Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ELDERLY PEOPLE / DEPENDENCE / PSYCHOLOGICAL HELP / HEALTH-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорчук Татьяна Александровна

В статье рассматривается необходимость социально-психологического сопро - вождения пожилых людей, имеющих различные виды зависимости. Оздоровительно-об- разовательные технологии являются важнейшей составляющей психологической работы с пожилыми людьми и должны осуществляться на основе выявления их интересов и потреб- ностей, возникающих проблем, определения потенциальных возможностей и ресурсовThe article discusses the need for socio-psychological support for older people with different types of dependence. Health-educational technologies are the most important component of psychological work with the elderly and should be carried out on the basis of identifying their interests and needs, emerging problems, identifying potential opportunities and resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 144-147

УДК 316.6-053.9 Сидорчук Татьяна Александровна Смоленский государственный университет

Музафарова Марина Владимировна Смоленский государственный университет

психологическая помощь пожилым людям как фактор профилактики зависимости

Ключевые слова: пожилые люди; зависимость; психологическая помощь; оздоровительно-образовательные технологии.

Аннотация: В статье рассматривается необходимость социально-психологического сопровождения пожилых людей, имеющих различные виды зависимости. Оздоровительно-образовательные технологии являются важнейшей составляющей психологической работы с пожилыми людьми и должны осуществляться на основе выявления их интересов и потребностей, возникающих проблем, определения потенциальных возможностей и ресурсов.

Во всем мире наблюдается резкое постарение населения. Пожилые люди составляют значительную часть населения нашей страны, и их численность возрастает с каждым годом. Анализируя исследования ценностных ориентаций пожилых людей, можно сделать вывод, что уровень здоровья и связанные с ним показатели качества жизни оцениваются самими пожилыми ниже среднего. В РФ ухудшение здоровья пожилых людей требует решения нескольких важнейших задач: подготовку врачей-гериатров, открытия геронтологических отделений в больницах, создание специализированной гериатрической скорой помощи, создание социально-психологического сопровождения пожилых людей.

С 2013 года на базе Смоленского государственного университета (СмолГУ) работает служба психологической помощи пожилым. Пожилые люди, приходя на занятия в «Институт третьего возраста», тут же, по мере необходимости, могут получить психологическую помощь. Люди старшего возраста стесняются обращаться за такой помощью, да в городе и нет квалифицированной геронтологической психологической помощи. В нашем же центре удалось привлечь к сотрудничеству профессиональных специалистов-геронтологов и психотерапевтов. Как оказалось, круг проблем у старшего поколения необычайно широк: это и вопросы ухода за партнером по состоянию здоровья, психология потери, конфликты с родственниками, ревность, материальные и сексуальные проблемы, чувство вины и т. д.

В психологическом отделении оказывается помощь всем возрастным категориям по следующим направлениям: психологическое сопровождение сложных периодов онтогенеза; психологическая диагностика; психологическая релаксация, преодоление последствий стрессов и чрезвычайных ситуаций; преодоление зависимостей и фобий; семейное консультирование; профориентация и др.

Если же речь идет о пенсионере с признаками зависимости, то такая потребность в психологической помощи возрастает во много раз. К важнейшим проблемам зависимости пожилых относятся: зависимость от алкоголя, курения, приема пищи. Злоупотребление алкоголем, курение, переедание резко ухудшают состояние соматического здоровья, способствуют психическим нарушениям.

По данным Национального совета по алкоголизму и наркотической зависимости количество людей от 50 лет и старше, которые нуждаются в лечении зависимости, стремительно возрастает, и в 2017 году эта цифра составила 4,5 миллиона человек. Пожилые люди имеют доступ к наркотическим веществам, отпускаемым по рецепту лекарств. Время от времени они путают одни препараты с другими и принимают предписанные лекарства неправильно. Кроме этого, пожилые граждане страдают от депрессивных и тревожных расстройств, сопровождающих серьезные жизненные изменения. Иногда пожилые люди считают, что предписанные лекарства не вызывают привыкания, поэтому они начинают заниматься самолечением. Каждый из 8 пожилых людей нуждается в лечении зависимости от лекарств (аптечных, предписанных, незаконных). Многие пожилые люди принимают лекарства из-под прилавка в сочетании с алкоголем, ухудшая симптомы депрессии и тревоги. От того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот возрастной кризис, зависит во многом его психическое здоровье.

Можно выделить основные признаки и симптомы зависимости у людей пожилого возраста: возросшее чувство изолированности, новые или усиленные волнения, привыкание к снотворным, потеря интереса к условно приятной деятельности, усиленное потребление алкоголя, пренебрежение личной гигиеной. Поэтому психологическая помощь пожилым людям является одним из важнейших факторов профилактики зависимости.

В связи с этим хотелось бы представить особенности психологической работы по профилактике зависимости в пожилом возрасте.

Основные формы психологической работы:

1. Психологическое просвещение.

Эта форма работы предполагает массовое обучение с использованием специальной литературы (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию. Она наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.

2. Консультирование.

Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей о здоровом образе жизни, а также помочь решить различные психологические проблемы. Но так как индивидуальное консультирование в большинстве случаев осуществляется на платной основе, выходом может стать волонтерская помощь студентов психологического факультета университета.

3. Групповая работа.

Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех пожилых людей, которые харак-

Материалы Научно-практической конференции «Современные подходы и православные традиции ...

теризуются негативным отношением к выходу на пенсию. Эта форма работы создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющей на процесс нормальной жизнедеятельности человека.

4. Образовательные технологии.

Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно ситуации и приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям окружающей среды, справляться с трудностями, которые присутствуют в их жизни. Часто способность пожилых людей к обучению недооценивается, тогда как в большинстве случаев в результате тренинга и занятий они не только восстанавливают утраченные функции и навыки, но и вырабатывают новые. В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения — одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии и социального обучения взрослых.

Сейчас накапливается опыт применения социально-адаптационных и социально-реабилитационных технологий и программ, в которых используются здоро-вьесберегающие приемы. Пожилой человек вовлекается в процесс восстановления собственного здоровья и из пассивного пользователя средств реабилитации становится активным участником процесса поддержания здорового образа жизни [2]. Отсутствие доступной научно обоснованной информации о поддержания здоровья, методах оздоровления и подходов, основанных на всестороннем развитии личности, является одной из главных преград, не позволяющих пожилым людям полноценно участвовать в решении социально-экономических и иных задач, стоящих перед нашей страной.

Оздоровительно-образовательные технологии — это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [1].

Необходимой составляющей современной системы геронтообразования должно стать получение знаний о сохранении здоровья человека и здоровья среды его проживания. К основным составляющим ЗОЖ пожилых людей относятся: рациональное питание (геродиетика), двигательная активность, спорт и туризм, трудовая деятельность в пожилом и старческом возрасте, герогигиена.

Проблемами оздоровительно-образовательных технологий с пожилыми людьми в России занимаются Т.М. Кононыгина, В.И. Жуков, С.И. Григорьев, Л.Г. Лаптев, О.П. Анисимова, А.Н. Плутницкая, В.Н. Черепов, Г.А. Парахонская, М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова, Б.Ф. Кондратова, М.В. Ермолаева. В их работах подробно раскрываются вопросы геронтообразования, и оздоровительно-образовательной деятельности с пожилыми людьми.

Результаты исследования отношения людей старшего возраста к оздоровительно-образовательному развитию на базе Института третьего возраста СмолГУ в 2016 году показали, что 88 % пожилых респондентов не против включения в образовательный процесс дополнительного блока оздоровительно-образовательного обучения, так как ими активно применяются освоенные методики самооздоровления в повсед-

невной жизни. 80% респондентов положительно оценили влияние оздоровительно-образовательного развития на улучшение здоровья пожилых людей. Наиболее популярными среди пожилых людей были следующие направления: танцетерапия (16%), Су-Джок (восточная нетрадиционная медицина), (32%), основы православной культуры (32%). В Институте третьего возраста респонденты предпочитают технологии, которые имеют более активный характер (танцетерапия, ЛФК, Су-Джок) по сравнению с пассивными технологиями (гимнастика для глаз, методики словесно-образного воздействия, гарденотерапия, фитотерапии и т.п.) [3].

Таким образом, психологическое сопровождение пожилых людей, включающее оздоровительно-образовательные технологии, как неотъемлемый фактор развития и саморазвития пожилого человека, должны стать частью геронтообразования, осуществляться на основе выявления интересов и потребностей, возникающих проблем обучающихся, определения потенциальных возможностей и ресурсов участников образовательного процесса. Важнейшим звеном социализации пожилых людей должно стать усвоение комплексного знания по здоровьесберегающему развитию, позволяющего пожилым людям успешно овладевать практическими навыками и умениями ЗОЖ и формировать у себя мотивации и стереотипы сохранения и укрепления здоровья.

Литература

1. Жуков В.И. Проблемы здорового образа жизни: инновационно-креативный подход к здоровье сохраняющему развитию: монография / В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев. М.: Издательско-полиграфи-ческий комплекс Российского государственного социального университета «Союз», 2007. 224 с.

2. Соколов Г.Я., Гаврилов В. Социально-реабилитационные и оздоровительно-образовательные программы с лечением для пожилых людей. М., 2008. 30 с.

3. Сидорчук Т.А., Харченко Д.О. Оздоровительно-образовательные технологии в геронтологии // Научно-практическая конференция преподавателей и студентов «10 лет на Смоленщине: к юбилею кафедры социальной работы в Смоленском государственном университете» 22 апреля 2016 года. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т 27. С. 66—69.

Sidorchuk T. A.

Muzafarova M. V.

Smolensk State University

Psychological assistance to the elderly as a factor of prevention of dependence

Key words: elderly people; dependence; psychological help; health-educational technologies.

The article discusses the need for socio-psychological support for older people with different types of dependence. Health-educational technologies are the most important component of psychological work with the elderly and should be carried out on the basis of identifying their interests and needs, emerging problems, identifying potential opportunities and resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.