Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ К РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ К РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьёв С.А., Грецов А.Г., Евсеев С.П.

Цель исследования - научное обоснование технологии психологической подготовки тренеров к взаимодействию с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра. Методика и организация исследования. Анализ литературных и иных информационных источников, обобщение опыта работы специалистов, опрос, фокус-группа. Сбор эмпирических данных проводился в ходе реализации курсов повышения квалификации «Психологическая подготовка тренеров к работе в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями» (преподаватель А.Г. Грецов), участвовало 18 специалистов. Результаты исследования и выводы. Предложена программа психологической подготовки тренеров к работе со спортсменами, имеющими РАС, призванная повысить эффективность взаимодействия с ними, а также личностную удовлетворенность профессиональной деятельностью. В психологическую подготовку тренеров, работающих в данной сфере, целесообразно включать: изучение психологических особенностей людей с РАС; тренинг выработки специальных коммуникативных навыков для работы с данным контингентом; освоение базовых техник психологической поддержки таких спортсменов; личностный тренинг (осознание субъективного смысла работы в этой сфере, поиск личностных ресурсов и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьёв С.А., Грецов А.Г., Евсеев С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF COACHES TO WORK WITH ATHLETES WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Objective of the study was to scientific substantiation of the technology of psychological preparation of trainers for interaction with persons with autism spectrum disorders.Methods and structure of the study. Analysis of literary and other information sources, summarizing the experience of specialists, survey, focus group. The collection of empirical data was carried out during the implementation of advanced training courses “Psychological training of coaches for work in sports for people with intellectual disabilities” (teacher A.G. Gretsov), 18 specialists participated.Results and conclusions. A program of psychological training of coaches to work with athletes with autism spectrum disorders is proposed, designed to increase the effectiveness of interaction with them, as well as personal satisfaction with professional activities. It is advisable to include in the psychological training of trainers working in this field: the study of the psychological characteristics of people with autism spectrum disorders; training in the development of special communication skills for working with this contingent; mastering the basic techniques of psychological support for such athletes; personal training (realization of the subjective meaning of work in this area, search for personal resources, etc.).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ К РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ К РАБОТЕ СО СПОРТСМЕНАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

УДК/UDC 796.01:612

Информация для связи с автором: skorobey64@mail.ru

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьёв1

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Грецов1, 2

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

С.П.Евсеев3

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF COACHES TO WORK WiTH ATHLETES WiTH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

PhD, Associate Professor S.A. Vorobev1 Dr. Hab., Professor A.G. Gretsov1' 2

Dr. of Education, professor, Corresponding member of Russian Academy of Education S.P.Evseev3

1 Federal State Budget Institution «Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture», St. Petersburg

2 The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

3 The Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - научное обоснование технологии психологической подготовки тренеров к взаимодействию с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра.

Методика и организация исследования. Анализ литературных и иных информационных источников, обобщение опыта работы специалистов, опрос, фокус-группа. Сбор эмпирических данных проводился в ходе реализации курсов повышения квалификации «Психологическая подготовка тренеров к работе в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями» (преподаватель А.Г. Грецов), участвовало 18 специалистов.

Результаты исследования и выводы. Предложена программа психологической подготовки тренеров к работе со спортсменами, имеющими РАС, призванная повысить эффективность взаимодействия с ними, а также личностную удовлетворенность профессиональной деятельностью. В психологическую подготовку тренеров, работающих в данной сфере, целесообразно включать: изучение психологических особенностей людей с РАС; тренинг выработки специальных коммуникативных навыков для работы с данным контингентом; освоение базовых техник психологической поддержки таких спортсменов; личностный тренинг (осознание субъективного смысла работы в этой сфере, поиск личностных ресурсов и т.д.).

Ключевые слова: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, расстройства аутистического спектра, подготовка тренеров.

Abstract

Objective of the study was to scientific substantiation of the technology of psychological preparation of trainers for interaction with persons with autism spectrum disorders.

Methods and structure of the study. Analysis of literary and other information sources, summarizing the experience of specialists, survey, focus group. The collection of empirical data was carried out during the implementation of advanced training courses "Psychological training of coaches for work in sports for people with intellectual disabilities" (teacher A.G. Gretsov), 18 specialists participated.

Results and conclusions. A program of psychological training of coaches to work with athletes with autism spectrum disorders is proposed, designed to increase the effectiveness of interaction with them, as well as personal satisfaction with professional activities. It is advisable to include in the psychological training of trainers working in this field: the study of the psychological characteristics of people with autism spectrum disorders; training in the development of special communication skills for working with this contingent; mastering the basic techniques of psychological support for such athletes; personal training (realization of the subjective meaning of work in this area, search for personal resources, etc.).

Keywords: sports of people with intellectual disabilities, autism spectrum disorders, training of trainers.

Введение. Спортсмены с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой разнородную группу как по особенностям физического развития, так и по психологическим характеристикам. Лица с РАС в спорте в большинстве случаев не могут конкурировать на равных с другими группами лиц с нарушениями интеллекта, внутри этой нозологической группы реально претендовать на высокие спортивные достижения тоже сможет весьма узкая прослойка участников.

В результате тренеры, работающие в спорте ЛИН (в отличие от работающих с подобным контингентом специалистов по АФК), чаще всего взаимодействуют с людьми, у которых РАС представлено в относительно легкой, частично компенсированной форме - иначе такие спортсмены просто не выдержали бы конкуренции с соперниками. В то же время, факт значительного снижения интеллекта у таких спортсменов имеет место всегда. Лица с явно выраженными признаками РАС в поведенческом плане, но сохранным интеллектом

(«синдром Аспергера»), остаются за рамками современной спортивно-функциональной классификации, так как один из важнейших критериев в ней касается снижения интеллекта, выраженного количественно (показатель Ю).

В связи с этим актуальной является задача подготовки тренерских кадров для работы с лицами, имеющими РАС. С одной стороны, она решается через разработку методических аспектов спортивной тренировки. Лица с РАС имеют особенности физического развития - в частности, распространены нарушения моторики, проприоцептивной чувствительности. Безусловно, это снижает возможности их спортивных достижений (особенно в сложнокоордина-ционных дисциплинах) и требует учета при работе тренера. Однако подобные нарушения все же не столь принципиальны, чтобы сделать невозможной экстраполяцию методик как из «традиционного» спорта ЛИН, так и из обычного спорта. С другой стороны, необходимо подготовить тренеров к учету психологических особенностей таких людей, и прежде всего к эффективной коммуникации с ними. Специфика работы со спортсменами, имеющими РАС, наиболее ярко проявляется как раз в этом аспекте.

Цель исследования - научное обоснование технологии психологической подготовки тренеров к взаимодействию с лицами, имеющими расстройства аутистического спектра.

Методика и организация исследования. Анализ литературных и иных информационных источников, обобщение опыта работы специалистов, опрос, фокус-группа. Сбор эмпирических данных проводился в ходе реализации курсов повышения квалификации «Психологическая подготовка тренеров к работе в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями» (преподаватель А. Г. Грецов), участвовало 18 специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные, характеризующие отношение тренеров к работе со спортсменами, имеющими РАС, и возникающие при этом затруднения, были получены в группе специалистов (п=18), проходивших курсы повышения квалификации. Все они работают в спорте ЛИН, представляют разные спортивные дисциплины (сравнительный анализ в силу небольшого объема выборки не проводился) и имеют опыт взаимодействия с представителями различных нозологических групп: «классическая» интеллектуальная недостаточность, РАС, синдром Дауна (см. таблицу).

Результаты опроса специалистов, работающих в сфере спорта ЛИН

Таким образом, специалисты отмечают, что работать с лицами, имеющими РАС, сложнее, чем с другими группами, относящимися к спорту ЛИН, и единодушны во мнении, что для этого нужна специальная подготовка. Недостающие для эффективной работы знания и умения касаются, в первую очередь, понимания и учета особенностей данного контингента, а не спорта ЛИН в целом либо общеметодических вопросов.

Мнения по поводу того, в группах какого состава целесообразно заниматься таким спортсменам (вопрос 3), расходятся, однако незначительно преобладает все же вариант инклюзии с обычными спортсменами. Занятия в общих группах с лицами, имеющими нарушения интеллекта иной природы, не очень желательны, так как такие условия являются стрессогенными для лиц с РАС, что побуждает их еще сильнее замыкаться в себе.

Сложности, с которыми сталкиваются тренеры, работающие со спортсменами, имеющими РАС, были конкретизированы в ходе проведения фокус-группы с теми же участниками. Основные затруднения состоят в следующем:

Люди с РАС периодически как будто «зависают», уходят в себя, и контакт с ними прерывается.

• Затруднена обратная связь: когда такому человеку что-то объясняешь, не ясно, понял он или нет.

• Эти люди не склонны подчиняться заданным извне правилам; складывается впечатление, что они живут по правилам, которые создали для себя сами.

• Когда возникают сложности, спортсмен с РАС не обращается за помощью, а наоборот, уходит в себя.

• На наши слова и действия человек с РАС может отреагировать совершенно неожиданным образом. В целом, поведение таких людей трудно предсказуемо, от тренера требуется постоянное внимание и контроль.

• У спортсменов с РАС слабо выражено подражание, для них труднодоступны инструкции типа «делай как я/как кто-то еще».

• Спортсмена с РАС легко «выбивает из колеи» любая неожиданная ситуация, когда что-то пошло не по плану (особенно на соревнованиях).

• Спортсмены с РАС неплохо справляются с однотипной, циклической деятельностью, но гораздо хуже проявляют себя в ситуациях, когда характер деятельности нужно быстро менять (как, например, в спортивных играх).

• Работа сложна в личностном плане: требует вложения больших эмоциональных ресурсов, а «отдача» меньше,

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Вопрос Варианты ответов

Оцените сложность работы с различными категориями людей, занимающимися спортом ЛИН (оценка по 5-балльной шкале) «Классическая» интеллектуальная недостаточность - 3,9 РАС - 4,3 Лица с синдромом Дауна - 3,6

Нужно ли выделить спортсменов с РАС в отдельный спортивно-функциональный класс? Да - 78% Нет - 5% Затрудняюсь ответить - 17 %

Следует ли спортсменам с РАС тренироваться вместе с такими же, как они? Да, из них лучше формировать отдельные группы - 28% Они могут тренироваться с другими группами, относящимися к спорту ЛИН - 21% Лучше инклюзивная модель (занятия вместе с обычными спортсменами) - 40% Затрудняюсь ответить - 11 %

Какого рода знаний, умений Вам не хватает для работы со спортсменами, имеющими РАС? Отражающих специфику РАС - 40% Отражающих специфику спорта ЛИН - 28 % О теории и методике спортивной тренировки в целом - 16 % Общепсихологических и педагогических - 16%

Требуется ли специальное обучение для работы со спортсменами, имеющими РАС, в сравнении с другими разновидностями ЛИН? Да - 100%

50

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | Мау

чем хотелось бы. Это вызывает неудовлетворенность собственной деятельностью, повышает риск профессионального выгорания.

• Анализ выявленных затруднений положен в основу программы психологической подготовки специалистов к работе со спортсменами, имеющими РАС. Она включает четыре модуля и рассчитана на 16 академических часов. Модуль 1. Психологические особенности лиц с РАС. Для

успешной тренерской работы с таким контингентом более важно не столько овладение психологическими и медицинскими теориями, объясняющими природу РАС, сколько понимание, как педагогическое воздействие будет воспринято с учетом ментальных особенностей адресата. Интеллект этих людей функционирует не «хуже», а качественно отлично от того, как у обычных сверстников. Необходимо уметь мысленно реконструировать их субъективную реальность, чтобы адекватно подбирать способы воздействия на них. Основное внимание предлагается уделять анализу кейсов, отражающих различные ситуации, возникающие при педагогическом взаимодействии с данным контингентом. На их примерах следует научить специалистов «смотреть на происходящее глазами подопечных», прогнозировать, как та или иная ситуация будет интерпретирована в их субъективной реальности, к каким поведенческим последствиям может привести.

Модуль 2. Тренинг выработки специальных коммуникативных навыков для работы с лицами, имеющими РАС. Коммуникативные навыки эффективно вырабатываются в ходе тренингов, что подразумевает игротехническое моделирование ситуаций, выступающих источником личного опыта, и создание условий для его рефлексии. В тренинг включаются следующие разделы:

• Совершенствование владения вербальными и невербальными средствами общения.

• Тренировка социальной наблюдательности, восприимчивости.

• Коммуникативные приемы для эффективного взаимодействия с людьми, имеющими РАС.

Модуль 3. Базовые техники психологической поддержки спортсменов с РАС. Именно тренер зачастую оказывается тем, от кого в первую очередь ждут психологической поддержки (особенно если это лица с РАС, социальная активность которых крайне ограничена). Задача превратить тренера в психолога-консультанта не ставится, однако овладение некоторыми профессиональными приемами индивидуальной и групповой психологической работы позволит действовать более эффективно, чем просто руководствуясь интуицией. Актуальны техники краткосрочного консультирования и психологического тренинга, позволяющие воздействовать на эмоциональную сферу. В частности, предлагается освоить:

• Базовые коммуникативные навыки, позволяющие вести помогающий диалог (активное слушание, перефразирование, отражение чувств, приемы «присоединения» к собеседнику).

• Техники быстрого воздействия на эмоциональную сферу (использование средств визуальной и пластической экспрессии, внушение и самовнушение).

• Приемы саморегуляции, преодоления стрессов (техники релаксации, дыхательные упражнения).

• Приемы групповой психологической работы, направленные на взаимодействие в команде, повышение степени эмоциональной вовлеченности в занятия.

Модуль 4. Личностный тренинг для специалистов, работающих со спортсменами, имеющими РАС. Основные направления работы:

• Рефлексия личностного смысла профессиональной деятельности в спорте ЛИН.

• Планирование траектории профессионального саморазвития, осознание ресурсов и препятствий.

• Совершенствование навыков тайм-менеджмента, целе-полагания и планирования.

• Психология стресса, приемы саморегуляции в стрессо-генных ситуациях.

Повышенное внимание уделяется предотвращению профессионального выгорания специалиста. В частности, для этого важно уметь психологически дистанцироваться от работы в то время, когда ей непосредственно не занимаешься, не переносить профессиональные затруднения на самооценку в личностном плане, поддерживать себя в «ресурсном состоянии», рефлексировать и контролировать свои негативные эмоциональные состояния.

Описанные модули могут проводиться в рамках курсов повышения квалификации для тренеров, а также при подготовке студентов, получающих образование в области адаптивной физической культуры и спорта.

Выводы. Основные проблемы, с которыми сталкиваются тренеры, работающие со спортсменами с РАС, касаются: коммуникации с ними и получения обратной связи; обучения действию по правилам; неадекватной реакции таких спортсменов на ситуации затруднений; прогнозирования их поведения; реакций на непредсказуемые, изменяющиеся ситуации. Сложности носят не столько методический, сколько психологический характер.

В психологическую подготовку тренеров, работающих в данной сфере, целесообразно включать: изучение психологических особенностей людей с РАС; тренинг выработки специальных коммуникативных навыков для работы с данным контингентом; освоение базовых техник психологической поддержки таких спортсменов; личностный тренинг (осознание субъективного смысла работы в этой сфере, поиск личностных ресурсов и т. д.).

Использованная литература

1. Адеева, Т.Н. Дети с расстройствами аутистического спектра: современные представления и педагогическая помощь / Т.Н. Адеева, Е.В. Куфтяк, Е.В. Патрина и др.; отв. ред. И. В. Тихонова. -Кострома: КГУ, 2017. - 196 с.

2. Воробьёв, С.А. Психофизические возможности лиц с расстройствами аутистического спектра и возможности их участия в пара-лимпийском спорте / С.А. Воробьёв, Е.С. Набойченко // Психическое здоровье и образование: сб. научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018. -С. 449-456.

3. Евсеев, С.П. Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов: реалии и перспективы / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.А. Шелехов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 8. - C. 40-42.

4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - 6-е изд., стер. - М.: Тере-винф, 2010. - 288 с.

References

1. Adeeva T.N., Kuftyak E.V., Patrina E.V. et al. Deti s rasstrojstvami autis-ticheskogo spektra: sovremennye predstavleniya i pedagogicheskaya pomoshch [Children with autism spectrum disorders: modern ideas and pedagogical assistance]. Kostroma: KGU publ., 2017. 196 p.

2. Vorobyov S.A., Naboichenko E.S. Psihofizicheskie vozmozhnosti lic s rasstrojstvami autisticheskogo spektra i vozmozhnosti ih uchastiya v paralimpijskom sporte [Psychophysical capabilities of persons with autism spectrum disorders and the possibility of their participation in Paralympic sports]. Psihicheskoe zdorove cheloveka xXl veka [Mental health of a person of the XXl century]. Proceedings II Congress. 2018. pp. 449-456.

3. Evseev S.P., Evseeva O.E., Shelekhov A.A. et al. Sport lic s intelle-ktualnymi narusheniyami i konvenciya OON o pravah invalidov: realii i perspektivy [Sports of Persons with Intellectual Disabilities and the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities: Realities and Prospects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 8. pp. 40-42.

4. Nikolskaya O.S., Baenskaya E.R., Liebling M.M. Autichnyj rebenok: Puti pomoshchi [An autistic child: Ways to help]. 6th ed. Moscow: Terevinf publ., 2010. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.