Научная статья на тему 'Обоснование необходимости принятия закона о психологической помощи в Санкт-Петербурге: аналитическая записка'

Обоснование необходимости принятия закона о психологической помощи в Санкт-Петербурге: аналитическая записка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1892
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL SERVICES / PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костромина Светлана Николаевна, Зиновьева Елена Викторовна, Шаболтас Алла Вадимовна

Аналитическая записка посвящена обсуждению современного состояния рынка услуг психологической помощи населению Санкт-Петербурга. В статье проанализированы виды оказания психологических услуг в государственном и частном секторе, основные трудности и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костромина Светлана Николаевна, Зиновьева Елена Викторовна, Шаболтас Алла Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rationale for the necessity of the law for psychological assistance in Saint Petersburg

Аnalytical paper is devoted to analysis of the current state of the market services counseling inhabitants of St. Petersburg. The paper analyzes the types of provision of psychological services in public and private sector, the main challenges and prospects.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости принятия закона о психологической помощи в Санкт-Петербурге: аналитическая записка»

К ОБСУЖДЕНИЮ

УДК 159.99

С. Н. Костромина, Е. В. Зиновьева, А. В. Шаболтас

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Рынок психологических услуг в Санкт-Петербурге: современное состояние и проблемы

Для развития эффективной и научно-обоснованной системы оказания психологической помощи населению, которая была бы направлена на удовлетворение всего спектра психологических потребностей и запросов детей и взрослых, необходимо использовать имеющиеся возможности и создавать условия, регламентирующие и упорядочивающие этот вид профессиональной деятельности. Современный рынок психологических услуг, как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом, трудно назвать системой. В настоящее время это совокупность государственных, частных и общественных организаций, относящихся к разным ведомствам и осуществляющих свою деятельность таким образом, что это иногда противоречит принципам оказания психологической помощи. В некоторых случаях можно говорить о том, что даже внутри одного ведомства отсутствует взаимодействие между учреждениями, организациями и практиками, занятыми деятельностью по созданию, хранению и распространению психологических знаний и услуг.

С нормативной точки зрения, психологические услуги определяются как услуги, предоставляемые практическими психологами в рамках профессиональных компетенций в ответ на запросы людей. В большинстве случаев в перечень таких услуг входит оказание психологической помощи и поддержки людям разного возраста в разрешении психологических проблем, преодолении трудных жизненных и кризисных ситуаций, в поддержании психического и соматического здоровья, оптимизации психического развития, адаптации и повышения качества жизни.

Чтобы полноценно оценить современный рынок психологических услуг в нашем городе, необходимо отметить несколько важных моментов.

Во-первых, в настоящее время в Санкт-Петербурге работают государственные и муниципальные образовательные, лечебные и социальные учреждения, в которых психологические услуги предоставляются бесплатно, а также психотерапевты и психологи, работающие частным образом. По мнению профессора Макарова, сегодня до

© С. Н. Костромина, Е. В. Зиновьева, А. В. Шаболтас, 2011

90% профильных услуг оказывают специалисты-одиночки, в том числе и ведущие прием на дому. Очевидно, существует несколько причин, по которым доля частников на этом рынке столь велика. И ведущая из них, по мнению Г. Крамского, консультанта компании «ЭКОПСИ Консалтинг», следующая: «Психологические услуги сейчас не приносят много денег, несмотря на растущий спрос. Именно поэтому так велик “дикий” сегмент. Людям проще работать “в черную”, ни с кем не делясь — ни с государством, ни с партнерами. Но будущее все же за центрами и компаниями. И это уже, кстати, отчетливо видно по корпоративному сектору. Здесь объем заказов, выполняемых компаниями, очень большой».

Во-вторых, многие психологические центры — организации по формальным признакам, по сути, представляющие собой просто группу специалистов, объединившихся потому, что так работать удобнее. Но работают они фактически лишь на себя, а не на целостную структуру.

В-третьих, аморфное состояние рынка создает ряд проблем, рисков, как для клиентов, так и для профессиональных психологов, а также трудностей при анализе существующей ситуации в области психологической помощи. Например, мало достоверных цифр и информации о тенденциях в основных запросах и видах помощи, необходимом количестве профессионалов и эффективности подобной деятельности. Остановимся на основных проблемах в этой сфере, которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа проблем связана с состоянием рынка психологической помощи населению как сферы услуг, а также со способами привлечения клиентов и уровнем конкуренции.

Психологическая помощь как услуга: востребованность, способы привлечения клиентов, уровень конкуренции.

Опрос, проведенный 27-28 мая 2011 года среди 600 жителей 5 районов г. Санкт-Петербурга (рис. 1), показал, что обращаться за помощью, советом к психологам или психотерапевтам доводилось 12% жителям города. При этом 4% опрошенных заявляют, что были удовлетворены результатами, 2% — что не были. Знакомые или родственники, когда-либо обращавшиеся за соответствующей помощью, есть у 22% респондентов, но о том, что таких знакомых у них много, говорят лишь 2% (14% утверждают, что их мало). Большинство опрошенных людей заявили, что обратились бы за психологической помощью только в экстренных случаях.

Возможность обращения к психологу или психотерапевту, в принципе, допускает для себя каждый третий (33%), исключают — 47% опрошенных. Причем, если среди женщин соотношение тех, кто допускает обращение к специалистам соответствующего профиля к тем, кто исключает такую возможность, распределяется примерно поровну (38% и 40%), то среди мужчин первых практически вдвое меньше, чем вторых (28% и 54%). Среди молодых респондентов (18-35 лет) допускают возможность обратиться к психологам или психотерапевтам 44% опрошенных (против 38%), среди лиц среднего возраста — 31% (против 48%), среди относительно пожилых (старше 55 лет) — 21% (против 56%). Стоит отметить, что большинство опрошенных (58%), по их словам, обычно вообще ни к кому не обращаются за советом и помощью при душевных переживаниях, проблемах в личной жизни, в отношениях с окружающими, и если бы им пришлось обратиться за психологической помощью, то только в экстренных случаях.

Думаю, будут пользоваться спросом Возможно, в экстренных случаях

Лучше обратиться к бесплатному муниципальному специалисту, независимо от качества услуги Никогда не обратился бы

^2 Женщины ^ Мужчины

I I Подростки/дети I Семьи

Рис. 1.

Рис. 2.

В целом полученные данные свидетельствуют о востребованности доступных психологических услуг для разных групп населения Санкт-Петербурга, а также о том, что у потенциальных потребителей данного вида услуг есть определенные опасения и тревоги, касающиеся и самого факта обращения, и того, кем и каким образом будет оказываться подобная помощь.

По имеющимся данным1, на первое место по количеству обращений к специали-сту-психологу занимают женщины в возрасте от 25-28 до 40-45 лет с высшим образованием, как правило, руководители среднего звена. Эти женщины в большинстве случаев активны, часто сами интересуются психологией, многие не замужем или в разводе. На втором месте по количеству обращений за психологической помощью — мужчины 3045 лет с высшим образованием, руководители (от среднего звена до топ-менеджеров), имеющие преимущественно семейные проблемы. Однако их, по сравнению с женщинами значимо меньше. И на третьем месте по количеству обращений — дети и подростки в возрасте от 3 до 20 лет (рис. 2).

Недостаточный запрос на психологические услуги и осторожное отношение к получению психологической помощи со стороны населения обусловлены тем, что, клиентам в нашем городе очень трудно найти высококлассного профессионала, который качественно окажет психологическую помощь, будет нести ответственность за полученные результаты, и к которому человек может спокойно обратиться второй и третий раз.

Полученные данные явно свидетельствуют о сложившемся недоверии к данным специалистам, работающим в нашем городе. Причинами недоверия являются как низкая квалификация психологов-практиков, так и невысокий уровень психологической грамотности населения России вообще и Санкт-Петербурга в частности. Стремительные социально-экономические изменения в нашей стране обострили потребность в профессиональной психологической помощи. Но несформированность психологической культуры привела к предпочтению нашими соотечественниками различного

1 Данные представлены на Интернет-портале «Психологический навигатор». URL: www. http:// psynavigator.ru (дата обращения: 29.10.2010 года).

толка «специалистов по душе», книг типа «сам себе психолог» или «сам себе врач», «сам себе педагог» и т. д. Стихийно формирующийся рынок психологических услуг оперативно откликнулся на возникший спрос.

На вопрос: «Как Вы нашли психолога для получения психологической помощи?» — 83% респондентов (М = 347, возраст от 23 до 51 года) ответили: «По личной рекомендации» (рис. 3).

В качестве основного способа привлечения клиентов со стороны специалистов назван Интернет.

Что же представляет собой Интернет в части рекламы и продвижения психологических услуг в Санкт-Петербурге? Среди 45% сайтов и объявлений принадлежат эзотерическим центрам и частным лицам, называющим себя магами, целителями и ясновидящими. К этому следует прибавить объявления в журналах (например, «На грани возможного»), и газетах («Панорама ТВ», «Центр», «Аномалия») об оказании психологической помощи.

Ежегодно в нашем городе только Санкт-Петербургский государственный университет выпускает от 300 до 350 квалифицированных психологов, из которых половина являются жителями Санкт-Петербурга. Только 12% из них остаются в профессии, работая в государственных и негосударственных учреждениях или занимаясь частной практикой. В то же время в Санкт-Петербурге в настоящее время существуют более 500 различных школ целительства, которые могут называться «центрами», «институтами», даже «академиями». Все они рекламируют услуги по оказанию психологической помощи: индивидуальные психологические консультации, тренинги. Кроме того, предлагается обучение для желающих оказывать данные услуги. Но и психологи со специальным профессиональным образованием не отстают, уходят «в отрыв» от теории (а точнее, от науки), спеша догнать процветающих «докторов эзотерических наук» и «академиков иррациональной психологии», и предлагают оказать зачастую мгновенную или сомнительную помощь посредством новейших технологий.

К сожалению, иногда для человека, уставшего от проблем, велик соблазн воспользоваться услугами такого рода. Тем более, если даются безответственные обещания буквально за час разрешить многолетние проблемы или кризисные ситуации. Некоторым такая помощь «приходится очень кстати», несмотря на то, что годами практики и статистика подтверждают ее сомнительный характер и часто у клиентов такого «целителей» наблюдается ухудшение психического состояния. С другой стороны, незаслуженно мало в научном плане или слишком много в контексте популяризации

поступает информации о реальных возможностях психологии. В городе отсутствует реестр специалистов, способных профессионально оказывать психологическую помощь. Негде получить достоверную информацию о качестве их работы.

Если набрать в поисковых сайтах сети Интернет ключевые слова «психологическая помощь», то самыми популярными из четырех первых ссылок будут две ссылки на эзотерические центры.

Среди них — «Академия частной жизни Ларисы Ренар» (базовый тренинг — «Природа женственности». Четыре тренинга по состояниям: «Сияние Страсти» (состояние Любовницы), «Сила Уверенности» (состояние Хозяйки), «Прелесть Любви» (состояние Девочки), «Крылья Свободы» (состояние Королевы). Эти тренинги не имеют программ с описанием их целей и задач, не проведена апробация используемых во время их психотехник, отсутствуют заключения экспертов относительно, того не нанесут ли эти тренинги вред психологическому здоровью тех, кто их посещает.

Другой центр — «Школа Дальнейшего ЭнергоИнформационного развития», руководителем которой является Президент Международной Академии Информатики и Развития Высоких Технологий (упоминается только в связи с данной школой и больше нигде), ректор НОУ ДПО «Высшей школы психосоциальных технологий управления», «академик» К. В. Титов. Данная «школа» предлагает обучение, а также тренинги, частные психологические консультации и т. д. ДЭИР является организацией, имеющей иерархическую структуру с головным офисом в Санкт-Петербурге. «Школа» предлагает пройти 5 ступеней обучения, в результате которых выпускники овладеют способностями воздействовать на других людей, манипулировать группами, а также жизнь после смерти. Сумма за обучения на одной ступени в среднем достигает 100$ с человека. Анализ предлагаемых услуг, структура организации и способы привлечения в «школу» людей позволяют говорить о наличии признаков секты.

Среди наиболее разрекламированных центров оказания психологической помощи, сотрудники которых также используют нетрадиционные приемы и методы психологии и психотерапии также можно назвать следующие.

1. Магический центр парапсихологии «Арина» предлагает коррекцию взаимоотношений с родными и близкими, помощь в бизнесе и т. д. Сотрудники центра не имеют базового психологического образования. В качестве диплома об образовании указывается диплом Института помощи, милосердия и целительства.

Данная организация, оказывает широкий спектр традиционных медицинских услуг. Однако в приведенном списке также написано, что эта организация оказывает услуги по «биоэнергокоррекции», «Эниологии».

2. «Санкт-Петербургский Институт помощи, милосердия и целительства» относится к оккультно-религиозным организациям.

3. На сайте НОУ ДПО «Институт биосенсорной психологии», указывается, что обучающие программы института основаны якобы на одном из «самых современных психологических направлений — «биосенсорной психологии». При этом «биосенсор-ная психология» не имеет никакого отношения к фундаментальной науке. В институте ведется обучение по программе «Психология личности и социальная психология», которое включает в себя:

— «неосознанные психобиоэнергоинформационные аспекты человеческих взаимоотношений»; «практические подходы к разрешению внутренних и внешних конфликтов»;

— «кологию открытых и закрытых пространств» и «социологию малых групп и общественных объединений»;

— «психические внесознательные аспекты семейных и родственных отношений и взаимодействия полов»;

— «социальную и психологическую адаптацию к восприятию с повышенной чувствительностью».

Другая программа, «Сенсология в психотерапии», обещает психотерапевтическую коррекцию путем «гармонизации психобиоэнергоинформационного обмена».

Выпускники «Института» организуют свои собственные центры, работают как частные лица, прикрываясь «дипломом» и званием «целитель», «парапсихолог» и т. д., среди них центр «Дыхание-жизнь», центр № 1 биоэнергетической психологии, студия омоложения и оздоровления Ирбис, Центр «Свободное Рождение».

4. В центре «Свободное рождение», как указано в рекламе центра, работают психологи, получившие, кроме классического психологического образования, дополнительное образование в Институте биосенсорной психологии по специальностям: консультант по энергоинформатике, консультант по социальному сопровождению. Специалисты Центра «Свободное Рождение» проводят развивающие занятия для детей; предлагают консультации детского психолога; осуществляют подбор нянь, индивидуальные и семейные консультации психолога; социальное сопровождение; тренинги.

5. Санкт-Петербургский «Центр судьбы», «Санкт-Петербургский эзотерический Центр» объединяют «сильнейших экстрасенсов, магов и целителей с 20-летней практикой». Как следует из рекламы, безупречная работа специалистов «Центра», «уникальные авторские методики, индивидуальный подход к каждому человеку» способствуют быстрому и качественному разрешению любых психологических проблем. Выдержка из текста: «Наши маги и экстрасенсы окажут квалифицированную помощь по устранению любого негатива, сделают приворот или возврат любимого, снимут порчу и проклятие, помогут избавиться от болезней, перед которыми бессильна даже современная медицина, а также восстановят отношения с любимым человеком, привлекут финансовое благополучие и вернут гармонию в семью». Центр активно предлагает магические и психологические услуги. Среди них — семейное консультирование; психологическая помощь детям; решение проблем подросткового возраста; психосексуальные проблемы; страхи и фобии; комплекс неполноценности; парадоксы самопознания; личностный рост; вывод из депрессивного состояния; потеря близких людей и др.; психосоматические расстройства.

6. Психоэнергетический центр «МАЯК» также предлагает индивидуальную и групповую психологическую помощь и проведение тренингов. При «Центре» работает «Софийская школа», (выдержка из текста: «... так как только эта образовательная система подразумевает некий внутренний ход вашей духовно-эмоциональной структуры, который не позволял бы вам заболеть и исцелиться от имеющихся болезней...»). В качестве основного метода в работе центра указывается «светоэнергетика».

7. В основе работы «Центра Татьяны Свердловой» указаны «биоэнергоинформа-ционные технологии». Центр предлагает консалтинговые, психологические и оздоровительные услуги. В нем осуществляется как индивидуальное консультирование по личным вопросам, так и работа с коллективами и организациями. Проводится теоретическое и практическое обучение биоэнергетике: «раскрытие парапсихологических способностей», «работа в биоэнергоинформационном потоке», «развитие направлен-

ной интуиции», «работа с энергиями, информацией, высокочастотными информационными матрицами человеческого организма», медитации, ясновидение и т. д. В проекте — создание «Академии Универсального Развития» (декларируемая цель — официальное образование с правом получения диплома). Руководитель центра Т. Свердлова позиционирует себя как «Академик МАНИ («Международная академия наук и искусств» — отсутствует в перечне общественных академий), «профессор, доктор психологических наук, доктор философии».

8. Центр Будущее земли — центр, в котором ежемесячно проводятся около 500 мероприятий по психологии, эзотерике, астрологии, йоге, философии, духовным и оздоровительным практикам. На базе центра работает А. Н. Горный «биоэнергет, психолог, писатель исповедник», который проводит индивидуальные консультации по «психологической и энергетической коррекции, направленные на избавление человека от истинных причин его болезней, страхов и проблем». Главной особенностью этих сеансов является то, что в ходе их у людей «открывается астральное зрение» и они начинают САМОСТОЯТЕЛЬНО видеть не только глубинные причины своих насущных затруднений, но и воочию наблюдать весь процесс избавления от них.

9. Институт нанопсихологии «ЭТОЛ» — школа «эзотерического психоанализа» и центр психологического консультирования. На базе «ЭТОЛа» обучают «эзотерическому психоанализу», фэн-шу, астрологии.

10. Другая академия практической парапсихологии, «Аратрон», обещает сертификат о присвоении степени «бакалавра и магистра в области астрологии, мантики, магии и восточных систем», не имея лицензии и аккредитации.

11. Центр психологии цвета «АУРАМИР» использует «цветопунктуру, эссенции Баха», решает проблемы взаимоотношений «через цветорасстановки», фотографии ауры. Предлагаются индивидуальные консультации и сессии, групповые курсы и семинары, профессиональное обучение специалистов. Посредством вышеуказанных методов «Центр» обещает излечение любых болезней (считающихся неизлечимыми тоже), ликвидацию алкогольной, наркотической и других зависимостей, страхов, последствий психических травм. Разрушение любых проявлений «комплексуальной» природы — скованности, заикания, агрессивности, социальной дезадаптации, депрессивных и маниакальных состояний и др., решение проблем сексуальной сферы, а также лечение от бесплодия.

12. «Эзотерический центр Татьяны Царевой» специализируется на оказании психологической и эзотерической помощи в самых разных областях жизни человека — от «личностного совершенствования» и «познания себя» до «корректировки межличностных отношений» и «решения тупиковых вопросов». Основные услуги — классический психоанализ, кармический анализ (диагностика и коррекция кармы), регрессивный гипноз, системные расстановки по Б. Хеллингеру, просмотр ситуации с помощью карт Таро.

13. Центр «Школа Мира Владимира Жикаренцева» распространяет «Учение об Уме», созданное В. Жикаренцевым. Согласно рекламе, школа «обучает владению умом». В «Центре» проводятся семинары, консультации, осуществляется дистанционное обучение.

14. Центр «САННЕ» позиционирует себя как межрегиональная общественная организация, целью которой является разработка и распространение системы «знаний о Внутреннем Мире человека», на основе «материальной и энергоинформацион-

ной структуры Мира». Предлагаются обучение, помощь посредством консультаций и групповой работы.

Характерно, что большинство сотрудников эзотерических центров и частных «целителей» для привлечения клиентов используют самые изощренные технологии обмана, в частности присваивают себе звания член-корреспондентов, академиков несуществующих «академий», докторов, кандидатов и магистров психологических наук.

Важным является также тот факт, что в 60% случаях сотрудники «центров» и, частные лица, занимающиеся эзотерической деятельностью, позиционируют себя как психоаналитики и специалисты в различных психологических направлениях (психоанализ, индивидуальная психотерапия, гипноз, транзактный анализ и т.д.). Большинство такого рода «центров», «академий», «школ» построены по принципу сетевого маркетинга и направлены на привлечение значительного числа людей для получения максимальной материальной выгоды.

Что касается практики частных лиц, то и здесь ситуация неутешительна. В 80% случаев так называемые «целители», помимо помощи в физическом 03-доровлении предлагают и психологическую помощь. С 2006 года в России вступил в силу новый порядок взаимодействия целителей с государством — введена государственная система сертификации услуг целителей. Те, кто такую сертификацию проходит, включаются в Государственный «Реестр целителей». При этом реестра профессиональных психологов Санкт-Петербурга (не говоря уже об общероссийском) не существует. Создавшееся положение привело к тому, что в настоящее время психологи становится в один ряд с «целителями», «ясновидящими» «экстрасенсами», то есть понятия «астролог», «целитель», «ясновидящая» и «психолог» становятся рядоположенными.

Основной причиной этого является отсутствие нормативной базы, позволяющей отделить квалифицированную психологическую помощь от шарлатанства и мошенничества.

Сегодня на рынке услуг в области практической психологии в Санкт-Петербурге доля профессиональных психологов составляет менее 30% (рис. 4).

Такая «конкуренция» в сфере оказания психологической помощи однозначно негативно сказывается на качестве психологических услуг, оказываемых в Санкт-Петербурге (рис. 5). Проведенный опрос насе-

3%

щ Психологи, имеющие ш академическое образование ^ Парапсихологи П Биоэнергеты П Целители

Рис. 4. Доля лиц, оказывающих психологические услуги в Санкт-Петербурге2.

1,7 % 2,5 %

Рис. 5. Оценка уровня профессионализма лиц, оказывающих психологические услуги.

Примечания: 1 — очень низкий уровень; 5 — очень высокий уровень.

2 По данным, имеющимся в сети Интернет.

ления (Ы = 347) показал, что более 60% населения оценивает качество психологической помощи в нашем городе ниже среднего.

Сложившаяся ситуация с огромным потоком непрофессиональных психологических услуг, безусловно, имеет социально-экономический базис. Мировой опыт показывает, что взрыв предложений со стороны магов и целителей обычно сопровождает экономические и социальные кризисы в стране, когда население на фоне тревожности и неуверенности в завтрашнем дне становится крайне уязвимым к безответственным обещаниям. В то же время подобная ситуация отражает отсутствие сильного профессионального сообщества и инструментов, регулирующих подобные виды деятельности.

Государственная поддержка оказания психологической помощи

Вторая группа проблем связана с системой оказания психологической помощи на уровне государства. На фоне стихийного оказания психологических услуг она охватывает три основных сектора экономики: образование, здравоохранение, сферу социальной помощи и поддержки. В каждом из этих секторов существуют свой регламент и условия психологической поддержки населения. Имеющиеся государственные службы ориентированы на определенные категории населения — детей, родителей, людей с ограниченными возможностями, взрослых с разнообразными отклонениями в психическом и физическом здоровье. Среди данных групп наблюдается высокая потребность в психологических услугах, сопряженных с медицинскими, педагогическими мероприятиями и коррекционными программами. Соответственно, они поддерживаются как подведомственные подразделения сферы здравоохранения, образования и социальной помощи населению.

Сфера образования

В образовании психологи представлены на уровне ППМС-центров и государственных/негосударственных образовательных учреждений (детских садов, школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования). В настоящее время в 62 субъектах Российской Федерации приняты Положения о Психологической Службе в сфере образования, определены ее организационно-функциональные структуры и схемы управления, утверждены локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога, созданы координационные и научнометодические советы Службы. В органах управления образованием 79 регионов России и в 60% муниципальных образований назначены ответственные за деятельность подразделений Службы соответствующих уровней, определена сфера их компетенции.

В Санкт-Петербурге 19 ППМС-центров, в каждом из которых работает от 5 до 10 психологов. В остальных случаях на уровне государственной поддержки психологическая помощь оказывается в школах и детских садах (табл. 1) В сфере высшего образования психологическая служба представлена в единичных случаях на уровне отдельных учреждений и в принципе отсутствует как система.

Полученные в ходе мониторинга гендерные, возрастные, образовательные и квалификационные характеристики педагогов-психологов позволяют составить обобщенный портрет «среднестатистического» педагога-психолога нашего города. Это преимущественно женщины зрелого возраста (от 25 до 50 лет), имеющие базовое высшее психолого-педагогическое, педагогическое и, реже, психологическое образование, работающие в школе, детском саду (чаще единственным психологом) или в ППМСЦ:

— преданные профессии и желающие в ней совершенствоваться;

— владеющие технологиями индивидуализации образовательного процесса, современными методами психолого-педагогической диагностики;

— обладающие достаточным объемом теоретических знаний, позволяющим осуществлять психологическую работу в образовательном учреждении;

— умеющие учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса;

— способные решать педагогические задачи с различными по уровню развития склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся;

— обеспечивающие высокий уровень подготовки обучающихся, воспитанников.

Таблица 1. Статистика по учреждениям и психологам Санкт-Петербурга, Ленинградской области (на сентябрь 2010 года)3

№ п/п Тип образовательного учреждения Количество учреждений Количество психологов

1 ГОУ СОШ 681 351

2 ГОУ ДОУ 1027 360

3 Вечерние школы 20 14

4 ППМС-центры 19 -

В среднем, в городе один психолог приходится на два учреждения общего среднего образования и на три учреждения дошкольного образования. При этом востребованность психологической помощи постоянно увеличивается (рис. 6, 7), а спектр запросов расширяется (табл. 2, 3).

Рис. 6. Востребованность службы ППМС-сопровождения (количество обращений в ППМС — центр)4.

3 Информация предоставлена Комитетом образования Санкт-Петербурга.

4 Информация предоставлена ППМС-центром гимназии № 56.

2006 2007 2008 2009 2010 Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I Администрация О Учителя О Родители Н Ученики

Рис. 7. Динамика обращений к психологу образовательного учреждения (количество обращений к психологу)5.

Таблица 2. Количество обращений за психологической помощью (данные за 2010/2011 уч. год)6

№ Код обратившегося Субъект обращения Количество обращений

1 М Мальчик (юноша) 648

2 Д Девочка (девушка) 724

3 Р Родитель 392

4 О Опекун (лицо, замещающее родителей) 12

5 П Педагогический работник 104

6 С Социальный работник (представитель отдела защиты прав детей, органов социальной защиты) 5

7 А Представитель администрации образовательного учреждения 16

8 В Сотрудник органов внутренних дел 2

9 З Работник учреждения здравоохранения 24

Итого (на 05. 05. 2011) 1927 обращений

Информация предоставлена ГОУ лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга. Информация предоставлена ППМС-центром гимназии № 56.

№ Код причин обращения Субъект обращения Количество обращений

1 О Проблемы, связанные с обучением 971

2 В Проблемы, связанные с воспитанием (в том числе в семье) 405

3 П Проблемы, связанные с поведением 64

4 Э Эмоциональные проблемы 109

5 К Конфликтные ситуации 234

6 У Определение уровня актуального развития 28

7 Р Проблемы, связанные с развитием речи 18

8 ОМ Определение дальнейшего образовательного маршрута 89

9 ПО Профессиональная ориентация 10

10 ВЛ Внутриличностные проблемы 127

Итого (на 05.05.2011) 1927 обращений

Если принять во внимание, что средняя численность обучающихся в школах составляет от 800 до 1100 человек, то становится понятным, что полностью качественно удовлетворить запрос детей и взрослых на психологическую помощь не представляется возможным. А запрос этот довольно значим как в социальном плане, так и в учебно-воспитательном — от преодоления и предупреждения отставания в учебе и профилактики поведенческих, социально-эмоциональных проблем до разработки программ сохранения эмоционального благополучия и выработки стрессоустойчивости, определения образовательного маршрута и профориентации (рис. 8).

На данный момент можно констатировать следующую ситуацию. Все выше перечисленные формы психологических услуг являются прерогативой ППМС-центров. Также существует небольшое количество школьных психологов, берущих на себя обязанность проведения такого рода мероприятий (будь то консультации, тренинги или деловые игры). Основными направлениями психологической работы ППМС-центров7:

— помощь в выбор образовательного маршрута, профиля обучения, профессиональное и досуговое самоопределение;

— помощь в преодолении учебных затруднений;

— сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами;

— сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска»;

— реализация программ «Здоровье и здоровый образ жизни»;

— обеспечение развития инклюзивного образования (обучение в гимназии учащихся с особыми образовательными потребностями).

7 Метелькова Е. И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 275 с.

Рис. 8.

Отдельной областью психологической поддержки в образовании является сфера инклюзивного образования. Люди с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями требуют крайне бережного, осторожного и деликатного обращения. В нашем городе только на уровне детского населения их насчитывается 10890 человек. А психологическая поддержка необходима не только им, но и педагогам, и родителям, и администрации (табл. 4).

Всего в Санкт-Петербурге 57 специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Количество педагогов составляет 2221 человек, медицинских работников — 120 человек.

Можно предположить, что услуги 19 ППМС-центров нашего города являются реальным подспорьем в решении психологических проблем детей и подростков на фоне значительной востребованности и разнообразия «запросов». Эти учреждения представляют собой службу комплексного мультидисциплинарного сопровождения развития ребенка. Специалистами службы сопровождения являются педагоги-психологи, психологи-профконсультанты, социальные педагоги, логопеды и дефектологи, которые оказывают помощь и поддержку ребенку и его родителям в решении проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах.

Однако при несомненном достоинстве ППМС-центров возможности в одном месте получить комплексную профессиональную поддержку ребенка (и медицинскую, и социальную, и педагогическую, и психологическую) ограничены. Не все обстоит благополучно с ее качеством и конечным результатом — решением психологической проблемы. Отрыв от ситуации и контекста, где возникла проблема, не позволяет достаточно успешно решать ее. Попытки ликвидировать отставание в учебе сводятся к участию в программах по развитию интеллектуальных способностей, занятиям с логопедом, диагностике и выдаче рекомендаций. Отсутствие возможности взаимодействовать

322

Педагоги Специалисты Администрация Родители Учащиеся

Логопеды Социальные работники

1. Трудности в обучении (трудности в формировании навыков чтения, письма, счета...). Низкий уровень развития психических процессов отдельных учащихся. 2. Индивидуальные особенности вновь зачисленных учащихся, сильные и слабые стороны, прогноз. 3. Динамика в развитии учащихся (по результатам психологической диагностики). 4. Построение коррекционно-развивающих занятий: формулирование задач, структура. Приемы развития психических процессов. 5. Помощь в написании характеристики на ребенка (для ТПМПТ, ЦПМПК, при оформлении инвалидности и т.д.). 6. Нарушение дисциплины отдельными учащимися (неусидчивость, повышенная возбудимость...). 7. Помощь в подготовке к публичным выступлениям, к открытым занятиям. 8. Изменения в состоянии определенного ребенка (усиление возбудимости/заторможенности, закрытость, невротические проявления...). 9. Особенности взаимодействия со сложными семьями (конфликтные, пренебрегающие нуждами ребенка, не осознающие проблем ребенка). 10. Взаимоотношения с коллегами. 11. Вопросы воспитания собственных детей (учебная мотивация, конфликты, сложности подросткового возраста). 12. Психосоматические жалобы. 1. Потребность в информации об индивидуальных особенностях детей (психические процессы, личностные особенности) для построения логопедических занятий («сильные стороны», на которые можно опираться в работе). 2. Желание понять причины недостаточной результативности кор-рекционно-развиваю-щих занятий с определенным учеником. Потребность в поддержке, в вере в собственные силы. 3. Динамика в развитии учащихся (по результатам психологической диагностики). 4. Психосоматические жалобы (усталость/ повышенная утомляемость, забывчивость, болезни). 5. Желание повысить собственную организованность. 1. Индивидуальные особенности детей. 2. Агрессивность, конфликты между учащимися. 3. Нарушения дисциплины. 4. Особенности взаимодействия со сложными семьями (кон-фликтные, пренебрегающие нуждами ребенка, не осознающие проблем ребенка). 1. Составление программ, справок, планирование деятельности. 2. Пересмотр маршрута обучения. 3. Определение класса обучения вновь зачисленных учащихся. 1. Результаты психологической диагностики. Динамика в развитии. 2. Готовность ребенка к переводу в массовую школу 3. Тревожность, застенчивость, страхи. 4. Помощь в налаживании контактов с одноклассниками. 5. Гиперактивность. 6. Проблемы воспитания (недостаточный контакт с ребенком, не-сформированность интересов, ненормативная лексика, взаимоотношения с братьями/ сестрами). 7. Способы развития памяти, внимания, мышления. 8. Психосоматика (астма, невротическое покашливание, энурез...). 1. Взаимоотношения с родителями (конфликтные ситуации, разногласия между родителями...). 2. Как справиться с собственным гневом, снять напряжение, меньше нервничать. 3. Как избавиться от вредных привычек. 4. Взаимоотношения с одноклассниками. 5. Взаимоотношения с учителями. 6. Трудности в усвоении учебной темы. 7. Взаимоотношения с противоположным полом. 8. Выбор профессии. 9.Страхи.

Информация предоставлена педагогом-психологом Щеголевой С. В., ГОУ специальная (коррекционная) школа № 663 Московского района.

с учителями и одноклассниками, образовательной средой и системой отношений, условиями, в которых возникла проблема, не позволяет сотрудникам ППМС-центров оказывать полноценную психологическую помощь. Более того, ресурс сотрудничества педагогов-психологов со специалистами иных учреждений в решении проблем ребенка, требующих такого взаимодействия, по данным Е. И. Метельковой (2010), используется незначительно (рис. 9).

| Несколько раз в месяц Ц Ни разу

80 -........................................................П....П.....р

60 -......П...........ГП..............................П...................

40 —

Рис. 9.

Кроме того, в своей работе специалисты центров ориентируются на требования того ведомства, к которому относятся. Педагоги-психологи — на требования Министерства образования и науки, медицинские и социальные работники — на требования Министерства по здравоохранению и социальной защите. Требования этих ведомств определяют специфику работы вне зависимости от особенностей психологической работы и часто вступают в противоречия. Таким образом, психолог, работающий в ППМС-центре, обязан руководствоваться своей должностной инструкцией, в которой отсутствует прописанный профессиональный стандарт оказания психологической помощи, зато сформулированы требования с учетом специфики деятельности центра как образовательного учреждения и функционала педагогического работника. При этом большинству людей, обращающихся к педагогу-психологу в ППМС-центр, необходима именно психологическая поддержка, а не какая иная, поскольку среди них значительно тех, кому требуется именно индивидуальное сопровождение (рис. 10, 11). Качество такой психологической услуги очень трудно гарантировать в ситуации отсутствия единого регламента и стандарта психологической помощи населению.

Справедливость вышесказанного можно подтвердить тем, что в Санкт-Петербурге, каждое образовательное учреждение, если необходимо разрабатывает Положение

о психологической службе или о Службе практической психологии. Утверждает Положение директор образовательного учреждения (рис. 12).

Опекаемые дети Дети-инвалиды Многодетные семьи Социально-уязвимые семьи На учете в ПНД

По дошкольникам

I I По начальной школе Ц В средней школе | В старшей школе

Рис. 10.

Рис. 11.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное общеобразовательное учреждение Лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга

«Утверждено» Директор ГОУ Лицей № 369 Красносельского района

____________/Тхостов К.Э. /

Утверждено Педагогическим советом ГОУ Лицей № 369

Протокол №_________

от______________________г.

ПОЛОЖЕНИЕ о службе практической психологии ГОУ Лицей № 369 Красносельского района города Санкт-Петербурга

Рис. 12. Титульный лист Положения о службе практической психологии образовательного учреждения.

Организационно-методическую основу деятельности служб практической психологии определяют Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ № 636 от 22.10.99 МО РФ) и разработанное Положение. Нормативными документами международного и федерального уровня, обеспечивающими основу работы психологов сферы образования, являются:

1. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90).

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 03.07.98 (одобрен Советом Федерации 09.07.98).

3. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 гг. и план ее реализации.

4. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.).

В качестве нормативных документов, регламентирующих работу психолога в системе образования, выступают нормативные акты Министерства образования РФ, а иногда и СССР, а также материалы резолюций или рабочие материалы съездов/совещаний психологов образования. Общефедеральные документы, регламентирующие психологическую деятельность, отсутствуют.

В содержание этих Положений включаются разделы с описанием целей и задач службы, этических основ деятельности педагога-психолога, основные направления работы, обеспечение деятельности, правового статуса педагога-психолога. Ни правовой оценки таких документов в части их согласованности с юридическим статусом лиц, оказывающих психологическую помощь и получающих ее, ни стандартов деятельности эти документы не содержат. В результате отсутствует единообразие в оказания психологической помощи, гарантирующее ее качество. Одновременно и вопрос об ответственности, который прописан в документах, приобретает относительный характер, поскольку не указано, какую ответственность несет педагог-психолог, если непрофессионально исполнит свои обязанности, и кто будет возмещать урон в случае возникновения ущерба. Подтверждением сказанному выступают результаты диссертационного исследования Е. Метельковой (2010), в котором на основании анализа документов и результатов деятельности психологической службы в сфере образования в течение последних 20 лет выявлено, что «во-первых, отсутствует необходимая и достаточная нормативно-правовая база, законодательно закрепляющая право обучающегося, воспитанника на получение бесплатной доступной и качественной психологической помощи в образовательном учреждении, в котором он обучается (воспитывается). Во-вторых, остается низким уровень материально-технической базы работы пе-дагогов-психологов, непосредственно оказывающих помощь ребенку (за исключением ППМСЦ): 41,1% их не имеют отдельного помещения для работы, у 28,9% отсутствуют необходимые психологические методики и инструментарий, у 37,9% нет компьютера, а у тех, кто располагает персональным компьютером, лишь в 12,4% случаев есть подключение к Интернету, что не позволяет специалисту эффективно решать профессиональные задачи.

Сфера здравоохранения

В сфере здравоохранения обеспечение психологической помощью реализуется на уровне государственных, реже негосударственных учреждений, оказывающих медицинские услуги. В эту сферу включены разные категории населения Санкт-Петербурга — от людей с разнообразными заболеваниями, требующими психологической поддержки и сопровождения (как факта принятия болезни и мобилизации психологического ресурса для преодоления имеющегося заболевания), до наркозависимых и людей с отклонениями в поведении и психическом здоровье, требующих особого подхода во взаимодействии и в создании благополучной среды. Большая часть психологов в сфере здравоохранения работают в клиниках, выполняя психодиагностические и реабилитационные мероприятия в рамках курса лечения больных, в некотором роде выполняя вспомогательные функции психологической поддержки лиц, имеющих расстройства физического и психического здоровья.

В настоящее время можно констатировать, что в городе отсутствует система долгосрочной психологической помощи для наркозависимых. В большинстве случаев речь идет о снятии только физической зависимости. Курс детоксикации полностью завершают 60% пациентов, 10-20% из них переходят на реабилитацию. Курс реабилитации проходит 60% пациентов. Полный курс лечения (детоксикация + реабилитация) завершают лишь 5% пациентов.

Согласно данным, приведенным Е. М. Крупицким8, у 32,5% продолжительность ремиссии после окончания лечения составляет всего один месяц. Примерно одинаковое количество людей (12,5% и 12,4% соответственно) выдерживают от 6 месяцев до одного года. И только лишь у 2,5% людей употреблявших наркотические вещества ремиссия сохраняется в течение 5 лет (рис. 13).

2,5 %

1 месяц I 1 год

О 6 месяцев Щ 5 лет

] Проблемы личностного и профессионального ' выбора I I Адаптация детей-мшрантов

Ш Профилактика и преодоление безнадзорности I Преодоление асоциального поведения | | Интеграция детей с ограниченными 1—1 возможностями здоровья

Рис. 13.

Рис. 14.

8 См: Крупицкий Е. М. и др. Наркологическая служба в России: практики и методы глазами наркологов. СПб., 2008.

Социальная сфера

Примером внедрения психологической помощи в социальную сферу является ее использование ее потенциала при работе в области адаптации подростков и взрослых (рис. 14). Учитывая, что Социально-психологическая служба является частью инфраструктуры социальной мобильности, решение указанной задачи в Санкт-Петербурге осуществляется в рамках оказания помощи (рис. 12) в решении проблем личностного и профессионального выбора (систематически этим занимаются 45,8% психологов), адаптации детей-мигрантов (15,6%), профилактики и преодоления безнадзорности и беспризорности (21,7%), работы с детьми, включенными в асоциальные группы (23,5%), профилактики и преодоления асоциального поведения (50,7%), недисциплинированности (67%), обучения людей с ограниченными возможностями здоровья (18,9%).

Особое положение в сфере оказания психологической помощи населению Санкт-Петербурга занимает «Телефон доверия». По своему предназначению Телефон доверия является средством экстренной психологической помощи в кризисных ситуациях, которые переживают люди в силу тех или иных обстоятельств. Эти обстоятельства могут быть неожиданными, непредсказуемыми (несчастный случай, катастрофа, стихийное бедствие и т. д.). Кроме этого, кризисные состояния возникают в процессе обычного течения жизни (определение своего места в коллективе; построение отношений с родителями, со сверстниками; обретение собственной идентичности и т. д.) или могут быть следствиями естественных кризисов жизни, например, возрастных. Телефоны доверия предлагают экстренную психологическую помощь тому, кто в ней нуждается. В нашем городе эта психологическая услуга доступна как взрослым, так и детям и характеризуется высокой степенью психологической безопасности. Как и в других сферах, эффективность оказываемой психологической поддержки зависит от того, насколько профессиональны действия консультантов служб.

Служба «Телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и родителей» (ТЭПП, 708-40-41) была организована в 1989 году в Ленинграде и является первой в Советском Союзе. Служба не прекращала свою работу, несмотря на разные экономические обстоятельства. Востребованность службы подтверждается постоянным ростом обращений (рис. 15).

14000 г............................................................

12000 -............................................................

10000 -.............................п.....п....р....р..............

8000 -......п.....р....П...........................................

6000 -П............................................................

4000 -.............................................................

2000 -.............................................................

о_______I_____I____I_____I____I_____I____I____I_____I_____I____I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 2002 2004 2006 2008 2010

]] Количество обращений в год

Рис. 15.9

9 Информация предоставлена ИПК «Гармония».

Перспективы развития рынка психологических услуг в Санкт-Петербурге

Третья группа проблем связана с тем, что современные тенденции развития рынка психологических услуг в Санкт-Петербурге отражают его постепенную коммерциона-лизацию.

Низкий уровень заработной платы, несопоставимой с тем, что зарабатывают «целители», приводит к тому, что только 12% выпускников психологических факультетов работают по специальности. Оставшиеся в профессии стремятся организовать собственный бизнес в части оказания психологических услуг или занимаются частной практикой, которая ничем не регламентируется, кроме как совестью специалиста.

Рейтинг основных негативных последствий коммерциализации рынка психологических услуг в представлении участников опроса выглядит следующим образом:

1. Нарушение принципов социальной справедливости, проявляющееся, прежде всего, в снижении уровня доступности высококвалифицированной психологической помощи и дифференциации ее объема и качества в зависимости от платежеспособности клиента (64%).

2. Неконтролируемый переход наиболее подготовленных и дееспособных кадров в негосударственный сектор (52%).

3. Слабость государственного и общественного контроля над деятельностью частных практиков (42%).

4. прогрессирующая тенденция развития платных психологических услуг в ущерб бесплатным (6%).

При этом коммерционализация рынка психологических услуг мало сказывается на их качестве. На фоне имеющейся конкуренции и разобщенности в этой сфере деятельности только 1,75% психологов оценили уровень профессионализма своих коллег как высокий. 56% опрошенных поставили средний балл, а 20% поставили уверенную двойку за профессионализм и качество.

Критичная оценка самих себя как нельзя лучше выявляет проблемы качества психологической помощи населению Санкт-Петербурга: межведомственная разобщенность, слабая информированность населения, отсутствие надзора со стороны профессионального сообщества, отождествление психолога с целителями и экстрасенсами, безответственность, граничащая с вседозволенностью, беззащитность клиента перед специалистом, фактический выбор без выбора (либо обращение в государственную/ негосударственную структуру к тому, кто имеется, либо поиск по знакомым «хорошего специалиста») в условиях множественности предложений, часто весьма сомнительных, и т. д.

Очевидно, что выходом из создавшейся ситуации должен стать закон «Об оказании психологической помощи населению Санкт-Петербурга», который позволит регламентировать деятельность всех специалистов, оказывающих психологические услуги в нашем городе, способствует формированию единого понимания содержания психологической помощи, четко отделит психологическую практику от иных видов услуг, гарантирует получение качественной психологической поддержки за счет ограничения круга лиц, имеющих право на профессиональную психологическую деятельность, послужит основанием для ее регламентации и разработки стандарта оказания психологической помощи независимо от сферы и особенностей клиента, защитит клиента от преступной деятельности специалистов, определит меру ответственности государ-

ственных структур за ненаказание преступных специалистов. В противном случае нас ожидает дальнейшее снижение качества психологической помощи населению города, полная безнадзорность со стороны государства и профессионального сообщества, усиление межведомственной разобщенности, отсутствие государственно-общественной координации деятельности всех специалистов-психологов Санкт-Петербурга.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.