Научная статья на тему 'Психологическая помощь в процессе итоговой государственной аттестации'

Психологическая помощь в процессе итоговой государственной аттестации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXAMINATION STRESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / PERSONAL RESOURCES / EDUCATIONAL MOTIVATION / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жильцова Юлия Владимировна, Корышева Светлана Евгеньевна, Холопова Екатерина Юрьевна

Утверждается, что в процессе подготовки и прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) у старшеклассников появляются определенные психологические трудности, которые впоследствии могут негативно повлиять на результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), а, значит, и на успешную реализацию жизненных планов. Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, но уменьшить его можно посредством организации психологического сопровождения выпускников в процессе ИГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycological assistance in the process of final state certification

It is claimedthat atthe processof preparation and passing the final state certification (FSC) high school students have certain psychological difficulties, which can later negatively affect the results of the unified state examination (USE), and therefore the successful implementation of life plans. It is impossible to completely relieve examination stress, but it can be reduced by organizing psychological support of graduates in the process of FSC.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь в процессе итоговой государственной аттестации»

© Жильцова Ю.В., Корышева С.Е., Холопова Е.Ю. 2019

PSYCOLOGICAL ASSISTANCE IN THE PROCESS OF FINAL STATE CERTIFICATION

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОЦЕССЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Yulia Vladimirovna Zhiltcova,

associate professor of department of legal psychology

and pedagogy of the Academy of FSIN of Russia,

candidate of psychological sciences, associate professor

Svetlana Evgenevna Korysheva,

associate professor of department of legal psychology

and pedagogy of the Academy of FSIN of Russia,

candidate of psychological sciences

Е-mail: korishevacveta19@yandex.ru

Ekaterina Yurevna Holopova,

deputy chief of department of legal psychology

and pedagogy of the Academy of FSIN of Russia,

candidate of pedagogical sciences

Юлия Владимировна Жильцова,

доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академия ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент Светлана Евгеньевна Корышева, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академия ФСИН России, кандидат педагогических наук, Е-mail: korishevacveta19@yandex.ru Екатерина Юрьевна Холопова, заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академия ФСИН России, кандидат педагогических наук,

Для цитирования: Жильцова Ю.В., Корышева С.Е., Холопова Е.Ю. Психологическая помощь в процессе итоговой государственной аттестации. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 22-24.

Annotation. It is claimedthat atthe processof preparation and passing the final state certification (FSC) high school students have certain psychological difficulties, which can later negatively affect the results of the unified state examination (USE), and therefore the successful implementation of life plans. It is impossible to completely relieve examination stress, but it can be reduced by organizing psychological support of graduates in the process of FSC.

Key words: examination stress, psychological readiness, personal resources, educational motivation.

Аннотация. Утверждается, что в процессе подготовки и прохождения итоговой государственной аттестации (ИГА) у старшеклассников появляются определенные психологические трудности, которые впоследствии могут негативно повлиять на результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), а, значит, и на успешную реализацию жизненных планов. Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, но уменьшить его можно посредством организации психологического сопровождения выпускников в процессе ИГА.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, психологическая готовность, личностные ресурсы, учебная мотивация.

Теоретический анализ психологических особенностей личности старшеклассников показывает, что самооценка и личностная тревожность, мотивация достижения успеха, учебная мотивация, уровень притязаний являются основными факторами в определении учебной успешности учащихся в процессе сдачи ЕГЭ. Целью психологического сопровождения является создание определенных условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье выпускников, их потенциальные ресурсы, способствующие их личностному и интеллектуальному развитию [3].

У старшеклассников во время подготовки к ИГА формируется психологическая готовность к ЕГЭ, которая заключатся в определенном эмоциональном состоянии, внутренней психологической настроенности на определенное поведение, ориентированности на целесообразные и успешные дей-

ствия в ситуации сдачи экзамена (А.А. Бодалев, С.Ю. Головин, М.И. Дьяченко) [1].

Таким образом, для успешного прохождения ИГА выпускник должен иметь не только глубокие знания учебных предметов, но и обладать умственной работоспособностью, стрессоустой-чивостью, достаточным объемом памяти (зрительной, слуховой), высоким уровень концентрации и переключения внимания, развитым мышлением, способностью принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляцией поведения и т. д.

Далее рассмотрим приемы, мобилизующие личностные ресурсы выпускников в процессе ИГА. Стресс провоцирует сильное обезвоживание организма, так как нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее не-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

достаток резко снижает скорость нервных процессов. Полезнее пить минеральную воду, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай [4]. Кроме того, в стрессовой ситуации возникает нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Однако гармонию можно восстановить или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Чтобы быстро сосредоточиться можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Еще одно упражнение поможет уменьшить кислородное голодание и негативное влияние стресса - «Энергетическое зевание». Но зевать необходимо правильно: во время зевка обеими руками круговыми движениями массировать сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти, здесь распложено большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

Учебный процесс у тревожных выпускников вызывает определенное эмоциональное напряжение. Они воспринимают абсолютно любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Проверка знаний в любом виде (контрольная работа, зачет т. д.) вызывают особую тревогу у них. Для тревожных выпускников особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у выпускников этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности [2]. Задача психолога - соз-

дание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Выпускников, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации обычно характеризуют как «невнимательных», «рассеянных», но у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» - это учащиеся с низким уровнем произвольности. Несмотря на то, что у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких выпускников часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить старшеклассника использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения) и т. д. Бесполезно призывать таких выпускников «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Перфекционисты и «отличники» обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Любое задание они пытаются выполнить лучше всех, быстрее и чаще остальных использовать дополнительный материал. К любой оценке своей деятельности перфекционисты очень чувствительны. Должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку все, что они делают. Таким старшеклассникам присущ очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Очень важно помочь им скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным» [4].

С целью профилактики тревожности, неуверенности в себе и своих силах, оказания учащимся психологической поддержки, нами разработана программа тренинга по активизации внутренних ресурсов личности для учащихся 9-11 классов. Для снятия психоэмоционального напряжения и приобретения уверенности перед ЕГЭ мы предлагаем выполнить ряд упражнений, таких как «Восточные стихи», «Снайперы», «Письмо трусу», «Сосулька», «Лимон», «Воздушный шар» и другие.

№ 3 / 2019

23

Упражнение «Восточные стихи». Знает ли кто-то из вас хоть одно стихотворение об экзаменах или контрольных? Нет? Это легко исправить. Предлагаем вам придумать стихи об экзаменах или обо всем, что с ними связано. Но сочинять необходимо не просто стихи, а восточные стихи строго по правилам восточного стихосложения: Главное слово (существительное). Прилагательное, прилагательное. Глагол, глагол, глагол. Фраза, выражающая отношение. Существительное. Например, так: Экзамен! Страшный, мучительный. Выучен, выстрадан, сдан. Кто придумал экзамены? Счастье!

Упражнение «Снайперы». Перечислите свои страхи или самые, на ваш взгляд, распространенные страхи ваших сверстников. То, что говорят ребята, записывается на заранее приготовленных полях для дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля. Задача участников - рассчитаться на 1-4-й. В результате получится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся - бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его команды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным маркером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют. Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команды или не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи. Упражнение «Письмо трусу». Задача учащихся - написать небольшое письмо трусу, в котором они должны оказать ему психологическую поддержку, приободрить и вселить уверенность в свои силы. После этого участники по очереди очень убедительно и с выражением читают это письмо своему отражению в зеркале. Затем в кругу происходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполнения этого упражнения. Упражнение «Лимон». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение «Сосулька». Встаньте, за-

кройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Упражнение «Воздушный шар». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.

Таким образом, психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки и прохождения ИГА способствует формированию психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при подготовке и сдаче ЕГЭ.

Литература

1. Жильцова Ю.В. Профилактика и коррекция психологического здоровья учащихся и педагогов при подготовке и сдаче ЕГЭ / Ю.В. Жильцова. Рязань, РИРО, 2010. С. 53.

2. Жильцова Ю.В. К вопросу формирования стрессоу-стойчивости у курсантов в условиях интеллектуальной конкуренции / Ю.В. Жильцова // Сборник научных трудов по материалам XII Международного семинара молодых ученых и аспирантов «Теоретическая и практическая психология в современных условиях». Тамбов, 2019. С. 77-80.

3. Корышева С.Е., Скопина И.Е., Холопова Е.Ю. Проблемы формирования творческих способностей курсантов образовательных учреждений ФСИН России / С.Е. Корышева, И.Е. Скопина, Е.Ю. Холопова / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 4. С.74-76.

4. Солохович С.Н. Психологическое сопровождение Единого государственного экзамена как общенациональной оценки качества образования / Сост.: С.Н. Солохович. Невин-номысск: МОУ гимназия 10 ЛИК, 2018. URL: http://docplayer. ru/41722725-MezMunarodnaya-pedagogicheskaya-akademiya-municipalnaya-gimnaziya-10-l...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.