Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ОБУЧЕНИЮ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ'

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ОБУЧЕНИЮ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТБОР КАДРОВ ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНТЕКСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА С ГРАЖДАНАМИ / POLICE PERSONNEL SELECTION / TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS / COMMUNITY-ORIENTED POLICING CONTEXT / THE ORGANIZATION OF A COOPERATIVE RELATIONSHIP WITH THE CITIZENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

Рассматриваются психологические аспекты отбора и обучения специалистов правоохранительной деятельности, ориентированных на установление отношений доверия и сотрудничества с населением. Приводятся результаты изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских в контексте социально ориентированной деятельности, оценивается целесообразность его использования в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-ORIENTED APPROACH TO VOCATIONAL SELECTION AND TRAINING OF POLICE

The article deals with the psychological aspects of the selection and training of law enforcement professionals, aimed at establishing a relationship of trust and cooperation with the public. The results of the study of foreign experience police training, assess the appropriateness of its use in the Russian context.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ОБУЧЕНИЮ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ»

ВОПРОСЫ

_ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОРАБЛЕВ,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин

ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России»

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ОБУЧЕНИЮ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ

Рассматриваются психологические аспекты отбора и обучения специалистов правоохранительной деятельности, ориентированных на установление отношений доверия и сотрудничества с населением. Приводятся результаты изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских в контексте социально ориентированной деятельности, оценивается целесообразность его использования в российских условиях.

Ключевые слова: отбор кадров полиции, профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов, социально ориентированный контекст деятельности полиции, организация отношений сотрудничества с гражданами.

S.E. Korablev, PhD (Psychology), Assistant Professor, Sub-department of Social-and-Humanitarian and Economic Subjects, Russia MI Institute (Voronezh City); e-mail: mail@vimvd.ru, tel.: 8 (473) 247-67-07.

Socially-oriented approach to vocational selection and training of police.

The article deals with the psychological aspects of the selection and training of law enforcement professionals, aimed at establishing a relationship of trust and cooperation with the public. The results of the study of foreign experience police training, assess the appropriateness of its use in the Russian context.

Key words: police personnel selection, training of law enforcement officials, community-oriented policing context, the organization of a cooperative relationship with the citizens.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, ная характеристика может послужить важней-

что высокая степень эффективности полицей- шим критерием профессионального отбора тех

ских структур во многом зависит от тщательно сотрудников, которые своим профессионализ-

организованного, психологически грамотного мом утвердят в сознании граждан образ эффек-

отбора и обучения сотрудников. В качестве од- тивно действующей полиции, имеющей кредит

ного из личностных слагаемых профессиональ- социального доверия.

ного мастерства будущего полицейского сле- Меняющиеся контексты жизни российского

дует рассматривать его высокую мотивацию на общества заставляют правоохранительные ор-

ответственный и самоотверженный труд по ох- ганы тщательно выбирать средства достижения

ране правопорядка. Эффективное выполнение правопорядка, переосмысливать то, что нако-

профессиональных функций полицейскими не- плено отечественными профессионалами, ком-

возможно без четкого осознания ими социально петентно использовать зарубежный опыт. ориентированной природы их труда. Уважение Методы профессионального отбора и обу-

прав человека, стремление к их досконально- чения кадров зарубежных стран всегда интере-

му соблюдению и защите представляются пре- совали специалистов в области полицейской

дельно важными в перечне профессионально науки. Регулярное и детальное изучение за-

значимых качеств личности будущего работника рубежного опыта позволяет оценить целесо-

правоохранительных органов1. Данная личност- образность использования в российских ус-

ловиях методов профессионального отбора и подготовки полицейских других стран, приемлемых с точки зрения правовых, моральных, экономических и геополитических условий нашего государства.

Социально ориентированный подход к профессиональному отбору и обучению полицейских кадров в странах Евросоюза и США основывается на том, что будущим сотрудникам полиции должны быть присущи прежде всего высокие моральные устои, тогда как другим, в частности практическим навыкам и умениям, можно (достаточно легко) научить. Одной из главных целей профессиональной подготовки является формирование профессионального достоинства полицейского - его самоуважения, адекватной самооценки, основанной на осознании ценности собственной профессии, сохранении личной чести и авторитета «организации» - отдела полиции или конкретного полицейского коллектива. Успешное выполнение общественно значимых профессиональных функций предполагает высокие требования к компетентности специалистов-профессионалов, к соблюдению ими объективно сложившихся норм профессиональной этики. Таким образом, процесс набора, отбора и подготовки кадров представляется важным для формирования полиции, уважающей и защищающей права человека.

Психологически значимое «открытие дверей» в сторону гражданского населения предполагает решение ряда проблем как самими полицейскими, так и их руководством. Одна из трудных задач для полицейских организаций состоит в привлечении людей, отражающих состав населения, и последующем отборе из их числа лиц, придерживающихся высоких моральных принципов. Социально-психологическая задача заключается в том, чтобы кадровый ресурс полиции представлял все слои общества, интересы которого должны быть известны и защищены. Другая не менее трудная задача состоит в том, чтобы полиция, обеспечивая должную социальную представительность, выработала и поддерживала показатели набора лиц из числа этнических меньшинств2.

Опыт подготовки полицейских кадров в США и государствах Западной Европы показывает, что в теоретическом и практическом аспектах подготовка новых сотрудников полиции отвечает принципам уважения прав человека.

Общественность и правозащитники, руководство полиции оценивают программы обучения с точки зрения прав человека по следующим критериям3:

1. Все полицейские должны проходить базовую профильную подготовку.

2. Продолжительность базовой подготовки должна быть такой, чтобы курсанты могли усвоить знания, навыки и подходы к работе.

3. Подготовка должна соответствовать тому, что ожидается от будущих полицейских. Например, не следует изолировать курсантов на территории учебных баз, где они могут общаться только с работниками полиции, в том случае, если способность реагировать на нужды населения считается важной составляющей их будущей работы.

4. Преподавание дисциплин, связанных с изучением законодательных и процессуальных норм, должно быть построено таким образом, чтобы полицейские могли применять их в повседневной работе по завершении обучения.

5. В подготовку полицейских должны быть включены темы, касающиеся ряда важнейших социально-психологических аспектов:

гендерного и культурного сознания;

профилактики дискриминации;

социального статуса полиции и т.д.

6. Обучение сотрудников полиции не должно ограничиваться только базовой подготовкой. Рабочие навыки полицейских следует регулярно оценивать, поддерживать и совершенствовать, особенно в сфере тактико-психологических умений (применения властных полномочий, обеспечения личной безопасности и пр.).

Таким образом, социально ориентированный подход к профессиональному отбору и обучению полицейских кадров основывается на следующих приоритетах:

наборе полицейских кадров из представителей различных слоев общества;

отборе сотрудников правоохранительных органов, мотивированных на исполнение полицейских функций, основанное на уважении принципов прав человека;

обучении работников полицейских структур навыкам, теории и подходу к правоохранительной деятельности, ориентированным на соблюдение и защиту прав человека.

Профессионализм в деятельности полиции в западной специальной юридической литературе4 определяется как совокупность исключительных знаний и умений, позволяющих полиции выполнять присущие ей функции, в том числе связанные с применением непосредственного физического принуждения. Последнее представляется весьма значимым фактором, обусловливающим отношение общества к полиции.

Понятие профессионализма в общем плане

К

£ 1-, о

1-, $

и С

К

к

1-,

о <

о

X

к

и

с

2 и о а С О ю

раскрывается в определенных правилах и принципах, составляющих «кодекс профессиональной этики»5. Данный кодекс устанавливает ряд базовых требований и правил, обусловливающих социально ориентированный контекст деятельности полиции:

1. Предупреждение (превенция) преступлений и нарушений должно быть приоритетно перед другими задачами полиции (добиться же успехов в предупреждении правонарушений можно при условии тесного взаимодействия, использования помощи и поддержки населения).

2. Полиция не имеет права незаконно присваивать (осуществлять) не присущие ей судебные и законодательные функции.

3. Физическая сила может применяться лишь в исключительных случаях и минимальных пределах.

4. Сотрудники полиции должны бескорыстно служить Закону, а не политическим целям и оказывать помощь любому попавшему в беду человеку независимо от его социального положения.

Существенное значение в теории и практике полицейской службы имеют стандартные критерии (признаки) профессионализма сотрудника: 1) соответствующий объем знаний и интеллектуальный уровень; 2) длительность и непрерывность обучения и подготовки; 3) соответствие выполняемых функций основным ценностям общества; 4) самостоятельность в принятии решений; 5) приверженность работе, основанной на стремлении удовлетворить интересы населения; 6) чувство общности с коллегами; 7) уважение «кодекса этики» и учет его положений в службе и повседневной жизни6.

Перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать современный полицейский в западных странах, довольно обширен. Так, сотрудник полиции должен достаточно хорошо разбираться в вопросах политики, экономики, географии, демографии, знать иностранные языки и основы общенационального законодательства и судопроизводства, иметь твердые знания законов, инструкций и предписаний, регулирующих его деятельность, обладать специальными знаниями по своей должности, умело применять теоретические знания на практике. Полицейский должен уметь оказать первую медицинскую и оперативную психологическую помощь гражданам, быстро и эффективно установить контакт с населением, представителями общественности и средств массовой информации, обладать способностью умело вмешаться и оказать помощь в разреше-

нии конфликтов. Также он обязан знать и применять приемы задержания и самообороны, в совершенстве владеть табельным оружием и специальными средствами, хорошо управлять автомобилем, мотоциклом, иметь навыки пользования всеми видами связи и компьютерными технологиями, применяемыми в полиции. Как видно из вышеизложенного, общие критерии эффективности зарубежного полицейского вполне уместно звучат и в отечественных социокультурных условиях как эталоны профессионализма сотрудника органов внутренних дел.

С деталями формирования и развития вышеуказанных профессионально значимых качеств, умений целесообразно ознакомиться в контексте изучения фундаментальных принципов системы профессиональной подготовки полиции, стоящей на службе у населения.

В полицейских системах западных стран профессиональная подготовка сотрудников полиции рассматривается в качестве одного из существенных резервов повышения эффективности полицейской деятельности7. В ряде стран проблемы качества подготовки полицейских всех категорий и рангов рассматриваются на высшем уровне государственного управления, определяются основные направления повышения профессионального уровня полицейских, включающие совершенствование специальных навыков, укрепление связей и контактов с населением, развитие личной инициативы и т.д.

Как правило, в большинстве западных стран полиция имеет собственную систему образования, которая состоит из следующих основных звеньев:

1) первоначального обучения поступающих на службу в полицию. Оно, как и последующее обучение рядовых, проводится чаще всего в учебных центрах территориальных полицейских формирований;

2) подготовки командных кадров полиции в специальных высших полицейских учебных заведениях, а также в общих учебных заведениях, например в университетах, но имеющих специальные программы для тех, кто в будущем намерен служить в полиции;

3) повышения квалификации и специализации полицейских кадров по определенным видам деятельности.

В системе полицейского образования особое место занимает первоначальная подготовка, в ходе которой закладывается основа знаний, необходимых полицейскому для овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками работы. Первоначальное обучение по-

лицейских складывается из теоретического и практического курсов и, как правило, представляет собой сочетание стационарных форм обучения с обучением без отрыва от работы. Обращает на себя внимание активное сочетание стационарных форм обучения с различными видами практики и стажировки.

По своему содержанию первоначальная подготовка сотрудников полиции включает изучение общеобразовательных, общих юридических и специальных учебных дисциплин.

Повышение внимания к психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки сотрудников полиции, наблюдаемое в последнее время, обусловлено изменениями в концепции полицейской деятельности. Смещение акцентов этой деятельности в сторону функций социального обслуживания населения (60 - 80-е годы XX в.) продиктовало необходимость вооружения полицейских глубокими социально-психологическими знаниями.

Начиная с 70-80-х годов практически во всех западных странах были разработаны специальные обучающие и консультативные программы по основным сферам взаимодействия полиции и общества. Эти программы включают обучение методам установления взаимоотношений с населением и разрешения конфликтов, возникающих между людьми и требующих вмешательства полиции; методам оказания оперативной психологической помощи при вмешательстве в семей-но-бытовые конфликты; способам сохранения индивидуальной выдержки полицейских и борьбы со стрессами и др.

В области установления взаимоотношений с гражданами психологическое обучение направлено на приобретение навыков, которые должны помочь полицейскому избежать конфликтов в процессе общения или правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Полицейских учат налаживать контакты с различными группами населения (детьми, женщинами, национальными меньшинствами и др.), с представителями общественности и государственных органов, а также средств массовой информации.

Для обучения в этой области специалисты успешно используют разнообразные дидактические средства и методы. Лекции сочетаются с обсуждением в группах, семинарскими и практическими занятиями. Кроме устного изложения и обсуждения изучаемых вопросов, широкое применение нашли игровые методы, помогающие усовершенствовать навыки межличностных отношений. Специальными областями психологии,

которые наиболее применимы к этим программам, являются: развитие отношений, осознание, способы обсуждения, теория общения и навыки разрешения конфликтов.

Большинство программ обучения методам разрешения межличностных конфликтов направлены на вооружение полицейского знаниями и навыками, применение которых поможет уменьшить вероятность насилия. Основой этих программ считаются темы, раскрывающие специфику семейных отношений, вербальных и невербальных способов коммуникации, проведения опросов и бесед, аномального поведения, разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции. Методика обучения включает в себя лекции, дискуссии, смоделированное вмешательство (часто с участием профессиональных актеров) в сочетании с видеозаписью и последующей демонстрацией процесса вмешательства. Изучая методы разрешения конфликтов, полицейские приобретают знания и умения в области психологически грамотного общения с жертвами насилия, учатся распознавать и устанавливать контакты с эмоционально неуравновешенными людьми, психическими больными.

Содержание и условия труда полицейского обусловливают необходимость разработки специальных программ по вопросам, относящимся к умению сотрудника полиции сохранять выдержку в условиях воздействия стресс-факторов. Задачей данных программ является обучение полицейских методам распознавания физиологических и психологических проявлений стресса, методам релаксации и мобилизации. Сотрудникам прививается умение рационально относиться к оценке ситуации, быть гибкими в аспекте выбора способа реагирования, эмоциональной регуляции, преодоления страха и чувства агрессивности по отношению к правонарушителям. Предлагаются варианты поведения полицейского, которые можно использовать для самовоспитания и самоконтроля после окончания обучения.

В различных полицейских школах обучаемые проходят специализированный курс, темы которого охватывают возможные (в профессиональном будущем) проблемные вопросы взаимоотношений полицейских и общества:

аспекты взаимоотношений с различными категориями граждан;

поведение полицейского в кризисных (эмоционально напряженных) ситуациях;

взаимодействие с людьми, демонстрирующими признаки социальной девиации, включая

К

£ 1-, о

1-, $

и С

К

к

1-,

о <

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

к

и

с

2 и о а С О са

варианты общения с человеком, отстающим в умственном развитии или имеющим психическое заболевание, симптомы алкоголизма и наркомании, физические отклонения от нормы;

этические проблемы (основы профессиональной морали, вопросы гуманизма, индивидуальной ответственности, толерантности, альтруизма и демократии);

вопросы, связанные с индивидуальной психологией и поведением человека;

посредничество в межличностных конфликтах (разбор семейных скандалов);

стрессы (причины возникновения, выявление и способы преодоления);

развитие коммуникативной компетентности; феномен группового поведения (психология толпы и методы воздействия в отношении ее участников);

формирование отношений доверия и сотрудничества с различными группами населения (детьми, женщинами, национальными меньшинствами и др.).

Изучение этих вопросов имеет своей целью: осознание полицейскими своих полномочий, места и роли в обществе;

обучение действовать в любых ситуациях на основе общепринятых норм и принципов.

Особенностью обучения является акцент на том, что не следует выделять психологию взаимоотношений с населением в отдельный предмет. Считается целесообразным введение элементов данного курса в большинство программ полицейской подготовки.

В то же время почти все применяемые на практике программы профессиональной психологической подготовки сотрудников полиции за рубежом построены на основе специальных курсов, носящих самостоятельный характер, что позволяет добиться углубленного и качественного обучения слушателей.

Во многих полицейских школах западных стран для сотрудников полиции проводятся специальные семинары по обучению их способам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между полицией и населением.

Служащие полиции на примере большого количества типичных ситуаций, с которыми сталкиваются в повседневной деятельности, рассматривают условия, способствующие возникновению конфликтов, учатся оценивать их, проводить беседы с гражданами. Преподаватели ориентируют слушателей на то, что поводом к возникновению конфликтной ситуации может быть не только агрессивное поведение окружающих либо

принуждение, направленное против преступников, но даже обычное предупреждение, высказанное полицейским лицу, нарушившему правила уличного движения.

Значительная часть обучения включает просмотр специальных слайдов, видеофильмов, пособий, распечаток с последующим анализом представленных в них ситуаций.

Заслуживают внимания некоторые программы психологической подготовки сотрудников полиции в США8. Например, в департаменте полиции штата Индиана организованы специальные курсы по изучению тактики и стратегии поведения в экстремальных ситуациях, которые должны пройти все без исключения начальники полицейских подразделений. Задача стратегии - свести на нет сопротивление со стороны правонарушителя при минимальном риске для оперативных работников. Главные элементы стратегии - «движение и неожиданность». Основная схема поведения с использованием этих элементов должна поставить правонарушителя в такое положение, когда безоговорочная капитуляция станет для него «единственной логической альтернативой».

Тактической задачей является создание явного преимущества для полицейского и невыгодного положения для правонарушителя. Преимущество полицейского последний устанавливает по своему выбору, благодаря чему достигается стратегический элемент «неожиданности». Концепция основывается на результатах психологического изучения отношения человека к риску. Установлено, что в зависимости от степени риска человек соответственно изменяет и свое поведение. Таким образом, поведение, являющееся противозаконным, можно пресечь путем правильного применения стратегии и тактики поведения в экстремальных ситуациях.

Важнейшая концептуальная идея профессиональной подготовки полицейских заключается в том, что обучение основам стратегического и тактического мышления не должно иметь ничего общего со «школьными заготовками» решения полицейских проблем. Современная система обучения не должна сводиться к механическому запоминанию и исполнению методических инструкций. Наоборот, она основана на развитии генеральной способности полицейского мыслить и действовать исходя из неповторимости факторов ситуации, принимать принципиальные решения, составлять и изменять планы в соответствии с возникшими обстоятельствами.

Социально ориентированный контекст профессионального отбора и подготовки полицей-

ских представляет собой важнейшую составляющую процесса реформирования отечественной правоохранительной системы. В эпоху демократических преобразований в нашем обществе представляется актуальным изучение европейского и североамериканского опыта построения отношений полиции и населения. Его заимствование не должно быть слепым копированием и предполагает тщательный анализ возможности его использования в нашей стране с учетом политического, исторического и других факторов развития Российского государства. В этом аспекте тщательному изучению подлежит весь спектр направлений профессионального отбора и подготовки полицейских кадров, который способствует организации отношений сотрудничества с населением. Благодаря компетентному применению зарубежного опыта российская система профессионального образования сотрудников

органов внутренних дел сможет претендовать на статус одной из наиболее развитых и фундаментальных в мире.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Материалы веб-сайта, содержащего информацию о передовом опыте и материалы о комиссиях гражданского контроля, гражданском надзоре над полицией, расовом профилировании и т.п. в США. URL: www.policeaccountability.org

3 Osse A. Understanding Policing. A resource for human rights activists. Amnesty International Nederland. 2006.

4 Bayley D. Democratizing the police abroad: What to do and how to do it. 2001.

5 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169 ГА ООН от 17 декабря 1979 г.

6 Osse A. Op. cit.

7 Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. - М., 1993.

8 URL: http://www.popcentre

S *

S и, О и,

з

ы С

S S

L-

о <

о

X S и с

3

и о а

с

о

CQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.