Научная статья на тему 'Каким быть закону о психологической помощи'

Каким быть закону о психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1143
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГАМ / СЕРТИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ / PSYCHOLOGICAL COUNSELLING LAW / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / QUALIFICATION REQUIREMENTS TO PSYCHOLOGISTS / CERTIFICATION OF PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафуанов Фарит Суфиянович

Статья посвящена обсуждению основных принципов построения Закона «О психологической помощи населению Российской Федерации». Рассматриваются вопросы субъектов и объектов оказания психологической помощи, проблемы организации профессиональной деятельности и сертификации психологов. Особое внимание уделяется квалификационным требованиям к специалистам, оказывающим психологическую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафуанов Фарит Суфиянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is the psychological counselling law to be

Article is devoted to discussion of the basic principles of construction of the law on psychological counselling to the population of the Russian Federation. Questions of subjects and objects of psychological counselling, a problem of the organization of professional activity and certification of psychologists are considered. Special attention is paid to qualification requirements to the experts rendering psychological assistance.

Текст научной работы на тему «Каким быть закону о психологической помощи»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 65-68 УДК 159.9

DOI 10.25513/2410-6364.2018.1.65-68

Ф. С. Сафуанов

КАКИМ БЫТЬ ЗАКОНУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Статья посвящена обсуждению основных принципов построения Закона «О психологической помощи населению Российской Федерации». Рассматриваются вопросы субъектов и объектов оказания психологической помощи, проблемы организации профессиональной деятельности и сертификации психологов. Особое внимание уделяется квалификационным требованиям к специалистам, оказывающим психологическую помощь.

Ключевые слова: закон о психологической помощи; психологическая помощь; квалификационные требования к психологам; сертификация психологов.

F. S. Safuanov

WHAT IS THE PSYCHOLOGICAL COUNSELLING LAW TO BE

Article is devoted to discussion of the basic principles of construction of the law on psychological counselling to the population of the Russian Federation. Questions of subjects and objects of psychological counselling, a problem of the organization of professional activity and certification of psychologists are considered. Special attention is paid to qualification requirements to the experts rendering psychological assistance.

Keywords: psychological counselling law; psychological assistance; qualification requirements to psychologists; certification of psychologists.

В последние годы становится все более актуальным вопрос о необходимости правового регулирования оказания психологической помощи населению. Одной из причин заинтересованности сообщества психологов в четкой регламентации своей профессиональной деятельности является распространенная практика использования термина «психологическая помощь» разного рода магами, колдунами, экстрасенсами, парапсихологами и т. п., что бросает тень на работу добросовестных специалистов-психологов. Разумеется, существуют и иные факторы -например, необходимость реализации права гражданина на получение квалифицированной психологической помощи, нужда в упорядочении рынка психологических услуг (включающем и фискальную составляющую для психологов, осуществляющих свою деятельность вне государственных учреждений), отсутствие квалификационных требований к уровню подготовки практикующих психо-

© Сафуанов Ф. С., 2018

логов. Актуальность проблемы разработки такого Федерального закона (ФЗ) иллюстрирует и принятие аналогичных законов в Москве, в Республике Беларусь.

Первый проект ФЗ «О психологической помощи населению в Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу 24 июня 2014 г. Данный проект вызвал широкую дискуссию и подвергся аргументированной критике, в частности, отмечались противоречия проекта отечественному законодательству [1]. В итоге он был отозван и сдан в архив.

В настоящее время межфакультетская рабочая группа МГУ разрабатывает новый законопроект о психологической помощи населению. Первое обсуждение его основных положений состоялось на Всероссийском психологическом форуме в Казани 4-6 октября 2017 г. [2]. Автор данной статьи вынес впечатление, что ко времени проведения форума создан только юридический каркас законопроекта, который еще ждет своего

содержательного психологического наполнения.

Анализ обсуждения первого законопроекта о психологической помощи и анализ аналогичных законов Республики Беларусь, Москвы, проекта аналогичного закона в Санкт-Петербург позволил автору сформулировать ряд положений о принципах построения закона, которые и предлагаются для дискуссии.

1. Деятельность каких психологов будет регулировать ФЗ?

На наш взгляд, ФЗ должен касаться только негосударственных организаций, оказывающих психологическую помощь, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Данное обстоятельство вытекает из основной декларируемой цели создания закона - отсечь целителей, магов и т. п. от профессиональной психологической помощи и не давать возможности населению полагать, что эти, по сути непсихологические, практики относятся к научной и прикладной психологии.

Мы полагаем, что смешение государственных и негосударственных субъектов оказания психологической помощи приведет к тому, что в отношении государственных организаций ФЗ не будет работать. Во-первых, потому, что деятельность психологов Минздрава, Минобразования, Минтруда, Минюста, различных силовых структур и так регулируется разнообразными законами, подзаконными актами и ведомственными документами. Данные регламентирующие документы учитывают специфику каждого ведомства, сложившуюся инфраструктуру психологической службы в каждом из них. Попытка унификации профессиональной деятельности психологов разных ведомств, на наш взгляд, обречена на неудачу, поскольку возникает слишком много вопросов, обусловленных явным различием адресатов психологической помощи, и, следовательно, различной организационно-правовой, методической и т. п. регуляцией работы психологов. Например, совершенно очевидна разница между регламентацией деятельности психологов МЧС, оказывающих экстренную помощь всем группам населения, и психологического сопровождения ребенка в системе дошкольного, начального и среднего образования. Возникают

и другие вопросы: к примеру, психологи силовых структур осуществляют профилактическую и реабилитационную работу по отношению к военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях, - можно ли законодательную регуляцию этих видов профессиональной деятельности распространить на психологическую помощь гражданскому населению? Как быть с тем обстоятельством, что психологи, работающие в государственных учреждениях, осуществляют различные виды деятельности, одни из которых могут относиться к психологической помощи (та же психологическая реабилитация военнослужащих), а другие (психодиагностика по запросам кадровой службы) - нет?

2. Нужны ли психологам, оказывающим психологическую помощь, саморегулируемые организации?

Вызывает сомнение целесообразность введения дополнительного бюрократического звена в виде саморегулируемых организаций психологов (СОП), которое было в первом проекте ФЗ. Если ставить задачу отсечь от оказания психологической помощи непрофессионалов, достаточно процедуры сертификации, которая не обязательно должна проводиться в рамках СОП. Кстати, в ФЗ Республики Беларусь и проекте Закона г. Санкт-Петербург регуляции деятельности психологов через СОП нет.

Поскольку СОП имеет источником финансирования «регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы)» (п. 1 ст. 12 Закона РФ о саморегулируемых организациях), следует ожидать значительного удорожания услуг для пользователей психологической помощи. Кроме того, возникнут как организационные, так и финансовые сложности в деятельности психологов, оказывающих психологическую помощь в регионах.

И, наконец, нет уверенности, что в СОП будут работать действительно профессиональные психологи (скорее всего - так называемые «эффективные менеджеры»).

3. Нужно ли в ФЗ вводить определение цели психологической помощи?

Например, в ФЗ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» дано определение психиатрической помощи через перечисление ее видов: «Психиатрическая

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 65-68.

Каким быть закону о психологической помощи

помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами».

Если определение цели все же необходимо будет формулировать, то оно должно быть кратким и емким (перечислить все цели невозможно в силу их фактического разнообразия). К примеру, согласно определению ВОЗ, «психологическая помощь - система профессиональных мер, направленных на достижение состояния благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [3].

4. Какие квалификационные требования необходимо предъявлять к лицу, оказывающему психологическую помощь?

На наш взгляд, к психологу, оказывающему помощь населению, необходимо предъявлять достаточно жесткие требования. Уровень компетентности профессионального психолога не может ограничиваться курсами обучения какому-либо виду психотерапии или психологического консультирования, а должен включать следующие уровни профессионального образования.

Первый уровень. Высшее психологическое или психолого-педагогическое образование (диплом не ниже уровня магистра или специалиста), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата или доктора психологических наук. Последний пункт - допуск к оказанию психологической помощи высококлассных специалистов, имеющих непсихологическое высшее образование (на практике чаще всего - психиатров с медицинским образованием).

Второй уровень. Переподготовка по специальностям психологии, имеющим отношение к оказанию психологической помощи. Этот пункт важен, поскольку к психологам государственных учреждений предъявляются аналогичные требования - например, в системе Минздрава медицинский психолог -«специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая

психология либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по клинической (медицинской) психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию». Либо постдипломная подготовка по одному из видов психологической помощи (не менее 144 часов).

Третий уровень. Должен состоять из требования раз в 5 лет повышать свою квалификацию по психологии на курсах усовершенствования в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию. При этом психолог, наряду с обязательной базовой и дополнительной профессиональной подготовкой по психологии, может получать в рамках компетенции национальных и международных профессиональных организаций общественную аккредитацию и общественный профессиональный статус.

Только такая многоступенчатая система образования, во-первых, является страховкой от оказания психологической помощи неквалифицированными специалистами, а во-вторых, задает образовательный стандарт, сопоставимый с формированием соответствующих компетенций у психологов, работающих в государственных учреждениях.

Заметим, что для реализации ФЗ будет необходим и профессиональный стандарт психолога, оказывающего психологическую помощь. Существующих в настоящее время стандартов (например, таких как «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере») явно недостаточно.

5. Кто должен сертифицировать психологов, оказывающих психологическую помощь?

В первом проекте ФЗ предлагалось осуществлять аттестацию психологов структурами СОП, что вызвало обоснованные возражения со стороны психологического сообщества. На наш взгляд, можно предложить, как один из вариантов, следующую процедуру. Сертификация (с подтверждением каждые 5 лет) может проводиться комиссиями авторитетных психологов (из НИИ, вузов, практических организаций и учреждений) в составе 3-10 человек, организуемыми департаментами труда и социальной защиты субъектов

ISSN 2410-6364

РФ (или межведомственными комиссиями департаментов труда, здравоохранения, образования). Оплата работы членов комиссии и иные расходы - за счет аттестуемых лиц.

Требование к выдаче сертификата -наличие трехуровневого образовательного статуса по психологии, а к его подтверждению - прохождение курсов повышения квалификации (тематического усовершенствования) в отчетный период. Формой аттестации может быть рецензируемый отчет о проделанной работе, квалификационный экзамен и т. п.

При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки психолога может проводиться его внеочередная сертификация.

Предлагая принципы, которые должны учитываться при создании законопроекта о психологической помощи, автор, конечно

Информация о статье Дата поступления 22 ноября 2017 Дата принятия в печать 1 февраля 2018

Сведения об авторе

Сафуанов Фарит Суфиянович - д-р психол. наук, профессор; руководитель лаборатории психологии ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации; заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Сафуанов Ф. С. Каким быть закону о психологической помощи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 65-68. DOI 10.25513/2410-6364.2018.1.6568.

же, не настаивает на них как на единственно возможном варианте, но надеется на то, что его заметки станут отправной точкой для последующего обсуждения профессиональным психологическим сообществом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обсуждение законопроекта «О психологической помощи...». - URL: http://sias.ru/pub lications/magazines/kultura/2014-2/yazyki/36 38. html (дата обращения: 30.01.2018).

2. Губанова А.С. Законопроект о психологической помощи готовят МГУ и РПО // Интернет-издание Психологическая газета, 24.10.2017. - URL: https://psy.su/feed/6394/ (дата обращения 30.09.2017).

3. Психическое здоровье - состояние благополучия - URL: http://www.who.int/features/ factfiles/mental_health/ru/ (дата обращения: 30.09.2017).

Article info

Received

November 22, 2017 Accepted February 1, 2018

About author

Safuanov Farit Sufiyanovic - Doctor of Psychological sciences, Professor; Head of the Laboratory of Psychology, Federal Medical Research Center for Psychiatry and Addiction of the Ministry of Health of the Russian Federation; Head of the Chair of Clinical and Forensic Psychology, Department of Legal Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, R, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Safuanov F. S. What is the Psychological Counselling Law to Be. Herald of Omsk University. Series «Psychology», 2018, no. 1, pp. 65-68. DOI 10.25513/2410-6364.2018.1.65-68. (In Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 1. С. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.