A.M. Киселев
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФСИН) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Обсуждаются и предлагаются организационные средства и управленческие приемы избирательного совершенствования психических функций обучаемого для решения проблем психологической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний к действиям в экстремальных ситуациях.
Актуальность проблемы психологической подготовки сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях в настоящее время не вызывает сомнения.
Современная обстановка в Российской Федерации характеризуется девальвацией моральных и нравственных ценностей, резким усилением противоречий между интересами различных социальных групп, сложной оперативной обстановкой в учреждениях уголовно-исполнительной системы, участием сотрудников ФСИН в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В этих условиях повышаются требования не только к профессиональным, но и к психологическим качествам сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Под психологической подготовкой в данном случае следует понимать формирование у личного состава психологической устойчивости, т.е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять служебно-боевые задачи и действовать в напряженных и опасных условиях и ситуациях.
Одной из наиболее важных задач психологической подготовки сотрудников применительно к действиям в экстремальных ситуациях является формирование готовности к преодолению опасностей и трудностей служебно-боевой обстановки, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки в конфликтных ситуациях со спецконтингентом, боевиками, при действиях среди разрушений, завалов, пожаров и т.п.
Важнейшим требованием к психологической подготовке является формирование у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, способности противостоять опасности, выдерживать отрицательные эмоциональные и физические воздействия сложной обстановки на психику сотрудников, а также формирование надежности психики, ее психоустойчивости - способности сохранять активность и результативность деятельности в сложных служебно-боевых условиях. Кроме того, одним из требований к профессиональной подготовке является формирование у личного состава специальных психологических качеств с учетом специфики их профессиональной деятельности, т.е. таких качеств, которые обеспечивают устойчивость профессионального мастерства специалистов в служебно-боевой обстановке и позволяют успешно выполнять поставленные задачи в соответствии со своим предназначением.
Вопросы психологической подготовки и, в частности, вопросы эмоционально-волевой устойчивости к действиям в экстремальных ситуациях, к сожалению, пока не нашли достойного применения в системе служебно-боевой подготовки сотрудников ФСИН Минюста России.
Психологическая подготовка должна максимально учитывать индивидуальные особенности сотрудника, а также закономерности возникновения и течения психических процессов, характерных для конкретной деятельности. Организационными средствами можно изменить течение психических процессов в нужном направлении, поддержать то или иное позитивное психическое состояние, обеспечивающее устойчивую профессиональную работоспособность.
Методы же, которые используются при этом, могут быть самыми различными. Их применение зависит от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей сотрудника, и от располагаемых средств.
Анализ работ таких исследователей, как Т.Т. Джамгаров, В.Г. Коневец, А.А. Нестеров, В.Л. Марищук, показал, что при помощи специально подобранных организационных средств и управленческих приемов можно путем сознательных усилий руководителя занятия избирательно совершенствовать психические функции обучаемого. Таким образом, опыт и специальные исследования подтвердили, что функциональную надежность психики можно увеличить. Отрицательные физиологические изменения заметно уменьшаются, если сотрудник закален и физически и психологически, натренированы его сенсорно-двигательная и интеллектуальная сферы. Заблаговременная специальная подготовка к действиям в экстремальных ситуациях, моделирующая ожидаемые трудности, помогает сотруднику приспосабливаться к ним и сохранять оптимальную функциональную активность и результативность деятельности.
В настоящее время проблема психологической подготовки сотрудников ФСИН к действиям в экстремальных ситуациях находится в начальной стадии своего развития. Специальных глубоких исследований по данной проблеме проводилось недостаточно, и общим недостатком является отсутствие систематизации и обоснования рекомендуемых организационных приемов.
Недостаточная научная и методическая разработка проблемы отрицательно отражается в практике организации служебно-боевой подготовки. Большинство руководителей занятий имеют слабое представление о решаемой проблеме. Поэтому вопросы психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях не являются предметом специальных сознательных усилий руководителей структурных подразделений ФСИН, а осуществляются, в большей своей части, стихийно, имеет место преувеличенное представление о значении отдельных организационных приемов, число которых, как правило, очень ог-
раничено. Эффективность проделанной работы определяется выполнением упражнений и нормативов в привычных условиях, тогда как более надежным критерием является проявление приобретенных качеств и навыков в новых условиях и видах деятельности, сходных с выполнением служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.
В ходе проводимого автором эксперимента выявлено, что сотрудники испытывают нервно-психические нагрузки на практических занятиях по тактико-специальной и физической подготовке под воздействием новизны упражнений, вида учебно-тренировочной деятельности, оружия, боевой техники, средств имитации и т.д. Это обстоятельство определяет особую роль и особые возможности программы подготовки к действиям в экстремальных ситуациях в решении задач психологической подготовки сотрудников. Создаваемые на занятиях модели экстремальных ситуаций, в которых сотрудники действуют в конкретно сложившейся обстановке, связанной с риском, непосредственно подготавливают их к действиям в сложных служебно-боевых условиях. Именно обстановка с наличием физической и психологической напряженности позволяет формировать эмоционально-волевую устойчивость.
Исследования проводились на Высших академических курсах Академии права и управления Минюста России с такими категориями обучающихся, как начальники и заместители начальников отделов специального назначения, охраны и безопасности. Для исследования использовались бланковые и аппаратные методики.
Для оценки влияния результатов подготовки к действиям в экстремальных ситуациях и ситуациях на эмоциональную устойчивость данной категории сотрудников нами были проведены испытания. Эмоциональная устойчивость изучалась в основном по реакции вегетативной нервной системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление) на физическую нагрузку. Измерения проводились трижды: за сутки до практического занятия по специальной подготовке, непосредственно перед занятием и по окончании. Два последующих показателя сравнивались с первым, который условно считался фоновым.
В результате проведенных исследований установлено, что только 1/3 сотрудников, у которых данные вегетативных проб существенно не колебались, уверено действовали в сложных условиях, и наоборот, излишнее волнение, зафиксированное при обследовании остальных, мешало им полностью реализовать свои знания и навыки.
Для выявления динамики некоторых психических качеств (память, внимание, сенсомоторные реакции) под воздействием процесса подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях нами были проведены исследования с привлечением инструкторов по физической подготовке и спорту территориальных органов ФСИН, обучавшихся на курсах повышения квалификации в 2003 г., с контролем за функциональным состоянием их нервной системы.
В процессе психологического обследования изучение памяти, например, осуществлялось путем исполь-
зования методики, основанной на запоминании и последующем воспроизведении серий слов и чисел. Испытуемым зачитывались по 2 серии из 10 слов и 10 чисел. Воспроизведение каждой серии осуществлялось в течение 45 с на бланке. Для оценки бралась сумма воспроизведенных слов и чисел в четырех сериях.
Внимание исследовалось с помощью колец Лан-дольта. Испытуемые в течение трех минут вычерчивали кольца с заданным разрезом. По результатам выполнения задания определялись степень сосредоточения внимания и скорость переработки информации.
При исследовании сотрудников в начале курса обучения были получены следующие результаты: продуктивность памяти по сумме воспроизведенных слов и чисел в среднем равнялась 18,5 символов, т.е. было воспроизведено 46,2% предложенного материала. Устойчивость внимания по результатам теста с кольцами Ландольта оценивалась 307 знаками с 4,1 ошибки, что соответствует скорости переработки информации, равной 2,27 бит/сек.
Простые сенсомоторные реакции одной рукой протекали со скоростью 224,9 у.е., что по 9-балльной шкале соответствует 5 баллам, сложные реакции двумя руками - 140,0 у.е. (6 баллов), реакции при дефиците времени - 30,7 у.е. (4 балла). Выполняя тест на простые и сложные реакции, группа показала хорошие результаты. Однако реакции, проявленные в условиях дефицита времени, оказались значительно хуже.
В процессе эксперимента произошли изменения психических качеств сотрудников. Так, значительно улучшилась продуктивность умственных действий -44,4 %. Эти сдвиги произошли в основном за счет улучшения результатов тех, кто в предварительном испытании имел более низкие результаты.
Воспроизведение слов и чисел при заключительном обследовании возросло на 37,2 %, скорость переработки информации возросла на 37,4%.
Несколько иной характер имела динамика сенсорных реакций. Скорость простой реакции одной рукой увеличилась в конце эксперимента на 4,4%. Более существенными были изменения в сложной реакции двумя руками, время которой на заключительном этапе улучшилось на 14,2%, а сложной реакции в условиях дефицита времени - на 53,3%. Это объясняется повышением тренированности, выработкой профессионального навыка, приспособлением к четкой, быстрой и точной работе, особенно в условиях дефицита времени.
В динамике развития исследуемых качеств можно выделить некоторые характерные особенности.
Первый этап (1-я неделя подготовки) характеризуется резкой активизацией сотрудников и повышением показателей всех их психических качеств. Продуктивность психической деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении запоминаемого материала и продуктивности умственной деятельности.
Второй этап (2-я неделя) отличается плавным улучшением характеристик всех психических качеств с незначительными колебаниями, связанными, по-видимому, с особенностями прохождения учебной программы.
К концу подготовки уровень развития психических качеств у сотрудников заметно повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым развитием психических качеств. Наименьшие сдвиги как на первом, так и на втором этапах произошли в скорости простой реакции одной рукой и несколько более выраженные - в скорости сложной реакции двумя руками.
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что характер подготовки к действиям в экстремальных ситуациях оказывает положительное воздействие на развитие исследуемых психических процессов, причем это влияние носит избирательный характер.
Результаты исследования сенсомоторных реакций у инструкторов физической подготовки и спорта, занимающихся служебными многоборьями и имеющих различную спортивную квалификацию, показали, что их роль неодинакова в различные периоды становления спортивного мастерства. Наибольшей информативностью в оценке уровня развития этих показателей у многоборцев III и II разрядов обладают показатели динамического тремора и 40-секундного теппинг-теста.
У спортсменов I разряда и мастеров спорта - показатели трехминутного теппинг-теста и чувства времени. В то же время у сотрудников с низкими способностями к переключению внимания значительно хуже происходит освоение сложнокоординационных приемов, характерных для условий экстремальной ситуации.
Полученные данные позволили определить влияние тренировки на исследуемые показатели. Наиболее важными из них являются:
- характерологические качества (настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие, инициативность и самообладание);
- психические свойства личности (интенсивность и концентрация внимания, быстрота переключения внимания, способность выполнять действия, характеризуемые как сложные сенсорные реакции и эмоциональная устойчивость). Для определения особенностей состояния психофизиологических функций в условиях возрастания на организм сотрудников предельных физических нагрузок, полученных во время тестирования, нами были проведены экспериментальные исследования.
Результаты исследования показали, что после окончания тестирования у некоторых сотрудников наблюдаются нарушения кратковременной зрительной памяти на положения предметов в пространстве, переключения и распределения внимания, концентрации и устойчивости внимания, переработки информации, функции анализа, отвлечения и синтеза, а также оперативной памяти.
Относительная устойчивость, точнее стабильность большинства показателей умственной работоспособности на фоне значительного изменения функционального состояния организма под воздействием физической нагрузки и экстремальных факторов показывает сравнительно высокий уровень функциональных резервов центральной нервной системы.
Для уточнения информативности показателей сен-сомоторных реакций при отборе и прогнозировании успешности подготовки сотрудников нами проведе-
ны дополнительные исследования с той же категорией сотрудников, но уже в 2004 г.
На основе данных, полученных в ходе обоих исследований, было установлено, что наивысшую информативность имеют показатели суммы трехминутного теппинг-теста, чувства времени, теппинг-теста за первые 10 с, мышечно-суставной чувствительности и сложной сенсорной реакции.
Проблема повышения эмоциональной устойчивости (ЭУ) привлекает пристальное внимание многих исследователей.
Ее актуальность в условиях служебной деятельности сотрудников ФСИН определяется, с одной стороны, непрерывным повышением значимости боевой подготовки, с другой - задачами подготовки и воспитания личности со стойким и мужественным характером, способной успешно действовать в условиях экстремальных ситуаций.
Для повышения эмоциональной устойчивости нами проведен формирующий эксперимент по специально разработанной программе целенаправленных воздействий на параметры эмоционального процесса и его регулирования. Эксперимент проводился с курсантами 1 -го курса Академии права и управления Минюста России в процессе начальной профессиональной подготовки (курса молодого бойца). Все содержание экспериментальной программы (ЭГ) было распределено с учетом этапов адаптации курсантов к действиям в экстремальных условиях, которыми, без сомнения, явились для них условия проживания в загородном учебном центре. На начальном этапе обучения методика проведения занятий имела тренировочную направленность с созданием определенного эмоционального тонуса и строилась по принципу «напряженности», что достигалось:
- выполнением приемов и действий на занятиях с максимальным напряжением физических и психических сил в ускоренном темпе;
- интенсивностью световых и звуковых раздражителей, характерных для экстремальной ситуации;
- отсутствием достаточной информации и созданием дефицита времени;
- выполнением учебных действий в трудных погодных условиях;
- активной длительной деятельностью в средствах защиты;
- необходимостью длительного и частого преодоления препятствий и заграждений.
Широко применялся повторно-соревновательный метод в преодолении сложных сооружений как отдельными курсантами, так и группами.
На втором этапе осуществлялось дальнейшее усложнение обстановки при организации тренировочных занятий. На данном этапе реализовывался принцип внезапности, который обеспечивался:
- средствами имитации, применяемыми неожиданно и на незначительном удалении от личного состава;
- созданием неисправностей и «выводом из строя» оружия, личного состава;
- быстротой смены вводных и обстановки, требующих от курсантов незамедлительных и активных действий;
- скрытой подготовкой и неожиданным применением различных препятствий и заграждений в момент активных действий личного состава;
- неожиданным проведением учебных тревог;
- проведением практических занятий на незнакомой местности.
На последующем этапе подготовка строилась по принципу «опасности и риска». Для создания напряженных условий применялись следующие методические приемы:
- способствующие созданию реальной опасности в процессе занятий (выполнение различных действий на высоте, узкой неустойчивой опоре и т.д.);
- создававшие дефицит времени на различные действия (различного рода состязания и т.д.);
- направленные на создание длительных и эмоциональных напряжений (выполнение действий, связанных с опасностью на фоне утомления);
- направленные на создание различных помех при действиях;
- побуждающие обучаемых к повышенной ответственности за свои личные действия и обеспечивающие успех в действиях группы, т.е. с учетом таких факторов психологического порядка, как мотивация, отношение курсантов к выполнению поставленных задач.
Результаты исследований показывают, что в процессе занятий курсанты экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп испытывают большие физические нагрузки и психические напряжения, в результате которых наблюдаются заметные сдвиги показателей некоторых психических качеств в сторону ухудшения. Т ак, сенсомоторные реакции в среднем ухудшались на 16,8%, быстрота ответных действий - на 17,3%, быстрота ответных действий в условиях дефицита времени - на 8%, частота движений (по показателям выполнения тем-пинг-теста) - на 10,2%. Однако процессы восстановления сенсомоторных реакций в ЭГ были быстрее, чем в КГ, на 21,8%. Кроме того, при выполнении контрольных тестов курсанты ЭГ значительно быстрее действовали в сложных и опасных ситуациях.
Результаты итоговой проверки и выполнения контрольных упражнений и заданий в ЭГ и КГ были также различны. Если при выполнении упражнений и заданий из существующей программы различия составили всего 2,8%, то при выполнении заданий и упражнений, предложенных нами, различия составили 18,6%. Данные результаты показывают, что, по-видимому, содержание предложенной программы значи-
тельно отличается по сложности и риску выполнения приемов и действий от существующей.
Таким образом, опытный курс занятий с курсантами экспериментальной группы по предложенной программе, которая отличалась некоторыми изменениями в организации и методике проведения занятий, с целенаправленным этапным применением методических приемов психологического воздействия, позволил показать лучшие результаты физической подготовленности, эмоционально-волевой устойчивости и профессиональной обученности, по сравнению с курсантами контрольной группы, которые занимались по ранее существующей методике. Курсанты экспериментальной группы проявили более высокую устойчивость при выполнении служебно-боевых действий в условиях, требующих высоких нервно-психологических напряжений.
Проведенные нами исследования формирования эмоционально-волевой устойчивости показали, что полученные результаты вполне могут использоваться в процессе профессиональной (служебно-боевой) подготовки и для других категорий сотрудников ФСИН Минюста России. Их психологическая подготовка должна стать неотъемлемой частью всего процесса подготовки к действиям в экстремальных ситуациях и основываться на индивидуальных особенностях психофизиологических реакций сотрудников при воздействии на них неблагоприятных факторов.
С ростом профессионального мастерства сотрудников улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность.
Содержание занятий, специальный набор соответствующих средств имеют существенное значение в решении поставленных задач. Наиболее благоприятные возможности для подготовки создаются при обучении и последующей тренировке такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения и т.п. Формирование эмоционально-волевой устойчивости необходимо осуществлять поэтапно путем специальных целенаправленных приемов.
Систематичность и последовательность применения усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями являются основными путями формирования эмоционально-волевой психологической устойчивости сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях.
Статья представлена кафедрой антикризисного управления Академии права и управления Минюста России, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 22 декабря 2005 г.