Научная статья на тему 'СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ / МОДЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОРТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Шелехов А.А., Аксенов А.В.

Цель исследования - раскрыть особенности традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев. Результаты исследования и выводы. В рамках исследования представлены принципиальные различия паралимпийского и специального олимпийского движений адаптивного спорта. Представлена организационная структура спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации. Рассмотрены состояния развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации. Предлагаются два стратегических направления развития данного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации: 1. Увеличение количества спортивно-функциональных классов лиц с интеллектуальными нарушениями в паралимпийских программах, добавив к существующему классу (ИН-1) класс лиц с синдромами (Даун-синдром и др.) (ИН-2) и лиц с расстройством аутистического спектра (РАС) (ИН-3). 2. Дальнейшее развитие взаимодействий и координации спорта ЛИН паралимпийского и специального олимпийского направлений, включая проведение совместных соревнований, подготовку спортивных судей, региональных судейских коллегий и другие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Шелехов А.А., Аксенов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DISABILITY SPORT AND UN CONVENTION ON RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES: REALIA AND POTENTIAL

Objective of the study was to define the specifics of traditional and non-traditional competition organization models for Olympians, Paralympians, and Deaflympians. Methods and structure of the study. The article presents the fundamental differences between the Paralympic and Special Olympic Movements, as well as the organizational structure of intellectual disability sport in the Russian Federation, its current state and development trends. One of them, a very authoritative organization in the world community, is Special Olympics Inc. (SOI), which is based on the private Kennedy Family Foundation and implements a non-traditional competition organization model. The second largest but equally distinguished international sports organization - World Intellectual Impairment Sport (VIRTUS) - implements a well-known traditional competition organization model used during the Olympic, Paralympic, and Deaflympic Games. Results and conclusions. There are two strategic directions of development of intellectual disability sport in the Russian Federation: 1. To increase the number of functional training classes for persons with intellectual disabilities trained under paralympic programs, adding to the existing class (ID-1) persons with particular syndromes (Down’s syndrome and others) (ID-2) and persons with the autism spectrum disorder (ASD) (ID-3). 2. To further develop synergies and coordinate intellectual disability sport as part of the Paralympic and Special Olympic Movements, which includes running joint competitions, training of referees, region’s officials, and other matters.

Текст научной работы на тему «СПОРТ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

спорт лиц с ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК/UDC 796/799

Поступила в редакцию 21.02.2021 г.

Информация для связи с автором: spevseev@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования С.П. Евсеев1, 2' 3 Доктор педагогических наук, профессор О.Э. Евсеева1 Кандидат педагогических наук А.А. Шелехов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Аксенов1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, Москва

3Паралимпийский комитет России, Москва

INTELLECTUAL DiSABiLiTY SPORT AND UN CONVENTiON ON RIGHTS OF PERSONS WiTH DISABiLiTiES: REALIA AND POTENTiAL

Dr. Hab., Professor, Corresponding Member of the Russian Academy

of Education S.P. Evseev1, 2, 3

Dr. Hab., Professor O.E. Evseeva1

PhD A.A. Shelekhov1

PhD, Associate Professor A.V. Aksenov1

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

2Russian Sports Federation of Intellectually Disabled, Moscow 3Russian Paralympic Committee, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев.

Результаты исследования и выводы. В рамках исследования представлены принципиальные различия паралимпийского и специального олимпийского движений адаптивного спорта. Представлена организационная структура спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации. Рассмотрены состояния развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации.

Предлагаются два стратегических направления развития данного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации:

1. Увеличение количества спортивно-функциональных классов лиц с интеллектуальными нарушениями в паралимпийских программах, добавив к существующему классу (ИН-1) класс лиц с синдромами (Даун-синдром и др.) (ИН-2) и лиц с расстройством аутистического спектра (РАС) (ИН-3).

2. Дальнейшее развитие взаимодействий и координации спорта ЛИН пара-лимпийского и специального олимпийского направлений, включая проведение совместных соревнований, подготовку спортивных судей, региональных судейских коллегий и другие вопросы.

Ключевые слова: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, Конвенция ООН о правах инвалидов, модели соревновательной деятельности, спортивно-функциональные классы.

Abstract

Objective of the study was to define the specifics of traditional and non-traditional competition organization models for Olympians, Paralympians, and Deaflympians.

Methods and structure of the study. The article presents the fundamental differences between the Paralympic and Special Olympic Movements, as well as the organizational structure of intellectual disability sport in the Russian Federation, its current state and development trends. One of them, a very authoritative organization in the world community, is Special Olympics Inc. (SOI), which is based on the private Kennedy Family Foundation and implements a non-traditional competition organization model.

The second largest but equally distinguished international sports organization - World Intellectual Impairment Sport (VIRTUS) - implements a well-known traditional competition organization model used during the Olympic, Paralympic, and Deaflympic Games.

Results and conclusions. There are two strategic directions of development of intellectual disability sport in the Russian Federation:

1. To increase the number of functional training classes for persons with intellectual disabilities trained under paralympic programs, adding to the existing class (ID-1) persons with particular syndromes (Down's syndrome and others) (ID-2) and persons with the autism spectrum disorder (ASD) (ID-3).

2. To further develop synergies and coordinate intellectual disability sport as part of the Paralympic and Special Olympic Movements, which includes running joint competitions, training of referees, region's officials, and other matters.

Keywords: intellectual disability sport, UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, competition organization models, functional training classes.

Введение. Представления о неполноценности, необучаемости лиц с интеллектуальными нарушениями, которых, как правило, называют обидным выражением «умственно отсталые», порождает много препятствий для широкого внедрения в работу с ними адаптивного спорта, о пользе которого для комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов именно этой нозологии, повышения качества их жизни уже так много известно [1-4].

Подобные, безусловно, неверные, психологические стереотипы настолько распространены, что приводят к дискриминации лиц с интеллектуальными нарушениями не только по отношению к здоровым спортсменам, но и спортсменам-инвалидам других нозологических групп - глухих, слепых, лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Причем в адаптивном спорте эти стереотипы распространены не только в отдельных странах, но и в международном спортивном сообществе.

Для того, чтобы выбрать верное направление развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, обеспечить реализацию установочных положений о спорте Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной и в Российской Федерации, необходимо разобраться в сущности и моделях данного вида адаптивного спорта, осуществляемых как в мировом спортивном сообществе, так и в Российской Федерации.

Цель исследования - раскрыть особенности традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в мире, а с 2012 года и в Российской Федерации функционируют две различные спортивные организации, реализующие адаптивный спорт с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения.

Одна из них в мировом сообществе - это очень авторитетная организация - Международная Специальная Олимпиада (Special Olympics Inc. - SOI), базирующаяся на частном фонде семьи Кеннеди и реализующая нетрадиционную модель соревнований [2-4].

Вторая крупная и не менее уважаемая международная спортивная организация - Всемирная организация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (World Intellectual impairment sport - VIRTUS) - претворяет в жизнь хорошо всем знакомую традиционную модель соревновательной деятельности, которую используют олимпийцы, паралимпийцы,сурдлимпийцы.

В Российской Федерации также существуют две национальные спортивные федерации - это Специальная Олимпиада России (СОР) и Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ВФСЛИН), президентом которой является один из авторов настоящей статьи. Соответственно Специальная Олимпиада России курируется Международной Специальной Олимпиадой (SOI), а Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями - Всемирной организацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (с 2020 г. VIRTUS), которые реализуют принципиально отличающиеся модели соревновательной деятельности.

Нетрадиционная или более «мягкая» модель оценки соревновательной деятельности, разработанная Международной Специальной Олимпиадой (SOI) и строго ею контролируемая, исходит из того, что традиционная «жесткая» модель оценки соревновательной деятельности не сможет правильно восприниматься лицами с интеллектуальными нарушениями, будет вызывать у них неадекватные реакции, непонимание, тревожность и стрессовые состояния.

В чем же состоит, прежде всего, «смягчение» оценки достижений спортсменов в модели Международной Специальной Олимпиады? Это «смягчение» оценки результатов соревнований достигается, по существу, отменой понятия «проигравший», занявший последнее место и т. п., путем запрета ранжирования спортсменов в рамках соревновательной дисциплины по достигнутым результатам.

Так, например, в традиционной модели соревновательной деятельности в легкой атлетике или плавании проводится несколько предварительных соревнований, чтобы по результатам предварительных стартов определить лучший состав финалистов, которые и разыграют между собой один комплект медалей (золотую, серебряную и бронзовую), а остальные спортсмены будут расставлены по местам (про-ранжированы) в соответствии с продемонстрированными ими результатами (от четвертого места до последнего). В нетрадиционной модели соревновательной деятельности, реализуемой Международной Специальной Олимпиадой, предварительные результаты соревнований используются для распределения всех спортсменов на дивизионы (минимум - три, максимум - восемь) по следующему принципу: разница между лучшим и худшим результатом должна быть как можно ближе к 15 процентам.

После чего в каждом дивизионе разыгрывается свой комплект медалей: золотой, серебряной и бронзовой. При этом нетрадиционная модель запрещает регистрацию (фиксацию) и восхваление рекордов спортсменов (мира, Европы, страны, региона и т. д.). Запрещается также поднимать флаг страны и слушать гимн страны спортсмена-победителя, материальное вознаграждение победителей и многое другое.

Таким образом, использование в нетрадиционной модели соревнований разделения спортсменов на дивизионы, в которых каждый участник считается победителем, розыгрышей в каждом дивизионе золотой, серебряной и бронзовой медалей, жеребьевки спортсменов при их отборе на соревнования более крупного масштаба и другие особенности, по существу, исключают принцип приоритетности спортивного результата, без которого немыслима традиционная модель оценки достижений спортсменов в олимпийском, па-ралимпийском и сурдлимпийском видах спорта [4-6].

Это приводит к тому, что, например, в России соревнования специальной олимпиады не относятся к собственно спортивным, а трактуются как физкультурно-оздоровительные мероприятия рекреационного характера, использующие идею состязательности. Это происходит потому, что адаптивный спорт в рамках специальной олимпиады не включен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), по нему не предусмотрен Федеральный стандарт спортивной подготовки (ФССП), он не включен в Единый календарный план спортивных мероприятий (ЕКП) и др. [4].

Настоятельно рекомендуя всем лицам с интеллектуальными нарушениями «мягкую» модель оценки соревновательной деятельности, Международная Специальная Олимпиада фактически признает неполноценность данной категории граждан, их неспособность участвовать в спорте по правилам и принципам, обязательным для лиц, не имеющих интеллектуальных ограничений.

А это, в свою очередь, приводит к ущемлению прав лиц с интеллектуальными нарушениями, особенно имеющих легкую степень поражения, а также расстройства аутистическо-го спектра и некоторых других категорий граждан, поскольку лишает их возможности участия в соревнованиях по традиционной модели спорта, что безусловно, следует рассматривать как нарушение Конвенции ООН о правах инвалидов

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

и, по существу, как дискриминацию перечисленных граждан в данной сфере.

Кроме того, специальная олимпиада имеет ряд недостатков, о которых пишут зарубежные исследователи [5, 6], а именно: возрастное несоответствие, доминирующая роль тренера, развитие негативных образов, патернализм и другие.

Эта проблема снимается в паралимпийском направлении спорта ЛИН, курируемом в мире Всемирной организацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (VIRTUS) и ФСЛИН в России. Выполнение установочных принципов Конвенции ООН о правах инвалидов в спорте достигается тем, что спорт ЛИН использует традиционную модель соревнований, являясь составной частью паралимпийского спорта [4, 6].

Традиционная модель соревнований позволяет социализировать лиц с легкой степень интеллектуальных нарушений, с расстройством аутистического спектра и некоторых других категорий, которые, кстати, составляют большинство в данной нозологической группе, и интегрировать их в реальную жизнь общества, где, увы, не бывает «дивизионов» и «мягких моделей взаимодействий», где не избежать жестких ситуаций проигрыша и поражений.

Таким образом, только совместная работа VIRTUS и SOI, ВФСЛИН и СОР позволяет в полной мере реализовать основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов применительно к лицам с различными степенями (уровнями) интеллектуальных нарушений.

К сожалению, в Российской Федерации спорт лиц с интеллектуальными нарушениями в течение более чем 20 лет реализовывался только в рамках программ специальной олимпиады. Это привело к заблуждению, что адаптивный спорт ЛИН может исчерпываться только одной моделью, что, подчеркнем еще раз, должно трактоваться как дискриминация категории граждан с легкой степенью интеллектуальных нарушений, с расстройством аутистического спектра.

Всероссийская федерация спорта ЛИН образована в 2012 г., перед летними Паралимпийскими играми 2012 г. в Лондоне, в программу которых был включен спорт ЛИН.

Признание спорта ЛИН в Росси, внедрение его в практику работы с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения, существенным образом увеличило мотивацию для занятий адаптивным спортом как у спортсменов, которые теперь могли получать спортивные разряды и спортивные звания («мастер спорта России», например), так и у тренеров, для которых стало возможным получить статус «Заслуженного тренера России», материальные вознаграждения за спортивные достижения своих учеников и другие поощрения.

Все это привело к тому, что за период с 2012 по 2019 гг., по данным федерального статистического наблюдения (форма № 3-АФК), число лиц с интеллектуальными нарушениями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, достигло в 2019 г. 275 616 человек, что превышает данные показатели лиц с нарушением зрения (121399 человек), слуха (115 674 человек), ОДА (205 692 человек). Этот показатель у ЛИН увеличился более чем в три раза по сравнению с 2012 годом, когда была создана Всероссийская федерация спорта ЛИН.

Завершая рассмотренные состояния развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации, необходимо констатировать, что, начиная с 2012 года, осуществляется полноценная реализация установочных положений Конвенции ООН о правах инвалидов в нашей стране в данной сфере социальной практики. Важно подчеркнуть, что между ВФСЛИН и СОР в 2014 г. подписано согла-

шение о сотрудничестве, которое действует и в настоящее время.

Каковы же перспективы развития данного вида адаптивного спорта?

Говоря о перспективах его развития в мире, логично ожидать улучшение координации между двумя международными спортивными федерациями - SOI и VIRTUS. Спортивным сообществом давно ожидается подписание соглашения (договора) между ними, в котором будут более точно разграничены полномочия каждой из этих федераций, намечен план совместных спортивных мероприятий, учитывающий особенности философии развиваемых ими спортивных движений, оговорены возможные индивидуальные спортивные траектории занимающихся адаптивным спортом лиц с интеллектуальными нарушениями, унифицирована система спортивной классификации данных спортсменов и многие другие вопросы.

Данное соглашение между SOI и VIRTUS должно стать примером для подписания аналогичных соглашений между национальными спортивными федерациями, развивающими специальное олимпийское движение, с одной стороны, и па-ралимпийское движение спорта ЛИН, с другой.

Вывод. Говоря о дальнейших перспективах развития данного вида адаптивного спорта в Российской Федерации, выделим два стратегических направления:

• По аналогии с решением VIRTUS добиться увеличения до трех спортивно-функциональных классов лиц с интеллектуальными нарушениями в паралимпийских программах, добавив к существующему классу (ИН-1) класс лиц с синдромами (Даун-синдром и др.) (ИН-2) и лиц с расстройством аутистического спектра (РАС) (ИН-3).

• Дальнейшее развитие взаимодействий и координации спорта ЛИН паралимпийского и специального олимпийского направлений, включая проведение совместных соревнований, подготовку спортивных судей, региональных судейских коллегий и другие вопросы.

Литература

1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: Метод. Пособие / С.И. Веневцев. - М.: Советский спорт, 2004. - 96 с.

2. Евсеев С.П. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта. Глава 16 учебника «Теория и организация адаптивной физической культуры» / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 307-323.

3. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / Адаптивная физическая культура // С П. Евсеев. - 2012. - № 2 (50). - С. 2-11.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.

References

1. Venevtsev S.I. Adaptivny sport dlya lits s narusheniem intellekta [Adaptive sports for persons with intellectual disabilities]. Teaching aid. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2004. 96 p.

2. Evseev S.P. Spetsialnoe olimpiyskoe dvizhenie kak vedushchee netraditsionnoe napravlenie razvitiya adaptivnogo sporta. Glava 16 uchebnika «Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury» [Special Olympic Movement as Leading Non-Traditional Direction in Development of Adaptive Sports. Chapter 16 of textbook "Theory and organization of adaptive physical education]. 2nd ed. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2005. pp. 307-323.

3. Evseev S.P. Adaptivny sport dlya lits s intellektualnymi narusheniyami: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Adaptive sports for persons with intellectual disabilities: state and development prospects]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2012. No.2 (50). pp. 2-11.

4. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and organization of adaptive physical education]. Textbook. Moscow: Sport publ., 2016. 616 p.

5. Jan Burms Intellectual Disability, Special Olimpics and Parasport. The Palgrave Handbook of Paralympic Studies, 2018. pp. 417-437.

6. Keith Storey The Case Against the Special Olimpics. Journal of Disability Policy Studies, Vol. 15, no. 0, 1/2004. pp. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.