Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА С ГРАЖДАНАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

Рассматриваются психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских к действиям в кризисных, эмоционально напряженных ситуациях, социальным последствием которых должно стать установление отношений доверия и сотрудничества органов правопорядка и населения. Приводятся результаты изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских, оценивается целесообразность его использования в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING FOR POLICE TO INTERVENE IN CRISIS SITUATIONS AS A FACTOR ENHANCING SOCIAL TRUST

The article deals with the psychological aspects of police training to act in a crisis, emotionally stressful situations, social consequence of which should be the establishment of a relationship of trust and cooperation of law enforcement agencies and the public. The results of the study of foreign experience of professional training of police, the expediency of its use in the Russian conditions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ»

СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОРАБЛЕВ,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин

ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВМЕШАТЕЛЬСТВУ В КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ

Рассматриваются психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских к действиям в кризисных, эмоционально напряженных ситуациях, социальным последствием которых должно стать установление отношений доверия и сотрудничества органов правопорядка и населения. Приводятся результаты изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских, оценивается целесообразность его использования в российских условиях.

Ключевые слова: кризисные ситуации, психологическая подготовка полиции, организация отношений сотрудничества с гражданами.

S.E. Korablev, PhD (Psychology), Assistant Professor, Sub-department of Social-and-Humanitarian and Economic Subjects, Russia MI Institute (Voronezh City); e-mail: kafedra sgd@ yandex.ru, tel.: 8 (473) 247-67-07.

Psychological training for police to intervene in crisis situations as a factor enhancing social trust.

The article deals with the psychological aspects of police training to act in a crisis, emotionally stressful situations, social consequence of which should be the establishment of a relationship of trust and cooperation of law enforcement agencies and the public. The results of the study of foreign experience of professional training of police, the expediency of its use in the Russian conditions.

Key words: crisis, psychological training the police, the organization of cooperative relations with citizens.

Меняющиеся контексты жизни российского общества заставляют правоохранительные органы тщательно выбирать средства реализации своих профессиональных функций, переосмысливать то, что накоплено отечественными и зарубежными профессионалами в плане гармонизации отношений полицейских структур и населения. Для специалистов правоохранительной деятельности представляют научный интерес зарубежные стратегии и тактики преодоления кризиса доверия в отношениях между полицией и населением.

Одним из ведущих факторов, формирующих интерес и доверие населения к деятельности правоохранительных органов, является эффективность поведения полицейского в эмоционально напряженных, кризисных ситуациях. Острота кризиса в отношениях между полицейскими структурами и населением является характерной чертой исторического этапа в развитии любого государства, связанного с глобальными социальными, экономическими, политическими реформами. Так, в конце 60-х годов прошлого века американская полиция столкнулась с необходимостью

вмешательства в массовые беспорядки, обусловленные расовыми причинами. В ходе официальных исследований в качестве причин массовых эксцессов были названы, в частности, неправильные, неумелые, «излишне жестокие», непрофессиональные действия полиции. Последовали выводы о низкой эффективности полицейских мероприятий в условиях крупных массовых беспорядков, представлявших реальную угрозу существующей общественной безопасности.

Стало очевидным, что стереотипы жестокого, авторитарного, дискриминационного поведения полиции ухудшали взаимоотношения с населением, снижали эффективность борьбы с преступностью, которая захлестнула страну. Потребовались концептуальные изменения в деятельности полиции. По замыслам американских специалистов для эффективной охраны общественного порядка стало необходимым укрепление позиций полиции в обществе, улучшение ее взаимоотношений с населением за счет развертывания социальных услуг, оказываемых гражданам. С 70-х годов полицейская деятельность приобрела реальную социальную направленность. Показателем данной

S Ы S и О

I-,

il и С

S S

I-,

о <

о

X

s

и

с

3 и о а С О со

стратегии деятельности стал тот факт, что около 80% служебного времени сотрудника составляла помощь гражданам в решении различных проблем. Так реализовалось единство классового и общесоциального начала в предназначении и непосредственной деятельности полиции.

С этой же стратегией связана актуализация в начале 70-х годов наиболее перспективных концепций в психологической подготовке сотрудников полиции зарубежных стран (США, Германии, Великобритании). Их истоки - в социальной, гуманистической концепции профессиональной подготовки, сформулированной американским юристом и общественным деятелем Раймондом Блеймом Фосдиком еще в 1915 г.: «Сердцевина полицейской работы - в контакте конкретного полицейского с конкретным гражданином... Настоящий успех в полицейской работе может быть достигнут только при условии намеренной и тщательной подготовки сотрудника полиции с акцентом на социальное содержание и человеческие аспекты его деятельности»1.

Сущность психологической подготовки сотрудников американской полиции, как нам представляется, состоит в психологическом обеспечении социальных и личностных аспектов профессиональной деятельности и повседневной жизни сотрудников. Путь к этой формуле лежал, однако, через кризисы правоохранительной деятельности 60-х годов XX в., дискуссии о проблемах деятельности и личности сотрудника полиции 70-80-х годов XX в. (личном и профессиональном статусе, профессионализме, дискреции, полицейском стрессе, отчуждении и др.). В рамках данной работы подчеркнем, что на рубеже 70-х годов XX в. в странах Западной Европы и США возник социальный заказ на обучение полицейских эффективным действиям в кризисных ситуациях.

Американский толковый словарь Мерриэма-Вебстера определяет «кризис» как: 1) поворотный пункт в сторону улучшения или ухудшения течения болезни; 2) решающий, критический момент. С учетом этих сопутствующих значений к кризисным ситуациям в контексте полицейской практики обычно относят конфликтные, эмоционально напряженные ситуации, для разрешения которых вызывается полиция. Предполагалось, что именно от действий полиции зависит положительный или отрицательный исход указанных ситуаций. Было выделено четыре области кризисных моментов деятельности полицейского, где необходимо психологически грамотно осуществить:

1) управление конфликтом (семейным, бытовым, служебным);

2) обращение с потерпевшими, различную помощь гражданам;

3) обращение с душевнобольными и лицами с суицидальными попытками;

4) вмешательство в ситуации, связанные с агрессивными проявлениями участников толпы, экстремизма и терроризма.

Значительная часть вызовов полиции связана с необходимостью урегулирования конфликтов. На 70-е годы XX в. приходится бурный рост внедрения программ психологической подготовки полицейских к вмешательству в семейные конфликты, профессиональному общению с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями преступлений, душевнобольными, наркоманами, террористами, гражданами разных возрастов и т.д.). Силами полицейских психологов и специалистов, приглашавшихся из университетов страны, эти программы широко внедрялись в служебную подготовку сотрудников полиции. В программах профессиональной подготовки полицейских в высших учебных заведениях и центрах первоначальной подготовки как необходимые зоны компетентности рассматриваются коммуникация и человеческие отношения. Последующая практическая работа полицейских показала эффективность такой психологической подготовки по ряду признаков: сокращение числа повторных вызовов; усиление безопасности полицейского и граждан; укрепление доверия граждан к полиции; сотрудничество потерпевших с полицией в последующем расследовании; снижение стресса полицейской профессии.

В ходе подготовки формируется ряд психологических умений, актуальных для любого рода профессионального общения, а также некоторые специальные тактические и психологические умения, необходимые для управления отдельными типами ситуаций. К общим психологическим относят коммуникативные навыки. Было обращено внимание, что мощное воздействие на ситуацию оказывает речевое и невербальное поведение сотрудника. Невербальные ключи (взгляд, телодвижения, поза, дистанция общения и т.п.), которые сотрудник подбирает к общению с гражданином, могут породить у последнего определенные ожидания. Тон голоса может оказывать большее влияние на гражданина, чем фактически сказанное. Диагностика и управление невербальными каналами коммуникации позволяют полицейскому установить контакт с гражданином и снизить возможность эскалации напряжения.

Эффективность подготовки повышается при использовании обратной связи на игровых за-

нятиях. Наиболее эффективными считаются тренинги в небольших группах с анализом действий сотрудника со стороны группы, инструктора и с помощью видеозаписи. Особое внимание уделяется умению слушать и технике опроса. Любая сфера профессионального общения требует умения слушать и получать точную информацию об участниках общения. Исследования полицейских психологов показали, что при отсутствии специальной подготовки большинство сотрудников эти умения приобретают с трудом. Наиболее полезным считается умение быстро получать и оценивать информацию исходя из того, что гражданин собирается делать.

Выделяются следующие специфические умения приобретения и оценки информации.

1. Начинать речевой контакт с открытых вопросов. В отличие от закрытых, на которые можно ответить «да», «нет» или иначе, но так же коротко, открытые вопросы заставляют субъекта проявлять большую активность в разговоре, продуцируя на ходу информацию, которая может оказаться необходимой.

2. Использовать парафразы для уточнения информации и демонстрации субъекту заинтересованности вашего восприятия. Парафразы -это утверждения, которые фиксируют понимание того, что субъект хотел сказать. Важное качество парафраза состоит в том, что он стремится уточнить, что собеседник имеет в виду. На парафраз он, как правило, реагирует одним из трех способов: а) соглашается; б) не соглашается; в) дает дополнительную информацию. Независимо от того, какой окажется реакция, сотрудник внесет для себя дополнительную ясность.

3. Применять эхо-реплики, которые позволяют быстро уточнить двусмысленные замечания. Они эффективны потому, что с их помощью можно уточнить сказанное и достигнуть обратной связи без необходимости долгих утверждений со стороны сотрудника.

4. Суммировать сказанное субъектом и подводить итоги. Как только субъект соглашается с итоговой формулировкой сотрудника, последний может с большей уверенностью переходить к решению стоящей задачи.

Сотрудники, не прошедшие психологическую подготовку, склонны допускать ряд ошибок: перескакивать к заключениям, чрезмерно направлять беседу, давать преждевременные советы, слишком много говорить, не добиваясь уточнения информации. Помимо функциональной ценности, получение информации дает побочный положительный эффект. Граждане склонны воспринимать сотрудника, который активно слушает, как

справедливого, рассудительного, понимающего и заинтересованного в их проблемах.

В крупных полицейских департаментах, например Лос-Анджелеса, тренинг умения вести беседу является частью первоначальной подготовки. Для молодых сотрудников проводится около 25 часов подготовки специально по технике интервьюирования.

Названые выше типы кризисных ситуаций нуждаются в более детальном рассмотрении.

В контексте психологической подготовки к управлению конфликтом большинство программ посвящены искусству разбирательства семейных скандалов, поскольку они представляют подавляющее большинство и имеют большой общественный резонанс. Наиболее общие цели всех программ включают в себя:

а) сокращение травм и убийств, которым подвержены полицейские, выезжающие на семейные конфликты;

б) улучшение взаимоотношений между отделением полиции и социальными службами, к которым могут быть отосланы стороны семейного конфликта;

в) развитие специальных умений полицейских для эффективного разрешения семейных конфликтов;

г) улучшение отношения сотрудников полиции к их роли при вмешательстве в семейные конфликты.

Целью сотрудника в управлении конфликтом считается достижение контроля над ситуацией как можно скорее и безопаснее. Далее осуществляется либо самостоятельное разрешение конфликта, либо подключение других специализированных служб социальной помощи (психиатрической, суицидальной, др.). Оба варианта не только помогают спорящим сторонам, но и снижают вероятность повторного вызова полиции.

Необходимы умения в части:

1) снижения эмоциональной напряженности участников конфликта;

2) опроса обеих сторон и быстрого получения и анализа нужной информации;

3) проведения посреднических действий для достижения взаимоприемлемого решения.

Управление потерпевшим является значимым фактором, влияющим на характер взаимоотношений населения с правоохранительными структурами. Грамотное обращение с потерпевшим может значительно улучшить отношение населения к полиции, сотрудничество потерпевших с полицией в ходе расследования, их дальнейшее психическое восстановление. После подготовки сотрудник чувствует себя увереннее в разре-

£

£ и О

и

$

и С

£ £ и

О <

О X £ и

с

2 и О а С О ю

шении психотравмирующих ситуаций. Для того чтобы эффективно управлять потерпевшими, сотрудника в первую очередь ориентируют в динамике их состояний.

Сотруднику важно понимать, что существует разнообразие нормальных состояний и реакций, переживаемых индивидом, после того как он стал жертвой нападения. Некоторые общие реакции на любой вид нападения могут быть представлены вместе или частично: смущение, замешательство, шок, неспособность точно вспоминать информацию, регрессия на детский уровень функционирования, гнев, раздражение, иногда направленные на сотрудника полиции. Исследования показали, что не только посторонние склонны обвинять потерпевшего в случившемся криминальном событии, но и потерпевший склонен чувствовать себя виноватым и заслуживающим обвинения, даже если он не имел возможности предотвратить происшедшее с ним. Чем глубже нападение затрагивает личность, тем более обостренными становятся чувства. Так, например, кража со взломом является нарушением символического телесного пространства. Угроза физическим насилием переживается еще более остро. Изнасилование, наиболее личное нападение, порождает разрушительные чувства самообвинения.

Система умений, приведенных ниже, считается необходимой для управления потерпевшим. Сотрудники должны стремиться убедить потерпевшего в том, что он в безопасности и что плохое больше не повторится. Предполагать вину потерпевшего, даже если при некоторых обстоятельствах она вероятна, непродуктивно. Умения вербального и невербального активного слушания полезны для установления взаимопонимания и доверия, а также помощи потерпевшему. В ответ на гнев и фрустрацию сотрудник должен избегать оборонительной реакции. Он обязан рефлексивно реагировать на собеседника, с тем чтобы помочь потерпевшему сосредоточиться на чувствах.

Обращение с душевнобольными и лицами с суицидальными попытками существенно влияет на формирование позитивного образа полицейских структур. Обращаясь с душевнобольными индивидами, сотрудник часто испытывает трудности, связанные с их нетипичными реакциями. Полицейскому необходимо умение противостоять импульсивности оппонента и использовать время для обретения уверенности и контроля над душевнобольным лицом. Попытки управлять с помощью умений активного слушания, описанных ранее, в большинстве случаев считаются неэффективными. Предпочитаются структурирование и направление поведения лица с помощью нена-

вязчивых указаний и команд. Эта стратегия представляется более эффективной, чем подчинение индивида повышением голоса, давлением. Последние тактики могут повлечь эскалацию риска, присущего ситуациям с участием душевнобольных лиц.

Имея дело с потенциальным самоубийцей, сотрудник должен уметь определить степень риска и опасности самоубийства, а также нейтрализовать ситуацию, если налицо активная попытка суицида. Индикаторами высокой степени риска могут быть: замечания индивида в разговоре с кем бы то ни было о том, что он собирается покончить с собой; высокая тревожность; депрессия; предшествующая попытка суицида; наличие оружия; особый план самоубийства; отказ от значимых достижений; недавняя потеря близкого лица.

Для эффективного управления лицами с суицидальными попытками сотруднику рекомендуют пользоваться общими умениями слушать, а также избегать высказывать заключения и давать преждевременные советы. Общая стратегия оказания помощи со стороны полицейского состоит в том, чтобы позволить индивиду выговориться, активно слушать его, выразить поддержку и утешение.

Эффективность вмешательства полиции в ситуации, связанные с агрессивными проявлениями (массовые беспорядки, захват заложников, террористические акты), является показателем профессионализма, повышающим социальный авторитет полицейских структур.

В связи с расширением социальной базы и появлением новых форм массовых антиправительственных движений в практической деятельности полиции значительную долю профессиональной подготовки занимают предотвращение массовых беспорядков, деятельность в условиях враждебно настроенной толпы, оказание психологического воздействия на участников демонстраций, шествий. Современные полицейские инструктивные материалы содержат в основном анализ динамики поведения толпы, тактические основы деятельности полицейских.

Особой социально значимой проблемой является противодействие полиции террористическим актам и захвату заложников. В операциях освобождения участвуют специальные команды, на которые возлагается решение тактических задач. Однако полицейская практика показывает, что переговоры, тактика сдерживания значительно чаще дают положительные результаты, чем силовые решения. Более того, если контроль ситуации доходит до пределов применения силы, то последующее снижение эскалации напряжения мало-

вероятно. Полное и безопасное освобождение заложников и захват террористов, а это главные цели, наиболее вероятны в спокойной, контролируемой ситуации переговоров. Необходимые альтернативные тактические решения всегда планируются специальными командами, но это рассматривается как крайняя мера. Независимо от того, насколько хорошо продуманы и реализованы силовые тактические решения, они всегда значительно более опасны для всех сторон, чем переговоры. Не случайно после того, как ситуации берутся под тактический контроль, почти все они разрешаются в результате переговоров.

Психологическая подготовка сотрудников к вмешательству в эти кризисные ситуации охватывает различные направления:

подготовку группы по вопросам психологической динамики типов лиц, захватывающих заложников, знакомство с техникой эффективного управления душевнобольными лицами, с которыми сотрудники могут столкнуться (параноидные шизофреники, маниакально-депрессивные субъекты и др.);

подготовку и тренинг сотрудника, ведущего переговоры, по эффективной коммуникации и технике интервьюирования;

ситуативные консультации со стороны полицейского психолога, привлекаемого к операции, по выработке конкретной стратегии переговоров.

Считается, что для достижения главной цели безопасного освобождения заложников и захвата террористов с минимальным риском основной стратегией становится «выигрыш времени». Время работает на пользу процесса переговоров. Чем дольше происходят переговоры, тем больше вероятность, что террористы допустят тактические ошибки, которые можно использовать в целях освобождения заложников. Психологически важным считается процесс, возникающий с течением времени, называемый «стокгольмским синдромом». Суть его состоит в том, что между террористами и заложниками начинают развиваться эмоциональные связи, в которых заложники могут проявлять положительные чувства к своим захватчикам и отрицательные - к полиции. Вместе с тем, и у террористов могут возникнуть положительные чувства к заложникам. Таким образом, «стокгольмский синдром» может дать как отрицательные, так и положительные последствия. Команда, ведущая переговоры, ориенти-

руется в процессе психологическом подготовки на то, чтобы вызвать у террористов осознание высокой ценности жизни и здоровья каждого из заложников.

Приведенные выше кризисные ситуации могут считаться типичными для отечественных и зарубежных полицейских. Они дают лишь общее представление о степени экстремальности полицейской работы. Детали деятельности полицейского включают значительно большее разнообразие эмоционально напряженных ситуаций, из которых необходимо выйти достойно, сохранив жизнь и здоровье граждан. Психологическая подготовка отечественных и зарубежных сотрудников полиции, в частности к вмешательству в кризисные ситуации, представляется одним из ведущих направлений стратегического курса по осуществлению мероприятий, предупреждающих преступность, предполагающих использование психологических знаний и формирующих отношения сотрудничества с населением. Активное привлечение возможностей психологии значительно усиливает потенциал воздействия полиции на различные категории граждан и решает значительное число проблем обеспечения правопорядка.

Литература

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Bayley D. Democratizing the police abroad: What to do and how to do it. 2001. URL: http://www.ncjrs. org/pdffiles1/nij/188742.pdf

Материалы веб-сайта, содержащего информацию о передовом опыте и материалы о комиссиях гражданского контроля, гражданском надзоре над полицией, расовом профилировании и т.п. в США. URL: www.policeaccountability.org

Кораблев С.Е. Психологические аспекты организации взаимодействия полицейских структур и населения: Монография. - Воронеж: Воронеж. ин-т МВД России, 2011.

Osse A. Understanding Policing. A resource for human rights activists. Amnesty International Nederland. 2006. URL: amnesty@amnesty.nl

S

s

I-,

о

I-, $

и С

s s

I-,

о <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

s

и

с

3 и о а С О со

1 Фосдик Р.Б. Организация полиции в Европе / Пер. с англ.; Под ред. П.И. Люблинского; Издание Петроградского Городского Самоуправления. - Петроград: Городская Типография, 1917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.