Научная статья на тему 'Психологическая подготовка как одно из условий формирования профессионально-важных качеств у сотрудников силовых ведомств'

Психологическая подготовка как одно из условий формирования профессионально-важных качеств у сотрудников силовых ведомств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
711
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES / СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА / EMERGENCY / FORCED DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Узун Л. С., Андрусяк И. И.

Рассмотрены особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России и силовых ведомств, психологические факторы, оказывающие влияние на личность при выполнении служебных задач. Предложены условия и критерии эффективности психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Узун Л. С., Андрусяк И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF FORCED DEPARTMENTS

Described features of professional activities of EMERCOM and forced departments employees, and psychological factors that influence the personality in the performance of service tasks. Proposed the conditions and criteria for the effectiveness of psychological training to operate in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка как одно из условий формирования профессионально-важных качеств у сотрудников силовых ведомств»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ

Л.С. Узун, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. И.И. Андрусяк.

Северо-Западное отделение Антитеррористического международного центра

Рассмотрены особенности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России и силовых ведомств, психологические факторы, оказывающие влияние на личность при выполнении служебных задач. Предложены условия и критерии эффективности психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, психологическая подготовка, профессионально-важные качества, силовые ведомства

MENTAL TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF FORCED DEPARTMENTS

L.S. Uzun. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. I.I. Andrusyak. North-West branch of the internatioal Anti-Terrorism center

Described features of professional activities of EMERCOM and forced departments employees, and psychological factors that influence the personality in the performance of service tasks. Proposed the conditions and criteria for the effectiveness of psychological training to operate in extreme conditions.

Keywords: emergency, psychological training, professional and important qualities, forced departments

При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) социального, природного и техногенного характера действия сотрудников МЧС России и других силовых ведомств сопряжены с тяжелыми и опасными для жизни и здоровья условиями и негативными факторами экстремальных ситуаций в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения и стресса [1].

Такие особенности профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к морально-психологическим и профессиональным качествам сотрудников. Выполнение служебных задач при ЧС - это суровое испытание физических и духовных сил, проверка умений активно противостоять воздействию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость до конца выполнить поставленную задачу.

Для преодоления физических, моральных и психологических барьеров, с которыми встретятся сотрудники в экстремальной ситуации, необходимо знать ряд закономерностей функционирования психики сотрудника, проявляющийся при действиях в чрезвычайной ситуации. Разнообразные воздействия на психику сотрудника либо дезорганизуют его служебно-боевую деятельность, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики, либо способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности.

Анализ психологических исследований боевых действий в войнах прошлых веков и начала ХХ в. (К.М. Вольф, С.К. Гершельман, Н.Н. Головин, А.М. Дмитриевский, П.И. Изместьев, П.А. Корф, В.Н. Полянский, А.С. Резанов, Г.А. Хаханьян, Г.Е. Шумков и др.), в ходе Великой Отечественной войны (Г.Д. Луков, М.И. Дьяченко, М.П. Коробейников, А.М. Столяренко, Н.Ф. Феденко), в период боевых действий в Республике Афганистан (С.В. Захарик), позволяет выделить две группы факторов, влияющих на служебно-боевую деятельность. К ним относятся внешние и внутренние факторы [1, 2].

Внешние факторы можно разделить на социальные и боевые.

Социальные факторы оказывают решающее воздействие на сотрудника в экстремальной ситуации, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий (активный, пассивный, самоотверженный - самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения сотрудника к сущности фрустрирующей ситуации. Это отношение влияет на боевую активность сотрудника. Это проявляется в следующем:

Во-первых, благодаря работе механизмов психического заражения, внушения, подражания сотрудники усваивают господствующий в обществе настрой, формируют соответствующие установки и мотивы служебного поведения.

Во-вторых, боевая готовность сотрудника в большой степени определяется отношением населения к своим правоохранительным органам. Эта закономерность выявлена военными психологами еще в прошлом веке. Так, М.В. Зенченко подчеркивал, что для мощи подразделений необходимы симпатии всего населения [3].

В-третьих, сотрудники заряжаются эмоциональным отношением населения, что также существенно влияет на активность их боевых действий.

Другим социальным фактором, в значительной мере определяющим поведение сотрудника при ЧС, является сплоченность подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных сотрудников.

Проведенный рядом авторов анализ боевых действий наших войск в Афганистане, войн на Ближнем Востоке, англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских островов показал, что отделения, экипажи, расчеты, состоящие из хорошо знавших друг друга сослуживцев (родственников, земляков и др.), проявляли большую активность, инициативу, стойкость.

Изучая эту закономерность, немецкий военный психолог Е. Динтер подчеркивал, что страх потерять доверие группы, оказаться в моральной изоляции из-за трусости действует сильнее всего, позволяет совершать смелые поступки. В последнее время в силовых ведомствах ведущих государств мира большое внимание уделяется созданию в подразделениях «системы товарищеской поддержки», когда члены экипажей (расчетов, групп) наблюдают за появлением у сослуживцев симптомов нервного напряжения и оказывают друг другу неотложную психологическую помощь. Считается, что уверенность в сослуживцах в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным условием решительных и самоотверженных боевых действий каждого.

Важное место в ряду социальных факторов, детерминирующих боевое поведение, занимает грамотное и авторитетное руководство боевыми действиями. Опыт применения вооруженных сил в последние десятилетия свидетельствует о том, что личный состав, испытывающий доверие и уважение к своему командиру может активно выполнять даже те задачи, существо которых не понимает или нравственно отвергает.

Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение в боевых действиях. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид, условия и интенсивность боевых действий, особенности применяемых средств, надежность средств защиты, временные, природно-географические, погодно-климатические условия и др.

Изучение показывает, что существенным фактором поведения является интенсивность боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления личного состава и общему росту психотравматизации примерно в один-два раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями.

Нарушение ритмов жизнедеятельности личного состава (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приема пищи, и т.д.), частая смена климатических условий, плохие погодные условия также оказывают неблагоприятное влияние на служебно-боевую деятельность.

К внутренним относятся психофизиологические и психологические факторы.

Среди психофизиологических факторов, определяющих характер поведения сотрудников, важное значение имеет тип нервной системы - сильный, слабый и средний. Отрицательные факторы обстановки вызовут серьезные психологические расстройства, требующие медицинской помощи и, следовательно, полную потерю боеспособности на определенное время у сотрудников со слабым типом нервной системы (их около 15 %). В аналогичных условиях сотрудники со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Сотрудники с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию экстремальной обстановки [4].

Психологическая подготовка, которую прошел сотрудник, будет выражаться в психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, наличии навыков психологической само- и взаимопомощи.

При подготовке будущих специалистов важнейшими условиями достижения эффективности служебно-боевой подготовки являются: учет психологических закономерностей процесса обучения, предполагающий психологически правильное взаимодействие обучающих и обучаемых; преодоление объективных трудностей в ходе усвоения знаний, умений и навыков профессиональной деятельности и моделирование психологических факторов экстремальной ситуации, воздействующих на обучаемых на каждом занятии.

Основными показателями эффективности служебно-боевой подготовки будут выступать:

- сокращение времени на формирование навыков и умений (при том же уровне качества);

- повышение уровня знаний, умений и навыков при сохранении прежнего времени подготовки;

- прочность закрепления знаний и навыков;

- сокращение времени при выполнении нормативов профессиональной деятельности специалистов, целесообразность действий;

- оптимальные затраты сил, средств, то есть выгодное соотношение затрат и результата;

- удовлетворенность обучаемых достигнутым результатом своей деятельности и действиями других взаимодействующих с ними лиц.

Одним из важнейших психологических условий эффективности служебно-боевой подготовки является формирование, активизация и поддержание в активном состоянии системы мотивов, обеспечивающих эффективность учебной деятельности сотрудников.

Также, одним из основных психологических условий эффективности служебно-боевой подготовки является учет и управление различного вида активностью личного состава в учебной деятельности (познавательной, эмоциональной, мотивационной и волевой), благодаря применению в педагогической практике различных теорий, приемов и способов эффективного обучения слушателей владению и применению техники и вооружения.

Иными словами - это совершенствование методик обучения с наиболее полным учетом объективных закономерностей эффективного функционирования человеческой психики.

Главная цель моделирования учебных экстремальных ситуаций - создание психической напряженности в интересах формирования у будущих специалистов умений и навыков эффективно действовать в различных условиях.

Для этого целесообразно использовать следующие приемы:

- создание условий внезапности, дефицита времени, неопределенности, высокого темпа

действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;

- продолжительное применение взрывов и грохота, создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и зданий);

- воздействие криками;

- требование со стороны командиров действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке;

- объявление тяжелых «потерь» и повышение нагрузок на оставшихся в строю;

- проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях;

- продолжительные действия в сложных условиях, в условиях плохой видимости и ночью;

- отказы в действии техники и приборов.

Такие условия психологической подготовки будут способствовать изменению характера влияния возникающей в боевой обстановке напряженности на боевую активность и функционирование психики сотрудника от угнетающего до нейтрального и даже стимулирующего. Важным моментом подготовки будущих специалистов станет психологический анализ занятия, который позволит установить динамику развития учебных экстремальных ситуаций и психических состояний каждого обучаемого.

Предложенный подход даст возможность спрогнозировать уровень развития профессионально-важных качеств, психологической подготовленности как отдельных обучаемых, так и экипажей, подразделений и т.д. С его помощью вскрываются причины трудностей и ошибок в профессиональной подготовке, несоответствия обстановке уровня психических состояний обучаемых, перенапряженности и срывов в их деятельности.

Результаты анализа в дальнейшем могут лечь в основу методик психологического воздействия при подготовке специалистов соответствующих специальностей.

Литература

1. Узун Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях: монография. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998.

2. Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.

3. Зенченко М.В. Анализ нравственных сил бойца. СПб., 1892.

4. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. М.: Воениздат, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.