Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно-опасных ситуациях'

Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно-опасных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3166
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ГИПЕРСТРЕСС / ДИСТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕССОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВОЛЕВОЙ НАСТРОЙ / EXTREME SITUATION / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / EXTREME FACTORS / DEADAPTATION / HYPER-STRESS / DISTRESS / PSYCHOLOGICAL QUALITIES / PSYCHOLOGICAL PROPERTIES / PSYCHOLOGICAL TRAINING / STRESS RESISTANCE / STRONG-MINDEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Алла Викторовна, Сальникова Екатерина Сергеевна

Повышение эффективности психологического обеспечения деятельности личного состава неразрывно связано с совершенствованием организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Организация процесса овладения и постоянного совершенствования профессиональных психологических знаний, умений и навыков сотрудников, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, рассматривается как важнейший элемент всей системы психологического обеспечения правоохранительных органов. При этом профессиональная психологическая подготовка тесно взаимосвязана с другими направлениями психологической работы (профессиональным психологическим отбором, психологическим сопровождением служебной, учебной деятельностей и т. п.). Существующая практика профессиональной подготовки личного состава показывает, что уровень психологической подготовленности, степень сформированности психологической устойчивости сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, уровень развития профессионально важных психологических качеств являются необходимым условием эффективности профессиональной деятельности и одним из слагаемых успешности выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Эффективная организация профессиональной психологической подготовки способствует формированию у сотрудников психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в жизненно-опасных ситуациях профессиональной деятельности, возложенных на правоохранительные органы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова Алла Викторовна, Сальникова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN LIFE HAZARDOUS SITUATIONS

Increase of psychological ensuring activity efficiency of staff is inseparably linked with improvement of the organization of professional training of law enforcement officials. The organization of possessing process and continuous improvement of professional psychological knowledge, skills of the employees necessary for successful performance of professional tasks is considered as the most important element of all system of psychological providing of law enforcement agencies. At the same time professional psychological training is closely interconnected with other directions of psychological work (professional psychological selection, psychological maintenance of office, educational activity, etc.). The existing practice of staff professional training shows that the level of psychological preparation, degree of psychological resistance formation of employees to actions in extreme situations, a level of development of professionally important psychological qualities are a necessary condition of efficiency of professional activity and one of the office and fighting tasks composed success of performance in extreme conditions. The effective organization of professional psychological training promotes formation in employees of the psychological knowledge and skills necessary for successful performance of professional tasks in life and hazardous situations of professional activity assigned to law enforcement agencies of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно-опасных ситуациях»

Я • 7universum.com

АЖ UNIVERSUM:

ЛГУ\ психология и образование

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНЕННО-ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Мещерякова Алла Викторовна

канд. юрид. наук, доцент Южного федерального университета, 344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

E-mail: amesheryakova@sfedu. ru

Сальникова Екатерина Сергеевна

студент Южного федерального университета, 344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

E-mail: ek.salnikova96@yandex. ru

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN LIFE HAZARDOUS SITUATIONS

Alla Meshcheryakova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of South Federal University, 344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya Street, 105/42

Ekaterina Salnikova

Student of South Federal University, 344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya Street, 105/42

АННОТАЦИЯ

Повышение эффективности психологического обеспечения деятельности личного состава неразрывно связано с совершенствованием организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Организация процесса овладения и постоянного совершенствования профессиональных психологических знаний, умений и навыков сотрудников, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, рассматривается как важнейший элемент всей системы психологического

Мещерякова А.В., Сальникова Е.С. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно - опасных ситуациях // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (23) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3178

обеспечения правоохранительных органов. При этом профессиональная психологическая подготовка тесно взаимосвязана с другими направлениями психологической работы (профессиональным психологическим отбором, психологическим сопровождением служебной, учебной деятельностей и т. п.).

Существующая практика профессиональной подготовки личного состава показывает, что уровень психологической подготовленности, степень сформированности психологической устойчивости сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, уровень развития профессионально важных психологических качеств являются необходимым условием эффективности профессиональной деятельности и одним из слагаемых успешности выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Эффективная организация профессиональной психологической подготовки способствует формированию у сотрудников психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач в жизненно-опасных ситуациях профессиональной деятельности, возложенных на правоохранительные органы Российской Федерации.

ABSTRACT

Increase of psychological ensuring activity efficiency of staff is inseparably linked with improvement of the organization of professional training of law enforcement officials. The organization of possessing process and continuous improvement of professional psychological knowledge, skills of the employees necessary for successful performance of professional tasks is considered as the most important element of all system of psychological providing of law enforcement agencies. At the same time professional psychological training is closely interconnected with other directions of psychological work (professional psychological selection, psychological maintenance of office, educational activity, etc.).

The existing practice of staff professional training shows that the level of psychological preparation, degree of psychological resistance formation of employees to actions in extreme situations, a level of development of

professionally important psychological qualities are a necessary condition of efficiency of professional activity and one of the office and fighting tasks composed success of performance in extreme conditions.

The effective organization of professional psychological training promotes formation in employees of the psychological knowledge and skills necessary for successful performance of professional tasks in life and hazardous situations of professional activity assigned to law enforcement agencies of Russian Federation.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, психологическая подготовленность, экстремальные факторы, дезадаптация, гиперстресс, дистресс, психологические качества, психические свойства, психологическая подготовка, стрессовая устойчивость, волевой настрой.

Keywords: extreme situation; psychological preparation; extreme factors; deadaptation; hyper-stress; distress; psychological qualities; psychological properties; psychological training; stress resistance; strong-mindedness.

Обострившиеся социально-экономические и политические противоречия в современной России неуклонно способствуют стойкой тенденции к росту преступности, особенно если иметь в виду наиболее тяжкие и кровавые ее виды. В этой ситуации проблема профессионально-психологической подготовки сотрудников и их поведения в ситуациях, связанных с серьёзным риском для жизни, приобретает небывалую актуальность.

Проблема обеспечения психологической помощи и поддержки сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных условиях деятельности разрабатывается в отечественной науке с начала 90-х годов прошлого века (А.И. Адаев, Н.В. Андреев, С.В. Андреева, О.И. Бродченко, Т.А. Дегтяренко, И.Б. Журавлева, С.И. Захарова, И.О. Котенев, Е.В. Лапшин, Т.Н. Левашова, М.В. Леви, М.И. Марьин, А.И. Папкин, А.В. Пищелко, AA. Прошин, В.Н. Смирнов, Н.В. Тарабрина, Н.Н. Харламова, Г.В. Шутко и др.).

В зарубежной психологии проблема расстройств психики после участия сотрудников в боевых действиях стала освещаться со 2-ой половины XIX века (Де Коста, А. Кардинер, Р. Лацарус, 3. Фрейд). Позднее некоторые зарубежные авторы обратили внимание на экстремальность условий конкретно правоохранительной службы (В. Gersons, L. Miller и др.).

В 1995-1997 гг. в нашей стране появились разработки А.И. Папкина и А.В. Буданова, а позднее А.М. Столяренко, которые постепенно стали внедряться в практику правоохранительной деятельности. Это стало предпосылкой к возникновению новых научно-прикладных направлений, таких как «экстремально-юридическая психология», «экстремально-юридическая педагогика» и «экстремальная психопедагогика».

Активно изучалась проблема готовности сотрудников к профессиональной деятельности в правоохранительных органах (В.Л. Васильев и др.), а также этапы профессионализации названных сотрудников (В.Г. Михайловский и др.).

Ряд исследований направлен на изучение способности сотрудников к морально-психологической адаптации относительно всего многообразия условий профессиональной деятельности (И. А. Латкова и др.).

В исследованиях К.К. Платонова, Ю.А. Александровского, Н.В. Андреева, М.И. Дьяченко, П.П. Короленко, В.И. Лебедева, О.С. Лобасова, М. Магомед-Эминова, А.В. Махнач, И.Б. Пономарева, Л.С. Спивака, Б.П. Щукина и др. выявлены типы, условия и особенности экстремальных ситуаций, исследована деятельность личности в этих ситуациях, уделено большое внимание изучению экстремальных ситуаций в контексте специфики службы в правоохранительных органах.

Проблема психологической подготовки сотрудников к деятельности в экстремальных условиях, по мнению ряда ученых, решается посредством роста стрессоустойчивости (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Р.Л. Кричевский, О.В. Москаленко, А.А. Налчаджян, А.В. Ратинов и др.). В традиционном понимании, психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов полиаспектна и охватывает целый

ряд задач, связанных с диагностикой личности и коллектива, коррекцией психологических качеств, регуляцией психических свойств и процессов, межличностных взаимоотношений в группах и т. д. Хотя эти вопросы довольно широко изучены исследователями [2, с. 2-6], однако, содержание, формы и методы такой подготовки практически не учитывают ни индивидуально -психологические особенности личности сотрудника, который подвергся риску, ни те требования, которые предъявляют к нему сами условия служебно-профессиональной деятельности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться лицом к лицу с преступниками, преодолевая запредельные эмоциональные нагрузки.

Все чаще перед сотрудниками возникают ситуации выбора, от которых зависит, останутся ли они живы, столкнувшись лицом к лицу с преступником. Это объективная реальность. На занятиях по психологической подготовке «противники» играют в бой, а столкнувшись с вооруженным уголовником в реальности, все мастерство исчезает мгновенно. Так, проигрывание на занятиях по служебной подготовке приемов самозащиты позволяет сотрудникам быстро обрести умение ловко справляться с условным противником, вооруженным учебным резиновым или пластмассовым ножом. Но это лишь имитирует картину реальной ситуации, позволяет отработать технику действий, но даже отдаленно не напоминает те переживания, с которыми сталкивается человек, встретившись с вооруженным преступником. Куда исчезает ловкость и почему? Да потому, что страшно оказаться поверженным. Срабатывает инстинкт самосохранения. И, наконец, научные факты подтверждают, что в реальной ситуации риска, в отличие от модели, проигрываемой на занятиях, профессионально грамотно действуют те сотрудники, которым удается избавиться от страха. А те, которые отчаянно боятся погибнуть, в результате погибают значительно чаще. Цена психологической подготовки сотрудника или ее недостаточность зачастую жизнь, здоровье безопасность самого сотрудника и окружающих людей.

В ситуациях с риском для жизни вера в свои силы, какими бы они ни были, влияет на исход ситуации. Выживает не тот, кто просто правильно действует, а тот, кто действует рационально вопреки всему, разумно преодолевая негативные эмоции. В экстремальной ситуации, угрожающей жизни и здоровью сотрудника, стрессоры высокой интенсивности воздействуют на психику, вызывая состояния страха, приводящего к дезадаптации и препятствующего выполнению поставленных задач. Как перестать бояться, как настроиться на победу над страхом? Страх - это реакция на дисбаланс между воображаемой опасностью и предполагаемыми возможностями по противодействию этой опасности. Угроза может быть и кажущейся, но если она воспринимается как настоящая, то негативный результат не заставит себя ждать. Переживание страха может варьировать в широком диапазоне оттенков от смутного опасения, тревоги, испуга до леденящего ужаса и последующей за ним паники, но если страх достигает силы аффекта, то неосознанно включаются стереотипы «аварийного» поведения, которые формируются в процессе биологической эволюции и подавляют на время все иные психические процессы [7, с. 71-74]. Проведя исследования сотрудников, побывавших в различных экстремальных ситуациях, современные ученые пришли к выводу, что поведение людей в жизненно-опасной ситуации, действительно, во многом определяется эмоцией страха. Как указывает А.М. Столяренко, пока психологическое напряжение под влиянием отрицательных эмоций не превышает предела полезности, профессиональные действия сотрудника становятся более энергичными, активными, быстрыми, внимание улучшается, мысль работает быстро и четко, мотивация усиливается, проявляется решительность и даже эмоциональный подъем [5, с. 563-564]. Психологически подготовленный сотрудник отличается реальной оценкой своих сил, достаточно высокой мотивацией деятельности, способностью сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, хорошей концентрацией внимания на предстоящей деятельности, обострением восприятия и мышления, высокой помехоустойчивостью по отношению к неблагоприятным факторам.

В противном случае, в жизненно-опасной ситуации, особенно, при ее быстром развитии, сознание сужается, логика зачастую отказывает, человек, действуя на уровне наработанного автоматизма, мгновенно утрачивает возможность логически мыслить, действовать рационально и ловко [3, с. 106-110]. В результате у таких сотрудников формируются различные психические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции, состояние паники). Запредельное напряжение вызывает так называемый гиперстресс, приводящий к срыву психической деятельности, аффектам и психопатологии (психическим заболеваниям, серьезным органическим расстройствам), такие сотрудники нуждаются в медицинской помощи [1].

Действительно, преодоление человеком естественных барьеров является большой проблемой, что подтверждается медико-психологическими исследованиями людей, прошедших «горячие точки», с выявлением серьезных нарушений их психики. В профессионально-опасных для жизни ситуациях само слово «смерть», означает «гибель» и пугает своей близостью и неотвратимостью. Большинство же сотрудников, подвергнувшихся воздействию экстремальных факторов, имеют расстройства неорганического характера, проявляющиеся повышенной утомляемостью, невротичностью, спонтанной и реактивной агрессивностью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, повышенной тревожностью, что зачастую приводит к формированию деструктивных форм поведения, в том числе способствующих повышению суицидальных рисков у сотрудников правоохранительных органов [6]. Как быть? Какой должна быть психологическая подготовка сотрудников, чтобы избежать таких рисков?

Исследования задач и способов психологической подготовки привело многих учёных к мысли о неразрывной связи эмоций и воли в формировании готовности к деятельности в жизненно-опасных ситуациях. Ситуации профессионального риска часто настолько спонтанны, что сотрудник работает под ситуацию, а на осознание вопросов «Зачем я это делаю?» или «Что будет

со мной?» у него просто нет времени. Оценку и тренировку способности сотрудников к преодолению страха в такой ситуации трудно переоценить.

Почему сотрудник может адекватно вести себя в одной ситуации и срываться в другой? Ответ не следует искать в независящих от сотрудника объективных условиях. Его способность владеть своими эмоциями, умение моделировать ситуации страха в повседневной жизни, умение воспринимать любую ситуацию должным образом характеризуют уровень его профессионально-психологической подготовки. Рассматривая эмоционально-волевую составляющую профессионального становления и развития сотрудников уместно вспомнить изречение даосов: «Начинаю с воспитания привычек и взращиваю характер, а в конечном итоге получаю судьбу» [8]. В этом контексте правильно организованная психологическая подготовка сотрудников приобретает особый смысл. Здесь есть чему поучиться у специалистов, практикующих восточные психологические практики через понимание ценности цели и процесса более объемно и целостно. Выполняя служебный долг, сотрудник всегда должен осознавать, зачем он это делает. Есть два фактора, определяющих успех действий любого человека в ситуации риска, но оба они связаны с тренировкой духа и характеризуют готовность человека в ситуациях риска или поразить противника, или умереть самому.

Проблема заключается в том, что в профессионально-психологической подготовке сотрудников правоохранительных органов к профессиональным действиям в ситуациях, связанных с риском для жизни, используются в основном те же психологические методы, что и в подготовке личного состава к деятельности в повседневных, психологически не напряженных или мало напряженных условиях. Такая подготовка, однако, является малоэффективной, неспособной предотвратить случаи гибели, самоубийств, травматизма, нарушений законности, дисциплины, увольнения среди личного состава [4].

Для профессиональных действий в экстремальных ситуациях, особенно связанных с риском для жизни и здоровья сотрудников, подготовка должна носить наступательный характер, быть направлена не столько на профилактику

дистресса, сколько на формирование навыков к адекватной деятельности в экстремальных условиях. Акцент при этом должен быть сделан не только на формирование у сотрудников профессионально-важных качеств, но и на регуляцию у сотрудников состояний, благоприятных для работы в таких ситуациях, приобретающих исключительное значение при выполнении ими специфических служебных обязанностей.

Практика показывает, что состояние бесстрашия и уверенности в своих действиях испытывают около 40 % сотрудников этих подразделений, находившихся в опасных условиях профессиональной деятельности. Однако более 60 % из этой же категории сотрудников находились хотя бы однажды, по их свидетельствам, в состоянии страха. Становится очевидной затруднительность для большинства сотрудников в регулировании своих эмоциональных состояний, что позволяет еще раз сделать вывод о том, что в экстремальных условиях, в силу центростремительности событий, на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудника выходят не его качества, а его состояния, которые, закрепляясь, могут переходить в устойчивые черты личности, позволяющие профессионально разрешать (или не разрешать) опасный калейдоскоп непредсказуемых ситуаций [7, с. 7174].

Решение проблемы лежит на поверхности. Целесообразной представляется концепция профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, основанная на предварительном исследовании индивидуальных различий переносимости стрессовых ситуаций у сотрудников. Психологическая подготовка должна быть направлена на формирование у сотрудника сопротивляемости стрессу с учетом индивидуальных различий, способности переносить трудные ситуации без дезорганизации поведения.

Практика показывает, что степень сопротивляемости психики стрессу напрямую связана со степенью психологической причастности сотрудника к экстремальной ситуации. Для определения различных степеней причастности сотрудника к экстремальной ситуации целесообразно, на наш взгляд, учитывать

понятие интегрированных благоприятных состояний к работе в экстремальных условиях. Эти состояния обусловлены индивидуальными особенностями людей, проявляющимися в ситуациях профессионального риска, и характеризуются наличием мотивов, стимулов, побуждающих сотрудника к конкретной деятельности, - стрессовой устойчивостью, волевым настроем, решимостью преодолеть опасность [3, с. 106-110].

Такие состояния всегда проявляются в готовности сотрудника к предстоящей деятельности, активности, энергичности его усилий и характеризуется адекватным восприятием ситуации и психологическим слиянием с ней, а также особой чуткостью к любым малозаметным изменениям в этом единстве; повышенной интуицией и реагированием на нее, что и способствует повышению скорости принятия решений. Состояние «отстраненности» от ситуации характеризуется: неадекватным восприятием ситуации, дезориентацией поведения, отсутствием мотивов к деятельности.

Исходя из этого, психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в профессионально-опасных ситуациях предполагает ее определенный порядок, включающий в себя:

• способность к сохранению длительного периода эффективной работоспособности за счет использования приемов релаксации, дыхательных, регуляционных и трансрегуляционных упражнений (комплекс методик обучению сотрудника навыкам релаксации в движении (ходьба, бег), а не лежа в кресле, в ситуации максимально отдаленной от реальной опасности!);

• достаточный запас сил, за счет использования приемов самоконтроля;

• овладение различными видами дыхания (связное, активизирующее и т. д.);

• -развитие экстравертированного и интровертированного внимания.

Только таким образом организованная психологическая подготовка

сотрудников правоохранительных органов, направленная на формирование целостного профессионального восприятия и разрешения опасных ситуаций,

будет способствовать не только профессиональному выполнению служебных

задач, но и сохранению их жизни и здоровья.

Список литературы:

1. Вахов В.П., Волков В.Н., Колос И.В. и др. Особенности психического состояния сотрудников ОВД, работающих в экстремальных условиях. -Домодедово, 1992. - 43 с.

2. Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Детерминанты психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL:

http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n2/27875.shtml (дата обращения: 07.05.2016)

3. Мещерякова А.В. Психолого-правовая оценка готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях // Философия права. - 2015. - № 3 (70). - С. 106-110.

4. Мещерякова А.В. О психологической подготовке курсантов в условиях современного специализированного вуза // Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. - Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2006. - 147 с.

5. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.

6. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 307 с.

7. Смирнов В.Н. Социально-психологическая реадаптация сотрудников ОВД в постэкстремальный период // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 1 (48). - С. 71-74.

8. Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие / под. общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2014. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.