Научная статья на тему 'Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников как компонента психологической готовности к сдаче ЕГЭ'

Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников как компонента психологической готовности к сдаче ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / образ внутренней уверенности / стрессоустойчивость / психологическая готовность в сдаче ЕГЭ. / professional self-determination / image of internal confidence / stress resistance / psychological readiness in passing the exam

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрченко И. В., Еремина А. Н.

Подготовка к сдаче ЕГЭ рассматривается как один из этапов профессионального самоопределения и период получения опыта преодоления сложной жизненной ситуации, возможность формирования образа внутренней уверенности и приобретения опыта решения жизненных задач, принятия одного из важнейших решений в жизни каждого человека – выбора профессиональной деятельности. Центральным личностным смыслом этого периода является формирование стержня личности, который впоследствии станет показателем эффективной карьерной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрченко И. В., Еремина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE IN SENIOR GRADUATES AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EXAMINATION

Preparation for passing the exam is considered as one of the stages of professional selfdetermination and the period of gaining experience in overcoming a difficult life situation, the possibility of forming an image of inner confidence and gaining experience in solving life problems, making one of the most important decisions in the life of every person the choice of professional activity. The central personal meaning of this period is the formation of the core of the personality, which will subsequently become an indicator of an effective career strategy

Текст научной работы на тему «Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников как компонента психологической готовности к сдаче ЕГЭ»

маленькую, жилплощадь. Быть с любимым человеком. Побывать в американской провинции»). Возможно, именно такое отношение к жизни и подразумевает «формула счастья» Альберта Эйнштейна: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, сопровождаемое постоянным беспокойством».

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. № 36. С. 29-104.

3. Врач, спасатель и военный: герой нашего времени. Опрос ВЦИОМ. № 4122. 06 декабря 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10058

4. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 51-61. doi: 10.17759/pse.2019240404

5. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. 2015. № 3-4 (121) июль-декабрь. С. 74-93.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни /Избранные тр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 766 с.

УДК159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕГЭ

Юрченко И.В. - канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж, пр-т Революции 24 irinapost46@rambler.ru

Еремина А.Н. - канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета, г. Курск ул. Радищева 33 eremina.n@mail. ru

Аннотация.

Подготовка к сдаче ЕГЭ рассматривается как один из этапов профессионального самоопределения и период получения опыта преодоления сложной жизненной ситуации, возможность формирования образа внутренней уверенности и приобретения опыта решения жизненных задач, принятия одного из важнейших решений в жизни каждого человека -выбора профессиональной деятельности. Центральным личностным смыслом этого периода является формирование стержня личности, который впоследствии станет показателем эффективной карьерной стратегии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образ внутренней уверенности, стрессоустойчивость, психологическая готовность в сдаче ЕГЭ.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE IN SENIOR GRADUATES AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EXAMINATION

Yurchenko I.V. - PhD, Associate Professor, Department of General and Social Psychology, Voronezh State University, Voronezh, Revolution Avenue 24 irinapost46@rambler.ru

Eremina A.N. - PhD, Associate Professor, Chair of Psychology of Education and Social Pedagogy, Kursk State University, Kursk, Radishchev 33 eremina.n@mail.ru

Abstract.

Preparation for passing the exam is considered as one of the stages of professional self-determination and the period of gaining experience in overcoming a difficult life situation, the possibility of forming an image of inner confidence and gaining experience in solving life problems, making one of the most important decisions in the life of every person - the choice of professional activity. The central personal meaning of this period is the formation of the core of the personality, which will subsequently become an indicator of an effective career strategy.

Key words: professional self-determination, image of internal confidence, stress resistance, psychological readiness in passing the exam.

Проблема выбора профессиональной деятельности, учебного заведения, в котором предстоит осваивать профессию, начинается с реальной оценки молодыми людьми своих возможностей, личностных качеств, способностей, профессиональных навыков и осознанного взвешенного отношения к сдаче ЕГЭ.

Большинство старшеклассников воспринимают ситуацию ЕГЭ как стрессовую. Что показывает и анализ ассоциаций обучающихся со словом «ЕГЭ», который выявил, что более 90% из них - негативные. К подобным ассоциациям относятся «страх», «ужас», «кошмар», «тупик» и др. Есть нейтральные ассоциации: «испытание», «жизненный этап», «выбор», «ответственность», позитивные же ассоциации отсутствуют. Вместе с тем, выбор и сдача ЕГЭ является одним из этапов профессионального самоопределения личности.

Профессиональное самоопределение выступает одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности и трактуется как самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, что предполагает выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в выбранной профессиональной деятельности [3]. Профессиональное самоопределение сопряжено с большим количеством трудностей и опирается на уровень самооценки и самоконтроля личности, ее эмоциональную стабильность, уровень притязаний, умение рефлексировать, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы, ценности и др. В нем, по мнению Н.С. Пряжникова, можно выявить три этапа: довузовский, вузовский и послевузовский. Причем эффективность каждого последующего этапа зависит от результативности предыдущего [3].

Если подробнее остановиться на довузовском этапе профессионального самоопределения, то, в большей степени ,он связан с формированием навыков трудовой деятельности, трудовым становлением личности, самоопределением способностей, субъективной оценкой профессий, определением возможностей развития в той или иной профессиональной сфере и, на основе выше перечисленного, выбором соответствующих дисциплин для сдачи единого государственного экзамена[3].В основе выбора перечня экзаменов, которые выпускник планирует сдавать в рамках ЕГЭ, и выбора стратегии поведения при подготовке к нему лежит умение принимать самостоятельные решения и сформированный образ внутренней уверенности старшеклассника.

Отношение обучающихся к единому государственному экзамену детерминируется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся факторы среды: мнение учителей, родителей и сверстников, в целом отношение общества к данному явлению. Ведущим внутренним фактором является психологический настрой личности, а именно состояние внутренней уверенности и готовности решить сложную жизненную задачу. Важно, чтобы в ситуации сдачи ЕГЭ старшеклассник нашел свой собственный

смысл. И в этом случае акцент нужно делать на понимании того, что любое жизненное событие приносит человеку опыт. Поведение и переживание в трудной ситуации может принести человеку выгоду. Если человек не видит для себя выгоды, то нужно найти и понять, какую цель он преследует, игнорируя решение сложной задачи и обучить новым способам решения. Другим примером личностного смысла является опыт установления новых социальных связей с теми, кто уже сдал экзамен или радость от решения трудной жизненной задачи. Центральным личностным смыслом выступает формирование стержня личности, который впоследствии станет показателем эффективной карьерной стратегии [2].

Личностный смысл погружения в стрессовую ситуацию является компонентом психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ. В рамках психологической готовности выделяют три основных компонента: 1) общенациональную готовность; 2) интеллектуальную готовность; 3) личностную готовность. Как показывает анализ трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к ЕГЭ, выполненный М.Ю. Чибисовой, наряду с когнитивными и процессуальными трудностями возникают личные трудности, которые связаны с личностными особенностями развития выпускника -эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т.п.[5].

Психологическая готовность выпускника к единому государственному экзамену понимается нами вслед за М.Ю. Чибисовой как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [5].

Анализируя понятие психологическая готовность, можно отметить, что, по мнению Д.И. Фельдштейна, под психологической готовностью понимают концентрацию сил личности, направленных на осуществление определенных действий [6].

Л.И. Разборова трактует психологическую готовность как эмоционально-побудительную психологическую силу, как «наличие индивидуально-психологических особенностей, отвечающих требованиям профессиональных задач» [4].

Психологическая готовность часто рассматривается как состояние, характеризующееся мобилизацией психологических возможностей человека, помогающих ему успешно действовать в данный конкретный интервал времени. Нередко это психическое состояние обозначается как «психологическая мобилизация» (К.К. Платонов), «внутренняя настроенность» (Д.И. Фельдштейн), «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов).

Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ представляет собой интегральный результат работы школы и включает в себя: определенный эмоциональный «настрой», внутреннюю психологическую настроенность на определенное поведение, концентрацию на целесообразных действиях, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Формирование психологической готовности связано со спецификой будущей деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности. Быть психологически готовым к деятельности - значит соответствовать требованиям этой деятельности.

Практическими психологами (И.А. Федосеевой, М.Ю. Чибисовой, Е.М. Филаковой, Ю.А. Шабатиной, Е.В. Швыревой и др.) разработан алгоритм работы психолога по формированию психологической готовности учащихся к экзамену на всех уровнях образования. Начинать формирование психологической готовности к сдаче ЕГЭ нужно с постановки цели (на основе потребностей и мотивов), выработки плана предстоящих действий, а затем воплощения появившейся готовности в предметных действиях, сравнения хода и результатов деятельности с поставленной целью, внесения корректив.

Эффективность психологической подготовки к сдаче ЕГЭ может вестись по следующим направлениям: самооценка реализации собственных потребностей, целей, успешности их достижения; отработка существующих страхов, связанных с экзаменом; поиск ресурсов уверенного поведения; формирование отношения к ситуации провала как

допустимой; формирование навыков управления временем; создание образа внутренней уверенности.

Одним из факторов, способствующих успешности прохождения итоговых испытаний, выступает умение противостоять стрессу, сопротивляемость жизненным трудностям, стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость понимается как способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям, это качество позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих [И.Р. Абитов 2014]. Стрессоустойчивость опирается на волевую составляющую (способность к саморегуляции, контролю над мыслями и эмоциями); психофизиологическую (особенности психики, темперамента, состояние нервной системы); эмоциональную (личный опыт предыдущих переживаний) и интеллект (умение анализа ситуаций, принятие правильных решений).

Психологическая готовность к ЕГЭ, развитие стрессоустойчивости формируется и поддерживается проведением воспитательной работы (беседы, киноклубы, квесты), выполнением задач, упражнений, участием в тренинговой работе.

Тренинговая работа, в основном, способствует формированию образа внутренней уверенности, который можно будет использовать как якорь непосредственно в ситуации экзамена. Уверенность в себе - это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям.

Формирование уверенности может опираться на аутогенные тренировки, упражнения на релаксацию, техники позитивного настроя, техники контроля эмоций и своего состояния, творческие упражнения, упражнения на саморегуляцию.

Например, упражнение «Тренировка стрессоустойчивости» может содержать следующую инструкцию:

У меня к вам просьба разбиться на пары сейчас. В паре начинают обсуждать любую тему (кроме интимных и очень личных). 3-5 минут разговаривают все в своих парах. По команде ведущего прекращают разговор. Одна из пар приглашается в центр и просят продолжить разговор с того места, на котором они остановились. И так все пары по очереди.

Группа наблюдает, что меняется в поведении говорящих.

Обсуждение:

- Как вы себя чувствуете сейчас, когда все вас слушают и смотрят на вас?

- Как вы чувствовали себя, когда говорили в паре.

Давайте внимательно рассмотрим:

- позы говорящих, что вы можете сказать об их речи.

- Что характерно для неуверенного поведения?

- Почему поведение меняется? Человек попадает в позицию оцениваемого.

- Как из нее выйти? Заняться делом, выполнить действие.

Попробуем сформулировать «образ уверенного человека» (из каких составляющих он складывается).

Запишите, что присуще образу уверенного человека и озвучьте (например, прямая спина, поднятый подбородок, громкий голос, улыбка и др.)

Также можно предлагать старшеклассникам рассматривать характеристики здоровой, уверенной в себе личности, как образец, который можно заимствовать для формирования уверенности.

Уверенному человеку свойственно:

- Эмоциональность речи. Уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера догадываться, какое чувство стоит за его словами. Уверенный человек выражает чувства именно в тот момент, когда они возникли. Он говорит о тех чувствах,

которые испытывает и не стремится скрыть или смягчить проявление как позитивных, так и негативных чувств.

- Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи. Ясное невербальное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным проявлением.

- Умение противостоять и атаковать. Оно проявляется в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на мнения и реакции окружающих.

- Использование Я - высказываний, т.е. умение говорить от первого лица и не прятаться за неопределенными формулировками.

- Уверенный человек способен без неловкости выслушивать похвалу в свой адрес, ему не свойственно самоуничижение и недооценка своих способностей и качеств.

- Уверенный в себе человек способен к импровизации, т. е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

Контроль отвлекающих факторов формируется благодаря упражнениям, подобным изложенному ниже.

Часто в стрессовых ситуациях человек тревожится, беспокоится, переживает. Волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние поддается сознательному регулированию. Давайте проверим, можно ли справиться с тем, что тебе очень мешает.

Группе дается задание представить во всех подробностях белого двугорбого верблюда, где он стоит, как выглядит. Представьте горб, шерсть, огромную морду с большими губами, широкие копыта. А теперь я вас попрошу в течение 3 минут не думать о белом верблюде. Вы можете думать о чем угодно, но ваши мысли не должны возвращаться к белому верблюду. Если вы все-таки подумаете о белом верблюде, то хлопните в ладоши и продолжайте дальше не думать о белом двугорбом верблюде. По моему сигналу - начнем! (хлопаешь в ладоши) Начали!

Обсуждение:

Я думаю вы убедились, что прогнать нежелательные мысли сложно. Мы все время возвращаемся к событию или образу эмоционально нас зацепившему, не подозревая, что это мощный источник стресса.

- Как удавалось переключиться на другое (если удалось)?

- Что потребовалось для переключения?

- Какие эффективные способы вы знаете, чтобы сосредоточиться?

- Как развить самообладание?

Не терять самообладание, сосредоточиться и успокоиться помогают упражнения на релаксацию и аутотренинг. К ним можно отнести несколько популярных способов тренировки самообладания:

Наиболее простой способ успокоиться - расслабить руки. Представьте ситуацию, которая вас очень тревожит, ощутите в теле определенное напряжение. Сядьте удобнее, положите руки на колени, почувствуйте тепло и мягкость рук, можете закрыть глаза. Подумайте о своих руках - если вы ощутите, что руки теплеют и становятся тяжелыми - вы максимально расслабились.

Еще один способ успокоиться связан с дыханием на счет. Закройте глаза устройтесь удобнее. На четыре счета делается вдох, на четыре счета - выдох.

Выберите любой предмет - сосредоточьте на нем свое внимание в течение определенного времени (пока я не скажу - стоп). Внимательно его рассматривайте, стараясь не на что не отвлекаться, на посторонние мысли.

Какой из способов показался вам наиболее подходящим?

Упражнение на саморегуляцию«Образ уверенности»

Закройте глаза, сядьте как можно удобнее, расслабьтесь, положите руки на колени. ПАУЗА

Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. ПАУЗА. Это зернышко вашей уверенности (или спокойствия). ПАУЗА. Дышите

ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и на своих ощущениях. Из него возникает символ вашей уверенности, ПАУЗА, рассмотрите его - на что он похож, ПАУЗА, что это за предмет? ПАУЗА. Он начинает расти, ПАУЗА, увеличиваться, ПАУЗА, заполняет всю вашу грудную клетку. ПАУЗА. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность. ПАУЗА. Сделайте несколько вдохов, сосредоточившись на ваших ощущениях ПАУЗА. А теперь откройте глаза. ПАУЗА. Нарисуйте символ своей уверенности, который вы представили. РИСУЮТ

Возвращайтесь в круг, расскажите нам о рисунке, почему именно этот предмет?

- что он для вас значит?

- какой он?

В психологии есть прием, если вы очень тревожитесь, волнуетесь - представьте этот символ (который сейчас нарисовали) и вы почувствуете, что становитесь спокойнее. Рисунки пусть останутся с вами для придания уверенности в дальнейшем.

Ответьте на вопрос: что помогает вам чувствовать себя более уверенно, и что вы можете порекомендовать себе, чтобы развивать в себе это чувство в нужные моменты?

Наряду с традиционными тренинговыми формами психологической подготовки к сдаче ЕГЭ, квест является инновационной формой, которая удовлетворяет потребность старшеклассников в новизне, социальном взаимодействии и активности. Практическими психологами накоплен опыт применения различных психологических упражнений для формирования образа внутренней уверенности в ситуации ЕГЭ. Квест позволяет выполнить данные упражнения в динамичной форме, когда создается фабула приключения с путешествиями по отдельным помещениям, в каждом из которых старшеклассники выполняют задание, за что получают в награду баллы. Кроме целей каждого конкретного этапа от участников требуется проявление способности быстро адаптироваться в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях.

Например, этап «Крылатые выражения» предполагает групповое обсуждение афоризмов, притч, рассказов направленных на расширение представлений о смысложизненных ориентирах («Надейся на лучшее, готовься к худшему», «Оказавшись на дне, я услышал стук снизу», «Или найду дорогу, или проложу ее сам» и т.д.). Этап «Дивергентное мышление» направлен на развитие диалектического мышления. Школьники анализируют ряд ситуаций с позиции пессимиста и оптимиста, учатся видеть положительные и отрицательные последствия различных жизненных событий, в том числе связанных с ЕГЭ. Например, ищут плюсы в ситуации провала экзамена. Минусы в ситуации крупного денежного выигрыша.

Упражнение «Стакан», когда школьники проживают смысл испытания через телесное упражнение. Они по заданию ведущего легко сминают обычный пластиковый стакан и осознают аналогию, что без внутренней уверенности ситуация ЕГЭ может так же причинить вред личности. Затем сравнивают результат со стеклянным стаканом, который уже сложнее повредить, потому что его свойства отличаются. Здесь демонстрируется роль внутреннего состояния в жизни человека и актуальность развития внутренней уверенности.

Этап «Герб и девиз». В рамках этого этапа участники рисуют и пишут то, что особенно ценят в жизни, что направленно на выявление собственной жизненной миссии, расширение границ восприятия от ситуации ЕГЭ до перспективных целей на будущее. Конкретизация этих целей происходит через составление плана конкретных действий на этапе «Прогнозирование» [1].

Квест применяется как дополнительная форма тренировки стрессоустойчивости в системе психологической подготовки к ЕГЭ. Для старшеклассников участие в таком квесте позволяет повысить уровень психологических знаний о собственной личности и познакомиться с приемами создания образа внутренней уверенности.

Кроме того формирование смысложизненных ориентиров, являющихся основой преодоления стрессовых ситуаций, возможно в форме группового обсуждения в киноклубе. Виртуальная реальность мира кино является прототипом реальных жизненных ситуаций.

Она воздействует на мировоззрение, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности. Дискуссии по поводу опыта совладающего поведения киногероев дифференцируют ценностные ориентиры участников, сближают единомышленников, вместе с тем, целенаправленно реализуют потребность в общении старшеклассников. Эффект артерапии при просмотре фильма способен освободить выпускника от страхов и фобий.

Разнообразие форм психологического сопровождения позволяет повышать до максимально возможного уровня способность противостоять стрессам. Постоянная тревожность, боязнь перемен, негативные сценарии развития событий отрицательно влияют на самочувствие, эмоциональный настрой и работоспособность обучающихся. В процессе использования разных форм работы с выпускниками у них появляется возможность выбрать для себя подходящие техники развития стрессоустойчивости.

Литература

1. Абитов И.Р. Здравый смысл против патологического стресса // Вестник практической психологии образования №3 (40) - июль - сентябрь 2014. - С. 99-105

2. Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 4. С. 27-49.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Сфера, 2009 - 425 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Разборова Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1979. - 161 с.

5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. - М: Генезис, 2009. - 92 с.

6. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М: Академия, 2002. - с.

49

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ВЫБОР СМЫСЛА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Лисичкина Алёна Геннадьевна, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» г. Москва / al1975@spartak.ru

Трушина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия; 454001, Россия, Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129, trushina_ia@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к проблеме сущности процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается не только как выбор профессии, но и как выбор образа жизни, смысла своего существования.

Ключевые слова: смысл жизни, профессиональное самоопределение, социальная ситуация развития.

THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A CHOICE OF

MEANING OF ITS EXISTENCE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.