Научная статья на тему 'Формирование эмоционально-волевой устойчивости сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в процессе подготовки к действиям в экстремальных ситуациях'

Формирование эмоционально-волевой устойчивости сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в процессе подготовки к действиям в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1649
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

Обсуждаются и предлагаются организационные средства и управленческие приемы избирательного совершенствования психических функций обучаемого для решения проблем психологической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний к действиям в экстремальных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming to the problem of training staff of the Federal Penal Service of Russia for actions in extreme situation

The article focuses on the forming to the problem of training staff of the Federal Penal Service of Russia for actions in extreme situation.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоционально-волевой устойчивости сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в процессе подготовки к действиям в экстремальных ситуациях»

A.M. Киселев

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФСИН) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Обсуждаются и предлагаются организационные средства и управленческие приемы избирательного совершенствования психических функций обучаемого для решения проблем психологической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний к действиям в экстремальных ситуациях.

Актуальность проблемы психологической подготовки сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях в настоящее время не вызывает сомнения.

Современная обстановка в Российской Федерации характеризуется девальвацией моральных и нравственных ценностей, резким усилением противоречий между интересами различных социальных групп, сложной оперативной обстановкой в учреждениях уголовно-исполнительной системы, участием сотрудников ФСИН в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В этих условиях повышаются требования не только к профессиональным, но и к психологическим качествам сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Под психологической подготовкой в данном случае следует понимать формирование у личного состава психологической устойчивости, т.е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять служебно-боевые задачи и действовать в напряженных и опасных условиях и ситуациях.

Одной из наиболее важных задач психологической подготовки сотрудников применительно к действиям в экстремальных ситуациях является формирование готовности к преодолению опасностей и трудностей служебно-боевой обстановки, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки в конфликтных ситуациях со спецконтингентом, боевиками, при действиях среди разрушений, завалов, пожаров и т.п.

Важнейшим требованием к психологической подготовке является формирование у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, способности противостоять опасности, выдерживать отрицательные эмоциональные и физические воздействия сложной обстановки на психику сотрудников, а также формирование надежности психики, ее психоустойчивости - способности сохранять активность и результативность деятельности в сложных служебно-боевых условиях. Кроме того, одним из требований к профессиональной подготовке является формирование у личного состава специальных психологических качеств с учетом специфики их профессиональной деятельности, т.е. таких качеств, которые обеспечивают устойчивость профессионального мастерства специалистов в служебно-боевой обстановке и позволяют успешно выполнять поставленные задачи в соответствии со своим предназначением.

Вопросы психологической подготовки и, в частности, вопросы эмоционально-волевой устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях, к сожалению, пока не нашли достойного применения в системе служебно-боевой подготовки сотрудников ФСИН Минюста России.

Психологическая подготовка должна максимально учитывать индивидуальные особенности сотрудника, а также закономерности возникновения и течения психических процессов, характерных для конкретной деятельности. Организационными средствами можно изменить течение психических процессов в нужном направлении, поддержать то или иное позитивное психическое состояние, обеспечивающее устойчивую профессиональную работоспособность.

Методы же, которые используются при этом, могут быть самыми различными. Их применение зависит от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей сотрудника, и от располагаемых средств.

Анализ работ таких исследователей, как Т.Т. Джамгаров, В.Г. Коневец, А.А. Нестеров, В.Л. Марищук, показал, что при помощи специально подобранных организационных средств и управленческих приемов можно путем сознательных усилий руководителя занятия избирательно совершенствовать психические функции обучаемого. Таким образом, опыт и специальные исследования подтвердили, что функциональную надежность психики можно увеличить. Отрицательные физиологические изменения заметно уменьшаются, если сотрудник закален и физически и психологически, натренированы его сенсорно-двигательная и интеллектуальная сферы. Заблаговременная специальная подготовка к действиям в экстремальных ситуациях, моделирующая ожидаемые трудности, помогает сотруднику приспосабливаться к ним и сохранять оптимальную функциональную активность и результативность деятельности.

В настоящее время проблема психологической подготовки сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях находится в начальной стадии своего развития. Специальных глубоких исследований по данной проблеме проводилось недостаточно, и общим недостатком является отсутствие систематизации и обоснования рекомендуемых организационных приемов.

Недостаточная научная и методическая разработка проблемы отрицательно отражается в практике организации служебно-боевой подготовки. Большинство руководителей занятий имеют слабое представление о решаемой проблеме. Поэтому вопросы психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях не являются предметом специальных сознательных усилий руководителей структурных подразделений ФСИН, а осуществляются, в большей своей части, стихийно, имеет место преувеличенное представление о значении отдельных организационных приемов, число которых, как правило, очень ог-

раничено. Эффективность проделанной работы определяется выполнением упражнений и нормативов в привычных условиях, тогда как более надежным критерием является проявление приобретенных качеств и навыков в новых условиях и видах деятельности, сходных с выполнением служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.

В ходе проводимого автором эксперимента выявлено, что сотрудники испытывают нервно-психические нагрузки на практических занятиях по тактико-специальной и физической подготовке под воздействием новизны упражнений, вида учебно-тренировочной деятельности, оружия, боевой техники, средств имитации и т.д. Это обстоятельство определяет особую роль и особые возможности программы подготовки к действиям в экстремальных ситуациях в решении задач психологической подготовки сотрудников. Создаваемые на занятиях модели экстремальных ситуаций, в которых сотрудники действуют в конкретно сложившейся обстановке, связанной с риском, непосредственно подготавливают их к действиям в сложных служебно-боевых условиях. Именно обстановка с наличием физической и психологической напряженности позволяет формировать эмоционально-волевую устойчивость.

Исследования проводились на Высших академических курсах Академии права и управления Минюста России с такими категориями обучающихся, как начальники и заместители начальников отделов специального назначения, охраны и безопасности. Для исследования использовались бланковые и аппаратные методики.

Для оценки влияния результатов подготовки к действиям в экстремальных ситуациях и ситуациях на эмоциональную устойчивость данной категории сотрудников нами были проведены испытания. Эмоциональная устойчивость изучалась в основном по реакции вегетативной нервной системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление) на физическую нагрузку. Измерения проводились трижды: за сутки до практического занятия по специальной подготовке, непосредственно перед занятием и по окончании. Два последующих показателя сравнивались с первым, который условно считался фоновым.

В результате проведенных исследований установлено, что только 1/3 сотрудников, у которых данные вегетативных проб существенно не колебались, уверено действовали в сложных условиях, и наоборот, излишнее волнение, зафиксированное при обследовании остальных, мешало им полностью реализовать свои знания и навыки.

Для выявления динамики некоторых психических качеств (память, внимание, сенсомоторные реакции) под воздействием процесса подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях нами были проведены исследования с привлечением инструкторов по физической подготовке и спорту территориальных органов ФСИН, обучавшихся на курсах повышения квалификации в 2003 г., с контролем за функциональным состоянием их нервной системы.

В процессе психологического обследования изучение памяти, например, осуществлялось путем исполь-

зования методики, основанной на запоминании и последующем воспроизведении серий слов и чисел. Испытуемым зачитывались по 2 серии из 10 слов и 10 чисел. Воспроизведение каждой серии осуществлялось в течение 45 с на бланке. Для оценки бралась сумма воспроизведенных слов и чисел в четырех сериях.

Внимание исследовалось с помощью колец Лан-дольта. Испытуемые в течение трех минут вычерчивали кольца с заданным разрезом. По результатам выполнения задания определялись степень сосредоточения внимания и скорость переработки информации.

При исследовании сотрудников в начале курса обучения были получены следующие результаты: продуктивность памяти по сумме воспроизведенных слов и чисел в среднем равнялась 18,5 символов, т.е. было воспроизведено 46,2% предложенного материала. Устойчивость внимания по результатам теста с кольцами Ландольта оценивалась 307 знаками с 4,1 ошибки, что соответствует скорости переработки информации, равной 2,27 бит/сек.

Простые сенсомоторные реакции одной рукой протекали со скоростью 224,9 у.е., что по 9-балльной шкале соответствует 5 баллам, сложные реакции двумя руками - 140,0 у.е. (6 баллов), реакции при дефиците времени - 30,7 у.е. (4 балла). Выполняя тест на простые и сложные реакции, группа показала хорошие результаты. Однако реакции, проявленные в условиях дефицита времени, оказались значительно хуже.

В процессе эксперимента произошли изменения психических качеств сотрудников. Так, значительно улучшилась продуктивность умственных действий -44,4 %. Эти сдвиги произошли в основном за счет улучшения результатов тех, кто в предварительном испытании имел более низкие результаты.

Воспроизведение слов и чисел при заключительном обследовании возросло на 37,2 %, скорость переработки информации возросла на 37,4%.

Несколько иной характер имела динамика сенсорных реакций. Скорость простой реакции одной рукой увеличилась в конце эксперимента на 4,4%. Более существенными были изменения в сложной реакции двумя руками, время которой на заключительном этапе улучшилось на 14,2%, а сложной реакции в условиях дефицита времени - на 53,3%. Это объясняется повышением тренированности, выработкой профессионального навыка, приспособлением к четкой, быстрой и точной работе, особенно в условиях дефицита времени.

В динамике развития исследуемых качеств можно выделить некоторые характерные особенности.

Первый этап (1-я неделя подготовки) характеризуется резкой активизацией сотрудников и повышением показателей всех их психических качеств. Продуктивность психической деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении запоминаемого материала и продуктивности умственной деятельности.

Второй этап (2-я неделя) отличается плавным улучшением характеристик всех психических качеств с незначительными колебаниями, связанными, по-видимому, с особенностями прохождения учебной программы.

К концу подготовки уровень развития психических качеств у сотрудников заметно повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым развитием психических качеств. Наименьшие сдвиги как на первом, так и на втором этапах произошли в скорости простой реакции одной рукой и несколько более выраженные - в скорости сложной реакции двумя руками.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что характер подготовки к действиям в экстремальных ситуациях оказывает положительное воздействие на развитие исследуемых психических процессов, причем это влияние носит избирательный характер.

Результаты исследования сенсомоторных реакций у инструкторов физической подготовки и спорта, занимающихся служебными многоборьями и имеющих различную спортивную квалификацию, показали, что их роль неодинакова в различные периоды становления спортивного мастерства. Наибольшей информативностью в оценке уровня развития этих показателей у многоборцев III и II разрядов обладают показатели динамического тремора и 40-секундного теппинг-теста.

У спортсменов I разряда и мастеров спорта - показатели трехминутного теппинг-теста и чувства времени. В то же время у сотрудников с низкими способностями к переключению внимания значительно хуже происходит освоение сложнокоординационных приемов, характерных для условий экстремальной ситуации.

Полученные данные позволили определить влияние тренировки на исследуемые показатели. Наиболее важными из них являются:

- характерологические качества (настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие, инициативность и самообладание);

- психические свойства личности (интенсивность и концентрация внимания, быстрота переключения внимания, способность выполнять действия, характеризуемые как сложные сенсорные реакции и эмоциональная устойчивость). Для определения особенностей состояния психофизиологических функций в условиях возрастания на организм сотрудников предельных физических нагрузок, полученных во время тестирования, нами были проведены экспериментальные исследования.

Результаты исследования показали, что после окончания тестирования у некоторых сотрудников наблюдаются нарушения кратковременной зрительной памяти на положения предметов в пространстве, переключения и распределения внимания, концентрации и устойчивости внимания, переработки информации, функции анализа, отвлечения и синтеза, а также оперативной памяти.

Относительная устойчивость, точнее стабильность большинства показателей умственной работоспособности на фоне значительного изменения функционального состояния организма под воздействием физической нагрузки и экстремальных факторов показывает сравнительно высокий уровень функциональных резервов центральной нервной системы.

Для уточнения информативности показателей сен-сомоторных реакций при отборе и прогнозировании успешности подготовки сотрудников нами проведе-

ны дополнительные исследования с той же категорией сотрудников, но уже в 2004 г.

На основе данных, полученных в ходе обоих исследований, было установлено, что наивысшую информативность имеют показатели суммы трехминутного теппинг-теста, чувства времени, теппинг-теста за первые 10 с, мышечно-суставной чувствительности и сложной сенсорной реакции.

Проблема повышения эмоциональной устойчивости (ЭУ) привлекает пристальное внимание многих исследователей.

Ее актуальность в условиях служебной деятельности сотрудников ФСИН определяется, с одной стороны, непрерывным повышением значимости боевой подготовки, с другой - задачами подготовки и воспитания личности со стойким и мужественным характером, способной успешно действовать в условиях экстремальных ситуаций.

Для повышения эмоциональной устойчивости нами проведен формирующий эксперимент по специально разработанной программе целенаправленных воздействий на параметры эмоционального процесса и его регулирования. Эксперимент проводился с курсантами 1 -го курса Академии права и управления Минюста России в процессе начальной профессиональной подготовки (курса молодого бойца). Все содержание экспериментальной программы (ЭГ) было распределено с учетом этапов адаптации курсантов к действиям в экстремальных условиях, которыми, без сомнения, явились для них условия проживания в загородном учебном центре. На начальном этапе обучения методика проведения занятий имела тренировочную направленность с созданием определенного эмоционального тонуса и строилась по принципу «напряженности», что достигалось:

- выполнением приемов и действий на занятиях с максимальным напряжением физических и психических сил в ускоренном темпе;

- интенсивностью световых и звуковых раздражителей, характерных для экстремальной ситуации;

- отсутствием достаточной информации и созданием дефицита времени;

- выполнением учебных действий в трудных погодных условиях;

- активной длительной деятельностью в средствах защиты;

- необходимостью длительного и частого преодоления препятствий и заграждений.

Широко применялся повторно-соревновательный метод в преодолении сложных сооружений как отдельными курсантами, так и группами.

На втором этапе осуществлялось дальнейшее усложнение обстановки при организации тренировочных занятий. На данном этапе реализовывался принцип внезапности, который обеспечивался:

- средствами имитации, применяемыми неожиданно и на незначительном удалении от личного состава;

- созданием неисправностей и «выводом из строя» оружия, личного состава;

- быстротой смены вводных и обстановки, требующих от курсантов незамедлительных и активных действий;

- скрытой подготовкой и неожиданным применением различных препятствий и заграждений в момент активных действий личного состава;

- неожиданным проведением учебных тревог;

- проведением практических занятий на незнакомой местности.

На последующем этапе подготовка строилась по принципу «опасности и риска». Для создания напряженных условий применялись следующие методические приемы:

- способствующие созданию реальной опасности в процессе занятий (выполнение различных действий на высоте, узкой неустойчивой опоре и т.д.);

- создававшие дефицит времени на различные действия (различного рода состязания и т.д.);

- направленные на создание длительных и эмоциональных напряжений (выполнение действий, связанных с опасностью на фоне утомления);

- направленные на создание различных помех при действиях;

- побуждающие обучаемых к повышенной ответственности за свои личные действия и обеспечивающие успех в действиях группы, т.е. с учетом таких факторов психологического порядка, как мотивация, отношение курсантов к выполнению поставленных задач.

Результаты исследований показывают, что в процессе занятий курсанты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп испытывают большие физические нагрузки и психические напряжения, в результате которых наблюдаются заметные сдвиги показателей некоторых психических качеств в сторону ухудшения. Т ак, сенсомоторные реакции в среднем ухудшались на 16,8%, быстрота ответных действий - на 17,3%, быстрота ответных действий в условиях дефицита времени - на 8%, частота движений (по показателям выполнения тем-пинг-теста) - на 10,2%. Однако процессы восстановления сенсомоторных реакций в ЭГ были быстрее, чем в КГ, на 21,8%. Кроме того, при выполнении контрольных тестов курсанты ЭГ значительно быстрее действовали в сложных и опасных ситуациях.

Результаты итоговой проверки и выполнения контрольных упражнений и заданий в ЭГ и КГ были также различны. Если при выполнении упражнений и заданий из существующей программы различия составили всего 2,8%, то при выполнении заданий и упражнений, предложенных нами, различия составили 18,6%. Данные результаты показывают, что, по-видимому, содержание предложенной программы значи-

тельно отличается по сложности и риску выполнения приемов и действий от существующей.

Таким образом, опытный курс занятий с курсантами экспериментальной группы по предложенной программе, которая отличалась некоторыми изменениями в организации и методике проведения занятий, с целенаправленным этапным применением методических приемов психологического воздействия, позволил показать лучшие результаты физической подготовленности, эмоционально-волевой устойчивости и профессиональной обученности, по сравнению с курсантами контрольной группы, которые занимались по ранее существующей методике. Курсанты экспериментальной группы проявили более высокую устойчивость при выполнении служебно-боевых действий в условиях, требующих высоких нервно-психологических напряжений.

Проведенные нами исследования формирования эмоционально-волевой устойчивости показали, что полученные результаты вполне могут использоваться в процессе профессиональной (служебно-боевой) подготовки и для других категорий сотрудников ФСИН Минюста России. Их психологическая подготовка должна стать неотъемлемой частью всего процесса подготовки к действиям в экстремальных ситуациях и основываться на индивидуальных особенностях психофизиологических реакций сотрудников при воздействии на них неблагоприятных факторов.

С ростом профессионального мастерства сотрудников улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность.

Содержание занятий, специальный набор соответствующих средств имеют существенное значение в решении поставленных задач. Наиболее благоприятные возможности для подготовки создаются при обучении и последующей тренировке такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения и т.п. Формирование эмоционально-волевой устойчивости необходимо осуществлять поэтапно путем специальных целенаправленных приемов.

Систематичность и последовательность применения усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями являются основными путями формирования эмоционально-волевой психологической устойчивости сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях.

Статья представлена кафедрой антикризисного управления Академии права и управления Минюста России, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 22 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.