Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SELECTION / EXTREME SITUATION / MENTAL PROCESSES / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / MALADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гоцкая Наталья Робертовна

В статье рассматривается вопрос профессионального отбора молодых сотрудников для службы в органах внутренних дел. Охарактеризованы критерии оценки уровня сформированности психологической подготовки. Автор делает вывод о том, что психологической готовностью к напряженности в служебных условиях является глубокое уяснение сути и значения тех действий, которые необходимы сотруднику ОВД для предотвращения нежелательных последствий, твердый мотив и установка выполнить их и, быть уверенным в благополучном исходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гоцкая Наталья Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF YOUNG EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS AS A FACTOR OF SAFETY IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with the issue of professional selection of young employees for service in the internal Affairs bodies. The criteria for assessing the level of formation of psychological training are characterized. The author concludes that the psychological readiness for tension in the service environment is a deep understanding of the essence and meaning of the actions that are necessary for the ATS officer to prevent undesirable consequences, a firm motive and installation to perform them and be sure of a successful outcome.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Таким образом, исследование, затем развитие и эффективное использование инновационного потенциала коллектива делает возможным переход от скрытой возможности (идеи инновационного проекта) к явной реальности (реализации инновационной деятельности по выбранному в проекте направлению).

Литература:

1. Арсёнова М.А., Небаронова Н.Б. Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2646-2650. - URL: http://e-koncept.ru/20l3/53532.htm.

2. Ветрова Я.А., Щеголенкова Е.С. Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации в условиях введения ФГОС: учебно-методическое пособие. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. - 119 с.

3. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. ... канд. психол. наук. - Симферополь, 2003. - 187 с.

4. Зуева Е.Н. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/publ/10-1-0-47

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.

6. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.

7. Михайлова О.Б. Развитие инновационного потенциала личности в практике высшей школы // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - №1. - С. 85-93.

8. Пагнаева Е.А., Резанович И.В. Оценка состояния инновационного потенциала учителей общеобразовательных организаций // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т.1. - С. 12-16.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: «Магистр», 1997. - 223 с.

10. Суртаева Н.Н. Инновации как вектор развития образования в современной России // Образование без границ. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - №1. - С. 12-16

11. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза / Дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 484 с.

12. Шмелева Е.А. Инновационный потенциал акмеологических технологий подготовки педагогических кадров // В мире научных открытий. - 2011. - №3.1. - С. 624-631

Психология

УДК 159

кандидат экономических наук Гоцкая Наталья Робертовна

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос профессионального отбора молодых сотрудников для службы в органах внутренних дел. Охарактеризованы критерии оценки уровня сформированности психологической подготовки. Автор делает вывод о том, что психологической готовностью к напряженности в служебных условиях является глубокое уяснение сути и значения тех действий, которые необходимы сотруднику ОВД для предотвращения нежелательных последствий, твердый мотив и установка выполнить их и, быть уверенным в благополучном исходе.

Ключевые слова: психологический отбор, экстремальная ситуация, психические процессы, сотрудники органов внутренних дел, дезадаптация.

Anmtation. The article deals with the issue of professional selection of young employees for service in the internal Affairs bodies. The criteria for assessing the level of formation of psychological training are characterized. The author concludes that the psychological readiness for tension in the service environment is a deep understanding of the essence and meaning of the actions that are necessary for the ATS officer to prevent undesirable consequences, a firm motive and installation to perform them and be sure of a successful outcome.

Keywords: psychological selection, extreme situation, mental processes, law enforcement officers, maladjustment.

Введение. Нестабильность российского общества негативно отражается на функционировании системы МВД. Сотрудники органов внутренних дел (в особенности молодые специалисты - выпускники вузов МВД) вынуждены выполнять свою работу в крайне тяжелых условиях, их служба сопряжена с высокими физическими и психологическими нагрузками.

Многообразие и сложность задач, зачастую решаемых в условиях дефицита времени, риск при осуществлении оперативно-служебной деятельности, повышенная социальная ответственность за ошибки предъявляют высокие требования к профессиональным и морально-волевым качествам, уровню физического и психического здоровья сотрудников.

Изложение основного материала статьи. Ведущую роль в обеспечении успешной деятельности сотрудников органов внутренних дел, снижения негативных последствий стрессовой ситуации играют свойства личности, ее мотивы и установки. Экстремальные условия, в которых протекает эта деятельность, предъявляют к психике в целом, и к различным ее сторонам, в частности, особые требования. Отмечено, что в настоящее время повысилась тревожность — сторона психики, связанная со служебной деятельностью сотрудника, вызванная нестабильной политической и экономической ситуацией в стране [1-6].

Таким образом, успех снижения напряженности в экстремальных ситуациях во многом зависит от того, как сотрудник обучен, воспитан; как развиты его органы чувств, точна ли реакция, развиты ли ощущения, внимание, память, мышление

В период выполнения задач службы сотрудник нередко попадает в экстремальные ситуации, где переживает состояние эмоционального напряжения, которое по ходу может интенсивно развиваться и вызвать аффективное состояние, а, нарастая, разразиться сильной, кратковременной и бурной вспышкой, называемой аффектом.

Усилием воли он должен предотвращать наступление аффективного состояния и повышенной тревожности и развивать свои волевые качества путем отвлечения или переключения внимания. На практике этот процесс заключается в психологическом сублимационном переводе часто сильного нервного возбуждения на другие сферы жизнедеятельности. Морально подготовленным сотрудникам ОВД относительно легко обеспечивать реализацию таких качеств, как дисциплинированность, устойчивость психических реакций, выдержка, находчивость и самообладание.

Так, например, в экстремальной ситуации сотрудник, судя по выполняемым специфическим и служебным задачам, испытывает на себе многообразие психических реакций: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежду и безнадежность, нерешительность, напряженность и спокойствие. Последнее играет доминирующую роль в благополучном разрешении ситуации. После экстремальной ситуации возбужденное психическое состояние сохраняется еще не которое время. В этот период необходим самостоятельный анализ эмоционально-волевого поведения и адаптация к обычной, нормальной жизнедеятельности.

В ходе своих действий по уменьшению морального напряжения сотрудник познает особенности своего характера и темперамент, свои взгляды и убеждения. В этих условиях практически происходит понимание психических процессов, свойств и состояний, особенностей их проявления. Преодолевать моральное напряжение необходимо с помощью волевого устойчивого поведения

Важным фактором устойчивого поведения в экстремальных ситуациях является также выдержка, которая включает умение осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия по уменьшению напряжения, достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия, преодолевать трудности, уметь подавлять раздражение. Особенно большое значение играет выдержка, когда от сотрудника требуется трезвая оценка обстановки для принятия правильного решения. Говоря о выдержке как о компоненте устойчивого поведения, необходимо сказать и о мужестве, которое выражается в способности сотрудника действовать положительно и целесообразно в опасной, проблемной, экстремальной и сложной обстановке.

Волевое решение по уменьшению напряжения — это интеллектуальная фаза выбора. Сюда входят анализ ситуации, быстрота выявления проблем и оценка последствий. В этой процедуре участвуют рассудок, разум, интуиция и опыт сотрудника отдела внутренних дел.

В экстремальной ситуации самообладание должно выражаться способности и привычке контролировать чувственную сторону своей психики, подавлять чувства, эмоции и желания, привычки и склонности, подчинять свою деятельность проблемной ситуации.

Следует отметить, что в органах внутренних дел в настоящее время отмечается дефицит квалифицированных кадров. Текучесть среди молодых сотрудников органов внутренних дел вызвана, прежде всего, отсутствием научно обоснованной системы профориентационной работы с кандидатами на обучение. Молодой сотрудник не всегда подготовлен внутренне к принятию требований со стороны руководства подразделений все сотрудники глубоко понимают значение исполнительности, подчинения приказам начальника, психологической, физической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, проблем безопасности. Сталкиваясь с первыми трудностями полицейской службы, с высокими, отличающимися от гражданской жизни дисциплинарными требованиями, некоторые сотрудники теряют уверенность, поддаются случайным настроениям и пр.

Необходимость профессионального отбора поступающих на службу в правоохранительные органы обусловлена спецификой их деятельности. Вследствие особенностей развития, воспитания и уровня здоровья не каждый человек способен эффективно работать в постоянном контакте с контингентом, характеризующимся асоциальными установками, агрессивностью, неуправляемостью, враждебным отношением к представителям власти (вплоть до открытого противоборства).

Случайный выбор профессии приводит к развитию психической и психосоматической патологии, вызывает низкую эффективность деятельности и формирование комплекса профессиональной неполноценности.

Психологический отбор направлен на определение личностных особенностей кандидатов на службу в ОВД, его профессионально важных качеств и позволяет прогнозировать успешность их адаптации к условиям службы (учебы) и выполнения оперативно-служебной деятельности.

Профессиональный психологический отбор по видам деятельности, а также выявление пограничных психопатологических состояний проводятся в центрах психологической диагностики ОВД. При этом с помощью специальных тестов и собеседования изучаются мотивы выбора профессии, самооценка, познавательные процессы, эмоциональные особенности, коммуникативные способности, волевые качества, направленность личности, уровень физического развития и функционального состояния и др. По данным обследования составляется психологическая характеристика кандидата, завершающаяся выводом о степени рекомендованности на конкретный вид деятельности.

Кроме того, указывается принадлежность кандидата к "группе риска" - категории лиц, которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные особенности и функциональные возможности определяют повышенный риск возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно -психических и психосоматических заболевании, асоциального поведения и др.

При приеме в высшие и средние образовательные учреждения МВД России кандидаты проходят дополнительную процедуру психологического тестирования и собеседования со специалистами групп психологического сопровождения и сдают конкурсные экзамены, по результатам которых принимается решение о зачислении на учебу.

На конечном этапе сотрудники кадрового аппарата совместно с практическими психологами подразделений и ряда служб основываясь на полученной информации, осуществляют отбор кандидатов на службу и их рациональное распределение по конкретным должностям и специальностям.

Немаловажную роль в дальнейшей службе молодых специалистов ОВД играет психологическая подготовка. Для формирования психологической подготовленности у курсантов, а в дальнейшем у

сотрудников органов внутренних дел необходимо исходить из сущности и содержания психологической подготовки, организовать ее на основе педагогического процесса в вузах МВД и органах внутренних дел. Критериями оценки уровня сформированности психологической подготовки необходимо считать знания, умения, навыки, наиболее значимые для психологической подготовленности курсантов и сотрудников органов внутренних дел. К таким показателям относятся система профессиональных, правовых, гуманитарных знаний; навыки и умения применить эти знания в повседневной работе, а также в экстремальных условиях. В структуру психологической подготовленности входят и профессионально развитые психологические качества. К числу таких качеств, необходимых для работы в особых (экстремальных) условиях можно отнести: профессиональную наблюдательность; развитые память и мышление (способность преодолевать стереотипы и выходить за барьеры шаблонных подходов в процессе решения новых, необычных задач). Во избежание побочных явлений, профессиональной деформации необходимы постоянный контроль и регуляция физического и психического состояния слушателя, что еще пока не всегда осуществляется. Обращение к личности слушателей и поиск путей и средств для работы с ними (в психологическом плане) обусловлены следующим: ни одна, даже самая совершенная организация труда, никакие опытные специалисты не заменят усилий самой личности.

Необходимо больше уделять внимания на выработку умения у курсантов управлять своим поведением и состоянием. Немаловажная роль должна отводиться психологии общения в коллективе, созданию нормального социально-психологического климата. Нельзя забывать о личностном самовоспитании, направленности на выработку и совершенствование моральных, физических, эстетических и интеллектуальных свойств, стиля поведения в соответствии с социальными нормами. Также необходимо уделять большое внимание профессиональному отбору кадров при наборе на службу в ОВД и поступлении в учебные заведения МВД.

Общая специфика организации профессионально-психологической подготовки предполагает выявление личностных психологических особенностей, развитие психологической устойчивости, формирование личной психологической культуры.

Психологическая подготовка - научно-организованный и эффективно осуществляемый процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности слушателей к решению оперативно-служебных задач. Психологическая подготовка позволяет осуществлять углубленное изучение многих индивидуально-психологических особенностей каждого слушателя, связанных с их реальными способностями к служебной деятельности и подготовленностью к решению ее различных задач, а также осуществлять контроль за их профессиональным развитием.

Выводы. В заключении необходимо отметить, что непосредственной, психологической готовностью к напряженности в данных условиях является глубокое уяснение сути и значения тех действий, которые необходимы сотруднику ОВД для предотвращения нежелательных последствий, твердый мотив и установка выполнить их и, быть уверенным в благополучном исходе.

Психологическая подготовка к предстоящей напряженности заключается в изучении, познавании и совершенствовании служебной деятельности во избежание появления в характере негативных отражений экстремальной или проблемной ситуации.

Стремление психологически подготовить курсанта к сложным условиям его деятельности всегда свойственно передовым учебным заведениям. Так, например, на кафедрах Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации опытные преподаватели в ходе проведения занятий передают обучающимся опыт решения этих и других проблем, изучаемых современной психологией. Это формирует у будущих офицеров качества, необходимые им в практической деятельности, в том числе и для успешного выполнения действий по снижению психологической напряженности в экстремальных условиях.

Литература:

1. Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. Омск, 1984.

2. Богомолов Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. - 23 с.

3. Бережная Н.И. Психологическая готовность сотрудников к действиям в экстремальной ситуации // Состояние и перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе: Матер. 1 регион. научно-практ. конф. / Под ред. Е.Н. Шиянова, В.Ф. Москаленко. Ставрополь: Северо-Кавказский гос. техн. университет, 2001. С. 57-60.

4. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. - М., 1992, в 5-ти томах.

5. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел. Монография. М.: РИО ВИПК МВД России, 2003.

6. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. - Х.: Изд-во "Гуманитарный Центр", 2007. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.