не сократилось, а, напротив, увеличилось более чем на треть... специалисты прогнозируют, что к 2020 г. количество самоубийств, в том числе детских и подростковых, в России может возрасти в полтора раза. Таков неутешительный прогноз. Причем Роспотребнадзор предупредил, что официальная статистика регистрирует только явные случаи суицидов»5. Более того, в современной России особую значимость приобрела проблема деструктивной подростковой субкультуры как реакции на отсутствие системы созидательной социа-

1 Владимир Путин: Главный приоритет государства — сохранение семьи [Электронный ресурс] // Официальный сайт движения Народный собор. URL. : http://www. narodsobor. ru/ events/politics/19461-vladimir-putin-glavnyj-prioritet-gosudarstva--soxranenie-semi-(дата обращения: 05.02.2015).

2 В России совершается 3-4 млн. абортов ежегодно, и более половины супругов разводятся [Электронный ресурс] // Интернет-портал Интерфакс. ру: URL. : http://www. interfax-religion. ru/?act=news&div=4129 (дата обращения: 05.02.2015).

3 Россия — лидер по количеству самоубийств среди детей и подростков [Электронный ресурс] // Портал ПравдаЖизни. ком: URL. : http://www. pravdazhizni. com/1238. html (дата обращения: 05.02.2015).

4 Подростков убивает мегаполис [Электронный ресурс] // Газета.ру: http://www.gazeta. ru/ social/2011/11/30/3852546.shtml (дата обращения: 05.02.2015).

5 Власова И. Покойная юность [Электронный ресурс] // Наша Версия. https://versia. ru/ lish-10-procentov-samoubijc-podrostkov-na-samom-dele-xotyat-pokonchit-s-soboj (дата обращения: 05.02.2015).

лизации, дающей возможность подлинно позитивного общения и интериоризации з жизнеутверждающей системы смыслов [1; 8]. cl

3. защита граждан от манипуляций сознанием и актуализация в обществе § созидательных ценностей, соответствующих основам отечественной циви- £ лизации. В современной России граждане практически не защищены от злокаче- s ственных манипуляций сознанием на «тонком» психологическом уровне. Такие ° манипуляции в полной мере задействуются во время «цветных революций», когда о брат идет на брата. g

Все это происходит в сетевом, многозначном режиме и осуществляется через ш различные НКО [2].

Выше мы уже отметили в качестве одной из важнейших проблем деятельность различного рода мошенников и шарлатанов, выдающих себя за психологов (данная проблема стала действительно массовой, однако, отметим, забегая вперед, что решить ее крайне сложно, так как психологическая деятельность в РФ не регулируется специальным федеральным законом).

Приведенные нами данные говорят о существовании серьезных угроз национальной безопасности России и требуют ряда неотложных управленческих мер со стороны государства.

При этом имеющиеся в открытом доступе данные говорят о высокой эффективности психологической помощи в контексте решения обозначенных выше проблем. Так, например, по данным центра «Семья», как минимум, 25% женщин отказываются от аборта при получении психологической помощи1.

В Москве, где действует закон о психологической помощи, более 10 лет назад создана и эффективно работает городская служба психологической помощи населению, функционирует «Телефон неотложной психологической помощи», работают территориальные и участковые психологические службы, позволяющие обеспечить для граждан «шаговую доступность» своевременной профессиональной психологической помощи (включая профилактику и преодоление семейных кризисов). За 10 первых лет работы службы к психологам за помощью обратилось 380 тыс. москвичей. За январь-февраль 2011 г. специалистами службы в Центральном округе было проведено уже 382 консультации2.

В Санкт-Петербурге (и в ряде других городов) ведут качественную деятельность психолого-медико-психологические центры (далее ППМС-центры), однако отсутствие внятной государственной стратегии их развития и, наоборот, существующая практика сокращений, «вымывания» из них главной — психологической — компоненты, низкие зарплаты и другие негативные факторы во многом снижают возможный КПД работы этих центров.

Все вышеизложенное, на наш взгляд, убедительно свидетельствует о необходимости формирования как на федеральном, так и на региональном уровнях четкой государственной системы психологической помощи населению и информационно-психологической защиты населения с фильтрами от мошенников и самозванцев, а также создания законодательной базы для работы этой системы.

Декан психологического факультета МГУ Ю. П. Зинченко отмечает: «В России, к сожалению, не существует нормативной базы, регулирующей психологическую практику. Есть закон о психиатрической помощи, который был принят еще в 1993 го-

1 О психологической помощи населению в городе Москве: Закон г. Москвы № 43 от 7 октября 2009 г. [Электронный ресурс] // MosOpen: Электронная Москва. URL: http://mosopen. ru/document/43_zk_2009-10-07 (дата обращения: 05.02.2015).

2 В ЦАО открылась Московская служба психологической помощи населению [Электронный ресурс] // Портал Управления Департамента молодежной и семейной политики города Москвы в Центральной административном округе. URL: http://www. dsmpcao. ru/2155. html (дата обращения: 05.02.2015).

з ду. К сожалению, ни при одном созыве Госдумы психологи не смогли продвинуться дальше нулевого чтения закона о психологической помощи <...> В европейских стра-0 нах, в Америке и в Канаде это регулируется достаточно четко. Там существует си-£ стема общественного и государственного контроля за психологической практикой ^ <...> Закон о психологической помощи необходим не столько самим психологам, ° сколько гражданам — для защиты от шарлатанов. <...> Пока нет такого закона, я мо-о гу на любом заборе повесить объявление — там и психоанализ, и "приворожу", д и психотерапия, и все в одном флаконе. И, самое главное, меня никто за руку не ш может схватить — разве что за порчу забора <...> Пока не будет стандартных методик, закрепленных профессиональным сообществом, психология будет использоваться в качестве ширмы для решения каких-то моментов. Вопрос о том, в каких условиях какие выводы могут в суде рассматриваться, требует уточнения <...> И, самое главное, нужно определить, кто может себя называть психологом»1.

Отдельно отметим серьезную необходимость введения законодательно закрепленной практики экспертного регулирования рекламной (или любой другой, направленной на массовое восприятие) продукции с точки зрения психологии. В этой связи крайне важным является законодательное регулирование рекламной и иной продукции, правовое обеспечение таких органов, как общественно-экспертные советы по вопросам культуры и рекламы.

При этом очевидно, что такой закон крайне необходим с точки зрения и обеспечения прав граждан на психологическую помощь и психологическую безопасность, и необходимости регулирования и стандартизации психологической помощи в России, и утверждения статуса психологов.

Подобного рода законы есть в ряде зарубежных стран, а также в Москве. Остановимся на этом подробнее. В Беларуси действует полноценный закон об оказании психологической помощи2. В нем четко определены:

а) цели и основные понятия закона;

б) требования к психологу;

в) виды, принципы, формы, способы, порядок и условия психологической помощи;

г) правила конфиденциальности психологической помощи;

д) особенности государственного регулирования психологической помощи;

е) права и обязанности психологов и получателей психологической помощи.

В США существует закон, согласно которому в государственном департаменте образования должна функционировать служба практической психологии [10]. Аналогичные правовые акты действуют и в ряде европейских стран. Наконец, на региональном уровне в России пример опережающего законотворчества дает Москва, где в 2010 г. был принят закон «О психологической помощи населению в г. Москве»3.

Итак, мы видим, что Россия может опереться на уже существующий зарубежный опыт правового определения закрепления основ психологической помощи населению, а также на опыт Москвы.

Однако на федеральном уровне в России на данный момент отсутствует целостный системный закон, регулирующий отношения в сфере оказания психологической

1 Профессионалы против мошенников [Электронный ресурс] // Портал Исоконсалтинг. URL: http://www. isoconsulting. ru/professionaly-protiv-moshennikov-psixologam-nuzhny-standarty. htm (дата обращения: 05.02.2015).

2 Об оказании психологической помощи: . Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года № 153-3. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. URL: http://bel-kodeksy. com/ob_okazanii_psihologicheskoj_pomowi. htm (дата обращения: 05.02.2015).

3 25 процентов женщин, обратившихся в центр «Семья», отказались от абортов. [Электронный ресурс] // Портал «Медиа73». URL: http://media73. ru/2014/52787-25-procentov-zhenshhin-obrativshixsya-v-centr-semya-otkazalis-ot-abortov (дата обращения: 05.02.2015).

помощи населению (правовое регулирование указанных отношений проведено на з уровне отраслевых федеральных законов и носит «фрагментарный» характер). ^

Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ»1 прописано обязательное § существование ППМС-центров, однако данный закон, «определив назначение £ и роль ППМС-центров, не создал правовой основы их деятельности в отношении ^ статуса, места в системе образования, характера деятельности, реализуемых ° программ и услуг. Это привело к возникновению дополнительных препятствий, о ограничений и рисков, существенно ухудшило их положение в сравнении с преж- ^ ним — постепенно складывавшимся в отношении ППМС-центров за 20 лет их ш существования и эффективной деятельности, закрепленным в типовом положении. О В соответствии с новым законом ППМС-центры перестают быть образовательными организациями, их деятельность и программы не признаются образовательными, их деятельность не может быть перелицензирована как образовательная, а специалисты не могут считаться педагогическими работниками — при том, что сфера деятельности ППМС-центров в системе образования определена законом достаточно четко. Такое противоречие создает крайне ненормальную диспропорцию в положении специалистов (педагогов-психологов, коррекционных педагогов, социальных педагогов) ППМС-центров и их коллег, работающих в образовательных организациях всех прочих типов»2.

При изучении правовых особенностей психологической помощи в различных регионах России следует констатировать, что и в количественных (объем), и в качественных (понятийный аппарат) ее характеристиках единообразие практически отсутствует — более того, различные субъекты Федерации ставят перед психологами различные задачи. Особенно важно, что при декларируемом праве на психологическую помощь в реальности в большинстве регионов РФ ставки психологов сокращаются, отсутствует целостная система психологической помощи, которая в лучшем случае оказывается во «фрагментированном» режиме. Можно говорить и о повсеместном отсутствии кадровой защищенности специалистов-психологов, что приводит и к понижению общего профессионального уровня психологов, и к дефициту качественной бесплатной психологической помощи населению.

Поэтому крайне важным и актуальным являлся факт внесения в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона № 553338-6 «О психологической помощи населению в Российской Федерации». К сожалению, решением Совета Государственной Думы данный проект закона был возвращен субъектам законодательной инициативы в связи с отсутствием заключения Правительства РФ3.

На наш взгляд, исходя из вышеизложенного, проект Федерального закона № 553338-6 целесообразно было принять в первом чтении и вместе с тем отметить, что он нуждается в существенной доработке во втором чтении (у данного проекта действительно был выявлен ряд недостатков), для осуществления которой целесообразно создать согласительную комиссию по подготовке поправок, в которую следует включить как представителей академического психологического сообщества, так и экспертов Правительства РФ. С нашей точки зрения, доработка проекта закона должна осуществляться на основе рассмотренного выше Закона Республики Беларусь. Неслучайно в Беларуси более

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: URL: http://base. garant. ru/70291362/#ixzz3S1sUbWjV (дата обращения: 05.02.2015).

2 Положение ППМС-центров в новых условиях. [Электронный ресурс] // Сайт РОО «Право ребенка». URL: http://right-child. ru/235-ppms. html (дата обращения: 05.02.2015).

3 Портал автоматизированной системы обеспечения деятельности ГД РФ. [Электронный ресурс] // URL: http://asozd2. duma. gov. ru/main. nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=553338 (дата обращения: 05.02.2015).

з стабильно, чем в России, растет рождаемость1, и в целом республика характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом. 0 Одновременно необходимо в рамках опережающего законотворчества по при-£ меру Москвы разрабатывать и принимать региональные законы о психологической ^ помощи населению.

° В Петербурге такой закон разработан группой ученых на базе СПбГУ и РГПУ о им. А. И. Герцена и дорабатывается экспертной группой под руководством авторов д данной статьи.

ш Основной идеей этого законопроекта является установление системного правового регулирования порядка оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге в рамках государственной системы психологической помощи.

Актуальность и своевременность разработки и принятия закона о психологической помощи именно в Петербурге (и вообще в больших городах) обусловлена: а) функционированием в Петербурге большого количества разрозненных различных психологических служб, которым остро необходима координация «сверху» и регламентация их деятельности; б) потребностью подверженного множеству стрессо-генных факторов населения мегаполиса в целостной системе психологической помощи; в) потребностью специалистов-психологов в социальной защите и официальном статусе и г) большим числом и высокой активностью тех, кто оказывает «психологические услуги», не имея профессионального образования и маскируя таким образом занятия «магией», «колдовством» и пр.

Целями законопроекта являются обеспечение социальной защищенности и психологического благополучия населения Санкт-Петербурга и обеспечение доступа граждан к квалифицированной психологической помощи.

Предметом законопроекта является регулирование порядка в сфере оказания психологической помощи населению в Санкт-Петербурге.

Психологическую помощь, согласно предложенному нами определению, можно рассматривать как систему профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в разрешении трудных жизненных и кризисных ситуаций и их последствий, которые нарушают его нормальную жизнедеятельность и не могут быть преодолены им самостоятельно, способствующих поддержанию психического и соматического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

Принятие данного законопроекта на региональном уровне обеспечит в Петербурге:

• создание и реализацию единой стратегии по оказанию доступной и высокопрофессиональной психологической помощи населению;

• законодательное закрепление государственных гарантий и основных прав граждан в сфере оказания психологической помощи, форм и видов психологической помощи, оснований и порядка ее оказания;

• последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения;

• создание условий для повышения качества и уровня жизни семей с детьми, обеспечение профилактики семейного неблагополучия, принятие мер по защите прав детей;

• содействие в обеспечении социально-психологической стабильности общества путем оказания профессиональной квалифицированной психологической помощи;

1 Официально: в Беларуси существенно повысилась рождаемость [Электронный ресурс] // MOGU. by. URL http://mogu. by/news/news/oficialno:_v_belarusi_suschestvenno_povisNas_rozh-daemost. html (дата обращения: 05.02.2015).

• предотвращение негативных последствий чрезвычайных ситуаций различного з происхождения посредством оказания эффективной психологической помощи ^ в экстремальных ситуациях; 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование дифференцированной системы оказания психологической по- £ мощи и повышение результативности деятельности организаций и специалистов, ^ оказывающих психологическую помощь; °

• укрепление взаимодействия органов государственной власти, органов местного о самоуправления, организаций и психологов в решении психологических проблем ^

населения; ш

о

• повышение качества психологических услуг;

• совершенствование контроля и государственного надзора за оказанием психологической помощи.

Резюмируя, можно утверждать, что закон Санкт-Петербурга «О психологической помощи населению» позволит:

• сформировать единый понятийный аппарат для законодательства Санкт-Петербурга в сфере психологической помощи;

• создать единый центр координации и стратегического планирования государственной психологической помощи населению в Санкт-Петербурге;

• определить статус психолога;

• определить единые требования к доступности и качеству оказания психологической помощи;

• отсечь от сферы психологической помощи различного рода шарлатанов;

• придать новый импульс развитию психологической помощи в Санкт-Петербурге. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод об актуальности и своевременности принятия единого, целостного, системообразующего, хорошо структурированного закона в рамках опережающего законотворчества, а в случае его принятия он станет примером исполнения федерального законодательства.

Таким образом, закон, фактически не требуя денежных средств, позволит сделать долгосрочные инвестиции в развитие Санкт-Петербурга как интеллектуальной и культурной столицы России, идущей вперед по принципу опережающего развития.

Итак, следует констатировать, что управляемость социальными процессами в России в целом и в отдельных ее субъектах, в частности, а также созидательный (или, наоборот, деструктивный) характер этих процессов в существенной степени зависят от принятия полноценной базы законодательных актов (федерального и региональных), регламентирующих порядок психологической помощи населению нашей страны, причем на данном этапе особенно актуальными становятся механизмы опережающего законотворчества субъектов РФ в данной сфере.

Конкретно в Петербурге принятие предложенного нами проекта закона о психологической помощи позволит, с нашей точки зрения, улучшить социально-психологический климат в мегаполисе.

Литература

1. Богачев А. М. Социально-психологическая безопасность российского общества: анализ «сообщений», исходящих из подростковой субкультуры // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования : материалы международной научной конференции 17-18 декабря 2013 г. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 255-264.

2. Богачев А. М., Лагутин М. М. Мягкая сила, сетеоцентричные войны и национальная безопасность России. СПб. : Вектор, 2014. 198 с.

3. Воронцов А. В. Демографическая безопасность России // Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. / Межрегион. С.-Петерб. и Ленингр. обл. обществ. орг. Вольного экон. общ-ва России. СПб., 2011. Вып. 15. С. 303-323.

з 4. Воронцов А. В. Некоторые теоретические аспекты демографии // Здоровье — основа ^ человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды шестой Всерос. науч.-практ.

о конф. с междунар. участием, 24-26 нояб. 2011 г. СПб., 2011. С. 11-17.

2 5. Гарифуллин Р. Р. Концепция российской психологической безопасности. Казань, 2001.

6. ДугинА. Г. Обществоведение для граждан новой России. М. : Новая Евразия, 2007. 493 с.

7. Левикова С. И. Молодежная субкультура учеб. пособие. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с. со 8. Панарин И. Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности о России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 1997.39 с.,

^ 9. Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. М. : ПЕР СЭ, 2003. Ш 803 с.

° 10. Щедрина Е. В. Американская психологическая ассоциация // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 116-121.

11. Nye Joseph S. Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politic. N. Y. : PublicAffairs, 2004. 208 p.

References

1. Bogachev A. M. Socially-psychological safety of Russian society: analysis of messages from adolescent subculture [Sotsial'no-psikhologicheskaya bezopasnost' rossiiskogo obshchestva: analiz «soobshchenii», iskhodyashchikh iz podrostkovoi subkul'tury] // Proceedings of the International Scientific Conference "Global challenges of modernity and social strategy of the Russian system of education" [Global'nye vyzovy sovremennosti i sotsial'naya strategiya ros-siiskoi sistemy obrazovaniya]. St. Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia [Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena], 2013.P. 255-264.

2. Bogachev A. M., Lagutin M. M. Soft power, Network-centric wars and national safety of Russia [Myagkaya sila, seteotsentrichnye voiny i natsional'naya bezopasnost' Rossii]. St. Petersburg : Vector, 2014. 198 p.

3. Vorontsov A. V. Demographic safety of Russia [Demograficheskaya bezopasnost' Rossii] // Modern economical and social development: problems and perspectives [Sovremennoe ekono-micheskoe i sotsial'noe razvitie: problemy i perspektivy]. Digest of Free interregional Economical Association, St. Petersburg, 2011. 15 ed. P. 303-323.

4. Vorontsov A. V. Some theoretical aspects of demography [Nekotorye teoreticheskie aspekty demografii] // Health as the base of human potential: problems and the ways of their solutions [Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya]. Proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, 2426 November 2011, St. Petersburg, 2011. P. 11-17.

5. Garifullin R. R. The conception of Russian psychological safety [Kontseptsiya Rossiiskoi psik-hologicheskoi bezopasnosti]/ Kazan, 2001.

6. Dugin A. G. Social sciences foe citizens of New Russia [Obshchestvovedenie dlya grazhdan novoi Rossii]. Moscow : New Evrasia [Novaya Evraziya], 2007. 493 p.

7. Levnikova S. I. Youth subculture [Molodezhnaya subkul'tura]: Guide Tutorial for higher school / Levnikova S. I., Moscow : FAIR-PRESS, 2004. 608 p.

8. Panarin I. N. Informational and psychological procuring of the national safety of Russia [Infor-matsionno-psikhologicheskoe obespechenie natsional'noi bezopasnosti Rossii] : Dissertation abstract. Moscow, 1997. 37 p.

9. Psychology of XXI century [Psikhologiya XXI veka] : textbook for higher school edited by Dryuginin V. N. 6 Moscow 2003. 803 p.

10. Shedrina E. V. American psychological association [Amerikanskaya psikhologicheskaya assot-siatsiya] // Questions of psychology [Voprosy psikhologii], 1993, № 2. P. 116-121.

11.Nye Joseph S. Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics. N. Y : PublicAffairs, 2004. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.